Главная » Засолка грибов » Как сережа пересказывал эти сказки своим родным. Сказка про то, как казак сереже совет дал

Как сережа пересказывал эти сказки своим родным. Сказка про то, как казак сереже совет дал

Рассказ-сказку «Алые паруса» написал Александр Грин. Главной идеей произведения является противостояние мечты и реальности, а также победы первого над вторым. Сила веры в мечту побеждает, ведь главное – верить всем сердцем. Кратчайший пересказ «Алые пруса» для читательского дневника представлен на нашем сайте.

Очень краткий пересказ «Алые паруса»

Главные герои: Ассоль – бедная девушка, которая живет с папой. Она узнает о том, что вскоре за ней приплывет принц за корабле. Артур Грей – тот самый принц и наследниц короля. С пятнадцати лет он плавает по водным просторам.
Папа Ассоль моря. Он узнает, что его жена умерла, а дома осталась дочка. Ассоль живет очень бедно, ведь все деньги были потрачены на лечение мамы. Моряк вернулся домой, но стал очень необщительным. Ему пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением игрушечных деревянных лодок. Но через какое-то время жители деревни отвернулись от моряка. Случилось это после его мести состоятельному хозяину трактира. Тот когда-то не помог матери Ассоль, поэтому моряк увидел лодку, которую уносят волны в море вместе с обидчиком жены. Он проявил пассивность и лишь прокричал злорадно прощальные слова зажиточному трактирщику.
Краткий пересказ «Алые паруса» Грин не может не быть не переполненным грустью, как и полная версия произведения. Из-за отца лишается друзей и Ассоль, которой приходится играть с деревянными игрушками в полном одиночестве. Все отворачиваются от ее маленькой семьи.

Однажды Ассоль встречает женщину, которая обещает девочке знакомство с принцем на алых парусах. Ассоль невероятно обрадовалась, а все начали считать малышку сумасшедшей.
Во второй главе «Аллых парусов» мы узнаем про Грея – мальчика, который рос в королевском дворце. Ему было одиноко и он коротал время с книгами, из них он узнал про море и влюбился в него. Затем сбежал из дворца и пошел работать юнгой на корабль. Через пять лет Грей узнал о смерти отца, приехал в замок, а после этого сказал своему капитану, что отныне плавать они будут уже на королевском корабле. Через три года плаванья их занесло в Лис – деревню Ассоль.
В третей главе Грей увидел Ассоль, но она была спящей. Парень сразу же влюбился в красоту нежной девушки и надел ей на мизинец свое родовое кольцо. В таверне Грею рассказали много небылиц про девушку, пытаясь опорочить ее ум и честь. Но принц не поверил в эти истории.

Краткий пересказ «Алые паруса» по главам: 4-6 части истории

В четвертой главе мы узнаем про то, что Ассоль очень грустила – ее деревянные игрушки уже никто не хотел покупать. Затем она уснула в лесу и проснулась с кольцом на мизинце.
В пятой главе происходят романтические приготовления Грея, он ищет в городе розовый шелк для изготовления алых парусов, отдает за него большие деньги. Также собирает уличных музыкантов на пристани.
В шестой главе отец прощается с Ассоль, ведь ему нужно идти зарабатывать на жизнь. Он решает опять уйти в море. Девушка очень грустна и напугана.
В заключительной седьмой главе Грей плывет под алыми парусами к Ассоль. Девушка читает книгу, в это время жук ползает по словам и останавливается на «Смотри». Ассоль смотри в окно и видит кораблю с алыми парусами, она бежит к нему. Толпа расступается перед девушкой, пропуская ее к Грею. Он забирают свою любовь на корабль.
«Алые паруса», краткий пересказ для читательского дневника которых мы представили выше, имеет много смыслов. Важно верить в свою мечту, не сдаваться под давлением общества, отстаивать справедливость. При этом многие критики отмечают то, что образ Ассоль не добавляет романтики современным женщинам, делая их пассивными. Ведь нужно не только ждать своего принца, но и творить свою жизнь самостоятельно.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

возвращается домой, где ожидают печальные новости. Жена умерла, оставив маленькую дочь. Женщина истратила свои сбережения на восстановление после родов. В надежде добыть денег она отправилась к Меннерсу (состоятельному трактирщику), заложить обручальное кольцо. Но тот потребовал за деньги от женщины любви, а ничего не добившись, не дал в долг. Лонгрен взял расчет и посвятил себя маленькой дочери Ассоль .

Мужчина делал игрушки, чтобы как-то зарабатывать на жизнь. Когда исполнилось ребенку 5 лет, на лице моряка стала появляться улыбка. Лонгрен любил бродить по побережью, вглядываться в бушующее море. В один из таких дней начался шторм, лодка Меннерса оказалась не вытащенной на берег. Торговец решил пригнать лодку, но сильный ветер понес его в океан. Лонгрен молча курил и наблюдал за происходящим, под руками был канат, можно было помочь, но моряк смотрел, как уносят волны ненавистного ему человека. Свой поступок он назвал черной игрушкой.

Лавочника привезли через 6 дней. Жители ждали от Лонгрена раскаяния, криков, но мужчина остался спокойным, он поставил себя выше сплетников и крикунов. Моряк отошел в сторону, стал вести жизнь отчужденно и обособленно. Отношение к нему перешло на дочь. Она росла без подруг, общаясь с отцом и вымышленными друзьями. Девочка забиралась к отцу на колени и играла частями приготовленных к склеиванию игрушек. Лонгрен научил девочку читать и писать, отпускал ее в город.

Однажды девчонка, остановившись на отдых, решила поиграть игрушками на продажу. Она вытащила яхту с алыми парусами. Ассоль отпустила кораблик в ручей, и он понесся быстро, как настоящий парусник. Девочка бежала за алыми парусами, углубляясь далеко в лес.

В лесу Асоль встретила незнакомца. Это был собиратель песен и сказок Эгль. Его необычный внешний вид напоминал волшебника. Он заговорил с девочкой, рассказал ей удивительную историю ее судьбы. Он предсказал, что когда Ассоль станет большой, за ней придет корабль с алыми парусами и красивым принцем. Он увезет ее далеко в блистательную страну счастья и любви.

Ассоль вернулась окрыленная домой и пересказала историю отцу. Лонгрен не стал опровергать предсказания Эгля. Он надеялся, что девочка подрастет и забудет. Историю услышал нищий, он передал ее в трактире уже на свой лад. Жители таверны стали издеваться над девчонкой, дразнить парусами и заморским принцем.

Глава 2. Грэй

Грэй родился в душе отважным капитаном. Он изучил замок, в котором рос. Представлял его огромным кораблем. Мальчик восхищенно смотрел на море, изображенное на картине. Оно завораживало его. С 8 лет стало понятно, что ребенок воспринимает мир по-особенному. Он не мог смотреть на окровавленные руки Христа. Он замазал гвозди голубой краской. Мальчик дружил со всеми жильцами дома, не гнушался прислуги, поэтому рос общительным и разносторонним. Страх вызывала у ребенка кухня. Грэй переживал за кухарку Бетси, чтобы помочь ей, он разбил копилку, от имени предводителя шайки разбойников, Робина Гуда, предложил девушки деньги.

Мать, знатная дама, потакала сыну. Он мог делать все, что хотел. Отец уступил желаниям жены. Когда юноше исполнилось 15 лет, Артур сбежал из дома на шхуне «Ансельм». Он стремился стать «дьявольским» моряком. Капитан «Ансельма» надеялся на быстрое завершение путешествия мальчика из богатой семьи, но Грэй шел к своей цели. Капитан решил сделать из юноши настоящего моряка. Уроков было много, но все они только закаляли Грэя.

В 20 лет он навестил родительский замок уже совсем другим человеком, но душа осталась прежней. Из дома он вернулся с деньгами, объявил, что будет плавать отдельно. Его корабль – галиот «Секрет». Через 4 года судьба привела юношу в Лисе, но домой к матери он возвращался уже чаще.

Глава 3. Рассвет

Корабль «Секрет» встал на рейд. Капитана одолела тоска, причину которой он не понимал. Юноше казалось, что кто-то зовет его, но он не понимал куда. Никакие занятия не отвлекали от тоски, он позвал Летики и отправился на шлюпке в море, затем на берег.

Моряк увлекся рыбалкой, а капитан полежал у костра, поразмышлял о жизни, затем задремал. Очнувшись от дремы, он вышел из чащи и отправился на холм. На открытой поляне он увидел спящую Ассоль. Опасная находка была настолько красива, что Грэй стал тихо рассматривать ее. Для Грэя это была картина без объяснений. Юноша снял с руки старинное кольцо и надел его на палец девушки.

К капитану подошел Летика. Он хвастался уловом. Капитан увел матроса подальше от находки, чтобы не нарушить сон красавицы. Они отправились не к шлюпке, а е ближайшим домам. Это был дом Меннерса. Грэй расспросил хозяина о девушке, тот ответил, что она полоумная. Юноша спокойно среагировал на этот факт, спросил, почему торговец так считает. Тот рассказал историю девушки, но она звучала как сплетня, грубая и плоская. «Зовут ее Ассоль Корабельная», - завершил рассказ Меннерс. В это время Грэй поднял глаза и увидел проходящую мимо таверны Ассоль. Меннерс хотел еще наговорить грязи на Лонгрена, но его прервал корзинщик – угольщик. Он, не боясь торговца, сказал, что тот все врет. Ассоль, по его словам, разговаривает только с добрыми людьми, в число которых не входит Хин Меннерс. Торговец обиделся, Грэй оставил Летику слушать и смотреть. Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани.

Глава 4. Накануне

Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль. Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар. Самоделки никого не интересуют. Ассоль пришла домой и рассказала все отцу. Он слушал сердито, как будто представлял, что происходило в игрушечной лавке. Лонгрен не хотел оставлять дочь надолго, но понимал, что им не прожить по-другому. Дочь успокаивала отца, говоря, что любит его, и они сидели рядом вместе на одном табурете. Ассоль рассматривала остатки продуктов и понимала, что их не хватит до конца недели. Она села шить юбку из старой ткани и заглянула в зеркало. Ассоль соединяла в себе двух девушек: одна мастерила игрушки, любимая дочь отца, другая верила в чудеса и сказки. Вторая видела в простых предметах и явлениях природы волшебство.

Ассоль любит читать, верит в мечту. Она ходит на берег моря и всматривается вдаль, ожидая обещанные волшебником из детства паруса. Внешне девчонка стройная и невысокая. Взгляд серьезный и умный, лицо милое и оригинальное. Автор характеризует ее одним словом – очарование. Отношение жителей Каперны было понятно. В поселке популярностью пользовались плотные и тяжелые женщины базарного типа.

Отец уходил в море, девушка не боялась за него, уверенная, что ничего плохого с ним не может произойти. В этот вечер девушка не могла заснуть, но она умела сама вызвать сон. Любимый ночной сюжет – песни, тайны, цветение деревьев и сверкание воды. Утренняя звезда разбудила Ассоль, она встала, пошла прогуляться по лугу. В лесу она была с добрыми друзьями счастливой и радостной. Добежав до холма у моря, девушка остановилась и стала вглядываться вдаль. Она легла на траву и уснула безмятежным сном. Когда очнулась, на руке блеснуло лучистое кольцо Грэя. Ассоль покричала, спрашивая, кто пошутил, но никто не отзывался в ответ. Кольцо сразу стало своим. Она сняла его с пальца, попыталась заглянуть внутрь, затем спрятала за лиф. Лицо девушки засияло от радости и восторга. Она поднялась и пошла домой. Это было утро летнего дня, когда два человека нашли друг друга.

Глава 5. Боевые приготовления

Помощник капитана заметил необычное состояние Грэя. Он приказал передать поручения людям на корабле, а сам отправился в город. Грэй в голове сложил четкий план. Он посетил три торговые лавки, выбирая ткань для парусов. Его волновали детали и цвет. Когда он нашел нужную ему материю, восторг заиграл на лице. Оттенок ткани – алая утренняя струя, гордая и царственная. Затем капитан встретил знакомого музыканта. Он предложил заработать, нужно было найти друзей, которые играли бы так, чтобы слушающий их плакал.

Грэй плавал с одним составом команды, они были все как одна семья. Перевозил «Секрет» товар, который отвечал интересам капитана. Грэй, не объясняя ничего, просто сказал, что будут меняться паруса, и только после этого они выйдут в море. Музыканты заняли свои места на корабле. Пантен решил, что изменения касаются контрабанды, которую решил перевозить капитан. Грэй не стал сердиться, но отмел догадку друга. Он сказал, что Пантен ошибается, отослал его спать и остался один среди своих мыслей.

Глава 6. Ассоль остается одна

Лонгрен бесцельно бродил под парусом по морю. Ему становилось легче в таком блуждании. Он мог думать и восстанавливать свои душевные силы, которых так не хватало мужчине на берегу. Лонгрен возвращался мыслями к любимой, забота о дочери переполняла сердце. Две милые сердцу женщины стояли перед глазами. Вернувшись домой, он не застал девушки дома. Ассоль вошла в дом изменившаяся внешне, она излучала что-то непонятное, отец засомневался, не больна ли дочь. Девушка была так увлечена собственными мыслями, что удивила отца весельем, которое ей было несвойственно.

Лонгрен сказал девушке, что решил поступить на почтовый пароход. Отец видел изменения и решил уточнить причину радости. Дочь, чтобы успокоить его, стала спокойной и серьезной. Она собрала ему мешок, выслушала советы. Проводив отца, Ассоль попыталась позаниматься привычными делами, но не смогла. Она решила пойти в Лиссе. Девушка радовалась полету птицы, брызгам фонтана. Навстречу ей попался угольщик Филипп. Ассоль призналась ему в любви и сказала, что скоро уедет. Угольщик изумился, девушка взяла его руку и попрощалась с добрым человеком так, как только она умела это делать. Девушка сказала, что она не знает, куда уедет, но чувствует это.

Глава 7. Алый Секрет

Грэй боялся мели и сам стоял у штурвала. Алые паруса рдели над морем. Капитан объяснил своей команде цель преображения корабля. Он хочет выполнить то прекрасное несбыточное, которое живет в душе девушки, полюбившейся ему. Грэй рвался к цели. О любви стали говорить по всему кораблю: от салона до трюма. «Секрет» направился к желанному берегу.

Мечтательница в это время сидела над книгой, читала и рассматривала жучка, ползущего по страницам. Жучок застыл на слове «смотри», девушка перевела взгляд на море, где увидела такое желанное видение: белый корабль с алыми парусами. Издалека доносилась музыка. Ассоль, не помня себя, неслась навстречу «Секрету». Когда корабль скрывался за мысом или другой преградой, девушка останавливалась, затем продолжала свой бег.

Каперна переживала шок. Волнение охватило всех жителей. Алые паруса для них были издевательствами, усмешками, вымыслом больного воображения. Сейчас они становились реальностью. Чем ближе подходили к берегу паруса, тем быстрее собиралась на берегу кричащая толпа. Часть жителей злилась, другая тревожилась. Злоба, испуг, нервная дрожь, змеиное шипение – состояние стоявших в толпе людей. Все смолкло, когда к ним приблизилась девушка. От корабля отошла лодка, в ней стоял тот, кого Ассоль ждала с детства. Грэй спросил девушку, узнала ли она его. Счастье светилось во всем облике Ассоль. Она даже не заметила, как оказалась в каюте. Первый вопрос Ассоль об отце. Она спросила, возьмет ли юноша ее отца Лонгрена. Он ответил положительно. На корабле начался веселый праздник. Ассоль назвали лучшим грузом «Секрета». Когда корабль был уже далеко от Каперны, на нем звучала волшебная музыка счастья.

На этом и заканчивается краткий пересказ повести-феерии «Алые Паруса», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!


Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель

Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл в историю литературы как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка и как блестящий мемуарист. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», вместе составляющие автобиографическую трилогию, вошли в «золотой фонд» русской классической литературы. А его книга «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка и постепенный, по мере взросления, процесс формирования в ребёнке Человека.

Эту светлую повесть о детстве писатель посвятил своей любимой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Когда Оле исполнилось шесть лет, дед сочинил по этому поводу стихотворение. Он поздравлял внучку с днём рождения и обещал:

«Если Бог даст силы,

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую

И расскажет в ней

Про весну младую,

Про цветы полей…»


«Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – писал Сергей Тимофеевич Аксаков во время работы над произведением. – Книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». И вот, в начале 1858 года, вся читающая Россия получает от «дедушки Аксакова» замечательную повесть «Детские годы Багрова-внука» о «детском мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений».

«Детские годы Багрова-внука» - вторая часть автобиографической трилогии Аксакова, продолжение «Семейной хроники». В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Серёжи, проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Автор заменил действительные имена главных персонажей, а также географические названия – вымышленными. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Сергей Тимофеевич рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Иллюстрация к книге «Детские годы Багрова-внука»

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» была опубликована сказка «Аленький цветочек» - добрая и мудрая сказка про любовь, про дружбу, про долг. Есть примечание, подписанное самим Аксаковым: «Чтобы не прерывать рассказ о детстве, эта сказка помещается в приложение». Формально повесть со сказкой связывает страничка текста, о том, как маленький Сережа Багров подружился с ключницей Пелагеей и неоднократно слушал ее сказки, из которых более всего запомнил «Аленький цветочек», «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». Писатель так рассказывает об этом в своем произведении: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В своих «Воспоминаниях» Аксаков рассказал и историю Пелагеи: «Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из «Тысячи и одной ночи». Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».

Ключница Пелагея

С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Но началось все с «Аленького цветочка» – сказки, которую мальчик любил более всех и на потеху домочадцам сказывал, подражая прибауткам, ужимкам, оханьям и вздыханиям Пелагеи.

Удивительная сказка странствий, любви и добра, пробуждающая самые светлые чувства, отмечает в этом году свой 155-летний юбилей. Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии публикуясь отдельно, стала самым популярным и издаваемым произведением Аксакова. «Аленький цветочек» не просто сказка о добре и зле, о хороших и плохих людях, о сильных и смелых героях, - она воспевает благородство души, любовь родителей к детям, почитание и уважение к родителям.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1октября) 1791 года в Уфе. В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова - внука» Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, характеристику родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровы, вторые – Куроедовы под фамилией Куролесовых. Детские годы писатель провёл в деревне Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Благодаря матери, с четырёх лет Сергей Тимофеевич умел читать и писать. Дальнейшее образование он получил в Казанской гимназии, где переходил из класса в класс с наградами и похвальными листами. В четырнадцать лет, в 1805 году был уже студентом Казанского университета. В университете проявились его актёрские способности, там же он руководил студенческим театром.

В 1809 году семейство Аксаковых получило большое наследство от тётки Куроедовой из Симбирской губернии. Семья переехала из оренбургской деревни сначала в Москву, а затем в Петербург, где дети могли получить образование в столичных учебных заведениях. Живя в Петербурге, Сергей Тимофеевич продолжил свою театральную деятельность, совершенствовался в декламации. Кроме увлечения театром, Аксаков служил переводчиком в комиссии по составлению законов.

В 1811 году он оставил службу, которая его мало привлекала, и уехал сначала в Москву, а затем в деревню, где пережил время нашествия Наполеона. В 1816 году Аксаков женился и поселился с молодой женой в имении отца Тимофея Степановича в селе Знаменское Оренбургской губернии. Здесь безвыездно он прожил с семьёй пять лет. Семья ежегодно прибавлялась. И когда у Сергея Тимофеевича было уже четверо детей, отец выделил ему имение в селе Надеждино.

В своём имении семья Аксаковых жила до осени 1826 года. Дети подрастали, их надо было учить. Занятие хозяйством ему не удавалось, в Москве же можно было найти какую-то должность. В августе 1826 года Аксаков навсегда простился с деревней и до самой кончины, т.е. в течение тридцати трёх лет прожил в Москве, а затем в подмосковном имении Абрамцево.

В 1827 году он получил, благодаря друзьям, должность цензора вновь учреждённого отдельного московского цензурного комитета, где Сергей Тимофеевич служил шесть лет. В 1834 году перешёл на службу в межевое училище (с 1936 года – Московский институт геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). По состоянию здоровья в 1839 году ушёл в отставку и зажил, как он писал, «свободным человеком».

Его дом стал центром культурной жизни Москвы. Здесь собирались лучшие люди России, видные учёные, писатели, актёры. Среди них актёр Щепкин, поэт Языков, писатели Тургенев, Л. Толстой, Гоголь. Знакомство с Н.В. Гоголем перешло в долголетнюю дружбу. Гоголь с вниманием слушал увлекательные рассказы Сергея Тимофеевича о природе, охоте, о жизни семьи Аксаковых. Он постоянно предлагал ему рассказать об этом людям, написать воспоминания.

1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточенно работает над написанием «Детских лет Багрова-внука. В работе Сергея Тимофеевича принимала участие вся его семья. Ухудшение зрения лишило Аксакова возможности писать, и тогда на помощь пришли дочери. Сидя в любимом зелёном кресле, писатель диктовал свои произведения. По вечерам вся семья собиралась слушать готовые отрывки. Жена писателя Ольга Семёновна и дети были первыми слушателями и критиками его произведений.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля (12 мая) 1859 года в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище. Сергей Тимофеевич Аксаков не успел завершить все свои творческие замыслы, но и то, что им написано, дарит читателям радость и душевный покой. http://viki.rdf.ru/item/2721/ . – Свободный

2.Ухожу я в мир природы. С.Т.Аксаков: полнотекстовая электроннаябаза данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orenlib.ru/aksakov/vst.html - Свободный

3.Вадим КОЖИНОВ. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова. [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов – Режим доступа: http://belsk.ruspole.info/node/1611 - Свободный



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта