Главная » Обработка грибов » Ты внемлешь грохоту. «Эхо» А

Ты внемлешь грохоту. «Эхо» А

Сказал Господь: когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

В. Васнецов. Страшный Суд

– чрезвычайно простая книга. И то нравственное учение, которое возвестил нам Спаситель, – оно для своего понимания не требует использования сложных построений, обилия философских категорий. Сказано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39) – и это всё. Не добавить и не убавить. Осталось только возлюбить себя истинной любовью и распространить эту любовь на ближних.

Священник Феодор Людоговский

Столь же проста и нынешняя притча. И даже не притча это – а описание того, в чем будет участвовать каждый христианин (и каждый нехристианин тоже). Предметы, о которых говорит Господь, настолько просты, настолько очевидны, что здесь нельзя что-либо домыслить, или лукаво переиначить, или ввязаться в спор о терминах. Всё предельно ясно для всякой души, для всякой совести.

Речь идет о том, что мы называем нынче социальным служением и . Но за этим красивым наименованием можно увидеть разное. Кто-то подумает: вот есть люди, которым плохо; я, будучи христианином, должен помочь им. Но это не евангельский взгляд на ближнего (да и на себя самого). Когда я протипоставляю себя ему, ей, им – я ставлю себя в какое-то особое положение, а моя помощь превращается в великодушное одолжение: мне вообще-то самому неплохо, но есть люди, у которых не всё складывается благополучно, – что ж, я помогу им.

У. А. Бугеро. Милосердие

А вот если мы вспомним слова Христа о любви к ближнему, мерилом которой Он делает любовь человека к себе самому; если мы всерьез воспримем Его слова о Страшном суде – и для начала хотя бы просто испугаемся, ибо наши дела (точнее, отсутствие дел) обличают нас, – тогда мы не будем различать себя и их. Точно так же, как Христос не различает Себя и нас, но, напротив, полностью отождествляет.

Микеланджело Караваджо. Семь дел милосердия

Хотим ли мы, когда у нас пустой холодильник (от безденежья или от невозможности выйти на улицу из-за сломанной ноги), чтобы пришел кто-нибудь из наших друзей и, как добрый волшебник, выложил бы на стол хлеб, масло, сыр, чай, геркулес, гречку, картошку, сайру, помидоры – а может быть, и вино, которое веселит сердце человека? Но и мы сами можем стать такими волшебниками.

А кто откажется от поддержки ближних в ту минуту, когда нам сообщили о страшной болезни, и кажется, что жизнь бессмысленна уже сейчас, хотя впереди еще месяцы или даже годы? Но в таком случае и наше сердце должно быть открыто тем, кто оказался раздавлен подобным известием.

А если завели на нас дело, обвинив в чем-либо неправедно или же (да не будет!) предъявив справедливые обвинения? От да от сумы не зарекайся – правильно ведь говорят. Хотели бы мы тогда, чтобы рядом оказался кто-то добрый и и сильный, который развеял бы этот кошмар, дал бы надежду, утешил? Да, конечно.

И чтобы это было так, мы сами должны утешать, ободрять, дарить надежду.

Впрочем, голод, и нагота, и узы темницы бывают не только телесными. Есть и духовные узы, и голод, и жажда.

Сегодня мы празднуем память Константина Философа, просветителя славян. Наши далекие предки, будучи язычниками, в течение столетий и тысячелетий не знали истинного Бога, пребывая во тьме и сени смертной. Но настало время – и началось просвещение славян светом Христовым. Одно за другим молодые славянские государства принимали святое крещение. И однако оставалась немалая трудность: богослужение в христианских храмах совершалось где по-гречески, где по-латыни – но не на понятном для славян языке.

Святые равноапостольный Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Мы не знаем в точности, каковы были мотивы солунских братьев заняться переводами богослужения на славянский язык. Может быть, как сообщает житие, их отправили в Моравию царь и патриарх – в ответ на просьбу моравского князя Ростислав прислать его народу «епископа и учителя».

Есть также вероятность, как утверждают другие исследователи, что просвещение славян было давней задумкой святых братьев, к осуществлению которой они долго и тщательно готовились. В конце концов, одно не исключает другого. Так или иначе, святые учители , выполнили завет Спасителя: накормили алчущих слова Божия, посетили томящихся в темнице неверия и неведения. И, несомненно, услышали голос Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»

Молитвами святых равноапостольных Мефодия и Кирилла да даст нам Господь возлюбить ближних наших как самих себя и да помилует нас на Страшном суде Своем. Аминь.

Тогда Небесное Царство будет подобно десяти девушкам, которые, взяв свои лампы, вышли встречать жениха. Пять из них были глупыми, а другие пять умными. Глупые девушки взяли лампы, но не взяли для них масла. А умные вместе с лампами взяли и масло в кувшинах. Жених задержался, и они все стали дремать и заснули. Около полуночи раздался крик: «Жених идет! Выходите встречать его!» Девушки проснулись и стали поправлять свои лампы. Глупые сказали умным: «Дайте нам немного масла, наши лампы гаснут». «Нет, – ответили те, – если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите». Только они ушли за маслом, пришел жених. Девушки с зажженными лампами вошли с ним на свадебный пир, и дверь за ними закрылась. Позже вернулись и остальные девушки и стали просить: «Господин! Господин! Открой нам!» Но жених ответил: «Говорю вам истину: я не знаю вас». Поэтому бодрствуйте: ведь вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий .

Притча о порученных деньгах

Тогда будет, как у того человека, который, отправляясь в далекое путешествие, созвал своих слуг и поручил им свое имущество. Одному он дал пять талантов, другому – два, третьему один, каждому по его способностям, а сам уехал. Получивший пять талантов сразу пошел, вложил деньги в дело и приобрел еще пять. Получивший два таланта тоже приобрел еще два. А тот, который получил один талант, пошел, вырыл яму и закопал деньги, которые ему доверил хозяин.

Прошло много времени, и вот хозяин этих слуг вернулся и потребовал у них отчета. Человек, которому было доверено пять талантов, принес и другие пять: «Смотри, – сказал он хозяину, – ты доверил мне пять талантов, и я выручил еще пять!» Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен в малом, и я поручу тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

Пришел и человек с двумя талантами. «Хозяин, – сказал он, – ты доверил мне два таланта, смотри, я выручил еще два!» Хозяин сказал: «Молодец! Ты хороший и верный слуга! Ты был верен мне в малом, и я смогу поручить тебе более важное дело. Заходи и веселись со своим хозяином!»

Затем пришел и тот, кому был доверен один талант. «Господин, – говорит он, – я знал, что ты человек суровый, жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Я очень боялся и поэтому пошел и спрятал твой талант в землю. Вот то, что тебе принадлежит». Хозяин же ответил: «Злой и ленивый слуга! Значит, ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал? В таком случае ты должен был пустить мои деньги в оборот, чтобы, когда я вернусь, ты мог отдать их мне с прибылью. Заберите у него этот талант и отдайте тому, у кого десять талантов. Потому что каждому, у кого есть, будет дано еще, и у него будет избыток. А у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. Выбросьте этого негодного слугу вон, во тьму, где будет плач и скрежет зубов».

Козлы и овцы

Когда Сын Человеческий придет в Своей славе и с Ним все ангелы, тогда Он сядет на престоле Своей славы. Перед Ним будут собраны все народы, и Он отделит одних людей от других, как пастух отделяет овец от козлов. Овец Он соберет по правую сторону от Себя, а козлов – по левую.

Тогда Царь скажет тем, кто по правую сторону: «Придите ко Мне, благословенные Моим Отцом, получите ваше наследство – Царство, приготовленное вам еще от создания мира. Потому что Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня». Тогда праведные скажут: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным и накормили Тебя? Когда Ты хотел пить, и мы дали Тебе напиться? Когда мы видели Тебя странником и приютили Тебя, или видели нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и навестили Тебя?» Царь им ответит: «Говорю вам истину: то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне».

Тогда Он скажет и тем, кто будет по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, приготовленный для дьявола и его ангелов. Потому что Я был голоден, и вы не накормили Меня; Я хотел пить, и вы не напоили Меня; Я был странником, и вы не приютили Меня; Я был наг, и вы не одели Меня; Я был болен и в темнице, и вы не навестили Меня». Они тоже спросят: «Господи, когда это мы видели Тебя голодным, или когда Ты хотел пить, или был странником, или нуждался в одежде, или был болен, или в темнице, и мы не помогли Тебе?» Он им ответит: «Говорю вам истину: все, чего вы не сделали для одного из наименьших, вы не сделали Мне».

И они пойдут в вечное наказание, а праведники – в вечную жизнь.

Примечания

  • В древнейших рукописях отсутствуют слова: «в который придет Сын Человеческий».


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта