Главная » Обработка грибов » Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни. Личностная и социальная значимость образования

Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни. Личностная и социальная значимость образования

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.

Одним из важнейших критериев уровня цивилизованно­сти общества, проявления его культуры является образова­ние, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.

Что такое образование. В соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в инте­ресах человека, общества, государства, сопровождающий­ся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (об­разовательных цензов)».

Образование - социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.

Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:

Передачу знаний от поколения к поколению и распро­странение культуры;

Генерирование и хранение культуры общества;

Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

Социализацию личности, особенно молодёжи, и её ин­теграцию в общество;

Обеспечение профессиональной ориентации и профес­сионального отбора молодёжи;

Создание условий для социальной мобильности. Поло­жение индивида в обществе, возможности для его ус­пешного продвижения по служебной лестнице опреде­ляются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Образованию принадлежит очень важная роль в опреде­лении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поко­ления, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.

Образование - социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, - один из лифтов со­циальной мобильности. Получив знания и высокую квали­фикацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустри­альном обществе, б) если бы человек ими не обладал.

Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социаль­но-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.

С давних пор и по сей день образование как социальный ин­ститут выступает основным механизмом социального тести­рования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.

Необразованный человек не может получить высоко­оплачиваемую и ответственную работу, какого бы социаль­ного происхождения он ни был. У образованного и необразо­ванного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроив­шись на высокооплачиваемую работу, где не требуют уни­верситетского диплома. Но таких мест мало, к тому же дли­тельное время находиться на такой социальной позиции рис­кованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей не­грамотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобиль­ности.

Уровень образования - уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными - уровнем образо­вания и уровнем доходов - не такая очевидная, а в неко­торых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем мно­гие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совер­шенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необхо­димо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемо­го уровня материального благополучия. Профессия эко­номиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и кон­курсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас на­ступило перенасыщение рынка труда такими специали­стами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного об­разования.

В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работни­ки, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем док­тора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каж­дый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо возна­граждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.



Качественное образование выгодно не только для отдель­ного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в биз­несе, на политическом или культурном поприще. Благода­ря системе образования страна получает высококвалифици­рованных работников. А это означает рост производитель­ности труда, внедрение новых технологий, выход на передо­вые рубежи в социальном развитии.

Образование и обучение. Сегодняшняя система образова­ния в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обу­чения. Однако это далеко не одно и то же.

Обучение - процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентиро­ванные цели, задачи и этапы реализации.

Что касается образования, то это гораздо более широ­кое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непре­рывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей че­ловека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обу­чения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или обща­ется с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвеще­ние» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.

Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен не­сти ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют чело­вечеством в целом. Образованный человек - это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специ­фика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь вы­страдать.

Просвещённый человек - это индивид с широким гума­нитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достиже­ниями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или про­явить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть од­новременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus (человек образованный) - не только хоро­шо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппара­том, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещённый - всегда индивид, владе­ющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-по­этического творчества. Таких людей относят к цвету гума­нитарной интеллигенции. В то время как человек образо­ванный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Грамотный и просвещённый человек. Результатом дей­ствия в обществе развитой системы среднего и высшего обра­зования, помимо всего прочего, является создание, во-пер­вых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято гово­рить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаем­ся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, препо­даваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гумани­тарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любо­пытства ради, а проводит серьёзные исследования, расши­ряя наши представления о мире, способствует приросту но­вого знания, несомненно, считается учёным.

Обучение даёт квалификацию, образование - метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усво­ение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом - к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета па­тологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, меха­нику. Метаквалификация, таким образом, позволяет челове­ку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она на­ходится далеко за пределами его личного опыта.

Основные термины и понятия

Образование, обучение Вопросы и задания

■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш

1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.

2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.

3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образован­ный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный че­ловек. От чего зависят столь разные результаты обучения?

4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?

Практикум

1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппи­руйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральны­ми, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.

2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из кото­рых говорили бы о важности получения среднего образования все­ми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учить­ся. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более за­ставлять учиться?»

Личность – это конкретный человек, обладающий индивидуальными психологическими особенностями.

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Таким образом, социальная и личностная значимость образования заключается в том, что процесс обучения является важнейшим условием социализации личности, интеграции индивидов в социальные группы, в общество в целом.

В информационном обществе возрастает роль и значение непрерывного образования.

Литература

    Обществознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой – 5-е изд. – М., 2011. – С. 7 - 290.

Тема 1.2.Введение в социологию

Учебные вопросы

    Социология как наука.

    Социальная структура общества.

    Экономические институты общества.

    Социализация индивида.

    Семья и брак как социальные институты.

    Этническое многообразие современного мира.

    Роль права в жизни общества. Правовая культура.

    Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

    Роль религии в жизни общества.

    Социальные проблемы современной России.

      Социология как наука

В наиболее широком смысле социология – это наука, изучающая общество как форму совместной жизнедеятельности людей.

Но общество изучают и другие науки.

Социология – это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его функционирования и развития.

Слово «социальный» означает совокупность общественных отношений, т.е. отношений людей друг к другу и к обществу.

Социальное понимается как результат совместной жизнедеятельности людей, которая проявляется в их общении и социальном взаимодействии, в ходе которого формируются общественные отношения.

      Социальная структура общества

Под структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее содержание объекта.

Социальная структура – это совокупность взаимодействующих социальных групп, статусов, ролей, институтов и отношений между ними.

Основные элементы социальной структуры общества

1. Социальные группы.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (полу, возрасту, национальности, профессии, месту жительства, доходу, власти, образования и т.д.). Каждая социальная группа имеет свои социальные интересы.

Особую роль в жизни общества играет молодежь как социальная группа (16 – 30 лет).

Другие социальные группы:

Люди города и деревни;

Маргинальные группы;

Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

2. Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

3. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус (социальные роли в юношеском возрасте).

4. Социальный институт в широком смысле – это совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека (политической, экономической, социальной, правовой, институтах семьи, науки, образования, культуры, религии и др.).

      Экономические институты общества

Экономическая сфера общества является важнейшей. Она включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Экономические институты – это нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники.

К ним относятся институты:

Собственности;

Наследования;

Налогообложения;

Финансово-кредитный;

Государственного регулирования экономики и др.

Уровень развития экономики оказывает прямое влияние на социальную структуру общества, качество и уровень жизни населения.

Экономическая деятельность создает и материальную основу для развития культуры.

В свою очередь, уровень развития культуры оказывает обратное влияние на экономику.

Экономика и политика

    Политика есть концентрированное выражение экономики.

    Политика не может не иметь первенства над экономикой.

Социология труда в РФ базируется на системе социального партнерства, закрепленной Трудовым кодексом РФ.

      Социализация индивида

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Факторы социализации личности

    Наследственно-биологический.

    Природно-географический.

    Социальный фактор.

Механизмы социализации личности

    Традиционный – усвоение человеком знаний, норм и правил поведения, взглядов, которые характерны для его ближайшего окружения.

    Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества.

    Стилизованный действует в рамках определенной субкультуры, в т.ч. молодежной субкультуры.

    Межличностный действует в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

    Рефлексивный связан с внутренним диалогом человека.

Важную роль в социализации личности играет социальный контроль, который базируется на основе социальных ценностей и норм.

Процесс социализации личности базируется на двуединой основе:

1) воздействие коллектива и руководителя на личность;

2) самореализация личности, которая предполагает самосознание, самопознание, самоопределение, свободу и ответственность личности.

Процесс социализации личности идет непрерывно с момента рождения человека. При этом самопознание начинается с самоузнавания, отличия себя от внешнего мира.

Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

Образование

Социальная и личностная значимость образования

Одна из составляющих успешности человека в наше время - получение современного высококачественного образования , овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.

Что же понимается учеными под образованием ? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом - в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий - самообразования, поиска информации и ее осмысления.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллективом, от чувства товарищества и сотрудничества.

В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с людьми.

В России всегда ценились грамотные, образованные люди. Известная русская пословица, помещенная в словаре В. И. Даля, гласит: «Ученье - свет, неученье - тьма».

Во все времена учеба считалась занятием полезным и престижным. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусских городах, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках. В XVI веке при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М. В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год - год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.

Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце XVIII века при Екатерине Великой. Именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забирать из семьи на 10–12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».

В XIX веке увеличивается количество самых разнообразных учебных заведений: помимо Москвы, высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах - Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске; организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание - на теоретические знания или практический опыт, на гуманитарные дисциплины или точные науки, на воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов победил классический подход - наиболее важным было признано изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что важнее для развития человечества - технические или гуманитарные науки.

Однако в XIX веке образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди - крестьяне, рабочие - в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, они могли посещать церковно-приходские школы, где занятия вели полуграмотные дьяки.

Одними из главных проблем дореволюционной России считались «необразованность народа и ненародность образования». К началу ХХ века около 80 % населения России оставалось неграмотным. И только после Октябрьской революции 1917 года были предприняты решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа.

Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования: в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, отменены оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний - географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста - решая поставленную задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности: учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали - идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание в школах выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.

В 30-е годы все предыдущие эксперименты были признаны неудачными и обучение переведено на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней: дошкольное воспитание (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).

В 50-е годы в школах была введена обязательная трудовая подготовка и считалось необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. В конце 60-х годов было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.

Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; на конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование.

Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, при этом полное общее среднее образование является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (согласно Основному закону в России имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т. п.) и возможности самообразования (для этого есть общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).

В России существует система принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в нашей стране провозглашены следующие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы , которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;
  2. профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы образовательных учреждений в России:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4. учреждения дополнительного образования взрослых;
  5. специальные (коррекционные) для воспитанников с отклонениями в развитии;
  6. учреждения дополнительного образования;
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  8. учреждения дополнительного образования детей;
  9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Сегодня в нашей стране проводятся эксперименты по введению в старшей школе профильного образования и единого государственного экзамена (ЕГЭ), усиливается внимание к умению школьников на практике демонстрировать полученные теоретические знания, поощряется создание школьных парламентов и написание школьных конституций, делается акцент на пропаганду здорового образа жизни. В последние годы приняты важные поправки в Закон РФ «Об образовании». С 2009 года единый государственный экзамен становится обязательным. В 2007 году принята поправка о введении в стране обязательного среднего образования.

В последние годы для того, чтобы облегчить выпускнику основной школы выбор профиля обучения, в 9 классах вводятся предпрофильные курсы по выбору. Подобные курсы призваны помочь школьнику сориентироваться в своих предпочтениях, определить, какие предметы школьной программы ему более интересны, и, возможно, сделать выбор своей будущей профессии. По сути, по окончании основной школы выпускникам предстоит сделать первый сознательный выбор: куда пойти учиться дальше? Можно пойти в профессиональный колледж, получать начальное или среднее профессиональное образование. Можно поступить в старшую профильную школу, например в класс с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, таких как обществознание, право, литература, история. Можно пойти в класс с углубленным изучением литературы, русского и иностранного языков. Существуют также профильные классы физико-математической и естественно-научной направленности. Многие современные российские школьники как вариант получения полного среднего образования выбирают экстернат, позволяющий кратко, в модульной форме пройти программу средней школы (например, в течение одного года освоить программу 10–11 классов) и поступить в вуз.

В 2006 году в России стартовал инициированный В. В. Путиным комплексный Приоритетный национальный проект «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, поддержку творческих, эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением. «Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа. В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку. В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ.Тенденции в развитии современного образования: 1.Демократизация. 2.Рост продолжительности образования. 3.Непрерывность образования. 4.Гуманизация. 5.Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин. 6.Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее) – 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

  • II. Требования к результатам освоения ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  • III. Организационный раздел примерной основной образовательной программы среднего общего образования
  • III. Требования к структуре основной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
  • IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

  • Есть такая пословица: «Век живи - век учись». И даже тот, кто всячески пытается опровергнуть это мнение, не желая постигнуть все новое, прекрасно понимает, что именно обучение помогает укрепиться в этом мире, достигнуть поставленных целей и высот.

    Процесс обучения - система, изучением которой занимается особая наука - дидактика. В числе ее главных задач - закрепление уже полученных данных об этом процессе, а также дальнейшее изучения его природы и Процесс обучения как целостная система - это совокупность нескольких взаимосвязанных, дополняющих друг друга этапов. Профессор канадского университета Райерсона Питер Урс Бендер, занимаясь изучением процесса обучения, выделил следующие, наиболее важные этапы:

    Процесс обучения начинается с того момента, когда человек появляется на свет. Сначала он основывается на ощущениях и звуках, а затем постепенно усложняется, позволяя маленькому ребенку постепенно взрослеть, переступая на очередную ступеньку жизни. На протяжении всей своей жизни человек находится в непрекращающемся поиске новой информации, новых интересных фактов и открытий. Интерес ко всему окружающему позволяет занять определенную социальную ячейку, обрести свое призвание и передавать свой жизненный опыт тем, кому он может быть полезным.

    Факторы, влияющие на процесс обучения, бывают самыми разнообразными. Они носят не только социальный, но и политический, экономический характер. Обучение детей начинается в семье, и от того, каким в ней будет к этому отношение, зависит дальнейшее становление и развитие человека. Школьный процесс обучения является самым важным, от того, как правильно будет организован он, зависит восприятие учениками окружающего мира, изучение наук и применение полученного опыта в жизни. Школа - это именно тот важный этап жизни, который дает человеку базовые навыки, позволяющие по ее окончанию определиться с профессией и для дальнейшей жизни. Если говорить о политическом и экономическом факторах, то процесс обучения во многом зависит от того, сколько внимания данному процессу уделяет государства, а также в какой степени оно занимается его финансированием. Также процесс обучения во многом зависит и от того, какое здоровье у человека. Как правило, у болеющих людей мотивация к обучению резко снижается, при этом наблюдаются нарушения в работе таких показателей, как память, внимание, сосредоточенность. И, наконец, важным фактором, влияющим на процесс обучения, является собственный настрой человека, ведь, как утверждает Райерсона Питер Урс Бендер, только желание и стремление может дать толчок к познанию.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта