Анна Ахматова – русская поэтесса, которая писала замечательные лирические стихи. Первым ее сборником, который был выпущен тиражом в три тысячи экземпляров, был «Вечер», куда вошли первые ее стихи, тематикой которых была любовь и тема расставаний. Среди стихов, вошедших в сборник, есть и замечательное стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Нам как раз и предстоит анализ стихотворения Ахматовой «Дверь полуоткрыта»
Начинается стихотворение Анны Ахматовой «Дверь полуоткрыта» тем, что через полуоткрытую дверь в комнату проникают ароматы сладкой липы, и, возможно, эти ароматы мы и сами бы почувствовали, но красоту природы затмевает неприятный момент в жизни героини. Она только что рассталась с мужчиной, который ушел, забыв свои перчатки и хлыстик. Героиня не понимает, почему ушел любимый. Скорее всего, он ушел после ссоры. Он так торопился, что забыл свои вещи и оставил полуоткрытой дверь.
Продолжая сочинение на тему «Дверь полуоткрыта» и работая над анализом, хочется остановиться на двери. Именно эта полуоткрытая дверь и заставляет задуматься над произведением. Возможно, именно полуоткрытая, а не закрытая дверь, говорит нам о том, что героиня не окончательно приняла свое решение о расставании, возможно, она еще будет бороться за свою любовь. Хотя, дальше мы видим строки, где понимаем, устала героиня от такой любви «Сердце… ты совсем устало».
Несмотря ни на что, героиня призывает свое сердце быть мудрым, оставить все и начать новую жизнь и она верит в то, что новое утро, новая жизнь будет ясной и радостной, а сама жизнь будет прекрасной. Мы не знаем, с новым человеком это произойдет или же влюбленные помирятся, ну а пока, героиня лирического произведения страдает, ведь любая ссора,что происходит между влюбленными болью отражается в наших сердцах.
«Дверь полуоткрыта…» Анна Ахматова
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
В 1912 году издательство «Цех поэтов» выпустило дебютный сборник Ахматовой «Вечер» тиражом в три сотни экземпляров, который тепло был принят профессиональными критиками и читающей публикой. В него включено стихотворение «Дверь полуоткрыта…». Как отмечают многие исследователи творчества Анны Андреевны, ее лирике свойственна сюжетная неполнота. Рассказываемая история часто словно вырвана из контекста, носит фрагментарный характер. Особенность эта есть и в рассматриваемом тексте. Перед читателями предстает женщина, по-видимому, недавно пережившая разрыв с любимым человеком. Можно только гадать, что осталось за кадром. Вероятно, случилась ссора, после которой мужчина в спешке ушел, — об этом свидетельствуют забытые на столе хлыстик и перчатка. Финал стихотворения, в котором упоминаются бессмертные души, намекает на возможную скорую смерть лирической героини. При этом в середине текста давалась надежда на позитивный исход. Женщина пыталась понять, почему возлюбленный ее покинул, уговаривала себя жить дальше, ведь завтра наступит ясное и радостное утро.
Действие в анализируемом тексте полностью переведено в зону предметности. Значительную роль играет пространство, выступающее в качестве атрибута лирической героини. В стихотворении «Дверь полуоткрыта…» напрямую оно не названо. Впрочем, в данном случае это не так уж и важно. Гораздо интереснее другое – нахождение внутри помещения тесно связано с мотивом одиночества и разлуки с любимым человеком, что часто встречается в лирике Ахматовой.
Стихотворение «Дверь полуоткрыта…», как и некоторые другие произведения Анны Андреевны, можно рассматривать как своего рода психологическую новеллу. При этом стоить учитывать, что доминанта ранней поэзии Ахматовой – «стремление к лаконизму и энергии выражения». Получается, ее лирика близка не к прозе вообще, а к поэтическим рассказам двух важнейших русских авторов двадцатого столетия – Чехова и Бунина. Что касается тяготения к вещизму, о котором говорилось выше, то здесь истоки необходимо искать в творчестве Анненского – одного из учителей Анны Андреевны. Для них обоих мир мыслей и чувств невозможен без материальной среды. Они прекрасно понимали, что в человеческой памяти всегда остаются зацепки, как хлыстик и перчатка в стихотворении «Дверь полуоткрыта…», которые напоминают об определенных переживаниях и эмоциях.
Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.
Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…
Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.
(No Ratings Yet)