Главная » Обработка грибов » Как правильно писать: мозайка или мозаика? Происхождение и значение слова. Конспект урока обучения грамоте

Как правильно писать: мозайка или мозаика? Происхождение и значение слова. Конспект урока обучения грамоте

ПРОГРАММА «БУКВЕННАЯ МОЗАИКА»

Сидоренко Л.М.

МДОУ ЦРР детский сад №57 «Росинка», учитель-логопед

Всем хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно, не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. И в двойне труднее ребёнку с нарушениями речи (фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи). Детям с нарушениями речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьёзные нарушения чтения и письма. Диагностика развития речи детей дошкольного возраста в нашем учреждении показывает, что из 20 детей группы к пятилетнему возрасту всего 2 -3 ребёнка имеют норму звукопроизношения, а третья часть детей имеют заключение: фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Содержание и последовательность предъявления речевого материала курса «По дороге к азбуке» 1,2ч. программы «Школа 2100» не позволят детям с речевыми нарушениями усваивать её в полной мере. А большое количество детей (28 – 30), занимающихся на логопункте не даёт возможности логопеду осуществить полную коррекцию дефекта. Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу с первых же дней работы с ребёнком, причём на основе одновременного изучения и его графического изображения – буквы. Только через звуко-буквенный анализ ребёнок – логопат сможет усвоить такие понятия, как начало, середина и конец слова, а также линейную последовательность звуков в слове. Но прежде чем учить буквы, ребёнку следует овладеть: делением речевого потока на предложения, предложений на слова (данный раздел отсутствует в программе «Школа 2100»), слов на слоги и звуки, причём последние должны отчётливо восприниматься на слух и не смешиваться между собой. В результате одновременного изучения звуков и букв, обучения звуковому анализу, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребёнка образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком соответствующей буквой. Это становится хорошим подспорьем ребёнку в автоматизации звуков, их дифференциации. Читая слова с автоматизируемыми звуками, ребёнок, как правило, не допускает искажений этих звуков, а специальной работы над дифференциацией ни в устной, ни в письменной речи практически не требует. Таким образом, ребёнок обретает опосредованный через чтение и письмо путь к формированию и коррекции фонетической стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса. Постепенно совершенствующиеся навыки чтения и письма, слогобуквенного анализа, становятся опорой для овладения ребёнком правильного употребления падежных и родовых окончаний прилагательных и существительных, местоимений, числительных, окончаний глаголов. В ходе психологических исследований установлено, что для здорового ребёнка пятилетний возраст оптимален для начала обучения звуковому анализу. Практика показывает, что и у детей с нарушениями речи, формирование навыков звукового анализа на основе письма и чтения анализируемых слов следует начинать именно в этом возрасте. Помимо вышеперечисленного, чтение, списывание, осознанное произнесение слов, написание которых не соответствует их произношению, является косвенной подготовкой ребёнка к усвоению правил орфографии при обучении в школе. Первые успехи в чтении и письме оказывают мощное психотерапевтическое воздействие на личность ребёнка, стимулируют развитие познавательной деятельности. Овладев самыми элементарными навыками чтения и письма, ребёнок буквально выпрямляется на глазах: у него появляется самоуважение, подкрепляемое положительными эмоциями родителей по поводу его успехов, уверенность в своих силах; резко возрастает познавательная активность; все психические процессы протекают на совершенно ином, качественно более высоком уровне. Учитывая, вышесказанное и образовательный заказ родителей на обучение чтению, была создана программа «Буквенная мозаика», которая не является дерзким экспериментом в области обучения грамоте дошкольников, она разработана с учётом «Программы коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой Г.В.Чиркиной, использованы элементы авторской технологии Т.А.Ткаченко. Оригинальность программы состоит в изменении последовательности изучения звуков (в отличие от программы «Школа 2100»): йотированные гласные, обозначение мягкости согласных гласными второго ряда в пятилетнем возрасте изучать нецелесообразно. Особенностью программы является проведение занятий по дифференциации зрительного образа букв, имеющих одинаковые элементы в написании, что способствует усвоению графического образа буквы, а следовательно профилактике дислексиии и дисграфии. Программа «Буквенная мозаика» имеет следующие разделы: «Элементарное представление о речи, строении языка («предложение», «слово», «звук»); «Звук»; «Буква», «Дифференциация букв». Первоначально ребёнку дается элементарное представление о назначении речи. Далее он знакомится с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий. Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их раздельное написание. В разделе «Звук» последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической сложностью, а также последовательностью изучения звуков в курсе «По дороге к азбуке» 1,2ч. программы «Школа 2100». Работа начинается с изучения гласных звуков, которые являются звуковой основой слова, вводятся их обозначения. Внимание ребёнка обращается на работу органов артикуляционного аппарата. Ребёнку предлагается схема (алгоритм) анализа артикуляции звука. Знакомство с согласными звуками начинается со звука М, вводятся обозначения согласных звуков. Даётся понятие «слог». Ребёнок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем. Позднее ребёнок учится ставить ударение, выделять ударный слог, ударный гласный. Проводится работа по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа. В разделе «Буква» ребёнок знакомится с графическим образом букв, учится сливать обратные и прямые слоги, читать слова. Обучение ведётся аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Дети выполняют звуко-буквенный анализ слов. Особо обращается внимание на буквы е,ё,ю,я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В разделе «Дифференциация букв» даётся печатное изображение букв и способ их конструирования с помощью пальцев рук, поз, шнурков, косточек и т.д. Сравниваются буквы, имеющие одинаковые элементы. Дети собственноручно печатают буквы, слоги и слова в тетради в клетку. Это даёт дополнительные возможности ребёнку увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение звуков, слогов, слов. Печатание проводится в старшей группе в тетради в крупную клетку, а в подготовительной к школе группе в мелкую. Программа кружка «Буквенная мозаика» рассчитана на два учебных года. Обучение пятилетних и шестилетних детей отличается темпом изучения тем и соответственно их объёмом.Формы подведения итогов: - итоговые занятия - открытый просмотр занятий родителями.Цель работы кружка: Профилактика нарушений письменной речи и чтения.Задачи программы: Образовательные:

    Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; Формирование слогового анализа и синтеза; Обучение чтению; Обучение письму печатными буквами; Анализ и синтез образа букв их дифференциация. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Формирования грамматических средств языка и навыков словообразования.
Воспитательные:
    Воспитание умения выслушивать сверстников, уважительного отношения друг другу. Воспитание навыков организации деятельности в процессе занятия.
Развивающие:
    Развитие психических процессов: внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Развитие зрительно – моторных координаций; Развитие зрительно – пространственной координации; Развитие пространственно - графической ориентации; Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Основная форма работы с детьми: занятия.Методические приёмы:
    Наглядный метод (использование предметных и сюжетных картинок) Моделирование предложений и слов с помощью схем Характеристика звука по схеме (алгоритму) Обозначение звука символом Аналитико-синтетический метод обучения чтению Игровые приёмы Практические методы Поисковые методы
Организация работы кружка: Занятия проводятся 2 раза в неделю 8 занятий в месяц. Продолжительность занятия: 25 мин. - старшая группа, 30 мин. -подготовительная к школе группа. Количество детей в группе 15.Структура занятия: Структура занятия по формированию звукового анализа и синтеза
    Оргмомент. Проверка усвоенного на предыдущем занятии. Сообщение темы занятия. Физкультминутка. Обобщение и закрепление изученного материала игровыми, практическими методами. Итог занятия.
Структура занятия по формированию графического образа букв, дифференциации букв, имеющих одинаковые элементы.
    Оргмомент. Сообщение темы занятия. Зрительная гимнастика для глаз. Формирование графического образа букв. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Формирование кинестетического образа букв. Итог занятия.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам: 5 - 6 лет
    Умение характеризовать звук; Выделение звуков из состава слова; Анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Чтение слогов обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ. Печатание слогов обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа СГС, СГСГ, СГССГ.
6 -7 лет
    Умение характеризовать звук; Выделение звуков из состава слова; Анализ и синтез слов односложных, двусложных, трёхсложных. Выделение слов в предложении, определение их количества; составление схемы. Звуко-буквенный анализ и синтез слов односложных, двусложных, трёхсложных. Сознательное чтение слов, предложений, текстов. Печатание слов предложений.
Методические рекомендации к реализации программы: программа рекомендована учителям – логопедам, педагогам дополнительного образования.

Список литературы:

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, - 1993 – 72с.

    Каше Г.А.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. (7 год жизни) Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. – М.: МГОПИ, - 1986 – 56с.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М.: Альфа, 1993 - 87с.

    Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 1 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 3 период обучения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, - 2006- 160с.

Тема урока : Закрепление изученного. Буквенная мозаика.

Задачи урока:

Предметные

Узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

Узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

Узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

Обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1.Ориентироваться в учебниках.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Выполнять правила поведения на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три - слушай и смотри.
Три, два, раз - мы начнём сейчас!

Девиз урока.

ПКЧА (пишу красиво, чисто, аккуратно)

2. Актуализация опорных знаний.

Работа по "Ленте букв".

Что такое буква? Что вы можете сказать про буквы и звуки?

На какие группы делятся звуки нашей речи?

- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно

Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)

- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)

- Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)

- Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? ([ и, е ё ])

- Выборочное списывание: выписать буквы гласных звуков.

Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, е ё- буквы гласных звуков.

На какие две группы можно их разделить?

1) а, о, у, ы, э

Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. – Первая группа гласных - про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……

- Вижу буквы И, Е Ё - согласный, стоящий перед ними читаю мягко..

-Отгадайте загадку:

Не гигант он - карапуз.
Конь ушастый, низкорослый
На спине огромный груз
Тащит в гору бодро...(Ослик )

Работа в прописях (с.61)

Звуко-буквенный разбор слова «ослик»

- Рассмотрите рисунок.

- Кто на нём изображён?

- Составьте звуковые схемыслов ОСЛИК и ПОНИ.

- Сколькослогов в этих словах?

- Назовите ударные слоги.

- Что делают ослик и пони? Составьте устный рассказ по рисунку.

5. Работа по теме урока . Работа в прописях (с.61)

Прочитайте предложения над рисунком.

Какой знак стоит в конце предложений? Почему?

Прочитайте предложения выразительно.

Прочитайте текст под рисунком.

Выпишите названия рыб.

Звуковой анализ слов

Ну вот мы с вами вспомнили все правила,а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

Кто желает выйти к доске?.

И так, разбираем слово ТЁРКА, СВЁКЛА

(Слого-звуковой анализ слов СВЁКЛА, ТЁРКА, составление схем)

6. Физминутка. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Встали, сели,

Встали, сели,

И друг друга не задели.

Все за парты тихо сели.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа в прописях (с.61)

(Списывание с печатного текста)

Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Прочитайте первую пару слов внизу страницы.

Обведите слова, запишите недостающие слова.

Какие слова вы дописали? (Лён, кол)

8. Пальчиковая гимнастика .

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки. (О. Узорова)

Упражнение выполняется сидя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

9.Рефлексивно- оценочный этап.

Закончите предложения .

Я на уроке научился …

Самым интересным на уроке было…

Мне удалось …

Я испытал затруднение….

Вернемся к девизу урока: ПКЧА

Нарисуйте в нижнем правом уголке листа три кружка и подпишем их. К Ч А

Каждый критерий оценивают отдельно и закрашивают кружки.

Зеленый – соответствует;

синий – что-то не получилось;

красный – выполнено плохо.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

Работать на уроке мне понравилось, потому что…

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было…

Конспект урока обучения грамоте «Закрепление изученного.Чтение слов с изученными буквами].»

Цель:
-закрепить знания о звуках и буквах, обозначающих их на письме;
-расширить словарный запас: познакомить с разными значениями слова «парк» ;
-познакомить с культурными и хозяйственными объектами;
-формировать бережное и внимательное отношение к природе, навыки правильного поведения в ней и общественных культурных местах;
-научить использовать приобретенные знания и умения в жизни.
Умения:
Личностные: проявлять интерес к изучению темы, желание узнать о новой букве и звуках,проявлять интерес и бережное отношение к природе через понимание необходимости знаний об окружающем мире и их значимости для сохранения природы.
Предметные: рассказывать о новых звуках и букве, обозначающей их на письме, выделять новые звуки из слов,распознавать новые звуки,читать слоги и слова с изученными буквами.
Метапредметные:
Познавательные:, группировать и классифицировать все изученные буквы по разным признакам, использовать разные источники для выполнения учебного задания, использовать приобретенные знания в жизни, определять значения слов, связанных с понятием «парк»,формировать интерес к изучению родного города, его культурных и хозяйственных объектов.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место в соответствии с предстоящей работой, выполнять учебные задания в соответствии с целью,соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности и оценивать его.
Коммуникативные: формулировать высказывания, собственное мнение и позицию, активно вступать во взаимодействие с партнером при помощи речевых средств,согласовывать свои действия при работе в группе или паре.
Оборудование: учебник «Азбука»В.Горецкого,пропись,тетрадь для печатания, таблица «буквы-помощники», мультимедийный проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся на экскурсию. Проверьте,что каждый из вас должен взять с собойДети под счет учителя подготавливают для работы учебник,пенал, таблицу «буквы-помощники»(образец для печатания букв алфавита),звуковые схемы.
-Все готовы? Итак, в путь!
2.Актуализация опорных знаний.
А) Работа по дифференциации восприятия изученных букв.
-Куда же мы отправимся? Узнать вы это сможете, расшифровав запись на пригласительном билете.
-Рассмотрите его внимательно и напечатайте в тетради те буквы, которые здесь «спрятались». Дети работают в парах.
-Какая из этих букв «лишняя»? Почему? (А - обозначает гласный звук, Р – состоит из двух элементов).
Б)Расширение лексического запаса.
-Какое слово можно составить из этих букв? (парк)
-Мы отправляемся на экскурсию в парк!
-Были ли вы в парке? В каком? Что интересного вы там видели?
-А какое место называют парком? (Ответы детей)
- Давайте обратимся за помощью к толковому словарю и узнаем точное определение этого понятия. (Учитель использует Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой). На слайде обложка толкового словаря и статья:
ПАРК- большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками,-водоемами.

В нашей станице есть парк.Он находится совсем рядом.
-Но, оказывается, что слово «парк» имеет и другие значения! Например,парком называют склад, из которого армия снабжается боевыми припасами. (Артиллерийский парк. Инженерный парк. Воздухоплавательный парк.)
Слайд с изображением воздухоплавательного парка.
- А еще парком называют место стоянки и ремонта транспорта. (Трамвайный парк.) Показ слайда.
-Какие еще могут быть парки? (Дети предлагают свои варианты ответов). Показ слайдов с изображениями таксопарка, авиапарка,автопарка,аквапарка,лесопарка,зоопарка,луна-парка.При рассматривании даются комментарии этих понятий.
В) Работа с учебником.
-Откройте учебники на странице 94.Рассмотрите иллюстрацию. В каком парке мы оказались? (в зоопарке).
-Что это за парк? Кто из вас был в зоопарке? Что вам запомнилось?
-Что означает часть слова «ЗОО»? Какие слова с такой же частью вы знаете еще?
-В нашем городе есть не только ЗООпарк, но и ЗООлогический музей.(Показ слайдов с изображениями Санкт-Петербургского зоопарка и Зоологического музея).Мы с вами обязательно там побываем.
-Давайте прогуляемся по нашему зоопарку. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Что изображено на рисунке? (Составление предложений).
-На какие группы можно разбить все одушевленные предметы? (Звери, птицы,люди).
- На какие группы можно разделить людей, пришедших в зоопарк? (дети и взрослые).
-На какие еще группы можно разделить людей? (мальчиков и девочек,мужчин и женщин).
Вот и мы сейчас с вами разделимся на две группы. Работа в группах (мальчики и девочки).
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и назовите:
1 группа - зверей.
2 группа - птиц.
Проверка: дети одной группы перечисляют найденные объекты,а другая группа следит и,если возникает необходимость,дополняет ответ.Затем группы меняются ролями.
3.Формулировка темы урока.
-Составьте схему слова «зоопарк». Какой новый звук есть в этом слове? Определите, чему мы будем учиться,совершая нашу прогулку по зоопарку? (познакомимся с новыми звуками и буквой З, будем учиться отличать звуки и букву от ранее изученных,научимся читать слоги и слова с новой буквой).
Физминутка.(Учитель рассказывает стихотворение и сопровождает его чтение соответствующими движениями).
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы.
4.Работа по теме урока.
А) Различение слов с новым звуком.
-Вы узнали о ком это стихотворение?
-Какой новый звук есть в этом слове?
Чтение стихотворения:
Идет козаРастет лоза,
Густой листвой одета.
Глядит коза во все глаза:
-Не для меня ли это?
Спешит коза - трещит лоза,
Козе и горя мало.
Закрыв глаза, грызет коза-
Всю красоту сжевала.
Когда, малыш,ты в парк бежишь,
Обрызганный росою,
Не рви цветов, не гни кустов,
Не надо быть козою!
-Вам понравилось это стихотворение? Чем?
-О каких правилах поведения в парке напоминает автор? Как надо вести себя в парке,чтобы не навредить природе и не мешать другим отдыхающим?А о каких правилах следует помнить,приходя в зоопарк?
-Какой незнакомый звук есть в слове «коза»?
-Сравните два слова:коза,зебра.(Слайд с изображением зебры и козы).
-Разместите животных в нужные клетки (соотнесение схемы и слова).Слайд с изображением этих же животных в клетках.
-Как вы думаете,где животные чувствуют себя лучше: на воле или в клетке?
-Конечно, животным лучше жить на свободе! Но те животные,которых мы видим в зоопарке - не невольники!В зоопарке находятся животные,которые на свободе оказались в трудной ситуации и которых люди спасли от возможной беды,или животные,родившиеся уже в неволе и неприспособленные к самостоятельному существованию в дикой природе.Работники зоопарка ухаживают за животными,изучают особенности их повадок.
-Сравните слова «коза» и «зебра» .Чем похожи? Чем отличаются? (сходство-это животные,есть новые звуки,состоят из двух слогов;различие –коза- домашнее животное.а зебра –дикое,ударение падает на разные слоги,новые звуки различаются по мягкости-твердости.
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике и назовите только тех животных, в названии которых есть новые звуки.
А теперь узнаем: сможете ли вы услышать новые звуки в словах.
Физминутка.
-Давайте поиграем.
Я буду называть слова, а вы, если:
звук мягкий - попрыгайте на месте.
звук твердый - поставьте руки, изобразив рожки.
этого звука нет – присядьте.
Коза, суслик,стрекоза,кузнечик,козленок,зяблик,осетр,козел,бизон,зубр,заяц,трясогузка,землеройка.
-Молодцы! Вы были очень внимательны!
-Какой вывод мы сделаем о новых звуках? Давайте нарисуем их портрет. (словесный портрет звуков: согласный,звонкий,может быть мягким и твердым).
Б)Знакомство с новой буквой.
-Как называется буква, которой мы обозначим новый звук?
-Рассмотрите старинную букву З. На что она похожа? (на змею).
-Почему именно так изобразили? А как бы вы могли изобразить новую букву в виде какого-нибудь предмета?
Чтение стихотворения В. Берестова хорошо читающими детьми.
В)Работа с « буквами – помощниками» по группам-колонкам.Анализ формы новой буквы и сопоставление с другими (дети называют известные им буквы по заданному основанию).
-О каких внешних особенностях написания буквы вы можете сказать? (состоит из двух элементов, «смотрит» влево, состоит из полуовалов).
-С какими буквами «дружит» буква З? (Дети по таблице «Буквы- помощники» называют буквы,в которых:
1колонка: есть полуовалы: Б,В,Ф,Ь,Ъ,Я.
2колонка: которые «смотрят» влево:У,Ч,Э,Я.
3колонка: которые состоят из такого же количества элементов, что и буква «З»:Г,Л,Р,Т,У,Х,Ь,Э.
Коллективная проверка.
Г) Использование заглавной буквы.
-Почему на плакате четыре буквы? В каких случаях используют заглавную букву?
-Придумайте клички нашим животным!
Коза Зина, зебра Заура.
5.Закрепление полученных знаний.
А) Чтение слогов.
-На доске цветочная полянка, на цветках записаны слоги: ЗА,ЗИ,ЗО,ЗЕ,ЗУ,ЗЫ,ЗЯ,ЗЁ,ЗЮ.
- Зебра и коза – травоядные животные, они питаются растениями,причем выбирают из них более жесткие, а козы любят грызть даже лозу(это ветви деревьев и кустарников). Мы для них подготовили тоже угощение.Какие из этих цветков выберет для себя коза, а какие зебра?(различение по твердости-мягкости).
Б) Чтение слов.
-Прочитайте слова, записанные на доске: забор гроза
резво лоза
зарябили грызут
Произношение скороговорок:В зоопарке за забором зебры резво зарябили.Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
Определите неизвестное слово:
Коза – козленок
Зебра - ?
Оказывается,что малыша зебры нужно называть -детеныш зебры.
Чтение текста в учебнике «Звери в зоопарке».
-Прочитайте текс про себя и подчеркните слова с новой буквой.
.Проверка: чтение слов с буквой З.
В) Чтение текста по цепочке вслух.
-Что нового узнали о жизни животных зимой?
-Как можно иначе озаглавить этот текст?
-Какие вопросы можно задать по содержанию текста?
-А что бы вы хотели еще узнать о жизни животных?
-Как можно получить ответы на ваши вопросы?(спросить у взрослых,прочитать в книгах и т.д.)
6.Итог урока. Рефлексия.
-Что новое узнали на уроке? С какой буквой познакомились? Что знаете о звуках,которые она обозначает?
-Оцените свою работу (с использованием условных значков)

Тема урока : Закрепление изученного. Буквенная мозаика.

Задачи урока:

Предметные

— узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

— узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

— узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

— обозначать гласные звуки буквами,

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1.Ориентироваться в учебниках.

2.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

— Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

— Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

— Выполнять правила поведения на уроке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок.

Раз, два, три — слушай и смотри.
Три, два, раз — мы начнём сейчас!

Девиз урока.

ПКЧА (пишу красиво, чисто, аккуратно)

2. Актуализация опорных знаний.

Работа по «Ленте букв».

Что такое буква? Что вы можете сказать про буквы и звуки?

— На какие группы делятся звуки нашей речи?

Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно

— Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)

Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)

Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)

— Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? ([ и, е ё ])

Выборочное списывание: выписать буквы гласных звуков.

Какие буквы здесь написаны: а, о, и, у, ы, э, е ё- буквы гласных звуков.

На какие две группы можно их разделить?

1) а, о, у, ы, э

2) и, е ё

— Почему вы так разделили буквы гласных?

Д. – Первая группа гласных — про них можно сказать, вижу эти буквы- согласный, стоящий перед ними читаю твердо……

Вижу буквы И, Е Ё — согласный, стоящий перед ними читаю мягко..

Отгадайте загадку:

Не гигант он — карапуз. Конь ушастый, низкорослый На спине огромный груз Тащит в гору бодро…(Ослик)

Работа в прописях (с.61)

Звуко-буквенный разбор слова «ослик»

Рассмотрите рисунок.

Кто на нём изображён?

Составьте звуковые схемы слов ОСЛИК и ПОНИ.

Сколько слогов в этих словах?

Назовите ударные слоги.

Что делают ослик и пони? Составьте устный рассказ по рисунку.

5. Работа по теме урока . Работа в прописях (с.61)

— Прочитайте предложения над рисунком.

— Какой знак стоит в конце предложений? Почему?

— С какой интонацией их надо читать?

— Прочитайте предложения выразительно.

— Прочитайте текст под рисунком.

— Выпишите названия рыб.

Звуковой анализ слов

Ну вот мы с вами вспомнили все правила,а теперь давайте выполним звуковой анализ слов.

— Кто желает выйти к доске?.

— И так, разбираем слово ТЁРКА, СВЁКЛА

(Слого-звуковой анализ слов СВЁКЛА, ТЁРКА, составление схем)

6. Физминутка. Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Встали, сели,

Встали, сели,

И друг друга не задели.

Все за парты тихо сели.

7. Продолжение работы по теме урока. Работа в прописях (с.61)

(Списывание с печатного текста)

— Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Прочитайте первую пару слов внизу страницы.

— Обведите слова, запишите недостающие слова.

— Какие слова вы дописали? (Лён, кол)

8. Пальчиковая гимнастика .

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки. (О. Узорова)

Упражнение выполняется сидя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

9.Рефлексивно- оценочный этап.

Закончите предложения .

Я на уроке научился …

Самым интересным на уроке было…

Мне удалось …

Я испытал затруднение….

Вернемся к девизу урока: ПКЧА

Нарисуйте в нижнем правом уголке листа три кружка и подпишем их. К Ч А

Каждый критерий оценивают отдельно и закрашивают кружки.

Зеленый – соответствует;

синий – что-то не получилось;

красный – выполнено плохо.

Подведение итогов урока.

Закончите предложения

Работать на уроке мне понравилось, потому что…

Наиболее трудным мне показалось…

Самым интересным было…

Целью данного урока является организация совместной деятельности учащихся с целью закрепления знаний об изученных буквах и звуках.Материал преподносится в занимательной форме,используется фронтальные,групповые виды работ с опорой на созданный самими учениками план.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Усенко Елена Валентиновна

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ.1 КЛАСС

(ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО)

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Тема: «Узелки на память. Повторение. Буквенная мозаика»

Тип урока : урок закрепления изученного материала

Дидактическая цель урока:

организовать совместную деятельность учащихся с целью закрепления знаний об изученных буквах и звуках

Задачи:

Предметные:

Обобщить изученный материал по различным направлениям темы «Звуки и буквы»

Учить чтению по слогам и целыми словами

Развивать умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы

Метапредметные:

познавательные: развивать умения строить речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи

устанавливать причинно-следственные связи

видеть аналогичные речевые модели

регулятивные : обучать умению формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, т.е планировать свою деятельность на различных этапах урока

формировать умение выполнять взаимопроверку выполненного задания

коммуникативные: формировать умение сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач, формулировать и отстаивать свою позицию;

личностные: формировать положительную учебную мотивацию, выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

обучающиеся получат возможность закрепить и обогатить свои знания об изученных буквах и звуках

Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. развивать навыки каллиграфического письма

Метапредметные:

познавательные : учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;

коммуникативные : обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками, осуществлять само и взаимоконтроль;

регулятивные : обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей;

личностные: обучающиеся получат возможность формирования собственной позиции и положительного мотивированного отношения к изучению родного языка

Формы организации:

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения и оборудование:

1.Учебник Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева «Азбука»1 класс- М., «Просвещение»,2011

2. Л.Ф.Климанова «Прописи»/в 4 частях/-М., «Просвещение»,2011

3.ЭОР, созданный учителем к данному уроку:

Презентация (программа Microsoft Power Point)

4.Конверт «Письмо от Снегурочки»+индивидуальные карточки с текстом письма

5.Мультимедийная установка для просмотра презентации

Используемые технологии:

  1. коммуникативные технологии
  2. Элементы игровых технологий

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент

Организация проверки рабочего места учащихся, правил правильной посадки

Создание положительного эмоционального настроя

Мы начинаем работу. Скажите, пожалуйста, ребята, с чего начинается любая работа?

Проверка готовности к уроку

Восстановление учащимися основных этапов любой работы:

Подготовка

Выполнение

Проверка

На партах:

Учебники

Рабочие тетради

Этап мотивации и целеполагания

Что мы сегодня будем делать на уроке?

Что для этого надо приготовить?

Варианты ответов:

Речевой аппарат

Речевая подготовка

1.Звукоподражание

2.Чистоговорка

Будем чётко говорить:

Рот работает всегда:

Всем понятные слова?

Произносим хорошо!

3.Хоровая декламация стихотворения (наизусть)

Так же как ручей журчит,

Наша речь всегда звучит!

Так прекрасна! Так жива!

Слышим мы её слова:

Небо, дом, земля, отец,

Мама, солнышко скворец…

Будем мы родную речь

ИЗУЧАТЬ, ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ!

Формирование общего представления о речи.
- Объясните, почему так говорят: «Речь льется»

(Она напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи)

Порычали, пошипели

поквакали…

ИТЬ-ИТЬ-ИТЬ

ДА-ДА-ДА

ВА-ВА-ВА

ШО-ШО-ШО

Объясняют, почему речь сравнивается с ручейком

СЛАЙД №2

Повторение ранее изученного

Итак, речевой аппарат готов. А что же мы будем «изучать, любить, беречь?»

Давайте вспомним:

Что такое речь?

Какая бывает речь?

Классификация изученных букв.
- Какие гласные звуки обозначены буквами?

Какие согласные звуки обозначены буквами? (Называются пары твердых и мягких согласных: [м] и [м’]; [с] и [с’] и т. п.)
- Чем различаются гласные и согласные звуки?

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4

Этап актуализации знаний

С какими буквами мы будем работать?

Отгадайте загадки.

Определите первый звук в словах.

Что общего у всех этих звуков?

Чем отличаются?

Прогнозируют

Отгадывают загадки,

выделяют в словах первый звук

(СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ№1)

СЛАЙД№5

Слоговая работа

Тренировочные упражнения по звуко-буквенному анализу слов

Работа по учебнику стр.91

Физкультминутка

«Медвежата в чаще жили…» (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ№2)

Этап творческого применения знаний и умений

Соотнесение звуков и букв.
-С какими буквами пришли на урок литературные герои?

Выберите любого литературного героя и от его имени расскажите веселую историю о звуках и буквах, которые здесь расположились.

Работа по стр.90 учебника

Рассказы учеников

(2-3 человека)

Этап применения знаний в изменённых условиях

Соберите слова, которые рассыпались на картинке.

А кто помнит, как называется рисунок вкниге?

Если несколько слов построились друг за другом, объединились и донесли до нас какую-то важную мысль, как называется такая группа слов?

Вам письмо!!!Важное!

(Учитель открывает конверт)

Да там целый ТЕКСТ!!

Что такое текст?

Как мы готовимся к прочтению текста?

Работа с текстом письма:

Подготовка

Чтение про себя

Работа в парах:

Чтение вслух

Анализируют, обобщают разрозненную информацию

Иллюстрация

Ответы учащихся:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Ответы детей

Повторяют правила подготовки текста к чтению

Обрабатывают текст, используя план работы

Самостоятельное чтение

Озвучивают текст друг другу

(СМ ПРИЛОЖЕНИЕ№3)

Пропедевтическая работа по теме

«Предложение. Текст»

СЛАЙД №6

Этап подведения итогов. Рефлексия

Какие буквы и звуки сегодня были королями урока?

Если вы были успешны - красный смайлик.

Если вы допустили ошибки, но справились с ними - красный.

Если были ошибки и не смогли их преодолеть– синий смайлик.

Если вы скучали на уроке – зеленый смайлик.

(Дети каждого ряда по очереди берут нужный смайлик в свою папку «Достижений»)

Подводят итоги

Оценивают свою работу на уроке

На доске:

К-КРАСИВО

Н-НАУЧИЛИСЬ

Л-ЛУЧШЕ

Т-ТРУДИТЬСЯ

М-МОЛОДЦЫ!

С-СПАСИБО!

II. Письмо .

Заглавная буква К (с. 35). Повторение (с. 38-39).
1. Графический анализ заглавной буквы
К .
2. Письмо слов по вспомогательным пометам (по точкам).
3. Работа с многозначными словами.
4. Списывание слов с твердыми и мягкими согласными. Составление пар.
5. Составление текста, списывание предложений.
6. «Буквенная мозаика», «Пиши, да не спеши» (с. 40-41).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В подполье,в каморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.Кто же это?.(Мышка)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг- вспорхнули яблоки!

Ведь это…(Снегири)

Чтобы было где писать,

В школе нам нужна…(Тетрадь)

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(Лук)

Кто один имеет рог?

Отгадайте!....(Носорог)

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б на встречу не поплыл,
Всех проглотит…(Крокодил)

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)


Подписи к слайдам:

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

ТАК ЖЕ КАК РУЧЕЙ ЖУРЧИТ, НАША РЕЧЬ ВСЕГДА ЗВУЧИТ! ТАК ПРЕКРАСНА! ТАК ЖИВА! СЛЫШИМ МЫ ЕЁ СЛОВА: НЕБО, ДОМ, ЗЕМЛЯ, ОТЕЦ, МАМА, СОЛНЫШКО СКВОРЕЦ… БУДЕМ МЫ РОДНУЮ РЕЧЬ ИЗУЧАТЬ, ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ!

Речь ПИСЬМЕННАЯ УСТНАЯ

Звуки ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

М С Т Л Н К

1)НАЧАЛО 2)ЗНАКИ: . ! ? 3)СЛОГИ 4)УДАРЕНИЕ

Речь должна быть понятной и вежливой!




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта