Главная » Обработка грибов » Поэма а блока 12 революционная. Блока «Двенадцать

Поэма а блока 12 революционная. Блока «Двенадцать

Текст сочинения:

Свое отношение к революции и ко всему тому, что за ней последовало, Блок выразил в поэме Двенадцать, написанной в 1918 г. Это было страшное время: позади приход к власти большевиков, четыре года войны, разруха, убийства. Люди, принадлежавшие к круп7 интеллигенции, к которому относился и Блок, воспринимали происходящее как национальную трагедию. И на этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, в которой поэҭ, еще совсем недавно писавший проникновенные лирические стихи о России, прямо говориҭ: Пальнем-ка пулей в Святую Русь.
Современники не поняли Блока и посчитали его предателем своей страны. Однако позиция поэта не так однозначна, как может показаться на первый взгляд, и, более внимательное прочтение поэмы это доказывает.
Сам Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение полиҭических мотивов в поэме Двенадцать, поэма более символична, чем кажется. В центр поэмы Блок ставиҭ вьюгу, которая и является олицетворением революции. В разгуле этой вьюги, снега и ветра поэҭ слышиҭ музыку революции, которая для него противопоставлена самому страшному обывательскому покою и уюҭу. В этой музыке он видиҭ возможность возрождения России, перехода на новый виток развиҭия. Блок не отрицает и не одобряет бунҭ голытьбы разбои, кипение темных страстей, вседозволенность и анархию, которые воцарились в России. Во всем этом страшном и жестоком настоящем Блоку видиҭся очищение России. Россия должна миновать это время, погрузившись на самое дно, в ад, в преисподнюю, и только после этого она вознесется к небу.
То, что Блок видиҭ в революции переход от тьмы к свету, доказывает само название поэмы. Двенадцать это час перехода из одного дня в другой, час, который издавна считался самым мистическим и таинственным из всех. Оҭ того, что происходило в тот моменҭ в России, тоже, по мнению Блока, веяло некой мистикой, словно кто-то неведомый и всемогущий в полночный час принялся за колдовство.
С эҭим же мотивом связан и самый загадочный образ поэмы образ Христа, идущего впереди отряда красноармейцев. Литературоведы предлагаюҭ много трактовок этого образа. Но мне кажется, что Исус Христос у Блока олицетворяет будущее России, светлое и одухотворенное. На это указывает порядок, в котором идуҭ в конце поэмы герои. Сзади всех плетется шелудивый пес, в образе которого легко угадывается самодержавное и темное прошлое России, впереди него шагает отряд красноармейцев, олицетворяющих революционное настоящее страны, а возглавляет это шествие в белом венчике из роз Исус Христос, образ, воплощающий светлое будущее, ожидающее Россию, когда она поднимется из того ада, в котором оказалась.
Существуюҭ и другие интерпретации этого образа. Некоторые литературоведы считаюҭ, что Исус Христос (такая версия появилась в связи с тем, что в имени Иисуса у Блока не хватает одной буквы, и назвать это случайностью или необходимостью стиха нельзя) это Анҭихрист, возглавляющий отряд красноармейцев, а значиҭ, и всю революцию. Такая трактовка также согласуется с позицией Блока относительно революции как переходного периода к царству Божьему.
Поэма Двенадцать до сих пор вызывает множество споров среди криҭиков и читателей. По-разному объясняюҭся сюжет поэмы, ее образы. Однако одно не оставляет никаких сомнений. В моменҭ ее написания Блок относился к революции как к необходимому злу, которое поможет вывести Россию на истинный путь, возродить ее. Потом его взгляды изменятся, но в этот моменҭ Блок вериҭ в революцию, как больной вериҭ в операцию, которая, причинив боль, тем не менее спасет от смерҭи.

Права на сочинение "Оҭношение к революции автора поэмы Двенадцать" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

(341 слово) Поэма «12» описывает столкновение двух миров: старого и нового. Один разрушенный, холодный, безнадёжный, второй стремительный, агрессивный, одурманенный. Место действия – Петроград. Он больше не величественная столица, а чёрный насквозь продуваемый ветрами безжизненный город. Повсюду разруха, нищета и жестокость. Люди от безысходности своего положения перестают быть людьми, что подчёркивает автор, проводя аналогии «старуха – курица», «буржуй-пёс». Прошлое терпит безоговорочное поражение, его представители больше не борются за власть, теперь их единственная цель – выживание. Будущее беспощадно, оно готово спалить всё дотла и уничтожить любого, кто встаёт у него на пути. Новый мир безжалостен не только к врагам, но и к соратникам. Это явно видно в эпизоде убийства Кати: виновник подавлен случившимся, но его товарищи вместо поддержки высказывают неодобрение такой сентиментальности, демонстрируя ещё одну особенность революционного мышления – важен не человек, а идея.

Вся поэма пронизана контрастами. Блок всё время подчёркивает мировой раскол: в цветовой гамме доминируют чёрный и белый. Читатель видит то несчастную старушку и раздавленного переворотом писателя, то воодушевлённый переменами отряд из двенадцати. Контрастно и отношение к революции. Вначале мы видим представителей старого мира – они озлоблены, подавлены, разочарованы. Все эти люди живут с ощущением катастрофы, постоянно слышны фразы «Погибла Россия», «Нас погубят», «Уж мы плакали, плакали», «Предатели» и тд. Но мы также видим и другой взгляд – отношение представителей нового мира, которые наконец-то стали хозяевами жизни, они празднуют победу и упиваются властью. Для них революция – благо, навсегда изменившее их жизнь, только благодаря новой власти они вознеслись на самый верх социальной иерархии.

Так каково же отношение к революции в поэме? Думаю, для ответа на этот вопрос стоит внимательнее присмотреться к образу ветра. Именно с него всё начинается – «Ветер, ветер -На всем Божьем свете!». Анализ этих вступительных строк наталкивает внимательного читателя на мысль о том, что ветер – своеобразная метафора революции, символ стихийных перемен, преодолевающих любые преграды и затрагивающих всех без исключения. Понимание этого – ключ к осознанию отношения к событиям 1917 года в поэме. Как нельзя однозначно относиться к ветру и его силе, также нельзя односторонне судить о перевороте. Также как ветер, он — лишь внешний фактор, который по-разному влияет на людей. Кого-то ветер сшибает с ног, а кого-то напротив подгоняет двигаться дальше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

I. Отношение Александра Блока к революции.

II. Изображение революции в поэме. Своеобразие блоковского видения революционных событий.

1. Вселенский размах революционной стихии (символы стихии).

2. Образ времени в поэме:

а) приметы времени в поэме (город, революционный разгул, отряд красноармейцев, плакат «Вся власть учредительному собранию!» — напоминание о разгоне собрания, голод, разруха и др.);

б) герои времени (образ 12 красноармейцев);

в) разрушение старого мира (символика старого мира);

г) мотив пути к будущему, загадка финала.

3. Человек и товарищ в изображении А. Блока. Драма Петрухи.

4. Смысловые и ритмические контрасты поэмы как отражение противоречий времени в символистической поэме.

III. Неоднозначная оценка поэмы в критике.

Отношение Александра Блока к революции

Для Блока в русской революции слышался голос нового мира, создаваемого на его глазах, но поэт никогда не идеализировал революцию. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Что же вы думали, что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ паинька?.. И, наконец, так бескровно и так безболезненно разрешится вековая распря между белой и чёрной кровью? Между образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом?» Блок призывал осознать «грехи отцов» и всем телом, всем сердцем, всем сознанием «слушать ту великую музыку будущего, звуками которого наполнен воздух». Сам поэт, которому удалось зафиксировать возрастающий, «страшный шум» происходящего записал в своем дневнике после окончания поэмы 28 января 1918 года: «Сегодня я — гений».

Блок предчувствовал революцию: «Предчувствую тебя начало \\ великих и тревожных лет» («На поле Куликовом»). В старом мире помимо его жестокости поэт видел нарастание народной стихии. И революция - это воплощение стихии. Азиатское начало (стихийное, необузданное, варварское: «Да, скифы - мы! \\ Да, азиаты мы!) больше не может сдерживаться, потому что «срок настал». В столкновении народной стихии с европейской цивилизацией должна родиться новая Россия - «третья правда».

Революция была воспринята поэтом как желанная буря. Он принял её, работал в различных литературно-театральных комиссиях, был председателем управления Большого драматического театра и Петроградского управления Всероссийского союза поэтов. Но творческая работа в это время почти прекратилась.7 августа 1921 года Блок скончался от смертельной болезни, особенно остро протекавшей в связи с глубокой депрессией, вызванной трагическим разладом с окружающей действительностью. Место творчеству в разгуле стихии не было. А Блок был поэтом.

Символика поэмы.

Символический пейзаж . Символы революции.

Символические мотивы . Ключевыми символическими мотивами являются ветер, вьюга, метель - символы социальных катаклизмов, потрясений. (слово «ветер» в поэме встречается 10 раз, «вьюга» — 6, «снег», «снежный» — 11.)

«Революции приходят опоясанные бурями». За метелью поэт хочет услышать музыку революции.

Чёрный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всём божьем свете!

Космичность пейзажа. Стихия ветра - стихия революции приобретает вселенские масштабы. Маленькая фигурка человека изображена на вселенском ветру. Человек, не красноармеец, а просто человек не может устоять на ногах от ударов ветра, ему некуда укрыться от всепроникающего ветра революции.

Ветер властвует над миром, одних он сбивает с ног, а другим кажется весёлым. («ветер хлёсткий», «ветер веселый», «гуляет ветер»)

10 гл.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой вьюга, ой вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре шага

11 гл.

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролёт…

Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!

12 гл .

Вдаль идут державным шагом

— Кто ещё там? Выходи! -

Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

В последних главах поэмы снова предстаёт символический пейзаж с образами вьюги и ветра. Через вьюгу идут 12 красноармейцев, символизирующих движение России через революцию в будущее. Но будущее во тьме. Над попыткой приблизиться к нему, докричаться до того, «кто там», «вьюга долгим смехом заливается в снегах». «Впереди у двенадцати — ветер, «сугроб холодный», неизвестность и путь «вдаль» под красным флагом, а в авторской оценке «кровавым флагом».

Стихия революции у Блока рушит мир, однако после неё так и не рождается «третья правда» (новая Россия). Впереди кроме Христа никого нет. И хотя двенадцать отрекаются от Христа, он не покидает их.

Символика цвета . «Черный вечер,\\ Белый снег». Символический пейзаж исполнен в чёрно-белой контрастной манере. Два противоположных света обозначают раскол, разделение.

Чёрное и белое - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Тьма и свет, добро и зло, старое и новое. Понимая и принимая обновление, «белую» сущность революции, Блок в то же время видел кровь, грязь, преступление, т.е. её чёрную оболочку.

«Чёрное небо», «чёрная злоба», и «белый снег». Затем появляется красный цвет: «В очи бьётся красный флаг», «мировой пожар раздуем», красногвардейцы. Красный цвет - цвет крови. В финале красный цвет соединяется с белым:

Впереди с кровавым флагом,

В белом венчике из роз,

Впереди - Исус Христос

Возможно такое объяснение: при столкновении чёрного и белого - кровопролитие, через него - путь к светлому.

Символика времени . В поэме представлено прошлое - старый мир и борьба прошлого с настоящим и путь в будущее.

Настоящее России символизирует отряд красноармейцев, идущих через вьюгу державным шагом. Символическим оказывается образ перекрёстка. Это рубеж эпох, перекрёсток исторических судеб. Россия на распутье.

Старый мир представлен также символично. Образы старого мира - стоящий на перекрёстке буржуй, «паршивый пёс».

В 9 главе образ буржуя, пса и старого мира увязываются между собой.

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В 12 главе этот образ-символ появляется снова. Старый мир не остался позади, он «ковыляет» за событиями:

Впереди - сугроб холодный,

Кто в сугробе - выходи!.. -

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади…

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком поколочу!

Старый мир, как пёс паршивый,

Провались - поколочу

Он, этот старый мир внутри нового человека. От него освободиться нельзя, он не отстаёт. От этого ещё пристальнее вглядываются двенадцать в будущее, вопрошая, призывая, почти заклиная его:

«Кто ещё там? Выходи!»,

«Кто в сугробе - выходи!»,

«Эй откликнись, кто идёт»,

«Кто там машет красным флагом?».

Убийство Катьки - реальное, но и символическое действие. Этим убийством Пётр стремится уничтожить в себе дух старого мира. Но это ему сначала не удаётся, а затем он снова «повеселел» и наравне со всеми готов к насилию и грабежу, якобы ради революции и уничтожения старого мира.

Будущее - связано с революционными событиями, кровавым путём через вьюгу и с образом Христа. Хотя будущее во тьме, оно неясно: «Приглядись- ка, эка тьма!». Появление в финале образа-символа Христа, символа высокой нравственности, во многом неоправданно, но, видимо, связано с надеждой автора на нравственное возрождение России.

Символика числа. Символично название поэмы.

12 человек в отряде, 12 глав в поэме, 12 - священное число высшей точки света и тьмы (полдень и полночь). 12 — число апостолов Христа, апостолы революции.

Блок использует религиозно-философские символы христианской традиции. 12 красноармейцев соотнесены с двенадцатью апостолами христа. Одного из них зовут Пётр, другого Андрей, в честь Андрея Первозванного, который традиционно считается покровителем Руси. Но христианская символика представлена здесь в перевёрнутом (карнавализованном) виде. Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа в поэме соответствует обратная ситуация. Петька в какой-то момент взывает к Христу как бы случайно («Ох, пурга какая, Спасе!»). Но товарищи обращают на это внимание:

-Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?!

Если евангельский Пётр впоследствии возвращается к Христу, чтобы стать ревностным апостолом, то Петька после увещеваний товарищей забывает о Боге, и дальше все направляются «вдаль» уже «без имени святого». В чём логика таких изменений религиозных символов? Религиозные миры старого мира утратили свою спасительную силу и появление Христа в заключительной главе поэмы можно понимать как последнее шествие старого мира. Но эта лишь одна из версий объяснения образа Христа.

Различные трактовки образа Христа.

1. Христос воплощает самые высокие идеалы старой культуры. Это положительный полюс. Отрицательный полюс этой культуры символизирует пёс.

2. Христос - высшее оправдание революции.

3. Христос - враг для красноармейцев, ведь они стреляют по нему. Они нацелены на невидимого Христа, мелькающего впереди с кровавым флагом, который становится в поэме новым его крестом, символом его теперешних распятий. (М.Волошин)

4. красноармейцев возглавляет не настоящий Христос, а антихрист.

5. Христос - символ нравственности народа, он должен привести Россию через кровь, трагедию к возрождению.

6. Христос, воплотивший в себе идеал добра и справедливости, как бы приподнят над бытом, над событиями. Герои тоскуют о нём. Хотя и подавляют эту тоску. Он воплощение гармонии и простоты, о которых подсознательно тоскуют герои.

7. Христос как бы ставит перед героями вопрос об ответственности за их деяния.

Ноябрь 1917 года определил судьбу России на весь последующий век и продолжает влиять и на наш сегодняшний день, пусть и не так явно. Поэтому привожу найденную на просторах Сети статью (сочинение) о том, как изображена революция в поэме очевидца тех событий Александра Блока.

Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной ситуации”, той самой, когда “верхи не могут...”, а “низы не хотят...”

Последствия социального взрыва при этом могут быть самыми различными, но всегда одинаково неизбежным является идейный раскол в обществе, проходящий отнюдь не только между классами угнетателей и угнетаемых, эксплуататоров и эксплуатируемых, “буржуев” и тех, кому “нечего терять, кроме своих цепей”. Этот рубеж, эта линия “невидимого фронта” зачастую разделяет отца и сына, старшего и младшего братьев, старинных друзей. И самое ужасное, что ни те ни другие не имеют на своей стороне объективной истины. У каждого есть своя правда, но правда, подобно хамелеону, легко меняет цвет от белого до черного, в то время как красный — цвет безвинно и бессмысленно пролитой человеческой крови — одинаков для всех.


Начало XX века в нашей стране ознаменовано без преувеличения самым грандиозным социальным взрывом всех времен и народов — Октябрьской социалистической революцией. Центробежные силы в очень короткий срок расставили по своим местам ее сторонников и противников. Раскола, конечно же, не избежала и русская творческая интеллигенция. Представители литературного мира незамедлительно озвучили свои позиции. Четкая и всепоглощающая определенность стихотворных и прозаических “за” и “против” позволяла и позволяет судить каждого по его словам. Однако из правил исключением оказался Александр Александрович Блок и его поэма “Двенадцать”:

(Эскиз обложки неосуществленного издания поэмы А.Блока "Двенадцать")

И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

Никогда еще не было до Блока и не будет после него в литературе столь неоднозначного произведения. Каждое слово, каждая фраза, каждый эпитет не поддается безапелляционному осмыслению. Обе стороны могли с легкостью найти оправдание себе в этой поэме. Любая из сторон видела в строках Блока потоки обличительной желчи, направленные на своего социального врага. В чем же загадка “Двенадцати”?
В первой части поэмы автор показывает сломленность старого мира и торжество мира нового:

От здания к зданию
Протянут канат.
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному собранию!”.
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут...
А вон и долгополый —
Сторонкой — за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед
И крестом сияло Брюхо на народ?..

Однако при всем, казалось бы явном положительном, отношении к революции, которое здесь видели большевики, Блок вкладывает в уста эпизодических персонажей слова негодования и отчаяния создавшимся положением:

Старушка, как курица,
Кой-как переметнулась через сугроб.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? —Длинные волосы
И говорит вполголоса:
— Предатели!
Погибла Россия! —

Должно быть, писатель —

В дальнейшем повествовании, в странном марше двенадцати человек с винтовками за плечами, в убийстве “толстомордой Катьки”, в потрясающих своей простотой и необузданной, животной силой словах: “Уж я ножичком полосну, полосну!..” каждый видел то, что хотел видеть, что мог видеть, что обязан был видеть. С одной стороны, это торжество революции во всей ее дикой красе. С другой — хаос и беззаконие, в которые погрузилась страна на долгие дни, месяцы, годы. Современники Блока, отрицавшие революцию, не могли понять, как автор проникновенных патриотических стихов о Родине мог воспеть разгул варварства. Как он позволил себе в страшные для своей Родины дни написать слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь!”? Большевики же, напротив, искренне восхищались талантом Блока-революционера: “В "Двенадцати" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир...”

Но, как водится, ни те ни другие не были правы вполне. Сам Блок говорил о том, что политические мотивы в его поэме суть исторический фон. В центре же его произведения -грандиозное сплетение четырех стихий: природной, социальной, чувственно-человеческой и Божественной. Словно роза ветров, соединяющая в себе противоборствующие начала воздушных потоков, революция поглотила все проявления бытия.

Она, как нечто живое, дышащее, издает звук чудесной, необъяснимой тональности, и эта музыка революции, сплетающаяся из воя ветра, стона пурги, криков и причитаний людей, грохота выстрелов, стука шагов двенадцати пар ног, по мнению Блока, прекрасна! В своей статье “Интеллигенция и революция” поэт писал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”. Блок считал, что ее, революцию, просто необходимо услышать, пропустить сквозь себя этот атональный, аритмичный мотив неподвластности и страсти. Стихотворный строй поэмы столь же неритмичен и спонтанен, как музыка революции.

Что же до самого социального явления, то Блок и здесь был до крайности объективен. Поэт беспристрастно изобразил жесточайший разгул “голытьбы” с его погромами, разбоями, обесцениванием человеческой жизни, полной потерей всяческих нравственных устоев, обозначая им народное возмездие.

И это возмездие есть очищение, через которое необходимо пройти России, чтобы, “погрузившись на самое дно, вознестись к небу”. Недаром впереди идущих двенадцати движется “с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим” сам Иисус Христос.
Революция — слишком острое явление, едва ли позволяющее относиться к себе с подобной метафизической отстраненностью. Поэтому, конечно же, образ революции, данный Александром Александровичем Блоком, воспринимался и воспринимается по сей день весьма различно. Но, на мой взгляд, именно так и никак иначе не мог бы представить ее гений русского символизма.

Вариант 1

«Двенадцать» - одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917 года.

Все действие поэмы происходит на улице. Уже в первой главе слышится ее революционный гул. Блок начинает поэму с лаконичной и контрастной картины черного вечера и белого снега. Все герои выступают на фоне привычных блоковских образов - вьюги, ветра («ветер на всем Божьем свете»). Вся поэма представляет собой множество звучащих голосов, автора же почти не слышно. При этом Блок использует такие средства, как лозунги, солдатские частушки, разговорные интонации.

Только во второй главе появляются «двенадцать». Блок не приукрашивает своих героев: они обещают раздуть «мировой пожар в крови», «пальнуть пулей в Святую Русь». Блок даже сгущает краски, показывая своих героев возможными каторжниками («На спину б надо бубновый туз!»). Но в своих действиях они несут как бы гнев всего народа, они действуют в согласии с народной стихией.

Однако в центр поэмы Блок поставил «частную» судьбу - драматическую историю любви и преступления Петрухи, который ненароком убивает свою былую подружку Катьку. Это отдельная человеческая трагедия на фоне всемирной вьюги, революционного разрушения.

Петруха - живой полнокровный человеческий характер. Он потрясен до глубины души делом рук своих. Блок очень верно выразил тяжелую тоску, муки совести, которые не прекращаются в душе героя: «Ох, товарищи, родные, / Эту девку я любил...»

Его раскаяние в глазах «одиннадцати» выглядит душевной дряблостью: в такой ответственный исторический момент оно не к месту и не вовремя. («Не такое нынче время, / Чтобы нянчиться с тобой!»).

Блок уловил одним из первых в русской литературе, как воспринималось отношение к личному, к чувствам в революционную эпоху.

В последней главе более отчетливо выступает «старый мир» - в образе «паршивого пса». Но возрастает тревога...

В финале поэмы неясное, непроницаемое, невидимое обретает контуры Христа.

Блок сравнивал свою эпоху с эпохой начала христианства и падения Рима. Имя Христа стало символом особой исторической миссии, и в этом смысле он уместен впереди «двенадцати». Но вместе с тем у Блока он вырастает в громадный вопрос к будущему. Очень важно, что Христос в поэме незрим («двенадцать» не видят его за вьюгой). Блок всячески подчеркивает, что красногвардейцы «идут без имени святого», их свобода- «без креста». Фигура Христа может означать и то, что ужасы разрушения будут сняты и преодолены в возрожденной России. Блок воспроизводит стихийный взрыв, сохраняя свое личное отношение к нему. Нарисованная в «Двенадцати» картина поражает сочетанием несочетаемого. Все пришло в движение, рухнул устоявшийся быт, сдвинулись привычные соотношения, обнажились противоречия. Конфликт поэмы строится на противопоставлении двух начал - светлого, гармоничного, которое Блок видит «впереди», и темного, которое он видит в прошлом и олицетворением которого служит «старый мир». Сфера этого противопоставления захватывает и «большой» мир, и внутренний мир человека. Как и его герои, Блок и негодует, и страшится, и надеется. Всем своим существом он участвует в том, что происходит вокруг. Поэт берет на себя смелость «провести» своих героев через три основные временные сферы, показать в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

Вариант 2

ПЛАН ОТВЕТА

1. Творческий путь А. Блока - путь поиска истины.

2. Поэма А. Блока «Двенадцать»:

а) ветер революции;

б) особенности построения сюжета, прием контраста;

в) герой поэмы.

3. Трагические противоречия революции в поэме:

а) Петька и Катька;

б) преобразование буйной вольницы а организованную волю.

4. Символика цвета в поэме.

5. Образ Христа и его значение.

1. Поэтический мир Блока - это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию земного и небесного. Задолго до революции поэт предчувствовал, «как зреет в сердце гнев», а «злость гнева есть мятеж». Но в блоковском понимании революции отсутствует политическая оценка, он воспринимает ее как стихию, которая должна разжечь «мировой пожар» в душе каждого человека, тем самым очищая ее. Поэт говорил: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Поэма «Двенадцать», написанная А. Блоком в январе 1918 года, стала новой и высшей ступенью его творчества. Сам поэт говорил: «...поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства». Эта «буря во всех морях» и нашла свое отражение в поэме. Блок в это время искренне верил в «великие цели» революции, в то, что она призвана «переделать все», «устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, честной, веселой и прекрасной жизнью».

2. Революцию с «красным петухом» - поджогами помещичьих усадеб, с насилием, грабежами, самосудами принимает Блок и в поэме «Двенадцать» освящает именем Христа. Он видит революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления. Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной лаве, вырвалась из недр, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы символически в виде ветра:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер!

На всем божьем свете!

«Ветер хлесткий» «гуляет», «свищет», «и зол и рад» - «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» - сметает ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира», буржуазной пошлости.

Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста: «Черный ветер» - «белый снег». Резкое противопоставление двух миров - «черного» и «белого», старого и нового - противоречия самой истории, ее реалий. Гибнущий мир - это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ-поп», «писатель-вития», уличные проститутки, которым неуютно под ветром революции.

Мир «новой жизни» Блок нисколько не идеализирует. Выразители народной стихии, двенадцать красногвардейцев, несут в себе крайности. С одной стороны, это люди, сознающие свой высокий революционный долг и готовые его исполнить:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

С другой - в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной «вольницы»:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

3. Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее смысл: несет ли революционная стихия только разрушения или она созидательна. В настоящем автор видит разгул мрачных сил. В Петрухе, как и в остальных красногвардейцах, подчеркнуто разбойное, мятежное начало: «бубновый туз» - знак каторжника. Но темные души Петьки и Катьки в глазах поэта значительнее «среднего человека», лишенного высоких порывов и не способного к страданию. Внутреннее преображение Петьки возможно, но путь к нему не прост. Герой переживает серьезные испытания. Его любимая Катька становится жертвой революции:

А Катька где? - Мертва,

Простреленная голова!

Блок показывает страдания и боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Но красногвардейцы стыдят потрясенного Петьку:

Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха понимает свой долг. Его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение, которое постепенно приобретает направление и цель, что передает автор стихом в ритме марша:

В очи бьется

Красный флаг,

Раздается

Мерный шаг.

Таким образом, буйная вольница превращается в поэме в ритмически организованную волю.

4. Красный цвет в поэзии Блока часто соотносится с состоянием тревоги и сомнения, но здесь поэт значительно расширяет его смысловые границы. Красный флаг находится в руках Христа, поэтому он становится символом нового времени, новой веры. В финальной строфе есть важная деталь: красный флаг становится кровавым флагом. Значит, путь к свободной, новой жизни лежит «сквозь кровь и пыль», через смерть человека. И здесь вспоминается убитая Катька, которая погибла не от руки старого мира, а от жестокости людей, идущих в новую эпоху. По-видимому, Блок, отрицая старый мир, не может принять до конца и новый.

5. В финальной главе поэмы возникает образ Христа. Необычно появление такого образа в поэме, где звучит тема революции, где совершается убийство женщины, но в то же время нельзя отрицать логичности и органичности его возникновения. Образ Христа - это прежде всего высокий нравственный идеал, способный привести людей к желанной гармонии. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока:

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Таков конец поэмы: возвышенный и светлый. Если начало поэмы было представлено в цветовых контрастах, а ее ход был окрашен исключительно черным цветом, то здесь главным цветом становится белый - символ высшей духовности. У Христа «белый венчик из роз». Это необычно, потому что в традиционном изображении Христос являлся в терновом венце, что символизировало его муки и страдания. Для Блока не это главное: поэту важнее, что Христос как высший идеал нравственной чистоты несет в жизнь новую веру. Белый цвет - символ святости, чистоты, непорочности, а ведь именно эти черты воплощает Христос.

6. Таким образом, блоковское понимание революции получило свое завершение: это нелегкий путь из мрака («черная злоба») к свету («святая злоба»), от безверия («Эх, эх, без креста») к вере («Господи, благослови»), от опустошенности, безысходности к обретению высшего идеала. «Сквозь кровь и пыль» революционных бурь Блок увидел впереди воплощение красоты и гармонии.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта