Главная » Обработка грибов » Жанры и жанровые разновидности лирики. Виды и жанры лирики

Жанры и жанровые разновидности лирики. Виды и жанры лирики

Лирика - слово, довольно сложно поддающееся определению. Согласно словарям, лирика в повседневном смысле - это такое настроение человека, когда эмоциональные элементы преобладают над разумными. Свое особое значение термин "лирика" нашел также в литературе и музыке.

В этой статье расскажем подробнее, что такое лирика.

Лирика в повседневной жизни

Как мы уже сказали выше, согласно словарям, лирика - это преобладание эмоционального над разумным, некая чувствительность, однако данное определение очень скупо описывает всю глубину данного термина.

Слово "лирика" многогранно. Так, довольно распространенное выражение "лирическое настроение" описывает состояние человека романтичного, влюбленного, эмоционального, а вот во фразе "оставьте лирику", слово "лирика" говорит о возвышенных, пространных рассуждениях, причем, эти рассуждения совсем не обязательно ведутся о любви и романтике. Для таких рассуждений весьма характерны обороты вроде "если бы".

Лирика в литературе

Лирика - один из родов литературы, наряду с эпосом и драмой. К лирическим жанрам относят оду, элегию, эпиграмму и т.д. Также лирикой называют совокупность произведений этого рода, например, сборник лирики.

Смысл лирической литературы в том, чтобы отразить жизнь посредством чувств, впечатлений, переживаний и мыслей отдельного персонажа - лирического героя. В центре художественного внимания - образ-переживание, и все события, происходящие с героем, описываются через призму этого переживания.

Массу лирических стихотворений подарил миру величайший русский поэт А. С. Пушкин, среди известнейших: "Я вас любил…", "Зимний вечер", "Пущину" и т.д. А. А. Ахматова также радовала публику изобилием лирических произведений - "Я научилась просто, мудро жить…", "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе". Знаменитым лириком был и С. А. Есенин - "Гой ты, Русь моя родная", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Письмо матери". Любой поэт, таким образом, является лириком.

Лирика в музыке

Лирическая музыка - это композиции с преобладанием эмоционально-субъективных элементов. Одним из самых распространённых жанров музыкальной лирики является романс. Мелодия романса, как правило, очень тесно связана с текстом, многие композиторы даже объединяют романсы в вокальные циклы, например, "Зимний путь" Шуберта или "К далекой возлюбленной" Бетховена.

Кроме того, существуют в музыке лирико-эпические симфонии, основоположником которых считается Шуберт. Для таких симфоний характерно повествование о событиях в сочетании с эмоциональными переживаниями.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведе­ниях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно...» Лермон­това), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экс­прессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательно­го жанрового деления в лирике оказывается сам х а-рактер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызван­ное каким-то внешним предметом, событием, обстоя­тельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста мно-


гих произведений. К традиционным жанрам малой фор­мы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (послед­ний возник в итальянской поэзии).

Однако система названных жанров охватывает дале­ко не всю область лирики, в особенности лирики XIX-XX вв., когда в художественном сознании преодоле­вается прежняя нормативность жанрового мышления. Своеобразным зеркалом жанровой перестройки в лирике является замена жанрового принципа публикации текстов стихотворений хронологическим. Эмоциональная приро­да лирических произведений этого времени не поддается однозначному жанровому определению; во многих из них целая гамма переживаний, переходящих одно в дру­гое. Таково, например, стихотворение Пушкина «19 октяб­ря» («Роняет лес багряный свой убор...»), где лирическое высказывание помогает поэту преодолеть грусть и обрести радость. С разрушением жанровых канонов и усилением роли лирического героя, скрепляющего разные темати­ческие мотивы, жанровое значение приобретает цикл стихотворений (часто образующий книгу). Наиболее ран­ние циклы: «Песни Невинности» и «Песни Опыта» У. Блей-ка, «Лирическое интермеццо» Г. Гейне, «Листья травы» У. Уитмена, «Сумерки» Е. Баратынского, «Борьба» А. Гри­горьева. Циклизация становится нормой творчества у поэ­тов XX в. (Брюсова, который ввел это понятие, Блока, Пастернака, Ахматовой, Луговского, Вознесенского).

Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике - нацио­нально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого пе­реживания лирического героя.

Эмоциональной выразительности лирики соответ­ствует стихотворная речь, свойственная боль­шинству ее родовых форм (лирика в прозе - явле­ние очень редкое). Обычно лирическое произведение - это стихотворение, и его ритмико-строфическая компози­ция является важнейшим средством раскрытия содержа­ния. Традиционные разновидности такой композиции - элегический дистих, сонет, триолет и др. (см. гл. XVIII); в восточной поэзии - газель, рубаи и др., - представляют собой твердые строфические формы лирики, которые могут выражать различное содержание. К родовым фор­мам следует отнести и такие виды стихотворений, как по­слание (стихотворение, обращенное к определенному лицу и часто содержащее его характеристику), стансы


(каждая строфа в стансах - замкнутое в себе и синтакси­чески законченное целое).

Стороной родовой формы выступает и сам объем тек­ста стихотворения. Наряду с обычным небольшим объе­мом произведения в лирике выделяется средняя форма описательно-медитативных жанров - оды, сатиры, иногда элегии. Есть также и большая форма медитативной лири­ки - так называемая лирическая поэма («Флейта-позво­ночник» Маяковского). Жанровое значение может также иметь связь стихотворения с пением (романс).

Жанры литературной лирики формировались на осно­ве народной лирической песни, в ее различных разновид­ностях.

Ода - стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значитель­ный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.). В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным - патриотическим, граждан­ским. Жанровая проблематика в оде может быть нацио­нально-исторической или нравоописательной. Националь­но-исторические оды в русской литературе писали поэты-классицисты - Ломоносов («Ода на взятие Хотина»), Державин (ода «На взятие Измаила»), а также поэты ре­волюционного романтизма - Пушкин («Вольность»), Ры­леев («Гражданское мужество») и др. Нравоописательная жанровая проблематика характерна для од Ломоносова, посвященных Елизавете. Поэт раскрывает перед импе­ратрицей свою программу преобразования России: ос­воение природных богатств, развитие наук и искусств, мирная внешняя политика («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»). Это общественное состояние, желаемое поэтом для России, было воспето им искренно и страстно.

Прообразом оды в обрядовой хоровой лирике была торжественная хвалебная песнь в честь богов - гимн у древних греков (у них была и особая муза гимнов - Поли­гимния). На этой основе возникали хвалебные песни, по­священные людям, например древнегреческие «эпини-кии» (песни в честь победителя на гимнастических состя­заниях). Слово «ода» (гр. - ode - песнь) лишь постепен­но стало названием особого жанра. Из античной лирики на европейскую оду оказали наибольшее влияние эпи-никии Пиндара и оды Горация. Им подражали как образцу поэты классицизма Малерб, Буало, в России - Ломоно­сов, Сумароков. Классицисты относили оду к высоким


жанрам и придерживались правил при ее написании. Композиция оды должна была отличаться «беспоряд­ком», за которым скрывалась строгая логика, язык дол­жен был быть «украшен» мифологическими образами, тропами, риторическими фигурами, всеми приемами ораторской речи, строфика - выдержана по определен­ной схеме. Русская ода, по примеру Ломоносова, писа­лась четырехстопным ямбом и десятистрочными стро­фами.

С упадком классицизма начинается разрушение оды как нормативного жанра. В русской поэзии Державин вводит в оду юмористические мотивы, слова «низкого штиля» (ода «Фелица»). Ода становится мишенью язви­тельной критики сентименталистов и охотно ими паро­дируется («Чужой толк» И. Дмитриева). Однако стилевые традиции оды классицизма еще оказываются плодотвор­ными в гражданской оде Радищева, Пушкина, в лирике поэтов-декабристов.

Сатира как жанр лирики - стихотворение, выражаю­щее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор пере­довой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Так, Кантемир в своих сатирах выступает защитником преобразований Петра; он клеймит невежд, «хулящих учение», «дворян злонравных», кичащихся своим происхождением, - всех, кто хочет жить по-ста­рому. Белинский считал Кантемировскую традицию в русской литературе XVIII в. наиболее тесно связанной с жизнью.

Хотя язвительной насмешки исполнены многие древ­негреческие «ямбы» (Архилох, Гиппонакт), как жанр сатира оформляется в римской литературе, в стихотво­рениях Горация, Персия, Ювенала, написанных гекза­метром; в сознании последующих эпох «муза пламен­ной сатиры» (Пушкин) - это прежде всего муза Юве­нала.

Римскую сатиру стремились возродить классицисты (во Франции - Буало, в России - Кантемир, Сумаро­ков), а позднее поэты революционного романтизма («К временщику» Рылеева, «Послание к цензору» Пушкина), применявшие александрийский стих. С развитием реа­лизма в литературе основной формой выражения сати­рического пафоса в лирике становятся стихотворения, не подчиняющиеся каким-либо стилевым нормам в своей


композиции, ритмике, объеме («Нравственный человек» Некрасова, «Прозаседавшиеся» Маяковского).

Элегия - стихотворение, исполненное грусти, не­удовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной («Скорбные элегии» Овидия, написан­ные в изгнании, «Умирающий Тасс» К. Батюшкова). Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое пережива­ние не имеет конкретной мотивировки. Например, в эле­гии Пушкина «Я пережил свои желанья...» за пределами текста остается описание «бурь судьбы жестокой», при­ведших к страданию. Такая элегия свободнее от дикту­емой традицией описательности.

Элегия может быть различной по своей жанровой проблематике, например нравоописательной - выражать скорбь о гражданском состоянии общества («Дума» Лер­монтова, «Несжатая полоса», «Элегия» Некрасова). Но чаще элегическая грусть связана с личной судьбой поэта, типичные мотивы романических элегий - одиночество, страдания любви, воспоминание о прошлом («Ненастный день потух...» Пушкина, «Признание» Е. Баратынского, «Вечерний звон» Дж. Мура в переводе И. Козлова). Иногда разочарование поэта в жизни принимает фило­софский характер, в элегии возникают мотивы быстро­течности жизни, неизбежности смерти и др. («На смерть князя Мещерского» Державина, «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Пушкина).

Элегия произошла, по-видимому, от древнегрече­ской похоронной песни. Но само слово «элегия» указыва­ло первоначально на определенную стихотворную фор­му- элегический дистих (см. гл. XVIII). В древнегре­ческой поэзии (Мимнерм) и римской (Тибулл, Пропер-ций, Овидий) элегия была преимущественно любовной по своей тематике. Классицисты проявляли определен­ный интерес к элегии как к античному жанру, но настоя­щий ее расцвет связан с романтизмом, одним из мотивов которого была «мировая скорбь». Обычным размером элегии был ямб. В романтической элегии создается спе­цифический элегический стиль со своим устойчивым поэтическим «словарем» (Вспомним Ленского-поэта в «Евгении Онегине»: «Он пел разлуку и печаль,//И нечто и туманну даль, //И романтические розы...»). Но посте­пенно эта традиция преодолевается, содержание и стиль элегии обретают большое разнообразие.

Эпиграмма, эпитафия, мадригал - малые формы ли­рики. В истории литературы известны широкое (древне-


греческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа (алтарях, треножниках). Видом эпиграммы была эпитафия - надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разнообразными. Эпи­грамма могла заключать в себе описание какого-нибудь предмета или лица, поучение, насмешку, восхищение, как, например, у Платона:

На звезды смотришь ты, звезда моя. Хотел бы Быть небом; тысячами глаз глядеть, тобой любуясь.

Оригинальность мысли и лаконизм ее выражения - вот что всегда ценилось в эпиграмме.

Древнегреческие эпиграммы дошли до нас главным образом в сборниках - антологиях (rp. anthos - цветок), отсюда жанр антологического стихотворения в поэзии нового времени, вдохновлявшей античностью.

Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с I в до н. э. - короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Острота в такой эпиграмме - ре­зультат тщательной словесной отделки (широко исполь­зуются ирония, каламбур, перифраз, реминисценция, сравнение и т. д.); эпиграмма должна неожиданно пора­зить своей меткостью. Так, в эпиграмме В. Пушкина остроту рождает «нелогичная» концовка:

«Змея ужалила Маркела».

- «Он умер?» - «Нет, змея, напротив, околела!»

Юмористические и сатирические эпиграммы - ост­рое оружие в литературной борьбе. Блестящими эпи­грамматистами были А. Пушкин, М. Лермонтов, Д. Ми­наев. В советской поэзии мастера этого жанра - С. Мар­шак (замечательны его как переводные, так и ориги­нальные антологические эпиграммы), А. Архангельский и др.

Антиподом эпиграммы (в узком значении слова) яв­ляется мадригал - короткое полушутливое стихотворе­ние комплиментарного характера (обычно обращенное к даме). Мадригал был популярен в русской «альбом­ной» поэзии конца XVIII - начала XIX в.

Жанр - понятие достаточно широкое, в художественном творчестве любой автор мыслит жанровыми категориями. В известном смысле жанр - рама, в которую вмещается жизненный опыт автора. Но рама диктует при этом не только объем текста, но способ его организации.

Согласно античной классификации лирику можно разделить на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию, дифирамб (симпатия к одному лицу), послание (обращение к лицу в форме письма).

Сонет - одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей. Сонет, излюбленный жанр Уильяма Шекспира, имеет каноническую форму стихотворения, состоящую из 14 строк. В свою очередь сонет делится на итальянский и английский. Итальянский сонет состоит из двух катренов (четверостишье, связанное с представлениями о составных частях мира: земля, вода, воздух, огонь) и двух трехстиший. Английский же сонет состоит из трех катренов и одного двустишья. Таким образом, структура и является основным отличием между английским и итальянским сонетом.

Отрывок представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

Сатира, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

Эпиграмма - короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский.

Эпитафия представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

Это деление сохранялось долго, но примерно в середине 19 века и позднее стали появляться лирические жанры большой формы, например, лирическая поэма (Уитмен "Листья травы", Блок "Соловьиный сад"). Они сменили короткую лирическую песню - элегию (Жуковский, Лермонтов, Беранже). Такие жанры роднятся с жанром баллады ("Людмила" и "Светлана" В.Жуковского, "Рыцарь на час" Н.Некрасова). Некоторые лирические жанры вследствие их музыкального оформления называют романсами.

Баллада -- жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

В Италии между многими другими баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. При Карле V баллады вошли в употребление и в северной Франции. При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский

Лиро-эпический жанр литературно-художественного произведения сочетает признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирического "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция -- тема эпического повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психологическая мотивировка (лирический комментарий в "За далью -- даль" А. Т. Твардовского), как элемент художественной концепции (лирическая тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутреннюю атмосферу романа, где герои -- "невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Расцвет лиро-эпического жанра происходит в литературе сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика и ниспровергаются жанрово-родовые каноны. Наиболее характерным для лиро-эпического жанра в 19--20 вв. является жанр поэмы.

Поэма - это произведение в стихах ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, "Василий Теркин" А.Т. Твардовского), которое занимает промежуточное положение между эпосом и лирикой. В лиро-эпической поэме событийный сюжет, нередко разворачивающийся в странствиях, выступает как результат авторского переживания. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую. Известно много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирони-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная комедия" Данте, "Потерянный рай" Дж. Мильтона и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была поэма с романическими особенностями сюжета, связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в поэме выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция -- особенности, характерные уже для предромантических поэм ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. "Вершинные" в эволюции жанра романтической поэма произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер ("Медный всадник" А. С. Пушкина, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка" Г. Гейне). Во 2-й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений ("Песнь о Гайавате" Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития поэмы в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В поэме XX в. душевные переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание" А. Белого).

По отношению к прозаическим произведениям лиро-эпического жанра чаще употребляется термин "лирическая проза", она широко представлена современными автобиографическими произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский).

Лиро-драматический жанр - жанр смешанной формы, сочетающий в себе особенности изображения действительности, присущие лирике и драме. Например: А.П. Чехов "Вишневый сад".

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира («И скучно и грустно...» Лермонтова), но и в описательной, повествовательной лирике; здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. («Утес», «Три пальмы» Лермонтова). Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний (пафос).

От античной литературы идет традиция, по которой лирические жанры выражают различные чувства, часто достигающие силы пафоса. Таковы ода, сатира, элегия. Первоначально в них выражалось чувство поэта, вызванное каким-то внешним предметом, событием, обстоятельствами жизни. Отсюда описательно-медитативная композиция и сравнительно большой объем текста многих произведений. К жанрам малой формы относятся эпиграмма, эпитафия и мадригал (послед-ний возник в итальянской поэзии).

Традиционно выполняются следующие жанры лирики:

Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра.

Первоначально в Древней Греции одой называли любую форму стихотворной лирики, предназначенную сопровождать музыку. Называлось одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний:

Пусть Геродот теперь
Вознесён будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесёт семивратным Фивам!

В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina — «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).

Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI—XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.Знаменитые оды этого периода: Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием —гекзаметр-пентаметр. Слово λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиаду ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Впоследствии был, пожалуй, только один период в развитии европейской литературы, когда словом Элегия стали означать стихотворения с более или менее устойчивой формой. И начался он под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея, написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма, сменившего ложноклассицизм. В сущности же это было склонением поэзии от рассудочного мастерства в однажды установленных формах к подлинным истокам внутренних художественных переживаний.

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин, Богданович, Аблесимов, Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище»; 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённыхЖуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (точнее, это — элегия-баллада). Элегией назвал Жуковский свое стихотворение «Море».В первой половине XIX века давать своим стихотворениям названия элегий было распространено, особенно часто свои произведения называли элегиямиБатюшков, Баратынский, Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Элегии писали: Фридрих Шиллер: Ода к радости, Г. Р. Державин: «Фелица» (1782), «Властителям и судиям» (1780), «Вельможа» (ноябрь 1794), «Бог» (1784), «Видение мурзы» (1783—1784), «На смерть князя Мещерского» (1779), «Водопад» (1791—1794), М. Ломоносов: «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» 1742/1747 годов.

Послание - литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

К древнейшим письмам, упоминаемым в классической и восточной литературе, принадлежат письмо индийского царя Стратобата к Семирамиде, Давида к Иоаву (письмо Урии), царя Прэта Аргосского к царю ликийскому.Классическая древность отличается уже значительным развитием корреспонденции. Дошедшие до нас греческие письма — по большей части фальсификации, приписанные выдающимся историческим деятелям риторические рассуждения (ср. Westermann, «Deepistolarum scriptoribus graecis»,1853—1858, 9 ч.; полная коллекция греческих писем — Hercher, «Epistolographi graeci», 1873). От римлян дошли до нас по преимуществу те письма, которые заведомо были предназначены для обширного круга читателей. Лишь у Цицерона находим мы настоящие частные письма; наоборот, знаменитые письма Плиния и Сенеки имеют только эпистолярную форму.Со II века письмо становится у римлян особым литературным родом (Фронтон, Симмах, Сидоний, позднее Сальвиан, Руриций (епископ Лиможский),Эннодий). Стилистические формы письма были сходны у греков и римлян. Подписи не было; имя пишущего ставилось во главе письма ранее имени получателя. Со времен империи, особенно при византийском дворе, исчезла былая классическая простота; письмо частное приблизилось, по важности стиля, к официальному посланию. Оставалось обычным и обозначение, где и когда письмо написано (datum): отсюда слово дата.Христианские латинские писатели пользовались письмами по преимуществу для проповеднических целей (Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Лактанций, Иероним Стридонский, Блаженный Августин).

Эпиграмма - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях (см.эпитафия). Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами.

В русской поэзии эпиграммы писали уже Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович; сатирические эпиграммы, оригинальные и переложения, принадлежат А. Д. Кантемиру, во второй половине XVIII века — В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и другие поэты. У Н. М. Карамзина и его последователей (В. А. Жуковский, В. Л. Пушкин) эпиграмма приобрела салонный характер и сблизилась с разновидностями альбомных стихов.

Песня - может выступать и как эпический, и как лирический жанр. Эпическая песня обладает сюжетностью (яркий пример - «Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина). В основе лирической песни лежат переживания главного героя или автора (например, песня Мери из "Пира во время чумы" А. С. Пушкина).

Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».

Романс - небольшое эпическое стихотворение, которое в немногих чертах излагает событие, хотя и обыкновенное, но возбуждающее фантазию и чувство. Появившийся раньше всего в южных странах, романс отличается живым изложением и яркими красками, между тем как баллада, принадлежащая северным странам, изображает преимущественно мрачное, серьёзное, таинственное в природе и в человеческой душе. Название (исп. romance) происходит от исп. romanzo — по-романски: в романских странах обозначало народный язык в противоположность латинскому, а также стихотворения, написанные на этом языке.чества.

Сонет - поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:

    итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;

    английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;

    иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -

    русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.

Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам и другие.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.

В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.

    лексика и интонация должны быть возвышенными;

    рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;

    знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.

Особую трудность - и потому вершину поэтической техники - представляет собой венок сонетов : цикл из 15 стихотворений, начальная строка каждого из которых является последней строкой предыдущего, а последняя строка 14-го стихотворения является первой строкой первого. Пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех 14-ти сонетов цикла. В русской лирике самыми знаменитыми стали венки сонетов В.Иванова, М.Волошина, К.Бальмонта.

К появлению новых разновидностей сонета приводила также перемена количества строк и строф в стихотворении. Поэт мог добавить к произведению «хвост» в виде терцета или графически обособленной строки - и получался «хвостатый» сонет или сонет с кодой. Так, не случайно В.Я. Брюсов определил форму поэтического послания «Игорю Северянину» как «сонет-акростих с кодою»: поэт хотел, чтобы начальные буквы каждой строки сложились в ту последовательность, которая образует имя адресата в заглавии стихотворения; но в последовательности «Игорю Северянину» - 15 букв, а в стандартном сонете - 14 строк; поэтому и была добавлена еще одна строка, кода.

Сатира как лирический жанр - стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике; поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием. Так, Кантемир в своих сатирах выступает защитником преобразований Петра; он клеймит невежд, «хулящих учение», «дворян злонравных», кичащихся своим происхождением, — всех, кто хочет жить по-старому. Белинский считал Кантемировскую традицию в русской литературе XVIII в. наиболее тесно связанной с жизнью.

Хотя язвительной насмешки исполнены многие древнегреческие «ямбы» (Архилох, Гиппонакт), как жанр сатира оформляется в римской литературе, в стихотворениях Горация, Персия, Ювенала, написанных гекзаметром; в сознании последующих эпох «муза пламенной сатиры» (Пушкин) — это прежде всего муза Ювенала.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта