Главная » Засолка грибов » Что находилось в средневековой деревне. Жизнь в средневековой деревне

Что находилось в средневековой деревне. Жизнь в средневековой деревне

Средневековые деревни располагались вокруг замка феодала. Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и сотен деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями. Участники войны за особые заслуги иногда награждались землей и одной деревней. Это были самые мелкие феодалы. А среднестатистический феодал обладал несколькими селами и их жителями. Вся земля, принадлежащая феодалу и пригодная для возделывания, а также пастбища делились на две неравные части: большая часть, конечно, была господская, а меньшая – крестьянская. Но всю эту землю приходилось обрабатывать, естественно, самим крестьянам. А вот лугами, лесами и водоемами могла пользоваться и сельская община. Каждая семья в деревне имела свой участок земли в поле, небольшой домик, двор с огородом, а также простые орудия труда, рабочий и домашний скот и птицу. Работая на своем поле и в своем хозяйстве, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, но часть произведенной продукции они должны были отдавать своему феодалу, то есть платить оброк. Кроме того, они были обязаны работать и на господских полях (барщина). А феодал в свою очередь платил налог в государственную казну продуктами своего натурального хозяйства. Государственные резервы существовали для того, чтобы содержать армию (Средневековье – время непрерывных войн и Крестовых походов), торговать, производить товарообмен, запастись на случай неурожаев и голода, строить объекты всеобщего пользования. Таким образом, материальное благополучие в стране обеспечивалось, в основном, за счет крестьянского труда. В средневековой деревне, принадлежащей среднестатистическому феодалу было, например, двадцать – двадцать пять дворов. В каждой семье, кроме взрослых, по пять-шесть детей разного возраста. Вообще-то, дети в семье рождались ежегодно, но часто умирали еще в младенчестве то от какой-нибудь болезни, то от угарного дыма (зимой дома отапливались по-черному, то есть без дымохода), то от несчастного случая, то во время эпидемий. Каждая семья в деревне, кроме работы на земле и хлопот с домашней скотиной, имела еще и некоторое ремесло. В селе обязательно был свой кузнец, свой гончар, свой пасечник, свой плотник и т.д. Таким образом, люди, объединенные в сельскую общину, могли коллективно обеспечивать себя почти всем необходимым в пределах своей деревни. Конечно, какие-то товары сельские жители ездили покупать (или обменивать) на рынок в город, например, соль, металлические изделия, нитки, иголки и иногда ткани. Хотя производство простых, грубых тканей община в деревне тоже могла наладить. Для этого, конечно, нужно было вырастить лен и коноплю, обработать сырье, построить ткацкий станок и научить двух-трех девушек работать на нем. Полотно из льна и конопли отбеливали в древесной золе, тщательно выполаскивали в речке или озере и расстилали на солнцепеке, чтобы оно выгорело до окончательной белизны. Все женщины и девушки с детства были научены шить простую одежду, готовить еду, прясть шерсть, вязать.

Крестьяне, обладавшие лишь ограниченными правами на землю — главное богатство Сред-невековья, — занимали подчинённое положе-ние в обществе. Но именно их труд являлся его основой.

Крестьяне и сеньоры

В Средние века те, кто трудился, — а более 90% их составляли крестьяне — считались третьим сословием , необходимым, но самым низшим. Их низкое положение связывалось с зависимостью и тем, что они не имели в своей собственности зем-ли — она была владением сеньора. В то же время считалось, что крестьянин всех кормит и что его труд угоден Богу.

Земля сеньора обычно была поделена на две части. Одну он оставлял для себя: леса для охоты, луга, где паслись его кони, господское хозяй-ство. Весь урожай с господского поля шёл в имение сеньора. Другая часть земли дели-лась на наделы, которые передавались кресть-янам. За использование земли крестьяне несли повинности в пользу сеньора: работали на господском поле (барщина), платили оброк продуктами или деньгами, были и другие повинности. Судил крестьян тоже сеньор.

Свободных крестьян к XII в. в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни несли неболь-шие повинности, а другие подолгу работали на барщине или отдавали сеньору половину урожая. Самым тяжёлым было положение лично зависимых крестьян . Они несли повин-ности и за землю, и за себя лично.

Крестьянские повинности часто были весьма обременительны, зато они подолгу не менялись. А если сеньоры пытались увеличить их, нарушая давний обычай, то кресть-яне сопротивлялись, искали спра-ведливости в суде короля или даже восставали.

Жизнь в средневековой деревне

В раннее Средне-вековье в сельском хозяйстве распространилось трёхполье, при котором сельскохозяйственные культуры чередовались в определённом поряд-ке и земли меньше истощались. Урожайность оставалась низкой: в XI-XIII вв. с каждого мешка посеянного зерна собирали урожай от двух до четырёх мешков. А ведь крестьянин должен был оставить семена для посева, отдать десятину церкви и оброк сеньору, а на осталь-ное прожить вместе с семьёй до следующего урожая! Даже в урожайные годы многие крестьяне недоедали, но часто случались недороды и неурожаи, вызывавшие голод и болезни. Благополучие крестьянина легко мог-ли разрушить и набег врага, и распри феода-лов, и произвол сеньора.

Жизнь крестьян текла неспешно и однооб-разно. Её ритм был задан самой природой. Выживать вместе было легче, и крестьяне одной или нескольких деревень объединялись в общину . На её собраниях решались многие вопросы. Она определяла, чем засеять поле, устанавливала правила пользования общими деревенскими угодьями (сенокосом, пастби-щем, лесом ), разрешала споры между кресть-янами, организовывала помощь нуждаю-щимся, поддерживала порядок в округе.

Натуральное хозяйство

Крестьяне обеспе-чивали продовольствием и себя, и своего сеньора с его людьми, и ближайший город. Почти всё необходимое для жизни произ-водилось в каждой деревне. Покупали мало, да и платить за покупки было нечем.

Такое положение, когда почти всё необхо-димое не покупается, а производится на мес-те, называется натуральным хозяйством . В раннее Средневековье оно господствовало, но кое-что всё же приходилось покупать или выменивать, например соль. Да и сеньоры нуждались в дорогих и престижных товарах: в тонких тканях, в хорошем оружии, в поро-дистых конях; всё это привозилось издалека. Так что даже при натуральном хозяйстве тор-говля полностью не прекращалась. Материал с сайта

Жатва. Витраж XII в.

Стрижка овец. Миниатюра XV в.

Крестьянская культура

Кресть-яне помимо труда умели и наслаждаться отдыхом. На празд-никах они пели и танцевали, состязались в силе и ловкости. Крестьянские праздники, хотя и были освящены христианством, но час-то восходили к языческим обрядам. Да и сами крестьяне верили в колдовство и домовых.

Средневековая деревня была почти сплошь неграмотной. Зато устное народное творчест-во — старинные песни, сказки и пословицы — вобрало в себя народную мудрость. Мечту крестьян о справедливости воплотил образ благородного разбойника, мстящего за оби-женных. Так, английские баллады рассказы-вают о бесстрашном Робин Гуде, метком стрелке и защитнике простых людей.

Весной крестьяне пахали землю, сеяли яровые, ухаживали за вино-градниками. Летом заготавливали сено, жали серпами созревший урожай, ссыпали зерно в закрома. Осенью собирали виноград, дела-ли вино, сеяли озимые. В страду, когда решалась судьба урожая, работали от зари до зари. Затем наступало короткое время отдыха. И вот уже пора готовиться к новой полевой страде.

На этой странице материал по темам:

  • Презентация крестьяне в деревне средние века

  • Жизнь крестьян в средневековой деревне

Вопросы по этому материалу:

В период Средних Веков основной ценностью была земля . Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов . Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор . В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы .

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к .

Ба̀рщина это все работы крестьян в хозяйстве феодала . Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег .

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Пошлины

Также крестьяне платили десятѝну налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права . Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну . Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполо̀сицу .

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья : луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья , поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая . Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни .

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян


Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли . Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Голод

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом . Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы . Почву рыхлили бороно̀й . Урожай срезали серпа̀ми , потом молотили цѐпом . Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным .

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Сословие «тех, кто работает», являлось основой благосостояния средневековых государств.

Средневековая деревня и ее обитатели

1. Господская земля и крестьянские наде­лы. В Средние века действовало правило: ʼʼНет земли без сеньораʼʼ (в данном случае - госпо­дина). К IX-X векам всю землю в Западной Ев­ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, -хозяйство феодала, в котором работали зави­симые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук­тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчинœе дели­лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй­стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2. Феодал и зависимые крестьяне. За поль­зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять при­нудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крес­тьян были барщина и оброк. Барщиной называ­ли всœе даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж­ны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис­правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Οʜᴎ имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото­рые были поземельно зависимыми крестьяна­ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра­боту на барщинœе крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично за­висимых крестьян. Чаще всœего потомки пре­жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про­дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. В случае если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединœены в общины, которые ведали прежде всœего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав­лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин­ников были равные условия для ведения хозяй­ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая ʼʼчересполосицуʼʼ, ког­да приходилось перебираться через участки со­седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот всœе жители деревни. По этой причине общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако­выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посœеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всœеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать­ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мель­ницах (а не дома, при помощи ручных жерно­вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд­шало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всœей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч­ку и целыми деревнями они убегали от жесто­ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каж­дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник.

Крестьянский дом чаще всœего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, в связи с этим стены были чер­ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян­ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря.

Обстановка дома состояла из грубо сколочен­ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра­нения праздничной одежды: ее наживали года­ми и передавали по наследству. Спали на широ­кой кровати или на скамьях, которые покрыва­ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни­лись предметы обихода, различная утварь: ухва­ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета͵ корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под­вешивали на желœезном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телœега, упряжь для тяглового скота.

Обычной пищей крестьян были вареное зер­но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр.
Размещено на реф.рф
Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заме­нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов­ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно­образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч­ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до­бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), в связи с этим употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их при­готовления хранились в секрете.

5. Труд крестьян. В отличие от рабов крес­тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це­нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни­мание обращалось на умелость, сноровку, тру­долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить­ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всœего теми же орудиями труда, какие получали в на­следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег­ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рых­лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, в случае если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об­рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

В крестьянском хозяйстве преобладал мел­кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по­годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу­били посœевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми­рали от голода, бытовало даже людоедство. За­разные болезни тысячами уносили в могилу ос­лабевших, истощенных людей. В первые столе­тия Средневековья населœение Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима­та и распашкам новых земель населœение стало заметно увеличиваться, появились тысячи но­вых деревень и хуторов.

6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обес­печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон­скую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Та­ким образом, всœе крайне важно е для жизни лю­дей производилось в самой вотчинœе.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходи­лось приобретать привозные соль и желœезо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феода­лы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньга­ми, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелœегко - ведь во всœех вотчи­нах производили примерно одно и то же. Поэто­му у феодалов редко водились наличные день­ги, крестьяне же их почти не имели.

Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода­жи, а для собственного потребления.

Средневековая деревня и ее обитатели - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средневековая деревня и ее обитатели" 2017, 2018.

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке.

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» — такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

(Ответы учеников.)

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Х в.) .

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Таковы старинные обычаи, — пытаются успокоить молодых старики. — С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота — это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому двору!» — раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог — кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слуг.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

— Средневековая французская пословица гласил: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

— Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?
  2. Для средних учеников — §11, составить схему «Повинности: средневековых крестьян».
  3. Для слабых учеников — §11, вопросы и задания к параграфу.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта