Главная » Обработка грибов » Наблюдение как метод юридической психологии. I

Наблюдение как метод юридической психологии. I


Понятие метода в юридической психологии. Классификация методов

Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

По структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение или изменение психолого-правовых явлений.

По целям деятельности методы юридической психологии делятся на три группы.

1. Методы научного исследования . С их помощью изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемые нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практиков, занимающихся работой по борьбе с преступностью или ее предупреждению.

2. Методы психологического воздействия на личность . Они применяются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Диапазон их применения ограничен рамками уголовно-процессуального законодательства и этики. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, адаптации (приспособления) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Эти методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминалистикой, криминологией, исправительно-трудовой педагогикой и другими дисциплинами.

3. Методы судебно-психологической экспертизы . Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

По этапам исследования методы юридической психологии делятся:

  1. на организационные методы , действующие на протяжении всего исследования:
    • сравнительный - сопоставление различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению;
    • лонгитюдный - многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени (например многократное обследование осужденных на протяжении всего срока отбытия наказания);
    • комплексный - изучение с участием представителей различных наук, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного рода (например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности);
  2. эмпирические методы:
    • обсервационные - наблюдение и самонаблюдение;
    • экспериментальные - лабораторный и естественный эксперимент;
    • психодиагностические - тесты, анкеты, опросники, беседа;
    • праксиометрические - анализ продуктов деятельности;
    • биографические - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден, т.е. соответствует тому, для получения и опенки чего он изначально предназначался, и надежен, т.е. позволяет получить одни и те же результаты при повторном и многократном использовании;

  1. методы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ результатов исследования (например, дифференциация материала по типам, группам, вариантам); описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;
  2. интерпретационные методы различные варианты генетического (анализ психики в плане развития с выделением отдельных фаз, стаций, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Метод наблюдения

Рассмотрим подробнее ряд эмпирических способов добывания научных данных. Одним из основных методов психологии является метод наблюдения , т.е. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Предметом наблюдения могут быть действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика, жесты, позы. Поскольку восприятие внешнего поведения человека носит, как правило, субъективный характер, не следует спешить с выводами. Необходимо многократно проверять результаты, сравнивать их с данными других исследований. Основным условием научности наблюдения выступает его объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования (например, эксперимента).

Наблюдение бывает нескольких видов:

  • стандартизированное - проведенное строго в соответствии с намеченной программой;
  • свободное - не имеющее заранее установленных рамок;
  • включенное - исследователь становится непосредственным участником того процесса, за которым ведет наблюдение;
  • скрытое - примером может служить телепередача «Скрытая камера».

Наблюдение может быть внешним (наблюдение за человеком со стороны) и внутренним (самонаблюдение, интроспекция) - наблюдение за своими мыслями, чувствами.

Для психолога и юриста внешнее наблюдение является одним из основных методов изучения не только поведения человека, но и его характера, психических особенностей. По внешним проявлениям следователь, как правило, судит о внутренних причинах поведения, эмоциональном состоянии, затруднениях при восприятии события преступления, об отношении к участникам расследования, правосудию и т.д. Важные данные могут быть получены следователем в результате наблюдения за поведением обыскиваемого и анализа результатов этого наблюдения. Некоторые юристы ведут дневники наблюдений. К примеру, на основе дневников Л. Шейниным изданы «Записки следователя».

Метод беседы

Психологи и юристы широко используют метод беседы. Специфическим видом правоохранительной беседы является допрос , т.е. привлечение к даче показаний, в ходе которого проверяются и уточняются многие рабочие гипотезы прокурора, следователя, дознавателя. Беседа служит основным способом получения информации об испытуемом, обвиняемом, свидетеле, потерпевшем: об установках и мотивах их действий, психических состояниях, процессуальной позиции (противодействия, содействия, уклонения от сотрудничества) и т.д.

С учетом этих особенностей работник правоохранительных органов вырабатывает индивидуальный подход к допрашиваемому и вступает в контакт с ним. Такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели получению объективной и полной информации о событиях преступления. Одной из разновидностей беседы служит интервью - беседа исследователя с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для научных обобщений.

Анкетный метод

Анкетный метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот количественный материал подвергается статистической обработке и анализу. В правоохранительной практике анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла, исследовании профессиограммы должностных лиц, их профессиональной пригодности и профессиональной деформации. В настоящее время анкетный метод широко используется теоретиками и практиками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых

Большое значение в юридической психологии имеет метод изучения документов и продуктов деятельности испытуемых, т.е. изучение результатов физического и интеллектуального труда. Таковыми могут оказаться объекты, относящиеся к личности юриста или правонарушителя, а также к расследуемому или рассматриваемому судом правонарушению. По ним опытный исследователь может дать подробные типологические характеристики качеств (свойств) личности, увидеть характерные особенности, обнаружить наклонности, способности.

Биографический метод

В последнее время все более широкое распространение получает биографический метод изучения личности, который включает в себя изучение автобиографии, дневников, писем, воспоминаний и свидетельств очевидцев, а также аудио- или видеозаписей.

Биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды.

Метод независимых характеристик

Стабильные данные о личности в целях изучения психологических особенностей ее юридической или иной трудовой деятельности дает метод независимых характеристик отечественного ученого К.К. Платонова.

При этом методе исследователь проводит опрос коллег, руководителей, других работников (всего 5-12 человек), хорошо знающих обследуемого специалиста. Эти лица составляют письменные характеристики испытуемого в произвольной или единой форме. Оценка черт личности проводится по шкале, позволяющей определить пять степеней проявления каждой черты:

  1. развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности;
  2. заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  3. эта и противоположная ей черты выражены неярко и в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя обе проявляются нечасто;
  4. заметно более выражена и проявляется противоположная черта личности;
  5. противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности.

Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела

Одним из часто применяемых методов юридической психологии является анализ материалов конкретного гражданского, административного или уголовною дела. При этом нужная информация для исследования содержится:

  • в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпевших, обвиняемого или подсудимого;
  • разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов;
  • характеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведенных экспертиз.

Метод тестирования

В психологической практике в настоящее время широкое применение получил метод тестирования, который когда-то в отечественной науке недооценивался. Теперь на вооружении имеется несколько тысяч тестов.

Тест (англ, test - проба, проверка) - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития качеств (свойств) личности.

Тестирование используется как метод психологической диагностики. С его помощью исследователь на основе стандартизированных задач, которые имеют определенную шкалу значений, с известной вероятностью выявляет актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

В юридической психологии наибольшее распространение получили прожективные тесты и личностные опросники.

Прожективные тесты предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием чернильных клякс), тест тематической апперцепции (ТАТ) Мэррея, тест Розенцвейга (фрустрационный), тесты на основе рисунков и др.

Например, ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от него, расторгнуть брак и т.д.

Личностные тесты построены по принципу оценки человеком себя. Среди них наиболее известен тест MMPI, содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности.

Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй степень замкнутости, общительности, эмоциональной неуравновешенности. Опросник Айзенка также дает возможность определить тип темперамента и некоторые характерологические свойства.

В юридической практике тесты наиболее широко используются при проведении судебно-психологической экспертизы и изучении личности преступника.

Эксперимент

Одним из основных методов научного познания вообще и психолого-юридического исследования в частности выступает эксперимент. Данный метод с конца XIX в. стал ведущим в психологической науке и ее отраслях. От наблюдения и других методов он отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Выделяют два вида эксперимента - лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов.

Естественный эксперимент вырос из педагогической практики и получил в ней широкое применение и признание. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому. Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте.

В практике психолого-юридических исследований получили распространение как лабораторный, так и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент используется в основном в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Для него характерно применение довольно сложного лабораторного оборудования (многоканальные осциллографы, тахистаскопы и пр.). С помощью лабораторного эксперимента исследуются, в частности, такие профессиональные качества юриста, как внимательность, наблюдательность, сообразительность и др.

К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использования лабораторной техники в реальных ситуациях практической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях.

Эти недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В настоящее время естественный эксперимент применяется должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью, в первую очередь следователями. Применение его в этих случаях не должно выходить за рамки уголовно-процессуальных норм. Это относится к проведению следственных экспериментов, целью которых является проверка определенных психофизиологических качеств потерпевших, свидетелей и других лиц. В сложных случаях рекомендуется для участия в них приглашать специалиста-психолога.

Результаты эксперимента также позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность, группу или коллектив. Представляет интерес, например, работа следователей, которые путем замены некоторых факторов, постоянно воздействующих на обвиняемого, достигают изменения последним его позиции, линии поведения на предварительном следствии. При этом обвиняемый начинает говорить правду под влиянием родственников, товарищей по работе, других обвиняемых, вставших на путь признания. Воздействие этих лиц осуществляется под руководством следователя, который в данном случае одновременно играет роль экспериментатора, психолога и педагога, выступающего в начальной стадии исправления правонарушителя (признания им своей вины). Метод экспертных оценок

В последнее время получил развитие метод экспертных оценок, сущностью которого является использование мнений специально отобранных экспертов о некоторых динамических показателях, характеризующих тенденции развития правовой психологии, отдельных элементов ее предмета, полученных обобщенных данных эмпирических исследований и т.п.

Правомерность применения и значение методов юридической психологии

Следует особо отметить, что все применяемые в юридической деятельности психологические методы не должны противоречить этическим нормам, ущемлять права граждан, гарантированные Конституцией РФ, противоречить требованиям уголовно-процессуального закона, принципам законности и гуманности. В этой связи по этическим соображениям не могут быть реализованы в реальных условиях многие формирующие эксперименты (например, по изучению закономерностей формирования преступных группировок, массовых беспорядков и т.п.), а также применены унижающие или игнорирующие общечеловеческое достоинство «программы изменения поведения».

Изучение и применение методов научной психологии имеют практическую ценность для будущих юристов. Они необходимы в работе с персоналом и социальными группами, кроме того, они помогают правильно построить профессионально-деловые и повседневные межличностные отношения, а также призваны помочь в самопознании, с тем чтобы рационально подходить к собственной судьбе и личностному росту.

Юридическая психология следует общей психологической методологии и опирается на следующие постулаты:

Психика имеет материальную основу, но эмпирически неуловима, т. е. для ее существования необходима нервная система, но все богатство психических явлений нельзя свести к совокупности электрохимических процессов, протекающих в нервной системе;

Психика демонстрирует единство внутренних и внешних проявлений: любое психическое явление, «сокрытое» от глаз окружающих (мысль, переживание, ощущение, решение), выражается в конкретных видимых проявлениях – мимике, поступках и действиях;

Психика обладает системными качествами – она многоуровнева, многоструктурна, эффективно действует как целостное образование, и эффект согласованного действия ее структурных элементов превосходит эффект суммы отдельных элементов;

Психика каждого человека индивидуальна и складывается в результате индивидуального, неповторимого жизненного опыта данного индивида. Человек рождается с определенными задатками, но они могут развиваться только под влиянием среды, только в результате общения с другими людьми (принцип онтогенеза);

Психика развивается в определенных исторических условиях и формируется под воздействием конкретной культуры, усваивая основные требования общества в данный исторический момент (принцип конкретно-исторической обусловленности).

Особое место в психологии занимает вопрос этики научного познания. Это связано со спецификой исследуемого объекта.

Психика каждого человека самобытна, неповторима и бесценна. Всякое вмешательство в душевную жизнь человека, способное привести к нежелательному для него изменению, противоречит гуманистическим принципам. Исследователь, экспериментатор всегда должен быть уверен в том, что процедура исследования не нарушит функционирования психики и уж тем более не вызовет негативных необратимых последствий. Если физик может расщепить атом, чтобы понять, как он устроен, то психолог не имеет права разрушать свой объект исследования и даже не вправе воздействовать на него неким образом, если существует хотя бы малая вероятность того, что результат этого воздействия окажется пагубным.

В рамках юридической практики психолог должен руководствоваться также нормами ведения следственных действий. Закон исключает возможность не только физического и психического насилия во время их осуществления, но и любых действий, унижающих честь и достоинство личности, введения противоборствующей стороны в заблуждение, использования малограмотности, религиозных убеждений, национальных традиций участников процесса. Кроме того, закон должен гарантировать конфиденциальность информации, касающейся личной, интимной жизни человека.

Психологическое исследование в рамках судебного разбирательства может проводиться только с добровольного согласия человека и в точном соответствии с правилами, изложенными выше.

Методы научного исследования – это способы и средства, применяемые для построения научных теорий, с помощью которых мы получаем достоверные сведения. Психология использует следующие методы.

1. Наблюдение – наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации. Этот метод опирается на принцип единства внешних и внутренних проявлений психической жизни – любые эмоция, мысль, воспоминание, решение проявляются в конкретном действии, вне зависимости от того, осознает ли и замечает это действие сам человек. Существует несколько разновидностей наблюдения:

– включенное наблюдение – испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;

– стороннее наблюдение – испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи» от экспериментатора;

– наблюдение в группе – экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации;

– самонаблюдение – экспериментатор и испытуемый являются одним человеком, который и участвует в экспериментальной ситуации, и отмечает особенности своего поведения и переживания.

В юридической психологии метод наблюдения применяется достаточно широко: при профотборе членов оперативных групп, для оптимизации деятельности следственных групп, для раскрытия особенностей общения между заключенными в исправительных учреждениях, для раскрытия особенностей личностных черт и выявления ложных показаний при допросах. В настоящее время метод наблюдения дополнен использованием технических средств – видео– и аудиозаписи.

2. Пробы и измерения – регистрация данных, отражающих простые психофизиологические процессы. Основные задачи такого исследования – определение возможностей и особенностей зрения, слуха, памяти испытуемых, выявление темперамента, или динамических свойств нервной системы, выносливости и утомляемости, особенностей реагирования психики на изменения соматического состояния организма (повышенного или пониженного температурного режима, разреженности воздуха или усталости).

Этот метод важен при проверке свидетельских показаний, поскольку показывает, мог ли действительно данный человек при данных условиях увидеть и услышать то, о чем свидетельствует, или же его показания являются результатом домыслов и фантазий. Метод проб и измерений необходим для выяснения возможных причин дорожно-транспортных происшествий, аварий на производстве и катастроф, связанных с работой человека-оператора. Пробы и измерения чаще всего осуществляются в лабораторных условиях, где моделируются соответствующие условия, но могут проводиться и в реальном режиме.

3. Биографический метод – это исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности. Этот метод опирается на принцип онтогенеза, согласно которому индивидуальный жизненный опыт, условия взросления и воспитания являются решающими для формирования личностных особенностей. Многочисленные психологические исследования позволили сделать ряд выводов о том, что культура, религия, социальная страта (от лат. stratum – слой), район проживания формируют определенные черты, свойственные большинству людей, принадлежащих к данной группе. На формирование личности оказывают существенное влияние состав семьи и особенности отношений в семье, школьное воспитание, взаимоотношения в детской и подростковой среде, психологический климат трудового коллектива. Биографический метод также позволяет показать, является ли поведение, сыгравшее роль в обстоятельствах правового конфликта, типичным для данного человека, или же такое поведение ситуативно, т. е. проявилось внезапно как реакция на сложные или непредвиденные обстоятельства. В судебно-психологической экспертизе биографический метод является одним из основных методов исследования личности человека.

4. Метод анализа продуктов деятельности – изучение психологом материальных следов, оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения. Обычно исследуются дневниковые записи, переписка, литературные произведения, рисунки, коллекции предметов, профессиональный инструмент и инвентарь, хобби, интерьер жилища. Предметы, окружающие человека, несут отпечаток его привычек, предпочтений, склонностей, образа жизни и косвенно указывают на черты его характера. Особенно информативны дневниковые записи, рисунки и литературные произведения (если таковые имеются) – в них раскрываются самые интимные переживания, мысли, все богатство эмоциональной сферы.

Данный метод восходит к психоаналитической традиции, где любое произведение рассматривается как раскрытие «бессознательного» человека, т. е. той области психики, которая вмещает желания и устремления, порой скрытые не только от глаз окружающих, но подавляемые и запрещаемые человеком самому себе.

Метод анализа продуктов деятельности применяется для исследования особенностей личности, поведения, эмоциональных переживаний человека, недоступного для исследования (умершего, без вести пропавшего, похищенного, неустановленного лица), и как дополнительное средство для раскрытия личностных черт, поведения и эмоциональных переживаний в случае, когда человек доступен.

5. Тестирование – специальный психологический метод, наиболее хорошо разработанный и часто применяемый. В основу исследования с помощью тестов был положен принцип единства внутренних и внешних проявлений психики. Психологические тесты весьма разнообразны как по целям исследования, так и по форме тестового материала. С помощью тестов психология может исследовать практически все психологические проявления: темперамент, мышление и интеллект, волевые качества, стремление к власти и лидерские качества, общительность или замкнутость, профессиональную пригодность, склонности и интересы, ведущие мотивы и ценности и многое другое.

Для удобства тесты можно разделить на виды. По целям исследования выделим тесты психических состояний и тесты личностных черт. Существуют тесты, призванные давать информацию о блоках личностных характеристик, например многофакторный опросник Кеттелла или тематический апперцептивный тест, есть тесты, предназначенные для всестороннего исследования единственной психологической характеристики, например тест фрустрации Розенцвейга или тест интеллекта Айзенка. Тесты состояний способны отразить бодрое или утомленное состояние, приподнятое настроение, депрессию, стресс, тревожность.

По форме подачи тестового материала выделяют тесты-опросники и проективные тесты. Тесты-опросники состоят из списков вопросов, на которые предложены варианты ответов, полученные ответы сверяют со стандартизированными, на основании чего получают либо численное выражение некоторых характеристик (например, данный испытуемый набрал по шкале «тревожность» 10 баллов, что соответствует норме), либо относят человека к определенной категории (например, демонстративно-гипертимный тип). Проективные тесты не содержат готовых ответов, их применение основано на положении о том, что свободные ассоциации человека на заданную тему раскрывают особенности его личности. Классическим примером проективного теста являются кляксы Роршаха, где в абстрактных чернильных композициях каждый человек видит что-то свое, то, к чему он склонен, и выделяет фрагменты изображения своим собственным, неповторимым образом.

Наиболее полную и точную информацию о личности можно получить, комплексно используя различные тесты. Таким способом психолог может раскрыть наибольшее число психологических свойств человека, перепроверить данные одного теста данными другого, сделать поправку на текущее состояние. Раздел психологии, занимающийся разработкой психологических тестов и вопросами наиболее эффективного их применения, называется психодиагностикой.

Тестирование в юридической психологии применяется для анализа личностных черт подследственных, в особых случаях – истцов и свидетелей, а также в качестве дополнительного средства для выявления ролей и иерархии в преступных группировках (в целях профотбора).

Таким образом, юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в сферу правовых отношений. Это междисциплинарная, прикладная наука, возникшая в результате необходимости совершенствовать науку о праве. Юридическая психология связана со многими отраслями психологии и права. Ее объект – психика человека, предмет – различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений. Общепсихологическая методология использует исследовательские методы психологии: наблюдение, пробы и измерения, биографический метод и метод анализа продуктов деятельности, тесты.


| |

В юридической психологии, как и в психологической науке вообще, существуют четыре основные группы методов исследования:

1 группа - организационные методы включают: сравнительный метод, обследование, комплексный метод и т.д.;

2 группа - эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы; анализ продуктов деятельности; биографические методы;

3 группа - методы обработки данных: количественный (статистический) в качественный;

4 группа - интерпретационные методы.

Рассмотрим важнейшие методы второй группы , так как они играют особую роль в юридической деятельности.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное восприятие человека, позволяющее сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках, в поведении, речи и деятельности человека. В зависимости от целей наблюдения может изучаться любая сторона личности: черты характера, отношения, качества ЛИЧНОСТИ, общие и специальные способности, навыки и привычки поведения.

Метод наблюдения позволяет изучать человека в развитии, его особенности в реальных обстоятельствах его деятельности (независимо от желания), те особенности данной личности, которые обычно не упоминаются.

При организации наблюдения с целью изучения личностных особенностей человека необходимо соблюдать следующие требования:

Сформулировать цель наблюдения и довести ее до сведения всех сотрудников, которые привлекаются к наблюдениям;

Спланировать наблюдение по времени и месту на наиболее важных участках, где могут проявиться характерные особенности изучаемого (планирование наблюдения означает координирование отдельных серий наблюдения в единый процесс изучения личности);

Наблюдение должно вестись регулярно.

Результаты наблюдений должны фиксироваться (записи носят конфиденциальный характер).

Наблюдение бывает непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет лицо, которое затем делает выводы по результатам наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

При опосредствованном наблюдении соответствующие сведения получают от других лиц, которые провели это наблюдение. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.

Невключенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь является лицом, посторонним для исследуемого человека или группы лиц.

При включенном наблюдении исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).

Опрос - это непосредственное общение юриста с человеком с целью изучения индивидуальных особенностей. Юрист должен заранее подготовиться к такой беседе, уяснить ее цели, составить план проведения, продумать тактику и технику познавательной беседы.

Беседа - тактика проведения беседы включает: установление контакта с собеседником; ведение беседы в нужном направлении, наблюдение за реакцией изучаемого; прогнозирование его ответов и коррекцию своего поведения при беседе.

При выборе (определении) техники беседы важно помнить о необходимости осуществления самоконтроля в ходе беседы, выборе условий и места для беседы, а также очередности вопросов.

При подготовке и проведении познавательной беседы целесообразно придерживаться следующих рекомендации:

Необходимо четко сознавать, что требуется узнать о человеке;

Следует предусмотреть возможные варианты ответов на вопросы, а также способы их проверки;

Вопросы следует формулировать так, чтобы изучаемый отвечал на них исчерпывающе и не давал односложных ответов. С этой целью используют вопросы типа: «Почему», «Как вы думаете (считаете)», «Зачем» и т.д.;

Необходимо способствовать речевой активности человека своим поведением, умением слушать, выражать понимание или одобрение, использовать мимику и пантомимику, знаки внимания;

Условия, место и время проведения беседы надо выбирать так, чтобы они способствовали разговору. Опыт показывает, что подобного рода беседа занимает около 40 мин.;

При проведении познавательной беседы необходимо добиться взаимопонимания, расположить человека к себе. Это достигается определенными способами: продемонстрировать интерес к человеку; высказать одобрение его заслугам и достоинствам; вести разговор с помощью общения; проявлять внимание к высказываниям; избегать назидательности на этапе установления взаимоотношений; вести записи только в случае высказывания собеседником своих просьб и пожеланий и т.д.

В ходе познавательной беседы можно изучать потребности и мотивы поведения изучаемого, особенности его эмоциональной сферы, уровень развития интеллекта, некоторые черты характера и коммуникативные качества. Так, только анализ речи, позволит сделать, по крайней мере, три вывода: об эмоциональном состоянии, уровне развития интеллекта и уровне

образования.

В первом случае принимаются во внимание характер интонации и реакция на вопросы. Во втором - умение собеседника устанавливать взаимосвязи между обсуждаемым и вопросами, формировать выводы и способы аргументации. В третьем случае принимаются во внимание эрудиция и словарный запас, развитие речи и грамотность.

В ходе беседы также можно выяснить типичные реакции изучаемого лица на вопросы, в которых проявляются различные типы психологической защиты.

К основным типам психологической защиты относятся:

Замещение - эмоции агрессии (гнева);

Отрицание –непонимание важности происходящего;

Регрессия - возвращение к ранним типам поведения;

Компенсация - стремление восполнить собственную неполноценность;

Проекция - приписывание своих мыслей и чувств другим людям;

Интеллектуализация - объяснение самому себе происходящего;

Вытеснение - исключение из своего сознания неприятного события, идеи, опыта.

Во время проведения беседы фиксации подлежат кроме вышеназванных реакций также следующие поведенческие признаки:

Особенности движений (мимика, взгляд, жестикуляция),

Эмоциональные состояния (спокойствие, раздражительность, застенчивость, упрямство),

Анализ результатов деятельности и поступков предусматривает раскрытие истинных мотивов человека.

Методологическим обоснованием такого метода является взаимосвязь образа поведения, результатов деятельности с мотивами в целями личности. Поэтому по внешним признакам поведения в его результатам можно дать оценку основополагающим свойствам личности, ее направленности и характеру. При изучении результатов деятельности исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: трудовой, учебной, игровой, преступной, - по которым воссоздаются процесс деятельности и особенности личности.

Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко - от судебно-следственной и исправительной сфере деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное его достоинство - полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью . В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнении о причинах преступности в путях ее снижения и т.д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Психологические особенности личности позволяет определить биографической метод. Сущность метода заключается в том, что собираются и анализируются материалы биографического характера с целью выявления особенностей человека и их развития. Метод предполагает установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц в пр.

Биографический метод исследования привлекал внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. Целям изучения личности преступников служили различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

В следственно-судебной и пенитенциарной практике отдельные аспекты биографического метода являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик , цель которого - собрать данные о личности из различных источников, не зависимых друг от друга. Применение данного метода дает исследователя м богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности с помощью анализа мнений, высказанных лицами, находящимися с исследуемым в тех или иных отношениях, и анализа различных документов.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

1) характеристика с места работы, учебы, жительства;

2) старые уголовные дела, если изучаемое лицо ранее имело судимость, при этом большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании особенно ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т.д.);

3) личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении данного лица в колонии, его отношении к близким и др.;

4) медицинские карты, истории болезни;

5) акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Экспериментальный метод является основным в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях. По своей сущности и видам метод подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. Недостаткам и метода являются трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также различия в психических процессах в лабораторных и обычных условиях. Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент . Как правило, эксперимент охватывает предложения по усовершенствованию законодательства. Испытания проводятся в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны с целью избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Законодательные эксперименты проводились и проводятся как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в Англии в 1965 г. в экспериментальном порядке было приостановлено (до 31 июля 1970 г.) применение смертной казни. По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), пли вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В некоторых областях России в настоящее время проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей. которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

В юридической психология получил распространение я такой экспериментальный метод, как формирующий (обучающий) эксперимент . Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения (в том числе проблемного), с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений с целью привития осужденным навыков к труду, новых взглядов и отношения к обществу, формирования социально приемлемого поведения.

Наконец, отметим еще одну разновидность экспериментального метода - ассоциативный эксперимент , впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между предложенным словом и ответом. Список слов ассоциируется с обстоятельствами совершения преступления и ведет к «проговоркам» о реальном деянии.

Для более глубокого изучения личности используется метод тестов . Метод предназначен для оперативного получения достоверной информации о конкретных психологических особенностях личности на основе стандартных методик.

Тесты, классифицируемые по методическому принципу,

включают:

· Объективные тесты – в них возможен единственно правильный ответ

Стандартизированные самоотчеты:

тесты-самоопросники - набор вопросов или утверждений, ответ на которые возможен из двух или трех предложенных вариантов;

открытые опросники - набор вопросов, не предусматривающих стандартных ответов;

шкалы - тесты, оценка по которым проходит по предложенной шкале, на которой отмечена степень выраженности качества;

· проективные методики - стимульный материал, порождающий процессы воображения, в которых раскрываются характеристики личности;

· диалогические методики используются психологом, который ведет беседу с целью выявления особенности личности испытуемого.

Метод психологического анализа документов . Документ (в широком значении этого слова то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа позволяет добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий (например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего

лица и т.д.).

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики. т.е. судебных казусов (случаев), по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые показало судебное решение.

Именно жизненные факты судебных решений позволяют психологу говорить о нравственно-правовом состоянии общества.

Качественный анализ юридического документа (т.е. анализ смысла, содержательной его стороны) дополняется количественным, формализованным анализом (т.е. выделением и обработкой единиц информации). Наиболее распространенным качественным анализом является | | | | | | | | | | | | | | | |

Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования. Во-первых, изучаемое явление должно быть исследовано в своем раз­витии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами. Во-вторых, научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997, с.19.:

1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.

3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.

К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.

В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

К ним относят следующие:

Метод наблюдения

Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:

Явления, подлежащие изучению, наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемого явления.

Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления.

Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачами исследования.

Наблюдение проводится не однократно, а систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления.

Для регистрации результатов наблюдения могут использоваться технические средства: запись речи наблюдаемого на магнитофонную пленку, применение фотосъемки и киносъемки. В условиях предварительного следствия и судебного разбирательства технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, не включенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела - в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т. д.

Не включенное наблюдение - это наблюдение со стороны, в котором исследователь - постороннее для исследуемого человека или группы лицо.

Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

Преимущество включенного наблюдения - непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.

Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения - интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

Научная ценность данных самонаблюдения зависит от того, насколько они объективны, соответствуют реальным фактам. Как показывают жизненные наблюдения и экспериментальные исследования, люди склонны переоценивать свои достоинства и умалять свои недостатки.

Не являясь единственным методом, самонаблюдение в сочетании с объективными методами может давать положительные результаты. Исследователь по себе может судить, например, о влиянии тех или иных факторов на участников следственного или судебного действия, дополняя результаты самонаблюдения объективными данными.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта