Главная » Засолка грибов » Что такое затор? Как решают проблему дорожных пробок в разных странах мира? Заторы и зажоры льда на реках.

Что такое затор? Как решают проблему дорожных пробок в разных странах мира? Заторы и зажоры льда на реках.

Заторы - это скопление льда в русле, ограничивающее течение реки, в результате чего происходит подъем воды и ее разлив. Затор образуется обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. состоит он из крупных и мелких льдин.

Зажор - явление, сходное с затором льда. Однако, во-первых, зажор состоит из скопления рыхлого льда, тогда как затор есть скопление крупных и в меньшей степени небольших льдин. Во-вторых, зажор льда наблюдается в начале зимы, в то время как затор - в конце зимы и весной.

Главная причина образования затора - задержка процесса вскрытия льда на тех реках, где кромка ледяного покрова смещается сверху вниз по течению. Движущийся сверху раздробленный лед встречает на пути еще не нарушенный ледяной покров. Последовательность вскрытия реки с верху вниз необходимое, но не достаточное условие возникновения затора льда. Основное условие создается тогда, когда поверхностная скорость течения воды при вскрытии значительна (0,6-0,8 м/с и более). Различные русловые препятствия, например, крутые повороты, сужения, острова, изменение уклона поверхности от большого к меньшему, лишь усиливают процесс.

Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Необходимым условием образования является возникновение внутриводного льда и его вовлечение под корку ледяного покрова. Решающее значение имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/с), а также температура воздуха в период замерзания. Зажоры образуются на островах, отмелях, валунах, крутых поворотах, в местах сужения русла.

Главным критерием при классификации заторов или зажоров является их мощность. Они подразделяются на катастрофически мощные, сильные, средние и слабые. Катастрофически мощный затор или зажор определяется так: к рассчитанному максимальному уровню весеннего половодья прибавляют 5 м и более, для сильных - от 3 до 5 м, для средних - от 3 м и менее. При слабых заторах и зажорах в величины наивысших уровней воды весеннего половодья поправки не вводятся.

Затор льда - явление кратковременное. Высокий уровень держится обычно от 0,5-1,5 суток. Период зажорного уровня более длительный, до 3 суток. Спад уровня происходит обычно за 10-15 суток.

Нагоны - это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность. Такие явления случаются в морских устьях крупных рек, а также на больших озерах и водохранилищах.

Ветровой нагон, так же как половодье, затор, зажор является стихийным бедствием, если уровень воды настолько высок, что происходит затопление городов и населенных пунктов, повреждение промышленных и транспортных объектов, посевов сельскохозяйственных культур.

Главное условие возникновения нагонов - сильный и продолжительный ветер, который характерен для глубоких циклонов. Основной характеристикой, по которой можно судить о величине нагона, является нагонный подъем уровня воды, обычно выражающийся в метрах. Другими величинами служат глубина распространения нагонной волны, площадь и продолжительность затопления.

На величину нагонного уровня влияют скорость и направление ветра. Для морских устьев рек общее - это совпадение нагона по времени с приливом или отливом. Чем меньше уклон водной поверхности и больше глубина реки, тем на большие расстояния распространяется нагонная волна. Вот почему на крупных реках с малым уклоном волна распространяется на значительно большие расстояния, чем на малых.

Нагонные наводнения нередко охватывают большие территории. Продолжительность затопления обычно продолжается от нескольких десятков часов до нескольких суток. Чем крупнее водоем и меньше его глубина, тем больших размеров достигают нагоны.

На реках России, протекающих в различных физико-географических зонах, образование или очищение водной поверхности ото льда происходит, как правило, не одновременно по всей длине реки. В результате формируются заторно-зажорные явления, которые вызывают резкие подъемы уровней воды, приводящие к зимним наводнениям.

Зажоры возникают в осенне-зимний период на участках, где интенсивно образуется шуга при резком изменении уклона водной поверхности. Они формируются путем вовлечения скоплений шуги, образованной частицами внутриводного льда, под ледяной покров. Образование зажоров сопровождается значительным уменьшением живого сечения русла.

Затор представляет собой скопление льдин, возникших в связи с разрушением ледяного покрова при ледоходе, и также сопровождается уменьшением живого сечения потока.
На реках и в нижних бьефах гидроузлов могут наблюдаться два основных типа образования заторов - заторы подныривания и заторы торошения. Первые образуются при увлечении льдин под ледяной покров. Этот тип встречается главным образом на узких реках (шириной до 100 м) при подходе к кромке льда отдельных льдин, образовавшихся в результате разлома заберегов или в период пропуска льда через гидроузел. Заторы торошения образуются при подвижке и навале льда главным образом на широких реках при взламывании ледяного покрова в результате прохождения волн попуска или весеннего половодья.

Заторы торошения могут образовываться и при наличии, и при отсутствии связей ледяного покрова с берегами реки.

Ледяной покров примерзает к берегам, как правило, в суровые зимы на узких водотоках. На средних и широких реках, особенно в нижних бьефах гидроузлов он находится в плавающем состоянии, т. е. жестко не прикреплен к берегам.

Заторы льда на реках России образуются в тех местах, где транспортирующая способность русла сравнительно невелика. Образование заторов на реках, текущих с севера на юг, обычно начинается в нижнем течении основного русла (Волга, Кама, Ока и др.), а на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Обь, Енисей, Лена, Колыма и др.) - в верхней части бассейна, особенно на участках с «опасной» речной морфометрией (с сильной кривизной русла, песчаными отмелями, островками и т.п.).

Интенсивность образования заторов, их толщина и длительность существования определяются ледовой обстановкой перед вскрытием реки и особенностями гидрометеорологических и гидравлических условий в период весеннего половодья.
Заторы льда снижают транспортирующую способность русла и вызывают резкие и высокие подъемы уровня воды в реках, что приводит к затоплению обширных территорий.

Зимние наводнения и воздействие льда в период весеннего ледохода на хозяйственные объекты, гидротехнические и транспортные сооружения и водные экосистемы наносят существенный экономический ущерб и служат причиной временного нарушения экологического равновесия в водных объектах.
На реках Севера, Северо-Запада, Сибири и Дальнего Востока России уровень воды в период образования заторов, как правило, превышает уровень весеннего половодья или осеннего паводка. Это характерно и для горных рек.

Наледь - ледяной массив, образующийся на поверхности земли, льда, водоема, водотока или инженерного сооружения в результате замерзания периодически изливающихся природных или техногенных вод. Принято различать естественные, сопутствующие и искусственные наледи. Первые образуются в результате замерзания подземных, поверхностных или вод, изливающихся на поверхность намерзания в естественных условиях, существовавших до начала строительства или иного освоения территории. Причинами их образования чаще всего служат естественная разгрузка подземных и приповерхностных грунтовых вод, промерзание водоносных слоев, колебания расходов подземных вод, попеременное таяние и замерзание снега при частом переходе через 0°С, жидкие атмосферные осадки.

Сопутствующие наледи могут возникать при инженерном обустройстве территории - создании насыпей и выемок, укладке трубопроводов, строительстве дорог и мостов, при возведении опор ЛЭП, зданий и других инженерных сооружений. Эти наледи образуются в результате нарушения естественного водно-теплового режима подстилающих грунтов, что приводит к промерзанию водоносного тракта и ускорению излива на поверхность грунтовых и подземных вод, а также в результате приложения внешней нагрузки на ледяной покров и сброса промышленных и бытовых вод в зимний период.
Искусственные наледи создаются целенаправленной подачей воды на выбранную (созданную) поверхность намерзания.

Естественные наледи различают по размерам: 1 - малые (до 1000 м3); 2 - средние (1000…10 000 м3); 3 - большие (10 000…100 000 м3); 4 - очень большие (100 000…1 000 000 м3); 5 - гигантские (более 1 000 000 м3). По месту отложения льда выделяют наледи , логовые, косогорные, откосные, равнинные и т.п. По типу наледеобразующих вод различают наледи: поверхностных, подземных и смешанных вод.

На территории России в наледях аккумулируется примерно 94 км3 воды (45% - в речных наледях и 55% - в наледях подземных вод). Площадь всех наледей достигает 128 тыс. км2 - около 1% площади криолитозоны. Наиболее широко наледи распространены в горных районах. Средняя толщина наледей подземных вод составляет 2–2,5 м, максимальная достигает 10–12 м, а площадь - десятков квадратных километров. Наибольшие наледи встречаются в зоне сплошного распространения многолетней мерзлоты. Так, самая крупная в мире наледь расположена в Улаханской долине реки Мома - правого притока реки Индигирка и называется Большая Момская, или Момский Улахан-Тарын. Ее площадь более 100 км2, толщина от 3 до 8 м и объем около 0,5 км3. Относительная наледность территории, особенно на Северо-Востоке России, местами превышает 4–5%, достигая в отдельных случаях 10%. Речные наледи образуются практически на всех реках длиной от 10 до 700 км. На реках большей длины наледи, как правило, не образуются.

Экологическая роль наледных процессов проявляется, прежде всего, в перераспределении талого стока (приводит к его замедлению); в затруднении добычи животными корма под ледяными корками; в воздействии на микроклимат (снижение температуры теплого периода) и виды растительных сообществ наледных полян; в возможности использования наледного льда в качестве источника водоснабжения и хладоагента.

Наледные участки долин в зимнее время часто непроходимы для транспорта. Наледи около дорог и других сооружений приводят к оползанию и просадке земляного полотна, пучению мостовых опор, быстрому дроблению и крошению бетона. Образование наледей в водопропускных коллекторах и дренажных канавах может вызвать образование наледей на самом дорожном полотне, в результате чего усложнится или прекратится движение по дороге. А во время весеннего половодья это ведет к размыву дорожного полотна.

Образование наледей в горных выработках (в штольнях и шахтных стволах) может сделать их непригодными для работы. Образование искусственных наледей в результате сброса сточных вод ведет к окружающей местности и развитию термокарстовых процессов.

В каких науках и сферах человеческой деятельности применяется это слово? Каковы причины возникновения дорожных заторов и как с ними борются в прогрессивных странах и городах мира? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Затор - это… Определение и использование термина

Данный термин используется в нескольких научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Хотя значение слова «затор» примерно одинаковое. Синонимами к нему являются: пробка, задержка, заминка и другие.

Что такое затор? В самом широком смысле это замедление или временная задержка в движении каких-либо предметов (людей, частиц, автомашин и так далее). Причем все эти предметы или тела должны двигаться в одном и том же направлении.

Чаще всего термин «затор» применимо тогда, когда речь идет об автомобильном движении. В этом случае его нередко заменяют словом «пробка». Термин также широко используется в гидрологии. В этой науке под ним подразумеваются скопление льдин различного размера в руслах рек и водотоков. Заторы на реках случаются, как правило, ранней весной, провоцируя подъем уровня воды и паводки.

Что такое затор на дорогах?

Жители крупных мегаполисов уже привыкли простаивать в автомобильных пробках по пути на роботу или же возвращаясь с нее домой. Что такое затор на дороге? Что он собой представляет?

Когда количество двигающихся по дороге автомашин превышает ее пропускную способность, возникает автомобильная пробка, или затор. Его развитие происходит стремительно и лавинообразно: всего за несколько минут целая улица города может оказаться парализованной. Автомобильные заторы не следует путать с так называемыми дородными «тягучками» или временными очередями из транспортных средств перед светофорами.

Любопытно, что проблема уличных пробок возникла еще в XVII веке! Автомашин в те времена, разумеется, еще не было. Но были кареты, число которых зашкаливало.

В 2006 году в России был учрежден новый дорожный знак, который так и называется: «Затор». Знак является временным. Увидев его перед развилкой, водитель может выбрать альтернативный путь своего следования, дабы объехать проблемное место.

Причины дорожных пробок и способы их решения

Причин возникновения заторов на городских дорогах достаточно много. Попробуем выделить самые распространенные из них:

  • суточные и недельные перемещения населения;
  • серьезные аварийные ситуации;
  • ремонтные работы на важных автомобильных трассах;
  • наличие нерегулируемых пересечений дорог или проблемных перекрестков;
  • наличие сужений на проезжей части;
  • перекрытия движения на дорогах для проезда важных персон, чиновников, и пр.;
  • сложные погодные условия (туман, снегопад, гололед и др.).

С дорожными заторами в разных странах и городах пытаются бороться по-разному. Строительство дополнительных развязок, усовершенствование перекрестков, правильная регулировка светофоров и расширение проезжей части - это классические способы. В самых развитых государствах планеты к решению этой проблемы активно подключаются ученые, которые используют новейшие компьютерные технологии и разработки.

Эталонным примером в борьбе с дорожными пробками можно назвать бразильский город Куритибу. Местные власти довели работу общественного транспорта здесь практически до идеала. Во многих мегаполисах Восточной Азии эту с помощью квот (как, например, в Сингапуре). Здесь человеку нужно не просто купить автомобиль, но еще и приобрести квоту (разрешение) на его использование в пределах города.

А вот в Афинах к решению вопроса подошли нестандартно. В греческой столице по четным дням на улицы города разрешено выезжать лишь тем автомобилям, номера которых заканчиваются на четную цифру. В нечетные дни - все наоборот.

В заключение…

Прочитав нашу статью, вы узнали, что такое затор. Это задержка в движении людей, автомобилей или каких-либо других объектов, направленных в одну сторону. Заторы бывают не только на улицах, шоссе или автотрассах. Скопление льдин на реках во время их вскрытия в весенние периоды также называют заторами.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта