Главная » Обработка грибов » Инновации и социальные организации. Социальные инновации: кому это нужно? Отдел социальных инноваций

Инновации и социальные организации. Социальные инновации: кому это нужно? Отдел социальных инноваций

Введение

    Инновационные социальные технологии: понятие, особенности, структура, типы

    Инновационная практика

    Сущность социальных технологий

    Типологизация технологий. Квазитехнологии

Список литературы

Введение

В XXI веке стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие – изменения в политике, экономике и общественных отношениях, ориентированные на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. Одним из главных генераторов такого развития могут и должны стать социальные инновации, нацеленные на гармоничное, сбалансированное развитие человека и общества. В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышение эффективности использования новой техники и технологий, сокращение инновационных издержек. В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее.

1. Инновационные социальные технологии: понятие, особенности, структура, типы

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным. В основе технологии обеспечения нововведений должен быть такой подход к их изучению, в рамках которого возможно одновременное рассмотрение различных сторон взаимодействия социальной среды и нововведения, выявление тех сторон этого взаимодействия, которые в большей степени влияют на успешность инновационных процессов, а также распознавание и предвидение возможных проблем инновационной практики.

В таком случае в структуре технологии обеспечения нововведений целесообразно выделить две взаимодополняющие друг друга, синхронно осуществляемые деятельности - инновационную диагностику и социологическое изучение нововведений, целью которых является распознавание, предвидение проблем, которые могут возникнуть при взаимодействии среды и нововведения с помощью диагностики, а также изучения динамики общественного мнения по поводу реализации нововведения с помощью различных методов социологического исследования.

Инновационная диагностика предполагает осуществление процедуры анализа, диагноза и прогноза относительно конкретного нововведения. Это позволяет планировать не только алгоритм осуществления данного нововведения, но и прогнозировать конкретные последствия в широком комплексе общественной системы с учетом специфики ее функционирования, что дает возможность заранее подготовиться к появлению различных побочных явлений, конфликтов и противоречий в процессе инновационной деятельности: либо предотвратить их, либо смягчить отрицательные последствия. Теоретическая модель, создаваемая в системе инновационной диагностики и предшествующая внедрению нововведений, представляет собой набор прогностических схем по принципу «если..., то...», носит вариабельный характер, предсказывающий и допускающий широкий спектр различных виртуально возможных состояний и последствий, порой даже неодинаковой степени вероятности. Таким образом, инновационная диагностика охватывает, во-первых, прогноз вероятности появления различных нововведений в будущем, во-вторых, дает более или менее полную картину перспектив развития конкретного нововведения, его последствий во всех сферах жизнедеятельности людей, виртуально фиксирует разные варианты восприятия его людьми, прогнозирует общественное мнение, на которое невозможно не ориентироваться.

Инновационная диагностика происходит в три этапа:

1) до реализации нововведения (фиксация всех возможных проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер);

2) во время его осуществления конструктивное переосмысление знания позволяет проводить оперативную доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей;

3) после него (через сопоставление целей и полученных результатов нововведения с определенными признаками, характеризующими среду его освоения) - включая в себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления. Проведение диагностики собственно процесса осуществления нововведения и его среды позволяет определенным образом управлять инновационным процессом с учетом конкретных ситуационных особенностей, корректировать ход и содержание инновационной деятельности, делать ее наиболее рациональной и оптимальной для эффективного осуществления поставленных целей. Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. В таком случае исследование и анализ динамики общественного мнения относительно уже осуществившихся и потенциально возможных изменений - задача изучения нововведений, ориентированная на возможность осуществить более полный анализ противоречий и реально возможных конфликтов, связанных с ним.

Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры. Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном, прежде всего.

Социальные инновации весьма разнообразны, что в первую очередь обусловлено многообразием явлений социальной жизни.

При классификации социальных инноваций используются различные основания.

1. Исходя из понятия уровня и объема социальных нововведений, можно выделить инновации глобального характера, направленные на решение общечеловеческих проблем, а также региональные и локальные инновации, представляющие более узкие интересы регионального и местного значения.

2. По сферам общественной жизни выделяют инновации социальные, политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах.

3. По масштабу использования различают единичные социальные инновации, осуществляемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на многие объекты.

4. В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей и т.д., можно выделить педагогические, образовательные, правовые, управленческие социальные инновации и т.д.

Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить традиционными методами, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

Так были созданы и получили распространение «телефоны доверия», с помощью которых оказывается анонимная психологическая помощь людям, находящимся в стрессовых ситуациях; так возникли социальные приюты, гостиницы и т.д.

В философском плане социальные инновации развиваются как нововведения в социальной практике, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности и нестабильности общества, сосуществования различных аксиологических систем, усиления процессов социальной мобильности, когда многие традиционные формы и методы обеспечения социальных гарантий оказываются несостоятельными.

Процесс развития общества идет посредством обновления и обусловливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социальной сфере, инновационных способов социальной деятельности, а нововведения являются формой этого общественного развития. В связи с этим необходимо конкретизировать содержание инновации как процесса.

Под инновационным процессом понимается процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, ее распространения и использования. Инновационный процесс включает в себя инновационную деятельность, которая понимается как деятельность, направленная на использование научных знаний и практического опыта с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства (технология) и совершенствования социального обслуживания. Он состоит из таких составляющих, как процесс поиска и разработки новой идеи, ее экспериментальной апробации, распространения и использования.

Период от возникновения до практического применения нового представляет собой инновационный цикл, продолжительность которого может варьировать в зависимости от многих факторов, вызывающих торможение процесса. Среди основных факторов торможения можно выделить социально-экономические и психологические.

К первой группе относятся, прежде всего, острый дефицит финансирования нововведения, явный недостаток профессионально подготовленных кадров, перспектива сокращения рабочих мест и распространение безработицы по мере развития конкретного инновационного процесса.

Психологические факторы торможения обусловлены наличием различных психологических барьеров информационного или мировоззренческого плана (недостаточная информированность о сути и цели инновации или отношение к новшествам как к кратковременной кампании). К причинам, сдерживающим инновационный процесс, можно отнести консерватизм мышления, отсутствие инициативного и творческого подхода в решении проблем в социальной сфере.

Ученые разрабатывают специальные программы, цель которых - социально-психологическое обеспечение нововведений. Их основными элементами являются:

Критическое отношение к предстоящим нововведениям;

Аргументация в их пользу;

Обоснование конечных результатов, ожидаемых в итоге реализации нововведения;

Изучение мнения работников организации с целью выявления сторонников и противников новшества и нахождения правильного подхода к каждому заинтересованному человеку;

Утверждение плана внедрения нововведения с учетом результатов обсуждений и опроса общественного мнения.

На основе этих программ можно разработать механизм, способствующий ослаблению действия факторов торможения за счет стимулирования творчества работников:

Создание условий для поддержания творческой атмосферы в организации;

Стимулирование инновационной деятельности молодых работников;

Регулярное проведение конкурсов инноваций;

Материальная и моральная поддержка творческих работников (учреждение государственных званий, премий, направление на стажировку в зарубежные центры и т.д.).

Социальной базой, субъектом социальных нововведений являются инноваторы. А.И. Пригожий предлагает квалифицировать их по ряду оснований: по типу инновационной деятельности - создатели (авторы идеи и ее популяризаторы) и реализаторы (авторы технологического процесса освоения и внедрения новшества); по отношению к основной специальности - профессионалы и самодеятельные инноваторы; по количеству участвующих - коллективные и индивидуальные инноваторы; по предмету инновационной деятельности - инноваторы - разработчики новых материальных продуктов, новых технологий, методов деятельности, новых социальных норм и отношений.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами. При этом:

– под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

– под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;

– под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

Теперь попробуем объединить эти понятия.

Инновационные социальные технологии – процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов.

Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе2. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся в соответствии с этими программами социальные процессы.

Использование новых методов и технологий при решении конкретных проблем требует их модификации и приспособления к особенностям управления, традициям, масштабам и уровням социальных систем и т.д., что, в свою очередь, обусловило создание и развитие инновационного метода, основанного на принципиально новых для традиционной науки идеях и принципах и открывающего новые возможности решения сложных комплексных задач на всех уровнях общественной системы.

Инновационный метод развивался в виде различных форм:

Инновационная игра как метод исследования и развития организаций;

Игровые программы, предписывающие способы и средства мыслительной работы группы по решению проблем;

Социотехническая игра, основанная на принципах работы социальных технологов;

«императивная» форма, возникшая при разделении инновационной игры на метод и форму его осуществления;

Матричная форма, сочетающая в себе правила инновационного метода и базовой технологии действий по исследованию,

обучению и практическим действиям.

Человек стремится внести в окружающий его мир определенный порядок, используя имеющиеся в его распоряжении образцы и программы. Этот процесс назван «онтологическим синтезом», или «онтосинтезом», который становится основой и механизмом осуществления эффективных действий.

Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

1. По степени новизны:

    радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

    улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;

    модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту применения:

    продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

    технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

    процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

    комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.

3. По масштабам применения:

отраслевые;

    межотраслевые;

    региональные;

    в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам возникновения:

    реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;

    стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

    экономическая;

    социальная;

    экологическая;

    Итак, мы приходим к следующему выводам:

      Для развертывания эффективной управленческой деятельности в современном сложном и глобализированном мире, для надлежащего встраивания человека в коэволюционные процессы нужно уметь мыслить глобально и действовать активно и интерактивно, адекватно ситуации, быть в синергизме со средой, с управляемой организацией или предприятием, созидать подобающий как своим собственным познавательным и конструктивным возможностям, так и внутренним неявным тенденциям среды когерентный, взаимно согласованный мир.

      Конструктивная и творческая позиция современного руководителя и специалиста в сфере управления призвана определяться возможностью преднамеренного резонансного возбуждения сложных структур в соответствующих нелинейных средах и системах, тех структур, которые отвечают метастабильно устойчивым собственным формам организации этих сред.

    Глава 10. Инновационное управление

    10.1. О природе инноваций в социальной среде.

    Эпоха инноваций.

    В современном динамично изменяющемся обществе возрастает сложность форм социальной организации, сокращаются масштабы исторического времени, ускоряется его ход. Вследствие этого увеличиваются неопределенности и риски, в том числе и риски соскальзывания на катастрофические сценарии развертывания исторических событий. Мир, в котором мы живем, является нелинейным, причем возрастающая сложность означает одновременно и увеличивающуюся нелинейность, а в нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий. Слова древнегреческого историка Еврипида о том, что ожидаемое не случается, неожиданному Бог открывает дверь , отвечают духу сегодняшнего дня.

    Неопределенности и риски, в основе которых лежит внутренняя спонтанность бытия, иначе говоря, случайность как его имманентное свойство, имеют и иную сторону: всякий акт рождения нового как в природе, так и в обществе так или иначе связан со случайностью. Эта мировоззренческая позиция лежит в русле философии становящегося бытия Гераклита Эфесского (ок. 550-480 до н.э.), философии жизни Анри Бергсона (1859-1941) и философии процесса Альфреда Уайтхеда (1861-1947). В настоящее время лишь тот человек (и лишь та организация) может надлежащим образом вписаться в общество, если он (или соответствующая организация) готов(а) к восприятию нового и обладает способностью созидать новое, т.е. креативностью. Те организации, которые не способны к инновациям, скорее всего потерпят поражение в соревновании с теми, которые ведут активную инновационную политику.

    В обществе, ориентированном на инновации, управление, чтобы отвечать требованиям такого общества, должно быть, в сущности, инновационным и креативным. Оно должно способствовать производству и диффузии инноваций.

    Что такое инновация?

    Инновация есть рождение нового, новшество, нововведение. Понятие нового связано с одной из вечных философских проблем – проблемой развития – и попытками решить так называемый парадокс развития . Социальная инновация – это нововведение в обществе.

    Социальная инноватика опирается на философское изучение природы нового и способов его возникновения в бытии. Новое предстает самыми разными гранями в зависимости от контекста обсуждаемых проблем:

    Новое как эмерджентное , рождающееся сразу, вдруг, неожиданно и не выводимое из наличного;

    Новое как проявление непроявленного, потенциально заложенного ;

    Новое как воспоминание старого , уже виденного (déjà vu), как уже бывшее в иных формах;

    Новое как возобновление старых смыслов , возвращение к утраченному, забытому;

    Новое как совпадение результата со скрытой установкой.

    Инновацию можно рассматривать на двух уровнях. В связи с этим необходимо понимать различие между понятиями «инновация» и «открытие» . На индивидуальном уровне человеческой деятельности рождение нового предстает как открытие , а на коллективном (социальном, культурном) – собственно как инновация .

    Открытие становится научной, культурной или социальной инновацией, лишь тогда, когда получает определенное признание в научном или культурном сообществе, в обществе в целом.

    Отнюдь не всем открытиям суждено стать инновациями. Многие открытия являются лишь открытиями для себя и «умирают» вместе с их творцом, ибо введение инновации в социум, как правило, сопряжено с трудностями. Другие открытия имеют ограниченный круг трансляции и изменяют только локальную среду для дальнейшей поисковой и конструктивной деятельности. И лишь очень немногие открытия пробиваются на уровень общего течения событий в культуре и социуме или даже определяют становление нового культурного и социального образца.

    Новации нередко первоначально отвергаются социумом как неприемлемые и неправомерные отступления от господствующей культурной парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка, а носители новаций третируются обществом как безумцы или люди не от мира сего. Для того чтобы новация была признана культурным или социальным сообществом, чтобы новация стала инновацией, ее носитель должен быть достаточно настойчив в достижении своей цели, должен использовать особые состояния социальной среды – состояния ее неустойчивости, когда среда чувствительна даже к малым, незначительным воздействиям, которые могут привести к становлению нового культурного или социального образца.

    Признавая ценность инноваций, необходимо отдавать себе отчет в том, что инновация невозможна без возобновления старых смыслов, без возвращения к утраченному современным обществом. Нельзя открывать новое, не пытаясь, прежде всего, вернуться к прежним, забытым, но хранящимся в сокровищнице культуры смыслам. Это тоже своего рода открытие, своего рода новация. Ведь уже древние даосы говорили, что «хороший правитель управляет как можно меньше », указывая, по сути дела, на путь самоорганизации социальных структур, на способы мягкого, нелинейного управления.

    В аспекте глубокой связи старого и нового в обществе, традиции (преемственности) и ее прерывания, ломки, «нового слова» в культуре, науке, социальной жизни, инновации можно рассматривать как:

     Инновация как забытое старое. Тот, кто обрезает свои корни, не может двигаться в будущее. Возобновление исторических традиций есть проявление цикличности в развитии общества. Умение включать элементы исторической и культурной памяти – это нетривиальное умение синтеза, по сути креативная способность.

     Инновация как пересечение (культурных, национальных и т.п.) традиций. Замыкание традиций в новой точке – это механизм творческого роста, приводящего к культурным и социальных инновациям.

     Инновация как «мутация» культурных и социальных эстафет. «Мутация» – это не просто пересечение, а спонтанное изменение традиций.

    Социальные инновации.

    Классическое определение социальной инновации включает в себя указание на:

    1) процесс улучшения в обществе путем введения чего-то нового (новых методов или технологий, новых форм социальной практики или социальных отношений, новых продуктов или услуг),

    2) новые идеи, методы, устройства или технологии,

    3) успешную эксплуатацию новых идей,

    4) изменения, которые создают новые измерения в производительности или эффективности социальных действий.

    Инновации обычно рассматриваются как основной двигатель развития общества и социальных отношений. А те факторы, которые ведут к социальным инновациям, рассматриваются как решающие для принятия решений, на которых строится эффективная социальная политика. В организационном контексте инновации связаны с ростом усовершенствований, ведущих к повышению эффективности, продуктивности работы организации (предприятия, компании), с повышением ее статуса и позиции в соревновании с другими компаниями, увеличением ее удельного веса на рынке товаров, услуг, технологий. Организации на всех уровнях (начиная с местных, локальных до государственных и конфедеративных), в том числе школы и университеты, больницы и поликлиники, местные органы власти и др. – все они способны производить инновации и быть источником инновационной волны в обществе.

    Хотя социальные инновации являются «кипучим и брызжущим котлом», из которого питается социальный прогресс, некоторые инновации могут быть и негативными, деструктивными. Подвижки к новому могут и ухудшать положение дел и социальный статус организации. Поэтому к инновационному процессу нужно относиться взвешенно, с известной долей критичности, здравого скепсиса.

    В отличие от нововведений в области техники и инженерии (технические инновации) и экономических инноваций (новые товары и услуги), которые к настоящему времени наиболее исследованы, природа социальных инноваций изучена далеко не в достаточной мере. Социальные инновации – это новые и значимые формы социальной практики, социальных взаимодействий и отношений, а также существенные сдвиги в менталитете, умонастроении в обществе (новые формы духовной практики). Изменения в технической сфере общества происходят в наиболее быстром темпе, но несмотря на это основные тренды развития техники и виды технических нововведений лучше поддаются прогнозированию, причем не только краткосрочному (1-5 лет), но и среднесрочному (5-10/15 лет). Изменения в экономике также происходят достаточно быстро и поддаются прогнозированию. Существуют технологии экономических и финансовых прогнозов, в том числе и применением математических методов. Экономическая инноватика, занимающаяся изучением инновационных процессов в маркетинге, появления новых товаров и услуг и их продвижением на рынке, разработана сегодня в наибольшей степени в сравнении с другими областями инноватики. Сфера социальных отношений и взаимодействий наиболее инертна, существенные и тем более радикальные изменения в ней происходят не столь быстро, но такого рода изменения затрагивают более глубинные слои общественной жизни, влияющие и на техническое, и на экономическое развитие.

    В наше время в обществе создаются и развиваются все новые социальные устои, поведение и социальная политика, тем самым, с профессиональной, академической и даже образовательной точки зрения социальная деятельность приобретает все большую значимость. Это диктует потребность на существующих предприятиях, уметь подстраиваться под изменения в социальной сфере и прогнозировать будущие изменения в обществе. Для осуществления поставленной задачи постоянно создаются и вырабатываются нововведения широкого спектра, направленные на социум. Данный процесс можно обозначить как “социальные инновации”.

    То есть это осознанно сформированное явление в деятельности людей, организующееся на следующей ступени прогресса общества под действием изменений общества для его эффективной модификации.

    Социальные инновации значительно отличаются от других инноваций по определенным критериям. Во-первых, социальные генерируются под действием группы лиц, в то время как материально-технических в большинстве своем создаются единолично. Во-вторых, результат социальных инноваций более расплывчат во временных рамках и значительно отодвинут, что не характерно для вещественных изобретений. Также особенностью социальных новшеств является обобщенное использование, то есть возможность применить к широкой сфере деятельности.

    Аспекты социума очень многочисленны, следовательно, и инновации имеют широкую вариативность. Чтобы их структурировать, разделим на подгруппы в зависимости от того на чем инновации базируются.

    В зависимости от охвата, инновации делятся глобальные, региональные, локальные. Пока локальные поднимают узконаправленные вопросы, глобальные оперируют общемировыми задачами. В зависимости от сферы деятельности инновации направлены на экономическую или политическую или духовную и так далее области. В зависимости от направленности: на единичный субъект или рассеянный на множество.

    Рассмотрим, что служит предпосылкой к созданию социально ориентированных новшеств. Во-первых, это возникающие или существующие проблемы в обществе, решение для которых еще не нашли. Либо появление решений, которые удовлетворяют потребности более эффективно, чем текущие. То есть изменение внешней среды несет за собой социальные инновации. То есть, можно сказать, что социальные инновации – это способ развития социума. Следовательно, рассмотрим инновационный процесс. Под ним понимается возникновение идеи, ее разработка, а пробирование и внедрение. Продолжительность данного процесса называется инновационный цикл. Данный период занимает различное количество времени в зависимости от тормозящих данный процесс факторов. Они делятся на психологические и социально-экономические.

    Сдерживающие причины

    Сдерживающая среда

    Метод разрешения проблемы

    Возражение против инноваций

    Косность мысли

    Непрекращающееся поддержание

    соц-инновац.программ.

    Разработка схем увеличения сопричастности людей в эти программы.

    Несущественные усилия господдержки соц. инноваций

    Нет системности в воздействиях гос-ва в вопросе поддержания соц.инновац. и программ инвестирования.

    Уменьшение ставки кредитования, возврат затрат

    Ненаправленное и несущественное информирование о соц.инновац.

    Большая стоимость маркетинговых

    Разработка площадки социальных предпринимателей

    Нехватка частного инвестирования в соц.сфере

    Нежелания бизнесменов

    Вкладывать средства в соц.проекты

    Господдержка соц.инвесторов

    Нет дорожного маршрута

    Малый опыт внедрения социальных инноваций

    Внедрить маршруты для соц.новаторов

    Несовершенная система финансирования

    Не способность к конкуренции

    соц.инновац. программ

    Доработка закона о

    концессионных соглашениях

    Высокий уровень риска

    Несовершенная

    область для приложения активности

    возможных соц.новаторов

    Внедрение программ

    страхования соц.новаторов с повышенной выгодой

    Нет требуемых умений в соц.проектировании и предпринимательстве

    Непривлекательность

    этой области для работников высокой квалификации

    Формирование умений менеджмента соц.проектов

    Невысокая степень взаимодоверия

    Беспринципность действий

    стейкхолдеров

    Проектирование с большей формальностью.

    Социально-технологические процессы являются методами и способами новаторской работы, ориентированную на формирование и внедрение новаций в мир, реализацию подобных инициатив, стимулирующие перемены в различных областях социальной сферы, рационализируют использование ресурсов, в том числе и материальных. Существует два варианта существования социальных технологий: как программы и проекты и как действующие согласно данными проектами технологии.

    За последнее время были созданы, к примеру, в медицине - инновационные способы излечения алкогольной зависимости, в сфере производства - способы мотивации работников, а для учителей-новейшие способы преподавания. Основная их особенность это создание активнодействующей единицы социума, который может самостоятельно приспособиться к изменениям внешней среды. Данные примеры и их функциональное содержание являются предметом социальных новшеств.

    Для внедрения инновационных решений необходимо их корректировать под определенные условия, в которых данная проблема возникла: устройству общественной системы, обычаям, локации и масштабу, отличительным особенностям менеджмента. Это вынудило создавать и развивать инновационный способ, который кардинально отличается от устоявшихся методик, что позволяет разрешать сложные вопросы любого уровня в системе общественной системы.

    Одним из способов разрешение проблем общественных систем считается программное инновирование, которое формируется благодаря новационным методам. Оно базируется на данных принципах:

    • 1) принцип «предельной цели»: стратегии и цели, которые ставятся для организации, формулируются на пределе возможного
    • 2) принцип «пульсируемого инновирования»: программа инновационных сессий, которые проводят через определенные интервалы, в процессе которых совершается активная связь персонала и консультантов;
    • 3) принцип «интегративного программирования»: суть данного принципа заключается в создании действительной стратегии интегративно, принимая к учету существующие результаты деятельности на каждом этапе и соотнося их с концепциями;
    • 4) принцип «накопления мотивации»: рассмотреть результаты предыдущей инновационной деятельности и проанализировать их, как следствие у участников общественной системы возрастет мотивация к последующим положительным изменениям, так как закрепление успехов позволяет почувствовать уверенность в собственных возможностях, а также почувствовать неудовлетворение при нехватке достигнутого;
    • 5) принцип «взращивания инновационного ядра» основывается на изменениях в компании в результате изменений сотрудников с помощью инициализации их нужд в таком изменении;
    • 6)Для более эффективного влияния на всю организацию используется ориентация на модернизацию всей системы и ее взаимосвязей с внешней средой, а не единичных компонентов и ее частей;

    Возможность воздействия на социальную сферу определена группой обстоятельств: присутствие неоднозначных данных об этих процессах, предоставление средств управления, проектирование эффективного механизма устройства организации для любого случая. Отталкиваясь от этого, разрабатывать инновации в общественной и организационной сферах могут только люди, которые имеют представление о рассматриваемой системе и к тому же имеющие практические навыки. Такие специальности набирают популярность особенно в последнее время. Например, «социальный технолог», «социальный инженер», «социальный конструктор». Эксперты в данной сфере разрабатывают и учат практиков новаторским социальным методикам.

    Новации в соц.службах по всему миру считаются объектом научных изучений. Их можно разделить на несколько направлений: - изучения проектов, эксперименты, изучения в сфере формирования методов. Также нельзя не обозначить новейшую модель, способную на использование к любым методам исследования формирования технологий общественной деятельности – эволюционное изучение. Она состоит из нескольких фаз:

    Анализирование предполагает выявление ситуации, требующей разрешения ее инициализацию и насущность. Следующим шагом рассматриваются возможные варианты решения и выбирается наилучшая альтернатива. В конце данного этапа делается вывод о нужности новации.

    Разработка включает в себя: постановка стратегии создания новации, выявление возможных осложнений при воплощении, создание информационной базы; компоновка выполненных частей, корректировка новации под практическое применение; создание “инструкции” к разработке.

    Продвижение заключается в апробации, оценки действия и при необходимости доработки. Преимущественно на этом этапе занимаются схемой реализации новации пошагово, то есть определение порядка и масштаба конкретных действий. К тому же создается обстановка для опыта и его апробации.

    Фаза оценки является новым этапом характеризующийся всеобщим охватыванием и внедрением. Оценка происходит по нескольким параметрам: результативность, расходы, действенность. По итогам оценки делаются выводы о готовности новации.

    В итоге новация распространяется и внедряется. При этом необходимо подготовить данные для будущих потребителей. Это последний этап.

    После рассмотрения фаз можно сделать вывод, что данный способ будет эффективен, особенно при использовании с традиционными способами внедрения разработок.

    Введение

    1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

    1.1 Инновации в социальной сфере

    1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

    1.3 Механизмы реализации

    2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

    2.1 Инновации в здравоохранении

    2.2 Инновации в образовании

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

    Объектом работы является социальная сфера в Российской Федерации.

    Предметом курсовой работы является инновации в социальной сфере.

    В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.

    Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

    Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

    1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.

    2.Выявить механизмы реализации инноваций.

    3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.

    1. Основные понятия инноваций в социальной сфере

    .1 Инновации в социальной сфере

    Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

    На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

    Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

    Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

    Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

    Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

    Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

    Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

    Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

    Социальная политика является составной частью общей стратегии государства , относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

    1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

    инновация социальный здравоохранение образование

    Инновационные процессы в социальной сфере.

    Инновационный процесс можно представить в следующей очерёдности этапов:

    .Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.

    .Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.

    .Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.

    .Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.

    .Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.

    .Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.

    .Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

    Инновационный процесс должен охватывать, по крайней мере, все фазы до начала внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна.

    Как показывает история многих стран, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада новые идеи призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.

    Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы, как:

    - обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению;

    - отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска;

    - тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам.

    Идентификация потребности социальной сферы в инновациях определяет необходимость более четкой и адекватной формулировки понятия «инновация» и смежных понятий с учетом особенностей социальной сферы. Это позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальных организаций и служб при удовлетворении социальных потребностей населения.

    Как отмечают многие исследователи, в точном определении инноваций существует ряд методологических разногласий - инновации представляют как процесс, результат, идея, возможность. Проведенный нами анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту тему выявил следующее общее определение инноваций: инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Опираясь на это определение можно сформулировать определение инновационного процесса как процесса преобразования идеи в инновацию, включающего три этапа:

    этап генерирования идеи (креативный этап),

    этап воплощения идеи,

    этап внедрения (коммерциализации) идеи.

    Такое определение инновационного процесса позволяет взглянуть на задачу создания инноваций, в частности в социальной сфере, с точки зрения достижения целей каждого из этапов этого процесса. Поэтому рассмотрим этапы инновационного процесса более подробно и выделим их особенности применительно к социальной сфере.

    Этап генерирования новых идей можно охарактеризовать как креативный аспект инновационного процесса. Некоторые исследователи определяют креативности ведущую роль, поскольку без идей не будет шансов на их реализацию. Процесс креативности, или творчества, «состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто». Данное определение отражает умение творческой личности рассматривать ситуацию «другими глазами» и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы. Однако креативность важна не только на индивидуальном уровне: осознание того, что является допустимым в рамках определенной системы (группы, организации и т.п.), также влияет на уровень творческой деятельности.

    Инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. Как показывает передовой опыт социальных служб и учреждений, участие работников в инновационном процессе - это важнейшая форма развития персонала организации. Успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от:

    ·организационной сплоченности;

    ·от степени включенности руководителя в управление инновациями;

    ·от постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

    Важное значение приобретает обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами и развития креативности для профилактики эффекта «сопротивления персонала нововведениями». В том случае, когда служебная деятельность специалиста обеднена, стереотипна, жестко закреплена в одних и тех же действиях и результатах, наблюдаются различные проявления профессиональных деформаций, снижение эффективности работы, профессиональное выгорание.

    С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо применение различных мотивирующих действий, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации.

    Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

    На креативном этапе инновационного процесса очень важно использовать все возможные источники инновационных возможностей. Среди них можно выделить:

    ·поиск непредвиденных событий и учет их влияния;

    ·поиск несоответствия между желаемым и действительным;

    ·изменение в структуре рынка и законодательных ограничениях;

    ·новые знания и технологии;

    ·демографические изменения;

    ·насущная потребность клиентов.

    Причем наиболее значимым с позиции достижения цели социальной работы является удовлетворение потребностей клиентов в социальных услугах. Оценка потребностей в таких услугах может осуществляться с точки зрения их объема, номенклатуры, имеющихся ресурсов государственных органов, организации или конкретного социального работника. Несмотря на то, что система социального обслуживания развивается в нашей стране уже полтора десятка лет, из всех видов услуг наиболее распространенными по-прежнему являются выдача денежной и вещевой помощи.

    Опыт ряда стран показывает, что инновационная социальная работа должна строиться на опережающем, эвристическом предложении услуг, которое будет порождать осознанный спрос на них. В частности, инновации в социальной сфере могут касаться в большей степени:

    занятости, доходов, качества жизни населения;

    здравоохранения, материнства и детства, жизни сбережения людей;

    всех видов и форм образования;

    культуры и досуга;

    социальной защиты;

    обеспечения прав граждан на жилье;

    общественной безопасности;

    охраны окружающей среды;

    работа с беженцами и вынужденными переселенцами;

    общественного попечительства в отношении детей, инвалидов, стариков и малоимущих граждан.

    Основным результатом креативного этапа инновационного процесса должны являться инновационные идеи. Но любая идея, какой бы она замечательной не была, требует усилий по ее воплощению. Воплощение инновационной идеи представляет собой четко организованные действия по ее превращению в продукт (товар, услугу, процесс, технологию). Этап воплощения предполагает оценку потенциала идеи, определение необходимого объема ресурсов на ее воплощение и разработку необходимой организационной модели.

    Для расширения качественных социальных услуг социального сервиса требуется серьезная государственная поддержка социальных учреждений, выступающих центром по разработке и внедрению инновационных методов и технологий в работе с разными группами населения. Источники финансирования инновационной деятельности таких учреждений могут быть как внешние, так и внутренние.

    Внешнее финансирование предполагает привлечение средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Внутренние источники финансирования инновационной деятельности социальных организаций могут включать в себя часть прибыли организации, часть амортизационных отчислений, акционерный капитал и т.д. Широкое распространение в ряде регионов России имеют также полное или частичное финансирование на конкурсной основе инновационных программ и проектов за счет средств бюджета региона; предоставление бюджетных ссуд на реализацию социальных инноваций. Важное значение приобретает разработка и внедрение в деятельность социальных служб нормативно-правовых документов, способствующих развитию инновационной деятельности в регионах.

    В настоящее время процесс воплощения инновации достаточно хорошо разработан на теоретическом уровне, существует множество моделей, описывающих различные аспекты процесса воплощения инноваций. Одним из наиболее распространенных методов реализации инноваций в социальной сфере является проектный метод. Среди достоинств этого метода специалисты называют возможность в рамках проекта эффективно достигать поставленных целей в условиях заданных параметров: сроков, стоимости, качества и т.п.

    Однако при реализации инноваций в социальной сфере необходимо учитывать особенности, связанные некоммерческим характером отношений. Как известно, модель финансирования некоммерческой организации основана на бюджете (внешние средства), а не прибыли (собственные средства). Кроме того, некоммерческая организация имеет большое количество заинтересованных сторон, что при социальной специфике деятельности снижает потенциал нововведений. Нацеленность деятельности некоммерческих организаций на достижение определенных идеалов затрудняет оценку их деятельности с точки зрения сопоставления затрат и результатов. Именно этими особенностями определяются трудности воплощения инноваций в социальной сфере.

    Этап первый - создание инноваций, научные исследования и разработки, подготовка конструкторской, технологической документации.

    Второй этап - внедрение (коммерциализация) инноваций. Поскольку инновация может считаться таковой только при условии, что ее внедрение принесло результат, полезный для целевой группы, основная цель инновационного процесса на этом этапе - получить ценность от внедрения инновационной идеи. Ценность может определяться качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также выступать дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. Для организации, внедряющей инновацию, основной задачей является повышение до максимума ценности конечного продукта, получаемой от реализации креативной идеи. На практике ценность определяется по-разному: как финансовый выигрыш, увеличение качества, повышение удобства, сокращение затрат. В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха инновации и поэтому ценность должна определяться другими критериями, связанными, прежде всего, с социальными установками и нормами общества.

    Важным вопросом при внедрении инноваций является учет рисков этого процесса и использование наиболее подходящих организационных структур. Из-за сложности и комплексности процесса внедрения социальных инноваций, наличия большого количества заинтересованных сторон, высокого риска этого процесса возникает необходимость создания специализированных структур, задача которых состояла бы в объединении усилий и ресурсов участников взаимодействия для достижения взаимовыгодных целей. Эти структуры могут представлять собой технологические активные комплексы с интегрированной структурой организации, специализированные формы, научно-исследовательские центры, различные поддерживающие структуры. Данные комплексы должны быть направлены на обеспечение устойчивой взаимосвязи внутри обширной инновационной инфраструктуры, иметь развитые сети неформального обмена информацией для создания каналов внедрения социальных инноваций.

    Поскольку для социальной сферы в большей степени характерны инновации эффективности (поддерживающие инновации), направленные на модификацию уже существующих механизмов и практик, усовершенствование или видоизменение в социальных услугах и социальных программах, возникает необходимость трансформации деятельности непосредственно социальных организаций.

    Как показывает практика, потребность в инновациях в социальной сфере во многом обусловлена внутренней потребностью социальной организации в повышении своих ресурсов за счет инноваций. Главное отличие инновационных организаций заключается в ориентации на изменения, которые становятся нормой для их деятельности. Для деятельности таких социальных организаций характерны следующие особенности:

    ·постоянная деятельность по созданию инноваций;

    ·финансирование создания нововведений, осуществляемое отдельно от текущей деятельности.

    Таким образом, результативность инновационного процесса определяется суммарным эффектом от внедрения инновационных идей, т.е. ценностью для целевой группы. Социальные инновации должны быть нацелены на решение наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом в обеспечении социального благополучия и социальных прав населения.

    В качестве перспективных направлений инновационной деятельности в социальной сфере можно выделить такие направления, как:

    ·расширение спектра социальных услуг по удовлетворению социальных потребностей разных групп населения (социальный сервис);

    ·увеличение субъектов инновационной деятельности, вовлечении их в процесс решения социальных проблем широких слоев населения (социальное партнерство);

    ·информатизация социальной сферы как основы современного научно-технического прогресса;

    ·внедрение в практику социальных учреждений, служб инновационных стратегий развития, связанных с разработкой новых, более качественных товаров и услуг для населения и т.д.

    Устойчивое инновационное развитие предполагает осуществление социальной политики на новых принципах, включающих:

    - взаимную солидарную ответственность всех субъектов социальной политики (государства, неправительственных организаций, бизнес - структур, социальных работников, непосредственно граждан за результаты социального развития);

    - открытость социальной политики обществу;

    - развитие традиционных форм социальной работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

    Миссия социальной работы как формы деятельности направлена на достижение позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Как особая технология управления интеграционными процессами в обществе, социальная работа призвана обеспечивать социальный мир и социальное благополучие в обществе. Поэтому поиск альтернативных путей обновления тесно связывается с внедрением инноваций во все сферы жизнедеятельности.

    .3 Механизмы реализации

    Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяются объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

    По своей сути, механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и не институциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить оформить социальные интересы граждан, социальных групп населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

    Механизм реализации социальной политики в России ориентирован на решение важнейших социальных проблем.

    Механизм реализации социальной сферы имеет сложную структуру:

    субъект сферы политики - государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

    объект сферы политики - социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления;

    системы нормативно-правовых актов, регулирующие взаимодействие между субъектами и объектами социальной сферы;

    методы реализации социальной сферы:

    предметно-политическая деятельность по решению задач социальной сферы на различных стадиях, включая и оценку эффективности реализации социальных программ.

    2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

    Сегодня в России колоссальный голод на социальные инновации. В обновлении нуждаются все аспекты социальной сферы.

    Традиционно считалось и считается, что социальная сфера очень консервативна. Люди привыкают жить в определённых условиях и опасаются перемен даже там, где они крайне необходимы. Во-вторых, практически все инновации в социальной сфере принимаются без учёта позиций самих граждан. Мы, к сожалению, так и не научились взаимодействовать с людьми, готовить их к инновационным изменениям.

    Например, как трудно идёт процесс перехода на электронные носители. Просто потому, что многие, особенно пожилые люди, не владеют самыми простыми навыками работы за компьютером. Порой они даже не умеют его включать. Поэтому программа обучения пожилых людей компьютерной грамотности возникла неслучайно. Пока мы не научим граждан пользоваться благами инновационных достижений, мы так и будем встречать с их стороны отпор любым изменениям.

    За последние три года через Центр социальных инноваций прошли порядка 200 проектов. Но одним из первых направлений, в котором начались инновационные изменения, стало здравоохранение.

    2.1 Инновации в здравоохранении

    Нововведения в сфере здравоохранения осуществляются в виде создания новых технологий, медицинских приборов, препаратов, лечебных методик, или организационных процессов, внедряемых в производство товаров или оказание услуг.

    С позиции управления инновационной деятельностью целесообразно выделить следующие виды инноваций в области здравоохранения:

    ·Медицинские технологические инновации, которые связаны с появлением новых методов (способов, приемов) профилактики, диагностики и лечения на базе имеющихся препаратов (оборудования) или новых комбинаций их применения;

    ·Организационные инновации, реализующие эффективную реструктуризацию деятельности системы здравоохранения, совершенствование организации труда персонала и орг. структуры управления.

    ·Экономические инновации, обеспечивающие внедрение современных методов планирования, финансирования, стимулирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

    ·Информационно-технологические инновации, направленные на автоматизацию процессов сбора, обработки, анализа информационных потоков в отрасли;

    ·Медико-фармацевтические, медико-технические инновации, являющиеся разновидностью медицинских технологических инноваций, однако предполагающих, как императив, использование новых лекарственных средств (технических систем), конкурентоспособных по цене и основным параметрам медицинской эффективности.

    К продуктовым и процессным инновациям в системе здравоохранения следует отнести те, которые охватывают как систему предупреждения и лечения заболевания, реабилитации больных, создания принципиально новых лекарственных препаратов, новой медицинской техники и оборудования, новых информационных, учетных, управленческих и других благ, способствующих повышению качества медицинских услуг и т.д.

    В области инвестирования в медицинские инновации российская специфика такова, что основным инвестором в передовые медицинские технологии выступает государство.

    Для успешного развития медицины необходимо правильное сочетание ясных государственных гарантий населению и равных прав всех участников рынка вне зависимости от форм собственности. Что касается возможности частичного инвестирования в инновационные технологии, то оно сдерживается, с одной стороны, недостаточным информационным обеспечением, а с другой - отсутствием чётких государственных гарантий и преференций.

    Как отмечается в Национальном докладе «Инновационное развитие - основа модернизации экономики России», в России, осуществляющей переход на современную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности.

    Новые цели, связанные со стимулированием и инфраструктурной поддержкой развития науки и инноваций, как и прежде, не реализуются в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же запаздывает или откладывается на неопределённые сроки.

    Тревожит тот факт, что в масштабах страны эффект от инновационной деятельности почти незаметен, не налажены тесные, постоянные и продуктивные контакты между наукой и бизнесом, эффективное функционирование национальной инновационной системы в целом.

    Устранение основных проблем в развитии науки, образования, инноваций требует существенных ресурсных и временных затрат. Однако затягивание их разрешения чревато не просто консервацией сложившейся ситуации, но и вполне вероятной деградацией всех базовых элементов инновационного цикла. Недостаточное финансирование тормозит реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике.

    Следует отметить, что создаваемые отечественными предприятиями и вузами разработки востребованы незначительно. Это связано, прежде всего, с недостаточным финансированием здравоохранения и законодательной незащищённостью отечественных разработок. Дальнейшее развитие данной ситуации может привести, в частности, к систематическим закупкам крайне дорогостоящего иностранного оборудования, внедрению отечественных разработок через иностранные фирмы и, как следствие, повышению затратности отечественного здравоохранения.

    Несмотря на рост инвестиций в здравоохранение, Россия заметно отстаёт от передовых стран по объёмам финансирования и показателям, определяющим уровень развития медицинской науки. В большинстве стран мира ассигнования на «науки о человеке» составляют не менее 30% от общих затрат на фундаментальные исследования.

    Вопросы поддержания необходимого состояния медицинских изделий и использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направляемых на их производство, закупку, должную эксплуатацию и утилизацию, не решаются в достаточной мере. В настоящее время многие направления современной медицины требуют серьёзной технологической оснащенности. Реализация современных технологий в отечественных учреждениях практического здравоохранения сдерживается, в том числе, из-за отсутствия эффективных механизмов допуска этих технологий на рынок.

    Таким образом, инновации могут быть техническими, подразумевать разработку или улучшение продуктов или процессов, либо административными, т.е. быть направленными на совершенствование организационной структуры и процессов управления и осуществления работы. Такие инновации часто могут осуществляться независимо друг от друга. Тем не менее, в некоторых случаях реализация инноваций в одной сфере может зависеть или даже требовать инноваций в другой.

    Как следует из программных документов Правительства Российской Федерации, инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.

    В настоящий момент в России есть компоненты, необходимые для развития инновационных медицинских технологий: инвесторы, компании, импортирующие зарубежные инновационные разработки, и изобретатели.

    Единство науки, образования и практики должно обеспечить здравоохранение не только принципиально новыми способами диагностики и лечения самых различных заболеваний, но и современными методами управления качеством в здравоохранении.

    Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

    2.2 Инновации в образовании

    Реформа образования должна проводиться с учетом принципа «не навреди». Главного внимания требуют организационно-технические условия осуществления образования, особенно это касается учреждений, обеспечивающих общую среднюю школьную подготовку на селе и в малых городах страны.

    Нуждается в специальном внимании среднее профессиональное образование, которое должно готовить специалистов, способных встраиваться в новые и новейшие технологии. Реструктуризация высшего образования имеет своей целью готовить профессионалов высшей квалификации, совмещающих обучение с осуществлением научно-исследовательских работ. Финансирование образования должно иметь три источника: государственный бюджет (преимущественно регионального уровня), предприятия, которые готовят для себя рабочую силу необходимой квалификации, и граждане, выбирающие платные формы обучения .

    Государство в лице своих законодательных органов определяет минимальную образовательную «корзину», доступ к которой имеет каждый гражданин страны.

    Практическое претворение в жизнь социальных реформ определяет три особенности алгоритма их реализации:

    главное условие успешности реформ - это системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики;

    корневой составляющей всех ее сегментов является трансформация модели заработной платы;

    в условиях чудовищной поляризации идеология социальных реформ не может не иметь пере распределительного характера, реализуемого через налоги и социальное страхование.

    Заключение

    В завершение работы кратко подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе многоаспектного анализа инноваций в социальной сфере.

    Мы пришли к пониманию социальной инновации как сознательно организуемого нововведения или нового явления в практике социальной работы, формирующегося на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

    Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

    Сегодня практически нет ни одной сферы в обществе, которая в той или иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически не отразилась на учреждениях социального обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соц. обслуживания, так и не приветствует появления учреждений негосударственного сектора.

    Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

    Кроме достижения основной цели, инновации призваны решить следующие задачи:

    повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

    улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

    снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

    Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

    высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

    сложностью оценки эффекта инновации;

    комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

    Кроме того, инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

    Основными направлениями инновационной деятельности в социальной работе сегодня являются:

    Расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

    Информатизация социальной сферы. Под информатизацией социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

    Индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства.

    Увеличение разнообразия организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

    Социальная сфера, одна из тех сфер, где просто необходимы инновации. Ведь инновации это движение вперед, поиск новых более эффективных, рациональных путей решения поставленных вопросов, без новых технологий мы так и будем топтаться на месте, а вместе с тем жизнь не стоит на месте, решаемые вопросы усложняются и требуют новых подходов.

    Список используемой литературы

    1.<#"justify">2.Осипов Г.В. Москвичев Л.Н. Чернощек О.Е. Социологический словарь. М.: Норма, 2008

    3.Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Экономика, 2006 - 518 с

    4.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2008. - с. 11.

    5.Красникова Е.О., Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент - М.: Окей-книга, 2009 - 184 с.

    .Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент - М.: Инфра-М, 2008 - 176 с.

    .Жариков В.В. Управление инновационными процессами - Тамбов: ТГТУ, 2009 - 180 с.

    .Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. 2-е изд. - СПб: Питер, 2006 - 384 с.

    .Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007 - 335 с.

    .Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент - М.: Юнити-Дана, 2005 - 446 с.

    .Попов В.Л. Управление инновационными проектами - М.: Инфра-М, 2009 - 336 с.

    .Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями - М.: Эксмо, 2008 - 432 с.

    . Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. - 2009 г. - 216 с.

    14.Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно - стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2007- №1.- С. 95-107, №2. - С. 63 - 69.

    15.Российские инновации в медицинской технике. - 2010. - №4 (390). - Режим доступа: #"justify">16.Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. Антикризисное управление - М.: Юнити-Дана, 2006 - 287 с.

    По материалам Wikipedia

    К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

    Данное понятие имеет множество пересекающихся значений. Социальные инновации могут быть связаны с инновационными социальными процессами, такими, как методы и технологии источников открытого доступа. С другой стороны, они ассоциируются с такими социально-ориентированными новшествами, как микрокредиты и дистанционное обучение. Концепция «социальные инновации» применима к социальному предпринимательству (предпринимательство не обязательно должно быть инновационным, но оно может быть проводником инноваций), имеет отношение к процессам модернизации государственной политики и управления. Социальные инновации могут иметь место в государственном секторе, в коммерческом, некоммерческом и общественном секторах, а также в сферах взаимодействия между ними. Большое количество исследований посвящено созданию условий для межсекторального сотрудничества, нацеленного на социальные преобразования. Социальные инновации приобретают все большую значимость в научно-образовательной среде.

    Выдающимися примерами социального предпринимательства являются деятельность Мухаммеда Юнуса, основателя банка «Грамин», открывшего новый способ оказания поддержки развитию инноваций посредством предоставления микрокредитов населению целого ряда развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, и Стивена Голдсмита, бывшего мэра Индианополиса, которому удалось привлечь частный сектор к участию в работе городских служб.

    Социальные инновации обсуждались в трудах таких деятелей, как Питер Друкер и Майкл Янг (основатель Открытого университета и десятка других организаций) в 1960-е годы. В 1970-е этот термин начали использовать французские авторы, в частности, Пьер Розанваллон, Жак Фурнье и Жак Аталли. Однако социальные инновации и их проявления возникли задолго до этого. Бенджамин Франклин, к примеру, предложил ряд модификаций, касающихся социальной организации общин, с помощью которых они могли бы решать свои повседневные задачи. Многие радикальные реформаторы 19 века, например Роберт Оуэн, которого считают основателем кооперативного движения, способствовали социальным преобразованиям, а великие социологи, Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм привлекли внимание к разнообразным процессам, связанным с социальными переменами.

    Исследования социальных инноваций приобрели популярность в 20 веке. Джозеф Шумпетер, например, изучал инновационные процессы в свете созданной им теории «креативного разрушения» и предложил рассматривать деятельность предпринимателей как использование существующих вещей для создания новых продуктов и услуг новыми способами. Начиная с 1980-х годов, в трудах, посвященных технологическим изменениям, все больше внимания уделяется социальным факторам и их влиянию на распространение технологий.

    Для периода 2000-х характерны такие проявления социальных инноваций, как блоги и веб-сайты, а также организации, ведущие свою деятельность на стыке академических исследований и практической реализации.

    Основные направления социальных инноваций включают:

    Инновации в сфере государственных услуг, впервые внедренные в ряде Скандинавских и Азиатских стран. Правительства все больше осознают необходимость модернизации в таких сферах, как здравоохранение, образование и развитие демократии.

    Социальное предпринимательство, проявляющееся в создании новых социально-ориентированных организаций.

    Бизнес – особенно в сфере оказания услуг.

    Источники открытого доступа, благодаря которым интеллектуальная собственность становится всеобщим достоянием.

    Комплексные адаптивные системы со встроенными механизмами, позволяющими адаптироваться к изменяющимся условиям.

    Коллективный подход, позволяющий объединить усилия всех заинтересованных сторон, например, акционеры и менеджеры, совместно принимающие решения о развитии бизнеса, или бизнес, взаимодействующий с органами государственного регулирования в целях совершенствования законодательства.

    Распространение (диффузия) инноваций, проявляющееся в открытии новых областей применения и совершенствовании инноваций, продолжающихся после их внедрения.

    Локальные аспекты, создающие благоприятные местные условия для внедрения инноваций.

    Институциональная поддержка: на правительственном уровне, политическими и общественными деятелями, фондами, партнерскими организациями, объединяющими средства, предоставляемые государственным, частным и корпоративным секторами.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта