Главная » Обработка грибов » Суздальские и суздальско-нижегородские князья. Суздальско-нижегородский князь константин васильевич Князь суздальский

Суздальские и суздальско-нижегородские князья. Суздальско-нижегородский князь константин васильевич Князь суздальский

Константин Васильевич (ум. в 1355 г.) - князь суздальский (1332-1355).

Сын Василия Андреевича, внук Андрея Ярославича и внучатый племянник Александра Невского. Начал править Суздальским княжеством после смерти своего бездетного брата Александра Васильевича, князя Суздальского в 1309-1331 годы и великого князя Владимирского в 1328-1331 годы.

Впервые начинает участвовать в усобицах и проводить активную политику с 1339 года, когда Смоленский князь восстал против Орды, вступив в союз с Гедимином. Против Ивана Александровича Смоленского выступило татарское войско под руководством Товлубия, а также ряд русских князей, в том числе, как указывает Никоновская летопись, в составе московской рати и Константин Васильевич.

После смерти Ивана Калиты Узбек-хан в 1341 году отдал в подчинение Константину Васильевичу низовские города: Нижний Новгород, Городец и Унжу, однако, надлежавшее ему по праву старшинства великое княжение он так и не получил. После он посещал Орду и в 1342 году, задабривая хана Чанибека, и в 1344 году вместе с остальными русскими князьями. В 1350 году Константин Васильевич переносит столицу из теряющего своё былое значение Суздаля в активно развивающийся Нижний Новгород. В том же году, по просьбе Константина Васильевича константинопольский патриарх поставил суздальским епископом Иоанна, а также заложил в новой столице Храм Боголепного Преображения, куда из Суздаля был перенесен образ Спаса. Так было образовано Нижегородско-Суздальское великое княжество.

В 1353 году, после смерти Семена Ивановича, Константин попытался оспорить право на великое княжение у Ивана Красного, заручившись поддержкой новгородцев, но хан оставил ярлык у Москвы. Лишь перед своей смертью Константин признал право Ивана Красного на великокняжеский престол.

При его правлении активно осваивались южные и юго-восточные границы княжества, в том числе бассейн реки Кудьмы и правобережье Оки. Заселение новых земель шло мирно, переселенцы были вольны селится везде, где они хотели. Восточная граница княжества расширилась до реки Сундовик.

Время правления Константина - начало эпохи наибольшего расцвета влияния Суздальско-Нижегородского княжества, которое встало в один ряд с Московским и Тверским. Константин сблизился с Литвой, женил своего сына Бориса на дочери князя Ольгерда Агриппине.

Семья

У Константина было два брака: с некими Анной Васильевной и Еленой. Имел пятерых детей (но кто из них родился от какой жены - доподлинно неизвестно):

  • Андрей (ум. в 1365) - великий князь Суздальско-Нижегородский (1355-1365).
  • Дмитрий (1322-1383) - князь Суздальский с 1356, великий князь Суздальско-Нижегородский с 1365. В 1360-1362 - формальный глава русских княжеств (великий князь Владимирский).
  • Борис - князь городецко-суздальский
  • Дмитрий Ноготь - безудельный князь
  • Евдокия (ум. 1404) - супруга Михаила Александровича, князя Тверского
  • Антонида - супруга Андрея Федоровича Ростовского.

Литература

  • Сербов Н. Суздальские и Суздальско-Нижегородские удельные князья // Русский биографический словарь: в 25 томах. - СПб.-М., 1896-1918.
  • Экземплярский А. В. Константин Васильевич, сын Василия Андреевича // Русский биографический словарь: в 25 томах. - СПб.-М., 1896-1918.
Учебник русской истории Платонов Сергей Федорович

§ 31. Первые суздальские князья

Если не считать Владимира Мономаха, бывавшего лишь наездом в своем Суздальском владении, то первым князем Суздальским следует назвать Мономахова сына Юрия Долгорукого . Он смолоду жил в Суздале и много положил труда на устройство своего княжества. Но он принадлежал еще к тому поколению князей, для которых главные интересы были связаны с Киевом. Когда для Юрия явилась надежда получить великое княжение в Киеве, он обратил все свое внимание на юг, принял участие в усобицах южных князей и, добившись успеха, в 1154 г. переехал в Киев, где и умер в 1157 г. Свою далекую лесную вотчину, в которой он поставил много городов, он променял, таким образом, на беспокойный Киев.

Не таков был его сын Андрей Юрьевич Боголюбский . Вместе с отцом он хозяйничал на севере и вместе с отцом воевал на юге. Когда Юрий завладел Киевом и основался в нем, он посадил Андрея вблизи от себя, в Вышгороде (верстах в 15 от Киева вверх по Днепру). Но Андрей не имел намерения долго оставаться на юге. Вопреки желанию отца, он ушел в Суздальскую землю и поселился в своем городе Владимире на Клязьме, который давно был дан ему отцом. Когда же Юрий умер (1157), то ростовцы и суздальцы приняли к себе князем именно Андрея, мимо его братьев. Таким образом, Андрей соединил в своих руках всю Суздальскую область. Но он не оставил своего маленького Владимира и не перешел в старшие города. Желая быть «самовластцем» в Суздальской земле, он прогнал оттуда своих братьев, разогнал от себя наиболее самостоятельных и строптивых бояр и поставил себя независимо от городских вечевых собраний. Веча бывали «по старине» в старых городах Ростове и Суздале; поэтому-то Андрей и не хотел жить там. Живя в своем собственном Владимире или вблизи от него, в селе Боголюбове (от которого происходит его прозвище), Андрей чувствовал себя полным хозяином и властвовал нераздельно. Для того, чтобы поднять значение Владимира, бывшего простым «пригородом» Ростовским, Андрей принимал особые меры. Он обстроил, расширил и укрепил город; не жалея средств, он создал в нем несколько изящных каменных храмов, по тому времени богатых и обширных. Из этих храмов в особенности замечателен Успенский собор. Он стал главною святынею Владимира и всей Суздальской Руси, в особенности с той поры, как Андрей поместил в нем чудотворную икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукою. Андрей вывез эту икону из Вышгорода, когда переселился на север; позднее (1395) она была помещена в Московском Успенском соборе, где находится и ныне (§ 45).

Достигнув своей цели на севере и став полновластным государем в Суздальской области, Андрей желал влиять на дела киевские и новгородские и стремился к преобладанию во всей Русской земле. В Новгороде он хотел держать князей, от него зависимых, и по большей части успевал в этом. Новгородцы не один раз восставали против Андрея и его подручников; в 1170 г. они успели нанести решительное поражение войскам Андрея, прогнав их от Новгорода и набрав столько пленных, что продавали их за мелкую монету. Но в конце концов Суздальский князь одолел новгородцев, так как, кроме военной силы, в его руках находилось действительное средство против Новгорода: Андрей закрывал границы своей земли для новгородских купцов и не допускал подвоза к Новгороду хлеба из Поволжья. Доведенные до голода, новгородцы поневоле искали мира с Андреем и мирились «на всей воле» великого князя. Андрей желал властвовать и в Киеве. Когда на Киевском княжении сел его племянник Мстислав Изяславич (§ 18), Андрей послал против него войско, которое и овладело Киевом (1169). Два дня суздальцы грабили и жгли стольный город, после чего Андрей, не приехав сам в Киев, отдал его одному из своих младших братьев. Живя у себя во Владимире, он, однако, носил имя великого князя и требовал повиновения себе от южных князей, против же ослушников посылал свои войска. Так окраинный Суздальский князь распространил свое влияние на все Русские области.

Властолюбивый и деспотичный, Андрей Боголюбский представлял собою новый тип князя, стремившегося к единовластью не только в своей семейной вотчине, но и во всей Русской земле. Все те, кто стоял за старые, привычные порядки, не любили Андрея; напротив, люди, понимавшие преимущества единодержавного строя, видели в Андрее идеал государя. Оба взгляда на него - и враждебный, и сочувственный - отразились в летописях, в которых мы читаем похвалы Андрею рядом с осуждением. Властный характер Андрея был, однако, так тяжел для окружавших его, что в 1175 г. собственная дворня убила Андрея в его любимом селе Боголюбове и разграбила его дворец.

После смерти Андрея в его земле произошла усобица. У Андрея не было сыновей. Старшие города Ростов и Суздаль призвали его племянников, а младшие Владимир и Переяславль - его братьев. Между князьями началась борьба, в которой приняли живое участие и горожане. Старшие города были побеждены; город Владимир окончательно получил первенство в Суздальской области, и в нем укрепился призванный владимирцами князь Всеволод, младший брат Андрея (прозванный «Большим Гнездом»). Княжение Всеволода Юрьевича (1176–1212) было временем расцвета Суздальского княжества. Старейшинство Всеволода было признано во всех краях Русской земли. Новгородцы были во всей воле Суздальского великого князя; он распоряжался и Киевом, потому что, как говорится в летописи, «положила на нем старейшинство вся братия во Владимирове племени»; даже далекие галичские князья искали у него поддержки. О его могуществе в «Слове о полку Игореве» поэтично сказано, что Всеволод может «раскропить Волгу веслами, а Дон шлемами вылить»: так много у него рати.

Еще при жизни Всеволода начались несогласия в его семье. Старший сын великого князя Константин навлек на себя гнев Всеволода тем, что хотел возвратить старому Ростову старшинство пред новым Владимиром и говорил отцу: «дай мне Владимир к Ростову». Всеволод собрал у себя на совет духовенство и дружину и торжественно лишил Константина старшинства, оставив после себя великое княжение второму сыну - Юрию. Константин не примирился со своим подчиненным положением и при первом же удобном случае попытался вернуть себе старейшинство. Он воспользовался враждою Новгорода к его братьям и соединился с новгородцами. Следуя примеру Всеволода, великий князь Юрий и его младшие братья (Ярослав и Святослав) желали держать Новгород в безусловном подчинении и озлобили новгородцев. Те обратились к одному из Монамаховичей старшей линии, Мстиславу Мстиславичу Удалому. Удалой пришел в Новгород из своего Торопца и повел новгородцев на суздальских князей в самую Суздальскую землю. С Мстиславом-то и соединился Константин против своих родных братьев. Решительная битва между противниками произошла недалеко от Владимира, на речке Липице (1216). Победили новгородцы с Мстиславом и Константином. Юрий убежал с поля битвы, отказался от великого княжения и отдал Владимир Константину; Новгород же вышел из зависимости от суздальских князей. С этой поры в Суздальской области не стало единодержавной власти. Область разделилась на несколько княжений; великий князь сидел во Владимире, а его братья и племянники сидели в других городах и мало зависели от великого князя. Великое княжение потомки Всеволода наследовали по родовому порядку: брат после брата, племянник после дяди. Отличие Суздальской Руси от древней Киевской состояло только в том, что в городах не было вечевого устройства и князья были полными хозяевами в своих «уделах» - так стали называться их владения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия [антология] автора Акунин Борис

Первые киевские князья Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи о первых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русского государства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно к половине IX в. внешние

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Первые русские князья Когда мы говорим о «первых князьях», то всегда подразумеваем Киевское княжение. Ибо по заверению «Повести временных лет» у многих племен восточных славян были свои князья. Но Киев, столица полян, стал и главным городом формирующегося

Из книги Исторические портреты автора

автора Ключевский Василий Осипович

Первые князья Олег варяжский (879–912 годы) Итак, со второй половины IX века на землях восточных славян складывается Киевское княжество, во главе которого стоит сам князь и его военная сила, представленные не туземным населением, а пришлым варяжским элементом. То есть это

автора Платонов Сергей Федорович

§ 38. Первые литовские князья Как мы видели (§§ 35, 37), литовские племена под натиском немцев в XIII в. стали стремиться к объединению и группировались около своих и русских князей для того, чтобы дать отпор завоевателям. Разрозненная до тех пор литва стала складываться в

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 43. Первые московские князья Великий князь Иван Калита и его ближайшие преемники. О деятельности великого князя Ивана Даниловича Калиты известно немного. Но то, что известно, говорит о его уме и таланте. Сел он на великом княжении, - и, по словам летописца, «бысть оттоле

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Первые князья Легенда о призвании князей (862 год) «В год 6360 (852), индикта 15,– сообщает «Начальная летопись», – когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

Первые киевские князья Если бы первые киевские князья были сведущи в нашей современной теории государственного строительства, они, несомненно, окрылились бы ее высокими целями и идеалами. Но, к величайшему сожалению, они не знали этой теории. И потому были бы весьма

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

ЧАСТЬ ПЯТАЯ ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель,

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

13. Москва и первые московские князья Москва. На холме, где теперь стоит Кремль, в начале XII века был поселок Москва. Впервые в летописи Москва упоминается в 1147 году. В 1156 году она была обнесена деревянной стеной.Татаро-монголы хана Батыя сожгли Москву и деревянные стены её

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Первые князья Киевской земли Выше уже упоминалось об Аскольде, Олеге (Хельг), Игоре. Хронология правления Олега, скорее всего не принадлежавшего к династии Рюриковичей, заставляет предполагать, что за 33-летний период существовали два Олега.Прежде всего отметим, что

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.1.3. Первые московские князья (Даниил, Иван Калита, Симеон Гордый, Иван Красный) Возвышение Московского княжества началось с… кобылы. Кобыла дьякона Дудко, «млада и зело тучна», мирно пила воду из Волги, которая протекает через Тверь. Татарские воины, сопровождавшие посла

Из книги Общедоступные чтения о русской истории автора Соловьев Сергей Михайлович

ЧТЕНИЕ I О том, откуда пошла Русская земля и кто были в ней первые князья По двум частям света, по Европе и Азии, идут русские земли: в Европе они занимают почти всю восточную ее часть, и вы видите, как все остальные государства европейские, даже иные большие, например

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Первые Киевские князья Мы старались рассмотреть факт, скрытый в рассказе Начальной летописи о первых киевских князьях, который можно было бы признать началом Русского государства. Мы нашли, что сущность этого факта такова: приблизительно к половине IX в. внешние и

Суздальско-нижегородский князь Константин Васильевич

Несмотря на все тяготы и бедствия татаро-монгольских набегов, удельный город Суздаль на короткое время занял в этот период более выдающееся положение. Московские князья после смерти Ивана Калиты еще не были сильны настолько, чтобы захватать под свою власть этот удел. Однако зависимость от Москвы сильно тяготила Суздаль, и город начал борьбу за свою самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич: "Он княжил честно и грозно, оберегая свою отчизну от сильных князей и от татар". Чтобы отдалиться от все возрастающих притязаний Москвы, города Нижний Новгород и Городец на Волге образовали отдельное самостоятельное княжество, и в 1350 году князь Константин Васильевич даже перенес столицу из Суздаля в Нижний Новгород - подальше от Москвы.

В Нижнем Новгороде князь начинает широко осваивать земли, с его именем связано и каменное строительство в самом городе, в частности, возведение каменного собора. Границы Суздальско-Нижегородского княжества охватывали все Поволжье до Юрьевца на севере и реки Сузы на юге, проходили по реке Клязьме, захватывая северную часть бывшего Вязниковского уезда, а также занимали Суздальский и Шуйский уезды. Кроме Суздаля и Нижнего Новгорода в состав княжества входили и такие города, как Городец, Бережец, Юрьевец и Шуя.

В княжение Константина Васильевича в Суздале свирепствовала страшная моровая язва, вошедшая в историю под названием "черная смерть"; заболевший человек начинал плевать кровью и через два-три дня умирал в мучениях. Летописцы того времени сообщали: "Нельзя изобразить зрелища столь жестокого; юноши и старцы, супруг, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали целые семейства". Не хватало времени для погребения умерших, и страшные, обезображенные трупы подолгу валялись на улицах.

"Черная смерть" и меч татарский истребили большую часть городских жителей. Торговля суздальцев с болгарами, которые доставляли сюда хлеб в случае неурожая и ремесленные товары с Востока, прекратилась. Каменное строительство в Суздале надолго замирает, а от деревянных построек XIII–XV веков не сохранилось никакого следа.

Город все время оставался вотчиной князя Константина Васильевича, у которого было четверо сыновей - Андрей, Дмитрий, Борис и еще один Дмитрий (по прозвищу Ноготь). Став после смерти отца главой Суздальско-Нижегородского княжества, Андрей Константинович дал своим братьям Дмитрию (Фоме) и Борису уделы. Дмитрий Константинович (старший) получил в удел Суздаль.

В 1359 году скончался великий князь московский Иоанн II Красный (сын Ивана Калиты), наследником которого стал его старший сын Дмитрий Иванович (будущий Донской). Воспользовавшись малолетством великого князя московского, суздальский князь Дмитрий Константинович вместе с братом Андреем ездил в Орду, поднес хану Наврусу богатые дары и получил от него ярлык и на великое княжение Владимирское. Современники увидели в этом несправедливость, так как уже привыкли видеть московских князей великими князьями.

Князь Дмитрий Константинович торжественно въехал во Владимир, принял благословение от митрополита Московского Алексия и сделался великим князем. Новгородцы охотно подчинились его наместникам, однако московские бояре решили вступиться за права своего малолетнего князя. Московские войска под предводительством юного Дмитрия Ивановича пошли к Владимиру, князь Дмитрий Константинович бежал без всякого сопротивления в Суздаль и вновь стал княжить в наследственном уделе. Он все еще оставался независимым…

Князь Дмитрий Константинович и в другой раз объявил себя великим князем и взял себе Владимир. И тогда выступивший с полками московскими князь Дмитрий Иванович выгнал его из Владимира и осадил в самом Суздале. Город не мог долго сопротивляться, да и зачем было проливать кровь русскую? Что мог сделать князь Дмитрий Константинович против могущественного князя Московского? Он вынужден был покориться, и ему даже позволили властвовать, но уже как присягнувшему Москве. Так рушилась более чем вековая независимость Суздаля.

В 1365 году скончался нижегородский князь Андрей Константинович (старший из сыновей суздальского князя Константина Васильевича), и между младшими братьями - Борисом и Дмитрием Константиновичами - разгорелась борьба за Нижний Новгород. Великий князь московский Дмитрий Иванович выступил на стороне Дмитрия Константиновича; чтобы примирить братьев, в город приезжал и преподобный Сергий Радонежский, но те не захотели примирения. После этого московский князь дал Дмитрию Константиновичу войско, при виде которого князь Борис Константинович уступил Нижний Новгород брату, а сам ушел в Городец.

После смерти князя Дмитрия Константиновича его сыновья Симеон и Василий по прозвищу Кирдяпа отправились в Орду. Хан Тохтамыш отдал Нижний Новгород их дяде князю Борису Константиновичу, Суздаль - князю Симеону Дмитриевичу, а Василия Кирдяпу оставил у себя заложником. Тот находился в Орде вплоть до 1388 года, а потом, умилостивив хана, выпросился на родину и получил себе в удел Городец, хотя все права имел на Суздаль. Не довольствуясь доставшимся ему уделом, он отнял Нижний Новгород у дяди своего Бориса Константиновича, но уже в 1390 году вынужден был возвратить город, потому что к этому времени умер его верный союзник московский князь Дмитрий Донской.

На великокняжеский престол взошел Василий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), сумевший навсегда присоединить к Московскому княжеству и Городец, и Нижний Новгород, и Суздаль. Однако нижегородский князь Борис Константинович в 1391 году поехал в Орду, где его благосклонно встретил хан Тохтамыш. Вернувшись на родину с ханской грамотой, он послал бояр своих в Нижний Новгород, но новгородцы сами выдали своего князя, а приверженцев его разослали в заточение по разным городам. В следующем году великий московский князь Василий I Дмитриевич через предательство нижегородского вельможи Румянца и за огромную сумму золотом и серебром купил в Орде ярлык, завладел Нижним Новгородом и Суздалем и присоединил их к Московскому княжеству. "Князя Бориса Константиновича, - сказано в Никоновской летописи, - и с женою его и с детьми и доброхотов его повеле великий князь по градам развести и веригы железными связати".

На рубеже XIV–XV веков Суздаль в какой-то мере все еще сохранял свою самостоятельность. После князя Бориса Константиновича там княжил его сын Даниил, который одно время был князем в Нижнем Новгороде и во Владимире. Он долгое время боролся против московских князей, а в Суздале в это время княжили сыновья Василия Кирдяпы, которые примирились с великим князем московским и с его разрешения владели своей вотчиной. Однако двое из них - Иоанн и Даниил - отступили от московского князя и одно время действовали против него.

После падения Суздальско-Нижегородского княжества Суздаль окончательно теряет свою самостоятельность и то политическое значение, какое имел в самостоятельном удельном княжении как столица своих князей. В город был направлен наместник, и, по словам летописи, московские князья "взяли наконец свою волю над суздальскими князьями". Великий князь Московский Василий Дмитриевич был в Нижнем Новгороде, учредил правление в Нижегородской, Суздальской и Городецкой областях и поставил в них наместником Дмитрия Александровича Всеволожу.

К тому же город оказался в стороне от важных торговых путей, однако он оставался крупным религиозным центром, и к святыням Суздаля, к открываемым мощам местночтимых святых угодников Божиих стекались тысячи паломников и богомольцев. До окончательного подчинения Московскому государству Суздаль был еще многолюдным и богатейшим городом, а жители его, по словам летописей, славились "досужеством в художестве и промыслах". У Н.М. Карамзина в "Истории Государства Российского" об этом сказано следующее: "Так рушилось, со своими уделами, княжество Суздальское, коего именем долго называлась Держава, основанная Андреем Боголюбским, или все области северо-восточной России, между пределами Новгородскими, Смоленскими, Черниговскими и Рязанскими".

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

Михаил Васильевич Ломоносов Одним из зачинателей русской классической поэзии нового времени по достоинству признан Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Среди многочисленных и разнообразных проявлений его гения не последнее место занимает и поэзия. И при знакомстве с

Из книги Повесть о житии Михаила Клопского автора Автор неизвестен

Алексей Васильевич Кольцов Алексея Васильевича Кольцова (1809–1842) историки русской литературы не причисляют, кажется, к поэтам духовным, религиозным. Иные современники скорее склонны были укорять его даже в безбожии. Но в чем же виделось это «безбожие»? В том, что поэт как

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Виктор Васильевич Афанасьев Виктор Васильевич Афанасьев (р. 1932) начинал свой путь в литературе как поэт мирского, душевного мировосприятия.И вот оказалось - всё прежде созданное, написанное было лишь приуготовлением к творчеству иного рода. С начала 90-х годов стали

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Чудо третье о Михайле. Как узнал его князь Константин. Вскоре после этого, на Преображение господне, приехал князь Константин Дмитриевич со своей княгиней, чтобы причаститься и монастырь накормить. И за обедом заставили старца читать Книгу Иова праведного. И князь,

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Константин, грузинский князь, святой мученик Константин происходил из знатной грузинской фамилии, в верхней Карталинии владевшей огромными имениями, унаследованными от предков. Он прославился в своей стране щедростью ко всем бедным, покровительствовал церквам и

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Константин, благоверный князь и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Благоверный великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы

Из книги Святые и порочные автора Войцеховский Збигнев

Благоверный князь Константин (+ 1129) и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы Память их празднуется 21 мая соборно, 23 июня вместе с Соборам Владимирских святыхГород Муром принадлежал Черниговскому княжеству, но князья не жили там, потому что жители его упорно

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

9. Иоаким, архиепископ Нижегородский Преосвященный Иоаким, сын причетника Киевской епархии, в мире именовался Иоанном Иоакимовичем Левицким, родился в 1853 г. Высшее образование получил в Киевской духовной академии. В 1879 г. был назначен преподавателем в Рижскую духовную

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Князь Константин Муромский Среди русских святых блаженный князь Константин и сыновья его Михаил и Федор занимают особое место в ряду мучеников, отдавших жизнь за веру.Князь Константин Муромский был потомком крестителя Руси – великого князя Киевского Владимира

Из книги автора

Семья Ярослава Мудрого. Св. Великая княгиня Анна и св. Князь Владимир новгородские. Преп. Никола Святоша, князь Черниговский Преемник и сын Владимира святого, Ярослав Мудрый, славен был благочестием и был поборником духовного просвещения. Он высоко поставил русское имя.В

Из книги автора

Св. Князь Константин Муромский. Мученическая кончина святого великого князя Игоря Просветитель страны Муромской, св. благоверный князь Константин, был сыном князя черниговского, в удел которого входил и Муром. Эта страна была населена грубым и диким финским племенем,

Из книги автора

Суздальско-Владимирское княжество, как предтеча Москвы. Его создатель св. Андрей Боголюбский. Сыновья его. Свв. Глеб и Изяслав Те примеры миролюбия, которые явили Владимир Мономах, святые Мстислав, Всеволод, Ростислав; такие ужасные жертвы междоусобий, как св. Игорь;

Из книги автора

Св. Петр и Феврония муромские. Великий князь Константин Всеволодович Полна необыкновенных обстоятельств была жизнь святых супругов князей муромских.Младший брат удельного князя муромского, Давид, в молодых летах тяжело заболел: все его тело покрылось струпьями. В той

Из книги автора

КОНСТАНТИН Святославич, благоверный князь, Муромский чудотворец Ярослав Святославич, внук Ярослава I, родоначальник князей Рязанских, Муромских и Пронских, оставил трех сыновей: Ростислава, Святослава и Юрия. Святослав скончался 1145 г., оставив сына Владимира, который

Из книги автора

КОНСТАНТИН Феодорович, святый благоверный князь Ярославский сын Феодора Черного (см. Феодор Черный, святый благоверный

Из книги автора

КОНСТАНТИН Всеволодович, благоверный князь Ярославский (см. Василий

Дмитрий Константинович Суздальский и Нижегородский - представитель династии Рюриковичей, оспаривавший во второй половине XIV века право московского дома Рюриковичей на великое владимирское княжение.

В длинном ряду великих владимирских князей есть фигуры значимые и хорошо известные, а есть те, которые пытаясь переломить ход исторического процесса в свою пользу, все же не преуспели и так и остались персонажами второго ряда в этом историческом спектакле. К числу последних относится князь Дмитрий Константинович Суздальский - представитель младшей ветви потомков князя Ярослава Всеволодовича.

Дмитрий Константинович прожил длинную, по меркам средневековья, жизнь - 61 год. Он родился в в 1322 году. С ним связан интересный феномен «прямого имени» или «двуименности», достаточно широко распространенный в то время. Он состоит в том, что первым, прямым или крестильным являлось то имя, которым нарекался младенец в честь святого, в день памяти которого он родился. Кроме него ребенок получал еще основное имя, под которым его знали современники. И, наконец, могло быть третье имя - иноческое, связанное с принятием монашества перед смертью. Князь Суздальский имел все три имени: при крещении он был наречен Фомой, в истории он известен как Дмитрий, а перед смертью получил монашеское имя Феодор.

Кроме того, Дмитрий Константинович Суздальский также известен в истории как Старший, поскольку у него был брат - полный тезка, имевший прозвище Ноготь и не владевший никаким уделом.

Дмитрий Константинович принадлежит к линии Рюриковичей, идущей от младшего брата князя Андрея Ярославовича, который после возвращения на Русь получил в удел , и в 1256 году - Суздаль. После его смерти в 1264 году во владении у потомков Андрея остался только Суздаль. Отцу Дмитрия Константиновича князю Константину Васильевичу удалось вернуть права на Нижний Новгород, куда была перенесена столица нового Нижегородско-Суздальского княжества, выделенного из территории Владимирского княжества. Важно, что Константин Васильевич первым из представителей этой ветви Рюриковичей включился в борьбу за великокняжеский стол в 1353 году после смерти от чумы московского князя . Великим князем тогда стал один из Калитичей - , но Константин Васильевич признал его власть только перед своей смертью в 1355 году. В течение следующих 10 лет Нижегородско-Суздальским княжеством управлял его старший сын Андрей Константинович, Дмитрий же имел в нем только Суздальский удел. Только после смерти старшего брата Дмитрий Константинович наконец-то получил всю полноту власти в Нижегородско-Суздальском княжестве. К этому моменту ему было уже 43 года и он был опытным политиком.

Борьба за великое владимирское княжение

1359 год - это время существенных политических изменений. Во-первых, в этом году в Орде началась так называемая «замятня» - период острой политической нестабильности, длившийся до 1380 года. За это время на ханском престоле сменилось 25 ханов, большинство из которых были марионетками в руках различных политических сил. Эта ситуация привела к обострению борьбы за власть как на Руси, так и в Орде. Но важным моментом является тот факт, что к существенному изменению отношений между ордынской властью и русскими князьями она все же не привела. Быстрая смена ханов и острота политического противостояния не смогли ослабить сложившейся зависимости русских «служебников». Во-вторых, в умер Иван II Красный и престол вместе с правом на великое владимирское княжение перешел к его 9-летнему сыну . Поскольку новый князь в силу возраста не мог управлять государством, то фактическим правителем стал митрополит Алексий, человек большого ума, воли и авторитета.

События развивались следующим образом. В конце лета или начале осени 1359 года в Орде был убит хан Бардибек, на престол сел хан Кульпа, которого также устранили через 5 месяцев. Новым ханом стал Навруз. Во время всех этих событий 13 ноября 1359 года в Москве умер великий князь Иван. Эти обстоятельства вынуждали «вси князи Роусьскыи» приехать в Орду, чтобы выразить верность и решить вопрос о передаче великого княжения кому-либо из претендентов. Главным из них считался, конечно, молодой московский князь, поскольку эта ветвь Рюриковичей не выпускала владельческих прав на великое владимирское княжение уже более 30 лет. Тем не менее, Навруз выразил желание передать великое княжение не Дмитрию Московскому, а Андрею Константиновичу Суздальскому. Причина ханской немилости по отношению к наследнику московского престола состояла в том, что он вступил в сношения с Ордой Мамая. Но Андрей Константинович отказался и тогда ярлык отправился к Дмитрию Константиновичу. Документ был передан находившемуся в Орде князю Ивану Белозерскому, который привез его на Русь в сопровождении 30 татар. Так 22 июня 1360 года Дмитрий Константинович стал великим владимирским князем.

Для московского князя это означало утрату значительной части земель Владимирского княжества с городами , Ярополчем, . Кроме того, вокруг нового великого князя сложилась коалиция вассалов, в которую вошли , и . Хан отдал Галицкое княжество Дмитрию Борисовичу, Сретенскую половину Ростова вернул ростовским князьям. Тем самым владения Калитичей сократились до границ 1327 года и одновременно произошло значительное возвышение суздальского князя над всеми остальными Рюриковичами, правившими в Северо-Восточной Руси.

Однако возникшая ситуация не означала окончания борьбы, поскольку еще до прихода Дмитрия Константиновича во Владимир хан Навруз был убит, а Дмитрий Иванович не смирился с такой расстановкой сил на той территории, которую считал своей по праву принадлежности к ветви Калитичей. В 1362 году московский и суздальский князья «сперлися о великом княжении» . Каждый из них направил своих послов к новому хану Мурату. Удача оказалась на стороне Дмитрия Ивановича и он получил великокняжеский ярлык.

Понятно, что теперь это категорически не устроило Дмитрия Константиновича. Он надеялся на очередную перемену власти в Орде. Однако в сложившейся ситуации он ничего поделать не мог, опасаясь военного столкновения с более сильной в этом отношении Москвой, был вынужден оставить Владимир и отъехать в свою вотчину - Суздаль. Одновременно московский князь, стремясь еще более усилить свои позиции, совершил ошибку - заручился ярлыком на великое княжение от соперника Мурата хана Абдуллы, за которым стоял темник Мамай. Мурат отреагировал так, как и положено восточному деспоту. В 1363 году ярлык на великое владимирское княжение вновь оказался в руках Дмитрия Константиновича. На этом противостояние не окончилось. Дмитрий Иванович, имевший ярлык от Абдуллы и значительно более весомый военный потенциал, решился действовать самостоятельно, по сути дела против воли одного из противоборствующих ханов, пошел войной на Суздаль, фактически отнял великое владимирское княжение у Дмитрия Константиновича и привел в свою волю князей, находившихся на его стороне: «тако же падъ Ростовьскымъ княземъ. А Галичьскаго Дмитрея из Галича выгнали» . Таким образом, несмотря на то, что в Орде Дмитрия Константиновича продолжали считать великим владимирским князем, реально он им уже не являлся и перспективы занятия этого престола стали для него весьма эфемерными. Нижний Новгород также был им утрачен, поскольку там с 1364 года сидел его брат Борис. Источники сохранили упоминание о том, что для этого приезжали послы из Сарая, посадившие Бориса на нижегородское княжение. Дмитрий Константинович попытался мирно договориться с Борисом, но тот «не съступися ему княжениа» .

В результате Москва восстановила то положение, которое существовало до 1359 года, а Дмитрий Константинович оказался в очень трудном положении. Он предпринял еще одну попытку завладеть владимирским столом, используя «неустроение» в Орде. Дело в том, что в 1363 году фактическим правителем западной части Орды стал темник Мамай, использовавший слабых ханов из рода Чингисидов в качестве прикрытия своей власти. Заволжская Орда со столицей в Сарае также была нестабильна. Мамай пытался ее захватить, но успеха не достиг. Зимой 1364-1365 годов сын Дмитрия Константиновича князь Василий сумел получить для отца ярлык на великое владимирское княжение у сарайского правителя Азиза. Однако, реально оценивая свой военно-политический потенциал, суздальский князь не только отказался от этого права, но и пошел на сделку со своим соперником Дмитрием Ивановичем Московским. Ее условия: суздальский князь не претендует на великое владимирское княжение, а взамен московский правитель помогает ему получить Нижний Новгород. Это соглашение принесло желаемый результат. Столкнувшись с московско-суздальской коалицией Борис отъехал в Городец. Дмитрий Константинович получил Нижний Новгород и сделал его столицей своего княжества. В 1372 году здесь был заложен Нижегородский кремль, а с 1377 года начала вестись Ларентьевская летопись.

Это событие означало окончательный отказ суздальско-нижегородской ветви Рюриковичей от притязаний на великое владимирское княжение, которое с этого момента было фактически монополизировано московской династией. Союз был скреплен заключением в 1366 году династического брака между Дмитрием Ивановичем Московским и Евдокией, дочерью Дмитрия Константиновича Суздальского.

Князь суздальско-нижегородский - союзник Москвы

В 1370-х годах оформился не только династический, но и военный союз между Нижним Новгородом и Москвой. Дмитрий Константинович участвовал в военных походах на волжских булгар. В 1370 году Дмитрий Константинович с войском, которое сопровождал мамаев «царев посол» Ачихожа ходил на булгар, на Асана, правившего «в Болгарех». Асан сдался и уступил власть ставленнику Мамая. В 1377 году Дмитрий пошел на мордву. Однако главным аспектом союза между Москвой и Нижним Новгородом стала борьба с татарами.

Как известно, в 1370-1380-х годах произошел перелом в отношениях между Русью и Ордой. Если до этого русские правители могли оказывать сопротивление татарам только в контексте разрешения междоусобных княжеских конфликтов, то теперь появился осознанный выбор уничтожения ордынской зависимости как таковой. Процесс формирования этой новой позиции был постепенным и он был вплетен как в острую борьбу русских князей за первенство, так и в противоречия в Орде, вступившей в период смут и усобиц.

В начале 1370-х годов политическая ситуация резко обострилась. Дмитрий Иванович пришел в «размирие с Тотары и съ Мамаемъ» , который передал ярлык на великое владимирское княжение тверскому князю Михаилу Александровичу. Развернулось новое противостояние между Москвой и , которая заручилась поддержкой литовского князя Ольгерда. Охлаждение отношений с Ордой означало и то, что Москва отказалась собирать и выплачивать положенную дань. Дмитрий Константинович в этой ситуации проявил полную солидарность со своим зятем. Он участвовал в Переяславском съезде князей 1374 года, принявшем решение о совместной борьбе с Ордой. Мамай в 1374 году отправил на Нижний Новгород отряд под командованием Сары-ака (Сарайки). В Нижнем Новгороде они были встречены недружелюбно: «пословъ Мамаевыхъ, а с ними Татаръ съ тысящу, а старъйшину ихъ именемъ сараику рукама яша и приведоша ихъ в Новъгородъ Нижнии и съ его дружиною» . Сарайка и его окружение было взято в плен и посажено в крепость. В 1375 году состоялся еще один съезд, но о месте его проведения и решениях сведений не сохранилось. Вместе с тем симптоматично, что во время его проведения содержание Сарайки и других пленных татар в Нижнем Новгороде было ужесточено. Инициатором этого решения стал сын Дмитрия Константиновича Василий. У татар попытались забрать оружие, те оказали сопротивление во время которого Сарайка выстрелил стрелой в епископа Даниила. Епископ не пострадал, но татар перебили. Мамай не оставил это событие без последствий, его отряды разорили нижегородские волости Киш и Запьянье.

В 1375 году на Тверь двинулось невиданное по своей силе войско московского князя и его вассалов под командованием князя Дмитрия Ивановича. В его рядах был и Дмитрий Константинович Нижегородский с его сыном Семеном и братьями Борисом и Дмитрием Ногтем. В результате ярлык на великое владимирское княжение вернулся в Москву.

В 1377 году Дмитрий Константинович столкнулся с прямой угрозой со стороны татар. Они вторглись в пределы Нижегородского княжества и он обратился за подмогой к своему зятю - московскому князю Дмитрию Ивановичу. На помощь были отправлены ярославский, муромский, переяславский, владимирский и юрьевский полки. Поскольку было непонятно, когда подойдут татары, то Дмитрий Иванович, не дожидаясь боевого столкновения, вернулся в Москву, доверив управление войском сыну Дмитрия Константиновича - молодому княжичу Ивану Дмитриевичу. Битва состоялась 2 августа 1377 года на территории Нижегородского княжества близ реки Пьяны. Русские силы не успели изготовиться к началу сражения и, будучи застигнутыми врасплох, были разбиты на голову. Князь Иван погиб. Нижегородское княжество осталось совершенно беззащитным перед реальной татарской угрозой. Ордынцы взяли Нижний Новгород, подвергли его двухдневному грабежу и увели большой полон.

Дмитрий Константинович не участвовал в Куликовской битве 1380 года, но суздальские дружины в московское войско им были отправлены. После гибели Мамая власть в Орде перешла к хану Тохтамышу, который в 1382 году пошел войной на Москву. Теперь Дмитрий Константинович отказался поддержать своего зятя и даже отправил в Орду двух сыновей - Симеона и Василия Кирдяпу. Этот поступок, вероятнее всего, был продиктован желанием оградить свое княжество от очередного татарского нашествия. Братья сыграли неблаговидную роль в знаменитом разорении Москвы 1382 года. Именно они выманили защитников города на переговоры, обещая им безопасность. Но те были убиты татарами. После московского пожара Василий Кирдяпа был взят в Орду в качестве заложника.

Дмитрий Константинович умер 5 июля 1383 года и после его смерти княжество было передано противнику Москвы городецкому князю Борису Константиновичу, который получил ярлык на него у хана Тохтамыша.

От сыновей Дмитрия Константиновича Василия Кирдяпы и Симеона берет свое начало известный в политической истории



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта