Главная » Обработка грибов » Вильям Штерн — Основатель персоналистической психологии. Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике

Вильям Штерн — Основатель персоналистической психологии. Теории игры в зарубежной и отечественной психологии и педагогике

Штерн Вильям

Штерн (Stern) Вильям (29.4.1871, Берлин, - 27.3.1938, Дарем, Северная Каролина), немецкий психолог и философ-идеалист. Профессор в Бреслау (с 1907) и Гамбурге (1916-33), где основал Психологический институт, занимающийся главным образом вопросами детской и педагогической психологии. С 1933 в эмиграции в США, профессор университета Дьюка (с 1934). Автор классических работ по детской психологии («Психология раннего детства», 1914, рус. пер. 1915); уделял особое внимание проблемам детской одарённости. Труды Ш. охватывали широкий круг вопросов общей, генетической и прикладной психологии, в том числе дифференциальной психологии - Ш. одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий, стал применять тесты , ввёл понятие коэффициента интеллектуальности . Ш. явился также инициатором разработки судебной психологии (см. его статью в сборнике «Проблемы психологии», в. 1, 1901). В философии развивал концепцию т. н. критического персонализма («Лицо и вещь», т. 1-3, 1906-24), рассматривая мир как иерархическую систему «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребёнок, животное, растение, кристалл), причём личность как некая внутренне активная и целенаправленная «интегральная цельность» противопоставлялась Ш. «вещи» как детерминированной извне.

Соч.: Allgemeine Psychologie aufpersonalistischer Grundlage, 2 Aufl., Den Haag, 1950.

Лит.: A history of psychology in authobiography, ed. C. A. Murchison, v. 1, Worcester - L., 1930, p. 335-88.

Д. Н. Ляликов.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Из книги 100 великих учёных автора Самин Дмитрий

Штерн Григорий Михайлович Штерн Григорий Михайлович , советский военачальник, генерал-полковник (1940), Герой Советского Союза (29.8.1939). Член КПСС с 1919. Родился в м. Смела, ныне г. Черкасской области УССР, в семье врача. Окончил гимназию (1918). В марте 1919

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Штерн Лео Штерн (Stern) Лео (р. 27.3.1901, Волока, Австрия), немецкий историк и общественный деятель (ГДР), член АН ГДР (1955), профессор университета в Галле (1950). В 1921 вступил в компартию Австрии. Получил образование в Венском университете. Участвовал в вооруженных выступлениях

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Штерн Лина Соломоновна Штерн Лина Соломоновна , советский физиолог, академик АН СССР (1939) и АМН СССР (1944). Член КПСС с 1938. В 1903 окончила Женевский университет и работала там же (с 1917 профессор). В 1925 переехала в СССР. В 1925-48

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Штерн Отто Штерн (Stern) Отто (17.2.1888, Зорау, Силезия, - 17.8.1969, Беркли, Калифорния), физик. В 1912 окончил университет в Бреслау (Вроцлаве). В 1920 доцент, затем профессор университета во Франкфурте-на-Майне, с 1922 профессор университета в Ростоке. В 1923-33 профессор и директор

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Пытки и наказания автора Брайен Лейн

ВИЛЬЯМ ГЕРШЕЛЬ (1738–1822)На рубеже XVII и XVIII веков астрономия ограничивалась знаниями о солнечной системе. О природе звёзд, о расстояниях между ними, об их распределении в пространстве ещё ничего не было известно. Первые попытки глубже проникнуть в тайну строения звёздной

Из книги автора

ВИЛЬЯМ ФИШЕР - РУДОЛЬФ АБЕЛЬ (1903–1971) Профессиональный революционер, немец Генрих Фишер волею судеб оказался жителем Саратова. Женился на русской девушке Любе. За революционную деятельность был выслан за границу. В Германию он ехать не мог: там на него было заведено дело,

Из книги автора

Рубрук Гильоме (Вильям) (между 1220 и 1230 - ок. 1291) Фламандский монах-францисканец и путешественник по Азии. В 1253- 1255 годах по поручению французского короля Людовика IX совершил путешествие с дипломатическими целями ко двору монгольского князя Мунке в Каракоруме. Автор книги

Из книги автора

Вильям Сароян (William Saroyan) Приключения Весли Джексона (The Adventures of Wesley Jackson)Роман (1946)1942 г. Весли Джексон, восемнадцатилетний житель Сан-Франциско, призван в армию. Он любит песню «Валенсия», много читает и размышляет. Его родители давно разошлись. Мама с его младшим

Из книги автора

ШУТЦ (Schutz) Вильям (р. 1925) - американский психолог. Доктор наук, профессор. Преподавал психологию в различных университетах США. Создал теорию ФИРО (фундаментальной ориентации межличностных отношений, трехмерную теорию интерперсонального поведения), утверждающую

Из книги автора

КОЛКРАФТ, ВИЛЬЯМ За всю его долгую карьеру государственного палача (1829–1874) о Вильяме Колкрафте написано было немало, и, принимая во внимание специфику его профессии, многое из написанного было проникнуто презрением к делу его жизни и не могло польстить его самолюбию.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) получил образование в Берлинском университете, где он учился у Г. Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в Бреслау, где он проработал профессором психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине Институт прикладной психологии и одновременно начинает издание «Журнала прикладной психологии», в котором он, вслед за Мюнстербергом, развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии». В это время Штерн является также одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а затем переезжает в США, где ему предложили должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом он, как и представители гештальт-психологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т.е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида, прежде всего индивидуального темпа развития.

Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, созданные А.Вине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития – IQ.

Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение, ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет одинаково – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок (примерно в полтора года) делает одно значительное открытие – он открывает значение, слова, открывает то, что каждый предмет имеет свое название. Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой в исследованиях речи практически для всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главной из которых является переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В.Штерн повлиял практически на все области детской психологии (от изучения когнитивных процессов до личности, эмоций, периодизации детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Немецкий психолог В. Штерн получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в городе Бреслау, где он проработал в должности профессора психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине институт прикладной психологии и одновременно начинает издание «Журнала прикладной психологии», в которых он, вслед за Мюнстербергом развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником известного детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии». В это время он также является одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а в 1934 году переезжает в США, где ему предлагают должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было целью разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в тот период, то есть в десятых годах XX века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательного развития детей. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако с самого начала он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, но формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходит из того, что психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов-наследственности и среды в психическом развитии. Влияние этих двух. факторов анализируется Штерном на примере некоторых основных деятельностей детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал известный психолог К. Гросс), но и для социализации детей.

Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом, говоря о дифференциации, он, как и представители гештальтпсихологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, преобразований, которые характерны для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, то есть к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего сохранения индивидуального темпа развития.

Штерн является одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ).

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, то есть соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей и служит стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития, проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), затем представление (память), а затем мышление, то есть от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок делает одно значительное открытие - открытие значения слова, открытие того, что каждый предмет имеет свое название, которое он делает примерно в полтора года.

Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив 5 основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет, но и постарался выделить основные тенденции, определяющие это развитие, главным из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению. Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Штерном роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Это идея Штерна помогла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В. Штерн повлиял практически на все области детской психологии - от развития когнитивных процессов до развития личности, эмоций или периодизации детского развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Литература

Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
Штерн В. Язык детей. 1907.
Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.

Уильям Льюис Штерн (англ. William Lewis Stern ; (29 апреля 1871, Берлин - 1938, Дархэм, США) - немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине. Отец немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса. В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.

Штерн родился в Берлине. Он был сыном еврейского философа-реформатора Сигизмунда Штерна. В 1893 получил степень доктора философии в Берлинском университете. Преподавал в Университете Бреслау с 1897 по 1916. В 1916 назначен профессором психологии в Гамбургском университете, и оставался в этой должности вплоть до 1933, одновременно будучи директором Психологического института при данном университете. После прихода нацистов к власти эмигрировал сначала в Нидерланды, затем в 1934 - в США, где получил должность профессора в Дьюкском университете и оставался в этой должности вплоть до своей смерти.

Помимо психологических исследований, Штерн был философом, сторонником персонализма.

Штерн также исследовал проблему «характера» групповых образований, которые он рассматривал как живые организмы, подобные людям.

Штерн является также одним из основателей современной детской психологиии и психологии развития, кроме этого он работал в области дифференциальной психологии. В своём труде «Монографии к душевному развитию ребёнка» (2 тома, 1928-31 гг.) обрабатываются наблюдения, осуществлённые Штерном совместно с его женой Кларой, за собственными детьми в свете уже существующих теорий о психическом развитии детей. Особое внимание уделяется речевому развитию, полученные данные ложатся в основу проводимых Штерном исследований одарённости и интеллекта.

Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде(Forensische Psychologie ). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

Литература

  1. Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  2. Штерн В. Язык детей. 1907.
  3. Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  4. Stern, W. (1912). «The Psychological Methods of Intelligence Testing» (G. Whipple, Trans.). Baltimore: Warwick and York.
  5. General Psychology from the Personalistic Standpoint (1938)
  6. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.
  7. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы = Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen / [Послесл. А. В. Брушлинского и др.]; РАН, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1998.

(1871-1938) -немецкий психолог и философ. Автор философской системы критического персонализма, один из основателей дифференциальной психологии. Учился в Берлинском ун-те у Г. Эббингауза. Преподавал с 1897 г. в Бреслау (профессор с 1907). Основал в Берлине институт прикладной психологии и Журнал прикладной психологии (1906), где, вслед за Г. Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники. В 1916-1933 возглавлял психологическую лабораторию в Гамбурге и одновременно издавал Журнал по педагогической психологии. В 1933 г эмигрировал в Нидерланды, а затем в США, где в 1934-1938 гг. работал профессором Дьюкского ун-та. Разрабатывая теорию персонализма, Ш. занимался изучением целостной личности, закономерностей ее формирования, исследованием этапов развития мышления и речи. В своей трехтомной работе Личность и вещь(1906-1924) трактовал личность как самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность, обладающую определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Особую известность в психологии получили работы III., посвященные психическому развитию ребенка. Он исходил из того, что психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у ребенка задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой он живет. Эта теория получила название теории конвергенции, поскольку в ней учитывалась роль двух факторов - наследственности и среды. Психическое развитие, по мнению Ш., имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, прежде всего сохранению индивидуального темпа развития. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение и в исследовании психологических закономерностей детской игры. Опираясь на работы К. Гросса, он развивал подход к игре как инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьезных функций. Описал виды ранней детской игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Являясь также одним из основателей психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), развивал теорию одаренности, которая, с его точки зрения, представляет собой врожденную предрасположенность к деятельности. Общее направление развития одаренности определяется внутренними условиями - задатками и возрастом. Ш. доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине. Предложил измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ), представляющий собой отношение умственного возраста к хронологическому. Сохранение индивидуальных особенностей возможно, по мнению Ш., благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, т.к. именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития их самосознания. Ш. доказывал, что эмоции, связанные с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии. Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково - от периферии к центру. Большое значение имело исследование Ш. своеобразия аутисти-ческого мышления, его сложности и вто-ричности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Ш. роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Ш. помогла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей. Большое внимание Ш. уделял методам прикладной психологии: ввел понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний и др. В русском пер. опубликованы соч. Ш.: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста, СПб., 1915; Психология раннего детства до шестилетнего возраста, М., 1922; Одаренность детей и подростков и методы ее исследования, Харьков, 1926; и др. Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта