Главная » Засолка грибов » Евпатий коловрат что он сделал. Литературные произведения, посвященные Коловрату

Евпатий коловрат что он сделал. Литературные произведения, посвященные Коловрату


Евпатий Коловрат - русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники - князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория
Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других - воеводой.

Падение Рязани
В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника - тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами - уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

Подвиг Евпатия
Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула - брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие - по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала - значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы…
Часто возникает вопрос - был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат - славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий - видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой - Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат - это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

9 февраля 2014 года молодой человек по имени зашел в церковь города Южно-Сахалинска и расстрелял из ружья находящихся там прихожан. Этот молодой человек увлекался неоязычеством .

«…и молиша его великимъ молениемъ, чтобы стоялъ крѣпко за православное хрестьяньство противу бесерменовству». – Повесть о стоянии на Угре // Полное собрание русских летописей. Т. 24: Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921.

В 90-е годы ХХ века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в Христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенегский монастырь; «Ковчег», 2002) приводит следующую информацию: «Крест “гамматический” (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гаммы”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивались на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

«Самострел (старин.) – лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосой (ложей); тетива спускалась с помощью ворота (коловрат самострельный) . В Западной Европе назывался арбалетом». – Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Пг.: Издательское общество «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон», 1907–1909.

Два последних понятия происходят от слова «чур», которое, согласно Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, является именем собственным славянского мифологического божества, покровительствовавшего приобретению и наживе. Его символом были чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.

Сalendae (календы) – названия первого дня каждого месяца в Древнем Риме. См.: Рубан Ю.И. Что такое календарь? // Библия в русском переводе. М., 1999. Также стоит отметить тот факт, что в нашем языке, в отличие от некоторых европейских, никаких языческих отголосков не осталось даже в названиях дней недели, что бесспорно подтверждает присутствие таких явных христианских наименований, как «суббота» и «воскресенье».

В уходящем 2017 году на экраны страны вышел эпический фильм под названием «Легенда о Коловрате». В фильме рассказывается о событиях, произошедших на Руси в 13 веке. В центре фильма – легендарная личность Евпатий Коловрат. Как всегда в подобных фильмах есть художественный вымысел и романтический сюжет, но…

Появление подобных фильмов в наше время не случайно. Сейчас знание своей истории, своих этнических корней очень важно. Тем более, что в нашей истории есть много малоизвестных лиц, о которых мы знаем только понаслышке. И это прискорбно. Например, что Вы знаете о Иване Сусанине, кроме того, что он завел поляков в леса, болота? А я уже не говорю и об основателе династии русских князей — Рюрике.

Вот и Евпатий Коловрат, такая же легендарная личность, с похожей исторической судьбой. Я родился в СССР, и помню, когда учился в школе, впервые прочитал его имя в учебнике по истории, когда пришло время изучать нашествие хана Батыя.

Но, подробно о нем, и то что он сделал я осознал много позже. В то время считалось, что все, что было до 1917 года в России — это насквозь прогнивший царизм, угнетение и несправедливость по отношению к простым людям. Именно по этой причине часто замалчивались имена и подвиги таких боевых генералов как Румянцева, Кульнева, Костенецкого, Драгомирова, Скобелева, и многих многих других очень значимых для нашей общей истории людей.


Сегодня мы можем уже давать оценку тому лихолетью, через которое мы прошли, после развала государства Советский Союз. Все мы, ныне живущие, переживаем сегодня последствия этого исторического события. Мы вместе пережили неразбериху, унижение, потерю национальной идеи и достоинства так, словно у нас выбили табуретку из под ног.

И сейчас очень важно нам всем вновь обретать историческую память. Лично меня эта тема сильно волнует. Нет, фильм я еще не смотрел, всё давно знаю… Подвиг Евпатия Коловрата уникален даже для России, и эта скромная статья наша — личная дань уважения к поступку, который когда-то совершил он и его скромная дружина.

Кто же был этот человек, который оставил столь героический след в русской истории? О нем ведь еще меньше знают, чем о том же Иване Сусанине. Кстати, здесь я бы даже сравнил его с Ермаком.

Евпа́тий Коловра́т (около 1200 - до 11 января 1238) - рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя (издано во «Временнике Московского общества истории и древности», книга XV и Срезневским, «Сведения и заметки», 1867). О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». (Из Википедии).

Прежде чем говорить об этом отважном человеке, необходимо несколько слов сказать о событиях того времени, которые и повлияли на исторический подвиг Евпатия. Для Руси это было тяжелое время. Киевская Русь заканчивала свое существование, как государство. Родственники и князья воюют друг с другом… С Запада уже совсем скоро нам будут угрожать шведы, а потом и немцы.. Раздоры и заносчивость князей, кровь, их личные амбиции, плюс нашествие монгол с юга под предводительством хана Батыя… И многострадальная Рязань.

У нас в России только пожалуй Псковщина (которую между прочим в летописях часто называли «обидным местом») может сравнится с Рязанью. Дело в том, что за время противостояния Руси и Золотой Орды, Рязань подвергалась разорению не один раз. Само местоположение города способствовало этому – через Рязань дорога из Степи шла на север русских княжеств. Ну, а Псковщина географически всегда была на пути экспорта к нам западных европейских «ценностей». Так и жили… Однако, вернемся в Рязань.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» как раз и описан один из эпизодов военных действий Батыя, в ходе которых Рязань была сожжена. Произошло это 21 декабря 1237 года. Евпатий Коловрат в те времена служил в Рязани воеводой. Однако, на момент взятия города он находился в Чернигове. Вернувшись в разоренную Рязань, он решил отомстить врагам и с небольшой дружиной отправился вслед орде Батыя.

«…Нагнав Батыя в Суздальской земле, Евпатий внезапно напал на его станы и начал сечь татар без милости. Когда тупился меч в руках у Евпатия, он брал татарский».

Но малочисленность дружины Евпатия все же сказалась на исходе битвы и русские были разбиты. Однако, Батый настолько проникся воинской доблестью Евпатия, что отдал его тело оставшимся русским воинам и отпустил их. Стоя в своем шатре, перед телом поверженного Евпатия, Батый горестно восклицал: «Ах если бы у меня был бы ОДИН ТАКОЙ! » Это то, что говорится о подвиге Евпатия Коловрата в летописи. Так кто же этот человек, откуда он? Почему это хан Батый, с чистой совестью спаливший и истребивший до этого целый город, вдруг так зауважал Коловрата? Что известно нам о нем из летописных источников?

Происхождение, биография Евпатия Коловрата

О Евпатии Коловрате так же мало известно, как и о Рюрике, или Ермаке. Точнее сказать практически ничего. Есть только сведения, что он родился в 1200 году в селе Фролово под Рязанью. По одним данным он был в Рязани воеводой, а по другим – боярином. На Руси тогда не было принято иметь фамилии, а давали что то вроде прозвища по роду занятий или достижениям. Представьте ограду из прочных толстых деревянных кольев, вбитых глубоко в землю. Для того, чтобы вытащить такой кол из земли одному человеку, надо иметь много здоровья.

Надо думать, что у самого Евпатия это хорошо получалось, ведь дали же ему такое прозвище — Коловрат. Но, как бы то ни было, а служил он при дворе рязанского князя Юрия. Когда войска хана Батыя вторглись в русские земли, Евпатию было около 37 лет. Вот, пожалуй и все, что известно о его жизни. Что-то маловато, скажете вы. Однако, не забывайте, что это еще 13 век и на Руси не то что бы книг, даже газет не было.

А из историков – только монастырские летописцы, которые чаще всего описывали быт князя. Да и то, что было выгодно этому князю. Много вопросов и споров возникало и возникает вокруг имени героя. Есть мнения, что он был осевшим варягом, и князь Юрий отправил его за норвежскими наемниками. Другие считают, что Евпатия, как человека не было, а все это собирательный образ. Конечно, трудно некоторым людям в такое поверить, ведь такие поступки как подвиг Евпатия нерациональны, а раз этого не может быть, значит этого не может быть…

Но, как бы то ни было, а герой остается героем. Ведь даже если предположить,что это и мифический образ, но основан то он на реальных людях, которые боролись за свою Родину. А это немаловажно. Хотя, хан Батый — это ведь не мифический образ, а историческая фигура, в существовании которой сомневаться не приходиться. Рязань была им сожжена, это тоже факт. Скептики, город Рязань тоже существует до сих пор. И в памяти народной Евпатий Коловрат остался.

История подвига Евпатия Коловрата

Итак, как говорится, история началась с того, что войска очередного монгольского хана Батыя снова вторглись в пределы русских княжеств. Рязань по сути был одним из первых городов, который в то время подвергся нападению. Зная об этом и осознавая, что одному не выстоять, Юрий, князь рязанский отправляет в Чернигов за помощью несколько человек, среди которых был и Евпатий Коловрат. А вскоре и войско Батыя подошло к городу.

Не буду описывать все коллизии переговоров князя Юрия с Батыем. Об этом написано много. Скажу лишь, что убив посольство рязанского князя, во главе которого стоял сын Юрия Федор, Батый взял город и полностью его уничтожил, включая женщин, детей и стариков. Деревянная Рязань запылала.

Покончив с Рязанью Батый отправился дальше. Евпатий, будучи в Чернигове, узнал об осаде города и поспешил обратно. Однако прибыв на место, он обнаружил, что города уже нет. На его месте осталось лишь пепелище и горы трупов. Пленных монголы по тогдашнему обыкновению угоняли с собой в рабство, дети ценились особенно. Их потом можно было выгодно продать.

По некоторым данным, в городе погибла семья Коловрата. И вот, с небольшой дружиной примерно в 1700 человек, Евпатий отправляется догонять войско Батыя. Вдумайтесь друзья, городская дружина в 1700 человек преследует отмобилизованную, закаленную в боях, самую мобильную конную, совершенную армию того времени — монголо-татарскую. Для чего?

Что касается численности армии Батыя, скорее всего она и не была слишком большой. Но, известно, что Батый располагал осадными камнеметным машинами для взятия городов. И его армия по количеству конницы, плюс пеших воинов все-таки превосходила отряд Коловрата. Численность оценивается около 15000 — 25000 человек. Вряд ли воевода-боярин не понимал, что со своей малочисленной дружиной военного успеха ему не видать. И если это так, то представьте, каким мужеством надо обладать, чтобы предвидя свое незавидное будущее, все равно пойти на неравную битву с сильным и умным противником.

Для полного понимания произошедших тогда на Руси трагических событиях, нужно знать еще одну важную вещь. Татаро-монголы не были такими уж жестокими варварами, врагами цивилизации, как это принято думать. Это просто была другая цивилизация. Великая Степь в лице великого хана Чингисхана провозгласила закон всеобщий для всех монголов, который назывался Великая Яса .

Согласно одному из положений этого закона, смерть грозила тому человеку (и всей его семье), если он предал другого монгола, доверившегося ему. Степь суровое холодное место, непорядочно грабить и продавать в рабство человека, который в холодную ночь попросился к тебе в шатер переночевать… Степняки были простыми людьми, христианская мораль была им неизвестна, наказание за преступление было всегда одним и тем же — смерть или рабство.

Татаро-монголы никогда не преследовали людей по религиозным мотивам. Неудивительно поэтому, что наши вероисповедания за триста лет татаро-монгольского ига сохранились. Согласитесь, любой армии нужна еда, лошади, фураж, отдых, место для выпаса лошадей. И первое время татаро-монголы, проходя мимо наших городов не сжигали их и не убивали людей, а посылали своих послов на переговоры в тот или иной город, чтобы договориться по возможности мирно. Понятно, что условия переговоров были для нас часто невыгодны, монголы разговаривали с позиции силы.

А русские князья не зная, с кем они имеют дело, при первых же переговорах с послами татаро-монголов просто убивали их всех. То есть, по монгольскому закону — предали людей, доверившихся им. Впервые случилось это за 15 лет до описываемых событий. Как у нас теперь говорят — незнание законов не освобождает от ответственности. По мнению некоторых историков это и есть истинная причина тогдашней жестокости татар. А они были с монгольской точки зрения в своем праве — свято исполняли свой Закон, и не считали себя виновными.

Но, для небольшого войска Евпатия это уже не имело никакого значения. Увидев, что сотворили татары с Рязанью, они решили остановить зло. Ведь татары пошли дальше на Владимир. Применив военную хитрость, под покровом ночи, отряд Евпатия налетел на ордынцев из леса.

Этот внезапный наскок позволил Евпатию нанести существенный урон арьергарду монгол. Сколько атак было — точно неизвестно. Однако, поскольку Батый обеспокоился и послал своих лучших воинов, включая Хостоврула брата своей жены обезвредить наседавших рязанцев, видимо атаки были многочисленными, болезненными и весьма успешными. Этот отряд Батыя не смог совладать с Евпатием и мало того, сам Хостоврул погиб.

Так бы и уничтожал Евпатий противника понемногу, если бы Батый не использовал против воинов Евпатия специальные камнеметные машины, которыми обычно разрушали стены города. Евпатий погиб, в живых осталось несколько человек, которых и взяли в плен.

Когда Батыю принесли тело погибшего Евпатия, он сказал: «С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!». Конечно, насколько правдоподобны эти слова сказать трудно. Однако, Батый отдал тело рязанцам и отпустил их.

Значит он все-таки проникся воинской доблестью Евпатия. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Все великие полководцы уважали военную удаль и силу. По возвращении на Рязанщину, Евпатию были устроены торжественные похороны. 11 января 1238 его похоронили предположительно в родном селе.

Сейчас в этом населенном пункте установлен один из трех памятников герою. Два других находятся в Рязани. 20 января 1238 года войско Батыя разграбили небольшой городок, в то время еще никому не известный, но которому суждено было значительно изменить геополитическое устройство Древней Руси, превратив ее в Русское государство. Назывался этот городок Москва. Но память о герое жила и живет. Ему посвящали поэмы и стихи, писали картины. Даже есть компьютерная игра, где фигурирует этот русский богатырь.

Подведем итоги. Добился ли военного успеха Евпатий Коловрат? С чисто военной точки зрения — нет. Его войско было полностью разбито. Однако, он задержал на некоторое время войско Батыя — заставил его развернуть свои боевые порядки для обороны и остановится. Урон нанесенный врагу — чувствительный, иначе зачем было применять камнеметные машины?

Евпатий Коловрат и его воины отдали жизни «за други своя «, ибо «нет выше той любви когда кто положит душу свою за други своя » — ради спасения остальных. Месть эгоистична, человек который только мстит, редко планирует умирать только ради осуществления своей мести. Тогда как на то, чтобы остановить зло — человек порой готов отдать все, в том числе и жизнь…С духовной и моральной точек зрения Коловрат и его люди оказались сильнее — победили Батыя.

А Батый, разобравшись с Рязанью, наконец подошел ко Владимиру. Князь Владимирский Юрий Всеволодович не имел гарнизона и дипломатический способностей договорится с ханом. Войска в междуусобицах были давно израсходованы, а вести переговоры, потом платить дань было непозволительно для князя. Имея возможность договорится или уйти, он все же приказал оборонять Владимир, не имея достаточных сил, а монголы раз город не сдался, его и разорили.

Святой великий Князь Юрий Всеволодович позже погиб битве с войском Батыя. Вот так, по одиночке, Батый победил всех сопротивлявшихся русских князей. К к 1242 году монголы достигли Адриатического моря. В этом же знаменательном году святой благоверный князь Александр Невский на Псковско-Чудском озере разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена, которые под шумок пришли к нам с Запада, звать нас в Евросоюз известным способом. Но, это совсем другая история.

Поганым, а с самым реальным врагом Руси - ратью Батыевой.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...» информация с сайта
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты... И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» -- это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому»... Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» - то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице - княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII-XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате" - 1985 г.

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы…

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта