Главная » Обработка грибов » Кладбище кораблей фотографии. Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов

Кладбище кораблей фотографии. Кладбище кораблей: последняя пристань гигантов

Корабли и лодки — древнейшее изобретение. От античности до современности великие державы стремились иметь хорошие выходы к морям и океанам. Это значительно облегчало торговые отношения. Но рост количества авиаперевозок и снижение массового судостроения превратили берега, одинокие бухты и верфи в призраки былого величия морских судов

Сейчас такие места — довольно хорошая тема для статейки

Хотя зачастую корабли разбирают на металлолом, многие остаются ржаветь в одиноких бухтах, отмелях и верфях. Между тем, ржавчина от кораблей загрязняет воды и становится явным признаком загнивающей индустриальной эпохи страны. (Ниже рождение, жизнь и смерть брата близнеца «Титаника» круизного лайнера «Британик»)

Большой лайнер, как Титаник или Британик, а особенно их смерть романтизирована Голливудом, но жизнь и смерть торговых и военных судов не такая уж и романтичная. Части корабли, покрытые ржавчиной, стоят в доках и тихих бухтах. Некоторые наполовину погрузились под воду, некоторые ещё держатся

Авианосцы и линкоры являются одними из самых впечатляющих кораблей, но и их жизнь не вечна. Например, советские крейсер Мурманск, пошел ко дну в 1994 году во время буксировки на слом в Индию, а немецкий крейсер Гинденбург, был сознательно затоплен в Скапа-Флоу, у Оркнейских островов. Авианосцы, по своим размерам, могут сравниться разве что с морскими танкерами, и вот поэтому их смерть не остается незамеченной общественностью. Французы например не отдали свой авианосец на слом в Индию

А вот авианосец Орискани успешно затопили недалеко от Австралии… Теперь это место считается лучшим местом для дайвинга

Конечно, Орискани был подвергнут тщательной очистке до погружения, для защиты от будущих экологических проблем. А вот когда сухогруз New Flame столкнулся с танкером в Гибралтарском проливе, первой задаче стало спасение экосистемы. К сожалению, в какой-то момент корабль разломился пополам

Корабельных кладбищ сегодня намного меньше, чем лет так 10 назад. Всё из-за ужесточения экологических норм. Корабельное кладбище на Staten Island на данный момент является самым популярным и посещаемым местом среди себе подобных. Вот так кладбище кораблей можно превратить в диснейленд для взрослых мальчиков

Вы когда-нибудь задумывались о том, что происходит с кораблями, отслужившими свой срок? Для их утилизации создают специальные рукотворные кладбища кораблей. Они могут быть сухими доками, в которых хранят суда, содержащие асбест и другие материалы, способные оказать вредное влияние на экологию.

Рукотворные кладбища кораблей могут создаваться и в море, где старые суда оставляют разрушаться или разбирают на составные части. Но, несомненно, самыми интересными являются не эти искусственно созданные места упокоения, а кладбища кораблей, возникшие стихийно.

Коварная Атлантика

За время существования мореходства Атлантика стала последним пристанищем для миллионов судов, созданных в разные эпохи. Обычно кладбища кораблей возникают на месте пересечения морских путей, где отважных мореходов подкарауливают коварные рифы, блуждающие пески, не обозначенные на картах скалы. Так, неподалеку от Дувра есть место, где рельеф постоянно меняет свои очертания, неся реальную угрозу мореходам даже сегодня. Что же говорить о тех мореплавателях, которые не знали современных приборов? Около Дувра есть кладбище на котором, по подсчетам историков, покоятся сотни «плавучих посудин» и более 50 тысяч человек, живших в разные исторические времена. Пробурив дно на глубину 15 метров, ученые обнаружили, что весь взятый керн состоит из остатков корабельных обшивок, дерева, железа. Мели Гудвина насквозь пропитаны корабельным тленом.

Недаром и сегодня это страшное место называют «Великим пожирателем кораблей». Таких мест множество. Кладбища кораблей есть в Карибском и Средиземном море, Индийском океане, на Фиджи и сотнях других мест. В некоторых из них триремы, созданные в античные века, находятся под толстым слоем остатков средневековых каравелл, фрегатов Нового времени и современных судов, пропавших уже в наше время. Почему же возникают такие погосты?

Причинами возникновения корабельных кладбищ могут быть:

  • Штормы, которым не могли сопротивляться парусные суда.
  • Туманы, ориентироваться в которых без специального оборудования было практически невозможно.
  • Сильные течения, которым не могли противостоять корабли. Вынесенные на рифы, они оставались там навсегда, если их не успевали снять во время прилива.

Самые известные кладбища кораблей

Кроме «Великого пожирателя кораблей» существуют и другие места, где веками скапливались утонувшие суда (фото). Кладбище кораблей в Таранто (Италия) довольно известно, там среди 16 судов лежит один, получивший особую известность из-за своего груза. Судно везло монеты, мрамор и тамарисковые саркофаги. Интересно то, что спустя века груз все еще находится в нормальном состоянии. Среди современных кладбищ довольно крупное находится в Мавритании. После национализации многие рыболовные и транспортные суда были просто оставлены владельцами. Они до сих пор гниют неподалеку от берега. Есть такое место и в России, в Аральском море. Там в результате экологического бедствия сотни судов разрушаются посреди пустыни, еще недавно бывшей Самое крупное корабельное кладбище находится в Пакистане. Огромные танкеры и роскошные круизные суда здесь распиливают на мелкие части и утилизируют.

Мне сразу дали понять, что пробраться туда, где занимаются утилизацией морских судов, будет непросто. «Раньше сюда водили туристов, - рассказывает один из местных жителей. - Им показывали, как люди практически голыми руками разбирают многотонные конструкции. Но теперь приезжим сюда хода нет».

Я прошел пешком пару километров по дороге, тянущейся вдоль Бенгальского залива на север от города Читтагонг в место, где на 12-километровом участке побережья расположились 80 верфей по разборке судов. Каждая скрыта за высоким забором, обтянутым колючей проволокой, везде стоит охрана и висят знаки, запрещающие фотосъемку. Чужаков здесь не жалуют.

Утилизация судов в развитых странах жестко регламентирована и весьма затратна, так что эту грязную работу выполняют в основном Бангладеш, Индия и Пакистан.

Вечером я нанял рыбацкую лодку и решил предпринять вылазку на одну из верфей. Благодаря приливу мы без труда сновали между огромными нефтяными танкерами и контейнеровозами, укрываясь в тени их гигантских труб и корпусов. Некоторые суда еще оставались нетронутыми, остальные напоминали скелеты: лишившись стальной обшивки, они обнажили внутренности глубоких темных трюмов. Морские гиганты в среднем служат 25−30 лет, большинство из доставленных на утилизацию были спущены на воду в 1980-е. Теперь, когда возросшая стоимость страховки и обслуживания сделала старые корабли убыточными, их ценность заключена в стали корпусов.

Мы оказались здесь в конце дня, когда рабочие уже расходились по домам, и суда покоились в тишине, изредка нарушаемой плеском воды и позвякиванием металла, доносящимися из их чрев. В воздухе стоял запах морской воды и мазута. Пробираясь вдоль одного из судов, мы услышали звонкий смех и вскоре увидели группу мальчишек. Они барахтались возле полузатопленного металлического скелета: взбирались на него и ныряли в воду. Неподалеку рыбаки расставляли сети в надежде на хороший улов рисовой рыбки - местного деликатеса.

Вдруг совсем рядом с высоты в несколько этажей обрушился сноп искр. «Сюда нельзя! - закричал сверху рабочий. - Что, жить надоело?»

Океанские суда рассчитаны на долгие годы службы в экстремальных условиях. Никто не задумывается о том, что рано или поздно их придется разбирать на куски, многие из которых будут содержать токсичные материалы вроде асбеста и свинца. Утилизация судов в развитых странах жестко регламентирована и весьма затратна, так что эту грязную работу выполняют в основном Бангладеш, Индия и Пакистан. Рабочая сила здесь очень дешевая, а какой бы то ни было контроль почти отсутствует.

Правда, постепенно ситуация в отрасли улучшается, но процесс этот весьма затяжной. К примеру, Индия наконец ввела новые требования к безопасности рабочих и окружающей среды. Однако в Бангладеш, где в прошлом году разобрали аж 194 судна, этот труд остается очень опасным.

Вместе с этим он приносит большие деньги. Активисты рассказывают, что за три-четыре месяца, вложив около пяти миллионов долларов в разборку одного судна на верфи в Бангладеш, можно в среднем получить до миллиона прибыли. С этими цифрами не согласен Джафар Алам, бывший глава ассоциации компаний по утилизации судов в Бангладеш: «Все зависит от класса судна и от многих других факторов, например от текущих котировок стали».

Какой бы ни была прибыль, она не может возникнуть на пустом месте: более 90% материалов и оборудования обретают вторую жизнь.

Процесс начинается с покупки судна компанией-переработчиком у международного брокера, занимающегося продажей подержанных судов. Для доставки судна до места разборки компания нанимает капитана, специализирующегося на «парковке» огромных кораблей на полоске пляжа шириной в сотню метров. После того как судно вязнет в прибрежном песке, из него сливают и продают все жидкости: остатки солярки, машинное масло и противопожарные вещества. Затем с него снимают механизмы и внутреннюю оснастку. На продажу идет все без исключения, начиная с огромных двигателей, аккумуляторных батарей и километров медной проводки, заканчивая койками, на которых спал экипаж, иллюминаторами, спасательными шлюпками и электронными приборами с капитанского мостика.

Потом опустошенный корпус облепляют рабочие, приехавшие на заработки из беднейших районов страны. Сначала они расчленяют судно при помощи ацетиленовых резаков. Затем грузчики тащат фрагменты к берегу: сталь переплавят и продадут - она будет использована при возведении зданий.

«Хороший бизнес, говорите? Но только подумайте о химических веществах, отравляющих нашу землю! - возмущается Мохаммед Али Шахин, активист организации NGO Shipbreaking Platform. - Вы еще не видели молодых вдов, чьи мужья погибли под сорвавшимися конструкциями или задохнулись в трюмах». 11 лет из своих 37 Шахин пытается привлечь внимание общества к каторжному труду работников на верфях. Вся отрасль, по его словам, контролируется несколькими влиятельными семьями из Читтагонга, которым принадлежит и смежный бизнес, в частности переплавка металла.

Шахин прекрасно понимает, что его страна остро нуждается в рабочих местах. «Я не требую полного прекращения утилизации судов, - говорит он. - Просто нам нужно создать нормальные условия труда». Шахин убежден: в сложившейся ситуации виноваты не только беспринципные соотечественники. «Кто на Западе позволит загрязнять окружающую среду в открытую, разбирая суда прямо на пляже? Тогда почему считается нормальным избавляться от ставших ненужными кораблей здесь, платя копейки и постоянно подвергая опасности жизнь и здоровье людей?» - негодует он.

Отправившись в расположенные неподалеку бараки, я увидел рабочих, за которых так обидно Шахину. Их тела покрыты глубокими шрамами, которые тут называют «читтагонгскими татуировками». У некоторых мужчин не хватает пальцев на руках.

В одной из хижин я познакомился с семьей, в которой четверо сыновей работали на верфи. Старший, 40-летний Махабаб, однажды стал свидетелем гибели человека: пожар в трюме вспыхнул от резака. «Я даже не пришел на эту верфь за деньгами, испугавшись, что меня просто так не отпустят, - рассказал он. - Хозяева не любят выносить сор из избы».

Махабаб показывает фотографию на полке: «Это мой брат Джахангир. Он занимался резкой металла на верфи у Зири Субедара, где и погиб в 2008 году». Вместе с другими рабочими брат три дня безуспешно пытался отделить от корпуса судна большую секцию. Потом начался ливень, и рабочие решили укрыться под ней. В этот момент конструкция не выдержала и оторвалась.

Третьего брата, 22-летнего Аламгира, сейчас нет дома. Работая на танкере, он провалился в люк и пролетел 25 метров. На его счастье, на дне трюма скопилась вода, она смягчила удар от падения. Напарник Аламгира на веревке спустился вниз и вытащил его из трюма. На следующий же день Аламгир уволился, теперь он разносит чай менеджерам верфи в офисе.

Младший брат Амир работает помощником рабочего и тоже режет металл. Это жилистый 18-летний парень, на его гладкой коже шрамов пока нет. Я спросил Амира, боится ли он работать, зная о случившемся с братьями. «Да», - ответил он, застенчиво улыбнувшись. Вдруг во время нашего разговора крыша задрожала от грохота. Раздался звук, похожий на раскат грома. Я выглянул на улицу. «А, это сорвался кусок металла с судна, - равнодушно бросил Амир. - Мы слышим такое каждый день».

Центры утилизации морских судов: карта

Посмотреть карту в полном размере можно .


Во время отлива рабочие тащат пятитонный трос, чтобы лебедкой вытягивать на берег фрагменты судна, образующиеся при его разборке.


Эти ребята утверждают, что им уже есть 14 - именно с такого возраста разрешается работать на утилизации судов. Хозяева верфей отдают предпочтение молодым разборщикам - они обходятся дешевле и не подозревают о грозящей им опасности. К тому же они могут пробраться в самые труднодоступные уголки судна.


Сталь из корпусов судов вырезают фрагментами, каждый из которых весит от 500 килограммов. Используя подручные материалы в качестве подкладок, грузчики волоком тащат эти секции на грузовики. Куски стали переплавят на арматуру и используют ее при строительстве зданий.


Грузчики днями не вылезают из грязи, которая содержит примеси тяжелых металлов и токсичной краски: такая грязь растекается из судов по всей округе во время прилива.


Вооруженные резаками рабочие трудятся парами, страхуя друг друга. На то, чтобы полностью разобрать судно, им понадобится от трех до шести месяцев, в зависимости от его размеров.


Несколько дней ушло на то, чтобы прорезать палубы судна Leona I. И вот огромная его часть внезапно отделяется, «выплевывая» стальные осколки в сторону, где расположилось начальство верфи. Этот сухогруз был построен в Хорватии, в городе Сплит, 30 лет назад - таков средний срок службы крупнотоннажных морских судов.


Рабочие греются у костра из уплотнительных прокладок, снятых с трубных соединений, не задумываясь о том, что в таких прокладках может содержаться асбест.


Около 300 человек собрались на похороны Рана Бабу из деревни Дунот у подножия Гималаев. Рану было всего 22 года, он работал на разборке судна и погиб от взрыва скопившегося газа. «Мы хороним молодого парня, - сокрушается один из пришедших проститься. - Когда же этому придет конец?»

Текст: Питер Гвин
Фотографии: Майк Хеттвер


Кладбище старых кораблей.
Свой последний приют обретают не только люди и все остальные живые организмы, но и все то, что человек создал своими руками. Исключением здесь не является и многочисленная техника, разнообразные транспортные средства, которые рано или поздно приходят в негодность. Подобно людям, у машин есть свои собственные кладбища. Далеко не каждая из них сразу попадает на утилизацию, а некоторые ждут ее уже долгие десятилетия.

1. Кладбище якорей в Португалии



Якоря собрали и выставили в стройные ряды.
В Португалии, недалеко от Тавиры на острове была некогда большая и процветающая рыбацкая база. Тамошние рыбаки в лучшие времена промышляли тунцом и сардиной. Однако со временем, рыбные ресурсы были исчерпаны, и база пришла в упадок. Случилось это еще в 1968 году. Рыбаки бросили едва ли не все на месте: снасти, корабли и якоря. За десятилетие большая часть всего или сгнила или была утилизирована, кроме якорей. Со временем на Тавире расцвел туристический бизнес и якоря, разбросанные по всему побережью, были собраны и составлены в огромную композицию-кладбище, став, таким образом, местной достопримечательностью.

2. Кладбище такси в Поднебесной



Рост экономики спровоцировал упадок рынка такси.
Еще не так давно, самым популярным видом транспорта в Китае было такси. На их долю приходилось почти 80% всего городского транспортного трафика! Изменилась ситуация благодаря стремительному экономическому росту Поднебесной, который радикально увеличил число активных потребителей, каждый из которых уже мог позволить себе личный . Не сложно догадаться, что у многих китайских таксопарков тогда началось сокращение, а некоторые и вовсе закрылись. Часть машин была, конечно, продана, однако большая – просто выброшена на свалку. Никто не хотел брать на вторичном рынке вчерашнее такси, тем более китайского производство. Так и появилось еще одно кладбище машин. Расположено оно в городе Чунцин.

3. Кладбище кораблей в Нуадибу



Суда выбрасывали прямо в порту за взятки.
В Мавритании, во втором по величине городе страны Нуадибу находится одно из самых масштабных в мире кладбищ кораблей. Кладбище это, к слову, появилось неофициально и даже незаконно. Начиная с 80-х годов, руководство местного порта начало разрешать оставлять никому не нужные корабли на пляже или прямо в воде, около порта. Само собой, разрешение давалось за определенное «вознаграждение». Случилось это, к слову, сразу после национализации в стране рыбной промышленности. А так как город Нуадибу является еще и одним из самых бедных мест в мире, многие люди стали жить в брошенных и никому ненужных кораблях.

4. Кладбище поездов в Боливии



Поезда стояли со времен упадка горнодобывающей промышленности.
Если вы когда-нибудь решитесь отправиться в Боливию, то знайте, что в южной части страны, самой главной туристической достопримечательностью является тамошнее антикварное кладбище поездов. Расположено кладбище примерно в трех километрах от города Уюни. Как можно догадаться, в своем славном прошлом, город Уюни был центром распределения поездов. По этой причине он лежит на множество путей. Поезда занимались преимущественно доставкой полезных ископаемых к портам. Строились линии поездов британскими инженерами в конце XIX столетия. Но после того, как горнодобывающая промышленность в городе рухнула из-за исчерпания ресурсов, поезда оказались не нужны. Позднее власти превратили это кладбище техники в музей под открытым небом.

5. Кладбище танков в Афганистане



Мрачное наследие войны.
На окраине города Кабул, что в Афганистане можно найти огромное кладбище военной техники, преимущественно советской, которая была оставлена здесь еще в 80-е годы прошлого столетия. Из-за того, что в Афганистане на сегодняшний день очень слабо развит утилизирующий сектор промышленности, есть все основания полагать, что вся эта техника так и продолжит стоять никому не нужной. Впрочем, местные власти регулярно ищут на кладбище технику, которая может быть отреставрирована. Такие машины ремонтируют и возвращают на службу в правительственные войска, действующие против талибов.

6. Кладбище кораблей в Муйнак



Корабли увязли в песчаных ловушках.
В 70-х годах XX столетия, город Муйнак, что в Узбекистане был очень оживленным местом с процветающим рыболовным хозяйством. Был единственным портовым городом страны. Однако сегодня город в упадке из-за стремительно отступающей береговой линии Аральского моря. Именно из-за осушения моря, сегодня можно видеть старые борта кораблей, застаревшие в пущенных капканах. Большинство из них уже в 150 километрах от воды!

7. Кладбище самолетов в США



Пустыня прекрасный консерватор.
Пустыня – лучшее место, для надежного хранения чего-то, что может очень быстро испортится. Во всяком случае, если это «что-то» разнообразная техника. Именно так подумали американцы и организовали в пустыне Мохаве огромное кладбище самолетов. Расположено оно недалеко от одноименного пустыне аэропорта и в 100 км от Лос-Анджелеса. Жара пустыни прекрасно бережет останки самолетов от ржавчины. Часть самолетов здесь разобрана на запчасти, однако некоторые просто законсервированы и могут быть введены в эксплуатацию повторно. Свозить технику на это кладбище стали с 70-х годов XX века.

8. Кладбище кораблей Читтагонг



Ад для кораблей.
Это место стоило бы назвать не «кладбищем», а адом для кораблей. Сюда попадают ненужные суда со всего мира. Единственное отличие от перечисленных выше мест заключается в том, что в Читтагонге суда действительно активно утилизируют. Однако, место это очень страшное. Рабочие трудятся здесь за гроши, а техника безопасности так и вовсе не соблюдается.

Корабли и лодки - древнейшее изобретение. От античности до современности великие державы стремились иметь хорошие выходы к морям и океанам. Это значительно облегчало торговые отношения. Но рост количества авиаперевозок и снижение массового судостроения превратили берега, одинокие бухты и верфи в призраки былого величия морских судов. Сейчас, такие места - хорошая тема для статейки.

Хотя зачастую корабли разбирают на металлолом, многие остаются ржаветь в одиноких бухтах, отмелях и верфях. Между тем, ржавчина от кораблей загрязняет воды и становится явным признаком загнивающей индустриальной эпохи страны. (Ниже рождение, жизнь и смерть брата близнеца "Титаника" круизного лайнера "Британик").

Большой лайнер, как Титаник или Британик, а особенно их смерть романтизирована Голливудом, но жизнь и смерть торговых и военных судов не такая уж и романтичная. Части корабли, покрытые ржавчиной, стоят в доках и тихих бухтах. Некоторые наполовину погрузились под воду, некоторые ещё держатся.

Авианосцы и линкоры являются одними из самых впечатляющих кораблей, но и их жизнь не вечна. Например, советские крейсер Мурманск, пошел ко дну в 1994 году во время буксировки на слом в Индию, а немецкий крейсер Гинденбург, был сознательно затоплен в Скапа-Флоу, у Оркнейских островов. Авианосцы, по своим размерам, могут сравниться разве что с морскими танкерами, и вот поэтому их смерть не остается незамеченной общественностью. Французы например не отдали свой авианосец на слом в Индию

А вот авианосец Орискани успешно затопили недалеко от Австралии... Теперь это место считается лучшим местом для дайвинга.

Конечно, Орискани был подвергнут тщательной очистке до погружения, для защиты от будущих экологических проблем. А вот когда сухогруз New Flame столкнулся с танкером в Гибралтарском проливе, первой задаче стало спасение экосистемы. К сожалению, в какой-то момент корабль разломился пополам.

Корабельных кладбищ сегодня намного меньше, чем лет так 10 назад. Всё из-за ужесточения экологических норм. Корабельное кладбище на Staten Island на данный момент является самым популярным и посещаемым местом среди себе подобных. Вот так кладбище кораблей можно превратить в диснейленд для взрослых мальчиков



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта