Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.
Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.
Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:
Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:
Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.
Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:
Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.
Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:
(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.
Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".
После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.
Примеры слов, в которых он выделяется:
Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.
Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.
Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:
В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:
Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:
Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.
Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:
В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.
Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.
Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:
Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.
Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.
В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.
Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.
Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.
Правописание суффиксов и окончаний глаголов
1) Вспомните правила правописания личных окончаний глаголов.
В настоящем и будущем (простом) времени различают два типа спряжения в зависимости от личных окончаний глаголов; чтобы определить тип спряжения, нужно поставить глагол в неопределенную форму и соотнести с типом спряжения (проверять легче, начиная со второго спряжения).
Ко II спряжению относятся все глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, зыбиться, + 11 глаголов на -ать и на -еть: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, зависеть и смотреть.
К I спряжению относятся соответственно все остальные глаголы, т.е. те, которые имеют в неопределенной форме окончания –ать, -оть, -еть (имеются в виду безударные окончания), и исключения из II спряжения (брить, стелить, зиждиться (используются только две формы: зиждется и зиждутся
), зыбиться ).Например: клеить – глагол, оканчивающийся на –ить, – 2 спр., следовательно, ты клеишь; бороться - глагол, оканчивающийся не на – ить, 1 спр., следовательно, они борются; стелить – глагол - исключение из 2 спр., следовательно, 1 спр. – стелющийся; видеть – глагол 2 спр., следовательно, - ты видишь.
Существуют так называемые разноспрягаемые глаголы. Это глаголы брезжить, бежать, хотеть. Ср. он бежит и они бегут; рассвет брезжит и брезжущие перемены. Обратите внимание на формы глагола мучить. Возможны варианты спряжения этого глагола (и по 2-му, и по 1-му спряжению):
Литературные глаголы мерить, домерить, померить и др. спрягаются по II спряжению (мерю, меришь, мерит... мерят), а просторечные глаголы мерять, домерять, померять спрягаются по I спряжению (меряю, меряешь, меряет).
Итак, глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют; глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.
Обратите внимание на глаголы с приставкой вы-; например, выглядеть, выспаться. Определять спряжение этих глаголов следует по бесприставочной форме:
выспаться - проверяем по глаголу спать (II спряжение, окончания находятся под ударением): ты спишь, он спит, они спят; следовательно, ты выспишься, он выспится, они выспятся.
2) Вспомните правописание глагольных суффиксов
Написание суффиксов –ова-/-ева-, -ыва-/-ива- в неопределенной форме и в прошедшем времени глагола вызывает затруднение, т.к. они безударные. Чтобы определить, какой суффикс пишется, нужно поставить глагол в форму настоящего (или простого будущего) времени; если суффикс сохраняется, то пишется –ыва- ; если суффикс выпадает, то - -ова-/-ева- .
Например: разведывать (наст. время - я развед-ыва-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется -ыва- ); обусловливать (наст. время - я обусловл-ива-ю – суффикс сохраняется, следовательно, пишется –ива- ), советовать (наст. время – я совет–у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется -ова- ), потчевать (наст. время - я потч-у-ю – суффикс исчезает, следовательно, пишется –ева-
).От суффиксов –ова- /-ева-; -ыва- /-ива- следует отличать суффикс –ва- . Этот суффикс всегда ударный; ему предшествует гласная корня, которую можно проверить. Например: одолевать – одолеть; успевать – успеть; издавать – издать; обвивать – обвить; обвевать – обвеять, преодолевать – преодолеть.
Написание некоторых глаголов следует запомнить: в них перед ударным суффиксом –ва- пишется –е- ; например: затмевать, увещевать, намереваться
.Написание суффиксов –е
- и –и- определяется переходностью и непереходностью глаголов. Если глаголы обозначают действия непереходные, т.е. выполняются самим субъектом, в самих предметах и не переходят на объект, то пишется –е- ; если глаголы обозначают действия, которые переходят на объект, то пишется –и- . Сравните пары глаголов:обезденеже ть – обезденежи ть (он обезденеже л – остался без денег; большие расходы его обезденежи ли - забрали деньги);
обессиле ть – обессили ть (он обессиле л – остался без сил; работа обессили ла его – забрала силы);
обезводе ть – обезводи ть (участок обезводе л – потерял воду; засуха обезводи ла участок).
3) Правописание глаголов в прошедшем времени.
Вспомните, что написание гласных в корне перед суффиксами в глаголах прошедшего времени не связано со спряжением. Прошедшее время глаголов образуется от основы инфинитива с помощью суффикса л . Соответственно в деепричастиях и действительных причастиях прошедшего времени также сохраняется гласная основы.
Например: видеть – глагол 2 спряжения, в настоящем времени пишется и – ты види шь, но в прошедшем времени сохраняется буква е - ты виде л (от инфинитива видеть + суффикс л ); надея ться – надея лся – надея сь; приумножи ть – приумножи л – приумножи вший; выровня ть – выровня л – выровня вший.
4) Употребление Ь в глаголах
Буква ь пишется в неопределенной форме глагола. Наличие или отсутствие ь в формах глагола следует проверять по вопросу, поставленному к глаголу (если в вопросе есть ь , то и в глаголе пишется ь ). Например: нужно трудиться – глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что делать? - следовательно, пишется ь
; магазин должен открыться - глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопрос что сделать? - следовательно, пишется ь . Обратите внимание, что в глаголах настоящего или будущего времени 3 лица единственного числа ь не пишется. Например: он трудится что делает? – следовательно ь не пишется; магазин скоро откроется – глагол стоит в форме 3 л. ед. числа и отвечает на вопрос что сделает? – следовательно ь не пишется.Сравните
пары словосочетаний: нужно подготовиться – он обязательно подготовится; он хвалится – не нужно хвалиться; ему пора удалиться – он скоро удалится .Обратите внимание, что в безличных глаголах (похожих на форму 3 лица ед. числа настоящего или будущего времени) ь не пишется, например: ему нездоровится; ему приходится много работать
.Буква ь пишется во 2 лице единственного числа настоящего или будущего времени и в повелительном наклонении, например: держишь , организуешь , представишь ся; оставь , прибавь те, присядь те.
В данной статье:
А17 не включает орфограммы с н
- нн
(этой теме посвящено отдельное задание А13).
Но и без них объём материала велик, потому что русский - это язык с развитой суффиксальной системой: суффиксов множество. Грамотному человеку нужно знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов. Однако в КИМах встречаются далеко не все суффиксы. Формулировки заданий предполагают поиск слов либо с буквой е
, либо с буквой и
. Это позволяет существенно сузить круг "нужных" суффиксов. Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Да, потому что, во-первых, это предусмотрено "Обобщённым планом экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку" и, во-вторых, суффиксы существительных с уменьшительно-ласкательным значением встречаются в заданиях.
Предлагаю порядок изложения справочного материала для подготовки не в соответствии с традицией (от существительных к другим частям речи), а по частотности, с которой слова встречаются в КИМах. Итак, порядок таков: глагольные формы (включая причастия и деепричастия), прилагательные, а уж потом существительные (их встретилось не более 10%). Тот, кто претендует на максимально высокий балл, должен дойти с нами до самого конца.
Советую всем внимательно рассматривать примеры. Осознанно выученный пример будет служить образцом для рассуждений по аналогии.
Cуффиксы глаголов
1). Суффиксы - -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-: рисовать, горевать - опаздывать, оценивать
Проверяй! Определи форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени!
Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть сочетания
Внимание:
Данные в скобках фонетические варианты суффиксов встречаются после мягких согласных.
2). Различение суффиксов
-е- + -ва- и -ыва- (-ива-): одолевать, заболевать - оправдывать, успокаивать
Внимание на ударение!
Суффикс -ва- всегда под ударением: одолева´
ть, заболева´
ть.
Перед суффиксом -ва- пиши суффикс -е-.
Суффиксы -ыва-, -ива- безударные: записывать, склеивать, прицеливаться.
Не путай:
В словах типа наливать, распевать буквы и и е в корне.
3). Суффиксы в неопределённой форме глагола:
видеть, красить
Cуффиксы у глаголов 1-го спряжения различны. Суффикс глагольной основы 2-го спряжения -и-.
Внимание:
Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Поэтому, если ты определяешь букву в суффиксе неопределённой формы глагола, смело пиши -е- в глаголах-исключениях на еть с безударной буквой в суффикcе: обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть и производных от них: увидеть, завидеть, обидеться и др. подобных. В остальных словах-исключениях суффикс в ударной позиции.
4). Суффиксы в причастиях и деепричастиях.
Внимание:
В А17 никто не проверяет, знаешь ли ты суффиксы причастий и деепричастий. В причастиях и деепричастиях пропущены гласные основы, от которой образованы данные в заданиях формы.
Примеры из КИМов:
скле...вающий, выдёрг...вая, прицел...вающийся, понаде...вшийся, зачервив...вший, повизг...вая
Следовательно, не стоит отвлекаться на форму причастия и деепричастия, вспоминать их суффиксы. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия.
Скле...вающий - от: склеивать
выдёрг...вая - от выдёргивать
прицел...вающийся - от прицеливаться
понаде...вшийся - от понадеяться
зачервив...вший - от зачервиветь
повизг...вая - от повизгивать
Применять, следовательно, нужно правила, приведённые выше.
Не ошибись:
Типичной ошибкой является смешение глаголов разных видов при восстановлении исходной формы. Например, ошибочно полагать, что причастие склеивающий
образовано от глагола склеить
, прицеливающийся
- от прицелиться
и т.п. Во множестве случаев подобная ошибка приведёт к неправильному определению гласной буквы.
Правильно: Склеивающий
образовано от склеивать
, прицеливающийся
- от прицеливаться
.
Здесь рассматриваются только суффиксы отымённых прилагательных, т.к. именно этот материал относится к теме (отглагольные прилагательные - это слова, в суффиксах которых встречается орфограмма н-нн ). Список суффиксов прилагательных, образованных от имён существительных, не сводится к двум правилам, приведённым ниже, но в тренировочные варианты КИМов включены слова именно на эти правила.
1). Суффиксы -ив-, -ев-, -лив-, -чив-: красивый - боевой, счастливый, доверчивый
Внимание на ударение!
В прилагательных, образованных от существительных:
- под ударением пиши суффикс -ив-: краси´вый
- без ударения - суффикс -ев-: боево´й.
Пиши суффиксы -лив-, -чив- и под ударением: счастли´вый и без ударения: дове´рчивый.
2). Суффиксы -ов-, -оват-, -овит- - -ев-, -еват-, -евит-: деловой, сероватый, ядовитый - речевой, синеватый, боевитый
Внимание на последний согласный корня!
После твёрдых согласных пиши суффиксы -ов-, -оват-, -овит-: деловой, сероватый, ядовитый.
После мягких согласных, шипящих, ч
и ц
пиши суффиксы -ев-, -еват-, -евит-: речевой, синеватый, боевитый.
Суффиксов со значением лица много, но, к счастью, не все они вызывают ошибки при написании слов. Редко кто ошибётся в суффиксах:
Ист-: гандболист, тракторист
-ник-: дорожник, железнодорожник
-навт-: космонавт
-ец-: гонец
-ёр-: комбайнёр
Ошибкоопасные суффиксы: -тель-, а также -чик-, -щик-. Их и стоит повторить.
1). Суффикс
-тель-: учитель
Запомни этот суффикс и всегда пиши его одинаково, с буквой е!
Пиши суффикс -тель- в словах, обозначающих лиц по роду деятельности: учитель, писатель, водитель.
2). Суффиксы
-чик-, -щик-: лётчик, каменщик, асфальтоукладчик
Внимание на последний согласный основы!
После:
Внимание:
Перед суффиксом -чик- буквы к, ц, ч
заменяются на т
: раздат
+-чик- ←раздача
.
Мягкий знак пиши только после л
: кровельщик
, стекольщик
.
В русском языке множество суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться. Ограничимся, правда, суффиксами, в которых пишутся буквы е и и , на которые нас ориентируют КИМы.
1). Суффиксы
-ик-, -ек-: мячик - платочек.
Следи за беглой гласной е при изменении слова!
Если при изменении слова, в нём
2). Cуффиксы
-ец-, -иц-: братец - умница, пальтецо - платьице
Узнай род существительного!
В существительных
3). Суффиксы -ечк-, -ичк-: дочечка, местечко, Ванечка - луковичка
Для слов женского рода определяй производное слово!
В существительных пиши суффикс -ечк-: букашечка, дочечка, местечко, времечко, Ванечка, Сашечка
Не путай:
В существительных женского рода, образованных от существительных с суффиксом -иц-, пиши суффиксы -ич- и -к-:
синичка← синица, пуговичка←пуговица, луковичка←луковица.
4). Суффиксы -оньк-(-еньк-): яблонька - доченька
Определи, какой звук перед суффиксом!
В существительных после
5). Суффикс -к- в сочетаниях инк, енк: серединка, вишенка
Ищи производящую основу!
Если в существительных женского рода c суффиксом -к- производящая основа
Запомни:
10 существительных на мя
:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя
Пиши суффиксы -ен-(-ён-) во всех формах множественного числа, а также в формах родительного, дательного, творительного и предложного падежей в единственном числе.
И в прилагательных, и у каждой части речи сложности написания вызывает определенный набор морфем.
Основное правило гласит, что суффикс –ик- в тех словах, в которых при их склонении сохраняется буква «и».
Суффикс –ек- пишется в тех словах, гласная «е» у которых при их склонении, наоборот, выпадает.
Например: «светильн-ик – светильн –ик-а», «руче-ёк – ручей-к-а».
Основное правило гласит, что в таких суффиксах после букв «ж», «з» – «с», «д» – «т» всегда пишется буква «ч», а в оставшихся случаях – буква «щ». Например: «изво-з-чик», «ле-т-чик», «сва-р-щик».
Используется правило, что в таких случаях под ударением пишется буква «о», без ударения – «е». Например: «нищенка», «книжонка». Исключение – слово «еще».
Существует правило, которое гласит, что –нн- пишется в тех прилагательных, которые были образованы от существительных, основа которых заканчивается на букву «н», или же образованных с помощью суффиксов –онн- или –енн-. Например: «коре-нь – коре-нн-ой», «лимо-н – лимо-нн-ый».
Одна –н- пишется в следующих суффиксах: –ин-, -ан-, -ян- («ветреный», «земляной»), кроме слов « », «оловянный» и «деревянный».
В кратких прилагательных всегда используется столько букв «н», сколько их было в , от которого было образовано прилагательное.
Суффикс –к- пишется в прилагательных, которые имеют краткую форму и (или) были образованы от некоторых форм существительных, имеющих основу, которая оканчивается на буквы «к», «ч», «ц». В оставшихся случаях всегда пишется суффикс -ск-.
Если глагол, использующийся в настоящем и (или) будущем временах, имеет окончание на –ываю или –иваю, то в прошедшем времени или неопределенной форме пишется суффикс –ыва- или –ива-. И, наоборот, если заканчивается на –ую или –юю, то используется суффикс «–ова-» или «–ева-». Например, «закр-ывают – закр-ыва-ть», «к-ую – к-ова-ть».
Две –нн- пишутся отглагольных прилагательных и в полных страдательных причастиях в тех случаях, если они имеют приставку (кроме приставки не-), если они были образованы от глаголов с суффиксами –ова- или –ева-, к ним также относятся различные зависимые слова, если они при этом были образованы от глаголов совершенного вида.
Одна –н- пишется в случае, если слово было образовано от глагола, имеющего несовершенный вид. Также одна –н- будет писаться в суффиксах кратких страдательных причастий.
Буква «е» пишется в суффиксах тех причастий (прилагательных), которые были образованы от глаголов на –ить, -еть. Буквы «а», «я» пишутся, если они были образованы от глаголов, оканчивающихся на –ать, -ять.
Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
Цели урока:
Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);
Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.
Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.
Х о ду р о к а.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»
Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
Осенний ---осеньвидел ---- видеть
Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.
Какая приставка поможет ученику завершить действие?
Учил -----выучил
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.
Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»
Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
докладЫВАЮ – докладЫВАть
горЮЮ – горЕВАть
командУЮ – командОВАть
настаИВАЮ – настаИВАть
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)
Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:
рассказЫВАю
рассказЫВАешь
рассказЫВАет
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
командОВАть
командУю
командУешь
командУет
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.
4. Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму.
1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)
Его усиленно угощали (потчевали – потчую )
Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )
Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )
Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать
2.Слайд « Фразеологическая пауза».
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:
Подливать масла в огоньусердствовать
Набрать в рот водыподзадоривать
Из кожи вон лезтьбезмолвствовать
5. Промежуточный контроль
Слайд «Самостоятельная работа»
Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.
1. –ыва-оправд..вать – атак..вать
2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать
3. –ова-лакир..вать – испыт..вать
4. –ова-доклад..вать – исслед..вать
5. –ова-запис..вать – чувств..вать
6. –ова-негод..вать – откус..вать
7. –ыва-действ..вать – образов..вать
Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку
Слад «Проверь себя» (самопроверка)
о правдывать
т оржествовать
л акировать
и сследовать
ч увствовать
н егодовать
о бразовывать
Разбираем допущенные ошибки.
6. Слайд «Самостоятельная работа»
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.
Самопроверка по слайду:
ООЕ
ИЫЫ
ЫИЫ
ЫОИ
ИЕЕ
7. Подведение итога урока.
Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:
[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)
8. Домашнее задание (на карточках)
1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
Команда -_______________________
расход - ________________________
Зависть - _______________________
участие - _______________________
Горе - __________________________
сочу..ствие - ____________________
2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
обвинять- __________________________
копить - _____________________________
печалиться - _________________________
молчать - ____________________________
3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.
торжественно идти - __________________________
покрывать лаком - ____________________________
быть шефом - _______________________________
принимать участие - _________________________
ездить по новым местам - __________________________
проводить расследование - _________________________
посылать телеграмму -____________________________
дать совет -___________________________