Метро 2033 | |
Оригинальное издание 2005 года |
|
Автор | Дмитрий Глуховский |
---|---|
Жанр | фантастика (постапокалиптика) |
Язык оригинала | русский |
Оригинал издан | 2005 |
Издатель | «Эксмо» |
Выпуск | 2005 |
Страниц | 544 |
Носитель | книга |
ISBN | |
Цикл | Metro 2033 [d] |
Следующая | Метро 2034 |
Электронная версия |
Меньше чем за три месяца тираж переиздания в 100 тысяч экземпляров был полностью продан, издательство выпустило дополнительный 100-тысячный тираж , который был распродан менее чем за год к маю 2008 года, третий тираж составил 50 тысяч экземпляров . Одна из презентаций прошла в рассекреченном бункере Министерства связи на Таганке на глубине 60 метров . Роман также лёг в основу компьютерной игры Metro 2033 .
Книга повествует о людях, оставшихся в живых после ядерной войны. В романе война упоминается лишь вскользь. В результате обмена ядерными ударами все крупные города были стёрты с лица земли. Почти всё действие разворачивается в Московском метрополитене, где на станциях и в переходах живут люди. Благодаря оперативным действиям служб гражданской обороны метрополитен удалось оградить от радиации: почти на всех станциях были закрыты гермозатворы , а в системах вентиляции и водоснабжения активированы противорадиационные фильтры. При этом лишь менее половины станций обитаемы: часть станций заброшена, часть изолирована обрушением тоннелей, часть сгорела. Некоторые станции захвачены существами с поверхности.
Живущие в метро питаются тем, что смогли вырастить в тоннелях. В основном это не требующие света грибы, но на некоторых станциях выращиваются также картофель, помидоры и огурцы. Также на многих станциях разводятся свиньи и другие животные. Ряд станций обеспечивается электричеством от генераторов различного типа, однако в силу их малой мощности на станциях зачастую действует только маломощное аварийное освещение. Большинство предметов быта (исключая изначально находившиеся в метро), а также оружие, медикаменты, топливо и т. п. добывается многочисленными сталкерами , периодически поднимающимися в полуразрушенный город. В подземном мире действует торговля, универсальной валютой являются патроны калибра 5,45х39мм, изготовленные ещё до Войны.
Лежащий на поверхности город практически не был повреждён во время войны, однако под действием времени и агрессивной окружающей среды многие здания обветшали и рассыпались. Растения и животные сильно мутировали.
Главный герой книги, Артём (24-летний молодой человек), живёт на станции «ВДНХ », страдающей от нашествия так называемых «чёрных» (мутантов), идущих со стороны «Ботанического сада ». На их станцию приходит загадочный человек - Хантер, который берётся разобраться с этой ситуацией. В личном разговоре Артём рассказывает ему, как лет в 10 он с друзьями открыл гермозатвор , отделяющий станцию «Ботанический сад » от эскалаторов , ведущих на поверхность. Перед походом к станции Хантер берёт с него обещание добраться до Полиса, разыскать там некоего Мельника и передать тому запаянную гильзу с посланием, если сам он не вернётся через двое суток.
Спустя сутки после того, как Хантер должен был вернуться, друг Артёма, Женька, сообщает ему, что он в составе группы собирается на «Рижскую », так как решается вопрос об объединении этой станции с «ВДНХ », а также для прокладки телефонного кабеля до этой станции. Артём присоединяется к нему. На перегоне между «Алексеевской » и «Рижской » с участниками экспедиции начинают происходить странные вещи - некоторые теряют сознание, другие впадают в ступор. При этом, в отличие от остальных, Артём слышит оглушающий шум из труб. Группа с трудом выбирается из опасного участка тоннеля и наконец добирается до «Рижской ». Там к нему подходит некто Бурбон - человек, который просит Артёма провести его до «Сухаревской », утверждая, что туннель от «Проспекта Мира » до «Сухаревской » «нехороший» и полагаясь на необычную «устойчивость» Артёма.
Проникнув в Метро-2 и миновав несколько станций, они выходят на станцию, судя по всему, находящуюся под Кремлём . Выясняется, что на станции живёт некое существо, имеющее аморфное тело и умеющее применять психологическую атаку - предположительно, мутировавшее биологическое оружие . В утробе существа погибают Олег и два члена отряда - Делягин и Оганисян. Антон, до этого находившийся в беспамятстве приходит в себя. С трудом группа заставляет существо отступить и уходит прочь со станции. Добравшись до заваленного выхода из Д-6 к «Маяковской », Мельник говорит, что Артёму с ними идти нельзя (должен же кто-то координировать удар ракет и, к тому же, он единственный знает, как выглядят чёрные) и приставляет к нему Ульмана, бойца из отряда. Оба благополучно выбираются через служебный люк в тоннель Д-6 , ведущий к перегону между «Маяковской » и «Тверской », и доходят до «Проспекта Мира », так как у Ульмана там назначена встреча. Группа должна попасть на Останкинскую башню , чтобы оттуда навести ракетный залп. Артём узнаёт, что выходы с «ВДНХ » скоро будут взорваны, так как сдерживать наступление чёрных больше нет сил. Он отпрашивается у Ульмана сходить на «ВДНХ ». Придя туда, он встречает своего отчима, узнаёт, что Женька убит, и получает записку от Хана. Затем Артём опять идёт наверх. Там он замечает огромного летающего монстра, свившего гнездо прямо в вестибюле станции «ВДНХ», и запирается в ларьке, пункте обмена валюты. В ларьке Артём находит труп девушки и читает её последние записи. Ульман с товарищем подъезжают к станции на бывшей пожарной машине и подбирают Артёма. Машина достигает башни, и группа поднимается наверх. Оттуда виден город чёрных, Ульман называет координаты. У Артёма начинаются видения, он узнаёт, что чёрные не собирались враждовать, а пытались наладить контакт с людьми. Обрадованные чёрные выходят наружу и в этот момент ракеты накрывают город мутантов. Поняв всё, Артём срывает с лица противогаз и уходит в метро.
Книга имеет несколько редакций.
Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам - в Интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.
Д. Глуховский
Роман «Метро 2033» был переведён на разные языки (немецкий, французский, чешский, китайский, тайский ) и издан в других странах, в том числе в виде аудиокниг.
Действие игры происходит в московском метро в 2033 году. 20 до этого мир охватила ядерная война и все города разрушены и заражены радиацией. Люди, которые успели спрятаться в метро, теперь выживают в нём как могут, борясь с ужасными монстрами, которых породила заражённая атмосфера.
Немноги станции процветают, некоторые воюют между собой. и многие из последних сил отбивают свои пристанища от монстров.
Лишь некотоыре люди - сталкеры выбираются на поверхность, чтобы добыть вещи из старой эпохи, но Москва ещё страшней чем метро и существа которые живут там очень опасны.
В метро появились свои законы и порядки. многие станции стали отдельными государствами, в каждом из которых свои порядки и политические режимы
ВДНХ
Всё начинается на станции ВДНХ. На вроде бы благополучную станцию неожиданно начинают нападать какие-то "тёмные" Тёмные мутировавшие существа с поверхности Москвы сильны физически, но самое опасное их оружие это то что они влияют на людей очень сильно психологически, заставляя людей испытывать сильный панический страх приводящий к сумасшествию.
Даже самые сильные бойцы не могут выдержать их психологической атаки и сходят с ума или чувствуют панический ужас до такой степени, что не могут держать оружие в руках.
На станцию придёт опытный сталкер, чтобы выяснить что же происходит со станцией на самом деле. он отправится туда откуда приходят "чёрные" Перед уходом он отдаст свой жетон Артёму приёмному отцу Начальника станции, и возьмёт с него обещание, что если он не вернётся, то Артём доберётся до "Полиса" и отдаст его
Рижская, Проспект Мира
Хантер конечно же не вернулся и отсюда начинается путь Артёма. Артем, решив сдержать своё обещание отправится в "Полис" Покинув станцию ВДНХ он отправится на Станцию Рижская на дрезине, где повстречает аномалии.
Влияют на человека по-разному, как психологически – человек может потерять сознание, сойти с ума, так и физически бьют током и так далее. В общем попавшие в аномалию ничего толком не могут сказать, так как никто их больше не видел в живых
После чего выяснится, что Артём имеет иммунитет к аномалиям и не попадает под их влияние.
Рижская станция закрыта и выхода с неё дальше нет. Артём встречает "подозрительного типа" По кличке Бурбон, который прознал про способность Артёма и предложит ему свой автомат, в оплату, если тот поможет ему по туннелям добраться до станции Сухаревская.
Эти туннели кишат бандитами и Бурбон погибает. Артём встречает незнакомца по имени Хан. Который выводит его из этих туннелей по местам где обитают призраки -души умерших в метро. И проводит то Тургеневской станции - проклятую станцию. Её жители были обречены, но боролись за выживание до последнего
Тургеневская .
Попав вместе с Ханом на Тургеневскую, Артём узнаёт, что на станции осталось лишь несколько людей которые борются против монстров, которые лезут к ним. Артёму придётся взорвать эти проходы, чтобы закрыть мутантам путь на станцию.
Кузнецкий мост
На этой станции Артёму поможет Андрей-Мастер. Он отправит его на дрезине в багажном отделении на станцию "Красных" - коммунистическую.
В метро идёт война между "красными" и фашистами и Артёму придётся прорываться через линию фронта между двумя этими враждующими силами, после чего он попадёт в плен из которого его вызволит сталкер Павел.
Вместе они на дрезине будут прорываться через фашистские гарнизоны и в депо - кладбище поездов через мутантов. В одном из таких боёв Павел погибнет.
Павелецкая
На Павелецкой Артём будет помогать выжившим отбить станцию от монстров, но они прорвутся на станцию. Артём спасёт ребёнка со станции и выйдет на поверхность города, чтобы поставить запись о гибели станции.
Полис. Библиотека
Попав в Полис и передав послание Хантера, Артём не получил отказ от совета в помощи его станции от "Чёрных". Тогда Мельник предложил ему идею, ударить ракетами по чёрным. Но для этого они должный найти в московской библиотеке карту, где они находятся.
Артёму вновь придётся подняться наверх, где он встретит новых и ужасных мутантов - библиотекарей
Узнав где находятся ракеты. Артём вместе с командой сталкеров отправится в секретный отдел метро Д6 , где они увидят новых мутантов которых до этого не видели и найдут огромный военный секретный бункер под метро.
Останкинская башня.
Артём и Мельник отправились на Останкинскую башню, чтобы координировать удар ракетами по логову чёрных. В процессе игры мы можем влиять на концовку игры метро 2033. У игры есть две концовки: обычная концовка и альтернативная концовка.
Обычная произойдёт если мы просто пройдём игру ничего не будем делать. Альтернативная концовка произойдет, если мы во время прохождения игры будем совершать добрые поступки.
В обычной концовке Артём скоординирует удар с Останкинской башни, и логово мутантов будет уничтожено. В альтернативной концовке он уже на верху башни решит, что не будет этого делать и оставит жизнь «чёрным».
Metro 2033. Фантастическая и в прямом, и в переносном смыслах игра, занимает пальму первенства в моём личном хит-параде first-person shooter.
В первую очередь благодаря восхитительной постапокалиптической атмосфере. Ядерная буря, загнавшая немногих оставшихся в Москве в метро, оставила снаружи лишь вечный холод и практически полное разрушение. Люди вынуждены мириться с тяжёлой жизнью, борьбой с мутантами, постоянными потерями. К сожалению, не помню, в какой именно главе, я столкнулся с оборонительным отрядом, принявшим бой с десятками монстров.
Вспышка, яркий свет, и тьма. Очнувшись, увидел одни лишь трупы. Трупы людей и мутантов. Все солдаты погибли, но не пустили тварей к тем, кого защищали, чем воодушевлял подчинённым командир. Доживал последние мгновения капитан отряда. Мрачная монотонная музыка. В этот момент я по-настоящему прочувствовал атмосферу московской подземки, с тем, с чем ей приходиться сталкиваться.
Вторая сильнейшая сторона проекта - отличный сюжет и неплохой сценарий, который, к сожалению, оканчивается весьма странно. Поначалу события развиваются очень интересно, но концовка меня убила. Заранее извинюсь за сии слова, ибо я не знаком с первоисточником, и, возможно, ошибаюсь. Тайна, загадка, несколько флэшбеков в довоенное прошлое... и что в итоге? Без какого-либо объяснения уничтожается база тех самым врагов, что держали в напряжении, постоянном ожидании разгадки...
Сам сеттинг достаточно привлекателен и разнообразен. Группировки, в том числе новая Красная Армия и новые фашисты (!), запредельно красивые антуражи лежащей в руинах Москвы, мутанты...
Графика, музыка тоже внушают уважение. Визуальная часть игры невероятно красива, музыка же отдаёт мрачным оттенком погибшей цивилизации... тревожная мелодия в комплексе Д-6 здорово нагнетает обстановку... смерть товарища, сопровождающаяся печальным мотивом... эти моменты мне особенно запомнились.
Геймплей во многом напоминает S. T. A. L. K. E. R., в некоторых коротких динамичных эпизодах угадывается Modern Warfare. Самое яркий, на мой взгляд - дуэль на дрезине с танком фашистов. Одно смущает - из какого сплава сделаны бронежилеты врагов?? ? Шесть зарядов вплотную из дробовика, это уж слишком. Поэтому выход - тихие убийства и скольжение в тени.
Жаль, что колоритных персонажей получилось немного, мне запомнились только бандит Бурбон да балагур Ульман, над шутками последнего действительно можно посмеяться. Главный герой, к сожалению, ничем себя не проявил.
По сему выходит отличный атмосферный боевик, приправленный превосходной графикой, с оплошностями вроде никудышной концовки и титановых врагов.
Для тех, кому интересна вселенная «Метро 2033», хронология книг и список по порядку помогут вам выстроить сюжетную линию и окунуться в этот мир с головой. Теперь у вас будут все книги серии и все части от лучших авторов, которые участвовали в развитии этого фантастического мира.
Ужасная катастрофа уничтожила мир. Все превратилось в выжженные радиацией территории с мутировавшими созданиями, испытывающими голод. Москва – одно из немногих мест, где есть люди. Они поселились в туннелях метро, в которых царит ужас не меньший, чем на поверхности. Выжившему Артему выпал шанс попытаться спасти последние человеческие поселения. Дальше
У него больше нет имени, оно исчезло под тяжестью времени. Но у него остались обязанности перед своим сыном, которые он должен выполнять. И даже этот опустевший безжалостный мир, в котором он вынужден жить, не должен сломить его. Однако темное прошлое так легко не уходит и готово в любой момент забрать его обратно. Дальше
Каждый сам выбирает цель, с которой он идет по выжженной солнцем дороге к полумертвому городу, где больше нет признаков счастья и света. Но доходят не все. Лишенный жалости и сострадания, мир оставляет глубокие кровоточащие раны, которые не заживают и гноятся, а вместо души остается выжженное пятно. Но это цена правды, которая открывается в конце. Дальше
Город, уничтоженный ядерной катастрофой, такой же, как и тысячи других. И люди везде одинаковые. Но Смоленск отличается. Здесь люди с невероятным психически нездоровым упорством раз за разом возрождают свой дом из пепла, при этом не теряя своей добродетели, которая кроется под налетом грехов. Но болезнь прогрессирует. Ее называют злом. Дальше
Мрачно, темно и с мутантами. Удивительный роман Андрея Дьякова произвел фурор во вселенной Метро 2033. История развивается в опустевшем Петербурге, в котором небольшие колонии выживших живут под землей. В центре сюжета — опытный сталкер, чья миссия заключается в выяснении странных событий в Кронштадте. На его пути множество опасностей, и радиация — меньшая из них. Дальше
Книга является настоящим открытием для любителей жанра постапокалиптики. Жестоко, честно, до тошноты и слез, с кровью и болью – все это есть тут. Тяжелое путешествие последнего из католических инквизиторов по закованной в снег и льды Италии в любой момент может оборваться, ведь на его пути стоит огромное количество опасностей, сводящих с ума. Но он готов рискнуть. Дальше
Выжженные радиацией и солнцем земли, кишащие мутировавшими созданиями воды Черного моря, уничтоженные санатории и пансионаты, чей уровень радиации сведет с ума любой счетчик Гейгера, плотоядные птицы, готовые выклевать твои глаза, одним словом, — типичный день постядерного Крыма. Вот только тот странный железный трос, уходящий в морские глубины кажется немного странным… Дальше
Во время Второй Мировой войны фашисты имели секретные базы почти по всему земному шару. Ходят слухи, что где-то во льдах Арктики спрятана одна из таких баз. И сейчас для вымирающего мира это шанс к спасению, ведь оружие и лаборатории смогут помочь выжившим очистить Землю от радиации и мутантов. Но для Леры этот шанс заключается в возможности найти своих родителей. Дальше
Любой лишний шаг может привести к смерти не только одного человека, но и всего человечества. Поэтому, выходя за пределы Новосибирского метро, будь готов умереть в любой момент. Но молодому Сергею не остается выбора, когда старые тайны всплывают наружу и грозят уничтожить все, что ему дорого. Ему лишь остается сжать зубы и попытаться не умереть. Дальше
А что бы ты сделал, очнувшись в темном лесу, искореженный, с вывернутыми костями и будучи больше не человеком? Когда ты вызываешь страх и гнев, когда твой вид убивает, когда твоя природа берет вверх, и ты не можешь бороться с неконтролируемой агрессией. Когда ты готов умереть, но голод выше. Есть только один ответ – ты мутант. Дальше
В уничтоженной радиацией Москве есть места, куда боятся зайти даже самые бесстрашные и отважные выжившие. Здесь на участке Серой ветки не осталось ничего живого. Но это не значит, что здесь никого нет. Это ужасающее место является пристанищем не ведающих страха мутантов, ревностно оберегающих свои территории. И лучше сюда не заходить. Дальше
Жизни всех сосредоточены в руках сестер судьбы. Они тихо плетут людские истории. И безымянные, которые не имеют смысла в жизни, пытаются постичь его на выжженной радиацией дороге, в конце которой кроются ответы на вопросы их существования. Но впереди лишь смерть, и только сестры решают, когда она настанет. Дальше
Сталкер — тот, в чьих венах течет густая горячая кровь. Сталкер — тот, кто рискует жизнью каждую минуту. И опасность исходит не только из старых развалин, кишащих радиоактивными мутантами, но и от людей, которых ты считал товарищами. Но это война, которую ведет каждый, и ты не можешь в ней проиграть, если не хочешь пойти на корм чудовищам. Поэтому борись за себя и своих любимых. Дальше
Время идет. Дети растут и становятся бойцами. Но это уже не то поколение, которое с радостью смотрит на голубое небо и наслаждается солнечными лучами. Теперь их счастье заключается в темных бетонных сводах метро и душном воздухе подземелий. Но неожиданная мечта увидеть и почувствовать красоту убивающей природы берет вверх. Дальше
Древний Египет и его возвышенные в ранг богов правители уничтожали людей ровно настолько, насколько создавали чудеса света. Но кто же знал, что через тысячи лет на выжженной радиацией земле появятся новые пирамиды, а бывшие сливки общества, называющие себя богами, преклонятся перед новым императором. Дальше
Метро вынуждено сплотиться перед новой опасностью. И дело не в мутантах. Неизвестная болезнь, признаки которой зафиксированы по всему государству, пугает людей. Даже если смертей еще немного, но странные симптомы и исчезающие люди наводят панику среди населения. А подозрения управления падает на таинственных санитаров.
«Либо человечество покончит с войной,
либо война покончит с человечеством»
Д. Ф. Кеннеди
Я смутно помню, каким был мир раньше. Точнее не помню вообще. Где-то в памяти мелькают неясные обрывки детских воспоминаний о чем-то ярком и теплом. Но это все кажется таким далеким и нереальным на фоне тех мрачных стен и черных бездонных туннелей, которые стали теперь нашим домом. Еще двадцать лет назад никто бы не поверил, что жалкие остатки человечества будут ютиться в тесных подземных катакомбах. Но теперь это наша действительность, ведь наверху бушует ядовитая радиоактивная стихия, а среди руин когда-то могучего города бродят такие опасные существа, которых мы, люди, даже не можем себе представить. Уцелевшие превратились в кротов, живущих под огромным кладбищем былого величия и могущества. Мы копошимся как муравьи, боремся за жизнь, пытаемся наладить быт, ценой жизни храбрецов добываем оружие и технику с поверхности. Но все это так напоминает агонию. Ведь с каждым днем внешний большой мир, который от нас отделяют гермоворота станции, становится все агрессивнее и опаснее. Сможем ли мы выжить? Суждено ли нам когда-нибудь снова вдохнуть воздух на поверхности не через фильтр противогаза, а полной грудью? Или же наше будущее теперь навсегда связано с темными, едва освещенными тусклым светом ламп, сводами станций? Возможно, все, что у нас осталось, — это метро. Сумеем ли мы спасти хотя бы его…
В каком только виде нам не доводилось видеть Апокалипсис в компьютерных играх. Нещадно эксплуатируемая тема в игровой индустрии уже, казалось, поросла мхом, и предложить что-то новое в рамках такой тематики довольно тяжело. Тем приятнее и неожиданнее становится знакомство с игрой отечественной студии 4A Games.
Что надо для хорошей игры в первую очередь? Сюжет. Не случайно даже GSC раз за разом проводит литературные конкурсы среди поклонников, чтобы и дальше развивать вселенную S.T.A.L.K.E.R. , подпитываясь самыми удачными из предложенных фанатами-графоманами идей. Творцам игры «Метро 2033» в этом плане было намного проще, ведь у них изначально имелся отличный материал, а точнее одноименный роман Дмитрия Глуховского с проработанным многогранным миром и историей приключений Артема в гнетущей атмосфере вымирания человеческой расы.
Большой Московский метрополитен стал убежищем для немногих выживших во время ядерной войны. Москва, как и остальные крупные мегаполисы планеты, практически стерта с лица земли. От ужасной радиации и вечной ядерной зимы все живое на поверхности вымерло или мутировало в нечто опасное и злобное. Немногие, кому повезло в злополучный день Апокалипсиса очутиться в метро, спаслись. Гермоворота защищают станции от угроз внешнего мира, а на самих платформах теперь ютятся остатки человечества. Только самые отважные, сталкеры, изо дня в день рискуют жизнями и поднимаются на поверхность за оружием, топливом и прочими стратегически важными для выживания вещами.
— Проскочим — не заметите, — подбодрил товарищей командир их небольшого отряда.
Сзади вновь заскрежетала дверь, и металлическая пасть ее сомкнулась, пожрав скудные лучи света, пробивавшиеся из соседнего туннеля. Пути назад не было. Артем это понимал. Было жаль покидать родную станцию и отчима, но перед глазами все еще стоял Хантер, протягивающий ему свой жетон. Сообщить, что случилось, донести до Большого метро весть о том, что здесь происходит — это последняя надежда ВДНХ и людей с которыми он вырос.
— Женя, помоги! — скомандовал Борис, указывая на второй рычаг, — а ты, Артем, прикрывай спину.
— Голова… — прохрипел, не отпуская рычаг, парень с Рижской.
Женя слегка заторможенным взглядом посмотрел на Артема, будто спрашивая, о чем это говорит их попутчик.
— Я не хочу быть здесь с ними… Быстрей!
— О ком ты?!
— Разве ты не слышишь их голоса?
— Артем! — могучая фигура Хантера, держащего в руках автомат, вынырнула из белого тумана. — Мы убиваем своих врагов…
Но и сам человек не меняется и спустя миллионы и миллиарды жизней, продолжает убивать себе подобных, за деньги или ради каких-то совсем уж мифических на фоне этих темных туннелей идеалов. Кто-то строит очередной оплот коммунизма, а кто-то Четвертый рейх. Многие моменты и социальные конфликты из первоисточника, впрочем, не нашли отображения в игре. Но это и понятно, проект то делался с прицелом на широкую западную аудиторию, которая неизвестно как бы отреагировала на рабство, «издевательство» над некоторыми религиозными культами и всю ту жесткость в изображении суровых реалий подземной жизни, которая была в некоторой степени присуща книге. Не всем ведь приятно думать, что человек будет деградировать даже на пороге вымирания и бороться за выживание не только с мутантами, но и друг с другом.
В это время часовой вновь приблизился к нему. Времени на раздумья не было. Артем достал метательные ножи, холодная сталь приятной тяжестью легла в руке. Бандит медленно приближался, вот он был уже буквально в двух шагах. Артем напрягся и затаил дыхание. Не задерживаясь, часовой обернулся и пошел назад, нож тотчас вонзился ему в спину. Без лишнего шума тело покачнулось и медленно осело на пол. В центре двое забияк все так же покрикивали на своих питомцев — никто ничего не заметил.
Словно тень Артем пробирался к блокпосту, напряжено вглядываясь в сумрак — свет фонарика мог его выдать. Он миновал подвешенные консервные банки, едва не задев их. В одной из арок находилась ловушка с растяжкой и бревном с кольями, которое грозило убить лазутчика одним ударом. Но вот уже перед ним первое заграждение из мешков, за которым находится парочка бандитов. Склонившись к полу, и двигаясь очень осторожно, Артем обошел и их. Слева оказался проход, нырнув в него, он остановился, замерев с уже поднятой ногой. Какое-то чутье вновь предостерегло его прежде, чем он наступил на растяжку. Успокоив бешено стучащее сердце, осторожно переступил веревку и медленно пошел дальше. В комнатке, где он оказался, был еще один выход, но оттуда доносились голоса. Кто-то обсуждал поимку Бурбона и то, как долго ему осталось жить при нынешнем пахане. Похоже, Артем торопился не зря, его спутнику действительно грозила незавидная участь.
Вот собеседники, наконец-то, разошлись, а один так удачно обернулся спиной, что вскоре и ему между лопаток вонзилось острое лезвие и еще одно тело упало наземь. Но в этот раз все прошло не так тихо. Обратив внимание на шум, бывший собеседник кинулся в каморку, где теперь лежало тело. Артем был наготове, раздался выстрел и мощный заряд дроби ударил в бандита. Тот отшатнулся, но прочный бронежилет спас его. Второй, третий выстрел, удар прикладом. А станция в это время уже наполнилась шумом, где-то совсем рядом забил колокол, над головой просвистела пуля. Пригнувшись, Артем бросил на звук динамитную шашку, а сам рванул в другую сторону. Сверху застрекотал автомат, пули забарабанили совсем рядом, в стороны полетели осколки плитки. А потом все задрожало, огромный грохот прокатился из одного края платформы в другой. Дым и пыль поглотили все вокруг…
Дизайн уровней довольно грамотен. Чувствуется, что авторы понимают толк в шутерах. Какие-то развилки всегда оставляют возможность обойти врагов с фланга. Например, линию фронта между фашистами и красными можно пройти практически без единого выстрела, главное найти нужный обходной путь.
Простых коридорных эпизодов, впрочем, тоже хватает с лихвой. Но само действие на таких этапах никак не сбавляет темп, а сюжет развивается лишь быстрее. Перестрелки не менее напряженные, да еще и в опасных темных туннелях нас постоянно ожидают встречи с таинственными проявлениями и существами подземелий. Будут даже стремительные поездки на дрезинах сквозь толпы хищных монстров или прорыв через блокпосты фашистов. Ни минуты на передышку — постоянное действие в кадре.
Артем продвигался между дырок в обвалившемся полу, как вдруг знакомый рык заставил его отпрыгнуть назад. Тотчас же из дырки прямо перед ним выскочило огромное мохнатое существо и кинулось на человека, не обращая внимания на пули, уверенно посылаемые в его тушу. Сильным ударом зверь отбросил человека, и быстро нырнул вниз. Артем поменял магазин и уже мчался в другой конец помещения. Судя по рычанию, существо не отставало. Стоило на миг остановиться, как вновь из одного из провалов а полу появился «библиотекарь» и кинулся на свою жертву. Артем уверенно посылал в цель пулю за пулей, но это, казалось, не могло остановить разъяренного зверя. Перепрыгнув через одну из дырок, человек выхватил револьвер и хотел уж было разрядить его в преследователя, как тот вновь исчез. От тяжелого дыхания маска запотела и яркий свет играл странными бликами на капельках, из-за чего все сливалось перед глазами.
Внезапно зверь напомнил о себе сильным ударом сзади, Артем даже не успел сообразить, откуда появился его враг. Отброшенный в сторону он успел развернуться и всадил все пули из пистолета в нападающего. Их разделяло лишь пару шагов и вновь сильная лапа взвилась вверх для удара, а жуткая морда исказилась оскалом ярости. Но прежде чем заключительный мощный удар обрушился на человека, дробовик выстрелил прямо в пасть чудища. Мохнатое тело дернулось, выгнулось назад и рухнуло. Артем выстрелил еще раз и еще, пока, наконец, не закончились патроны и сердце не перестало бешено биться.
Мир «Метро 2033» жесток к исследователям, но в тоже время и прекрасен. Он дышит жизнью, и игрок действительно познает его, проникая все глубже в центр города. Детализация окружения и скрупулезное отношение к мелочам настолько великолепны, что веришь всему происходящему. Визуальная сторона является неотъемлемой частью общего повествования. По предметам и обустройству быта жителей станции как по книге можно читать историю происходящего. Стеллажи с грибами, загоны для свиней, маленькие комнатки-лачужки между арками со старыми вещами, фотографиями и плакатами на стенам — изучение этой «виртуальной» книги порою так увлекательно, что трудно оторваться, не говоря уже о разговорах за рюмкой в баре, из которых можно узнать последние слухи о невероятных и даже мистических событиях на отдаленных станциях или познакомиться чуть ближе с историей той судьбоносной войны из воспоминаний некоторых очевидцев.
Впрочем, не все так идеально, как могло бы быть. Иногда в виде подгружающихся текстур дает знать о себе консольное наследие (игра разрабатывалась и для Xbox 360). Но это явление не носит массовый характер. Другое дело, что навязчивый motion blur при максимальных настройках качества нельзя отключить. В игре вообще лишь несколько профилей настроек от low до very high — это неудобно и дает мало свободы для тонкой настройки требовательного движка. А с размытием объектов при движении 4A Games явно перестарались. Одно дело, когда человек или монстр бежит, но когда размытие их контуров заметно даже при слабых движениях — это явный перебор. Причем производительность от такого тотального motion blur в динамике заметно падает.
Звук тоже выполнен на должном уровне, но не более того. Звуки окружения и голоса исправно перемещаются вокруг вас, в зависимости от вашего положения в пространстве. Но вот эффектов эха, что было бы характерно для туннелей метро, не заметно. Если бы не общий высокий уровень конечного продукта, то к звуковым эффектам можно было бы и не придираться, а так — извольте.
Можно припомнить и прочие недочеты игры. С балансом оружия тоже не все гладко. Не очень приятно, когда модифицированный револьвер оказывается убойнее автомата. Да и анимацию противников хотелось бы видеть чуть лучше, а то монстры никак не реагируют на попадание пуль. Но, на самом деле, все это несущественные мелочи, которые совершенно не портят общее впечатление.
«Метро 2033» — это в первую очередь интересная история и невероятное атмосферное погружение в мир умирающей человеческой цивилизации, которая ведет борьбу за выживание. Это разрушенный мир сгоревших идей и надежд, мрачный, гнетущий и в то же время очаровательный в своем грубом величии. Апокалипсис в таком его проявлении, которое вам еще не доводилось видеть, приключение, исход которого не ясен до самого финала. И при всем этом, это заодно и отличный шутер с шикарной графикой. Пройти мимо этого проекта просто нельзя, ведь вряд ли кто-то в ближайший год-два сможет создать что-то более атмосферное и зрелищное в этом жанре. И можно лишь позавидовать тем, кто вообще не знаком с одноименной книгой-первоисточником, для них знакомство с «Метро 2033» будет просто незабываемым.
К шуму стихии примешивался другой гул, который становился с каждой секундой все громче. Рев десяток и сотен глоток, пытавшихся перекричать вой ветра, был все ближе и ближе.
— Огонь по моей команде! — крик полковника уже тонул в общем гуле.
— Демоны! — крикнул кто-то, и в тот же миг огромная тень навалилась на бронированный автомобиль, повалила его наземь, и он, переворачиваясь как подброшенный мячик, покатился, сминая всех, попадавшихся на пути.