Главная » Обработка грибов » Природа не бездушный лик.

Природа не бездушный лик.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Ф. И. Тютчев в большинстве своих стихотворений воспевал красоту окружающего мира. Его творение "Не то, что мните вы, природа", анализ которого представлен ниже, относится к направлению гражданской обличительной поэзии. В нем поэт обращается к обществу, которое перестало ценить красоту природы и относится к ней без уважения. Это был поэтический ответ Тютчева материалистам, чье влияние было значительным в 19-м веке.

Влияние цензуры

В анализе "Не то, что мните вы, природа" нужно отметить, что в стихотворении имеются пропущенные строки. Во время первой публикации произведения цензурой были изъяты вторая и четвертая строфа. По распространенному мнению, это произошло из-за того, что эти строки были неприемлемы с религиозной точки зрения. Позже Н. Сушков просил поэта, чтобы он восстановил недостающие строки. Но к сожалению, Ф. И. Тютчев уже не помнил те строфы.

Главная тема стихотворения

Обязательно в анализе "Не то, что мните вы, природа" нужно выделить основную мысль этого стихотворения. Федора Ивановича возмущало потребительское и равнодушное отношение к природе. В своем творении поэт воспевал не просто ее красоту, но и отстаивал ее независимость. Природа - это особый мир со своим языком, порядками. Ее нужно чувствовать, а не подходить с рациональной точки зрения.

В своем стихотворении поэт обращался сразу к нескольким группам людей. Одна из них - это материалисты, которые считали, что человек имеет право вторгаться в мир природы, изменять его по своему усмотрению. Другая - это служители церкви, считающие, что она является лишь "слепком". Для влюбленного в природу Тютчева такое отношение было неприемлемым. И свое отношение он выразил в стихотворении.

Образ природы

В анализе "Не то, что мните вы, природа" стоит отметить, что вся композиция построена вокруг образа природы. Поэт представляет ее как мать, которая заботится о своих детях. Она является лучом света в жизни человека, она вдохновляет его на создание прекрасных вещей. По мнению Тютчева, красота природы созвучна с внутренним миром человека.

Поэт стремился донести до людей, что они и окружающий мир неотделимы друг от друга. Федор Иванович всегда стремился к достижению гармонии. А материалисты, отказываясь видеть в ней красоту, тем самым отрицали возможность единения человека и окружающего мира. Умение видеть в природе любовь, стремление понять ее язык - все это было свойственно русской культуре. Умение видеть прекрасное, созидать - все это возможно лишь при уважении окружающего мира. На его защиту и встал в своем творении Ф. И. Тютчев.

Ритмическая сторона стихотворения

"Не то, что мните вы, природа" Тютчев написал четырехстопным ямбом - этот размер характерен для стихотворений Федора Ивановича. Но в некоторых строках поэт отходит от этого размера, добавляя безударные слоги. Они придают дополнительную ритмическую выразительность.

В своем стихотворении "Не то, что мните вы, природа" Тютчев не стремился удивить читателей необычностью слога или вычурными метафорами. Простые и понятные слова подчеркивают смысл его творения. По своей мелодике стихотворение получилось плавным, и это соответствовало замыслу поэта.

Литературные тропы

В стихотворении "Не то, что мните вы, природа" поэт использует риторические вопросы, потому что он не ставил себе целью получить ответ на них. Скорее, он хотел побудить своих оппонентов к размышлениям о правильности своих суждений. Федор Иванович использует инверсию, которая подчеркивает величие природы.

Поэт не прибегает к ярким и вычурным эпитетам. Он стремился подчеркнуть "живость" природы. Поэтому в стихотворении имеется большое количество глагольной лексики. Так у стихотворения появляется динамичность. Это подчеркивает мысль Тютчева о том, что природа живая и одухотворенная.

Интересным является и употребление существительных в качестве прилагательных. Поэт говорит, что у нее есть душа, свобода и свой особый язык. В синтаксическом плане это сочетание простых и сложных предложений. Использованные художественные средства не отвлекают на себя внимание читателя, а служат обрамлением для смысла стихотворения.

Основная тема в "Не то, что мните вы, природа" - это стремление поэта показать всем, что природа - не "бездушный слепок". Это особый мир, в котором есть место любви и свободе. Подобные мысли высказывались и другими поэтами, например, К. Батюшковым. Тютчев подчеркивает, что понять язык природы может не каждый. Лишь только тот человек, который способен откликнуться на прекрасное.

В своем обращении поэт не обвиняет в непонимании этого языка своих оппонентов. Он их искренне жалеет, так как люди, равнодушные к величию природы, равнодушны и к своему внутреннему миру. Они не обогащают его новыми впечатлениями, они не создают ничего прекрасного, они не восторгаются красотой.

Тютчев сравнивает природу с органом: поэт призывает человека услышать песни окружающего мира, чтобы обрести с ним гармонию. Стихотворение "Не то, что мните вы, природа" - это одна из жемчужин творчества Ф. И. Тютчева.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Стихотворение “Не то, что мните вы, природа” написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах…

Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”. Стихотворение начинается со слова “не”, чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. “Душу”, жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева.

Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на “и”, “а” и “о” придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов (“лик”, “чрево”, “древо”) и ударения (“приклеил”). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры:

Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение (“Солнцы не дышат”, “не совещалась в беседе дружеской гроза”), метафоры (“весна не цвела”, “ночь нема была”), сравнения (“живут в сем мире, как впотьмах”). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию.

В стихотворении “Не то, что мните вы, природа” есть отточия, заменяющие строки, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи – взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она – “голос матери самой”. Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

(No Ratings Yet)

Анализ стихотворения Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”

Другие сочинения по теме:

  1. Стихи Тютчева о любви носят характер обобщенно психологический и тем самым отчасти философский. В. Гиппиус писал: “Тютчев поднимает любовную лирику...
  2. При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к...
  3. Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный Пример сочинениятический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную...
  4. В 1830 году Тютчев пишет стихотворение “Silentium” (“Молчание”). Ведущая тема “Silentiuma” связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне...
  5. Прочтем текст, расставляя смысловые акценты. Во вступлении главной целью является создание некоего настроения и изложение ситуации на момент начала событий....
  6. Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
  7. Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Завещание” Стихотворение было написано в 1947 году. Как раз после возвращения из ссылки, в те...
  8. Философские мотивы в поэзии Ф. И. Тютчева Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он – современник Пушкина....
  9. Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и...
  10. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий...
  11. В середине 1830-х годов, в лучший период своего творчества, поэт вновь посвящает этой же проблеме подряд два стихотворения: “Фонтан” и...
  12. Для достоверности поэт называет конкретное место действия. Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта (“Нас, товарищ, двое”). Поэт призывает “Светить...
  13. Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика,... Стихотворение “Лесное озеро” (I, 198) – подлинный шедевр, жемчужина лирики Н. Заболоцкого. Написано стихотворение в 1938 году. Экспозиция стихотворения дает...
  14. В стихотворении “Пчелы” (1867) поэт рассказал о пчелах спасенных догадливым прохожим: пчелы гибли в половодье, не долетали до улья –...

Фёдор Иванович Тютчев

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком». Отношение самого Тютчева к природе можно кратко охарактеризовать двумя строчками:

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Отражение этой мысли в том или ином виде встречается во многих стихотворениях поэта, относящихся к пейзажной лирике.

Во время первого издания «Не то, что мните вы, природа…» цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Впоследствии драматург, поэт и журналист Николай Сушков просил Федора Ивановича восстановить недостающие строки. К сожалению, это оказалось невозможным. Изъятые цензурой строфы Тютчев не помнил.

По мнению литературоведов, «Не то, что мните вы, природа…» — своеобразная творческая реакция Федора Ивановича на произведение Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». В нем поэт признается в любви природе, называя ее матерью и говоря, что для сердца она всего дороже. Отголоски стихотворения Батюшкова не раз появляются в творчестве Федора Ивановича. Достаточно вспомнить хотя бы «Певучесть есть в морских волнах…» и «Нет, моего к тебе пристрастья…». Кстати, к «Есть наслаждение и в дикости лесов…» обращался не только Тютчев. Также на произведение откликнулся Пушкин посредством гимна Председателя из «Пира во время чумы».

«Не то, что мните вы, природа…» — выступление сразу против двух групп людей. В стихотворении главенствует идея суверенности природы. Это противоречит взглядам вульгарных материалистов. Как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле. Суверенность природы отрицается и церковниками. Согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли.

Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта