Главная » Обработка грибов » Княжение рюрика. Что же там было в то время, в этой южной Балтике

Княжение рюрика. Что же там было в то время, в этой южной Балтике

«В год 6370 (862). И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили город этот и сгинули, а мы тут сидим, родичи их, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу— родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень молод.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и овладел городом Смоленском и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и придя, взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли <Аскольда> на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. — СПб.: Наука, 1997. — Т. 1: XI — XII века. Перевод О. В. Творогова.

ЧТО МЫ ОТМЕЧАЕМ 1150 ЛЕТ СПУСТЯ?

Кто же я - норманн аль русский,
Или вовсе славянин?

(Из песни Рюрика на капустнике истфака МГПИ. Сочинил Алексей Карпов, будущий историк)

Ровно 1150 лет назад произошло событие, вошедшее в отечественную историю как "призвание варягов" на княжение в земли севера Руси. В начальной русской летописи - "Повести временных лет" об этом говорится(в переводе на современный русский язык): "В лето 6370(862 от Рождества Христова). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и стал род на род, и была у них усобица... И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи, а иные норманы и англы... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий- Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были славяне..."
Для справки: Славяне(словене) здесь - название ильменских племён вокруг Новгорода, очевидно подчёркивавших своё славянство в окружении финно угорских народов, таких, как чудь и весь (как и словаки и словенцы в окружении венгров и австрийцев подчёркнуто остались просто славянами). Весьма отрывочное свидетельство Нестора и Сильвестра дополняет Новгородская летопись. В ней упомянут Гостомысл - словенский вождь, умерший, когда изгнали варягов и советовавший их вернуть; Рюрик оказывается его внуком, сыном дочери Умилы, выданной замуж за варяжского правителя в землях суми (в Финляндии). Оказывается также, что не все новгородцы признали власть Рюрика - часть бояр, недовольных его усилением, восстала через два года, но Рюрик овладел ситуацией и "уби Вадима Храбрего".(очевидно, предводителя восставших). Слова про то, что на земле "наряда нет", можно перевести и как "нет силовых структур" (в этом смысле слово "наряд" употребляется и в наши дни!)
Не вполне ясные летописные рассказы из "тёмных" (дописьменных) веков сами по себе вызывают вопросы: кто такие варяги - норманны, совершавшие набеги на всю Европу из Скандинавских стран и служившие наёмниками во многих государствах и землях, или? Если название "Русь" пошло от варягов-руси, то как быть с другой летописной версией названия "Русь" по реке Рось, притоку Днепра, в Киевской земле? И где изначальная государственность на Руси - в Киеве или Новгороде? Ведь Нестор особо отметил: "Откуда есть пошла Русская земля, кто первым нача в Киеве княжити..." Кто такие Аскольд и Дир - киевские князья, современники Рюрика: "бояре Рюрика", как утверждается в рассказе о них, или потомки исконного рода, начиная с легендарного основателя города - Кия? И что за регент при малолетнем сыне Рюрика Игоре Олег ("Вещий") , подчинивший себе и Новгород, и Киев, и княживший тридцать лет?
И могли бы остаться эти вопросы лишь предметом научных споров, без отрицания главного - Русь, как государство, сложилось, по крайней мере, до конца IX века, с признанием хотя бы отчасти иноземного происхождения правящей династии, если бы не сделались они тесно связанными с политикой. Такой сыр-бор с ломанием копий вокруг варягов и происхождения государства не имеет аналогов в Европе.Нечто похожее отчасти весьма давно было лишь во Франции: временами возникавший спор о том, кто образовал, собственно, Францию как государство - галло-римское население или пришедшие править франки, и социальная подоплёка этого спора)"франкская" традиция - аристократическая, "галло-римская" - демократическая)...
Интерпретации "призвания варягов" были давно. Князья Рюриковичи и Иван Грозный подчёркивали "избранность" своей династии, произошедшей извне. Впрочем, шведы претендовали на новгородские и псковские земли, ссылаясь на прецедент с Рюриком, а поляки, напротив, утверждали,о неком союзе Аскольда и Дира с польскими племенами... Но всё это не идёи ни в какое сравнение со спором "норманистов" и "антинорманистов", начавшимся в XVIII веке. В эти времена возникшая при Петре Российская империя нуждалась в обосновании государственной идеологии. Всё началось, когда в Академии наук немецкие профессора (Байер, Шлёцер) заявили о том, что всё передовое - и государство - пришло в Россию с помощью иностранцев, и прежде всего германских народов, и привели в пример Рюрика и варягов. Им возразил Ломоносов, обосновывая то, что государство на Руси сложилось самостоятельно, а Рюрика он в пылу полемики посчитал пруссом, то есть выходцем из балтийских племён, близких славянам. В определённой степени, сличив источники, этой версии придерживался и первый профессиональный историк Татищев. некоторые Рюриковичи стали даже включать в свои гербы прусские символы.
Однако вновь норманизм был поднят на щит при Екатерине II. А как же - императрица-иностранка искала для себя исторический пример, и таковым стал Рюрик. Екатерина даже написала историческую трагедию "Рюрик, или Устроение новгородцев". Варяжский князь здесь - носитель самодержавия, правосудия, просвещения и усмиритель неразумных новгородцев во главе с Вадимом. Трагедия императрицы не была поставлена и была известна лишь узкому кругу. Тем более велика была обида государыни, когда ей доставили трагедию Я.Княжнина "Вадим Новгородский" - автор явно читал пьесу Екатерины без её ведома. и написал ответ на неё. Герой у Княжнина - защитник естественного права в духе Руссо Вадим, а Рюрик, чинящий произвол, явно олицетворяет осуждаемую автором порочность самодержавия.
Составленную с лёгкой руки Екатерины норманнскую концепцию начала русской государственности отразил в "Истории государства Российского" Карамзин. А критики политической системы в России сделали на долгое время своим героем Вадима Храброго - романтического бунтаря, не понятого современниками. Поэму о Вадиме начинал писать совсем молодой Пушкин, а Лермонтов почти закончил таковую. Рюрик и варяги везде - явно отрицательные персонажи, представляющие тиранию. Наверное, не случайно и в "Руслане и Людмиле" у Пушкина варяг Фарлаф - не самый приятный герой... Что же до декабристов, то Вадим открывал у них целую галерею критиков самовластья в русской истории, нарисованную, например, в "Думах" Рылеева - тут и певец Баян, и Андрей Курбский, и Артамон Матвеев, и Артемий Волынский...
Чем дальше развивалась историческая наука в XIX веке и знакомство с источниками показывало, что всё очень непросто с государством на Руси, тем больше запутывались и норманистские, и антинорманистские концепции. Запутывались и политически - среди норманистов оказались и официозный Погодин, и либералы-западники, а среди антинорманистов - славянофилы, Костомаров, народники, но и верноподданнейший Иловайский. Последний вообще выдвинул гипотезу о происхождении государства на Руси через скифов с Кавказа и Ирана, и это, конечно, отразило продвижение империи в Азию. ВСё чаще высказывались сомнения - норманны ли варяги? Братья Рюрика ТРувор и Синеус - не непонятые ли это норманнские слова "верная дружина" и "свой двор"? А был ли вообще Рюрик(а был ли мальчик)? Если в византийских и арабских источниках упоминаются один Дир или один Аскольд, не значит ли это, что киевские князья - не братья, а правившие друг за другом отец и сын? Наиболее объективными оказались историки и самые значимые - Соловьёв, Ключевский, Платонов, писавшие о постепенном образовании государства и не допускавшие крайностей.
В не очень праздничный момент острой политической борьбы в период реформ - в 1862 году - отмечалось тысячелетие начала княжения Рюрика как 1000-летие РОссии. В Новгороде был открыт знаменитый памятник Микешина, а в прессе продолжались острые исторические и околоисторические дискуссии. Так или иначе, но не удалось тогда сверху устроить этот праздник как некое "единение" русского народа - год
этот памятен в нашей истории свёртыванием комитетов по крестьянской реформе, подозрительными пожарами в Петербурге, радикальными прокламациями и арестами общественных деятелей. А к "призванию варягов" выработалось к концу века в литературе уже пародийное отношение, отражённое в иронической, ходившей в списках "Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева" Алексея Толстого. Варяжские князья тут для пущего подтрунивания говорят по-немецки:
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет.
Глядят - земля богата,
Порядка в ней лишь нет.
... Но братец старший Рюрик
"Постой", - сказал другим,
"Fortgah"n war undebuhrlich
Violleicht itt"s nicht so schlimm"... (Если мы уйдём, то пойдут всякие разговоры...может быть, дела обстоят не так уж и плохо(нем.)
В это же время делали первые шаги украинская и белорусская историография. Мнение многих украинских историков о начале государства на Руси наиболее развёрнуто сформулировал М.Грушевский: основа Руси - южный союз племён вокруг Киева, Аскольд(Осколд) и Дир - возможные прямые потомки Кия, а их потомок - Игорь Старый; Рюрик же и Олег - люди в истории случайные. В белорусских трудах, как правило, варяги, как и киевляне, играли лишь вспомогательную роль в самостоятельном становлении местной(полоцкой) государственности.
Если говорить об интерпретациях начала Руси на Западе и в СКандинавии - предполагаемой родине варягов, то там обычно к этому относились достаточно спокойно, соглашаясь с призванием на Русь Рюрика из норманнов. Во всяком случае шведов, норвежцев, датчан трудно убедить в обратном. Политика примешивалась и здесь: если кому-нибудь надо было покритиковать Россию, часто вытаскивалась версия о заёмном характере государства. Гневную критику таких воззрений у нас часто переносили и на своих норманистов.
В общем, к 1917 году единой идеологии норманизма применительно к началу государственности уже не существовало, как и единообразного антинорманизма. А в первые советские годы мало кому в официальной исторической науке было до корней Рюрика или Аскольда - "не графья", зачем пролетарскому государству эта монархическая генеалогия? Но постепенно, по мере того, как укреплялась уже советская идеология великой державы, вновь началась заинтересованность в обосновании традиций "наших славных предков". И уже преобладал явный антинорманизм - варяги же "безродные космополиты"! Но временами вдруг опять поднимались на щит Рюриковичи - в этом виделось что-то избранно-державное. Среди воззрений видных историков советского времени существовал явный разнобой - от Шахматова до Рыбакова и Льва Гумилёва, искавшего некий государственный славяно-тюркский симбиоз. Б.А.Рыбаков был "романтиком антинорманизма" - в его трудах не только ставилось под вопрос существование Рюрика, но и Олег рассматривался как князь, мало популярный, и бежавший, наконец, из Киева в Старую Ладогу, где умер при странных обстоятельствах, что отразилось в легенде о змее. В зависимости от коньюнктуры становилось модно, диссиденствуя, выдвигать оригинальные "норманнские" или "антинорманнские" версии истории Руси. Рюрика начали отождествлять со всеми похожими на него по имени викингами в западноевропейских документах (Ройрих и даже Эрик!), а приверженцы того, что он - не норманн, искали другие, Рарог - славянский город неподалёку от Рюгена и т.д.
История Руси IX века вновь запечатлелась в художественной литературе начиная с 1950-ых годов. Первое заметное произведение - "Повести Древних Лет" В.Иванова. Это - явно не столь удачное произведение, как "Русь изначальная" того же автора. Варяги показаны резко отрицательно, даже вульгарно-карикатурно - они исповедуют идеологию "высшей расы" и считают "низшей" как своих слуг, так и славян. Понятно, на кого и на что это похоже было через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Другая книга - "На заре Руси" Ю.Костина, появившаяся немного позже, более исторична - здесь нет явных анахронизмов, Рюрик, Вадим, Аскольд и Дир обрисованы правдоподобно, более взвешенно; правда, многое придумано, но книга о "тёмных веках" невозможна без вымысла. Всё же и здесь Рюрик вызывает стойкую антипатию, как и хазары (а у В.Иванова Византия показана как морально разложившееся общество, в противовес "здоровому" племенному образу жизни). Наконец, уже недавно, в начале потока фэнтези из древнерусской жизни, появились два вполне историчных романа М.Семёновой "Меч мёртвых" и "Пелко и волки", где рассказывается о приходе к словенам Рюрика и восстании Вадима. Здесь и Рюрик, и Вадим по-своему правы, а насыщенные языческими обычаями приключения достаточно убедительно передают дух тех времён.
Что сказать, наконец, о современной историографии вопроса? Увы, и в наши дни она зачастую отражает современность: распад СССР, существование России, Украины и Белоруссии как отдельных государств, этносостав Росийской Федерации, а также ностальгию по державности или её отрицание. Последние новости: Рюрик и Русь - из Гродненской области(где есть речка Русь!), Аскольд - осетин, Ольга - дочь хазарского кагана или булгарского хана. Украина отметит в этом году 1160-летие украинской государственности (от условной даты в летописи - 852 год, когда будто бы "прозвася Русская земля"). Новгорода, по мнению некоторых авторов, в 862 году ещё не было, а Рюрик княжил в Ладоге (раскопки Старой Ладоги дали почву для её абсолютизации); тем не менее в 2009 году Великий Новгород как ни в чём не бывало отметил 1150-летие. Полная путаница и в жанре фэнтези, где бывает, что варяги воюют со скифами... А ведь из таких произведений о Руси, варягах и скифах "узнают" многие подростки. Масла в огонь подбросил тульский автор В.Седунин, выпустивший увесистые романы "Гостомысл", "Рюрик", "Аскольд и Дир" (и так далее до "Андрея Боголюбского"). Из аннотаций следует, что Гостомысл воюет там с саксами, а Аскольд и Дир - с мадьярами. "Великий правитель" Гостомысл(о котором почти ничего не известно) создан, видать, по схеме классического национализма с придуманными "Великими правителями"в как можно далее удревняемой истории страны...
-------------
Так что же мы отмечаем? Если признать объективно, то было два центра государственности на Руси, две Руси - вокруг Киева и вокруг Новгорода, затем они объединились и отождествились. 862 год - первая дата в летописи, связанная с властью в Новгороде(или в Словенской земле и вообще в Северной Руси); значит, условно, это начало государственности, которую наследует современная Россия, безотносительно того, когда государственность появилась в Киеве (не на территории России). Правда, не забудем, что есть ещё Волжская Булгария и другие истоки государственности в огромной многонациональной стране (некоторое время назад была реплика алтайских учителей: почему в школе изучают лишь Киевскую Русь, если на Алтае ещё в VI веке был Тюркский каганат?) Будем считать, что 1150 лет назад началась династия на Руси, а вопрос об её происхождении и происхождении названия государства не так существенен (пойдём вслед за Соловьёвым и Ключевским).
Насколько данная дата вызовет резонанс при нынешней ситуации в стране - неясный вопрос. Ведь что осталось хотя бы от 100-летия России в 1862 году? Например, стихи Василия Курочкина:
Хотел бы вам торжественно воспеть я,
Да и пора б,
Российского весь блеск тысячелетья,
Но голос слаб.
Или вот такие стихи о России забытого поэта Петра Шумахера (когда-то довелось прочитать их в томике, принесённом одной девочкой из первых школьников в моём краеведческом клубе от своей прабабушки):
Десятый век ты доживаешь,
Но знать, века тебе не впрок:
До сих пор грамоте не знаешь
И ходишь чуть не без порток.
И далее - надежда, вызванная реформой:
Ныне лишь ожила.
Слава спасителю
Да царю-батюшке
Освободителю!
Скорее всего, в объявленный Год российской истории 1150-летие вокняжения Рюрика отойдёт на второй план по сравнению с 400-летием 1612 года и особенно 200-летием 1812-го. Впрочем, конечно, широко отмечать 1150-летие будут города, упомянутые в летописи в очерке 862 года о призвании варягов: Изборск, Белоозеро(Белозерск), Ростов Великий, Муром, Полоцк.
Что можно и нужно поместить на тематической выставке в библиотеке? "Повесть временных лет", исторические труды разного времени и с разными точками зрения. Наиболее добротную художественную литературу по теме начала государства на Руси. Альбомы с памятником "Тысячелетие России" и стихи Курочкина, Шумахера и другие. Очерки о городах-юбилярах. Материалы о возможной экскурсии в Великий Новгород. Возможно, работы школьников со своими рассуждениями о далёких событиях.

Начало формирования древнерусской государственности.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

БРАТЬЯ-СЛОВА

Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («sine use» - «своими родичами» - Синеус) и верной дружиной («tru war» - «верной дружиной» - Трувор).

«Синеус» - sine bus - «свой род».

«Трувор» - thru waring - «верная дружина».

Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.

«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это - поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI - начала XII века.

После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.

«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)

Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.

ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. - дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения. Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России. Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…

Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями - у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», - муштрует он старшин», - как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…

Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»

С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси - вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси - варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в., но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в. (а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял. Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).

Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» - экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком. Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).

Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу - являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными. Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями. Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый». Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной - существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).

Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае - о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX-X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности - все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам.

Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере - одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.

Литература:

Связанные материалы:

4 Комментария

Земцов Антон Вячеславович / CEO zemant.com | Член РВИО

Значит так. Господа антинорманисты и норманисты.
Дело в том, что обе эти версии правы, но лишь частично. Всё ровно так же, как и в притче про слепых мудрецов, которые ощупывают слона и каждый делает выводы только с того, к чему смог прикоснуться. Антинорманисты и норманисты это те самые мудрецы же! В этом вопросе нельзя быть категоричными, поскольку истина находится в золотой середине. Так антинорманисты правы в том, что к моменту призвания варягов, от которого мы собственно и ведём отсчёт нашей государственности, на нашей новгородской земле (северо-запад РФ или другими словами северо-восточная Европа) УЖЕ СУЩЕСТВОВАЛА РАЗВИТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА. Об этом свидетельствует археология - городок на Маяте, Культура новгородских сопок, Культура псковских длинных курганов, археологические свидетельства переселения в Приильменье групп славян с южного побережья Балтийского моря, которые наравне с германцами участвовали в варяжских дружинах. В ЭТОМ АНТИНОРМАНИСТЫ ЕСТЕСТВЕННО ПРАВЫ. И безусловно, если бы варяги-скандинавы на нашей земле не появились, то у нас всё равно было бы своё государство. Оно существовало бы, но это была бы уже не Русь и не Россия. Характер нашей государственности принял бы несколько иной вид, возможно чем то похожий на польский сценарий.
Но мы то живём явью, и мы те кто мы есть. Наш князь Рюрик (почивающий в чертогах Вальхаллы), вместе с его соплеменниками русами - германского рода. Генетики установят это моментально, когда найдётся достойный исследователь, которому разрешат открыть миру место его упокоения (Шум-гора под Новгородом). (В скандинавии и Британии это обычная исследовательская практика.) Наш союз был ДОБРОВОЛЬНЫМ И МИРНЫМ. Мало того, что славянские и финно-балтийские кланы решили присоединить к себе Третью силу (германскую) для прекращения межэтнических конфликтов. Так они ещё прекасно понимали, что это усилит нашу общую землю, благодаря технологическим умениям германцев (те же Драккары) и тем способам ведения войны, которыми они славились на весь мир (быстрые точечные операции на драккарах, берсерки и прочее). Именно благодаря мощному союзу мы обезопасили свою коммерческую деятельность и своё дальнейшее развитие. Те же новгородские славяне, благодаря переселенцам с Балтики, осевшим на нашей общей земле, были очень плотно знакомы с культурой и образом жизни варягов-германцев. И вся эта гремучая смесь - это мы. Межэтническая Смесь, которая приняла славянский язык (ставшим в последствии современным русским языком) в качестве языка общения и объединила культуры самых разных этносов. Кроме того, очень важно то, что ещё ДО нашего союза в 9 веке, через эту землю шли миграции индоевропейцев - так называемых ностратических общин, начавшихся в районе Валдайской возвышенности со времён палеолита и мезолита, вдоль границы Валдайского (Осташковского) оледенения, (то бишь моментально после ухода с земли ледника) и они то же были разноэтническими людьми, что подтверждается этногенетикой и геногеографией, что так же безусловно оставило след на нашем восприятии Мира (А как ностратические общины добрались до Валдайской возвышенности можно проследить на примере Курганной гипотезы). И САМОЕ ГЛАВНОЕ - ЭТА ИДЕЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО И МЕЖКУЛЬТУРНОГО СИНТЕЗА ПРОХОДИТ КРАСНОЙ НИТЬЮ СКВОЗЬ ВСЕ ВЕКА НАШЕГО РАЗВИТИЯ, В ЧЁМ МОЖНО УБЕДИТЬСЯ ПРОАНАЛИЗИРОВАВ ВСЮ МНОГОСТРАДАЛЬНУЮ ВЕЛИКУЮ ИСТОРИЮ НАШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

константинов юрий александрович / студент

придерживаюсь выше указанной точки зрения на историю! думаю объеденив обе точки зрения (славянофилов и норманистов) можно более приблизится к истокам истины!

Царенко Сергей Александрович / кандидат архитектуры (теория, история)

(чуть короче) В связи со своими недавними "комментами" касательно этой важной, на самом деле, полемики, затянувшейся и в историографии, и на этой странице с 2013-го "преже 4 лет", по выражению ПВЛ (1096), – предполагаю пробелы в переводе и понимании летописных сообщений. Это – беда вот уже двухвековой и старше литературы. Особенно некорректна интерпретация слова НАРЯД (как якобы "порядок" в переводе из ПВЛ О. Творогова). Наряд – это хозяйственное поручение, в данном случае, княжеское, без которого действительно не могла функционировать "земля" (держава) тех времён. Не знать, что такое "наряд", может только человек, не знакомый с воинскими уставами, сохранившими эту лексику. Или категоричные выводы А. Шахматова о летописных "вставках": если о таковых и можно утверждать текстологически, то как быть с тем, что якобы вставное "сказание о призвании князей" в последующем тексте имеет логические продолжения? Летописец оставил связную информацию, как раз акцентируя внимание на том, что "ѿ [от времени, имелось ввиду, т.е. не только и не столько от имени] Вáрѧгъ прозвашасѧ Рýсью [первый из этих этносоциальных терминов – вáряги – с изначальным первым старославянским ударением, как доказано языковедами, а культовый материковый этнополитоним "русь" и ранее применялся к праславянскому населению в нескольких древних регионах], а пѣрвѣє бѣша [раньше назывались, подчёркивает летописец!] Словѣне. аще и Полѧне звахусѧ . но̑ Словѣньскаӕ рѣчь бѣ [язык у всех упомянутых - славянский]. По̑лѧми же прозвашасѧ . занеже в Полѣ [Поле – конкретный лесостепной регион!] сѣдѧху. ӕзыкъ Словѣньскыи бѣ имъ єдинъ [упомянутые – из одного славянского народа] " – цитируем с орфографией в редакции Ипатьевской летописи. А перед этим, после легенды о проповеди апостола Павла в Иллирии, записано важнейшее летописное свидетельство: "Словѣнескъ ӕзыкъ и Рускыи ѡдинъ", – славяне и русские – один народ. Некорректно "вырывать" из летописного текста только "сказание о призвании князей" и использовать исключительно скандинавофильскую историографию с примитивным отождествлением варягов – воинов и купцов – почему-то лишь со скандинавами. В IX в. и вплоть до женитьбы Ярослава Владимировича (Мудрого) на шведской принцессе скандинавских наёмников не было заметно ни на Руси, ни вообще в восточной части Европейского материка: византийские хронисты условно определяют варягов "кельтами, служащими по найму у греков"; на Руси было лишь отдельное северное вооружение и редкий вещевой импорт, бытовала отрывочная лоцманская терминология (как на Днепровских порогах; но этимология иранская там яснее, поэтому и те названия – просто древние материковые). Отсутствие якобы "германской" руси в скандинавских сагах, как и отсутствие Одина и прочих "нордических" божеств в "пантеоне" Владимира Святого, – свидетельства того, что древняя русь – это русь славянская, "славяне славян" (по выражению арабского писателя ад-Димашки), т.е. русы – знатнейшие в славянской среде. И древнейшая отечественная летопись обо всём этом однозначно свидетельствует.

Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами
С церковно-славянского: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами.
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, крупнейшего историка Средневековья, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI- начало XII в.). Так, по его свидетельству, в 862 г. сказали славянские послы варягам из племени русь, незадолго до этого изгнанным славянами из северо-восточных земель нынешней России.
Ссылаясь на Нестора, русский историк Владимир Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен» (т. 1, гл. 4) писал, что после изгнания руси (варягов) славянские племена сами стали управлять своими землями, но «владели дурно, не могли установить внутреннего порядка: не было между ними правды, продолжает летописец, встал род на род, начались усобицы. В таких обстоятельствах племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Порешивши так, пошли они за море, к варягам, к руси, и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Собрались три брата (Рюрик, Синеус и Трувор. - Сост.) с родичами своими, взяли с собой всю русь и пришли».
Как пишет Нестор, эти первые русские князья дали свое имя этим северо-восточным землям, которые стали называться Русью или Русской землею: «И от тех варяг прозвася Руская земля...»
Цитируется: иронически применительно к людям, которые не могут сами наладить собственную (общественную, производственную и т. д.) жизнь и надеются на помощь извне.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами" в других словарях:

    Призвание варягов. Ф.А. Бруни, 1839 Призвание варягов легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Киевская Русь (значения). Киевская Русь … Википедия

    Запрос «Новгород» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Город Великий Новгород … Википедия

    О других городах с именем Новгород, см. Новгород (значения). Город Великий Новгород Флаг Герб … Википедия

(в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта