Главная » Обработка грибов » Мазанова е в коррекция акустической дисграфии онлайн. Мазанова Е.В

Мазанова е в коррекция акустической дисграфии онлайн. Мазанова Е.В

Мазанова Е.В.
М12 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты за-

Нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. ■- М. : Из­дательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.

ISBN 978-5-296-00682-0

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребен­ком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и коррекционных школ, студентам дефектологических факультетов, педагогам коррекционных классов.

Введение

Проблема изучения и коррекции специфических наруше­ний письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в на­стоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увели­чивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью не­допущения их перехода на дальнейшее обучение.

Исходя из механизмов каждого вида дисграфии авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефи-менкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.), предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при акустической фор­ме дисграфии. В комплект входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения зада­ний ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований. Логопедам-практикам пособия помогут вести коррекционную работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный подход, который определяет содержание коррекционной работы.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кине­стетических образов звуков, которая препятствует правиль­ному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:


  • звонкие - глухие согласные (Б - П, В - Ф, Г - К, Д - Т, 3 - С, Ж - Ш);

  • лабиализованные гласные (О - У, Ё - Ю);

  • соноры (Л, М, Н, Р, Й);

  • свистящие и шипящие (С - Ш, 3 - Ж, СЬ - Щ);

  • аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч - Щ, Ч - Ц, Ч - ТЬ, Ц - Т, С - Ц, Ч - Ш, Ц - ТС).
Основными задачами коррекционного обучения детей с акустической формой дисграфии являются следующие.


  1. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

  1. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

  2. Определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:

  • термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

  • все буквы и звуки родного языка; ,

  • отличительные признаки гласных и согласных звуков;

  • гласные и согласные звуки;
твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначе­ния мягкости согласных на письме;

Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

Узнавать и различать гласные и согласные звуки;


  • обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

  • использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а так­же буквами Ь и Ъ;

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • строить звуковые схемы слогов и слов;

  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Предлагаемая последовательность ознакомления со зву­ками и буквами отличается от традиционной школьной программы и опирается на порядок появления и формиро­вания звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифферен­цируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистя­щие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).

Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференциацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е. Ра­боту по дифференциации звонких и глухих согласных целе­сообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нуж­но в следующей последовательности: 3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.

В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки ре­чи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предлагаемого материала на индивидуаль­ных занятиях по устранению акустической дисграфии.

В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физ-минутки, содержание которых связано с темой занятия.

Большое внимание в ходе предлагаемых занятий уделя­ется припоминанию литературных произведений, герои ко­торых «присутствуют» на занятии, все это помогает парал­лельно вести работу по развитию связной речи.

Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.


  1. Обогащение зрительных представлений.

  2. Развитие зрительно-двигательной координации.

  3. Стимуляция познавательной активности.

  4. Включение мыслительных операций.

  5. Развитие неречевых процессов. Коррекционно-логопедическая работа традиционно про­водится в три этапа.
I. Подготовительный.

II. Основной.

III. Заключительный.

Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.



  1. Развитие слуховых дифференцировок.

  2. Развитие фонематического восприятия.

  3. Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произноси­тельном плане. В случае необходимости проводится кор­рекция звукопроизношения.

Основные задачи и направления работы основного этапа .


  1. Развитие слухового и зрительного внимания.

  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

  3. Развитие слуховых дифференцировок (проводится диф­ференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.

  1. Закрепление полученных знаний.

  1. Перенос полученных умений и знаний на другие виды де­ятельности.
Предлагаемая методика обучения строится с учетом ре­чевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенно­стей детей, системности и последовательности в подаче лин­гвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

Представленное перспективное планирование и конспек­ты занятий могут быть рекомендованы для работы с детьми младшего школьного возраста независимо от программы, по которой работает логопед.

Конспекты фронтальных логопедических занятий бази­руются на современных в логопедии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:


  • тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

  • занятия максимально насыщены изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

  • на занятиях сочетаются учебные и игровые методы рабо­ты;

  • проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

  • происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.* Параллельно ведется работа по обогащению словаря и
развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма.

В представленном плане дан приблизительный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может ме­няться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. Учи­тель-логопед самостоятельно намечает темы и определяет количество часов для каждой темы после проведения обсле­дования устной и письменной речи младших школьников.

В данном пособии не представлены конспекты по некото­рым обобщающим темам, например: «Звонкие и глухие со­гласные», «Дифференциация свистящих и шипящих зву­ков», а также редко встречающиеся виды нарушений «Бук­вы Э - Е», «Звуки «ТС - Ц» и т.д. При необходимости лого­педы могут восполнить этот пробел самостоятельными на­работками.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ




Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1 /. Подготовительный этап работы |

1

Развитие слухово­го и зрительного внимания и вос­приятия

Развитие артикуляционной мотори­ки. Уточнение артикуляции смешива­емых звуков. Игры на слуховое и зри­тельное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мыш­ления

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация ре­чевых и неречевых звуков

1-2

3

Гласные и соглас­ные звуки

Гласные и согласные звуки. Диффе­ренциация гласных и согласных зву­ков. Знакомство с символами и «опо­рами» для обозначения звуков на письме

1-2

//. Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е

Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Диффе­ренциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначе­ния мягкости на письме

1-2

5

Дифференциация гласных А - Я

Гласная буква Я. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6

Дифференциация гласных У - Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мяг­кости согласных на письме при помо­щи гласной буквы Ю. Дифференциа­ция гласных букв У - Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте

3



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Дифференциация гласных 0 - Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 - Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

8

Дифференциация гласных Ы - И

Гласная буква И. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

9

Дифференциация гласных Э - Е

Гласная буква Е. Обозначение мягко­сти согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

i

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обо­значения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости соглас­ных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Диффе­ренциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

i

11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Диффе­ренциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

i

М

Звуки Б - Б", П - П"

Звуки Б - Б", П - ГГ. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях и тексте. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со

i



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов J

словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

13

Звуки В - В", Ф - Ф"

Звуки В - В", Ф - Ф". Дифференциа­ция звуков В - В", Ф - Ф" изолирован­но, в слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза

3

14

Звуки Г Г, К К", X - X"

Звуки Г Г, К К". Дифференциация звуков Г - Г, К - К", X - X" изолиро­ванно, слогах, словах, словосочетани­ях, предложениях и тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза

3



Звуки Д - Д", 1 -Г

Звуки Д - Д", Т - "1". Дифференциация звуков Д - Д", Т - V изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3"



Звуки 3 - 3", С - С

Звуки 3 ~ 3", С - С. Дифференциа­ция звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложе­ниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обоз­начения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, внимания,анали­за и синтеза

3

I №

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

М

Звуки Ж - Ш

Звуки Ж - Ш. Дифференциация зву­ков Ж - Ш в слогах, словах, словосо­четаниях, предложениях и тексте. Со­отнесение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

S

18

Лабиализованые гласнье. Звуки 0 - У

Закрепление знаний о гласных зву­ках 0, У. Соотнесение звуков с сим­волами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифферен­циация звуков изолированно, в сло­гах, словах, словосочетаниях, пред­ложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, вни­мания и кооординации движений

1-2

rra~

Лабиализованые гласные. Буквы Ё - Ю

Буквы Ё - Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация глас­ных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

1-2

21

Дифференциация соноров. Звуки Р - Р"-Л-Л"

Звуки Р - Р", Л - Л". Дифференциа­ция звуков Р - Р", Л - Л" в слогах, сло­вах, словосочетаниях и тексте. Соот­несение звуков с символами и «опо­рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22

Звуки Л - Л" - Й

Звуки Й, Л - Л". Дифференциация звуков Й, Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотне­сение звуков с символами и «опора­ми» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, внимания, анализа и синтеза

3-4



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

п

Дифференциация свистящих и шипя­щих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с по­нятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

2-6

24

Звуки С - С, Ш

Звуки С - С, Ш. Дифференциация звуков С - С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

3



Звуки 3 - 3", Ж

Звуки 3 - 3", Ж. Дифференциация звуков 3 - 3", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

3



Звуки С - С, Ц

Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче­ского восприятия, внимания, анали­за и синтеза

5

21

Звуки ТС - Ц (на усмотрение лого­педа)

Знакомство со звуками ТС- Ц. Диф­ференциация звуков Ц - ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на

5



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во I часов j

письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анали­за и синтеза

М

Звуки Ч - Щ

Звуки Ч - Щ. Дифференциация зву­ков Ч - Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предло­жениях. Соотнесение звуков заня­тия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

29

Звуки Ч - ТЬ

Звуки t b - Ч. Дифференциация зву­ков Ч - ТЬ в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Ра­бота со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

30

Звуки Ч - Ш

Звуки Ч - Ш. Дифференциация зву­ков Ч - Ш в слогах, словах, слово­сочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Раз­витие слуховых дифференцировок

3

31

Звуки Ч - Ц (на ус­мотрение логопе­да)

Звуки Ч - Ц. Дифференциация зву­ков Ц - Ч в слогах, словах, словосо­четаниях и тексте Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фоне­матического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

///. Заключительный этап

~W

Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: опи­сание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..!

6-

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ


Символ

Обозначение

СЮ

Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука

(X)

Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)

&

Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука

Ф

Зеленый звонок - символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок

(з) (з)

Зеленые наушники - символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме - зеленый закрашенный кружок

©

Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного

®

Звонок синего цвета - символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок

а

Наушники синего цвета - символ для обозначения глухого твердого согласного; на письме синий закрашенный кружок

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

КОРРЕКЦИЯ

АГРАММАТИЧЕСКОЙ

ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопеда

Москва 2006

ББК 74.3 М12

Мазанова Е.В. М12 КОРРЕКЦИЯ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М. : Из­дательство ГНОМ и Д, 2006. - 136 с.

18ВЫ 5-296-00684-4

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при аграмматическои форме дисграфии. В него входят методические рекоменда­ции с конспектами фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различ­ных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий адресован логопедам массовых и кор­рекционных школ, студентам дефектологических факульте­тов, педагогам коррекционных классов.

© Мазанова Е.В., 2006 181ИЧ 5-296-00684-4 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006

Введение

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недоразвития речи (ОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизм, который проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова (префиксов, флексий), в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии отмечаются также сложности в построении сложных предложений, пропуски членов предложения, на­рушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка (навыков словообразования и словоизменения) и структуры предложения ведется параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для коррекции аграмматической дисграфии у детей. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии

Информированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи (Р.Е. Левина, И.К. Колповская, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова).

Даже там, где нет сомнений в написании слова, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

Среди ошибок на безударные гласные чаще всего встречается неправильное употребление корневой гласной. Отмечается множество подобных ошибок и в тех случаях, когда правило правописания безударных гласных уже пройдено детьми. Это объясняется тем, что для применения данного правила ребенок должен оказаться способным подобрать однокоренное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением. Однако ограниченный словарный запас, несформированность семантической стороны речи, отсутствие четких звуковых представлений о слове затрудняют нахождение необходимых для проверки сомнительного гласного родственных слов.

Встречаются ошибки на безударные гласные в окончаниях слов, в приставках и суффиксах.

Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

Неправильное употребление падежных окончаний; ошибки бывают не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и I моменту школьного обучения, как правило, оказывается незавершенным;

Особенности письма и чтения детей... 5

    неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа в письме часто встречаются употребления множественного и наоборот);

    трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (наблюдаются ошибки согласования в роде, падеже, числе);

    в письменных работах распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);

    трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных конструкций. Распространенным на письме является отделение в сложноподчиненном предложении придаточного предложения от главного. Это нарушение касается оформления предложения и не отражается на его содержании. Однако встречаются случаи, когда придаточное предложение на письме употребляется не только рядом с главным как самостоятельное, но и вообще без главного. А иногда главное предложение сохраняется лишь частично (Ж.Т. Рахимова).

Нарушение письма часто сопровождается недостатками чтения, которые также обусловлены отклонениями в развитии устной речи. Нарушение чтения у детей распространяется как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного (Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.).

Нарушения чтения, возникающие в результате недоразвития грамматического строя речи, называют аграмматической дислексией. При чтении у детей наблюдается аграмматизм, связанный с трудностями восприятия тонких грамматических значений слов, обусловленных морфологической структурой слова.

Недостаточно полное понимание смысла предложения приводит ребенка к отрывистому чтению с паузами между словами. Пауза делается нередко после чтения каждого слова. Недостатки в овладении техникой чтения влияют на понимание прочитанного, так как звуковой образ слова у ребенка в процессе чтения плохо усваивается и связь со значением не устанавливается. Для понимания содержания прочитанного нужен определенный запас слов, знание их значений, а словарный запас у детей с недоразвитием речи весьма ограничен.

Понимание прочитанного зависит не только от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов, связи предложений. Большие затруднения в понимании читаемого текста вызывает наличие относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Особенно трудны для понимания метафоры и сравнения.

Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок, но их совокупность и составляет картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии. При этом ошибки грамматического оформления устного и письменного высказывания следует считать диагностическими.

Мазанова Е.В.
М12 КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты за-

нятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - 2-е изд., испр. ■- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.




Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1 /. Подготовительный этап работы |

1

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

6-8

2

Звуки

Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

1-2

3

Гласные и согласные звуки

Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме

1-2

//. Основной этап работы

4

Дифференциация гласных А - Я, У - Ю, 0 - Ё, Ы - И, Э - Е

Гласные буквы Я, Ю, Б, Ё, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме

1-2

5

Дифференциация гласных А - Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте

3

6

Дифференциация гласных У - Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У - Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3



Тема занятия

Содержание работы

Кол - во часов

1

Дифференциация гласных 0 - Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 - Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

8

Дифференциация гласных Ы - И

Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

3

9

Дифференциация гласных Э - Е

Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

i

10

Мягкий знак

Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения

i

11

Звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

i

М

Звуки Б - Б", П - П"

Звуки Б - Б", П - ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со

i



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов J

словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

13

Звуки В - В", Ф - Ф"

Звуки В - В", Ф - Ф". Дифференциация звуков В - В", Ф - Ф" изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия , внимания, анализа и синтеза

3

14

Звуки Г Г, К К", X - X"

Звуки Г Г, К К". Дифференциация звуков Г - Г, К - К", X - X" изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3



Звуки Д - Д", 1 -Г

Звуки Д - Д", Т - "1". Дифференциация звуков Д - Д", Т - V изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3"



Звуки 3 - 3", С - С

Звуки 3 3", С - С. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания,анализа и синтеза

3

I №

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

М

Звуки Ж - Ш

Звуки Ж - Ш. Дифференциация звуков Ж - Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

S

18

Лабиализованые гласнье. Звуки 0 - У

Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и кооординации движений

1-2

rra

Лабиализованые гласные. Буквы Ё - Ю

Буквы Ё - Ю. Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных букв Ё - Ю изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

1-2

21

Дифференциация соноров. Звуки Р - Р"-Л-Л"

Звуки Р - Р", Л - Л". Дифференциация звуков Р - Р", Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4

22

Звуки Л - Л" - Й

Звуки Й, Л - Л". Дифференциация звуков Й, Л - Л" в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3-4



Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

п

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме

2-6

24

Звуки С - С, Ш

Звуки С - С, Ш. Дифференциация звуков С - С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3



Звуки 3 - 3", Ж

Звуки 3 - 3", Ж. Дифференциация звуков 3 - 3", Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3



Звуки С - С, Ц

Звуки С - С, Ц. Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

5

21

Звуки ТС - Ц (на усмотрение логопеда )

Знакомство со звуками ТС- Ц. Дифференциация звуков Ц - ТС в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на

5



Тема занятия

Содержание работы

Кол - во I часов j

письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

М

Звуки Ч - Щ

Звуки Ч - Щ. Дифференциация звуков Ч - Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза

3

29

Звуки Ч - ТЬ

Звуки t b - Ч. Дифференциация звуков Ч - ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

30

Звуки Ч - Ш

Звуки Ч - Ш. Дифференциация звуков Ч - Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок

3

31

Звуки Ч - Ц (на усмотрение логопеда )

Звуки Ч - Ц. Дифференциация звуков Ц - Ч в слогах, словах, словосочетаниях и тексте Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

3

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков

///. Заключительный этап

W

Развитие связной I В коррёкционной работе использу-речи ются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, | изложение, сочинение..!

6-

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНСПЕКТАХ ЗАНЯТИЙ


Символ

Обозначение

СЮ

Кружок красного цвета, для обозначения гласного звука

(X)

Кружок для обозначения йотированных гласных после ь и ъ, после гласного и в начале слова (зеленый + красный)

&

Зеленый кружок для обозначения мягкого согласного звука

Ф

Зеленый звонок - символ для обозначения звонкого мягкого согласного; на письме зеленый, незакрашенный кружок

(з ) (з )

Зеленые наушники - символ для обозначения глухого мягкого согласного; на письме - зеленый закрашенный кружок

©

Кружок синего цвета для обозначения твердого согласного

®

Звонок синего цвета - символ для обозначения звонкого твердого согласного; на письме синий незакрашенный кружок

а

Наушники синего цвета - символ для обозначения глухого твердого согласного; на

Предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.

Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области

Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:


  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

  3. Развивать зрительный анализ и синтез.

  4. Развивать зрительно-моторные координации.

  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);


  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи


  1. Проведение первичного обследования.

  2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.


  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.


  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

  2. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи


  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

  2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи


  1. Закрепление полученных навыков.

  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Дифференциация букв «о - а» 9

II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.

10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.


  1. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.


  1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

  1. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.

Дифференциация букв «о - а» 11


  1. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

  2. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

  3. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-

12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

  2. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.

4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.


  1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

  2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта