В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?
Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.
Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.
Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.
Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:
План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.
В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:
Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:
Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.
Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:
Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.
Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска Буинского района РТ
Латыповой Лейли Раисовны
Тема: «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности »
учебный год.
Самообразование расчитан на 5 лет.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида «Батыр» г. Буинска РТ
«План по самообразованию педагога»
Латыповой Лейли Раисовны
Тема: «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности »
2010-2015
учебный год.
Тема самообразования МБДОУ «Батыр»:
Духовно-физическое воспитание- как основа современного подхода в воспитании дошкольников.
Проблема педагога: «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности»
Тематическое планирование деятельности по самообразованию тема «Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие любознательности и познавательной активности»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразовании | 2010-2011г. |
Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | 2011-2012 учебный год |
Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | 2012-2013 учебный год |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2013-20014год |
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к нравственному воспитанию детей.
Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
|
1Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2010-2011 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень ,развитие любознательности и познавательной активности» | ||
1.Найти новые перспективные планы по всем видам деятельности. | Сентябрь-Октябрь | Составление перспективного плана работы по всем возрастным группам. |
2.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г. | Ноябрь Декабрь | Изучение уровня экологичес-ких знаний детей; |
№5 2006г. |
Январь-Февраль | Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятии, развлечений. |
4.Изучить статьи по укреплению здоровье детей в МДОУ журнала «Дошкольное воспитание»: | Март-Апрель | |
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2011-2012 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса. | ||
1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы | Сентябрь – Май | Календарно – тематическое планирование |
2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. | В течение года | Картотеки |
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: * Интернет- ресурсы (детские презентации) . *Развивающие компьютерные презентации «Гимнастика для глаз»,«физкультминутки» и другие.. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы. | Октябрь-Ноябрь Декабрь-Февраль Январь Март-Апрель | Наглядный материал |
4. Семинар-практикум для воспитателей: «В гостях у геометрических фитгур.». | Просмотр деятельности педагога |
|
6. Родительское собрание «». | Май | Родительская встреча(Консультация для родителей на тему: «Игры в семье»). |
| День открытых дверей. |
|
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. | ||
1. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию детей. 2.. | Сентябрь-Май Сентябрь-май | Информационные листы в виде таблицы с результатами |
3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | Сентябрь-Май | Составление календарно – тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, |
Период работы: 2013-2014 учебный год. Тема: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников». Направление: физкультурно-оздоровительное. Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Задачи: Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма; Формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью; Привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми. | ||
I.Подготовительный этап. II. Работа с детьми. | Подбор литературы, беседа с м/с, родителями. Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. |
|
II. Работа с детьми. | Сентябрь. | Диагностика уровня физического развития. Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков. |
Октябрь. | Система эффективного закаливания. Освоения самомассажами, гимнастиками; Спортивные игры и соревнования. |
|
Ноябрь, декабрь. | Коррекционная работа Игры для формирования правильной осанки, Игры по профилактике плоскостопия. |
|
Январь- февраль. Март, апрель, май. | Создание представлений о ЗОЖ Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов. Формирование представлений о том, что вредно, что полезно. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов. Аромо- и фитотерапия; Музыкотерапия; Контроль самочувствия ребёнка и своевременная коррекция; Постоянно. |
|
III.Работа с родителями | Постоянно. | Анкетирование, проведение семинаров, консультаций, организация совместных дел, праздники. |
IV.Изучение литературы. | - «Зелёный огонёк здоровья» М. Ю. Картушина; - «Школа здорового человека» Г. И. Кулик; - «Оздоровительная работа в ДОУ» по программе «остров здоровья»; - «Оздоровление детей в условиях Д/с» под редакцией Л. В. Кочетковой; - «Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях» М. В. Романова г. |
|
V.Ожидаемые результаты: | Создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни; Снижение показателя заболеваемости; Положительная динамика показателей физического развития детей. |
Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.
Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.
В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.
Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.
После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.
Здесь отлично подойдёт технология SMART, по которой цели должны быть:
Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.
Составить план и действовать по нему - значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.
План по сообразованию воспитателя в ДОУ:
Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС - профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.
Перед выбором темы рекомендуется ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт - выявить сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, осознать, чему стоит уделить больше внимания.
При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОС дошкольного образования:
В основе этого списка примерных тем лежит игра - это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОС могут быть следующими:
Кроме тем по конкретному направлению, можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:
Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.
Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.
Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.
Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия - это поможет систематизировать информацию.
Ментальные карты или интеллект-карты - это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков.
Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.
Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция
План работы по самообразованию педагога ДОУ
Автор: Иванова Виктория Олеговна; воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №156" г.Саратов
Описание работы:
Предлагаю ознакомиться с моим первым индивидуальным планом самообразования воспитателя на тему «Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации».
Данный материал будет полезен
педагогам и воспитателям ДОУ.
Буду благодарна за конструктивную критику, так как работа выполняется мною впервые.
Индивидуальный план самообразования 2016-2017учебный год
Должность: воспитатель
ФИО:
Иванова Виктория Олеговна
Образование:
высшее, СГТУ имени Гагарина Ю.А., специальность – Психолог. Преподаватель психологии
Курсы профессиональной переподготовки:
«Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)», срок обучения - 3,5 месяца (504 часа)
Срок обучения:
Декабрь 2016 - Март 2017г
Индивидуальная тема:
Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации.
Когда начата работа над темой:
Декабрь 2016 года
Когда предполагается закончить работу над темой:
Ноябрь 2017 года.
Цель самообразования по теме:
научиться создавать условия индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности; повысить свой научно-методический, теоретический уровень и профессиональное мастерство.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения различных тематических семинаров и вебинаров.
2. Изучить психологические и возрастные особенности дошкольников.
3. Изучить документ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155);
4. Формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах;
5. Индивидуализация образования каждого ребенка;
6. Стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности;
7. Создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком;
8. Своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы;
9. Развивать активность дошкольника в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей;
10. Повышение собственного общекультурного уровня.
11. Тематические публикации в средствах массовой информации
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- творческие методы работы с дошкольниками в различных видах деятельности,
- интеграция педагогических и воспитательных методов, их включение в процесс индивидуализации,
- раскрытие творческого потенциала личности каждого ребенка,
- индивидуально-личностный подход, как перспективное направление современной педагогики и воспитательного процесса.
Этапы проработки материала:
диагностический.
Какой предполагается результат:
повышение собственного общекультурного уровня, развитие профессионально-педагогической компетентности, усовершенствование работы с детьми, рост профессионального мастерства.
Форма предоставления результатов:
- выступление (отчет) на заседании методического совета, педагогического совета с последующим представлением письменного текста выступления (отчета);
- публикации в средствах массовой информации.
Приложение № 1
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел 1. Изучение методической литературы по теме.
1. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя, Просвещение, 1971.
2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.-М.:Смысл,2001.-416с
3. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте//Детский сад. Управление. 2001. № 1-3. с.2-3.
4. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно – методический аспект.-М.: ТЦ Сфера, 2005.-57с.-(Библиотека руководителя ДОУ).
5. Основы педагогического мастерства под ред. И.А.Зязюна. М., 1989.
6. Петровский В. А. «Воспитатели и дети: источники роста.» - М-, 1994.
7. Помоги мне сделать это самому, М.Монтессори./ Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. -М.:Издат. дом "Карапуз", 2000. - 272 с, ил. - (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков
8. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно – методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.-М.: Обруч, 2011.-240с.
Раздел 2. Методическая работа по самообразованию.
1. Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада. (ДЕКАБРЬ-МАЙ)
2. Участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ (уровень детского сада). (ФЕВРАЛЬ)
3. Сообщение для педагогов ДОУ на тему: "Раскрытие творческого потенциала личности ребенка путем его индивидуализации". (МАРТ)
Раздел 3. Работа с детьми
1. Самоанализ педагогической деятельности. (СЕНТЯБРЬ-МАЙ)
2. Помощь в подготовке и проведение праздника ко дню 23 февраля и 8 марта (ФЕВРАЛЬ-МАРТ)
2. Помощь в подготовке и проведение праздника "Этот День Победы". (АПРЕЛЬ-МАЙ)
3.Помощь в подготовке и проведении внутрисадовых и групповых мероприятий.
Раздел 4. Работа с родителями.
1. Разработка плана работы с родителями на год. (ЯНВАРЬ)
2. Участие в подготовке и проведение итогового родительского собрания. (МАЙ)
10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
11. Игра как средство общения дошкольников.
13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
14. Использование развивающей игры во время нод по математике
с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.
17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.
18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.
23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26. Правила дорожного движения для дошкольников.
27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.
28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.
29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
30.
Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.
31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).
32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через
общение с природой.
34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте .
35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.
36. Развитие мелкой моторики дошкольников.
37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.
38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.
40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.
45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.
46. Речевое развитие дошкольников
47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
65. Формирование речи детей в игровой деятельности.
67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.
68. Экологическое воспитание детей в детском саду.
69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.