Главная » Обработка грибов » Василий Ильенков: биография. Советский философ Ильенков Эвальд Васильевич: биография, творчество и интересные факты

Василий Ильенков: биография. Советский философ Ильенков Эвальд Васильевич: биография, творчество и интересные факты

В. П. Ильенков родился 12 (24) марта 1897 года в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарем РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • Большая дорога 1949 (роман о колхозе-миллионере)
  • На тот берег, 1945 (сборник рассказов)
  • Рассказы, 1955
  • Конский цех, 1931
  • Ведущая ось, 1931 (роман)
  • Богатство, 1947 (сборник рассказов)
  • Солнечный город, 1935 (роман о строительстве Курского металлургического комбината)
  • Площадь цветов, 1944 (пьеса)
  • Родной дом, 1942 (сборник рассказов)
  • Личность, 1938 (сборник рассказов)

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М.: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

В этот осенний, серенький и самый светлый в своей жизни день Николай Андреевич проснулся, как всегда, на рассвете и прежде всего глянул в окно, чтобы узнать, какая погода.

Кружились редкие снежинки и, прикоснувшись к черной, угрюмой земле, мгновенно таяли. Неприветливо блестела лужа под электрическим фонарем возле гаража. Яблони за ночь потеряли последние листья, и по голым ветвям их шныряли синицы.

«Не подморозило. Придется коня гнать по грязи!» - с досадой подумал Николай Андреевич. Сегодня на заседании райкома партии стоял его доклад о жизни колхоза за двадцать лет.

«Двадцать лет! - думал Николай Андреевич, все еще глядя в окно, удивляясь, как быстро промчались годы. Кажется, совсем недавно, вот в такой же осенний день, шагал он, босой, по холодной размокшей глине на первое собрание членов сельскохозяйственной артели «Искра»… - Двадцать лет!» - повторил про себя Николай Андреевич, в радостном изумлении разглядывая яблони, выстроившиеся ровными бесконечными рядами, электрическую лампочку, горевшую над воротами гаража, силосную башню, темневшую вдали, - как будто впервые увидел созданный им мир, и его поразила могучая сила человеческих рук.

Он оделся и, стараясь тихо ступать тяжелыми сапогами, шагнул к двери в соседнюю комнату, но половицы запели под ногами, доски нового пола еще не были пригнаны плотно друг к другу. Нужно было надеть меховую куртку, но тут Николай Андреевич вспомнил, что этой курткой он накрыл сына, и в нерешительности остановился перед дверью, за которой было самое дорогое.

Владимир не был дома около трех лет и вчера приехал неожиданно. Дегтяревы обрадовались, что сын будет на юбилее колхоза, но он сказал, что через два дня улетает за границу со студенческой делегацией. Владимир продрог в дороге, и, хотя в комнате было тепло, мать укрыла его двумя одеялами, а Николай Андреевич, которому тоже хотелось чем-нибудь проявить свою заботу о сыне, накрыл его своей меховой курткой.

«Пусть спит, - подумал Николай Андреевич, отходя на цыпочках от двери, но ему так захотелось хоть одним глазом взглянуть на сына, что он вернулся и, приоткрыв осторожно дверь, заглянул в щель.

Владимир крепко спал, а возле, у изголовья, сидела Анна Кузьминична.

«Видно, всю ночь так просидела», - растроганно подумал Николай Андреевич, закрывая дверь.

Анна Кузьминична пристально вглядывалась в возмужавшее лицо сына, вспоминая тревожные дни его детства. Вот она бежит домой из школы, едва закончив уроки, охваченная смутным беспокойством, свойственным только матери, и сердце не обмануло: Володя полез на крышу, свалился и сломал руку. Он лежит с гипсовой повязкой и шепчет: «Мама, подержи руку». И она сидит всю ночь возле и держит его за ручонку…

В то лето Володя убежал с товарищами на Днепр. Анна Кузьминична не догнала их, она увидела ребят уже с берега: они стояли на самодельном плоту и плыли посередине реки. Володя греб доской, его двоюродный брат Борис Протасов раскачивал плот, а самый маленький из компании, Егорушка, кричал от страха. Борису нравилось, как Егорушка кричит, и он продолжал раскачивать плот. Потом доски, из которых был связан плот, разошлись, и ребята посыпались в воду.

Володя схватился за доску, и она удержала его. Вдруг над водой показалась голова Егорушки, испуганные глазенки его были широко раскрыты.

Хватайся за доску! - крикнул Володя.

И Егорушка ухватился одной рукой за волосы Володи, а другой за доску, которая тотчас же погрузилась в воду, и они стали тонуть.

Володя, поняв, что доска не выдержит двоих, отпустил ее, и Егорушка поплыл. Но в доску вцепился Борис и оттолкнул Егорушку…

На другой день Егорушку хоронили, и когда гроб его опускали в могилу, Володя закричал и упал с посиневшим лицом. С тех пор в минуты волнения он стал слегка заикаться…

Однажды Володя бесследно исчез. Анна Кузьминична чуть не сошла с ума: она перебирала вещи сына, книги, целовала его ботинки, вскакивала по ночам при малейшем шорохе. Володю искали два месяца, и, наконец, его привел милиционер, - грязного, оборванного, босого; его задержали в Одессе, когда он без билета хотел пробраться на пароход, уходивший в заграничное плавание.

Куда же ты надумал уехать? - спросила Анна Кузьминична, со слезами обнимая сына.

В Испанию. Сражаться с фашистами, - ответил Владимир.

И она поняла, что сын все равно уйдет в далекий для нее мир.

Вот и теперь заглянул всего на два дня и сегодня хочет ехать с отцом в район на доклад, и Анна Кузьминична с обидой подумала, что сын не интересуется ее жизнью, не чувствует ее волнения, не замечает ее любви, живет не для нее, а для других. В эту минуту она завидовала брату, Тарасу Кузьмичу, который сумел привить своему Борису привязанность к маленьким радостям домашнего мира. Боренька любит своих родителей, часто навещает и о всех своих жизненных планах подробно рассказывает отцу и матери.

«Разве, - думала Анна Кузьминична, - радость жизни не состоит именно в этих встречах с близкими, в разговоре о мелких, но значительных для семьи событиях, в семейных праздниках, во взаимной ласке и памяти друг о друге?»

Вот она сохраняет портрет матери и отца, как самую дорогую святыню, хотя все уже давно забыли, что существовали на земле какие-то Кузьма Антонович и Марфа Максимовна Протасовы, прожили до восьмидесяти лет и были известны в уезде как лучшие учителя. Неужели и она вот так же исчезнет из памяти людей, растворится без остатка в страшной пустоте небытия? Нет, она будет жить вот в этих яблонях, которые она насадила вместе со всеми. Каждую весну будут расцветать они, и в чистом запахе их будет витать над землей ее бессмертная душа.

В восемнадцать лет окончив гимназию, Анна Кузьминична приехала великим постом в Спас-Подмошье с желтой фанерной коробкой, в которой помещалось все ее имущество. Она поселилась в крестьянской избе за тесовой перегородкой, повесила на стену портрет Льва Толстого и пошла в деревню купить молока. На нее смотрели с враждебным удивлением: кто же пьет молоко в великий пост? Прислали безбожницу! Так началась борьба.

Родители не пустили детей в школу, потому что учительница ест в пост скоромное и за перегородкой у нее висит не икона, а портрет безбожника, которого даже от церкви отлучили, хотя он и граф. Потом по деревне прошел слух, что Анна Кузьминична ласкова с детишками, и в школе стало полно. Школа стояла на отшибе, за околицей, - старая изба с малюсенькими окнами, которую деревня снимала у местного богача Несмашного. Анна Кузьминична подолгу просиживала за ученическими тетрадями при свете крохотной керосиновой лампочки и часто вздрагивала от испуга: в окна стучали деревенские парни, пугали ее, не находя другого занятия в зимние долгие ночи, и ей казалось, что все люди злы и жестоки и что нет на земле такой силы, которая могла бы победить в них зверя. А утром, когда всходило солнце и все вокруг начинало жить: трещали воробьи, мычали коровы, кудахтали куры, - Анна Кузьминична снова верила, что всех людей можно сделать прекрасными.

Через год Анна Кузьминична приобрела в рассрочку у заезжего агента фирмы Зингер и компания швейную машину, и к ней повалили женщины с просьбами сшить то рубашонку для мальчика, то сарафанчик для девочки, то платье для невесты. Анна Кузьминична получала в месяц жалованья 28 рублей 20 копеек; из этих денег нужно было выкроить два-три рубля на погашение долга за машину; рублей пять послать брату Тарасу, потом выписать «Журнал для всех», отложить сколько-нибудь на шубу, на туфли. Она пряталась от агента Зингера, а если не успевала скрыться, отдавала рубль, отложенный на туфли.

Когда пришла весть о революции, Анна Кузьминична сшила из своей красной кофточки флаг и повесила его над крылечком школы, а ночью сняла большую икону, висевшую в углу школы, расколола ее топором на мелкие лучинки и лучинками разожгла самовар. Все это она проделала с таким великим душевным трепетом, словно ей угрожала смерть. Анна Кузьминична убеждала людей, что книга сильней бога. Она обучала грамоте взрослых подмошенских парней и удивлялась, с какой жадностью поглощает книги батрак Николай Дегтярев. Вместе с ним отправилась она на поиски счастья, в неведомый мир.

Василий Павлович Илье́нков (1897-1967) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1950). Член РКП(б) с 1918 года. Отец философа Э. В. Ильенкова.

Биография

В. П. Ильенков родился 12а в с. Шилово-Смоленское (ныне Дорогобужского района Смоленской области) в семье священника. После четырёх классов смоленской духовной семинарии, в 1915-1917 годах учился на историко-филологическом факультете Юрьевского университета (не окончил). В 1917 году призван в армию. В 1928-1930 годах редактор газет «Наша деревня» и «Брянский рабочий». В 1930 году переселился в Москву, до 1932 года был организационным секретарём РАПП. Публиковался с 1929 года. В Москве жил с семьёй в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Красная Звезда», кроме того, его рассказы печатались в «Правде» и в ряде журналов. В 1942 году они были изданы отдельным сборником «Родной дом». Военные рассказы В. П. Ильенкова объединены темой глубокого советского патриотизма и неисчерпаемой жизненной силы советских людей, являющихся залогом их победы над тёмными силами гитлеризма. Романы Ильенкова отражают социалистическое строительство. Рассказы хвалили за отсутствие надуманных сюжетов и погони за эффектами, за удачные описания природы и мастерство диалога.

В послевоенные годы на даче Ильенкова в Переделкино жил с семьей вернувшийся из ссылки Николай Заболоцкий.

В. П. Ильенков умер 23 января 1967 года. Похоронен рядом с сыном на Новодевичьем кладбище (участок № 8)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1950) - за роман «Большая дорога» (1949)

Книги

  • «Конский цех» (1931)
  • роман «Ведущая ось» (1931)
  • роман «Солнечный город» (1935) - о строительстве Курского металлургического комбината)
  • сбориник рассказов «Личность» (1938)
  • сборник рассказов «Родной дом» (1942)
  • пьеса «Площадь цветов» (1944)
  • сборник рассказов «На тот берег» (1945)
  • сбориник рассказов «Богатство» (1947)
  • роман «Большая дорога» (1949)
  • рассказы (1955)

Ильенков Василий Павлович (1897-1967) - советский писатель, автор романов, пьес, статей и очерков. Лауреат Сталинской премии по литературе за 1949 год за роман "Большая дорога".

Василий Павлович родился 12 марта 1897 года в селе Шилово-Успенское, Смоленской губ., в семье священника отца Павла (ум.1903) и Евгении Ивановны Руженцевой. Окончил Успенское земское училище, Вяземское духовное училище. В 1911-1915 годах учился в Смоленской духовной семинарии (4 года). Не окончив семинарию, в 1915г. поступил на историко-филологический факультет Юрьевского Университета. Через 2 года, в мае 1917 г. был призван на военную службу - зачислен в студенческий Царицынский корпус, а потом - в Одесскую школу прапорщиков. Находясь в армии, он тяжело заболел и был освобожден от несения службы из-за болезни сердца. Василий возвращается домой на Смоленщину. Ветер революционных перемен захватил молодого Ильенкова: в сентябре 1918 г. он вступает в РКПб.; сначала работает в Дорогобуже секретарем УКОМА, затем - в Смоленске заведует Губернским Отделом Народного Образования. Начинает публиковать рассказы. Печатается в журналах Смоленска, затем работает главным редактором газеты "Брянский рабочий". С 1931 года возглавляет отдел прозы в журнале "Октябрь". Публикует романы "Ведущая ось" (1931), Солнечный город" (1935), рассказы.

Совсем перед войной становится корреспондентом газеты "Красная звезда". В статье "Эти годы были лучшими в моей жизни"у, которая опубликована 25 марта 1997 года и была посвящена 100-летию со дня рождения В.П.Ильенкова, главный редактор "Красной звезды" военных лет, генерал-майор в отставке Давид Ортенберг рассказал следующее:

"С писателем Василием Павловичем Ильенковым мы впервые познакомились в конце сорокового года на финской войне. Его мобилизовало для нас Главное политическое управление Красной Армии. Должность любого писателя во фронтовой печати в годы войны была известна: корреспондент! Раньше или позже новоиспеченного "краснозвездовца" отправляли за материалом в боевую часть… Ильенков нам сразу понравился: тихий, раздумчивый. Высокий, сутулый, волосы с проседью. Был он старше всех нас, и при нем даже неугомонные газетчики старались держать себя тише.

В первый же день приезда, отвергая все предложения отдохнуть, он сделал для газеты репортаж о товарищеском суде над солдатом, уснувшим на боевом посту, сочинил очень интересную, эмоциональную статью на такую, казалось бы, прозаическую, но очень важную тему, как "Береги винтовку!" А главным в его творчестве были очерки о сражениях с белофиннами: о ездовом Василии Стаханове, лейтенанте Александре Крихе и др. воинах, с которыми он встречался на артиллерийских позициях, в блиндажах, окопах. Удивительно хорошо получались у него очерки. Сочными мазками рисовал журналист характер людей. Мастер тонких деталей, он глубоко проникал во фронтовой быт…Василий Павлович вернулся с передовой, сдал очерк "Подвиг Евсея Аникеева" и свалился как подкошенный от воспаления легких…". Он сильно переживал, что своей болезнью подвел редакцию. Его писательский и корреспондентский труд, несмотря на короткое время работы в газете, были отмечены орденом Красной Звезды.

Василий Павлович Ильенков на фронте (крайний справа).

Василий Павлович Ильенков прошел всю Отечественную войну, работая военным корреспондентом "Красной звезды" и "Правды". Главный редактор Д.Ортенберг отметил: "За годы войны, пожалуй, никто не напечатал столько рассказов, сколько Ильенков. Несмотря на то, что на полосах газеты было тесно, его рассказы не залеживались. И не только потому, что отличались интересным сюжетом, красочным языком, но и потому, что в них находили отражение самые злободневные, остро волнующие всех события войны."

"Первая статья Ильенкова В.П. в "Красной Звезде" была опубликована уже 26 июня 1941 года. Ее важность и значимость не подлежит сомнению. Дело в том, что в первые несколько дней у нас еще не было сведений и материалов о бесчинствах, зверствах немецких захватчиков в отношении мирного населения. Еще не успели наши спецкоры прислать свои сообщения о произволе, бандитизме, терроре фашистов в советских селах и городах.

И вот заходит ко мне Ильенков и рассказывает, что в 1939 году он участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. Когда подошли к Белостоку, оказалось, что его заняли немцы. Воровским порядком они пересекли демаркационную линию. Писатель видел этих надменных и нахальных завоевателей, следы их бесчинств и кровавых злодеяний. До ниточки они ограбили население, сожгли много деревень. В незарытых ямах, заполненных водой, лежали трупы истерзанных и убитых гитлеровцами местных жителей - стариков, женщин, детей. Фашисты не разрешали их хоронить.

-Я еще в ту пору написал об этом, - сказал Василий Павлович.- Но тогда не печатали…

Я перебил писателя: "Давайте весь материал сюда". Он принес две статьи. Мы сразу их напечатали. Так появилась в "Красной Звезде" статья Ильенкова "Зверства фашистских разбойников". Она предупреждала советских людей о том, что несут с собой поработители. И только несколько позже стали появляться материалы о злодействах гитлеровцев, увиденных другими нашими спецкорами на родной земле.

Василий Павлович Ильенков (слева) в Белостоке. Ноябрь 1939 года.

На начальном этапе войны Ильенков больше писал очерки, которые шли под рубрикой "Герои Отечественной войны". Собственно, на Василии Павловиче этот раздел первое время и держался. Тогда, в июне и июле 41-го, немало надо было потратить сил, чтобы раздобыть материал о первых героях, рассказать о них. И журналист денно и нощно не вылезал из воюющих рот, полков и дивизий." (Ортенберг 25.3.1997 Красная Звезда)

В начале июля был напечатан очерк о летчике, сбившем за день 3 немецких самолета под названием "Летчик-истребитель Кузнецов". Хотя главному редактору заголовок не понравился, Ильенков настоял на своем. "Поймите. Надо обязательно вынести в заголовок имя героя. Подвиги могут быть одни и те же. Главное - человек. Пусть весь фронт запомнит его имя…"

"Ильенков умел находить темы, которые волновали всех читателей газеты, умел многое увидеть и услышать, чтобы привезти в редакцию воистину гвоздевой материал"

Первым о Маресьеве написал В.П.Ильенков. Он встречался с летчиком в госпитале, в Сокольниках, 28 ноября 1943 года и опубликовал в "Красной звезде" рассказ "Воля", в основу которого положил подвиг Маресьева. Фамилия, однако, была заменена на Алексея Петрусьева. А уже книгу "Повесть о настоящем человеке" о летчике, сбившем два вражеских самолета, написал Борис Полевой, но уже после войны.

В.П.Ильенков прошел всю войну - до Берлина с нашими войсками, беседовал с солдатами и командирами и писал о них статьи в газеты, подробно излагал ход боев - захват Можайска, бои в г.Белом, под Ольховаткой и др.

Поэт меняет профессию

Алексей Смирнов, «АиФ Урал»: Андрей Игоревич, в «Стране ОЗ» вы сыграли роль русского интеллигента, волею судьбы ставшего продавцом в ночном киоске. Жизненный опыт пригодился? Чем запомнились съёмки?

Андрей Ильенков: Формально эта роль - главная в фильме. У меня действительно был период, когда я полгода работал в ночном ларьке. Правда, время было совсем другое: мне было 25 лет, и это были 90-е. Но режиссёр Василий Сигарев сказал: а давай представим, что это некий забытый ларёк, затерявшийся во времени. Раньше я никогда в кино не снимался, было интересно, хотя иногда - эмоционально тяжело. Камеры не боялся, со звёздами, особенно с Александром Башировым, общались нормально. В принципе, собой я доволен, но сам процесс съёмок мне не понравился. Слишком утомительно. При том что у меня была сравнительно лёгкая роль, я в основном сидел и разглагольствовал. Но теперь я понимаю, за что звёздам кино платят такие большие деньги…

- Сегодня существует такое явление, как русская интеллигенция?

Андрей Ильенков. Родился в 1967 году в Челябинске. Служил в армии, учился в мединституте, сменил более десятка профессий. В 1998 году окончил факультет филологии УрГУ, позднее – аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Александра Блока. Один из авторов сценария и исполнитель роли в фильме «Страна ОЗ». Руководит отделом прозы в литературном журнале «Урал». Член Союза писателей России.

Думаю, да. Люди, которым важны не только свои, но и общественные интересы, были и будут всегда. Причём не важно, гуманитарий ты или технарь (яркий пример последнего - академик Сахаров). Возьмём XIX век. Никто не говорил, что Тургенев - интеллигент. А вот Чернышевский интеллигент бесспорно. Хочу отметить, что себя интеллигентом не считаю. Все эти вопросы меня, несомненно, интересуют, но я их нигде не озвучиваю, никогда не отстаиваю и не готов отдать за них жизнь.

- Вы с 2000 года возглавляете отдел прозы в журнале «Урал». О чём сейчас пишут? Присылают много?

О том же, о чём и всегда. Вне зависимости от того, графоман ты или нет, главным образом людей интересуют вечные темы: жизнь и смерть, вой-на и мир, любовь и судьба… Естественно, что все пишут о них по-разному, но количество рукописей, присылаемых нам, огромно. Представьте себе: сначала все тексты просматривают редакторы, которые «бракуют» очень много, а я читаю только оставшееся. Из этого отбираю примерно половину. Но даже после того, как всё одобрено и согласовано, люди ждут по году и больше, чтобы напечататься у нас.

Главную роль в новогодней трагикомедии «Страна ОЗ» сыграла Яна Троянова, но Андрей Ильенков уверен, что его герой в кинокартине не менее важен. Фото: скриншот youtube

«Мы Москве не интересны…»

- Вы больше поэт или прозаик? Количество читателей для вас важно?

Считаю себя поэтом, но больше известен (если это можно назвать известностью) как прозаик. Мне раньше часто говорили: зачем ты пишешь всю эту «попсовую» прозу, ведь у тебя такие гениальные стихи. Но, то, что мои стихи гениальны, знают с десяток человек, а прозу читали сотни. Однако вообще количество читателей важно для коммерческого успеха, для процесса творчества их число не имеет никакого значения. Проблема ещё и в том, что, если автор раскручен, ему, чтобы «быть на плаву», приходится писать всё время. А результаты часто бывают плачевны. Уж на что, казалось бы, талантлив Стивен Кинг, но и он порою пишет «что попало». Та же история - с Борисом Акуниным. Популярный писатель на самом деле - это тяжёлый крест. Но, слава Богу, это не обо мне.

- То есть «ни дня без строчки» - это не ваше?

Совсем не моё. Раньше, когда мне было лет 25-30, я старался много писать, а потом смотрю: из всего, что я написал, остаётся в лучшем случае 20%, остальное никуда не годится. И тогда я решил: не лучше ли сразу писать эти самые 20%? Сегодня у меня есть неопубликованные юношеские стихи, всё остальное - опубликовано.

- Вы согласны, что московская и питерская литературные тусовки смотрят на нас несколько свысока?

Когда у нас в 2015 году проходил фестиваль «Толстяки» на Урале», была возможность пообщаться со всеми столичными редакторами. И у меня возникло ощущение, что им просто не очень нужны все остальные. Они как-то сами по себе. Москва - огромный город, где много издательств, журналов и писателей. И они подсознательно думают: а зачем нам кто-то ещё, у нас и так всё есть. Это не презрение, это отсутствие интереса. Чтобы пробиться в Москве и Питере, это надо постараться. А стараться хотят не все. Как выразилась наш писатель Ольга Славникова, талант талантом, но надо ещё и телодвижения совершать.

- Всемирная Паутина - хорошая вещь?

Интернет облегчает многие рабочие процессы, но он же и мешает. Для коммуникации Сеть хороша, но, скажем, как энциклопедия никуда не годится. Например, у меня дома нет Интернета, и, когда его предлагали провести, я отказался. Людям иногда кажется, что там есть всё, но это иллюзия. Интернет - это огромное количество банальной информации. Но как только тебе нужно что-то более узкое, чем читают все, ты выясняешь, что нет ничего. Тысячи ссылок ведут в конечном итоге к одному первоисточнику.

Кадр из фильма «Страна ОЗ». Фото: скриншот youtube

Любая революция - зло

- Писатели в России условно делятся на патриотов и либералов. Вы относите себя к какому-то лагерю?

У меня есть совершенно чёткие взгляды, в том числе на ситуацию в стране, и они не совпадают ни с теми, ни с другими. Пишу я по большому счёту для себя. С одной стороны, я вообще противник не только либеральной политики и идеологии, но даже их «мыслительной парадигмы». С другой - я согласен, что противники либералов часто люди весьма ограниченные, и к патриотам себя также не отношу. Но в классическом понимании этого слова, я, безусловно, патриот России. Это естественно. Быть патриотом какой-то другой страны было бы нелепо.

- Власть должна помогать художнику?

Власть помогает художнику, который льёт воду на мельницу самой власти. Может быть, он это делает искренне, а может быть - по расчёту, но это нормальная ситуация. Во времена СССР хорошо жили те писатели, которые были нужны советскому государству. Сегодня об отсутствии помощи от властей часто говорят сами художники. «Нас не замечают!». А с какой радости? Если тебя не замечают - ты либо не нужен, либо не заслуживаешь, чтобы тебя заметили. Это всё равно, что требовать любви…

В этом году в России отмечается 100-летие двух революций - Февральской и Октябрьской. Как относитесь к событиям тех дней? Сегодня подобное возможно?

Любая революция - это всегда зло, зло во всех отношениях. После неё всем становится хуже. Кроме самих революционеров, которые, как правило, живут недолго. Я не государственный деятель и не хотел бы им быть, но уверен: революций нельзя допускать ни в коем случае. И если правительство её допустило, это плохое правительство. Можно применять политику кнута и пряника, сесть за стол переговоров, кого-то наказывать, кому-то помогать, но если дело дошло до применения силовых структур и армии - всё уже плохо. Вспомним распад СССР. Когда пустили в ход войска - было уже поздно…

Но мне почему-то кажется, что в нынешней России ситуация 100-летней давности повториться не должна. Тогда напряжённость в стране дошла до предела, именно поэтому народ в общей своей массе и поддержал новую власть.

Вы как-то написали о себе: «К тридцати шести годам я не очень поумнел по сравнению с двадцатью шестью». Сейчас вам сорок девять. Можете сказать, что поумнели?

Конечно, не поумнел, но некоторый жизненный опыт приобрёл. Сегодня я уже не очень часто наступаю два раза на одни и те же грабли. Хотя и такое бывает…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта