Главная » Обработка грибов » Какой цвет положительно влияет на человека. Как цвет влияет на человека

Какой цвет положительно влияет на человека. Как цвет влияет на человека

В рассуждениях о влиянии цветов на человека часто ссылаются на символические системы в разных культурах, а не на данные психологических исследований. Впрочем, неслучайно - тут много пересечений. ЧТД обобщил некоторые сведения о том, как именно цвета воздействуют на наш мозг.

«Цвет - это продукт света, вызывающий эмоции», - утверждал Гете в «Учении о цвете» . Считается, что он первый предложил систему, описывающую воздействие цветовой палитры на человека. Но Гете, как и многие другие художники и писатели, мог опираться лишь на собственное чутье, на свои наблюдения и уже существовавшие в культуре традиции восприятия цветов.

Только в XX веке, с развитием психологии и экспериментальных методов изучения высшей нервной деятельности, для анализа влияния цветовых волн появилась научная база. Несмотря на большое количество опытов и тестов, действие красок окружающего мира на наше эмоциональное состояние остается загадкой.

Как сказано в современной монографии «Цвет и психика» , влияние цвета на эмоции происходит на нескольких уровнях. В целом яркие цвета являются возбуждающими и активными, а блеклые и темные - тормозящими, успокаивающими. Но пристрастие к ним и их воздействие очень зависит от обстоятельств и индивидуальных свойств личности.

Влияние белого цвета

У африканского племени ндембу есть выражение «иметь белую печень», то есть быть понятным, не замышлять ничего плохого, не представлять опасности. В нашем языке также отражено отношение к белому как к чему-то чистому и хорошему: «белая зарплата», «белый свет», «белая кость», «белая зависть».

Антропологи приводят две основные причины такого восприятия белого цвета. Во-первых, мы все знакомы со сменой дня и ночи, когда на место ясности видимого мира приходит чувство опасности и страх темноты. Во-вторых, белый - цвет двух важнейших человеческих жидкостей, которые дают жизнь, - молочной и семенной.

Наука нашла подтверждение традиционным трактовкам: белый цвет стимулирует способность к активной деятельности.

Однако это относится к белому как к наивысшему проявлению всего светлого и яркого. Безоттеночный пустой белый цвет вовсе не так однозначен. Казимир Малевич, проводя опыты с цветом, пришел к выводу, что обилие белого давит на психику, и предлагал отказаться от него как цвета для больничных стен и докторских халатов.

Влияние черного цвета

Черный - древний антипод белого. Какими бы ни были наши предпочтения в стиле одежды и интерьере, нам труднее настроиться на работу, если пасмурно и преобладают темные, мрачные тона.

Черный как максимально темный вызывает ассоциации со смертью, хаосом и разрушением. Но пассивность и покой черного могут быть необходимы человеку, который перевозбужден или устал, - как ночь необходима после дня.

У первобытных людей отношение к черному было неоднозначным. Иногда черный символизировал источник скрытой мудрости, а также страсть: женщины того же племени ндембу, например, чернят свои половые органы. У племен засушливых районов Африки черный почитался как цвет дождевых туч, а люди с особенно черными волосами считались более красивыми, чем другие.

Влияние красного цвета

Красный - третий важнейший цвет в традиционной символике. Он, несомненно, в первую очередь ассоциируется с кровью. Поскольку кровь служит символом как смерти, так и жизни, красный цвет никогда не относился к разряду однозначно плохого или однозначно хорошего. Доказано, что красный и желтый как наиболее яркие цвета возбуждают жизненную энергию и стимулируют активность. Этот цвет чаще предпочитают экстраверты.

В красном заинтересована нервная система отдохнувшего и восстановившего силы человека, готового к интенсивной деятельности.

Но не спешите делать алый основным в интерьере. Активность красного может иметь нездоровый характер, его длительное воздействие чревато перевозбуждением. Не любят красный, как и другие яркие цвета, те, кто находится в эмоциональном напряжении и фрустрации. Он может увеличивать мускульное напряжение, повышать кровяное давление, ускорять дыхание.

Интересно, что это самый любимый цвет детей независимо от страны и культуры, в которой растет человек. Яркие цвета действуют на ребенка как витамины, а их отсутствие может даже вызывать болезненное состояние, называемое «цветовой депривацией», и вести к нарушениям нервно-психического развития.

Страх темноты может быть связан не с тем, что ребенок не хочет находиться там, где нет света, а с нехваткой ярких цветов в его жизни.

Влияние синего цвета

Синий во многих древних культурах считался атрибутом богов, неба и символом созерцания. Вторит этой мифологии и авангардист , описывавший синий как краску, зовущую в бесконечность.

Научные данные ничего не говорят о мистике синего, но подтверждают его характеристики как релаксанта.

Интерьер с преобладанием синего особенно хорошо действует на тех, кому необходим отдых. Психика, находящаяся в состоянии борьбы, для баланса нуждается в цветах сине-зеленой гаммы, а в состоянии покоя, наоборот, - в активных красно-желтых. Длительное воздействие синего приводит к торможению и депрессии, печали и скуке.

Влияние зеленого цвета

Как ни странно, но такой важный для природы и жизни цвет, как зеленый, никогда не входил в основной набор символических цветов первобытного мира. Правда, есть мнение, что он был одним из любимых цветов древних египтян. А вот древние китайцы вообще не считали его отдельной краской, а воспринимали как вариант синего. Появляясь в символике народов мира позднее, он часто воспринимался как нейтральный, ни к чему не призывающий.

Кандинский считал зеленый цветом пассивной и обывательской буржуазии.

Сегодня, живя в городах и испытывая стресс из-за своей оторванности от природы, мы часто ассоциируем зелень с гармонией, весной, юностью. Как и синий, он отчасти оправдывает свои традиционные характеристики как успокаивающий цвет; его действительно предпочитают люди, которым нужен отдых, под его воздействием активность снижается. Интересно, что с возрастом цветовые симпатии перераспределяются в сторону спокойных сине-зеленых, коричневых и оливковых оттенков.

Влияние желтого цвета

Желтый в разные периоды символизировал самые разные вещи - от славы и просветления до расставания и долгов. Традиционная символика желтого довольно сильно отличается от красного, но по своему воздействию на наше настроение эти цвета очень близки.

Желтый бодрит, тонизирует, согревает, стимулирует деятельность центральной нервной системы и мыслительные процессы.

Спокойные, уверенные в себе люди, не страдающие от эмоционального напряжения, имеют особую склонность именно к ярко-желтому цвету. У детей это второй цвет по популярности после красного.

Кандинский считал желтый земным цветом, потому что его нельзя сделать глубже, в отличие от синего. Но оттенки желтого сильно отличаются по тому, как мы их воспринимаем. Чистый желтый приятен, холодные тона ассоциировались с серой и приобретали негативные коннотации; их связывали с безумием.

Исследования, проведенные с больными шизофренией, никакой связи между желтым цветом и этой болезнью не обнаружили. Правда, воздействие некоторых цветов и, в частности, желтого, может усиливать вегетативные свойства стресса. Если резко поставить желтый экран перед человеком, страдающим от тошноты, то можно вызвать рвоту. Такое воздействие ощущается как удар в живот.

Влияние розового цвета

Розовый можно описать как светло-красный, а значит, вызывающий положительные, но не слишком интенсивные эмоции вроде легкой радости, беззаботности. «Розовые очки» - выражение, наилучшим образом описывающее влияние розового цвета. Он слегка примиряет, чуть-чуть бодрит, немного освежает, напоминает о страсти, но не более того.

Массовая культура XX века превратила розовый в символ девочек и девушек, нежности и «кавайности». Предпосылки для этого существовали еще в Древнем Риме, где считалось, что розовый связан с чувствительностью и эмоциями. Но розовый не всегда рассматривался как исключительно женский цвет. По мнению Гете, молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. В целом же оттенки красного, скорее, имели отношение к мужчинам и были атрибутом силы и власти.

Наше настроение и состояние организма во многом зависит от воздействия окружающего мира. Как утверждают ученые, психологическое здоровье человека и даже деятельность его внутренних органов может меняться в зависимости от воздействия на него различных цветов. Даже на подсознательном уровне мы выбираем окраску одежды либо интерьера, ориентируясь не только на свои постоянные предпочтения, но и принимая в учет психологическое состояние. И в обратном порядке – правильно выбранный цвет платья либо стен в комнате может положительно сказываться на настроении и здоровье. Попробуем более подробно рассмотреть влияние синего, зеленого и фиолетового цвета на человека.

Как синий цвет влияет на человека?

Данный цвет считается символом мудрости и тишины. Кроме того специалисты определили, что он является замечательным цветовым болеутолителем. Влияние синего цвета на человека помогает устранить неприятные болезненные ощущения и даже способствует выздоровлению при самых разных недугах, среди которых мигрени, астма, воспалительные поражения, ушибы и даже серьезные болезни внутренних органов, к примеру, почек либо щитовидной железы.

Считается, что люди, особенно любящие синий цвет имеют некоторую склонность к возникновению разного рода зависимостей. Поэтому, если вы являетесь любителем данной окраски, будьте осторожны и не приобретите вредных привычек.

Насыщенная и густая чистая синяя гамма стимулирует творческое вдохновение и помогает справиться с эмоциональными потрясениями.

Ученые выяснили, что синий цвет характеризуется особенным набором электромагнитных волн, благодаря чему он способен оказывать воздействие на живые организмы. Его влияние активизирует регенеративные процессы в клетках и помогает снижению артериального давления у гипертоников. Синий цвет обладает антисептическими способностями, он отлично подавляет воспалительные процессы, снижает повышенную отечность и неплохо успокаивает нервную систему, способствуя быстрому засыпанию. Если вы страдаете от чрезмерного веса, то этот цвет станет для вас настоящей находкой, ведь он неплохо понижает аппетит.

В некоторых случаях, синий цвет может становиться причиной развития настороженности и поспособствовать ожиданию неприятных эмоций.

Как зеленый цвет влияет на человека?

Что касается зеленого цвета, то он является символом спокойствия и удачи, а также открытости к новому. В окружении такой окраски мы как бы становимся едиными с природой. Она оказывает положительное и оздоравливающее воздействие на нервную систему, неплохо успокаивает глаза и дает нам чувство свежести и ясности. Кроме того наличие зеленого цвета в интерьере и одежде помогает достичь покоя и умиротворения. Данный вариант окраски неплохо сочетается с прочими цветами, что позволяет использовать его при оформлении самых разных уголков квартиры. Считается, что прохладные и пастельные тона зеленого цвета неплохо снижают чувство голода, поэтому их рекомендуется применять в оформлении кухни.

Ученые определили, что чистый зеленый окрас оказывает особенно полезное воздействие на сердце и прочие органы, располагающиеся в грудной клетке. Влияние зеленого цвета на человека способно избавлять индивида от стрессов и разных отрицательных эмоций, а также неплохо устраняет чрезмерное возбуждение и восстанавливает эмоциональную стабильность. Насыщенные и яркие тона зеленого оказывают замечательное тонизирующее воздействие.

Зрительный контакт с зеленым цветом помогает справиться с начинающейся мигренью и головными болями, спровоцированными переутомлением. Также специалисты утверждают, что такая окраска положительно сказывается на функционировании печени и оптимизирует показатели артериального давления.

Окружение зеленого цвета помогает настроиться на принятие решений. Так психологи советуют в том случае, если вы колеблетесь между несколькими вариантами решения задач, просто прикрыть глаза и представить себя в зелени – парке, поле, либо просто чистом зеленом помещении.

Как фиолетовый цвет влияет на человека?

Фиолетовая окраска способна настроить человека на торжественность и даже церемониальность. Влияние фиолетового цвета на человека при чрезмерном переутомлении психологического либо физического плана может стать причиной раздражительности, дополнительной усталости либо испуга. Фиолетовый может стимулировать функционирование сердечнососудистой системы и органов дыхания.

Считается, что любители данной окраски реже других сталкиваются с простудными недугами. Кроме того такая приверженность способствует еще и сексуальной активности.

Специалисты не советуют применять фиолетовый цвет для оформления спален либо мест в доме, предназначенных для психологического отдыха. Его стоит использовать в небольшом количестве для дизайна гостиных, залов, коридоров, сантехнических помещений и зоны для приготовления пищи. Слишком большое количество фиолетового может стать причиной развития депрессивных состояний.

Данный цвет может применяться в качестве лекарства, если есть необходимость устранения внутренних воспалений. Также его советуют использовать при угревых высыпаниях различной силы тяжести, сердцебиении, тахикардии и разных черепно-мозговых нарушениях, в том числе и травмах черепной коробки.

Грамотное использование цветов и их сочетаний в интерьере помогает изменить свое психологическое состояние и даже избавиться от многих болезней.

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Учейые установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни.

Например, в средние века существовала определенная иерархия по отношению к различным цветам, подобно иерархии и других областях человеческой жизни. Так, "божественными" и "царственными" считались белый (святость и вера), золотой, пурпурный, красный и синий цвета, а также желтый, который ассоциировался с золотом. Считалось, что созерцание таких цветов возвышает дух человека. В некоторых европейских странах (в частности, во Франции) употребление синей краски даже контролировалось государством, подобно использованию пурпура в эпоху поздней античности. Черный цвет ассоциировался со смирением и отказом от мирских радостей (отсюда черный цвет одежды духовенства и монашества).

Сегодня научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Более того - один и тот же цвет, но с разным оттенком, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху. Например, иногда для того чтобы прогнать хандру, по мнению психологов, достаточно просто окружить себя яркими предметами любимых оттенков. Вообще, наиболее благоприятны те мягкие светлые оттенки трех главных цветов спектра - красного, желтого и синего, которые существуют в живой природе.

А среди специалистов по эзотерике даже существует мнение, что человек способен "притягивать" желанные события в свою жизнь, окружив себя нужными цветами.

Таким образом, становится понятно, почему цветовое решение интерьера имеет в том числе и большое психологическое значение для сохранения душевного равновесия человека, живущего в этом доме.

Интересную информацию о реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений, приводит Р. Хен в книге "Азбука цветов".

Так, темные оттенки красного вызывают ассоциацию с серьезностью и солидностью. Красный цвет символизирует жизнь и кровь, любовь и страсть, огонь, праздничность.

Солнечные, чистые оттенки желтого цвета символизируют жизнь и свет, радость и роскошь, брак и уважение к старости. Ядовито-желтый цвет, напротив, является символом зависти, своеволия, ненависти и лживости.

Оранжевый символизирует тепло и радость, солнечный свет. Насыщенные оранжевые тона ассоциируются с властью, тщеславием.

Фиолетовый цвет , мрачный и торжественно-роскошный, символизирует величие и достоинство, роскошь и великолепие, а также дружбу.

Синий цвет , тихий, тяжелый и строгий, и голубые тона символизируют бесконечность и даль, тоску и верность.

Зеленый - это мирный, пассивный цвет, который символизирует надежду и покой, мир и плодородие.

Белый цвет - нейтральный, символизирует невинность, целомудрие, чистоту.

Черный , также нейтральный цвет, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур.

Благодаря проведенным отечественными и зарубежными учеными исследованиям стало возможным определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

Красный цвет , с точки зрения психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Основное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, - возбуждающее и стимулирующее, активного, навязчивого, принудительного характера. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются, как при всяком возбуждении. Известный художник В. Кандинский писал: "Красный внутренне очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны". Это выразительное высказывание хорошо определяет психологические ощущения, вызываемые красным цветом. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но чересчур длительное воздействие насыщенного красного цвета быстро утомляет, приводит к снижению работоспособности.

Очень многое, однако, зависит от оттенка красного цвета. Так, светло-красный может поднять настроение и мобилизовать (светлые оттенки красного воздействуют возбуждающе, наступательно), а вот насыщенный, яркий и темный красный ассоциируется с тревогой и создает напряженную атмосферу в помещении. Некоторые оттенки красного оказывают раздражающее действие, благодаря чему их во всем мире используют для указания опасности. А коричнево-красный цвет, наоборот, успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

Некоторым людям красный и бордовый цвета могут показаться излишне тяжелыми и вызвать беспокойство от длительного созерцания, а коричневые и фиолетовые оттенки красного -даже вызвать депрессию. Очень распространена точка зрения, что красному цвету отдают предпочтение люди деловые и честолюбивые, жаждущие внимания к своей персоне и желающие всегда быть в центре событий.

Глубокий темно-бордовый оттенок красного цвета может иметь множество богатых тонов. Этот цвет ассоциируется с жизнеспособностью и силой, придает целеустремленность, сдержанность, стойкость к невзгодам или превратностям судьбы.

Малиновый оттенок красного обычно предпочитают люди, жаждущие соперничества и успеха, часто легкомысленные. Это очень оптимистичный цвет, способный пробудить в человеке активность и агрессивность на интеллектуальном плане.

Алый оттенок красного - наиболее веселый, жизнерадостный цвет, способный избавить от отчаяния.

Предпочтение алому цвету часто отдают люди, беспокойные по натуре и достаточно эгоистичные.

Мягкие розовые оттенки красного, по мнению психологов, считаются любимыми цветами мягких и дружелюбных людей, чутких и легкоранимых, способных на глубокую привязанность, а вот резким неоново-розовым оттенкам отдают предпочтение более агрессивные личности.

Оранжевый цвет , возникающий из комбинации красного с желтым, способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди.

Желтый цвет , с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту, соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Нежные оттенки желтого цвета оказывают наиболее благоприятное влияние на настроение человека, они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции. Согласно психологическим тестам, пристрастие к желтым оттенкам было замечено у многих беременных женщин, готовящихся к родам. Ученые объясняют этот факт положительным влиянием желтого цвета, пробуждающего надежду и препятствующего погружению в разочарование, депрессивное расслабление. При непостоянном воздействии желтый цвет может повысить работоспособность. Многое зависит и от оттенков желтого: например, зеленовато-желтый цвет для многих людей психологически неприемлем, он вызывает ощущение чего-то ядовитого, сернистого, жесткого.

Бежевый и коричневый оттенки считаются "домашними", природными цветами. Такие оттенки, с точки зрения психологов, предпочитают люди, стремящиеся к стабильности и покою, старающиеся избежать риска и резких перемен в жизни.

Коричневый цвет считается спокойным и сдержанным, он вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения. Этот цвет иногда ассоциируется с ностальгией и меланхолией, уравновешивая радость и веселье, делая последние более желанными. По мнению некоторых американских психологов, темно-коричневый цвет может хорошо подойти для спальни, а также для обстановки, в которой можно сосредоточиться, поскольку помогает абстрагироваться от чужого мнения, не тратить время и силы зря п процессе достижения поставленной цели, ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности, здравого смысла.

Однако использовать коричневый цвет следует осторожно, так как некоторые его оттенки могут вызвать серьезные и даже мрачные размышления.

Например, психологи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в сложную конфликтную ситуацию. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. Часто коричневый цвет выбирают прямые и практичные по натуре люди, отличающиеся откровенностью и честностью. При этом более темные оттенки коричневого предпочитают достаточно придирчивые и порой раздражительные натуры, а красновато-коричневому отдают предпочтение более чувственные личности.

Зеленый цвет считается самым благоприятным цветом для человека с точки зрения психологического восприятия, на многих людей он оказывает освежающее и успокаивающее воздействие. Многие психологи склоняются к версии, что такое влияние зеленого цвета, очевидно, вызвано тем, что человеческое зрение за миллионы лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету - цвету окружающей растительности.

Этот цвет успокаивает и располагает к общению, способствует отдыху, положительно влияет на повышенное кровяное давление, повышает восприимчивость и, по мнению психологов, способствует релаксации и медитации.

"Пассивность - это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета", - писал В. Кандинский.

Поэтому использование зеленого цвета в интерьере - например, бра и торшеров с абажурами зеленых оттенков, зеленых ночников, - обеспечит уютную обстановку в спальне, поможет создать атмосферу, способствующую глубокому, спокойному сну.

Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание нстречи с новым. Поэтому этот цвет можно успешно использовать в интерьере рабочего кабинета или комнаты школьника.

Однако не следует использовать в спальне ярко-зеленый цвет, поскольку агрессивные, яркие зеленые оттенки могут вызвать бессонницу.

Чистый зеленый, с точки зрения психологов, - наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения.

Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет).

Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя.

Яркий изумрудный оттенок зеленого может вызвать у человека желание пережить приключение; такой цвет часто предпочитают личности, не лишенные сентиментальности и сострадания. Оливковый цвет, напротив, часто выбирают люди, избегающие рискованных ситуаций и спорных вопросов.

Коричнево-зеленые оттенки, близкие к цвету маслин, имеют психологическое значение чувственной пассивности. Предпочтение такого оттенка, с точки зрения психологов, говорит о чувственном восприятии действительности.

Зеленые тона с добавлением синего становятся холоднее по мере того, как зеленый цвет приближается к синему. Светлые сине-зеленые оттенки сдерживают и успокаивают, но темные сине-зеленые тона несут ощущение напряженности. Психологи считают, что люди, предпочитающие темные сине-зеленые оттенки, как правило, стремятся к самоутверждению. Психологически такой оттенок выражает эгоцентризм, притязание на собственную значимость и гордость, которая в крайних случаях может даже переходить в замкнутость и самовозвеличивание.

Синий цвет, особенно его темные оттенки, способен оказывать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе, склонных к возбуждению и легко раздражающихся.

Синий цвет - холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием снижается работоспособность, возникает склонность к созерцательности и размышлению. Затененный, тусклый синий цвет может вызывать чувство суеверия и боязни, ощущение потерянности и печали, и вместе с тем - указывать путь к духовному, трансцендентному.

"Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому...", - писал В. Кандинский. Однако у некоторых людей избыток темно-синего цвета вызывает подавленность, депрессивные ощущения.

Психологи считают, что синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений.

Предпочтение светло-синих оттенков говорит, с точки зрения психологов, о беззаботности и беспечности человека. Голубой цвет вообще относится к так называемым "пассивным" цветам, поскольку он способствует нежности и мечтательное, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады. Внимательно созерцая голубой цвет, можно легко ощутить, как возникает приятное состояние расслабления, умиротворения - достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Это цвет глубины и простора. Лазурный, небесно-голубой цвет благоприятно влияет на нервную систему, успокаивая ее, повышает трудоспособность. Этот цвет также весьма благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью.

Лазурному цвету часто отдают предпочтение альтруистические натуры и люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям.

Темно-синий цвет придает надежность и силу. Такой цвет, как правило, приходится по душе людям независимым, но способным на доверие и преданность. То же можно сказать и еще о двух насыщенных оттенках синего, таких как индиго и ультрамарин. Натуры, предпочитающие эти тона, часто стремятся к достижению своих идеалов, ищут способ помочь другим людям.

Фиолетовый цвет , особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении.

Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень "коварен": считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах - способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности. Очень сильно меняется "характер" насыщенного фиолетового цвета при его осветлении: светло-лиловый оттенок становится "легче", психологически воспринимается менее "беспокойным", чем яркий и насыщенный фиолетовый цвет.

Бледно-лиловый цвет часто приходится по душе людям приятного нрава, достаточно пунктуальным и аккуратным, склонным к требовательности и тщательности; может быть, порой несколько манерным. Часто такие люди достаточно эгоистичны и настойчивы.

Пурпурный цвет, пышный и торжественный, иногда называют "королевским" оттенком фиолетового. Этот цвет предпочитают люди, стремящиеся к превосходству.

Предпочтение фиолетового цвета с сильным оттенком красного часто указывает на практичную натуру, однако такие люди нередко бывают исполнены важности и самомнения.

Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг. Психологически предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе от всех препятствий, свободе для любых возможностей. Считается, что белый цвет излучает энергию и свет, придает силы. Люди, предпочитающие белый цвет, часто очень аккуратны в деталях и манерах, способны хорошо понимать собеседника; это искренние и честные люди, может быть, иногда склонные к излишней требовательности.

Серый цвет может иметь множество оттенков, однако чистый серый (так называемый промежуточный цвет) свободен от каких-либо психологических тенденций. Считается, что этот цвет расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно и способствует сну. Серый цвет вызывает ассоциацию с неподвижностью и стабильностью, здравомыслием и реализмом, однако некоторые оттенки серого очень унылы и могут вызывать апатию, скуку, а темно-серые оттенки - даже угнетать. Серый цвет достаточно часто предпочитают конформисты по натуре, люди, стремящиеся держаться в тени.

Вообще же, с точки зрения психологов, склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Как правило, выбор серого цвета является защитной реакцией организма и означает стремление к нейтралитету, отказ от какого-либо выражения внешних или внутренних качеств. К такому выводу ученые пришли по результатам интересного теста, проведенного среди молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. Как известно, экзамен в любом случае сопровождается стрессом. Результаты показали, что если до экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых, после его завершения серый на первое место поставили около трети опрошенных.

Интересны с психологической точки зрения и оттенки серого цвета. Например, предпочтение светло-серых оттенков говорит о готовности к контактам и переживаниям, быстрому реагированию. Предпочтение, отдаваемое темно-серому, говорит о сдерживаемом возбуждении, повышенной чувствительности, стремлении достигнуть постоянного, гармоничного состояния душевного равновесия, физического и душевного удовлетворения.

Черный цвет с психологической точки зрения отражает агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту. Психолога считают, что черный цвет предпочитают люди, которые на подсознательном уровне из упрямого протеста восстают против своей судьбы. И наоборот, противниками черного цвета скорее всего становятся люди, не желающие лишаться чего-либо в своей жизни. Черный цвет часто связывают с таинственностью, трагичностью, а также со снобизмом и формализмом. Считается, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижает настроение и работоспособность. Однако черный может быть и очень динамичным, способствовать лучшему пониманию и спокойствию, придавать достоинство.

Кстати, психологи утверждают, что пристрастие к белому и черному цвету в большинстве случаев наблюдается у людей, испытывающих сильное психологическое давление с кризисным обострением, а также у детей в период полового созревания, как свидетельство о подростковом максимализме, неопределенности жизненного выбора, но со временем черно-белое предпочтение уступает цветному видению мира.

При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение. Следует еще раз подчеркнуть, что психологическое влияние цвета зависит от характера человека и от его представления о гармоничности тех или иных цветовых сочетаний, которое всегда субъективно. Это хорошо известно дизайнерам и художникам.

По мнению некоторых психологов, выбор цветовых предпочтений всегда очень тесно связан с основными чертами характера индивидуума и до некоторой степени отражает его внутренний мир. Известна уникальная психодиагностическая методика, разработанная учеными Г. Г. Воробьевым и В. В. Налимовом в 80-х годах XX столетия, согласно которой участникам теста предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от наиболее "понравившейся" до самой "неприятной". В результате статистического анализа данных ученые смогли с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение.

Кроме того, цветовые предпочтения могут зависеть и от темперамента человека.

Наиболее известна и популярна психологическая типология Макса Люшера, где определенным психотипам соответствует определенные цветовые предпочтения. Люшер разработал тест цветовых выборов, с помощью которого определяются мотивационная направленность и эмоциональное состояние личности.

Таким образом, четыре основных цвета (синий, желтый, зеленый, красный) соответствуют основным психотипам личности: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.

По мнению специалистов, голубоватые оттенки обычно предпочитают люди с меланхолическим темпераментом; сангвиники, - веселые и открытые люди, - часто выбирают оптимистичные желтые расцветки; флегматики отдают предпочтение спокойным зеленоватым тонам. А люди с холерическим темпераментом часто останавливают свой выбор на розоватых и красноватых отгенках.

Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека.

"Красный" цветотип стремится к успеху и новым достижениям. "Синий" , наоборот -к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. "Зеленый" цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а "желтый" - к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий.

Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится "четырехцветная" личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

Не случайно западные дизайнеры считают, что лучший способ найти цвет, который вам по душе - это пополнить им свой гардероб, "примерить" цвет на себя. Человек, комфортно чувствующий себя в одежде определенного цвета, через некоторое время непременно пожелает иметь этот цвет в своем домашнем интерьере, хотя бы в виде какой-нибудь мелочи, освежающей привычную обстановку.

См.также:

Черный, серый и белый цвет
Черный цвет считается наиболее тяжелым и мрачным, вызывает ассоциации с ночью, темнотой. Серый цвет является промежуточным между черным и белым...


Цвет, по мнению специалистов, является одной из самых важных составляющих визуального мировосприятия. А М. Бехтерев писал, что ". . . умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры"...

Синий цвет является полной противоположностью красного как в символическом, так и психологическом аспектах. Синий ассоциируется у нас с холодом, спокойствием, постоянством, благородством, добротой и верностью. Но иногда этот цвет может вызывать страх и ужас. Вспомните, сгущающиеся синие тучи над землей в преддверье грозы. И.В. Гете также писал, что синий цвет несет в себе «что-то темное».

Сильная и необъяснимая энергия содержится в этом цвете, именно поэтому проявления сверхъестественного, интуиции и непознанного часто связывают с синим. Он способен повлиять на эффективность самовнушения, повысить искренность человека и развить в нем волевые качества.

Если синий цвет является вашим любимым, то можно предположить, что вы – скромный человек, который нуждается в поддержке близких людей. Для вас имеет большое значение какое вы производите мнение на окружающих, что они о вас думают и говорят. Общаясь с людьми, вы постоянно преследуете цель им понравиться, однако, это происходит не всегда.

У вас преобладают творческие способности, которые зачастую выражаются в актерском мастерстве. Но для вас театр существует не только на сцене, но и в жизни. Вам свойственно назначать роли себе и другим, такое отношение к жизни может привести к развитию конфликтов с близкими для вас людьми. Вы не любите оставаться в одиночестве и ощущать эмоциональную пустоту, чтоб избежать этого вам стоит внимательней относиться к людям и проявлять себя таким человеком какой вы есть. Не стоит все время ждать появления благодарности и счастья от других людей, цените улыбки, приветливые жесты и добрые слова. Они и без громких речей могут сказать вам о многом. Для вас полезно путешествовать, читать и вообще развивать природную любознательность.

Синий цвет внушает стремление к размышлениям и восприятию эмоциональных переживаний. Если человеку не приятен этот цвет, то можно предположить, что его потребность в покое не удовлетворена, он может ощущать недостаток нежности, доверия и близости. Выполняя какие-либо серьезные дела, человек может игнорировать синий цвет, это связано с тем, что в данный момент он не настроен расслабляться и отдыхать.

Успокаивая нервную систему, синий цвет также успешно влияет на физиологическое состояние организма. Так этот цвет способен снижать повышенную температуру, ускорять заживление ожогов и воспалений. Синий цвет положительно влияет при кишечных и желудочных расстройствах, помогает при болезнях горла, аллергиях, кровотечениях и зубной боли. Он также склонен снижать артериальное давление, замедлять частоту дыхания и пульса. Необходимо отметить, что в синей комнате температура на несколько градусов ниже, чем в красной. Так же не стоит злоупотреблять синим цветом в рабочих помещениях, т.к. он снижает работоспособность сотрудников.

Психология цвета изучает субъективную сторону восприятия цветов, не связанную с естественнонаучными знаниями оптики. Человеческие глаза получают до 80% от всей информации, проходящей через органы чувств. Однако цветовосприятие также может напрямую влиять на человеческое поведение. В большинстве случаев этот процесс происходит бессознательно. Казалось бы, зрение даёт объективную информацию о том, что происходит вокруг, какие объекты и люди окружают человека, что ему предстоит делать в следующий момент, и определяет эти действия именно он. Но поведение человека находится также под влиянием других, неподвластных ему факторов.

Влияние цветов на желания и действия человека в настоящее время было замечено маркетологами и повседневно применяется в построении позитивного имиджа брендов или произведении впечатления на потребителей в местах покупки. Но прежде чем рассмотреть особенности применения цветов на практике, необходимо изучить основные теории их восприятия и понять, каким образом они предопределяют поведение.

Субъективное цветовосприятие тесно связано с восприятием любимых цветов, что, в свою очередь, связано со знаниями об эстетике, которые развивались ещё со времен древнегреческих философов. Платон упоминал об идеальном происхождении цветов и принадлежности их к определенным идеям: божественность синего, мужественность красного или женственность жёлтого . Аристотель говорил, что наблюдение произведений искусств, например, живописи, вызывает эстетическое наслаждение, катарсис, понимаемый им как освобождение от накопившихся аффектов . Гёте не согласился с теорией Ньютона о том, что цветовосприятие зависит исключительно от отражения определенной частоты лучей от предмета. Он утверждал, что определённые цвета вызывают конкретные чувственные состояния, то есть различал два вида цветов: положительные (красный, жёлтый), которые создают бодрое, деятельное настроение, и отрицательные (синий), создающие неспокойное, тоскливое настроение. Таким образом, Гёте был первым из своих современников, кто рассмотрел взаимосвязь между цветом и психикой человека.

С 80-ых годов XX века быстрыми темпами развивается эволюционная психология, стремящаяся объяснить психологическую и культурную жизнь человека через его генетическую наследственную данность как вида homo sapiens . Другими словами, внутренние поведенческие паттерны индивида, к числу которых можно отнести и предпочтение определенных цветов, могут быть предопределены главным принципом теории Дарвина – стремлением к выживанию.

В качестве примера можно привести исследование Кэтти Ламанкьюза. Исследование показало, что синий цвет является самым любимым для большинства опрошенных американцев, его выбрали 35% опрошенных, далее идут зелёный (16%), фиолетовый (10%) и красный (9%) . Синий опрошенные воспринимали как мирный, спокойный и безмятежный и выбирали в качестве любимого в более чем трети случаев. Относительно данного эффекта существует следующий факт: в Токио после установки на железнодорожных станциях фонарей, излучающих синеватый свет, количество самоубийств и уровень преступности заметно снизились . Эффект повторился в Глазго, Шотландия. Некоторые объяснили загадочный эффект известным успокаивающим действием этого цвета. К сожалению, единственным источником данной информации является статья в газете The Seattle Times. Исходя из трактовки эволюционной психологии, синий часто ассоциируется с водой, небом и обозначает место обитания, где присутствует благоприятная для выживания окружающая среда. Согласно одному исследованию, детей разных национальностей попросили выбрать ландшафты, которые им понравятся, то есть вызовут эстетическое наслаждение . Дети выбирали ландшафты с определенными чертами: водой, облаками, открытыми пространствами или засаженными деревьями, ветки которых были необходимой длины для того, чтобы забраться на них и искать пищу, с элементами, призывающими к исследованию местности, например, с тропинкой или рекой. Данные элементы ландшафта характерны для тех мест обитания, где человеческий вид эволюционно развивался и формировался, мест, где он выжил . Синий и зелёный ассоциируются с такими пространствами, поэтому являются любимыми цветами большинства людей.

Красный цвет вызывает агрессию . Это один из его самых популярных эффектов. Люди воспринимают и оценивают других как более агрессивных и влиятельных, если они одеты в красное. Этот эффект тоже может быть объяснен с позиций эволюционной психологии. У множества животных видов, включая приматов, доминирование во время агрессивных столкновений с представителями своего вида сигнализируется с помощью ярко-красного цвета кожи, который достигается с помощью прилива насыщенной кислородом артериальной крови . Во время выяснений отношений между людьми происходит примерно то же самое. Всплеск тестостерона в крови делает лицо красным, что свидетельствует о враждебном настрое человека, тогда как страх ведет к бледному цвету кожи . Таким образом, исследователи предполагают, что одной из функций зрения как у людей, так и у животных, является способность различать тонкие изменения кровообращения под кожным покровом у других представителей вида, чтобы иметь информацию об их эмоциональном состоянии. Краснота говорит о гневе, смущении или сексуальном возбуждении, тогда как синеватый или зеленоватый оттенок может указывать на болезнь или плохое физиологическое состояние . Восприятие особого цвета кожи может стимулировать определенное социальное взаимодействие.

Красный цвет способствует лучшим спортивным достижениям атлетов, о чем свидетельствует множество фактов . На летних Олимпийских играх 2004 года спортсмены, выступавшие по тхэквондо, боксу, вольной и греко-римской борьбе, носившие красные униформы, выигрывали в 55% поединков против тех, кто носил синие униформы (45%, соответственно) .
В Англии со времен второй мировой войны спортивные команды с красной униформой занимают в среднем более высокие позиции в лигах, чем другие . В качестве примера можно привести следующий факт: футболисты таких клубов как Manchester United (которых называют «The Red Devils»), Liverpool («The Reds») и Arsenal, которые признаны одними из лучших даже в мире, носят именно красные формы.

Данный эффект красного цвета был зафиксирован также в нетрадиционных спортивных соревнованиях. В 2004 году в онлайн-шутере от первого лица, Unreal Tournament 2004 (UT2004), было зафиксировано, что команды красных побеждали чаще команды синих . Участники онлайн-игры не были знакомы друг с другом, играли анонимно со всех концов мира, но красные команды победили в 54,9% схваток, тогда как всего было проведено 1347 игр.

Определенно, красный цвет каким-то образом отражается на спортивных выступлениях, возможно, эволюционная психология права, и он подсознательно выражает доминирование и превосходство, что делает более уверенными в своих силах тех спортсменов, кто носит этот цвет, и менее уверенными их оппонентов.

Однако психология цвета рассматривается не только со стороны эволюционного подхода. Теория цвета в контексте (color-in-context theory), основанная на идее социального научения, предполагает, что на восприятие влияет культура, социум . Разные цвета в течение жизни начали закрепляться с какими-то действиями и стали постепенно ассоциироваться с определенным поведением. Красный в современной культуре связан с восприятием опасности и реакцией избегания . Например, в школах учитель, проверяя работы учеников, исправляет ошибки красной ручкой. Также различные предупредительные сигналы и стоп-сигналы, связанные с возможной опасностью, чаще всего имеют тот же самый цвет. Достижения спортсменов, связанные с красным, с помощью этой теории можно объяснить возникновением у их соперников подсознательной ассоциации ситуации с опасностью и риском неудачи.

Красный цвет возбуждает. Женщина в красном платье признается мужчинами как более сексуально привлекательная, нежели в платье другого цвета . Этот эффект в данном случае также может влиять на поведение. Встречаясь с девушкой в красной одежде, мужчины задают больше интимных вопросов и больше проявляют влечение с помощью физического контакта во время разговора . В барах они чаще пристают к женщинам, с красной помадой, а официанткам – дают более щедрые чаевые . Мужчины также воспринимаются как более сексуально привлекательные .

Эволюционно привлекательность красного может объясняться как сигнал готовности к репродуктивному процессу . В животном мире он выполняет эту функцию, например, во время течки, когда половой процесс чаще всего приводит к зачатию. В этот период гениталии самок шимпанзе набухают и краснеют в знак сексуальной готовности для самцов. Привлекательность мужчин аналогично доказывается примерами из животного мира. Многие позвоночные животные используют красный как признак статуса среди самцов, а самки же склонны выбирать партнеров, обладающих высоким статусом, а значит, способных эффективно решить проблему добычи пищи и воды во время периода беременности .

С точки зрения социального научения, красный закрепился в нашем культурном опыте в определенных ассоциациях, приводящих к конкретным психологическим реакциям. Он ассоциировался с романтикой, страстью, похотью и фертильностью практически в каждой долгоживущей цивилизации . Необходимо отметить, что эволюционный подход и социально-культурный подход не являются взаимоисключающими, как отмечают многие исследователи, эти факторы, культура и биология, часто работают вместе и совместно могут объяснить различные психологические эффекты. Биологическое значение красного может усиливать культурные ассоциации с ним, а культура может, в свою очередь, расширить и обогатить значение этого цвета .

Психология цвета часто используется в маркетинге. Рестораны используют определенные цвета, чтобы повысить свою прибыль . Многие сети ресторанов быстрого питания оформляют свои заведения, используя красный и жёлтый цвета, которые увеличивают аппетит клиентов и, таким образом, влияют на их субъективное чувство голода. Поэтому клиенты покупают больше, так как считают, что смогут съесть всё купленное ими. Другие заведения используют синий цвет для успокоения и расслабления. Эта стратегия позволяет увеличить время нахождения потребителей, чтобы они успели проголодаться и сделали ещё один заказ.

Синий цвет внушает доверие. Многие исследования свидетельствуют о том, что он влияет на уровень доверия и воспринимаемой надёжности и может влиять на потребительский выбор. В одном из них исследовалось влияние цветового оформления интернет-магазина на доверие к нему с целью совершения покупки. Среди 277 респондентов 178 (64,3%) выбрали магазин с синим цветовым дизайном, тогда как только 99 (35,7%) – магазин с зелёным дизайном .


Было выявлено, что магазин с синим дизайном внушает гораздо больше доверия, чем магазин с зелёным, что в некоторой степени предопределяло выбор в пользу первого . В другом исследовании респонденты оценивали надежность сайтов разного содержания с несколькими цветовыми схемами. Независимо от контекста, сайты с синим воспринимались более надёжными и заслуживающими доверия, чем с десятками других цветов . Чёрный оказался менее показательным в плане влияния на воспринимаемую надёжность сайта.

Воздействие предпочтений цветов на выбор в процессе покупки косвенно доказано нейронаукой. Изучение предпочтений различных цветов с помощью метода электроэнцефалографии (сокр. ЭЭГ – неинвазивный метод изучения электрической активности мозга, записывающий суммарные электрические потенциалы с помощью размещения на коже головы электродов), показало, что физические действия могут находиться под влиянием подсознательного выбора, совершённого до сознательного принятия решения . Активность нервной ткани, отвечающей за внимание, может находиться под влиянием неосознаваемого выбора. В данном исследовании при предъявлении пар цветов определенные зоны внимания испытуемых активировались, если среди цветов был любимый цвет. Это означает, что подсознательный выбор может активировать к определенному предмету внимание человека, которое, приведёт к возможной поведенческой реакции (покупке). Таким образом, неосознанно человек акцентирует внимание на любимом цвете до того, как сознательно обратит на него внимание. Может быть поэтому после посещения супермаркетов люди удивляются тому, что количество купленных товаров больше запланированного.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цвета могут нести определённое скрытое субъективное значение, не объясняющееся одними лишь физическими законами. Оно могло быть сформировано в результате эволюции homo sapiens и отчасти в ходе социально-культурного развития. При восприятии цвета происходит оценка объекта, которому он принадлежит, что иногда способствует осуществлению мотивированного поведения, например, покупки. Этот процесс может происходить несознательно, что частично доказано нейронаукой. Психология цвета – молодая область исследований, которая в последние десятилетия пробудила небывалый интерес, хотя этой проблематикой занимались ещё древнегреческие мыслители (Аристотель, Платон и другие). Многое ещё предстоит открыть в этой области, а полученные знания уже активно применяются на практике.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта