Главная » Обработка грибов » Контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку

Контроль знаний учащихся по русскому языку и литературе. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку

Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Оценка письменных работ и тетрадей учащихся

1. О видах письменных работ.

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся:

    упражнения по русскому языку;

    планы статей учебников;

    сочинения;

    изложения;

    тестовая работа;

    письменные ответы на вопросы, и т. д.

1.2. По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контроль­
ные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяе­мого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каж­дого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.

Итоговые контрольные или рубежные работы проводятся:

    после изучения наиболее значительных тем программы;

    в конце учебной четверти;

    в конце полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки уча­щихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе не более двух письменных итоговых контрольных работ. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четвер­ти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

2. Количество и назначение ученических тетрадей.

    Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей: по русскому языку: в 5-11 -х классах - две рабочие тетради - одна для написания изложений и сочинений (для работ по развитию речи), вторая для контроль­ных работ. В тетради для работ по развитию речи выполнять контрольные изложения и сочинения, в тетради для контрольных работ - контрольные диктанты, тесты и другие контрольные работы; по литературе: в 5-11-х классах - одна рабочая тетрадь и тетрадь для написания творческих работ.

    Для контрольных работ по русскому языку, литературе выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

В 5-11-х классах в тетрадях по русскому языку записываются вид работы и строкой ниже - ее название*. Например:

Диктант

В тайге

То же относится к обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны выполнять с соблюдением следующих требо­ваний:

    Писать аккуратным, разборчивым почерком.

    Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего пред­назначена тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи). Образ­цы оформления тетрадей:

Тетрадь Тетрадь

для работ для творческих работ

по развитию речи по литературе

ученика 9 ученицы 5

Ивановой Ольги

    Соблюдать поля с внешней стороны.

    Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. Например:

Десятое сентября.

    Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений и других работ).

    Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). Например:

Классная работа

Упражнение 234

    Соблюдать красную строку.

    Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом или руч­
кой, в случае необходимости - с применением линейки.

Точка в конце вида и названия работы не ставится

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуа­ционный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложе­ния, не заключать неверные написания в скобки.

4. Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние рабо­ты по русскому языку, проверяются:

    в 5-м классе и 1-м полугодии 6-го класса - после каждого урока у всех учеников;

    во 2-м полугодии 5-го класса и 7-9-х классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важно­сти, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;

    в 10-11-х классах - после каждого урока у слабых учащихся, у остальных проверя­ются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.

    Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контроль­ных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

    контрольные диктанты в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

    изложения и сочинения в 5-11-х классах проверяются и возвращаются учащимся не позднее чем через 10 дней.

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руко­водствуясь следующим:

    при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11-х классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик; в тетрадях слабых учеников зачеркивает неверно напи­санную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;

    на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I - орфогра­фическая ошибка, V - пунктуационная);

    при проверке изложений и сочинений в 5-11-х классах (как контрольных, так и обу­чающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфогра­фические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (рече­вые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические - знаком Л, речевые -знаком Р, грамматические - знаком Г;

    подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

    проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

    после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы*.

* Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед ней записывается число ошибок в содер­жании и число речевых недочетов.

Перед второй отметкой-за грамотность-указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. В целом запись будет выглядеть так: 0-2 "4" 3-3-1 "3".

4.5. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный
журнал. За диагностические и обучающие работы оценки "2" и "3" могут выставляться
по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учи­теля.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

      После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению оши­
      бок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных
      оши­бок.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по рус­скому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учиты­вать:

    полноту и правильность ответа;

    степень осознанности, понимания изученного;

    языковое оформление ответа.

2.1. Отметка "5" ставится, если ученик:

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых поня­тий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературно­го языка.

    Отметка "4" ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требовани­ям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответст­вующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определе­ний и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка "1" не ставится.

3. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике

Оценка диктантов

1. Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.

1.2. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отве­чать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5-го класса - 90-100 слов, для 6-го класса -100-110, для 7-го - 110-120, для 8-го - 120-150, для 9-го - 150-170, 10-11-х классов -170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5-го класса - 15, для 6-го класса - 20, для 7-го класса - 25, для 8-9-х - 30, 10-11-х классов - 30-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, дол­жен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изучен­ным темам.

До конца первой четверти (а в 5-м классе - до конца 1 -го полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

5. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуа­
ционные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

    на еще не изученные правила;

    в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), ) "мемля" (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок.

    Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    в исключениях из правил;

    написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    написании ы и и после приставок;

    случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обра­ щался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    собственных именах нерусского происхождения;

    случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последо­вательности.

8. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается
за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора корректного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонети­ческих (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения коррект­ного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошиб- \ ка учитывается как самостоятельная*.

9. Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негру­бой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены две ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.

Отметка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуацион­ных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

Отметка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе до­пускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибках.

Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т. п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Отметка "5" ставится, если ученик заполнил все задания верно.

    Отметка "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее полови­ны заданий.

    Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий*.

12. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим.

12.1. Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом "2".

* Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

1. Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последо­
вательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9-х классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

2. Примерный объем текста для подробного изложения: в 5-м классе - 100-150 слов, в
6-м классе - 150-200, 7-м - 200-250, 8-м - 250-300, в 9-м - 300-350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-м и 9-м классах может I быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготови­тельная работа.

3. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м |
классе - 0,5-1,0, в 6-м классе - 1,0-1,5, в 7-м классе - 1,5-2,0, в 8-м классе - 2,0-3,0,

в 9-м классе - 3,0-4,0 страницы, в 10-11-х классах - 5,0-7,0*.

4. Любое сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за со­
держание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилисти­
ческих средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе, когда первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

6. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитываются:

    разнообразие словарного и грамматического строя речи;

    стилевое единство и выразительность речи;

    число языковых ошибок и стилистических недочетов.

    Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных 1 учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).

    фактические ошибки отсутствуют;

    работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;

    достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

* Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития, почерка.

В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отметка "4" ставится, если:

    имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;

    лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

    стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В работе допускаются не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недо­четов, не более 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если:

    в работе допущены существенные отклонения от темы;

    работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последова­тельности изложения;

    беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встре­чается неправильное словоупотребление;

    стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В работе допускаются не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грам­матических ошибок.

Отметка "2" ставится, если:

    работа не соответствует теме;

    допущено много фактических неточностей;

    нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутству­ет связь между ними, работа не соответствует плану;

    крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со сла­бо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;

    нарушено стилевое единство текста.

В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок*.

9. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных оши­бок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

    При оценке сочинений необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла уче­нического сочинения, уровень его композиционного, речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.

    Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для от­метки "3 на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: "4" ставится при соотно­шениях: 2-3-2, 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

    Нормами оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку ». Отметка «5» ... и обобщений, или из общих положений , не опирающихся на текст; ...

  1. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся нормы оценок в начальной школе. Русский язык

    Документ

    НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ , УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ Нормы оценок в начальной школе. Русский язык . Диктант. «5» – ставится, если нет ошибок и... ошибочность ее основных положений . Нормы оценок в основной и средней школе. Критерии оценивания по химии и...

  2. Рабочая программа по русскому языку для 7 класса учительницы первой квалификационной категории

    Рабочая программа

    И грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценка сочинений и изложений Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь... ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

  3. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Классы

    Учебно-тематическое планирование

    Орфографических, пунктуационных и грамматических. Нормы оценки знаний , умений и навыков учащихся по русскому языку Оценки Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» ... , если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но...

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Доклад на тему

Интерактивные методы обучения

как средство повышения качества знаний

учащихся по русскому языку

Исламгарейовна,

учитель русского языка

и литературы

Шентала, 2016

Все обучают каждого и каждый обучает всех

В.С. Дьяченко

Качество усвоения материала напрямую зависит от способа получения информации и степени активности обучающегося.

При обучении человек усваивает:

    10% прочитанного,

    20% услышанного,

    30% увиденного,

    90% того, что он сделал сам.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога, и для учащегося? В истории педагогики для этого предлагались различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации и т.д. Для меня наиболее приемлемым является новый подход – интерактивное обучение. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);

2) активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

3) интерактивная - взаимодействие. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основные задачи:

    Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

    Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

    Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

В группе интерактивного обучения осуществляются две основные функции , необходимые для успешной деятельности:

    Решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

    Оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

К интерактивным методам обучения относятся:

    интерактивная лекция,

    использование и анализ видео-, аудио- материалов;

    практическая задача, кейс-метод;

    разбор ситуаций из практики участника;

    ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);

    работа в малых группах;

    групповая дискуссия;

    соревнование.

Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?

Конкретному ученику :

    Осознание включенности в общую работу;

    Развитие личностной рефлексии;

    Становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности.

Учебной микрогруппе :

    Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

    Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

    Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

    Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Ученическому классу :

    Формирование класса как групповой общности;

    Повышение познавательной активности класса;

    Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии

Связке «класс - учитель»:

    Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    Многомерное освоение учебного материала;

    Формирование мотивационной готовности к межличностному

взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Таким образом, для меня интерактивное обучение – интересное, творческое, перспективное направление. По данной методике я работаю третий год.

Я применяю следующие принципы и правила работы на интерактивном занятии:

Урок – не лекция, а общая работа.

Суммарный опыт группы больше опыта учителя.

Все участники равны независимо от возраста и опыта.

Каждый ученик имеет право на собственное мнение по любому вопросу.

Нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).

Все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Правило первое . В работу вовлекаю всех учеников.

Правило второе . Я забочусь о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи применяю разминки, постоянное поощряю учеников за активное участие в работе, предоставляю возможности для самореализации каждого ученика.

Правило третье . В работе принимают участие не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое . Я отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы ставлю “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему урок и имел возможность общаться в малой группе.

Правило пятое. Отношусь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом договариваемся с ребятами в самом начале и стараемся не нарушать его. Договариваемся о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое . Отношусь со вниманием к делению учеников на группы.

Как я использую данную методику в своей работе? Для мотивации учащихся к уроку занятие я начинаю со стихотворения или вопроса, ответ на который дети дадут в конце урока. Например, урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по теме «Предложение» я начинаю со стихотворения, содержащего вопрос «Что красивей всего?»

Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Иногда это «взбодрячок» или «энерджайзер» «Фруктовый салат», «Смешанный лес», который я провожу для стимулирования группы к работе, концентрации внимания и для разделения учащихся на группы. Затем продолжаю формирование микроклимата занятия объединением учащихся в группы . Существуют различные способы деления учащихся на группы. Я практикую следующие способы:

    отсчитывание: яблоко, груша, слива, банан…,

    угощение конфетами,

    деление по цвету, форме листа,

    методику 6Х6Х6. Эта методика вовлекает в работу всех членов группы, и при этом каждый как исполняет роль учащегося, так и учит других.

Организовывается учебное взаимодействие в микрогруппах, работа в парах, в тройках, в четверках и т.д.

Состав групп подбирается неоднородный, отличающийся с точки зрения уровня учащихся, пола и т.п. Классные лидеры не всегда бывают лидерами в группе. Школьники в группы распределяются мной. Для небольших заданий оптимальная группа состоит из 4-5 человек. Большие группы организуются для больших заданий. В то время, когда ученики работают в группах, я помогаю им, контролирую работающие группы, но не руковожу ими.

Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом. На данном этапе мы отправляемся в путешествие на автобусах или по реке Глагол в мир природы, выполняя задания по группам. Затем каждая группа презентует свой продукт.

Рефлексия прошедшего занятия – следующий этап интерактивного занятия. Я стараюсь подобрать вопросы, помогающие школьникам понять и адекватным образом выразить отношение к происходящему. Например,

Что тебе понравилось сегодня на уроке?

Что нового ты сегодня узнал на уроке?...

На данном этапе я использую методику «Ковер идей» (урок русского языка в 5 классе «Берегите природу!»). «Ковер идей» используется на уроке для решения проблемы: что конкретно каждый из них может сделать для того, чтобы помочь природе. «Идеи» приклеиваются на «ковер идей». Затем ребятам предлагаю приклеить зеленую наклейку на ту идею, которую он может быть сделает, а красную наклейку на ту идею, что он сделает обязательно . В конце урока мы обязательно подводим итоги, рассаживаясь по кругу и передавая друг другу «микрофон».

На уроках применяю следующее пространственное расположение группы:

«Вопросы по кругу»

«Большой круг» (стулья по кругу)

Большой круг (дети менее подготовленные)

Малый круг (дети – эксперты, более подготовленные)

Прием “большого круга” оптимально применяю в тех случаях, когда нужно возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

«Работа в группах» парты ёлочкой

«Работа в группах»

Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия, при оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивается лишь общая работа группы. Иногда я обращаюсь за консультацией к самим ученикам.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива в процессе урока, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Интерактивные формы и методы стимулируют мотивацию и интерес к учебному предмету, повышают компетентности, уровень активности и самостоятельности учащихся, развивают навыки анализа, взаимодействия, коммуникации, способствуют саморазвитию и развитию благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Итак, я считаю, что применяя интерактивные методы обучения на уроках:

1) Повысилась эффективность уроков русского языка. 2) У учащихся формируются и развиваются коммуникативные навыки и умения. 3) Формируются и развиваются аналитические способности, ответственное отношение к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решать проблемы и разрешать конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них). 4) Формируются и развиваются навыки планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, промежуточного и итогового контроля. Для анализа разных видов письменных работ автором были разработаны сводные таблицы фиксации результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Посольская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Михайлова Елена Владимировна

Доклад: « Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения»

На современном этапе модернизация образования тесно связана с поиском новых, более эффективных форм контроля качества обучения. Для успешного осуществления образовательного процесса всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы является следующее определение: Мониторинг – это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.

Мониторинг – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Педагогический мониторинг как система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

А) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

Б) учащихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и её результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Чаще всего мы используем в своей работе такие виды мониторинга: базовый, тематический и «одного урока». Подробно на диагностике усвоения материала, которую мы проводим ежеурочно, я останавливаться не буду. В арсенале учителя имеется достаточно форм и приемов проведения такого мониторинга. Хотелось бы отметить, чтобы контроль осуществлялся на каждом уроке, а не только по окончании изучения какого-то материла. Своевременность контроля позволяет учителю, вовремя выявив затруднения в усвоении материала, провести корректировку своих действий или действий учеников. Более подробно остановлюсь на базовом мониторинге, который состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольной работы. Основной формой контроля по русскому языку является диктант, поэтому для определения уровня усвоения орфографических и пунктуационных знаний и умений учащихся удобно использовать таблицу, в которой по горизонтали занесены темы и виды орфограмм, по вертикали – фамилии учащихся. Мониторинг такой формы провожу после всех письменных работ (табл. 1). Притом таблица в 5 классе отличается от таблицы в 8 классе, т.к. по мере прохождения тем их количество увеличивается. В последней колонке обычно подвожу суммарное количество ошибок, допущенное учащимися, что позволяет мне понять на каком уровне отработки и усвоения материала находятся учащиеся. Именно с повторения этих тем и начинаю все последующие уроки. Это помогает мне своевременно отследить пробелы в знаниях учащихся и построить соответствующую коррекционную работу.

Анализ контрольной работы по русскому языку в.. классе Дата проведения:

Таблица 1

Фамилии

Иванов

всего

Пропуск, замена, искажение букв

Чередующиеся гласные

Правописание предлогов и приставок

Правописание падежных окончаний сущ

Безударные гласные, проверяемые ударением

ЖИ-ШИ, ча-ща, чу-щу

Словарные слова

При- и пре-

Не и ни с разными частями речи

Н и НН в разных частях речи

Правописание Ь

Правописание причастий (окончание, суффиксы)

О-Ё после шипящих

Знаки препинания в сложных предложениях

Деепричастный и прич. обороты

Личные окончания глаголов

Знаки препинания при однородных членах

Звонкие / глухие согласные

Правописание имен собственных

Правописание наречий

Грамматическое задание №1, 2

Оценка

В выпускных классах обязательно веду мониторинг усвоения тех теоретических и практических ЗУНов, которые проверяются в формате экзамена. Здесь представлена таблица пробного экзамена в 9 классе, замеры теоретических знаний (тестовых заданий), результаты проверки сочинения и изложения (табл.2). Так наглядно для себя и дальнейшей работы я представляю результаты обученности каждого ребенка. Также в 11 классе, но работа начинается с 10 класса. Опять по вертикали перечислен объем теоретического материала, проверяемый в рамках ЕГЭ по русскому языку, по горизонтали – фамилии учащихся (табл. 3). Так наглядно удобно отслеживать, у кого из учащихся по какой теме пробелы. Если минус в данной теме имеет ограниченное количество учащихся – надо решать проблему индивидуально, если у всех – решать проблему глобально.

Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе 1 четв.

Дата проведения: (таблица 2)

ФИО

Излож

сочинение

Гк1

Гк2

Гк3

Гк4

Фк1

Первич. балл

оценка

Иванов

Анализ экзаменационной работы по русскому языку в 10 (11) классе Дата проведения:

Таблица 3

Ошибки, допускаемые учащимися в контрольной работе

ФИО учеников

№1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Лексическое значение слова. Словарная статья

Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Лексические нормы

Морфологические нормы (образование форм слова)

Синтаксические нормы (Нормы согласования. Нормы управления)

Правописание корней

Правописание приставок

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание НЕ и НИ

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Функционально-смысловые типы речи

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

Средства связи предложений в тексте

Речь. Языковые средства выразительности

Всего баллов

оценка

В ходе подготовки к экзаменам мы ввели в практику ведение личного мониторинга самими учащимися. Дети отслеживают свой собственный уровень обученности как в 9 классе, так и в 11-м. Называется эта таблица «Лист личных достижений учащегося». Здесь ученик заполняет все выполненные задания правильно знаком «+» и соответственно «-». Далее ребенок определяет, в каких заданиях он ошибается постоянно, обязательно ищем причину ошибок.

Мониторинговые исследования помогают мне не только повышать качество обучения в объеме всего класса, но и построить индивидуальную коррекционную работу, оказать помощь индивидуально, чаще всего, слабому ученику.

Данная система работы позволила мне:

  1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
  2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;
  3. Целесообразно внедрять новые технологии в образовательный процесс;
  4. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

План
1. Вступление. Воспитание любви к родному языку.
2. Пути повышения качества знаний младших школьников по русскому языку.
а) Три момента в моей работе.
б) Система памяток и алгоритмов.
в) Значение работы над ошибками.
3. Вывод.

Русский язык… Как много понятий заложено в этих двух словах!

Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись» – писал С. Маршак.

Сама я очень люблю свой язык, хорошо его знаю, а как учитель, люблю готовиться к урокам русского языка, проводить их. Но на протяжении многих лет работы в начальных классах я поняла, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Воспитание любви к родному языку, к родной речи – одна из задач школьного обучения. Уже в младших классах нужно раскрыть перед учениками поистине волшебные свойства языка, дать им почувствовать его красоту и силу, показать меткость русского слова. Все это рождает у детей чувство гордости за свой язык. Успех обучения зависит от того, возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит мы должны искать методы работы, которые помогут всем ребятам овладеть определенными знаниями, умениями и навыками,причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед.

Опираясь на свои личные наблюдения и на приемы из методической литературы, хочу выделить 3 момента:

  1. Все знания должны даваться учителем и воспроизводиться учащимися в строго определенной системе.

Кто учился в институте, тому знакомо такое состояние, когда после хорошей тщательной подготовки к экзаменам весь материал укладывается в голове как бы по полочкам. И отвечая на тот или иной вопрос, можно легко выбрать необходимый материал из общей системы знаний. Причем такое усвоение возможно лишь пр условии, если вопросы к экзамену составлены в определенной системе, когда каждая последующая тема вытекает из предыдущей.

Обратимся к книге «Мир детства. Младший школьник»:
«Знания должны быть хорошо систематизированы. Есть очень образное сравнение с библиотекой: если огромное количество книг свалено в беспорядке, то пользоваться такой библиотекой станет невозможно, но если книги будут распределены по полкам, соответствующим различным разделам заний, тогда и маленькая библиотека с небольшим количеством книг, может оказать большую помощь в работе. То же самое происходит с памятью. Нельзя забивать память бессмысленным чтением, запоминанием подряд любого материала. Знания, приобретенные таким способом мало эффективны. Поэтому, организуя запоминание, важно вырабатывать у уч-ся не просто стремление запоминать материал в определенной системе… План,схема – как бы каркас для последующего воспроизведения материала… каждая часть воспроизводимого текста должна связываться со всеми остальными, не нарушать смыслового целого».

  1. В своей работе учитель должен опираться не на слуховую, а на зрительную память уч-ся, которая у большинства людей развита лучше.

Очень часто процесс усвоения знаний заключается в следующем: учитель объясняет новый материал, дети слушают, запоминают, затем учатся применять полученные знания на практике. То есть работа идет по следующей схеме: выслушай, запомни, воспроизведи! Но не каждый ученик может уследить за ходом рассуждений учителя, не каждый может на слух запомнить эти рассуждения и, конечно же, далеко не каждый может правильно все воспроизвести.
Гораздо полезнее действовать по другой схеме: выслушай и посмотри; разберись в содержании, воспроизведи, пользуясь планом, схемой, чертежом, таблицей, памяткой.

  1. Третий момент вытекает из первых двух условий: большую помощь учителю может оказать система памяток и алгоритмов , которые при постоянном пользовании ими помогают привести знания в определенную систему.

При многократном пользовании памяткой и алгоритмом ребенок зрительно запоминает ход рассуждений, необходимые данные, и может самостоятельно выполнять определенные задания, пользуясь памяткой все реже и реже. Только одним детям на это требуется больше времени, другим меньше. Очень важно, на мой взгляд, внушить слабым ученикам следующую мысль:»Если забыл, ничего страшного, посмотри в памятку, вспомни ход рассуждений или необходимые данные и продолжай выполнять задание».

Обратимся к словам В. Шаталова, педагога, которому удалось достичь в обучении всех своих учеников очень высоких результатов:

«А теперь назову, может быть, главный наш принцип: снять чувство страха с души ребенка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного, способного к творчеству, серьезного человека…

Все, что основано на подавлении личности и голом администрировании безвозвратно уходит из нашей школы. Это требование времени.

Школьные уроки – это драгоценные часы тихих раздумий и спокойного творческого поиска молодежи. Школа – источник вдохновенного детского труда,готовящая юных граждан к большой, сложной, но такой прекрасной жизни, в которой никто не сможет обременить человека такими высокими требованиями, какими обременит себя он сам».

Итак, на мой взгляд, система памяток и алгоритмов – одна из путей повышения качества обучения младших школьников русскому языку.

К сожалению, этот вопрос очень мало освещен в методической литературе. Хотелось бы видеть эти памятки и алгоритмы четко сформулированными, составленными в определенной последовательности, чтобы ими удобно было пользоваться. Очень хорошо было бы иметь их по основным темам в качестве приложения к учебникам русского языка, что облегчило бы работу и учителя, и учеников.

К изучению любой темы я готовлю 3 момента:
а) памятку;
б) алгоритм объяснения изучаемой орфографии;
в) как исправить ошибку

Например, при изучении темы «Правописание сочетаний ЖИ-ШИ»:

  1. Оформляется памятка:

ЖИ и ШИ
Пиши с гласной И

Такие памятки пишутся четко и красочно (мне обычно в этом помогают родители) , затем они при изучении темы вывешиваются на стенд «Учись учиться» и находятся на нем по необходимости до конца изучения темы.

  1. Разрабатывается алгоритм объяснения орфограммы.

Ученик во время комментирования говорит: «Малыши, в сочетании ШИ напишу гласную И, так как знаю правило: ЖИ и ШИ пиши с И.

Алгоритм можно по мере изучения темы сократить. Например, в данном случае не всегда обязательно проговаривать правило.

  1. Оформляется еще одна памятка «Как исправить ошибку»

ПРОПИШИ СЛОВО, ПОДЧЕРКНИ СОЧЕТАНИЕ, ПРИВЕДИ СВОИ ПРИМЕРЫ:
ЛЫЖИ, ЖИЛ, УЖИ, ПРУЖИНА

Правильная организация работы над ошибками тоже является одним из путей повышения качества обучения русскому языку. Без работы над над ошибками вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.

Приучаю детей сознательно делать работу над ошибками. Чтобы ученик не пропускал ни одной ошибки в работе, после проверенной работы на полях ставлю столько «птичек», сколько допущено орфографических ошибок. Ученик, получив тетрадь, знает, что на всех строчках с «птичками», он должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. В классе есть стенд «Работа над ошибками», который разделен на две части:

– на какое правило ошибся
– как исправить ошибку.

Каждая орфограмма обозначается определенной цифрой.

  1. Пропуск, замена, перестановка букв.
  2. Письмо предложений.
  3. Слова из словаря.
  4. Перенос слов.
  5. Правописание слов с Ь.
  6. Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  7. Безударные гласные в корне.
  8. Парные звонкие и глухие согласные в корне.

После проверки работы над ошибками, если ученик не определил правило, на которое ошибся, и неправильно исправил ошибку, на полях ставлю номер орфограммы /№1/. В последующей работе над ошибками ученик переделывает неверное, предварительно обратившись к памятке на стенде, дети запоминают номера орфограмм и могут обходиться без памяток,на стенде « Работа над ошибками» 20 орфограмм.

Некоторые памятки и алгоритмы требуют, вероятно, дополнений, изменений, уточнений. Система работы с ними будет в дальнейшем совершенствоваться, но уже сейчас можно сказать, что такая система оказала помощь и мне, учителю, и учащимся.

И хотя нельзя сказать, что благодаря системе памяток и алгоритмов все проблемы решены и все в процессе обучения стало легко и просто, но некоторые проблемы, хотя бы отчасти, но удалось решить, а именно:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта