«ИКТ урок» - ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Больших фонариков 30, средних 20. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: Водоёмы Краснодарского края. Информационные технологии: Основными направлениями использования ИКТ в моей работе являются:
«ИКТ в работе учителя» - Использование информационных технологий в работе учителя начальных классов. «Логические игры для детей».Красочно и интересно, развивает логику.. Проанализировать возможности использования ИКТ в работе учителя начальных классов. Далее я могу рассказать о применении ИКТ в работе учителя начальных классов:
«Информационная компетентность младших школьников» - Электронный образовательный ресурс. Демонстрационные материалы. Внеурочная деятельность. Информационные технологии. Изобразительное искусство. Структура ЦОР. Технология. Окружающий мир. Информационная компетентность. Информационная грамотность. Математика. Формирование информационной компетентности младших школьников.
«Использование ИКТ в начальной школе» - Без новых информационных технологий невозможно представить современную школу. Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи. Грамотное использование возможностей ИКТ в начальной школе соответствует триединой дидактической цели урока:
«ИКТ в начальной школе» - ИКТ в учебном процессе. Внеклассное чтение. «Баба - Яга учится читать». Использование готовых ЦОР. «Математика и конструирование». Мультимедийные презентации. Ресурсы ИКТ, используемые в начальных классах: Направления в использовании ИКТ. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». «Природа и человек».
«Использование интернет-ресурсов» - Возможности использования ресурсов Интернет. В журнале печатаются сказки, рассказы, пьесы, стихи. Возможности использования ресурсов Интернет учителями начальных классов. Учителям начальной школы могут быть полезны и следующие сайты: Региональная коллекция ЦОР http://ims.ocpi.ru – ЦОР, разработанные педагогами Пермского края.
Всего в теме 28 презентаций
М.: 2015. - 88с.
Рабочая тетрадь на печатной основе для
четвертого класса является неотъемлемой частью методического
комплекта по информатике и ИКТ авторов Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой.
В тетрадь включены задания учебника, требующие раскраски рисунков,
заполнения пропусков в блок-схемах, нанесения точек по заданным
координатам в прямоугольной системе координат, заполнения готовых
таблиц. Остальные задания выполняются либо устно, либо в тетради в
клетку. Учителю рекомендуется называть детям номера заданий по
учебнику. Поиск задания в рабочей тетради ученик осуществляет
самостоятельно с помощью таблицы, расположенной в конце тетради.
Формат: pdf
Размер: 1 2,5 Мб
Смотреть, скачать: google.drive ; yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ К ЧАСТИ 1 УЧЕБНИКА
4
ТВОИ УСПЕХИ. ЧАСТЬ 1
Контрольная работа № 1 28
Контрольная работа № 2 31
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. ЧАСТЬ 1 34
ЗАДАНИЯ К ЧАСТИ 2 УЧЕБНИКА 45
ДЕТАЛИ РОБОТА-САДОВНИКА 69
ДЕТАЛИ РОБОТА-ШМЕЛЯ 71
ТВОИ УСПЕХИ. ЧАСТЬ 2
Контрольная работа № 1 73
Контрольная работа № 2 77
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. ЧАСТЬ 2 80
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ 86
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ
Уважаемый ученик! Найди в столбике «№ задания в учебнике» задание, которое задал
учитель. Определи номер задания в рабочей тетради. Открой нужную страницу и
выполни задание. Если в рабочей тетради не хватает места для выполнения задания,
запиши решение в тетради в клетку.
Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
3 КЛАСС
Методическое пособие
Академкнига/Учебник
УДК 004(072.2) ББК 74.263.2 б46
Читая данное методическое пособие, обращайте внимание на значки:- дополнительная информация для учителя;
- только для тех, кто использует на уроках компьютер
с программами компьютерной поддержки учебника;
Только для тех, кто не использует на уроках компьютер.
Бененсон Е.П.
Б46 Информатика и ИКТ [Текст] : 3 кл. : Методическое пособие (Второй год обучения)/Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова - М.: Академ- книга/Учебник, 2012. - 248 с.
ISBN 978 5 94908 823-4
Методическое пособие для учителей по информатике и информаци- онно-коммуникативным технологиям («Информатика и ИКТ») (3 класс) учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» разработано на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) и программы по учебным предметам, с учетом особенностей дидактического обеспечения курса.
Методическое пособие к учебнику информатики для 3 класса содер жит: программу курса для 3 класса, примерный тематический план на каждое полугодие, подробные рекомендации по проведению уроков, комментарий ко всем заданиям учебника, а также приложение с рекомендациями по составлению алгоритмов решения задач из учебников математики для начальной школы.
Пособие рассчитано на учителей начальной школы и преподавателей информатики.
УДК 004(072.2) ББК 74.263.2
ISBN 978 5 94908 823-4
© Бененсон Е.П., Паутова А.Г., 2012 © Оформление. ООО «Издательство «Академкнига/Учебник», 2012
С ОДЕР ЖА НИЕ
6 пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . 6 общая характеристика учебного предмета. . . . . . . 6
место учебного предмета в учебном плане.
ценностные ориентиры содержания образования. . . . 13
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. . . . . . . . 14
система заданий, ориентированных на формирование УУД. . . . . . . . . . . . . . . . 21
материально-техническое обеспечение образовательного процесса. . . . . . . . . . . . . 24
Общие рекомендации и поЯснениЯ . . . . . . . . . 25
Примерное темаТиЧеское планирование первого полугодиЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Примерные планы уроков первого полугодиЯ . . . . 29 Урок 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Урок 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Урок 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Урок 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Урок 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Урок 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Урок 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Урок 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Информатика и ИКТ. 3 класс
Урок 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 91 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 15 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Урок 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
ПоЯснениЯ к дополнительным заданиЯм | |
первой Части уЧебника. . . . . . . . . . | |
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | |
ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ. . . . . . . . . . . . |
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ УРОКОВ ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ. . . . 106 Урок 17 . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Урок 18 . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 Урок 19 . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Урок 20 . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Урок 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Урок 22 . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Урок 23 . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Урок 24 . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Урок 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Урок 26 . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Урок 27 . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Урок 28 . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 Урок 29 . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Урок 30 . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Урок 31 . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Урок 32 . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Урок 33 . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
ПОЯСНЕНИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ВТОРОЙ ЧАСТИ УЧЕБНИКА. . . . . . . . . . . . . . . 186
Приложение Совместное использование уЧебника информатики
длЯ 3 класса и уЧебников математики длЯ наЧальной школы: алгоритмизациЯ
решениЯ задаЧ. . . . . . . . . . . . . . . . . 215 составление алгоритма с ветвлением. . . . . . . . 216
использование метода последовательной детализации. . . . . . . . . . . . . . . . . 221
разработка обобщённых алгоритмов как способ обобщения опыта применения алгоритмов
для решения похожих задач. . . . . . . . . . . . . 233 несколько общих замечаний. . . . . . . . . . . . . 245
П РОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и её свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
- дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
- подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
- Информационная картина мира.
- Компьютер - универсальная машина по обработке информации.
- Алгоритмы и исполнители.
- Объекты и их свойства.
- Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Программа курса «Информатика и ИКТ»
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса «Информатика и ИКТ»: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2 классе следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом её содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач.
Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нём процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают её (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).
В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.
В 3 и 4 классах обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица (3 класс); дерево, гипертекст (4 класс).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
Со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
Поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
Обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Информатика и ИКТ. 3 класс
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3 и 4 классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2 класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики и ИКТ. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В 3 и 4 классах с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Компьютер - универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер - универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на
Программа курса «Информатика и ИКТ»
компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
- представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
- название и назначение основных устройств компьютера;
- представление о двоичном кодировании информации;
- представление о программном управлении компьютером;
- представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2 классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2 классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности.
Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2 и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела «Алгоритмы и исполнители») обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру.
В 4 классе (базируясь на опыте работы с различными программами, который обучающиеся приобрели за время учебы) обсуждается тема «Профессии компьютера». Обсуждаются программы обработки тексто-
Информатика и ИКТ. 3 класс
вой и графической информации, программы решения вычислительных задач и области их применения в жизни. Если в школе отсутствует необходимое оборудование, а ученики не имеют опыта работы на компьютере, обсуждение этой темы проводится с опорой на материал учебника и, при возможности, на экскурсиях в те места, где используются компьютеры (сберкассы, железнодорожные кассы, магазины и т.д.).
В этот же подраздел учебников 2–4 классов включены гигиенические нормы работы за компьютером.
Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. В 3 и 4 классах могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.
Алгоритмы и исполнители
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т.д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
Специальный приз за неоценимый вклад в развитие частного репетиторства (2010 г.).Кандидат технических наук. Долгие годы занималась программированием на разных языках; из тех, которые изучаются сегодня, - на Паскале. Всегда любила возиться с практикантами и молодыми специалистами и многих научила программировать.
С 1992 года моя основная работа - написание учебных пособий для детей по математике и информатике, а также методических пособий для учителей. Проводила занятия с учителями и методистами на курсах повышения квалификации. С удовольствием учу детей (раньше - факультативы и кружки по математике и программированию, последние годы - репетиторство).
Главный девиз по отношению к детям и при создании учебных пособий, и при обучении детей (с него же часто начинаю занятия с учителями) - это слова Максима Горького: «Если труд удовольствие - жизнь хороша» .
Вначале была серия из четырёх тетрадей «Математика для малышей» - для детей с 4 до 8 лет. Тетради издавали много лет. Миллионы малышей готовились по ним к школе или занимались в первом классе.
В то же самое время начала создаваться и издаваться серия из шести книжек-тетрадей для знакомства с геометрией (на наглядном уровне) и развития пространственного воображения. Полагаю, что эти книги интересны и полезны как ученикам начальной школы (первые две вполне доступны второклассникам), так и пяти- шестиклассникам (заниматься по ним могут дети разного возраста и подготовки - с разным темпом прохождения материала, с разной степенью самостоятельности и т.д.).
Затем началась многолетняя работа для начальной школы по развивающей системе Занкова Л.В.
С 2002 г. мы с коллегой придумали комплект учебников по информатике для начальной школы (со второго по четвёртый классы). Очень серьёзная по содержанию, но во многом игровая по форме пропедевтика информатики и информационных технологий с использованием интересного материала из разных предметных областей. С заданиями, развивающими эрудицию и логическое мышление.
Веду репетиторские занятия по математике с двумя категориями учеников:
Характерные черты занятий:
Требования к родителям
Требования к ученику
Веду тренинг репетиторов по математике:
Некоторые из моих книг:
Цены и варианты занятий | |
Длительность занятия |
- // - |
Занятие 90 мин. |
3500 руб. /
90 мин.
кроме подготовки к школе |
Занятие 60 мин. |
2500 руб. / 60 мин. |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. /
ч
(3500/90) |
|
2500 руб. /
ч
вступительные в лицеи, гимназии, математические классы |
|
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. /
ч
по математике |
|
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |
2500 руб. / ч | |