Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997.
В пособии даны вариативные, с различной степенью сложности, задачи, упражнения, тесты для текущего и итогового контроля по всем разделам курса физики в общеобразовательных учебных заведениях.
Примеры.
Почему при выстреле из орудия скорость снаряда значительно больше скорости движения ствола орудия в противоположную сторону?
А. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, больше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. Б. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, меньше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. В. Потому что масса снаряда значительно меньше массы ствола орудия. Г. Потому что сила действия газов на снаряд значительно больше силы их действия на ствол орудия. Д. Потому что на снаряд пороховые газы действуют только с одной стороны, а давление на ствол орудия распределяется по всем направлениям.
Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу и атом?
А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом.
Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
А. Только отталкиваются. Б. Только притягиваются. В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания.
Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения.
Оглавление
Предисловие
7 класс
Тест 7-1. Строение вещества. Взаимодействие тел
Тест 7-2. Давление. Работа и мощность. Энергия
8 класс
Тест 8-1. Тепловые явления
Тест 8-2. Электрические и электромагнитные явления
Тест 8-3. Световые явления
9 класс
Тест 9-1. Основы кинематики
Тест 9-2. Основы динамики
Тест 9-3. Законы сохранения
Тест 9-4. Механические колебания и волны
Тест 9-5. Итоговый тест (основная школа)
10 класс
Тест 10-1. Основы молекулярно-кинетической теории
Тест 10-2. Основы термодинамики
Тест 10-3. Электрическое поле
Тест 10-4. Законы постоянного тока. Магнитное поле
Электрический ток в различных средах
11 класс
Тест 11-1. Электромагнитная индукция
Тест 11-2. Электромагнитные колебания и волны
Тест 11-3. Квантовая физика
Тест 11-4. Итоговый тест (средняя школа)
Ответы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97
Первомайского района г. Ростова - на - Дону
Тема исследования:
Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Зинько Оксана Ивановна
учитель физики второй категории
МОУ СОШ № 97
г. Ростов-на-Дону
Введение
Педагогические тесты в школе
Используемая терминология
Выбор материала для ТЗ
Формы тестовых заданий
Формы работы с тестами
Экзамен в виде теста
Используемая литература
В процессе обучения осуществляется целенаправленное управление познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя. Одним из важных звенев этого процесса является проверка достижений учащихся, которая позволяет установить уровень сформированных у учащихся знаний и умений на том или ином этапе процесса обучения, их соответствие требованиям на каждом этапе, а в итоге требованиям Государственного образовательного стандарта.
Тесты позволяют качественно измерять уровень знаний учащихся, что важно, поскольку в этом случаи обеспечивается необходимая точность и объективность проверки. Тесты позволяют проверить знания на уровне усвоения, который характерен для многих понятий, изучаемых в основной школе.
В настоящее время выпускники школ России вынуждены сдавать выпускные экзамены в школе и следом вступительные экзамены в ВУЗ. Это приводит к первым срывам абитуриентов.
Единый государственный экзамен настраивает школьников на получение реальных знаний в школе. Эксперимент по проведению ЕГЭ усилил внимание общественности к системе образования. Подтверждена возможность объективной оценки подготовленности выпускников и абитуриентов: все ученики оказались в одинаковых условиях и за одинаковые знания получили одинаковые оценки.
Существуют социальные причины возражений против ЕГЭ, а также возможные социальные перекосы при его проведении за счет утечки информации и нарушений технологии проведения. Существуют также возражения против его содержания, так как тесты не могут проверить умение синтезировать знания. Они дают подсказки в виде вариантов ответов и преимущество натасканным школьникам перед творчески мыслящими.
Что такое тест.
Тест (от англ. Test) означает испытание, исследование.
Это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности.
Тест вместе с тем - эта особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.
Тесты бывают психологические, педагогические, медицинские, социологические и др.
Психологические тесты позволяют, в частности, выявить темперамент и характер ученика, уровень его учебной мотивации, стиль мышления, направленность личности, т.е. получить информацию, важную для организации учебного процесса.
В основном они - средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.
Обычно тесты либо составляет сам педагог, либо черпает их из книг, методических разработок, официальных материалов. Для текущих школьных нужд тесты готовит, как правило, учитель, для экзаменационных работ в выпускных классах тесты создают централизованным порядком и рассылают по школам. Чаще всего в школах используют готовые тесты, составленные специалистами.
Использование тестов . К тестам обращаются При изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого проводят тесты - минутки);
При текущем контроле - для проверки усвоения проходимого материала (применяют также тесты - минутки);
При экзаменационной аттестации.
Но весьма полезны тесты, составленные самими учащимися . Ценность их определяют две причины:
во-первых, они нужны в школе и в классе как средство контроля,
во-вторых, при их создании происходит осмысление изученного, развитие комплекса мыслительных операций, умение работать с информацией и перекодировать ее, формулировать вопросы.
Дидактические требования к тестам.
Они должны обладать следующими качествами. Быть валидными , т.е. измерять именно тот показатель знаний или умений, который нужен, однозначными , т.е. все читающие их должны одинаково понимать условие, простыми , т.е. каждое задание должно содержать один вопрос, достоверными , т.е. быть в русле научных представлений, соответствующими учебной программе, т.е. содержать только изученные по программе термины, формулировки; выполняться на основе пройденного материала.
Варианты должны быть одинаковыми по трудности.
Тестовое задание (ТЗ) - единица теста, его составной элемент.
Состав теста : указание и несколько (или множество) заданий.
План теста - таблица, в которой отраженно, какие элементы содержания темы контролирует ТЗ.
Спецификация - документ, который дает полное представление о тесте: его целях, содержании (что конкретно он контролирует), форме, способах обработки результата.
Прежде чем создать тест, решают, какой уровень усвоения знаний будут сего помощью проверять. Уровней 3.
Первый уровень - узнавание, различение. Учащиеся должны опознать повторно воспринимаемый объект, выделить его, назвать. Основы выполнения задания - восприятие, память. Тип используемого теста - на опознание.
Второй уровень - воспроизведение. Нужно воссоздать ранее усвоенную информацию (определение, формулу, описание устройства, порядок выполнения практических действий), решить типовую задачу по данному ранее плану. Тип используемого теста - репродуктивный.
Третий уровень - решение нетиповых задач , в которых известны цели и условия, а способ решения требуется найти самому. Его основа - мыслительная, продуктивная деятельность.
Первый и второй уровни - исполнительские, они опираются на репродуктивную деятельность и осуществляются по конкретным предписаниям. Третий уровень связан с мыслительно-преобразующей творческой деятельностью.
Если тест создает педагог.
Он изучает программу темы и совершает названные далее шаги 1 - 3:
выбирает важнейшие элементы знаний, а также умения, входящие в тему, определяет, что именно будет контролировать, решает, на каком уровне будет происходить контроль.
Если тест создает ученик.
Он изучает один или несколько (2 - 3) параграфов учебника и тоже совершает шаги 1 - 3. И тот и другой заполняют полученной информацией таблицу 1, являющуюся фрагментом спецификации: после шагов 1 - 2 вписываются данные в левую колонку, а после шага 3 - в правую.
Таблица 1.
Контролируемый материал.
Сначала назовем их группы.
По одной классификации это Задание с выбором ответа.
Все ответы в них сформулированы, и ученик должен выбрать верный или верные, по его мнению. В действительности верных ответов приводится один или несколько, остальные - отвлекающие. Это - основная форма ТЗ.
Ответы бывают двух типов:
"Да " - " Нет ", " Будет " - " Не будет " и т.п.
Фактологические (формулы, утверждения, определения и т.п.)
Задания с кратким ответом.
Ответ нужно дать самому в краткой форме (в виде одного слова или словосочетания)
Задания с развернутым ответом.
Ответ требуется сформулировать самому, и он должен быть пространен и обоснован; по сути это - микросочинение.
Требование (единственное) к этим заданиям: ответ не должен допускать нескольких толкований.
Задания этого типа обычно начинаются словами: " Дайте ответ на вопрос… ", " Объясните, почему…", " Что такое… ".
По другой классификации (по сути такой же, но звучавшей иначе) это - задания Закрытые с множеством ответов для выбора Открытые со свободно конструируемым ответом Виды заданий по дидактической цели.
На проверку знаний.
Фактологические задания, или конструктивные, проверяющие знание фактов (терминов, определений, формул, закономерностей, верных утверждений).
На проверку владения видами деятельности.
Классификационные : они имеют цель выявить умение проводить классификацию и распознавать основные группы знаний (факт, закономерность, теория, единичный вывод, доказательство и др.) и явлений (нагревание, переход энергии из одного вида в другой, равномерное движение и др.)
Алгоритмические - на проверку умений использовать известные алгоритмы (цепочки шагов) к решению типовых задач.
Сравнивающие - выявляющие умение проводить сопоставление объектов, явлений процессов и выявить их особенности, различия, общее в них.
Причинные - их цель: установление причинно - следственных связей.
Интегративные , позволяющие обнаружить межпредметные связи.
Экологические , связывающие знания по предмету с проблемами защиты окружающей среды.
Выделяющие : с их помощью выясняют умения выделять существенные признаки и компоненты события, процесса или объекта, а также основную мысль текста или иной информации.
Доказывающие ; их цель: обосновать что - то.
Прогнозирующие ; суть их: определить ожидаемые последствия чего - то (например какого - либо события).
"Примерные "; их задача: проверить умение приводить собственные примеры (понятий, явлений, процессов, объектов, элементов и др.)
Табличные - проверяющие умение заполнять предложенную таблицу.
Схематические ; с их помощью выясняют умение заполнять предложенную схему "Типовая задача "; с их помощью выясняют умения решать простейшие типовые задачи.
Расчетные ; посредством их проверяют умения выполнять расчеты.
На нахождение " лишнего " объекта в предложенном списке.
ТЗ - дополнения.
ТЗ, проверяющие владения культуры речи .
Как было уже сказано, эти ТЗ - наиболее распространены.
Для выбора представляют комплект ответов: не менее трех, не более пяти Ответы подбирают из числа правдоподобных. Если такие ответы к ТЗ подобрать сложно, от данного ТЗ отказываются.
Если ответ выражается одним словом, стремятся, чтобы все предъявляемые слова относились к одному роду или виду.
Ответ может быть аккумулирующим. В этом случае их комплект к ТЗ составляют по принципу накопления. Это значит, что второй ответ включает в себя первый и содержит еще что - то.
Ответы бывают парные: это значит что они могут состоят из словесных пар (т.е. сочетания слов): однородных - верных и однородных - правдоподобных.
Возможны ранжированные ответы. По сути они одинаковы, но различаются количественно; располагают их так, чтобы они отражали возрастание или убывание каких - либо деталей, элементов, качеств, свойств.
Место правильного ответа выбирается произвольно.
По способу оценки тесты делят на два класса:
дихотомические , где " действуют " две оценки:
задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;
политомические , где фигурируют три оценки:
задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.
В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает " грубый " результат и он не очень информативен для проверяющего Для более " тонкой " оценки поступают следующим образом.
Составляют на каждое ТЗ эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.
За каждый верный ответ из списка или верно указанное действие начисляют 1 балл.
Вычисляют коэффициент усвоения или успешности k : это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу p в данном тестовом задании, т.е.
K = n / p.
Заполняют на каждого обучающегося таблицу " Результаты работы ученика… по тесту №…".
Таблица 2.
"Результаты работы ученика… по тесту №…".
Набранные баллы переводят в обычные отметки, руководствуясь следующим критерием.
Таблица 3.
Баллы - отметки.
Если текст использовался с целью контроля, то выведенные по баллам отметки выставляют в журнал. Учитель по таблице видит, какие элементы материала усвоены недостаточно хорошо, и корректируют методику дальнейшей работы.
Если тест был дан для того, чтобы актуализировать опорные знания, нужные для изучения нового материала, то при результате K менее 0,7 двигаться вперед не имеет смысла; опорные знания нужно создавать или укреплять.
Как создают тест.
Алгоритм 1.
Изучают учебную программу и выделяют важнейшие знания по теме и относящиеся к ней умения.
Определяют, что именно будет контролировать, т.е. объекты контроля.
Решают: на каком уровне произойдет контроль усвоения каждого объекта. Определяют, сколько ТЗ будет в тесте.
Выбирают формы заданий.
Составляют тестовые задания (вопросы и ответы, если ТЗ с выбором ответа), руководствуясь заполненной таблицей 1 и списком видов ТЗ.
Разрабатывают способ оценивания ответов.
Создают и тиражируют (для каждого ученика или каждой группы) бланк " Результаты работы ".
Проводят экспертную оценку ЭО ТЗ и теста.
Корректируют работу.
Этапы привлечения учащихся к работе по созданию тестов.
Шаг 1 - беседа о том, что такое тестирование, для чего его применяют и каковы его особенности, виды тестов и тестовых заданий.
Шаг 2 - рассказ педагога о составе теста (в него входит ряд ТЗ) и задании со множеством ответов для выбора.
Практические работы по созданию таких тестов к каждому уроку. (Один составляет одно ТЗ для проверки первого и второго уровня)
Шаг 3 - знакомство с тестовыми заданиями открытого типа.
Практическая работа.
Шаг 4 - знакомство с более сложной процедурой составления ТЗ: в которую входит заполнение таблицы " Контролируемый материал ".
Практическая работа.
Шаг 5 - обучение составлению " Эталона ответа " к сложному тестовому заданию или тесту в целом.
Шаг 6 - составление теста, имеющего несколько тестовых заданий (ТЗ посвящаются общей теме, но вместе они проверяют знания по разным вопросам или умения выполнения выполнять разные операции).
Практическая работа.
Алгоритм - 2
Создание тестового задания с выбором ответа.
Выбрать (из параграфа учебника или предложенного учителем списка) тему тестового задания (ТЗ).
Придумать вопрос или найти интересную краткую информацию и к ней поставить вопрос. Записать его.
Дать серию ответов (один верный, остальные правдоподобные, но ошибочные для выбора). Закодировать их, поставить около каждого порядковый номер или букву - А, Б, В.
На отдельном листе записать тему тестового задания и код правильного ответа, фамилию составителя.
Алгоритм - 3
создания тест.
Провести анализ учебника (одного или нескольких параграфов, всего раздела) и выбрать тему теста.
Определить, какие элементы знаний и какие умения, т.е. что именно, вы будете контролировать с помощью теста. Сделать их список.
Решить: сколько тестовых заданий (ТЗ) войдет в состав теста.
Составить первое ТЗ (на первый выделенный вам элемент знаний или первое умение) по алгоритму 2.
Составить второе ТЗ - на второй выделенный вами элемент знаний.
Шаги 4 и 5 повторить, меняя объект контроля столько раз, сколько вы выделили элементов знаний минус 2. Общее число должно быть равно количеству запланированных вами ТЗ.
В процессе преподавания важное значение имеют закрепление изученного материала и контроль результатов учебной деятельности, позволяющие определить уровень достижений каждого учащегося.
Одним из современных вида контроля знаний и умений, а также развития умственных способностей учеников являются тесты с выбором правильного ответа.
Удобно проводить проверку выполнения домашней работы в виде тестов, содержащих задания, аналогичные домашним. Такие работы кратковременные и обычно состоят из пяти заданий в двух вариантах, что позволяет быстро их проверить и оценить сразу после завершения тестирования. Оценка зависит от количества выполненных заданий (5 сделанных заданий - оценка " 5 ", 4 - оценка " 4 " и т.д.)
В 7 - 8 классах, когда интерес к предмету очень велик и дети любят получать как можно больше оценок, эффективны кратковременные тестовые работы - самопроверки, подразумевающие лаконичный ответ " Да " или " Нет ". Положительные оценки в журнал выставляют, отрицательные - нет. Эти тесты позволяют сосредоточиться на выявлении и анализе ошибок сразу после завершения работы.
После изучения нового учебного материала в качестве закрепления наиболее важных моментов теории предлагаю тестовые задания, включающие главные и наиболее сложные для усвоения вопросы. Очень удобно для полноты и объективности проверки знаний и умений проводить урок итогового тестирования за полугодие. Тест состоит из 30 вопросов, которые должны включать разноуровневые задания. Тест построен так: в начале предлагаются 10 вопросов на проверку знаний основных физических величин, понятий, явлений, формул. Во второй части теста - 10 вопросов на применение знаний в знакомой ситуации, а в конце - 10 творческих вопросов на применение знаний в незнакомой ситуации.
Для перевода числа правильных ответов на вопросы в оценку можно использовать такой критерий.
Таблица 4.
Ответы - оценки.
После прохождения блока теоретического материала проводим урок - зачет . Обычно их 4 - 5 за год. На них, кроме ответов по теории, предусмотрена практическая часть в виде тестовых разноуровневых заданий из 5 вопросов. Первые 3 задания стандартные, и их выполнение оценивается оценкой " 3 ". задание №4 и особенно №5 требуют применения одновременно и знаний, и творческой догадки. Тестовую форму контроля можно применять и на итоговой аттестации за курс основной школы.
Экзамен в виде теста помогает более полно и объективно охватить проверкой учебный материал и выявить глубину интеллектуального развития ученика. Этому служат множество вопросов и задач из разных тем, требования применить разные мыслительные операции и справиться с заданиями разного уровня сложности.
Подготовку к экзаменам надо начинать с середины сентября. Набираются группы учащихся 9 и 11 классов, которые уже определились с выбором предметов для сдачи экзаменов.
Учащиеся ведут специальные тетради. На каждом занятии называется тема следующего и необходимую для повторения теорию.
На самом занятии кратко разбирается главное из теории, решаем расчетные и качественные задачи, систематически ведем работу с тестовыми заданиями, аналогичными экзаменационным.
Экзаменационные тесты по физике имеют свои особенности .
Работа состоит из 35 заданий с выбором ответа. Она проверяет уровень подготовки учащихся в рамках обязательного минимума содержания основного общего образования по физике и позволяет поставить любую отметку: "2", "3", "4", "5".
Число ответов для выбора к каждому заданию - 4.
За каждое верное выполнение начисляется 1 балл.
Среднее время выполнения каждого задания - 2,5 мин.
Общее время выполнения работы - 90 мин.
Критерии оценок Оценка "5" ставится за 31 - 35 баллов.
Оценка "4" - за 26 - 30 баллов.
Оценка "3" - за 19 - 25 баллов.
Оценка "2" - за 18 баллов и меньше.
Тест составляется с соблюдением следующих соотношений заданий по разделам физики и видам учебной деятельности:
29% заданий проверяют знания умения по механике, 25% - по молекулярной физике и термодинамике, 27% - по электродинамике, 9% - по квантовой физике.
Из них 5% заданий проверяют умения измерять физические величины, 9% - анализировать графики и проводить по ним расчеты, 27% - рассчитывать физические величины, 8% - объяснять явления, 6% - применять физические законы для анализа процессов, 7% - описывать изменения и преобразования энергии в процессах, 14% - знания научных фактов.
Материал позволяет выявить не только знания, но и возможную направленность дальнейшего профильного обучения; он готовить учащихся к предстоящему ЕГЭ по физике.
1.Пеннер Д.И., Худайбердиев А. Физика: Программированные задания для 6 - 8 классов.
2.Дайри Н.Г. Проблемы текущей проверки знаний учащихся: Экспериментальные исследования в старших классах средней школы.
3.Журнал " Физика в школе ". №7 2006г.
4.Журнал " Физика в школе ". №3 2009г.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА"
Физический факультет
Кафедра методики физики и ОТД
Тестовый контроль знаний учащихся по физике
Дипломная работа по теории и практике обучения и воспитания,
специальность Физика
Выполнил:
Научный руководитель:
Содержание
До настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая 2-3 задачи или вопроса. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении - располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям, предъявляемым к итоговому контролю знаний.
В сравнении с устным письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большей самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности класса и каждого ученика в отдельности. Однако, письменный контроль отмечен наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных работ.
Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии учащихся должна быть разной по форме. Основные формы контроля учебных достижений учащихся по физике - устная (индивидуальная и фронтальная), письменная, практическая и их сочетание. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного материала, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.
В зависимости от дидактических условий (цели обучения, виды контроля, этапа обучения и др.) определяются методы, с помощью которых та, или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний и умений по физике: беседа (фронтальный опрос), индивидуальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, метод тестирования, лабораторные и практические работы, физические диктанты, зачеты, рефераты и др.
Устная проверка , которая проводится в начале урока, как правило, является введением к изучению нового материала, служит целям актуализации опорных знаний (а не только их контролю). Опора на знания, полученные ранее, позволяет создавать проблемные ситуации, что имеет большое значение для сознательного и прочного их усвоения. Например, приступая к изучению закона Ома для полной цепи, необходимо актуализировать знания учащихся о сторонних силах и их значении в создании стационарного тока, о роли источника тока в цепи, об ЭДС и др.
Вопросы для устного ответа ученика должны формулироваться по узловым проблемам и требовать не только изложения учебного материала, но и анализа физических явлений в разнообразных ситуациях. В таком случае от учеников требуются не только знания фактического материала, умения изложить его своими словами, но и создаются условия для развития логического мышления, умений сравнивать, выявлять черты подобия и отличия в объектах и явлениях.
Устный ответ ученика нельзя прерывать без крайней необходимости. Это можно сделать только в случае наличия в нем грубых ошибок. Если ученик испытывает трудности при ответе, ему предлагаются наводящие вопросы, которые помогают ему преодолеть частные затруднения. Вспомогательные вопросы предлагаются после ответа для уточнения действительного состояния знаний учащегося.
Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.
Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.
Контрольные работы проводятся после изучения крупных тем или разделов курса физики. В их содержание входят теоретические вопросы, количественные и качественные задачи. При этом учитывается необходимость выявления всех уровней усвоения учебного материала учащимися (фактические знания; умение применять знания в знакомой ситуации; творческое применение знаний в видоизмененных и незнакомых условиях).
Контрольные работы, как правило, включают 10 заданий, соответствующих принятым пяти уровням усвоения учебного материала по физике (по 2 задания каждого уровня). Задания (в виде тестов и текстовых задач) могут предполагать формулировку законов, запись формул, чтение графиков, объяснение явлений, решение 2-3 шаговых задач, а также комбинированных и творческих задач и др.
Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).
В тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д., эффективен физический диктан т. Д ля его проведения учитель должен подобрать контрольный текст в виде вопросов или логически незаконченных выражений, которые ученики должны дописать. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание:
Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты - специальные задания для изучения индивидуально-психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю и др.) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и др.). Тесты применяются также для исследования малых групп (экипажей, команд, бригад), в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.
Основоположники тестирования - Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии - массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном, метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".
Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности, удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Если знания учащихся проверяются методом тестирования, то контрольные задания составляются на основе поэлементного анализа, т.е. четко выделяются элементы знаний, подлежащие проверке: определяется требуемый уровень их усвоения и задания формулируются таким образом, чтобы их выполнение требовало применения выделенных элементов знаний соответствующего уровня. При составлении заданий учитывается также принадлежность элементов к одному из структурных компонентов физических знаний (явление, понятие, закон и т.д.), а последовательность их предъявления обычно соответствует структуре и логике построения учебной темы (или раздела). Таким образом, в тестовую контрольную работу следует включать задания для выявления всех уровней знаний с учетом их структурности. Один и тот же элемент знаний можно проверять на любом уровне. Это даст возможность выявить уровень знаний каждого ученика.
В практике преподавания физики наиболее известны тесты успешности (или достижений) - целенаправленные системы заданий для проверки и оценки знаний учащихся по определенной части учебного материала. Результаты тестирования при этом могут быть использованы для анализа индивидуальной характеристики усвоения знаний, определения содержания работы с учащимися в каждом конкретном случае. Метод тестирования также целесообразен для выявления эффективности различных методов и приемов обучения, при решении вопроса об использовании определенного учебника физики, наглядных пособий, видеофильмов и других методических средств. Он широко и успешно применяется в нашей республике для проверки и оценки знаний абитуриентов средних и высших учебных заведений.
"Закрытые " тестовые задания содержат набор готовых ответов с одним правильным. Испытуемый должен указать правильный ответ. Правильными считается то ответ, для получения которого используется вся информация, содержащаяся в задании. Наиболее простая форма "закрытого" теста требует от испытуемого выявления одного из двух альтернативных решений: "да - нет" или "верно - неверно".
Вопросы с альтернативными ответами представляют учащимся значительные возможности для угадывания верного ответа. Поэтому их целесообразно применят в тех случаях, когда такое угадывание учащимися не имеет смысла. Например: в процессе программированного изучения нового материала. Причем соотнесения предполагает наличие в заданиях 3-5 вопросов по одному и тому же понятию, закону, явлению и это оказывается очень полезным при закреплении учебного материала. Однако при итоговой проверке в условиях ограниченного времени выполнения работы, задания, составленные из вопросов на соотнесения, недостаточно охватывают программный материал.
Тестовые задания для проверки знаний по физике строятся на основе дидактических принципов обучения и контроля (научности, доступности, системности, связи теории с практикой и др.). Кроме того, тесты разрабатываются с учетом структуры знаний по физике, т.е. в них включаются задания для выявления уровня усвоения всех элементов физических знаний (фактов, явлений, понятий, процессов, законов, теорий, экспериментальных и практических умений и др.), что позволяет осуществить полный и всеобъемлющий контроль знаний.
Одним из существенных принципов разработки тестов является учет структуры процесса усвоения знаний, т.е. тех уровней знаний и умений, которых могут достичь учащиеся в процессе изучения физики. Существуют различные подходы и мнения по этой проблеме. Продуктивно мнение о том, что в процессе обучения учащиеся могут достигать пяти уровней усвоения учебного материала:
Задания с выбором ответа позволяют с высокой степенью точности определить показатели усвоения материала как каждым учеником в отдельности, так и классом в целом. Данная возможность обуславливается простотой оформления ответа на вопросы при данной форме проверки. Отсутствие времени, затрачиваемого учащимися на оформление ответа, позволяет увеличить число вопросов, включаемых в каждое задание. Это обстоятельство в свою очередь приводит к возможности проверки в каждом варианте задания не только целого комплекса умений и знаний (как в традиционных контрольных работах), но усвоения итоговых элементов многих знаний в отдельности.
Задания с выбором ответа создают учителю возможность для дифференцированной проверки знаний учащихся при соблюдении единого подхода к ним. Единый подход обеспечивается тем, что все учащиеся получают одно и то же задание, или ему равноценные варианты. Вместе с тем задания с выбором ответа обладают и возможностью дифференцированной проверки знаний, ведь в них могут содержаться разные по сложности вопросы. Среди них есть такие, над которым и т. н. "сильным" учащимся придется серьезно задуматься. Для того, чтобы получить хорошую отметку им необходимо ответить на эти вопросы. Поэтому данные ученики оказываются загруженными в течение всего процесса проверки знаний, что существенно снижает их возможность помочь соседу, дать списать или подсказать.
Задания с выбором ответа позволяют установить четкие нормы оценок. Данная особенность обеспечивается тем, что при их разработке составляется перечень правильных ответов на все вопросы, не допускающий разночтений. Помимо этого устанавливается заранее нормировка оценок по количеству верных ответов на вопросы задания. В результате оценка работы учащихся оказывается вне зависимости от того, кто ее проверял. Этим самым устраняются недостатки, имеющие место при оценке традиционных контрольных работ.
В заданиях с выбором одного правильного ответа из трёх вероятность угадывания равна 1/3, что приводит к тому, что одна треть всех заданий может быть решена не за счет знаний учебного материала, а за счет ответов наугад. В тесте, состоящем, скажем, из тридцати заданий таких "правильных" ответов может оказаться около десяти, за что педагоги могут выставить привычные три балла. Но это ошибочная практика. Не случайно студентам и школьникам нравятся задания с тремя ответами, где всегда есть реальная возможность угадывания.
Если взять, для примера, тест, состоящий из 30 заданий с четырьмя ответами, то в случае 20 правильных и 10 неправильных ответов получим Xci = 20 - 10/4-1 = 16, 6, или округленно, 17 баллов. Из структуры данной формулы видно, что с увеличением количества правильных ответов число вычитаемых на догадку баллов в заданиях с четырьмя ответами заметно уменьшается. Из чего видно, что хорошо подготовленных испытуемых коррекция баллов на догадку не должна беспокоить.
Немногим лучше дела обстоят в заданиях с выбором одного правильного ответа из пяти ответов. Такие задания широко применяются во всех российских и зарубежных центрах тестирования. При выборе из пяти ответов могут быть угаданы правильные ответы примерно в пятой части от общего числа заданий. В итоге испытуемые получают баллы, которые они не заслужили. Это и есть одна из самых распространенных форм искажения тестовых результатов за счет устарелой и несовершенной формы заданий.
Согласно учебной программе по физике , учащиеся должны знать, что собой представляют носители электрических зарядов в жидкостях. Дистиллированная вода не проводит ток. Электропроводностью обладают водные растворы или расплавы электролитов (кислот, оснований и солей). Носителями электрических зарядов в них являются положительные и отрицательные ионы. Электрический ток в электролитах - это упорядоченное движение этих ионов в электрическом поле, созданном между электродами, опущенными в электролит.
В 2002-м году в Беларуси была создана организация РИКЗ - Республиканский институт контроля знаний. В качестве эксперимента в том же году в Республике прошли педагогические тесты Российской Федерации, которые подготовила РАН, а уже в следующем 2003 году, опираясь на предшествующий опыт, РИКЗ провел первое централизованное тестирование для абитуриентов в нашей стране.
Тесты готовятся и проверяются Республиканским институтом контроля знаний. Предусмотрена надежная система безопасности тестов, поэтому попадание в интернет экзаменационных вопросов до проведения теста исключено. Поэтому не нужно верить шарлатанам, которые каждый год пытаются продавать ответы через интернет. После проверки тестов выдается сертификат с указанием суммы полученных баллов (от 0 до 100), который абитуриенты потом представляют в приемную комиссию ВУЗа. Абитуриенты, получившие от 1 до 8 баллов включительно, к участию в конкурсе при поступлении в ВУЗ не допускаются (2008г).
Централизова нное тестирование по физике проводится в течение 180 минут (3 астрономических часа). Вo время тестирования можно пользоваться только простейшими калькуляторами, которые выполняют лишь сложение, вычитание, умножение, деление, вычисление процентов. Программируемые калькуляторы использовать запрещено. За шпаргалки и мобильные устройства с тестирования удаляют, а следующая возможность сдачи теста будет только через год.
Статистические данные по результатам ЦТ по физике за 2008 год будут опубликованы в аналитических сборниках, которые готовятся к изданию по каждому предмету (в том числе по физике). В Могилевской области средний балл на ЦТ по физике составил 19,83 (около 5 тыс. абитуриентов, согласно информации газеты "Могилевские ведомости"). Максимальный балл - 100 баллов. Для сравнения: средний балл на тестировании по физике в целом по Беларуси в 2007 году составил 24 из 100 возможных. Максимальный набранный балл был = 95.
В соответствии с постановлением Министерства образования РБ (№ 55 от 1.07.2008) абитуриенты, получившие по физике от 1 до 7 баллов включительно, к участию в конкурсе при поступлении в ВУЗ не допускаются. Другими словами, только начиная с 8 баллов, отметка вступительного испытания по физике, считается положительной. Для сравнения: в 2007 году было 14 баллов.
Централизованное тестирование - форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Республики Беларусь.
Учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Это в свою очередь относится к централизованному тестированию - это форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Сущность и историческое развитие концепции эфира. Место и значение проблемы эфира в физике. Революция среди физиков в представлениях об эфире после опубликования принципов теории относительности А. Эйнштейном, современное состояние данного вопроса.
контрольная работа , добавлен 17.10.2010
Тепловые свойства твердых тел. Классическая теория теплоемкостей. Общие требования к созданию анимационной обучающей программы по физике. Ее реализация для определения удельной теплоемкости твердых тел (проверка выполнимости закона Дюлонга и Пти).
дипломная работа , добавлен 17.03.2011
Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач. Сущность эвристического подхода в решении задач по физике. Понятие эвристики и эвристического обучения. Характеристика эвристических методов (педагогические приемы и методы на основе эвристик).
курсовая работа , добавлен 17.10.2006
Основные виды взаимодействия в классической физике. Характеристика элементарных частиц, специфика их перемещения в пространстве и главные свойства. Анализ гравитационного притяжения электрона и протона. Осмысление равнозначности законов Ньютона и Кулона.
статья , добавлен 06.10.2017
Понятие компетентностного подхода в научной и научно-методической литературе, его роль в процессе обучения физике учащихся основной школы. Критерии компетентностно-ориентированных заданий. Разработка соответствующей системы для общеобразовательной школы.
курсовая работа , добавлен 21.03.2011
Радиометрия (в ядерной физике) - совокупность методов измерения активности радиоактивного источника. Радиометрические и дозиметрические характеристики излучения. Дозиметрия, виды и единицы доз. Природные и искусственные источники радиации. Виды излучений.
реферат , добавлен 15.02.2014
Пространство и время в нерелятивистской физике. Принципы относительности Галилея. Законы Ньютона и границы их применимости. Физический смысл гравитационной постоянной. Законы сохранения энергии и импульса. Свободные и вынужденные механические колебания.
шпаргалка , добавлен 30.10.2010
Общие методические указания по оформлению контрольных работ. Основные формулы по кинематике, динамике, электростатике. Примеры решения задач. Основные физические постоянные. Множители и приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.
методичка , добавлен 17.04.2015
Виды фундаментальных взаимодействий в физике. Классификация, характеристика и свойства элементарных частиц. Несохранение чётности в слабых взаимодействиях. Структура и систематика адронов. Теория унитарной симметрии. Кварки как гипотетические частицы.
реферат , добавлен 21.12.2010
Понятие фононов в физике. Фононы как истинные степени свободы в кристаллическом твердом теле. Основы теории динамики кристаллической решетки. Статистика, описывающая фононы, – статистика Бозе-Эйнштейна. Фононный спектр и плотность фононных состояний.
Ф.И.О.: Бухарова Галина Яковлевна - учитель физики высшей
Аннотация
Цель тестирования - оценить общеобразовательную подготовку учащихся занимающихся по программе основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2001 г.»),
по физике за курс 7 класса, занимающихся по учебнику "Физика. 7 класс" под редакцией А.В.Перышкин. Содержание итоговой работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике. Содержание заданий включает основные понятия, законы и явления, необходимые для усвоения изученного материала.
Данный тест может использоваться в конце учебного года для контроля знаний учащихся. Он содержит задания разного уровня сложности. Время выполнения работы - 40 минут. Структура теста: 2 варианта итоговой работы с выбором 1 правильного ответа, состоят из 20 заданий каждый.
Форма проведения тестового тематического контроля: устно или письменно. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволит быстро и качественно оценить успехи каждого школьника в овладении знаниями и умениями, соответствующими обязательным требованиям учебной программы.
Тест позволяет проверить следующие виды деятельности: понимание смысла физических понятий; физических явлений; физических величин; физических законов. Умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания.
Распределение заданий по основным темам курса физики
п./п
Тема
Количество
Заданий
Уровень сложности
1-й
2-й
3-й
Физика–наука о природе
Движение
Масса и сила
Давление
Работа, мощность, энергия
Таблица распределения заданий в итоговом тесте по уровням сложности
задания
в тесте
№ темы
уровень сложности
1 вариант
1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:
2. К световым явлениям относится
таяние снега
громкая музыка
полёт комара
3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?
мензурка
термометр
спидометр
4. Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Выберите явление, которое обязательно придется использовать при объяснении этого процесса:
диффузия
растворение
нагревание
5. Скорость равномерного прямолинейного движения определяется по формуле
v /t
6. Масса измеряется в
ньютонах
килограммах
7. Плотность тела массой 10кг и объёмом 2 м 3 равна
8.Сила тяжести - это сила
9. Вагоны тянут два тепловоза силой 250 Н и 110Н. Чему равна сила, действующая на состав?
10. Сила F 3 - это F 1
сила тяжести F 2
сила трения
сила упругости
вес тела F 3
11. Гусеничный трактор весом 60000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 3 м 2 . Определите давление трактора на грунт.
12. Укажите сосуд, в котором на дно оказывается самое большое давление.
13. Одинаково ли давление жидкости в левом и правом сосуде? 1 2
1) Да, давление жидкости в обоих сосудах одинаково
2) Нет, давление жидкости в 1 сосуде больше, чем во 2
3) Нет, давление жидкости во 2 сосуде больше, чем в 1
14. Три тела одинакового объема погрузили в одну и ту же жидкость. Первое тело железное, второе - алюминиевое третье - деревянное. Верным является утверждение:
большая Архимедова сила действует на тело № 1
большая Архимедова сила действует на тело № 2
большая Архимедова сила действует на тело № 3
на все тела действует одинаковая Архимедова сила
1
5. Давление бруска наименьшее 1
2 3
в случае 1
в случае 2
в случае 3
во всех случаях одинаково
16. Мощность, развиваемая человеком при подъёме по лестнице в течение 20с при совершаемой работе 1000Дж, равна
17. Единица измерения работы в СИ - это
килограмм (кг)
ньютон (Н)
паскаль (Па)
джоуль (Дж)
18. Рычаг находится в равновесии. Плечи рычага равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Сила, действующая на длинное плечо-
19. Тело, поднятое над столом обладает энергией-
потенциальной
кинетической
потенциальной кинетической
20. Скорость движения машины 36 км/ч. В единицах системы СИ составляет
ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста.
2 вариант
1. Укажите, что относится к понятию «вещество»:
2. К звуковым явлениям относится
таяние снега
раскаты грома
полёт птицы
3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения длины парты?
мензурка
термометр
спидометр
4. Засолка овощей происходит
быстрее в холодном рассоле
быстрее в горячем рассоле
одновременно и в горячем и в холодном рассоле
5. Путь, пройденный телом при равномерном прямолинейном движении, определяется по формуле
v /t
6. Для измерения массы тела используют
термометр
секундомер
7. Масса тела объёмом 5 м 3 и плотностью 100 кг/м 3 равна
8. Вес тела - это сила,
с которой тело притягивается к Земле
с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес
с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга
9. Земля притягивает к себе тело массой 5 кг с силой, приблизительно равной
10. Сила F 2 - это F 2 F 1
сила тяжести
сила трения
сила упругости
вес телаF 3
11. Барометр показывает нормальное атмосферное давление. Чему оно равно?
750 мм рт. ст.
12. Человек в морской воде (плотность 1030 кг/м 3) на глубине 3м испытывает приблизительно давление:
13. Тело тонет, если
сила тяжести равна силе Архимеда
сила тяжести больше силы Архимеда
сила тяжести меньше силы Архимеда
14. В сосуде с водой находятся два шарика: 1-парафиновый и 2-стеклянный. Укажите расположение шариков в воде. (плотность воды 1000кг/м3, парафина 900кг/м3, стекла 2500кг/м3.)
1
5. Давление бруска наибольшее 1 2 3
в случае 1
в случае 2
в случае 3
во всех случаях одинаково
16. Работа, совершаемая человеком при подъёме груза весом 6Н на высоту 2 метра, равна
17. Единица измерения мощности в СИ - это
килограмм (кг)
паскаль (Па)
джоуль (Дж)
ньютон (Н)
18. Рычаг находится в равновесии. Сила, действующие на рычаг, равны 3 Н и 5 Н. Плечо, на которое действует большая сила, равно 0,3 м. Меньшее плечо равно
19. Пружина заведённых часов, обладает энергией-
потенциальной
кинетической
потенциальной и кинетической
20. Скорость движения машины 108 км/ч. В единицах системы СИ составляет
ОТВЕТЫ
Итоговый тест 7 класс
задания
ответа
(1 вар)
Ответа
(2 вар)
ШКАЛА
для перевода числа правильных ответов в оценку по пятибалльной шкале
Число правильных ответов
Оценка в баллах