Главная » Обработка грибов » Роль акмеизма в литературе. Акмеисты

Роль акмеизма в литературе. Акмеисты

НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842

между Англией и Китаем о мире, дружбе, торговле и возмещении убытков; завершил англо-китайскую первую опиумную войну; подписан 29. VIII на борту английского военного корабля "Корнваллис" сэром Генри Поттингером от имени Англии и Ци Инем от имени Китая.

Н. д. - первый неравноправный договор, навязанный китайскому правительству иностранной державой силой оружия. Он положил начало т. н. "открытию" Китая для иностранного торгово-экономического и политического проникновения.

Первая половина 19 в. ознаменовалась активным стремлением Англии, а вслед за ней и других держав шире использовать Китай в качестве рынка сбыта для своих товаров. Английская торговля промышленными товарами и особенно её контрабандная торговля опиумом в Китае (ввоз опиума возрос с 2 тыс. ящиков в 1800 до 39 тыс. ящиков в 1837) быстро росла, приводя к катастрофическому отливу серебра из Китая. Китай пытался противодействовать торговой экспансии Англии. Он продолжал упорно отказываться от установления дипломатических и договорных отношений с европейскими державами, неоднократно подтверждал запрещение ввозить опиум, ограничивал иностранную торговлю одним лишь Кантоном и разрешением продавать товары только китайской монопольной купеческой организации Кохонг (см.). Англию не удовлетворяло подобное положение. Желая открыть для своей торговли весь Китай и получить на его территории прочные экономические и стратегические базы, Англия взяла курс на развязывание войны. Ещё в 1834 главнонаблюдающий за английской торговлей в Китае лорд Нэпир заявил, что "купцы Великобритании желают торговать со всем Китаем. Они не успокоятся до тех пор, пока не добьются своей цели".

Поскольку декреты о запрещении опиумной торговли не достигали цели, китайский император назначил в Кантон специального комиссара - Линь Цзэ-сюя, поручив ему ликвидировать опиумную контрабанду. 18. III 1839, вскоре после прибытия в Кантон, Линь Цзэ-сюй потребовал от всех иностранных купцов сдать наличный опиум и дать обязательство, что впредь этот товар не будет ввозиться в Китай. Несмотря на отказ англичан подчиниться, императорский комиссар принудил их сдать принадлежащий им опиум (20 283 ящика) и полностью уничтожил его.

Англия использовала этот инцидент как повод к войне. В сентябре 1839 английские военные суда прибыли в Кантон и 3. XI открыли огонь по китайским джонкам. В ответ Линь Цзэ-сюй объявил о запрещении с 6. XII всякой торговли с англичанами, а также доступа им в китайские воды. 20. II 1840 министр иностранных дел Англии Пальмерстон направил Китаю ультимативную ноту, в которой требовал компенсации за убытки, причинённые английским купцам, гарантии неприкосновенности их личности и собственности в К итае, предоставления в вечную собственность Великобритании нескольких островов (для создания торговых баз) и выплаты контрибуции. В заключение Пальмерстон заявил, что направляет военные силы, которые будут вести "враждебные действия" против Китая до тех пор, пока не будут удовлетворены английские требования. В инструкции капитану Чарльзу Эллиоту, посланному в Китай, предлагалось добиваться ликвидации Кохонга, установления фиксированного таможенного тарифа, открытия для английской торговли ряда новых портов и т. д. Китай отверг требования Англии, после чего в июне 1840 английская военная эскадра прибыла в Макао. 28. VI англичане начали блокаду и бомбардировку Кантона, а затем, распространив военные действия на север, заняли о. Чжоушань, блокировали порты Амой, Нинбо и овладели Дагу (вблизи Пекина). Здесь 11. VIII адмирал Дж. Эллиот (брат капитана Эллиота) предъявил Китаю новый ультиматум. 30. VIII по поручению императора ген.-губернатор Чжилийской провинции Ци Шань начал в Дагу переговоры с Чарльзом Эллиотом, которые завершились в Кантоне подписанием 21. I 1841 выгодного для Англии прелиминарного договора о мире (см. Англокитайский договор 1841). Китайский император не ратифицировал этого унизительного договора, а Ци Шаня разжаловал и арестовал.

В феврале 1841 военные действия возобновились, но вскоре (в мае) вновь были прерваны перемирием, заключённым вследствие капитуляции кантонских властей. Однако английское правительство, считая, что вырванные у Китая уступки недостаточны, заменило Чарльза Эллиота Генри Поттингером и, сконцентрировав новые морские и сухопутные силы в Китае, возобновило военные операции. В 1842 англичанам удалось захватить ряд важных в стратегическом и экономическом отношении пунктов (Амой, Нинбо, Гонконг, Шанхай, и др.). 9. VIII английская эскадра прибыла к Нанкину, где в результате непродолжительных переговоров и был подписан Н. д.

Декларируя безопасность и покровительство английским подданным, находящимся в Китае (ст. 1), Н. д. открывал для английской торговли пять портов: Амой, Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Кантон (ст. 2), в которых англичане получали право учредить свои консульства. Император Китая уступал королеве Великобритании о. Гонконг в вечное владение. Этот остров стал крупнейшей военно-стратегической и торговой базой Англии на Тихом океане. Китай обязался уплатить Англии сумму в 6 млн. долл., как соответствующую стоимости опия, который был уничтожен Линь Цзэ-сюем в Кантоне (ст. 4). Британские купцы получили право торговать "со всякими лицами, с коими они пожелают". Монопольная компания Кохонг упразднялась. Наряду с этим Китай обязан был уплатить Англии 3 млн. долл., якобы "в счёт долга, причитающегося британским подданным от некоторых торговцев Кохонга" (ст. 5), а также 12 млн. долл. в качестве возмещения её военных расходов (всего 21 млн. долл.). Китай также обязывался установить "справедливый регулярный тариф" пошлин на ввозимые и вывозимые англичанами товары, но не свыше 5% их цены. После уплаты англичанами импортных пошлин китайские торговцы могли завозить английские товары в глубь страны с уплатой дополнительного транзитного сбора, который, однако, в договоре не был определён (ст. 10). В связи с этим англичане получили возможность вмешиваться во внутреннюю таможенную систему Китая под предлогом необходимости определения пошлин. Этим они неоднократно пользовались, создавая привилегированное положение для своих товаров на китайском рынке.

В целях гарантии выполнения Китаем постановлений Н. д. ст. 12 устанавливала, что английские войска будут выведены из Нанкина и из некоторых других пунктов после ратификации Н. д. императором и уплаты первого денежного взноса, а с о-вов Гулансу и Чжоушань (Чусан) - лишь после окончания всех денежных платежей и открытия портов для английской торговли. Эвакуировав в соответствующее время свои войска из Нанкина и Гулансу, Англия, однако, затянула эвакуацию о-вов Чжоушань. Эти острова были очищены Англией лишь 4. IV 1846, после подписания Китаем новой конвенции, по которой Англия превратила их в сферу своего влияния.

Не довольствуясь полученными правами и льготами по Н. д., Англия 8. X 1843 вынудила Китай подписать новый договор, дополнительный к Н. д., который давал ей ряд новых привилегий и в частности право экстерриториальности и наибольшего благоприятствования (см. Англо-китайский договор 1843).

Английская победа в первой опиумной войне и подписание Н. д. открыли путь для заключения с Китаем аналогичных кабальных договоров Соединёнными Штатами (3. VII 1844), Францией (октябрь 1844), Бельгией (25. VII1845) и др. Дальнейший шаг по пути превращения Китая в полуколонию был сделан державами в 1856-58, когда они навязали Китаю серию т. н. Тянъцзинских договоров (см.).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842" в других словарях:

    Между Китаем и Великобританией после англо китайской войны 1840 1842. Открывал для британской торговли 5 китайских портов, санкционировал захват Великобританией о. Сянган (Гонконг) и пр. * * * НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842 НАНКИНСКИЙ ДОГОВОР 1842,… … Энциклопедический словарь

    Первый неравноправный договор, навязанный Китаю Великобританией в результате поражения Китая в англо китайской войне 1840 42 (См. Англо китайская война 1840 1842). Был подписан 29 августа на борту английского корабля «Корнуоллис». По Н. д …

    Первый неравноправный договор, навязанный Китаю Англией в результате англо китайской войны 1840 42 (т. н. первой опиумной войны). Предусматривал открытие для англ. торговли 5 кит. портов (Шанхай, Нинбо, Фучжоу, Сямынь, Гуанчжоу), установление… … Советская историческая энциклопедия

    1842 между Китаем и Великобританией после англо китайской войны 1840 42. Открывал для английской торговли 5 китайских портов, санкционировал захват Великобританией о. Сянган (Гонконг) и пр … Большой Энциклопедический словарь

    Комната в нанкинском храме Цзинхай (новодел), представляющая вид места переговоров Нанкинский договор договор, заключенный 29 августа 1842 года между Китаем (… Википедия

    Нанкинский договор и «дополнительный протокол» - 29 августа 1842 г. был подписан Нанкинский мирный англо китайский договор, означавший по существу капитуляцию китайских правителей перед англичанами. В соответствии с договором цинское правительство открыло для английской торговли пять портов… … Всемирная история. Энциклопедия

    Первый неравноправный договор, навязанный США Китаю. Подписан 3 июля в деревне Ванся вблизи Аомыня (Макао). Согласно В. д., США получили в Китае те же привилегии, которых добилась Англия по Нанкинскому договору 1842 (См. Нанкинский… … Большая советская энциклопедия

    Англо китайская война 1840 ‒ 1842, т. н. первая «опиумная» война, агрессивная война Англии против Китая, целью которой было превращение Китая в зависимую от Англии страну. Поводом к разбойничьему нападению в июне 1840 Англии на Китай в районе… … Большая советская энциклопедия

    Между Россией и Китаем об открытии для русской торговли северной Джунгарии был подписан 25. VII в г. Кульдже со стороны России Е. П. Ковалевским, со стороны Китая И Шанем и Бу Янь таем. Возникновение политических и экономических связей России с… … Дипломатический словарь

    Т. н. первая «опиумная» война, агрессивная война Англии против Китая, целью которой было превращение Китая в зависимую от Англии страну. Поводом к разбойничьему нападению в июне 1840 Англии на Китай в районе Гуанчжоу послужило уничтожение … Большая советская энциклопедия

Основные принципы акмеизма - страница №1/1

Основные принципы акмеизма:

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определенное, точное значение;

- предметность и четкость образов, отточенность деталей;

- обращение к человеку, к « подлинности » его чувств;

- поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

- перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, « тоска по мировой культуре ».

Поэты-акмеисты

Ахматова Анна

Гумилев НиколайГородецкий Сергей

Зенкевич Михаил

Иванов Георгий

Кривич Валентин

Лозинский Михаил

Мандельштам Осип

Нарбут Владимир

Шилейко Владимир

Акмеизм (от греч. akme - высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) - одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к « сверхреальному », многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их « земная » поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их « организационная сплоченность ». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов - несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или - как их еще называли - « гиперборейцы » ( по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства « Гиперборей »), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование « Цех поэтов ». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не « обязательным условием » возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева « Наследие символизма и акмеизм » и С. Городецкого « Некоторые течения в современной русской поэзии », опубликованных в журнале « Аполлон » (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: « На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme - высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом ».

С. Городецкий считал, что « символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще ».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама « Утро акмеизма », увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы « Аполлона ».

«Цех поэтов» – основоположники акмеизма

Акмеизм это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов, противостоящее символизму. Программа акмеизма официально была оглашена 19 декабря 1912 года в Петербурге.

Акмеизм преодолевал символистские стремления, проникнутые крайним мистицизмом и индивидуализмом. Символики, недосказанность, таинственность и расплывчатость образов, вызывавшие соответствия и аналогии, символизма сменились четкими и ясными, однозначными и отточенными поэтическими словесными образами.

Руководствуясь реальным взглядом на вещи, акмеизм провозгласил материальность, конкретику, точность и ясность текста, он существенно выделялся среди литературных течений рядом своих особенностей: отдельный подход к каждому предмету и явлению, их художественное преобразование, задействование искусства в облагораживание природы человека, четкость поэтического текста («лирика безупречных слов»), эстетизм, выразительность, однозначность, определенность образов, изображение вещественного мира, земных красот, поэтизация чувств первобытного человека и т.д.

Происхождение термина «акмеизм»

Термин «акмеизм» был представлен Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким в 1912 году как новое литературное направление в противовес символизму.

Название направления за словами Андрея Белого появилось во время дискуссии В. В. Иванова и Н. С. Гумелева, когда Н. С. Гумелев подхватил произнесенные В. В. Ивановым слова «акмеизм» и «адамизм» и назвал ими объединение близких к себе поэтов. Отсюда и другое употребляемое название акмеизма – «адамизм».

В силу спонтанного выбора названия группы, понятие акмеизма не являлось вполне обоснованным, чем были обусловлены сомнения критиков по поводу правомерности термина. Точного определения акмеизму не могли дать как участники движения, среди которых поэт О.Э. Мандельштам, лингвист и литературовед В. М. Жирмунский, так и исследователи русской литературы: Р. Д. Тименчик, Омри Ронен, Н. А. Богомолов, Джон Малмстад и другие. Поэтому количество приверженцев акмеизма варьируется зависимо от того, что вкладывается в содержание этого понятия. К движению обычно относят шестерых поэтов.

Их современники находили и другой смысл термина. К примеру, В. А. Пяст находил его начала в псевдониме Анны Ахматовой, который по-латыни звучит «akmatus», подобно значению греческого «akme» - «край, кончик, острие».

Формирование акмеизма происходило под воздействием творчества «Цеха поэтов», оппозиционной группы «Академии стиха», главными представителями которого являлись создатели акмеизма Николай Гумилев, Сергей Городецкий и Анна Ахматова.

Понятие «акмеизма» мало обосновано в манифестах содружества. Даже главные участники группы не всегда придерживались основных установлений акмеистских манифестов на практике. Но, при всей нечеткости термина, отсутствии его конкретики, «акмеизм» охватывает общие идеи поэтов, провозглашающих материальность, предметность образов, четкость слов.
Акмеизм в литературе

Акмеизм – это литературная школа, состоящая из шести одаренных и разных поэтов, которых в первую очередь объединяла не общая теоретическая программа, а личная дружба, что способствовало их организационной сплоченности. В содружество кроме его создателей Н. С. Гумилева и С. М. Городецкого входили: О. Э. Мандельштам, А. Ахматова, В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич. В группу также пытался вступить В. Г. Иванов, что было оспорено Анной Ахматовой, по словам которой «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». Акмеизм находит свое отражение в теоретических трудах и художественных произведениях писателей: первые два манифесты акмеистов – статьи Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. М. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», были изданы в первом номере журнала «Апполон» в 1913 году, с которого принято считать акмеизм как оформившееся литературное течение, третий манифест – статья О. Э. Мандельштама «Утро акмеизма» (1919 г.), написанный в 1913 году, был опубликован только 6 лет спыстя по причине расхождения взглядов поэта с воззрениями Н. С. Гумилева и С. М. Городецкого.

Стихи акмеистов были изданы после первых манифестов в третьем номере «Апполона» 1913 г. Кроме того, на протяжении 1913-1918 гг. выпускался литературный журнал поэтов-акмеистов «Гиперборей» (отсюда и еще одно название акмеистов – «гиперборейцы»).

Предшественниками акмеизма, творчество которых послужило его основой, Н. С. Гумилев в манифестах называет: Уильяма Шекспира, Франсуа Вийона, Франсуа Рабле и Теофиля Готье. Среди русских имен такими краеугольными камнями были И. Ф. Анненский, В. Я. Брюсов, М. А. Кузьмин.

Указанные в манифестах принципы резко противоречили стихотворному творчеству участников объединения, что привлекало внимание скептиков. Русские поэты-символисты А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. И. Иванов считали акмеистов своими последователями, футуристы воспринимали их как противников, аисменившие их сторонники марксистской идеологии, начиная с Л. Д. Троцкого, называли акмеистов антисоветским течением отчаянной буржуазной литературы. Состав школы акмеизма был крайне смешанный, и взгляды группы акмеистов в лице В. И. Нарбута, М. А. Зенкевича, частично и самого С. М. Городецкого, весомо отличались от поэтического эстетизма поэтов чистого «акмеизма». Это несоответствие поэтических взглядов внутри одного течения подвигло литературоведов на долгие размышления. Не диво, что ни В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич не были участниками второго и третьего профессиональных объединений «Цех поэтов».

Поэты пробовали и раньше покинуть течение, когда в 1913 году В. И. Нарбут предлагал М. А. Зенкевичу уйти из содружества акмеистов и создать отдельную творческую группу из двух человек или присоединиться к кубофутуристам, чьи резкие концепции были ему значительно ближе, чем утонченное эстетство Мандельштама. Ряд литературных исследователей пришли к выводу, что создатель объединения С. М. Гумилев умышленно пытался связать неорганичные творческие идеологии в одном движении для благозвучного многоголосья нового неограниченного направления. Но более вероятным является мнение, что обе стороны акмеизма – поэтико-акмеистскую (Н. С. Гумилев, А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) и материалистически-адамистскую (В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич, С. М. Городецкий) – объединял принцип отклонения от символизма. Акмеизм как литературная школа всесторонне отстаивал свои концепции: противопоставляя себя символизму, он одновременно боролся с неистовым словотворчеством параллельного течения футуризма.

Закат акмеизма


В феврале 1914 года, когда произошел раздор между Н. С. Гумилевым и С. М. Городецким, распалась первая школа овладения поэтическим мастерством «Цех поэтов», происходит падение акмеизма. В следствие этих событий направление подверглось жесткой критике, а Б. А. Садовской и вовсе объявил «конец акмеизма». Тем не менее, поэты этой группы еще долгое время назывались в изданиях акмеистами, да и сами они не перестали относить себя к этому направлению. Унаследовали и негласно продолжили традиции акмеизма четверо учеников и товарищей Н. С. Гумилева, которые часто именуются младшими акмеистами: Г. В. Иванов, Г. В. Адамович, Н. А. Оцуп, И. В. Одоевцева. В работах современников часто встречаются молодые писатели, единомышленники Гумилева, которым присуща идеология «Цеха поэтов».

Акмеизм как литературное течение просуществовал около двух лет, издав 10 номеров журнала «Гиперборей» и несколько книг, оставив бесценное наследие из вечных слов выдающихся поэтов, которые оказали значительное влияние на русское поэтическое творчество ХХ века.

Слово акмеизм произошло от греческого слова acme, что в переводе означает: вершина, пик, высшая точка, расцвет, сила, острие.

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности .

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов — несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты , или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ — в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился — акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus — ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника — сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого — с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть — перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь выступать против могущественных тогда символистов с одними «желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…». В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

«Символизм угасал» — в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Поэты-акмеисты

А. Г. З. И. К. Л. М. Н. Ш.

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта