Главная » Засолка грибов » Интересные факты из жизни и творчества абая. Биография абая кунанбаева

Интересные факты из жизни и творчества абая. Биография абая кунанбаева

Жизнь и
деятельностьАбая
Кунанбаева.

 Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни
в раннем, ни в позднем периоде истории
казахов не известно имя поэта,
превосходящего его по величию духа
Ахмет Байтурсынов

 Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа,
философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер
художественного слова. Он родился 10 августа 1845
года в Семипалатинской области на склонах гор
Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак.
Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что
наречению поэта таким именем предшествовал вещий
сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого
представителя племени тобыкты – мыслителя и
философа Аннет баба, который произнес имя святого
сына Ибрахимом. Абай Кунанбаев

 Отец Абая – Кунанбай Ускенбаевич

Образование
Начатое в раннем детстве приобщение к устному
народному творчеству и домашнее обучение у
муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет
- Ризы в Семипалатинске одновременно с
посещением русской школы. К концу пятилетней
учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец
Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности
главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее,
целиком занявшись самообразованием, но только к
40 годам он осознает свое призвание как поэта и
гражданина. Абай Кунанбаев способствовал
распространению русской и европейской культуры
среди казахов.

Медресе в которой учился Абай

Родные учителя
Человек, который в наибольшей степени повлиял
на раннее тяготение Абая к искусству слова и
знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела
привить своему внуку стремление и любовь к
знаниям, стала его первым воспитателем и
великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай
обращался к матери. Улжан помнила много
стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы
акынов. Именно благодаря бабушке и матери у
Абая рано проснулся интерес к творчеству,
поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на
нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Абай с бабушкой Зере

Мать Абая - Улжан

Великие учителя
Следующим замечательным учителем и воспитателем
юного Абая стал сам казахский народ. С юных лет с
упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в
себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал
сочинять свои первые стихи. В родном доме Абая
всегда с радушием встречали талантливых и мудрых
людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат.
На формирование мировоззрения Абая оказали
влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся
гуманистических идей (Алишер Навои, Низами,
Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения
русских классиков, а через них и европейская
литература вообще.

« О, казахи мои, мой бедный
народ!»
Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки
своего народа. Его больно задевали социальное зло,
невежество соотечественников. Твердо встать на ноги
казах еще не может. Вопрос " Почему?" несколько раз
звучит в " Словах назидания " Абая. И становится как
никогда актуальным сейчас. " На чем бы основывалась
религия, не будь разума? Добро и Зло созданы
Всевышним, но не он творит их ", – пишет в раздумье
Абай. Отчего мы, как и в прежние времена, полны
зависти, корысти, не желаем видеть в другом хорошее,
ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств
своих собратьев? Абай недоумевает: " Почему байский
сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение
к другому баю считает для себя зазорным?"

Главные произведения
Масгут
Времена года
Көзімнің қарасы
Ескендир
Очи черные
Густой туман
Қара сөз

Иллюстрация к произведению « Осень »

Абай – вдохновение для
творческих личностей.
Произведения Абая, его личность
вдохновляли к творчеству великих людей
всех времен. Достаточно вспомнить
монументальную 4- томную эпопею
Мухтара Ауэзова « Путь Абая », либретто
для оперы, стихи поэтов. В 1995 году о
жизни поэта был снят двухсерийный
фильм « Абай », режиссёр Ардак
Амиркулов. Фильм производства Казахстан
- Франция. И, конечно, не могли не обойти
в своем творчестве человека эпохи
художники.

Молодой Абай Кунанбаев

 Абай Кунанбаев в Семипалатинской
библиотеке

 Иллюстрация к роману М. Ауезова « Путь Абая »

Памятники, музеи, имени Абая
Музеи.
Памятники, музеи, имени Абая Музеи. В Семипалатинске открыт
республиканский литературно - мемориальный дом - музей Абая. В Лондоне
по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая. Памятники.
Памятники поэту установлены в Алма - Ате, Астане и во многих других
городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве. Имени Абая. В
Дели, Каире, Берлине, Кентау, Ташкенте, Киеве и других городах мира есть
улицы, названные именем Абая. С 1993 года в городах Казахстана
традиционно проводятся « Абаевские чтения » в день рождения поэта. На
пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма - Атой ежегодно
устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО
Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем
Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь - Шане. Имя Абая носит
библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно -
Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая. В Алма -
Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и
балета, Национальный педагогический университет и один из главных
проспектов города. Именем Абая назван Культурно - Досуговый Комплекс в
Актау. В Карагандинской области находится одноимённый город.

В совершенстве зная классическую литературу
Востока и Запада, Абай создает новую литературу
в его стихах заговорила древняя степь, по -
новому зазвучал казахский язык, в котором Абай
открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая,
его проза, его музыка насыщены глубокой
лиричностью, мягким юмором, обличением
пороков и воспеванием добра, любовью к своему
народу. Его поэмы « Масгут », « Ескендир » («
Александр Великий »), стихи « Очи черные », «
Густой туман » и др. стали классикой не только
казахской, но и мировой литературы.

Пришедшие к памятнику Абаю Кунанбаеву даже не знали, кто это, и скорее всего они даже не обращали на него особого внимания, в итоге, памятник-то, оказывается, там не просто так стоит! Стоит почаще собираться у памятников, которые мало кому известны. Глядишь, всю историю заново узнаем.

Сорок лет водил Навальный протестующих по центру Москвы и наконец вывел их на Чистые пруды. Сначала он назвал монумент Абаю «памятником неизвестному казаху». За что получил сотни возмущенных реплик на казахском.

Тем временем Абай Кунанбаев жил в конце XIX – начале XX века (1845-1904). Настоящее его имя - Ибрагим, то есть Авраам с арабского. Прозвище Абай дала ему бабушка, это означает «внимательный, осторожный». А не «дед», как считают многие.

Абай Кунанбаев – это такой казахский Пушкин: основоположник местной письменной литературы, реформатор, первый классик. Своей миссией он считал объединение русской и европейской культуры на основе просвещенного ислама.

Что касается просвещенного ислама, то Абай знал, о чем говорил: он родился в полигамной исламской семье, его мать была одной из четырех жен отца. И у самого Абая к шестидесяти годам было три жены и двадцать детей. Мы согласны с Абаем: если что и объединит Европу и Азию, так это многоженство.

Иногда Абай писал музыку к своим стихам. Самая популярная песня называется «Көзімнің қарасы» или «Ты зрачок глаз моих». К сожалению, вряд ли песня станет новой Марсельезой, ведь Марсельеза – на французском.

С политикой Абай был связан с детства: в 13 лет его отец начал приобщать сына к административной работе. Биографы пишут, что Абаю «пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги». В своих стихах того периода он высмеивал некоторые сельские обычаи и выступал за права женщин.

Абай боролся за права женщин и на законодательном уровне, особенно за равноправие в наказаниях. Абай был среди создателей одного из первых правовых документов на казахском языке. По нему за супружескую измену били розгами и женщин, и мужчин. А вот за убийство женщины штраф полагался в два раза меньше, чем за убийство мужчины. При этом муж жену или жена мужа могла убить безнаказанно – дело семейное.

Абай был оппозиционером. Общался с политическими ссыльными демократами - Михаэлисом, Долгополовым и Гроссом - и из-за этого имел проблемы с властями. Возмущался тем, что в степи не прекращается воровство, разбой, что осуждают невиновных.

Абай замечал, что волостные правители достигают власти хитростью и обманом, заботятся лишь о собственном благополучии, ищут поддержки у таких же «увертливых и ухватистых», как сами, и большую часть сил тратят на борьбу за сохранение власти.

За свою непримиримость Абай не раз получал по голове. В 1900 году на него напала банда мукурцев (из Мукурской волости). Они избили Абая и отняли у него ценные вещи за то, что он принял участие в определении границ между Мукурской и Чингизской волостями. Как это часто бывает в таких случаях, суд не нашел вины мукурцев и закрыл дело. А побои – это Абай сам себя избил, чесалкой для спины.

Ибрагим Кунанбаев был не бедным человеком: он владел тысячей верблюдов и двумя тысячами баранов. И как все зажиточные люди, Абай переехал жить в Лондон. Правда, после смерти. В Лондоне есть музей Абая Кунанбаева. Его создал писатель Ролан Сейсембаев, который переводил произведения Абая на русский. Ролан жил в Лондоне, и музей учителю решил сделать поближе к себе.

Улицы Абая есть во многих городах Казахстана, в Киеве, Ташкенте, Дели, Каире и даже в Берлине. А в Карагандинской области есть даже город Абай – недалеко от ж/д станции Карабас. Суровый городок, судя по всему. В городе Абае живет чуть больше 30 тысяч человек, и в основном они добывают уголь. Там родился чемпион мира по боксу Олег Маскаев.

Памятники Абаю стоят не только в Москве и многих городах Казахстана, но и в Стамбуле и Тегеране. Московский монумент Абаю был установлен в 2006 году – Владимир Путин сделал алаверды Нурсултану Назарбаеву, который до этого открыл жителям Астаны Пушкина (правда не в книгах, а в мраморе).

Жители Чистопрудного бульвара были не в восторге от идеи поставить памятник великому казаху (сейчас, вероятно, этим своим решением недоволен сам Путин). Особенно возмущался режиссёр Георгий Данелия. Видимо, он хотел любоваться из своего окна на памятник себе.

Скульптор Марат Айнеков, создавший сей монумент, до этого прославился эскизами казахстанской национальной валюты тенге.

Марат Айнеков возмущен тем, что монумент становится символом протеста. «Идет, мне кажется, определенная спекуляция на уровне древних культурных отношений. … Я хотел бы, чтобы больше было позитива», - сказал архитектор журналистам. Что может быть позитивнее революции? Разве что массовые расстрелы.

Первые протестные акции у памятника Абаю провело движение «Защитники Защитников Химлеса». До этого митинги на Чистых прудах обычно проходили у памятника Грибоедову. А потом протестующие долго скитались по Москве: пешком прошагали от Китай-города до Баррикадной и обратно, и в итоге осели у памятника Абая. Ученые тем временем уже вовсю строчат диссертации на тему: «Эволюция протестного движения: от кочевого скотоводства к оседлому земледелию».

Актер театра Современник Владимир Ветров рассказал в интервью The-Village, что установка памятника Абаю совпала по датам с 50-летием театра, и долгое время актеры думали, что это монумент Галине Волчек.

Казахи решили не терять времени и уже задумываются, как заработать на внезапной популярности своего земляка. Создатель международного казахского сервера Kazakh.ru Мурат Ижанов предложил наделать сувенирной продукции с Абаем, а создатель форума vse.kz Дмитрий Зимин уверен, что тот, кто начнет продавать футболки с изображением Абая, «сорвет банк». Пока казахи думали, протестанты уже нашили себе футболок, и с земляками Абая не поделились.

Еще на исходе XIX века Абай знал, чем все закончится в 2012 году. В его поэме «Кара соз» (дословно «Черное слово», переведено на русский как «Простое слово») есть такие строки: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну Д’ Арк, распял Христа, ? Толпа». Дальше следует тирада о том, что толпа глупа, и ею должны управлять интеллигенты – видимо, такие, как сам Абай. Из этого ученые сделали вывод, что Навальный – последняя реинкарнация Абая.

Другие актуальные цитаты Кунанбаева, которые уже разошлись тысячами твитов: «Худший человек из числа людей - это человек без стремлений», «Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум» и «Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе - страшен».

А теперь – минутка революционной поэзии. Несколько строк из стихотворений Абая в переводе Вс. Рождественского.

Когда народным кетменем,
Без хана и без бая,
Мы сами грудь скалы пробьем,
Путь к жизни открывая.
Я слышу, как шумит листва,
Как там, в равнинах мира,
Уже рождаются слова
Великого батыра.
Как, разорвав веков пласты,
Плечом раздвинув недра,
Народ встает из темноты,
Вдыхая солнце щедро…
Мои стих - от сухости земной,
Но есть в нем воздух синий
И зноем пахнущий настой
Из солнца и полыни.
Он разлетится по сердцам
В предгорья и равнины,
И склонят слух к моим струнам
Грядущих дней акыны!»

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери.

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка.

Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью. Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев - это одна из выдающихся личностей Казахстана. Предлагаем подробнее рассмотреть биографию Абая Кунанбаева и узнать, какой путь проделал этот великий человек.

Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.

Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, - это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.

Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

Заметив, что сын жадно тянется к знаниям, отец довольно рано отдает его на воспитание к мулле. Затем он продолжает учебу в медресе (мусульманская духовная школа). Там он постигает грамоту и учится персидскому и арабскому языкам.

Будучи совсем юным, Абай оттачивал навыки ораторского искусства. Отец дал возможность развить их на практике. Он отозвал тринадцатилетнего сына с учебы, чтобы передать знания управления и обучить обязанностям главы рода.

Абай нередко участвовал в родовых распрях и судебных разбирательствах. Здесь главной силой выступало слово. Чем красноречивее и находчивее человек, тем выше его шансы на победу. К сожалению, интересы отца и сына часто не совпадали.

Кунанбай в таких делах руководствовался только выгодой для семьи. Абай не мог с этим мириться, поэтому шел наперекор воле отца и принимал решения по справедливости. На этой почве их отношения настолько испортились, что Абаю пришлось покинуть семью.

Идеи и философия Абая Кунанбаева

После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и закона.

Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь, подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.

Абай всей душой ненавидел баев и биев, которые подкупом получили свои места. Народу они обещали процветание и решение проблем, а как только вступали в должность, тут же забывали о своих словах.

Примечание: при царской России власть баев и биев была ограничена, однако решение вопросов местного значения и суды были в их юрисдикции. Поэтому обычным людям приходилось иметь дело с ними.

Учитывая, что на большинстве выборов побеждали благодаря обману и подкупам, действовать иначе, кроме как в интересах царизма, чиновники не могли. По этому поводу Абай написал несколько строк: «Перед начальством русским бий юлит и гнется как лоза…».

Такое же отношение у него было к духовенству, которое также не редко покупало свои должности. Абай считал, что большинство из них - это люди далеко не высоких моральных устоев, которые используют положение для личного обогащения.

Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению, каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и образовании.

Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально. С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи. Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

Увеличение благосостояния народа Абай видел в развитии:

  • Торговли, поскольку она служила средством общения между народами и стимулировала развитие производственных отраслей.
  • Ремесел, потому что казах, который умеет что-то изготавливать своими руками, всегда будет при деле и сможет прокормить себя и семью.
  • Земледелия, так как этот род деятельности был выгоднее скотоводства, обеспечивал лучшую основу для развития общества и не настолько зависел от изменчивого климата Великой Степи.

Другое дело, что раскрыться казахскому народу в то время не позволял общественный строй. Чиновники и духовенство пользовались невежеством простого люда, обманывали его и нагло грабили. Абай был уверен, что сломить существующий порядок вещей может только просвещение и развитие науки.

Эти и другие вопросы, в частности проблемы морали и права, Абай Кунанбаев поднял в знаменитом произведении «Слова назидания» (каз. «Қара сөз»). Это прозаическая поэма, состоящая из 45 притч.

Изданное уже после смерти автора, «Черное слово» (так дословно переводится название с казахского) стало жемчужиной казахской литературы и утвердило Абая как ее первого классика. Произведение имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Были попытки изложения на немецком и китайском, однако на этих языках передать глубокий смысл философских рассуждений Кунанбаева не удалось.

Абай Кунанбаев: семья

У великого поэта было трое сыновей, все они выросли творческими, образованными личностями. Однако судьба не дала им раскрыться.

Первый сын Акылбай родился в 1861 году, но рос вдали от отца, поэтому не получил надлежащего образования. Однако после их воссоединения Абай заполнил этот пробел. Под влиянием отца у Акылбая проявились творческие способности. Он написал как минимум три поэмы:

  1. «Жарах» - не сохранилась.
  2. «Зулус» - до нас дошли лишь несколько куплетов.
  3. «Дагестан» - сегодня это произведение имеет огромную историческую ценность.

Абай Кунанбаев любил своих детей одинаково, но большие надежды возлагал на Абиша - второго из сыновей. За знаниями он отправил его в Тюмень, а затем в артиллерийское училище Санкт-Петербурга. Однако после учебы Абиша не приняли на военную службу, так как тот подхватил туберкулез. Смертельная болезнь забрала жизнь парня на двадцать седьмом году в городе Верном (Алматы).

Перенести этот удар Абаю помогло творчество. В память о сыне он сочинил девять стихов, однако до конца оправиться от потери так и не смог. Воспоминания жгучей болью отзывались в его душе.

На младшего сына Магаша поэт возлагал не меньшие надежды, и он их оправдал. Начальное образование он получал в медресе и городском училище, пока не заболел. Боясь потерять еще одного ребенка, Абай забрал Магаша и лично занимался его просвещением.

Парень вырос умным, смелым и целеустремленным. Конечно, с таким отцом он не мог не полюбить поэзию. Результатом его увлечения стали поэмы: «Енлик-Кебек», «Абылай» и самое объемное произведение «Медгат-Касым».

Народ обожал Магаша за его справедливые решения в судах. Ему бы блистать и покорять сердца людей, но у судьбы были другие планы. Младший сын великого поэта покинул этот мир на тридцать четвертом году жизни.

Абай не выдержал утраты, и через сорок дней после смерти Магаша Аллах забрал его. Старший сын Абая, единственный, кто пережил отца. К сожалению, ненадолго. Акылбай отправился вслед за ним, через месяц после его кончины.

Абай Кунанбаев: стихи

Творческий талант Абая еще в юности распознал известный поэт Дулат, который был частым гостем в доме Кунанбая. Первые стихи Абай начал писать во время учебы. Но они не дошли до нас, так как в то время было не принято издавать сборники, а обрывки бумаги, на которых поэт записывал стихи, утрачены навсегда. Мы можем судить о первых творческих потугах Абая только по произведениям, которые люди передавали из уст в уста.

Активная творческая жизнь Абая началась в 1886 году, когда ему было уже больше сорока лет. Один из первых стихов того времени - «Лето». В нем он описал красоту казахской степи и жизнь обычных людей.

Абай Кунанбаев был поэтом-импровизатором, который никогда не сидел над строками и не дорабатывал их. В моменты вдохновения с бледной кожей и слезами на глазах он бежал со всех ног за пером и записывал рифмы, которые лились словно река.

Сам поэт говорил, что, возможно, если бы он шлифовал стихи, то они были бы намного лучше. Однако даже без обработки строчки произведений Абая Кунанбаева до сих пор считаются примером идеального слога.

Большинство стихотворений Абая написаны в лирической форме с использованием шести- и восьмистишия. Всего в его творческой копилке около 170 стихов. В них он воспевал родные края, казахский народ, женщину и выступал против невежества и социального неравенства. Среди знаковых творений можно выделить стихи Абая Кунанбаева на казахском:

  • «Көзімнің қарасы»;
  • «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл»;
  • «Қызарып, сұрланып»;
  • «Кулембаю».

В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

Как и в случае со стихотворениями, первые песни Абая не дошли до нас, однако нам доступно его более позднее творчество:

  • «Айттым сәлем, Каламкас»;
  • «Татьянаның хаты»;
  • «Қорболды жаным»;
  • «Ата-анағакөз қуаныш».

В этих и других песнях он пытался передать красоту окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.

Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая. Большинство притч актуальны по сей день.

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29.07.1845 - 23.06.1904) - поэт, просветитель и философ, основоположник новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка.

Родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода Кунанбая. Получил первоначальное домашнее образование у муллы, затем был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Обучаясь в медресе параллельно посещал русскую школу. Владел арабским, персидским и др. восточными языками. Читал в оригинале произведения классиков Востока - Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали.

Не закончив учение в городе, по настоянию отца возвращается в аул, где начинает вникать в судебную службу и будущую административную деятельность главы рода. Постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Часто идет вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения.

Все остальные двадцать лет жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. В середине 70-х годов Х1Х в. возобновляет изучение русского языка и классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, И. И. Долгополовым и С. С. Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды.

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882 - 1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая было явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
В вопросах управления придерживался демократических позиций. Считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс не сумел. Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности.

Пути улучшения жизни народа видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов он неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли.

Основную силу, способную преодолеть невежество видел в науке и просвещении. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов считал, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества - наука, передовые идеи, культура и настанет всенародное благоденствие. Мечтая о всенародном благоденствии, оставался на уровне просветителей своего времени считая, что в первую очередь просвещение и наука, способны изменить существующий строй.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия - властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» - «Шлю привет тебе, тонкобровая»).
Воспевал женщину - мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл» («Язык любви - язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

В 1887 году им написаны поэмы «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Слова назидания» - «Гаклия» (1890 - 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назиданий» многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

Органичная часть творчества Абая - переводы на казахский язык произведений русских классиков (около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я па дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и «Вороненок». «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.
При жизни Абая были опубликованы лишь несколько стихотворений. В Петербурге был издан сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева», тиражом 1 тыс. экземпляров.

Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Абай прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и других. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Каламкас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др.

Литературное и эстетическое наследие Абая - национальная гордость казахского народа. Традиции Абая в своем литературном творчестве развивали Ш. Кудайбердыев (1858 - 1931), С. Торайгыров (1894 - 1921), М. Жумабаев (1893 - 1938), С. Донентаев (1894 - 1933). На наследии Абая воспитаны классики казахской литературы ХХ в.: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, А. Тажибаев, К. Аманжолов, Т. Жароков.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.).

Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др.

В память об Абае учреждена Государственая премия Казахстана в области литературы.
В честь Абая названы город, административные центры, улицы, театры, библиотеки и другие объекты на территории республики. Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы, центральные проспекты городов Казахстана, пик в отроге хребта Иле Алатау. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту(1960 год) .

В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

150 -летие Абая в 1995 году прошло под эгидой ЮНЕСКО.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 535–540.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 с. - С. 67 - 69.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 282 - 283.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта