Главная » Засолка грибов » Эфиопия раньше. История эфиопии в кратком изложении с картинками

Эфиопия раньше. История эфиопии в кратком изложении с картинками

Древняя история государства Абиссинии, как раньше называлась Эфиопия, отличается в первую очередь тем, что эта территория никогда не была колонизирована европейскими завоевателями, как остальные страны африканского континента.

Вопрос о возникновении здесь цивилизации открыт до сих пор. Наверное, можно сказать, что люди жили здесь всегда, поскольку именно на этих территориях археологи нашли первые следы жизни человека.

Высоко в горах Большого Африканского Рога спрятано от всего остального мира государство Аксум.

Изначально это была империя солнцепоклонников, о чем свидетельствуют оставшиеся до сих пор каменные строения древнего аксумского архитектурного комплекса.

Существует легенда, записанная в древних библейских писаниях, которые хранятся в храмах Аксума. Согласно ей, около 3000 лет назад страной управляла Македа — царица Савская, родом из Иемена.

Узнав о мудрости царя Соломона, она собрала караван в 800 верблюдов и пошла в земли Израиля. Соломон предлагал царице остаться у него, но она вскоре вернулась обратно в свою империю, где и родила сына Менелика. Повзрослев Менелик решил повидать отца и отправился в Израиль.

Обратно он вернулся в сопровождении многих молодых сынов аристократов Израиля, и привезли они с собой Ковчег Завета Милосердия, что со времен Моисея находился на земле израильской.

Времена изменились, и Богу было угодно доставить Ковчег в земли Абиссинии, чтобы сохранить его до конца времен в высокогорных храмах, выдолбленных в скалах Аксума. Подробно эта древняя история излагается в священном абиссинском писании Кебра Нагаст, что в переводе означает Мудрость Царей. Книга эта в оригинале написана на языке геэз.

Этот древний язык, считающийся до сих пор в священным, имеет много общего с древними языками Южной Аравии. На нем написаны все древние писания Абиссинии, но в настоящее время он используется только при церковных службах и в молитвенных песнопениях. Сейчас в Эфиопии официальным государственным языком является амхарский, считающийся производным от геэз.

По предположениям историков христианское учение пришло в эти земли примерно в 4 веке, но существуют легенды, что Иисус сам ходил в горы Абиссинии и был принят местным народом с радостью.

Древняя история Африки Эфиопии. Христианство и ислам

Как бы то ни было, в истории Эфиопии христианское учение распространилось довольно быстро и повсеместно. В горах получило развитие монашество и подвижничество отдельных аскетов. Было выдолблено в скалах бессчетное количество храмов, скитов и монастырей.

По сей день, никто точно не знает их количество и месторасположение. Учение здесь не насаждалось насильственно со стороны правящих кругов, а приходило к людям постепенно, от аскетов-подвижников, людей знания, и постепенно проникало в сердца простых людей, которые на тот момент уже были воспитаны в традициях мудрости царя Соломона.

Таким образом, православная церковь Абиссинии была существенно удалена и отделена от остального христианского мира.

И хотя формально она была связана с коптской церковью, по факту сильно отличалась от нее. Она и по сей день сохранила свою аутентичность, даже на первый взгляд сильно отличаясь от привычного нам греко-византийского стиля.

Также развивалось церковное искусство и образование.

Дети - сироты, как правило, все жили под присмотром монастырей и получали образование наравне с другими детьми.

Абиссинская церковь очень богата древними писаниями.

Многие книги, хранящиеся здесь, являются уникальными, например «Книга чудес неба и земли», показывающая практику религиозного мистицизма.

Или известная здесь книга «Физиологус» - большая работа по естественной истории всего живого.

История древнего развития искусства Эфиопии

Надо сказать, что Абиссиния (Эфиопия) единственное место в Африке, где есть своя письменность, сохранившаяся с древних времен до наших дней в почти неизменном виде. Также активно развивалась иконопись, ювелирное искусство изготовления всевозможных крестов.

Практически в каждой провинции страны есть свое, характерное для данной местности изображение Святого креста. Древняя история ислама в Абиссинии предположительно зарождалась со средних веков с начала проникновения этой веры исповедания. Выходцы из Аравии заселяли местные горы и впоследствии целые районы были исламизированы. Периодически случались религиозные стычки и междоусобные войны.

К 19 веку центральная государственность заметно ослабла и страна погрязла в междоусобных войнах разных провинций. В 1853 году все царство вновь объединил вступивший на престол император Теодор 1. Его управление отличалось умеренностью и спокойствием, но впоследствии он ввязался в войну с Англией и проиграл сражение.

Вся страна вновь погрязла в разрозненных междоусобицах, при этом еще территории пытались завоевать итальянцы, претендовавшие на колонизацию этих земель.

Параллельно на земли претендовали исламские арабы. Но тут в Абиссинии появился очень сильный и мудрый правитель из Шоа — Менелик. Благодаря своей военной стратегической мудрости он сумел объединить все разрозненные земли страны.

Для победы он даже использовал в начале союз с итальянцами, которые сочли союз выгодным, так как не принимали всерьез фигуру императора и надеялись колонизировать сразу все территории. Но Менелик одержал окончательную победу в последней битве с итальянскими войсками, оказавшись гораздо умнее и образованнее, чем предполагали европейцы. Он сыграл решающую роль в истории Эфиопии.

Заставив Европу считаться с собой, он определил и объединил область страны, фактически почти всю площадь современной Эфиопии, и удалил европейцев от притязаний на колонизацию этих земель. Также за время своего правления император Менелик проводил реформы, направленные на улучшение социально-экономического положения страны. Поэтому древняя эфиопская история имеет свои положительные стороны, особенно это отмена рабства (об этом мы поговорим позже).

После его смерти, через непродолжительное время, во главу государства был коронован молодой Рас Тафари, прямой потомок рода Давидова и царицы Савской.

Таким образом, в стране была восстановлена древняя династия царей. Вскоре его короновали как Императора под именем Хайле Селассие 1, что переводится как сила Святой Троицы. Ему также предстояло всю жизнь бороться с попытками завоевания страны со стороны итальянцев.

В начале своего правления император начал серьезные реформы. Эфиопия отмечается как одна из первых официальных стран, где было отменено рабство. Стали появляться первые государственные школы и госпитали, в столице открывается первый университет. Начинается развитие промышленности.

Реформы были прерваны вторжением итальянских войск. В 1936 году армия Италии захватывает столицу и императору приходиться бежать из страны за помощью.

Через три года он вернулся вместе с английской армией, которая помогла выгнать захватчиков. Началось восстановление страны после оккупации. Необходимо было опять с нуля поднимать экономику, медицину, образование, почти все отрасли производства и сельского хозяйства. Эфиопия входит в состав ООН и Лиги Наций. В это время активно развиваются русско-эфиопские отношения. К 1970 году Аддис Абеба становится крупнейшим в Африке политическим и культурным центром.

Через три года в стране случается большое несчастье — голод в провинции Уолло, вызванный небывалой засухой и унесший жизни многих тысяч людей.

В стране начинаются волнения и недовольства. Коммунистическая партия проплачивает военный переворот и в 1974 году во главе нового правительства оказывается Менгисту Хайле Мариам.

Императора взяли под стражу и в скором времени убили. В стране начинается гражданская война.

Далее красный террор. После распада СССР социалистическое правительство Эфиопии перестает получать денежные дотации и в скором времени свергается. Страна официально получает название Демократическая Республика Эфиопия.

За годы социалистического режима из состава страны вышла прибрежная область Красного моря — Эритрея. Таким образом, сегодня современная Эфиопия не имеет прямых выходов к морю.

Тем не менее, сегодня страна переживает период возрождения. Уделяется внимание образованию населения, открывается много новых школ и высших учебных заведений. Аддис Абеба продолжает быть центром политики и культуры Африки.

Развивается международное сотрудничество со странами Востока и Европы. Несмотря на некоторые конфликты на границах с Эритреей и Суданом сегодня мирное время в истории Эфиопии.

ИСТОРИЯ
Исторические корни и легенды. Примерно за 10 веков до нашей эры семитские племена из южной Аравии высадились на северо-восточном побережье Африки и основали там Аксумское царство, преемником которого стала Эфиопия. Они закрепились на севере Эфиопского нагорья и стали продвигаться в южном направлении. Основные исторические и археологические источники относятся к периоду от 150 до н.э. до 600 н.э. В 4 в., в период правления царя Эзаны, в Эфиопии было принято христианство. Важную роль в распространении христианства сыграл сирийский монах Фрументий, который приобрел популярность среди новообращенной паствы и был возведен в епископский сан тогдашним патриархом Коптской церкви в Александрии Афанасием. Тем самым была заложена основа зависимости Эфиопской церкви от Коптской церкви Египта. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей), содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша), и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бoльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня). В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

Начало иностранного проникновения в Эфиопию. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению страны католичество, привели к многочисленным конфликтам. В конце концов в 1633 иезуиты были изгнаны из Эфиопии. В последующие 150 лет страна находилась почти в полной изоляции от Европы. К этому периоду относится основание столицы в Гондэре, где были сооружены несколько каменных замков. В середине 18 в. власть императора пришла в упадок, и страну охватили феодальные междоусобицы. В 1769 Эфиопию посетил английский путешественник Джеймс Брюс, пытавшийся отыскать истоки Нила. В 1805 английская миссия приобрела торговый порт на побережье Красного моря. В начале 19 в. в стране побывали и другие европейцы. В 1855 Теодрос, один из самых способных военачальников того времени, захватил императорский престол, возродил силу и авторитет верховной власти и попытался объединить и реформировать страну. Экспедиция Нэпира. После того как в течение двух лет королева Виктория не отвечала на письмо, направленное ей Теодросом, по приказу императора несколько официальных представителей Великобритании были брошены в тюрьму, находившуюся в Мэкдэле. Все попытки добиться их освобождения дипломатическими методами ни к чему не привели. В 1867 с целью освобождения узников в Эфиопию был направлен военный экспедиционный корпус под командованием генерала Роберта Нэпира. Высадившись с кораблей 7 января 1868 в местечке Мулкутто на берегу залива Зула, отряд Нэпира, численностью более 10 тыс. человек, по труднопроходимой горной местности двинулся в 650-километровый путь к Мэкдэле. Англичане получали помощь и продовольствие от местных жителей, недовольных императором Теодросом, в первую очередь тыграйцев. К Мэкдэле с другой стороны продвигался и Теодрос, власть которого к этому времени пошатнулась, а ряды императорской армии поредели. 13 апреля 1868 эта горная крепость пала под натиском английских войск. Во время штурма, не желая попасть в руки врагов, Теодрос застрелился. Вскоре английские войска покинули Эфиопию.

Первое поражение итальянцев. После гибели Теодроса императором стал Йоханныс IV, правитель Тыграя, союзник англичан в их войне с Теодросом. Его двадцатилетнее правление, насыщенное бурными событиями, началось с подавления попыток других претендентов захватить престол. Впоследствии на долю Йоханныса выпало много сражений с внешними врагами: итальянцами, махдистами и египтянами. Итальянцы, которые еще в 1869 приобрели порт Асэб, в 1885 с согласия англичан захватили Массауа, принадлежавший до этого Египту. В 1884 Великобритания и Египет пообещали императору, что Эфиопия получит право пользоваться Массауа, но итальянцы вскоре закрыли туда доступ и стали планомерно продвигаться в глубь Эфиопии. В январе 1887 воины императора нанесли итальянцам поражение при местечке Догали и вынудили их отступить. Затем Йоханныс вступил в военные действия с махдистами, то и дело вторгавшимися с территории Судана в Эфиопию. В марте 1889 он был смертельно ранен в одном из сражений. Императором Эфиопии стал негус Шоа Менелик, который на протяжении нескольких лет пользовался поддержкой Италии. Шоа Менелик совершил успешные военные походы против мятежных провинций и добился значительной консолидации эфиопского государства. В его правление началось проведение реформ, направленных на модернизацию страны.

Восшествие на престол Менелика II. 2 мая 1889, незадолго до официального акта коронации, Менелик заключил с Италией Уччальский договор, в соответствии с которым итальянцы получали право на занятие Асмэры. Внешне между обеими странами были установлены весьма дружественные отношения. Однако упомянутый договор стал источником многих проблем. В амхарской копии договора предусматривалось, что Эфиопия, если сочтет нужным, может прибегнуть к «добрым услугам» Италии во взаимоотношениях с другими державами. В итальянском же тексте договора утверждалось, что Эфиопия только так и обязана поступать. Практически это означало полный контроль Италии над внешней политикой Эфиопии. Используя свой текст договора, Италия заявила, что исходя из положений Генерального Акта Берлинской конференции 1885 она имеет право установить над Эфиопией свой протекторат. Упорство итальянской дипломатии в отстаивании выгодной ей трактовки Уччальского договора привело к его денонсации эфиопской стороной 11 мая 1893.

Соперничество между Великобританией, Францией и Италией. Все европейские державы, кроме России и Франции, признали претензии Италии на ее протекторат над Эфиопией. В 1891 был подписан англо-итальянский протокол, по которому в обмен на обязательства Италии ничего не предпринимать в долине Нила Великобритания признала, что итальянская сфера влияния распространяется на Эфиопию.

Второе поражение Италии. Италия использовала свое преимущество и начала продвижение в глубь Эфиопии. Добившись успехов в борьбе с войсками правителя Тыграя Мэнгэши, итальянское командование питало большие надежды на благоприятный исход кампании. Между тем Менелик, получив к этому времени крупные партии огнестрельного оружия из Франции и России, действовал быстро и решительно. Собрав мощную армию, он выступил против агрессора. 1 марта 1896 при Адуа произошло решающее сражение, завершившееся полным разгромом итальянских войск. 26 октября 1896 в Аддис-Абебе стороны подписали мирный договор, который аннулировал Уччальский и признавал независимость Эфиопии.

Крушение французских притязаний. Поражение Италии оставило Францию и Великобританию один на один в долине Нила. Памятуя о поддержке Франции в войне Эфиопии с Италией, император Менелик встал на сторону Франции. Последняя стала претендовать на ведущую роль в экономике Эфиопии, и возникла идея объединить колонию Французский Берег Сомали (Французское Сомали) на восточном побережье Африки с французскими владениями в Западной Африке. Менелик не без оснований считался одной из ключевых фигур в борьбе за власть в долине Нила. За десять лет, истекшие после битвы при Адуа, он значительно расширил территорию своей империи. Обученные французскими и русскими офицерами и хорошо вооруженные эфиопские войска покорили государство Кэфа и заняли обширные области, простиравшиеся к югу до оз. Рудольф и границы Кении. 20 марта 1897 между Эфиопией и Францией был заключен секретный договор, который устанавливал эфиопскую границу по Нилу и предусматривал предоставление Франции торговых концессий и определенных преимуществ, включая право на строительство железной дороги. 14 мая 1897 Менелик подписал соглашение с Великобританией, в соответствии с которым устанавливалась граница между Эфиопией и Британским Сомали. Великобритания, проводившая боевые действия против махдистского государства, получала право на провоз оружия и боеприпасов через территорию Эфиопии.

В Фашоде (совр. Кодок), расположенной на территории Судана, Франция оказалась в проигрыше прежде всего потому, что французскому и эфиопскому вооруженным отрядам не удалось соединиться в запланированное время, хотя эфиопы достигли Нила чуть выше Фашоды. Под британским давлением 3 ноября 1898 Франция отозвала свой отряд из Фашоды. Для французов это была большая потеря. 15 мая 1902 Менелик подписал договор с Великобританией о делимитации западных границ Эфиопии, и эфиопская сторона обязалась не отводить воды Голубого Нила. Четыре года спустя, 13 декабря 1906, между Францией, Великобританией и Италией было заключено соглашение, по которому эти державы обязались уважать суверенитет Эфиопии, но в случае ее раскола принимали на себя обязательство соблюдать свои особые интересы в этой стране. Сама Эфиопия не участвовала в выработке этих решений.

Внутренние проблемы. Между тем состояние здоровья Менелика ухудшилось, а в 1907 его разбил паралич. Вышеупомянутое тройственное соглашение 1906 было заключено именно тогда, когда стало известно о болезни эфиопского монарха. В июне 1908 Менелик выбрал преемником своего двенадцатилетнего внука Лиджа Иясу, позже рас Тэсэмма был назначен регентом. В 1911 после смерти Тэсэммы Лидж Иясу был признан достаточно взрослым, чтобы принимать решения и нести за них ответственность, однако он не обладал реальной властью. Менелик умер 12 декабря 1913, его смерть долго держали в секрете. Первая мировая война спасла Эфиопию от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Отец Лиджа Иясу, правитель области Уолло рас Микаэль, до крещения был мусульманином, и в 1915–1916 молодой император начал демонстрировать свою приверженность исламу. Он заявил, что является потомком пророка Мухаммеда, и стал носить чалму. Кроме того, Лидж Иясу установил дружественные отношения с Германией, Австро-Венгрией и Османской империей. Такое развитие событий встревожило дипломатические представительства стран Антанты в Аддис-Абебе, которые выступили в поддержку шоанского духовенства. Когда Лидж Иясу находился на юге страны, шоанская знать двинула свои войска на Аддис-Абебу. 27 сентября 1916 императрицей Эфиопии была провозглашена дочь Менелика Зоудиту, а рас Тэфэри, сын двоюродного брата Менелика раса Мэконнына, был объявлен регентом и наследником престола. В следующем году было завершено строительство железной дороги Джибути – Аддис-Абеба, и столица впервые получила столь важный доступ к морю.

Коронация Хайле Селассие. Период регентства раса Тэфэри протекал бурно. Опасаясь вторжения в Эфиопию немецких и турецких войск во время Первой мировой войны, некоторые союзные державы (Великобритания, Франция и Италия) в 1916 договорились, что в случае необходимости страна перейдет под управление Италии. Однако вступление Эфиопии в 1923 в Лигу наций закрепило ее независимость. В 1928 рас Тэфэри был коронован негусом, а через два года, 2 ноября 1930, после смерти императрицы Зоудиту (2 апреля 1930) взошел на престол под именем императора Хайле Селассие I.

Итальянская оккупация. Тяга к восстановлению былого величия Римской империи и память об унизительном поражении при Адуа как бы давали Муссолини и его фашистскому режиму повод для завоевания Эфиопии.

5 декабря 1934 в районе Уоль-Уоль, расположенном в 100 км от недемаркированной границы между Эфиопией и Итальянским Сомали, произошло вооруженное столкновение между итальянцами и эфиопами. Для выявления виновных спор был передан на рассмотрение Лиги наций, но в сентябре 1935 эта международная организация заявила, что ни одно из государств не является виновным. Между тем итало-эфиопские переговоры зашли в тупик, и решение проблемы снова безуспешно пытались найти в стенах Лиги наций. Наконец, в результате консультаций представителей Великобритании, Франции и Италии был выработан ряд предложений, направленных на урегулирование конфликтной ситуации. Эфиопия была готова к конструктивному диалогу, однако Италия, которая на этот раз активно наращивала в Итальянском Сомали и Эритрее численность своих войск, ответила отказом. 3 октября 1935 итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хотя вплоть до этого дня эфиопское правительство медлило с объявлением всеобщей мобилизации, плохо вооруженная эфиопская армия сумела на первых порах остановить наступление противника.

18 ноября 1935 Лига наций приняла решение о введении экономических и финансовых санкций против Италии. С целью удовлетворения итальянских требований в декабре того же года Великобритания и Франция выступили с предложением о расчленении территории Эфиопии, но волна общественных протестов, особенно в Великобритании, помешала осуществлению этого плана.

5 мая 1936 итальянские войска под командованием маршала Пьетро Бадольо вошли в Аддис-Абебу. К этому времени император Хайле Селассие был уже за пределами страны, получив убежище в Англии. Находясь в эмиграции, он выступил с речью на заседании Лиги наций в Женеве, заявив: «Бог и история будут помнить ваше решение». 9 мая 1936 Италия официально объявила об аннексии Эфиопии. 1 июня король Италии был провозглашен императором, Эфиопия, Эритрея и Итальянское Сомали были объединены в колонию Итальянская Восточная Африка.

Восстановление независимости Эфиопии. Итальянская оккупация продолжалась пять лет, и в течение всего этого времени эфиопские патриоты продолжали оказывать сопротивление захватчикам. Уже в самом начале Второй мировой войны проявилась низкая боеспособность итальянской армии. 12 июля 1940 Великобритания официально признала Эфиопию своим союзником. Для организации сопротивления оккупантам Хайле Селассие самолетом прибыл в Судан. 15 января 1941 эфиопская армия во главе с императором начала военные действия на территории Эфиопии. 6 апреля 1941 британские части выбили итальянцев из Аддис-Абебы, а 5 мая 1941 Хайле Селассие торжественно въехал в освобожденную столицу. 20 мая 1941 в местечке Амба-Алаге сдались последние итальянские части. Хайле Селассие вновь занял императорский трон.

Вторая мировая война и рост влияния Великобритании. Английские войска освободили Эфиопию от итальянской оккупации, однако сохранялась угроза Египту со стороны немецких и итальянских войск. В этой ситуации Великобритания нуждалась в надежных коммуникациях из Судана к побережью Красного моря. В январе 1942 было подписано англо-эфиопское соглашение, предусматривавшее установление сотрудничества между союзниками, отправку в Эфиопию английских гражданских и военных советников, а также предоставление финансовой и другой помощи для восстановления управленческого аппарата императора. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

19 декабря 1944 между Эфиопией и Великобританией, «двумя равноправными и независимыми державами», было заключено новое соглашение, которое тем не менее предоставляло английскому правительству преимущественное право при назначении советников и руководящего звена финансовой системы Эфиопии. Была реорганизована и расширена система образования, был восстановлен эфиопский контроль над железной дорогой к Джибути. В 1945 правительство Эфиопии предоставило «Синклер ойл компани» концессию по разведке и эксплуатации месторождений нефти сроком на 50 лет.

Эфиопия после Второй мировой войны. В 1945 Эфиопия стала членом-основателем Организации Объединенных Наций и сразу решительно заявила о своих правах на бывшие колонии Итальянское Сомали и Эритрею.

Мирный договор от 10 февраля 1947, официально положивший конец состоянию войны с Италией, отменил действие англо-эфиопского соглашения 1944. Власть императора была восстановлена на всей территории Эфиопии, за исключением Огадена, остававшегося под управлением британской военной администрации до 1948. Решением ООН было прекращено британское управление на территории Итальянского Сомали, и с 1950 оно на десять лет было передано под опеку Италии. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовали независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы вошла вместе с Эфиопией в состав федерации под управлением эфиопской короны.

В 1962 для установления полного контроля над портами Массауа и Асэб императорское правительство ликвидировало автономный статус Эритреи. В ответ эритрейцы-мусульмане организовали Фронт освобождения Эритреи (ФОЭ), который начал борьбу сначала за автономию, а затем и за независимость этой страны. К концу 1960-х годов на территории Эритреи было размещено около половины эфиопской армии. Борьбу против императорского правительства вели и другие движения, в первую очередь этнические сомалийцы в Огадене.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов полиции не раз приходилось силой разгонять демонстрации левых студенческих групп, которые выступали под лозунгами проведения в стране земельной реформы и реформы образования, а также предоставления независимости Эритрее. В 1972–1974 от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибли ок. 200 тыс. человек. Правительство всячески пыталось скрыть правду о голоде. До конца 1973 общественность страны даже не подозревала о многочисленных жертвах. После того как появилась правдивая информация, начались массовые антиправительственные демонстрации.

В начале 1974 расквартированные в Асмэре армейские части взбунтовались, требуя увеличения денежного довольствия. Вскоре к ним присоединились воинские части в других районах страны, потребовавшие отставки правительства. Военных поддержали рабочие и студенты. Хотя император выполнил эти требования, в последующие несколько месяцев он лишился всякой реальной власти, которая перешла к военным. Вскоре военные распустили гражданское правительство и создали свое временное военное правительство. Летом усугубилась критика в адрес императора. 12 сентября 1974 Хайле Селассие был низложен и одиннадцать месяцев спустя умер, находясь под домашним арестом. Узурпировав политическую власть, Временный военный административный совет (Дэрг) ввел цензуру и отменил гражданские права. В ноябре была казнена группа из 60 человек, среди которых были бывшие высокопоставленные чиновники. Для борьбы с военным режимом радикально настроенные представители левой интеллигенции, рабочих и студенчества организовали нелегальную Эфиопскую народно-революционную партию. В ходе кампании «Красный террор», развязанной Дэргом в 1977, оппозиционеры были разгромлены. Были убиты ок. 100 тыс. человек, и еще несколько сотен тысяч были вынуждены укрыться на территории соседних Кении, Судана и Джибути. Раскол в самом Дэрге был ликвидирован путем массового расстрела инакомыслящих. В ноябре 1974 генерал Аман Андом, первый руководитель страны после Хайле Селассие, был расстрелян своими бывшими единомышленниками по Дэргу. В середине 1976 были расстреляны еще несколько высокопоставленных членов Дэрга. Группа членов военного руководства, включая главу государства генерала Тэфэри Банти, была казнена в феврале 1977. Все эти репрессии свидетельствовали об укреплении власти подполковника Мэнгысту Хайле Мариама.

Несмотря на репрессии, военные обещали провести реформы. В декабре 1974 военное правительство заявило о намерении превратить страну в социалистическое государство с однопартийной системой, коллективным сельским хозяйством и прямым контролем государства над «всей собственностью, полезной для экономического прогресса». По распоряжению властей все учебные заведения были закрыты на год, а учащиеся и преподаватели направлены в сельские районы, где они должны были разъяснять крестьянам цели государственной политики, обучать их началам санитарии и гигиены и знакомить с передовыми методами ведения сельского хозяйства. Были национализированы многие предприятия, принадлежавшие иностранному капиталу.

В 1975 эпизодические вооруженные конфликты в Эритрее переросли в широкомасштабную войну, которая поставила под угрозу существование военного режима. В 1977 поддерживаемые Республикой Сомали повстанцы в ходе успешных боев с правительственными войсками захватили ряд крупных поселений в Огадене. Тогда Мэнгысту обратился к СССР с просьбой о помощи. В начале 1978 эфиопская армия перешла в контрнаступление. Сражавшаяся на стороне повстанцев сомалийская армия была вынуждена отступить. Вслед за этим правительственные войска предприняли мощное наступление против эритрейцев, которые, утратив контроль над городами, продолжали сражаться в сельской местности. Маоистский Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ), образованный в 1976, постепенно превратился в значительную силу и к началу 1984 контролировал бoльшую часть этой провинции. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, пострадала также от жесточайшей засухи. В 1983 в стране начался страшный голод, унесший к началу 1985 более миллиона человеческих жизней.

Для расширения опоры режима Мэнгысту в массах в 1987 была принята новая конституция, предусматривавшая создание гражданского правительства, но это не помогло сдержать роста недовольства в стране. К этому времени эритрейское освободительное движение возглавил марксистский Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ), в 1970 отделившийся от ФОЭ. В марте 1988 отряды НФОЭ захватили штаб эфиопской армии в местечке Аф-Абэд. В 1989 эритрейцы помогли НФОТ захватить эфиопский штаб в Ында-Сылласе, вынудив правительственные войска отойти с территории Тыграя. Совместно с другими менее крупными повстанческими группировками НФОТ создал Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), и к 1991 правительственные войска удерживали лишь Аддис-Абебу и ее окрестности. В 1990 отряды НФОЭ захватили порт Массауа, а в следующем году были разгромлены последние правительственные воинские части в порту Асэбе и административном центре Эритреи городе Асмэра. В мае 1991, накануне захвата Аддис-Абебы отрядами РДФЭН, Мэнгысту бежал из страны. Временным президентом Эфиопии стал лидер НФОТ Мэлес Зенави. Лидер НФОЭ Иссайяс Афэворки стал президентом Эритреи, и новому эфиопскому правительству пришлось признать фактическую независимость этой части страны. В ходе референдума о будущем страны, проведенного 23–25 апреля 1993 под эгидой ООН, эритрейцы почти единогласно проголосовали за отделение от Эфиопии. 24 мая 1993 Эритрея была официально провозглашена независимым государством.

В июле 1991 по инициативе РДФЭН была проведена общенациональная конференция для обсуждения политического будущего Эфиопии и формирования Переходного правительства. В результате ее работы было принято решение, что для руководства страной в течение двухлетнего переходного периода будет создан Государственный совет, состоящий из 87 представителей от 20 политических группировок и этнических организаций. Совет утвердил лидера НФОТ Мэлеса Зенави в качестве главы Переходного правительства.

В 1991 по указу этого правительства территория Эфиопии была разделена на 14 административных районов во главе с местной администрацией, наделенной ограниченными полномочиями в управлении регионами. Проведенные в апреле-мае 1992 выборы в местные органы власти были омрачены обвинениями в неправомерных действиях членов РДФЭН, которые составляли большинство в Переходном правительстве. Оппозиционный Фронт освобождения оромо (ФОО), созданный на этнической основе, отказался от участия в выборах и обвинил РДФЭН в запугивании его кандидатов. Вместе со своими союзниками РДФЭН получил ок. 90% голосов избирателей. Вскоре члены ФОО, не желая мириться со своей второстепенной ролью, вышли из состава Переходного правительства. Несколько других политических организаций, ранее поддерживавших руководство страны, высказались за аннулирование результатов выборов. В последующие годы РДФЭН неоднократно подвергался обвинениям в нарушении прав человека и политических репрессиях.

В июне 1994 состоялись общенациональные выборы в недавно созданное Учредительное собрание, на которых РДФЭН завоевал 484 места из 547. Выборы бойкотировали ФОО и Демократическое движение народа амхара, которое представляло собой коалицию из примерно 30 оппозиционных группировок. Учредительное собрание разработало проект новой конституции, которая вступила в действие в декабре 1994. Она предусматривала создание федерального правительства и административное деление территории страны на девять автономных штатов, которые имели право выйти из состава Эфиопии. В соответствии с новой конституцией, страна была переименована в Федеративную Демократическую Республику Эфиопия. Вместо Учредительного собрания введен двухпалатный парламент в составе 548 членов Совета народных представителей и 117 членов Совета Федерации. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием, а члены Совета Федерации – на собраниях представителей каждого из девяти штатов.

В мае 1995 РДФЭН вновь одержал убедительную победу на выборах представителей девяти собраний штатов и депутатов Совета народных представителей. В августе того же года законодательная власть временного законодательного органа была официально передана Совету Федерации. Длительная засуха и спорадические конфликты на этнической почве продолжали угрожать социально-экономической стабильности Эфиопии.

Летом 1998 произошло резкое ухудшение отношений между Эфиопией и Эритреей. После выхода Эритреи из состава Эфиопии в 1993 граница между обоими государствами стала предметом постоянных споров. В начале июня 1998 правительство Эритреи заявило о своем праве на территорию площадью ок. 400 кв. км в провинции Тыграй и направило туда войска. Эфиопская авиация совершила налет на столицу Эритреи Асмэру, а эритрейские самолеты бомбили эфиопский город Мэкэле. Число убитых и раненых с обеих сторон достигло нескольких сотен человек. Всем эритрейским гражданам, проживавшим в Эфиопии, было приказано покинуть страну. В обеих странах была объявлена всеобщая мобилизация. Попытки стран-посредников и Организации африканского единства помочь в урегулировании пограничного конфликта не дали результатов. С лета 1998 бои на эфиопско-эритрейской границе то затихают, то разгораются с новой силой. В конце февраля 1999 Эфиопия развернула широкомасштабное наступление, в ходе которого ей удалось отбить район Бадме, ранее захваченный.

Краткая история Эфиопии

Кирилл Лесицко

Эфиопия - страна с древнейшим христианством и имперской организацией стала "землей обетованной" для всех раста. Но не каждый раста знает "откуда есть пошло-" Вот поэтому и попытаемся осветить этот вопрос хотя бы вкратце.
Эфиопия или Абиссиния (от арабского названия страны - Хабашат) в основном заселена народами семито-хамитской семьи, то есть семитами и кушитами. Если кушитов можно назвать неграми (негроидами), то семиты ближе к арабам и евреям. Семиты -- это основные народы создавшие первое эфиопское государство: амхара, тигре, тиграи, гураге.
Ландшафт страны в основном представляет собой плоскогорье с небольшими (50-800м в диаметре и 5-20м) округлой формы столовыми горами (амба). Как следует из названия у них абсолютно ровная поверхность и отвесные стены. Поэтому они являются естественными крепостями, которые во время нашествий при необходимости дополнительно укреплялись и служили укрытиями для населения.
Первое эфиопское государство - Аксум. Начинает упоминаться с конца I века. Возникло на севере современной Эфиопии, на территории населенной сейчас тиграи. Царствующая династия ведет свой от Менелика - сына библейского царя Соломона и царицы Савской, поэтому и называется Соломониды. Первым царем (негусом), был Зоскал. События дохристианской Эфиопии нам практически неизвестны из-за отсутствия летописей. Между тем слава Аксума росла и в конце III века копты-манихейцы уже называют его "одним из четырех царств света" наряду с Римом, Персией и Китаем. Аксум принимает участие в большой политике. Возводятся громадные оросительные сооружения, плотины, водохранилища. Столица застраивается величественными дворцами. В центре столицы возводятся семь гигантских стел. Самая большая из них представляла собой монолит высотой 33,5 м. До наших дней сохранилась лишь 23 метровая стела, украшенная изображениями окон, что делает ее похожей на современные американские небоскребы.
Языком Аксума был геэз. В отличие от общесемитской традиции письменность здесь развивалась слева направо, как и в Европе.
В 330 году два молодых христианина из Тира, после того как их корабль потерпел крушение, были приняты при аксумском дворе. Один из них, Фрументий, обратил в свою веру царя Эзану.
Рукоположенный в священники александрийским патриархом Афанасием, Фрументий вернулся в Эфиопию и стал первым епископом Аксума. Царствование Эзаны было блестящим: присоединена Южная Аравия, покорена Нубия и Шоа, представители Эфиопской церкви участвуют во вселенских соборах наравне с византийцами.
Затем наступило время преемников Эзаны, о которых нам мало известно, но то, что они утратили контроль над Южной Аравией (Химьяром) является неопровержимым фактом.
Через полтора века наступило правление Калеба (510-558), столь же славное, как и царствование Эзаны. Именно тогда Косма Индикоплов посетил и описал Аксум (около 520 г.). В то же время весь христианский мир был взбудоражен войной аксумитов с Химьяром. В Южной Аравии очень усилилось влияние иудеев; стали известны случаи религиозной нетерпимости. Один иудейский царек, Зу Нувас, устроил даже резню христиан в городе Награн. Калеб послал туда военную экспедицию. Таким образом правитель Аксума выступил поборником и защитником христианской веры, и кстати, опять присоединил Химьяр. Император Юстиниан счел нужным направить в 531г. к аксумитам посольство с просьбой о помощи у могущественных единоверцев против Персии.
После смерти Калеба один из наместников Химьяра, Абраха, объявил себя независимым. Испытывая зависть к великому святилищу Кааба и желая превратить собственную базилику в Санаа в религиозный центр Аравии, он снарядил против Мекки военный поход с участием слонов. Название одной из сур корана определяется этим событием: так год рождения пророка назван "годом слона". Неудачный поход повлек за собой тяжелые последствия. Он способствовал пробуждению арабов Хиджаза и тем самым подготовил рождение новой религии.
В качестве пассивного наблюдателя Аксум присутствует при рождении и развитии ислама. Вначале отношения между аксумитами и мусульманами, были дружественными. В 615 г. Осман, племянник Мухаммеда, укрылся в Эфиопии, а вслед за ним и другие сторонники пророка нашли убежище в Аксумском царстве в период хиджры, Билаль, первый муэдзин Мухаммеда, был эфиопом. Эфиопию не затронули великие волны арабских завоеваний, но происходила постепенная исламизация окрестных языческих племен (данакиль, хадендоа, занефадж, и др), что позже превратилось в большую проблему.
Некогда пышная цивилизация Аксума постепенно угасала. Отношения Эфиопии с христианскими царствами Нубии не были тесными. Да и в целом Эфиопия была отрезана от остального христианского мира: в течение веков Европа почти не вспоминала о ее существовании. Самые серьезные столкновения в раннем средневековье происходили не с мусульманами, а с язычниками и иудеями. Особенно с племенами агау (частично язычниками, частично иудеями). Эти древние племена занимали возвышенности в большой излучине Голубого Нила. Некая царица из Сымена, иудейка по имени Гудит, разрушив город Аксум, в течение 40 лет преследовала христиан. В самом конце Х века правитель Аксума направляет письмо царю Георгию в Нубию; он описывает опустошения, причиненные вторжением войска соседней царицы, и просит его выступить посредником перед патриархом Александрии, чтобы тот прислал в Эфиопию митрополита (абунэ). Действительно, правитель относил все невзгоды, постигшие его страну, за счет того, что место абунэ долго пустовало. Новый митрополит прибыл, и вторжение было отбито. Но тем не менее аксумская цивилизация клонилась к закату.
В начале ХII века правящий царь из династии Соломонидов, Дельноад, был свергнут, и царством завладела династия Загуэ, по происхождению агау. Она перенесла столицу, из Аксума в Роху, которая впоследствии стала называться Лалибэла, по имени самого знаменитого царя этой династии, которого считают святым. Ему мы обязаны 11 церквами, вырубленными в скале, которые являются жемчужиной мировой архитектуры. Его сын Наакуэто Лааб также строил церкви. Но это не помогло Загуэ удержаться на троне.
В середине XIII века Йикуне Амляк, потомок последнего царя династии Соломонидов, возглавил восстание против Загуэ, и пятый царь этой династии, Йетбарак был убит в битве в 1268 году. История падения Загуэ неясна ввиду противоречивых данных традиции и письменных источников, в которых говорится, что великий эфиопский святой Тэкле Хайманот убедил Йетбарака вернуть царство в руки законной династии.
Йикунэ Амляк царствовал 15 лет под именем Иоанн (Йоханныс), затем на престол взошел его сын, Ягбыа Цийон, царствовавший под именем Соломон, ему приписывают введение практики, просуществовавшей затем несколько веков: при восшествии царя на престол бросать в тюрьму на горе Амба Гешен, всех своих братьев, чтобы устранить возможных претендентов на трон из царской семьи, не предавая их смерти.
В 1312 на престол взошел Амдэ Цийон под именем Гэбрэ Маскаль. Именно в его правление произошло первое крупное столкновение с мусульманами. В 1329 году Сабр ад-Дин, царь Ифата напал на Эфиопию угрожая завоевать всю страну. Амдэ Цийон собрал свою армию и упорно сражался против гораздо более многочисленного войска мусульман, которое, в конце концов было им наголову разбито. Пять мусульманских государств - Ифат, Хадья, Даваро, Бали и Фатагар стали вассалами царя Эфиопии. В его правление абунэ (митрополит) Яыкоб (Иаков) учредил должность ычэге (главу всех монахов), сделав его вторым лицом в эфиопской церкви. И хотя впоследствии ычэге назначался царем, он обычно был настоятелем Дэбрэ-Либаноса (монастыря святого Тэкле Хайманота, главного в Эфиопии). В противоположность абунэ, который вплоть до 1950 г. всегда был египтянином, назначаемым Александрией, ычэге был эфиопом.
После Амдэ Цийона, из-за участившихся набегов мусульман, постоянная столица перестала существовать, и цари перемещались живя в шатре, а в сезон дождей обосновывались в различных местах, причем некоторые из этих временных резиденций в какой-то мере получили статус столицы. Такие резиденции охранялись тройным кольцом стражи, не только военной, но и духовной. Вокруг шатра царя, внутри периметра лагеря, и с внешней стороны его пределов днем и ночью сотни монахов читали молитвы, совершали крестные ходы, кропили святой водой не давая злу проникнуть внутрь.
Сын Амдэ Цийона - Невайа Крыстос царствовал под именем Сайфа Арад (1342-1370) он начал войну с Египтом, из-за того, что египетский султан заточил в тюрьму Маркоса, патриарха Александрии и добился его освобождения.
Давит I (1380-1409) сын Невайа Крыстоса известен только тем, что закончил войну с султаном Египта.
Йисхак (1412-1427) царствовал под именем Гэбрэ Маскаль. Младший сын Давита I, он сражался с мусульманами, которыми предводительствовал Саад ад-Дин. Он разбил Саад ад-Дина и гнал его до побережья и овладел портом Массауа.
Зэра Яыкоб (1433-1468), младший брат Давита I, царствовал под именем Кастантинос, был могущественным и умелым правителем. Царство, на которое распространялась его власть, простиралось от Тигре до Шоа. Он выстроил множество церквей, написал семь богословских книг. Боролся с теми, кто все еще поклонялся языческим богам, включая и собственных детей, четверых из пяти сыновей он убил.
Он реорганизовал административный аппарат. Наиболее значительным было учреждение должности бехтвадада (первого министра), при последующих царях эту функцию стали выполнять два бехтвадада, с правой стороны (высший) и с левой стороны (помощник).
Либнэ Дынгыль (1508-1540) царствовал под именами Ванаг Сагад, Давит, Ытана Дынгыль. В его правление случилось многое, главное, это конечно нашествие Граня, которое для Эфиопии является тем же, что нашествие Батыя для России. Но сначала был приезд посольства от португальского короля, с предложением союза против мусульман, которое возглавлял Родригу да Лима. В посольство входил также преподобный Франсишку Алвариш, который представлял, не столько португальцев, сколько иезуитов. Вследствие этого между Лимой и Алваришем происходили непрерывные ссоры, которые страшно шокировали эфиопов, непосвященных в тонкости европейской политики, и которым было странно представить в подобной ситуации своего царя и митрополита, что и послужило основной причиной провала посольства.
В несчастный год отъезда португальских послов Либнэ Дынгыль направил в Адаль войско, под командованием азмача (воеводы) Дыгальхана, для контрмер против набегов мусульман. К несчастью на его пути оказалась Зейла, войсками правителя которой командовал Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази, прозванный Гранем (Левшой). В короткой битве у стен Зейлы эфиопская армия была разбита, сам Дыгальхан убит. После чего мусульмане, поднятые призывом Граня истребить неверных, массой нахлынули в Эфиопию. Страна была опустошена с юга до севера. Было разграблено и сожжено множество монастырей и церквей, был даже уничтожен собор в Аксуме. За Либнэ Дынгылем гнались по пятам по всей стране. Он умер в 1540 г. когда страна впала почти полностью в руки мусульман.
В его же несчастное правление началось постепенное проникновение в Эфиопию скотоводов галла. Они распространились с юго-запада, придя, из района озера Рудольф, продвинулись к северу, заняв значительную часть Центральной Эфиопии. Галла не причиняли стране ужасных разрушений, их присутствие носило иной, более долговременный характер, они смешивались с эфиопским населением, оставаясь навсегда. Эфиопы были заняты войной с Гранем, и не смогли оценить размах и значение этого.
Галавдевос (1540-1559) царствовал под именем Ацнаф Сагад. Хотя Галавдевос был младшим из оставшихся в живых сыновей Либнэ Дынгыля, именно он стал царем, поскольку старший сын Минас был в плену у мусульман. Хотя он был молод и неопытен, продолжал войну с Гранем очень энергично и напористо.
Оставшийся в стране один из членов португальского посольства Жуан Бермудиш, был отправлен еще Либнэ Дынгнылем в Португалию с просьбой о помощи против Граня. Жуан III Португальский приказал вице-королю Индии, Гарсиа да Норонья, послать экспедицию в Эфиопию. Но Норонья внезапно умер, а его преемник Эштеван да Гама не торопился отправлять помощь, которой так не доставало; он снарядил незначительную экспедицию на Красное море лишь в 1540 г., когда умер Либнэ Дынгыль. Тем не менее около 400 португальских мушкетеров, вооруженных самым современным огнестрельным оружием, под командой брата вице-короля, Криштована да Гама, присоединились к эфиопской армии.
11 февраля 1542 г., к востоку от озера Тана, состоялось большое сражение, в котором Криштован да Гама, метким выстрелом сразил Граня. Это положило конец войне, страна постепенно была освобождена, везде восстановлена власть царя. Португальцы в награду за помощь получили обширные земли в лучших районах страны.
Бермудиш, приведший португальцев, был человеком невежественным и нетактичным, стал претендовать на титул главы эфиопской церкви, его поведение вызвало недоразумения между португальцами и царем. Его изгнали для общего мира и спокойствия.
В 1555 г. иезуиты послали в Эфиопию в качестве "епископа" Андре де Овьедо. Один из сопровождавших его богословов написал трактат, где обосновывал превосходство католической религии. На это Галавдевос, сам, блестяще ответил "Исповедью веры", имеющей богословское значение и в наши дни.
Считая, что бехтвадады, постепенно стали слишком могущественными, Галавдевос упразднил эти должности и стал править без помощи министров. Но такие меры сильно затруднили борьбу царя против вторжения галла.
В 1558 году Нур ибн Муджахид, эмир Харэра и племянник Граня, возобновил военные действия, чтобы отомстить за смерть дяди. В марте 1559 года в одной из битв он убил Галавдевоса и вернулся в Харэр с его головой на копье.
Минас (1559-1563) царствовал под именем Адмас Сагад. Он наследовал своему младшему брату, не имевшему сыновей, который освободил его из мусульманского плена. Но Минас, также, как и отец, был неудачлив в управлении государством. Восстала армия, провозгласившая царем некоего Тазкаро, незаконного сына одного из его братьев. Восстание было подавлено, но основной подстрекатель восстания - бахр нэгаш (губернатор прибрежных провинций) Йисхак бежал, и побудил турецкого пашу в Массауе, напасть на Минаса, который вскоре погиб.
Сэрцэ Дынгыль (1563-1597) царствовал под именем Мэляк Сагад. Этот сын Минаса стал царем в 13 лет. При поддержке Йисхака против царя продолжались выступления, провозглашались цари-марионетки. Пока продолжались восстания, царь организовал два военных похода на юг, против галла, напавших на Вадж, и нанес им серьезное поражение в 1572г.
Вероломный бахр нэгаш Йисхак вновь восстал в 1575г. Обещая свою поддержку, он побудил Мохаммада, царя Адаля, захватить Вадж; однако Мохаммад был разбит. Тогда Йисхак примкнул к туркам в Массауе. Сэрцэ Дынгыль направился в Тигре, разбил турок и убил Йисхака в 1579г. Кроме периодических сражений с галла (которые, в частности, терпели поражения в 1572, 1577, 1585, 1587гг.) Сэрцэ Дынгыль был занят войнами против фалаша в Сымене и агау кзападу от Годжама. Вожди фалаша были побеждены в 1590г. Агау были подчинены в ходе двух походов. Затем царь направился в Энарью, где он обратил в христианскую веру вождя Баданчо и возвел христианские храмы.
В 1588г. когда турки из Массауы вторглись в Тигре и победили Дахарагота, макваннына (губернатора) Тигре, царь поспешно прибыл туда во главе войска и подавил их.
Сэрцэ Дынгыль восстановил должность первого министра, хотя с некоторыми изменениями: вместо двух министров теперь был один, принявший титул рас; в его обязанности входили скорее военные дела, нежели гражданское управление.

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как ее называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселенные в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная ее часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлестывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землей, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далеких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более темной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV - II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всем протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своем дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь еще не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства еще не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племен, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее ее.

Примерно в ту же пору сказывается еще одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают все же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племен под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвленной египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путем прямого грабежа. Все же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племен. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребенных, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, еще достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооруженного под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщенность Эфиопии и ее отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвертого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введенная египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить ее в свое послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своем дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырье. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвертым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный еще при XVIII династии у четвертого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось ее выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племен, обитавших в этих районах. Еще в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были еще сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путем передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоевывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить свое господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царем Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени все возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии все теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племен.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась еще и в I тысячелетии н. э.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основана X век до н. э. Дата независимости 5 мая 1941 года (от Италии) Официальные языки амхарский язык Столица Аддис-Абеба Крупнейший город Аддис-Абеба Форма правления федеративная парламентская республика Президент Сахле-Ворк Зевде Премьер-министр Абий Ахмед Али Территория 27-я в мире Всего 1 104 300 км² % водной поверхн. 0,7 Население Оценка (2015) ▲ 102 403 196 чел. (13-е) Плотность 92,73 чел./км² ВВП Итого 70,1 млрд долл. На душу населения 685 долл. ВВП (ППС) Итого (2016) 180 млрд долл. (67-й) На душу населения 1757 долл. (168-й) ИЧР (2014) ▲ 0,495 (низкий ; 170-е место) Валюта Эфиопский быр (ETB, код 230) Интернет-домен .et [d] Код ISO ET Код МОК ETH Телефонный код +251 Часовые пояса UTC+03:00 и East Africa Time [d] Автомобильное движение справа [d]
Эта страница содержит текст эфиопским письмом .
Если у вас отсутствуют необходимые шрифты , некоторые символы могут отображаться неправильно.

Подразделяется на 11 административно-территориальных единиц, 9 из которых являются штатами и 2 - особыми округами, приравненными по статусу к штатам.

Расположена на востоке Африки. Граничит с Эритреей на севере, Джибути на северо-востоке, Сомали и непризнанным государством Сомалиленд на востоке, Кенией на юге, с Суданом на северо-западе и с Южным Суданом на юго-западе.

Отличается значительным этнокультурным разнообразием. Около 60 % населения исповедует христианство .

Эфиопия - давний член различных международных организаций : она была членом Лиги Наций и стала одним из первых членов ООН . Эфиопия также член-учредитель Африканского союза , входит в международную организацию стран АКТ .

Название

Древняя история

В первых веках н. э. на севере современной Эфиопии возникло раннефеодальное царство Аксум . Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египта в Индию , а также к берегам Восточной Африки.

В период расцвета Аксумского царства, в IV-VI веках, его гегемония распространялась на Нубию , Южную Аравию , а также обширные области восточного Судана , Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога .

С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство .

Однако с конца XVIII века в Эфиопии вновь усилилась феодальная раздробленность. Каждый крупный (и даже средний) феодал имел свою армию. Феодалы брали налоги с крестьян , живших общинным укладом. Ремесленники считались низшей кастой , а купечество (в основном арабы, турки, армяне) было связано с высшими феодальными слоями отношениями клиентелы. В средние слои входили военные поселенцы, приходское духовенство , зажиточные горожане. У знати имелись рабы -слуги, в общинах кочевников также было распространено рабство.

XIX век

В середине XIX века мелкий феодал Касса Хайлю из Куары начал борьбу за объединение Эфиопии. Опираясь на мелкопоместных феодалов, он нанёс в 1853 году поражение правителю центральных областей расу Али, затем после упорных боёв разбил правителя области Тигре раса Уыбе. В 1855 году Касса провозгласил себя императором под именем Теодрос II .

Теодрос II повёл решительную борьбу с феодальным сепаратизмом . Была создана регулярная армия , реорганизована налоговая система , запрещена работорговля , у церкви была отобрана часть земель, оставшиеся владения обложены налогом . Было сокращено число внутренних таможен , началось строительство военно-стратегических дорог, в Эфиопию приглашались европейские специалисты.

В конце 1894 года итальянские войска заняли города Адди-Угри , Адди-Грат и Адуа . К октябрю 1895 года итальянцы оккупировали всю область Тигре. Император Менелик отправил против итальянцев армию численностью в 112 000 человек, сформированную из отрядов правителей областей Эфиопии. 7 декабря 1895 года в сражении при Амба-Алаги эфиопские войска под командованием раса Мэконнына Уольдэ-Микаэля (отца будущего императора Хайле Селассие) нанесли крупное поражение итальянским войскам.

Император Менелик II предложил мир Италии. Кроме того, Эфиопия предприняла дипломатический демарш демонстративного непризнания Уччальского договора, прислав дипломатическую миссию во главе с кузеном Менелика II расом Дамтоу в Россию. Итальянцы отказались и война возобновилась. 1 марта 1896 года произошло сражение при Адуа , в котором итальянцы были полностью разгромлены.

Менелик II издал указ, ограничивший и отменивший рабство, разрешавший обращать в рабов только военнопленных на срок не более 7 лет. При Менелике II строились дороги, появились телеграф и телефон, развивалась торговля. В его правление в Эфиопии открылась первая больница (русский военный госпиталь для помощи раненым при Адуа), появилась первая газета. В 1897 году Менелик II установил дипломатические отношения с Россией .

Первая половина XX века

После смерти в ноябре 1930 года императрицы Заудиту рас Тэфэри был коронован как император Хайле Селассие (1930-1975).

В 1931 году он обнародовал первую эфиопскую конституцию. Устанавливалась абсолютная власть императора при совещательном парламенте с палатой депутатов и сенатом. Планировалось полностью упразднить рабство в течение 15-20 лет.

В 1934-1935 годах произошли вооружённые столкновения на границе с итальянскими владениями. В октябре 1935 года войска фашистской Италии вторглись в Эфиопию . Несколько месяцев эфиопские войска оказывали ожесточённое сопротивление, иногда добиваясь отдельных успехов. Однако 31 марта 1936 года основные силы эфиопской армии были разбиты при Май-Чоу. 5 мая 1936 года итальянские войска под командованием маршала Бадольо вошли в столицу Аддис-Абебу. Король Италии Виктор Эммануил III был провозглашён императором Эфиопии.

Итальянская оккупация страны продолжалась до весны 1941 года , когда британская армия при поддержке вспомогательных сил, набранных в африканских колониях, освободила Эфиопию и заняла другие итальянские владения на Африканском роге .

Вторая половина XX века

Политика на построение социализма привела Эфиопию к полному разорению. Предпринятая коллективизация сельского хозяйства привела к дальнейшей деградации режима. В 1984 году в стране от голода умер миллион человек. В Эритрее шла, начатая ещё в 1961 году, война за независимость .

В условиях кризиса в СССР, правительство Менгисту было свергнуто в мае 1991 года . Главную роль в повстанческом альянсе сыграли эритрейские группировки.

К власти в стране пришла группа вождей повстанцев, сначала якобы марксистов крайне левого толка, затем сменившая идеологическую ориентацию на более либеральную. Страну с тех пор до своей смерти в 2012 году возглавлял представитель этой группировки Мелес Зенауи , сначала в качестве президента, потом, после введения парламентской республики, как премьер-министр.

В области внешней политики правительство Зенауи допустило в 1993 году отделение Эритреи , однако затем наступил период охлаждения отношений с бывшими союзниками, пришедшими к власти в новом государстве. Негативный пик в отношениях соседей был достигнут в 1998-2000 годах, когда в приграничной зоне разразился эфиопо-эритрейский конфликт , окончившийся с незначительным перевесом в пользу Эфиопии. Вопрос о границе между странами до сих пор остаётся нерешённым. В 1997, 2000 и 2006 годах Эфиопия также принимала активное участие в судьбе Сомали . В последнем случае эфиопская армия разбила формирования местных исламистов и водворила в Могадишо лояльное к Эфиопии переходное правительство во главе с Абдуллахи Юсуф Ахмедом .

XXI век

Из внутриполитических событий новейшей истории выделяются парламентские выборы 2005 года, когда оппозиция обвинила власти в подтасовках результатов и вывела на улицы десятки тысяч своих сторонников. В результате столкновений погибло несколько десятков человек, тысячи были арестованы . С 2008 года вооружённую борьбу против правительства РДФЭН повела организация Ginbot 7 во главе с участником гражданской войны бывшими активистами ЭНРП Берхану Негой и Андаргачью Тсиджем .

16 сентября 2018 года Эфиопия подписала мирный договор с Эритреей на саммите в городе Джидда в Саудовской Аравии .

Государственный строй

Основная статья: Государственный строй Эфиопии

Глава государства - президент. Избирается на 6-летний срок (с правом повторного срока) парламентом (палатой народных представителей).

Глава правительства назначается от партии, победившей на парламентских выборах.

  • Революционно-демократический фронт эфиопских народов - 499 мест;
  • Демократическая партия сомалийцев - 24 места;
  • Демократическая партия народов Бенишангул-Гумуза - 9 мест;
  • Афарская национально-демократическая партия - 8 мест;
  • Демократическое движение единства народов Гамбелы - 3 места;
  • Харарская национальная лига - 1 место;
  • Демократическая организация народа аргобба - 1 место;
  • Эфиопский форум демократического единства - 1 место;
  • Независимые - 1 место.

География

Рельеф

Эфиопия - самая высокогорная страна африканского континента . Значительную часть её территории занимает Эфиопское нагорье , простирающееся с севера на юг Эфиопии. Самая высокая часть нагорья - северная. Здесь расположены наивысшие точки страны - Рас-Дашен (4620 м) и Тало (4413 м). На востоке нагорье резко обрывается во впадину Афар - одну из самых низких точек Африки.

На востоке реки менее полноводны, что связано с более засушливым климатом. Крупнейшая река - Джубба . Для Эфиопии характерно наличие небольших озёр в Великой рифтовой зоне.

Флора и фауна

Совершивший в декабре 1926 - апреле 1927 годов путешествие в Абиссинию и Эритрею Николай Вавилов , на основании изучения множества собранных образцов культурных видов местной флоры выделил Эфиопию в отдельный Абиссинский центр происхождения культурных растений :14 . В своей книге «Пять континентов» Вавилов указывает, что из этого центра происходят тэфф , нуг , энсета . Им отмечено также исключительное своеобразие некоторых видов пшениц Эфиопии, например, пшеница с фиолетовыми зёрнами, твёрдая безостая пшеница, своеобразие абиссинского ячменя, выносливого и устойчивого ко многим заболеваниям, типичным для видов Европы :119 .

В северных районах Эфиопии обитают редкие животные - антилопа-ньяла и эфиопский козёл. Из птиц встречаются страус, нектарницы, птицы-носороги, ткачики .

Население

Численность населения - 96 млн чел. (оценка на 2014 год, 14-е место в мире).

Годовой прирост - 2,89 % (фертильность - 5,23 рождений на женщину).

Средняя продолжительность жизни - 58 лет у мужчин, 63 года у женщин.

Заражённость ВИЧ - 1,3 % (758 600 заражённых, оценка на 2012 год).

Городское население - 17 %.

Грамотность - 50 % мужчин, 35 % женщин (оценка 2003 года).

Этнический состав (по переписи 1994 года):

  • уолаита - 2,4 %;
  • прочие (омето , дасанеч и др.) - 15,4 %;

Религии (по переписи 1994 года):

  • восточное христианство (Эфиопская церковь)- 50,6 %;
  • мусульмане - 32,8 %;
  • аборигенные культы - 4,6 %;
  • прочие - 1,8 %;

Религия

Эфиопия - единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта