Главная » Засолка грибов » Каменный век на территории хакасии. Первоначальное заселение сибири человеком

Каменный век на территории хакасии. Первоначальное заселение сибири человеком

Эпоха палеолита

Палеолит (древний каменный век) получил свое название от греческого слова "палео" - древний и "литос" - камень. Это первый и самый длительный период истории человечества, начавшийся около двух миллионов лет назад.

Заселение человеком Сибири. Процесс заселения Сибири раннепалеотическим человеком был весьма длительным и сложным. Он осуществлялся из соседних с Сибирью районов Средней, Центральной и Восточной Азии и, возможно, через Южный Урал из Восточной Европы.

Находки, сделанные археологами, дают нам возможность судить о том, какими орудиями труда пользовался древний человек. Это были грубые, примитивные, рубящие орудия, почти необработанные, изготовленные из отщепов больших камней путем оббивки. При этом древний человек уже умел добывать огонь путем трения, сверления, высекания Розин В.М. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003 - 189 с.. Это происходит во второй половине раннего палеолита, когда начинаются резкие колебания климата, идет похолодание.

Овладение камнем и огнем позволило человеку перейти к использованию кости и дерева, приобрести некоторую независимость и оседлость. В качестве жилища древним человеком использовались естественные природные укрытия: гроты, скальные навесы, ущелья. А на стоянках, где таких укрытий не было, возможно, сооружались шалаши и навесы из веток деревьев.

О проникновении первых людей на южный и средний Урал свидетельствует стоянка Ельники II (у реки Сылвы), возраст которой около 250-350 тыс. лет. культура сибирь народ

На территории Тюменской области до настоящего времени не обнаружено стоянок палеолитического периода. Можно предположить: или они не найдены, или человек пришел сюда значительно позднее. Но на примере расположения археологических памятников Казахстана, Средней Азии и Восточной Сибири мы можем воссоздать картину расселения первобытного человека на востоке нашей страны.

Орудия труда древнего человека. Если ранее своими первыми орудиями труда человек пользовался просто захватывая их рукой, то в дальнейшем эти орудия прикреплялись к деревянным рукоятям. В настоящее время археологи применяют специальный метод исследования орудий труда древних людей, называемый трасологией. Он заключается в том, что ученые по изношенности рабочей поверхности орудия, делают вывод для чего оно предназначалось. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т., 2009 - 145 с.

Средний палеолит. В то же время, кроме изделий из камня, человек стал широко пользоваться такими материалами как кость, дерево, изготовляя из них: шилья, наконечники, острия. Люди уже не уходят далеко от мест своего проживания, а осваивают близлежащие территории. Археологами обнаружены на местах пребывания человека того времени культурные слои, достигающие глубины до 4-х метров. Это говорит о длительном пребывании людей в данных местах. В этот период начинается продвижение человека на средний и северный Урал.

К эпохе среднего палеолита относятся и первые погребения людей. Факт захоронения умерших вблизи жилья говорит о зарождении первых анимистических представлений. (Анимизм - от латинского анима - душа, донаучное представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет душу. Анимизм лежит в основе религиозных верований).

Поздний палеолит. Неандерталец в эпоху позднего палеолита превращается в человека современного физического типа, почти не отличающегося от нас.

Эпоха позднего палеолита продолжалась от 40 до 10 тыс. лет до новой эры. Это время формирования главных человеческих рас.

Человек совершенствует формы охоты: кроме старой коллективной загонной формы появляются и индивидуальные, об этом свидетельствуют применяемые ими метательные орудия: дротики, гарпуны, копья. Совершенствуется домостроительство, появляются долговременные жилища, углубленные в землю.

Наскальные росписи. Усложняются идеологические представления - появляются первые наскальные росписи в пещерах. Это изображения животных: мамонта, лошади, быка, верблюда; женские фигуры, абстрактные рисунки.

В позднем палеолите возникают формы первобытной религии: анимизм, тотемизм и магия.

Заселение Сибири было намного позже, чем заселение территорий Европы и Азии из за суровых климатических условий. Этот период назывался Ледниковой эпохой то есть период глобально похолодания и оледенения. За последние 3 миллиарда лет таких ледниковых эпох было много. На земном шаре происходит вечное движение, суть которого в том, что поверхностные океанические течения в связи с изменением оси и угла вращения Земли переносят огромные массы холодной и тёплой воды между разными частями света, поэтому в разных его частях происходит оледенение то есть накопление льда в виде ледников, возникающих при уплотнении не тающего долгие годы снега.

В плейстоцене полярные и горные ледники наступали и отступали, как минимум четырежды, захватывая обширные территории Европы и Америки, покрывали до 30% земной поверхности. В настоящее время обширные ледниковые покровы сохранились только в Антарктиде и Гренландии. Примерно 11 тысяч лет назад началось разледенение суши и продолжается до сих пор. В эпохи оледенений вода связывалась в толще материкового льда и уровень воды падал, поэтому в своё время образовался перешеек между Сибирью и Аляской, по которому мигрировали люди и животные. Только после окончательного таяния последнего ледника, формируется климат всей обширной территории.

Дети ледника, охотники на мамонтов и длинношёрстных носорогов бродили по этой территории. На берегах многочисленных благодатных ледниковых озёр жили первобытные люди, которые занимались рыболовством и собирательством. На этом этапе развития, человек ничем не отличался от остального животного мира и можно полагать, что определённого периода, человека разумного (HomoSapiens) здесь действительно не было. Но растаяли ледники, высохли озёра, вымерли мамонты и носороги, зато появились стада травоядных животных: оленя, диких быков, лошадей и т.д. О далёком прошлом жителей Сибири позволяют судить сделанные археологические находки, которые были сделаны на берегах реки Китой.

Это были жилища древнего человек и несколько захоранений. Чуть позже были находки в районе населённых пунктов Мальта и Буреть, расположенных на реке Белой (настояший Усольский район, Иркутской области). Обнаруженные находки 14-15 тысячалетней давности. Были обнаружены жилища древнего человека, сделанные из звериных костей: опора жилища – из бивней мамонта, его черепа, черепов и бедренных костей других крупных животных, а крыша сделана из рогов северного оленя, что давало возможность иметь вверху отверстие для выхода дыма. Жилище напоминало чум. Захоронений здесь не обнаружено. Находки на реках Китой и Белая это остатки культуры древнего человека и получила название Китойской культуры. Другой необычной и уникальной находкой являются захоронения древних людей в областном городе Иркутске, получившем название Глазковский некрополь.

В самой же Иркутской области имеется более 700 интереснейших археологических памятников (некоторые мы рассмотрим так как они находятся на территоририи нашего Нижнеудинского района). Иркутские находки примерно на 2 тысячи лет старше египетских пирамид. Это единственный в мире сохранившейся в центре большого города уникальный памятник освещающий жизнь и смерть древнего человека. Находки были сделаны в районе Кайской горы и парка Парижской коммуны. Первые остатки захоранений и предметов быта были обнаружены в 1887году при строительстве детского приюта в Глазковском предместье в районе Кайской горы на левом берегу реки Ангары, другая часть захоранений была обнаружена в районе парка Парижской коммуны, а это уж на другом берегу, Свердловский район Иркутска. Здесь нашли стоянку и захоронения людей живших 7 – 8 тысяч лет назад (неолит) и даже более 30 – 35 тысяч лет т.е. в поздний период древнего каменного века (верхний полеолит).

Можно считать эти погребения двух культур – китойской и глазковской почти идентичными, так как практически древние люди жили недалеко по местности и были схожести предметов быта. В настоящее время не до конца ещё изучены места поселения и тип людей живших на этой территории. Только известно, что это был кочевой народ, их жилища представляли собой строение похожее на чум. Основным занятием людей было рыболовство. Они изготовляли орудия труда и украшения. Одежда древних людей изготавливалась из кожи. Люди жившие в этой местности были азиаты особой байкальской расы, физически очень сильные. Лица этих людей были более округлы и глаза более раскосы, чем у современных представителей монголоидной расы. Умершие были в среднем в возрасте примерно 30 лет, рост 145 – 170 см. По имеющимся сведениям и гипотезе учёных в этот период наступил из за каких то причин демографический кризис, из за которого во всём регионе на длительный период люди вообще выродились.

По исследованию одиночных и групповых захоронений, тела умерших были обильно смазаны охрой и располагались на спине головой на северо – восток. Захоронения сопровождались инвентарём – каменными топорами, ножами, рыболовными крючками, костяными иголками, наконечниками копий, украшениями из клыков кабана, морала, зелёного и белого нефрита. Встречались изображения голов лосей и рыб. До настоящего времени нет ответа, почему так массово хоронили именно здесь и что это захоронения китойской культур открытой в 1881г., хотя погребений там не обнаружено.

Уникально Глазковское захоронение, или как его называют Глазковский некропль, тем, что все захоронения, в том числе и костный материал и черепа, благодаря особому ландшафту и составу почвы подверглись минимальной деформации. В районе Мальты и Бурети было обнаружено 4-5 захоронений, но черепа не сохранились, что не дало установить расовую принадлежность захоранённых. Глазковское захоронение лишь частично прояснило расовую приналежность захоронённых. В 1954г. в долине реки Чарыш, Красноярского края, была обнаружена Усть- Канская пещера, в которой были найдены кости вымерших животных и орудия труда неандентальцев и это полагает, что человек здесь жил от 50 до 100 тысяч лет назад в эпоху плейстоцена (четвертичный период).

Каменные орудия труда найденные на реке Урлинке в Горном Алтае дают основании полагать, что человек здесь присутствовал 100 и даже 200 тысяч лет назад. Тогда рас определенного типа не было, но можно предположить, что Алтай был центром расселения человека по всей Северо – Восточной части Азии. В 1937г. француз Ш. Фромаже, знакомясь с древнейшим памятником каменного века (полеалит) Афонтова гора поднял обломок черепа (лобную часть с переносьем), который обладал чертами монголоидной расы. Это позволяет предположить, что обезьянолюди (сикатропы) попали сюда из Центральной Азии. По заключению антрополога Г. Ф. Дебеца, что на территории нынешного Прибайкалья и Забайкалья обитали люди монголоидного типа, в отличии от населении Западной Сибири, где хозяйничал Европаидный тип. Одинадцать тысяч лет назад происходит переселение людей из Юго – Восточной Азии в Северную Азию. В период перехода от полеолита к неолиту (новокаменному веку) люди занимают новые пространства Сибири и что охотник мезолита (переходная пора), уже жил на берегах рек Енисея и Ангары.

В силу своих природных качеств и быстрой естественной обучаемости, человек стал занимать главенствующую роль в животном мире и высшую ступень в эволюционной цепи. Тогда это был рай для первобытного охотника. Охота на животных давала ему пищу, из шкур шил одежду. Человек научился изготовлять орудия труда и охоты. Осознанная необходимость и способность людей защитить себя от окружающего животного мира, который нёс угрозу его существованию, дало толчок к размножению человека. По мере роста населения и очевидности с этим ограничению ресурсов охоты, вынуждены человека заниматься скотоводством, а это требовало уже усилий коллектива и человек начинает объединяться по родам и отдельным группам (племенам).

Появляются первые одомашненные животные, которые первоначально находились в местах обитания людей. Постепенно, в связи с увеличением численности людей, среда обитания сужалась и человеку приходилось искать новые места обитания, где были бы благоприятные условия для увеличения численности, жизни и размножению животных. В результате стало развиваться кочевое и полукочевое животноводство. По мере увеличения численности скота, быстро истощаются угодья для пастьбы, а это ведёт к экологическому кризису, который приводит к сокращению особей, что ведёт к голоду и вымиранию, либо надо было расширять экологическое пространство. И такой кризис разразился примерно 10-12 тыс.лет назад. (пример – Глазковские захоронения). Многие популяции Homosapiens оказались на грани исчезновения. И вот тогда человек изобрёл земледелие. Начинался новый этап развития, но и ему мог бы наступить предел. Все эти причины и послужили ускорению расселения человека на планете. Более интенсивно заселялись более благоприятные местности Европы, Азии, Америки, а уж потом стали заселяться более непригодные для жизни местности, на которых человек одаптировался к более суровым условиям.

Имеются археологические находки и на территориях Нижнеудинского района и города Нижнеудинска – это в основном стоянки древнего человека, предметы быта и охоты. Правда ни на одной из стоянок не обнаружено ни одного захоронения или цель была не искать этих захоронений.

Наиболее известной ранней стоянкой древнего человека, является стоянка «Коблукская гора». Расположена она у уступа правого берега реки Уда, около деревни Коблук. При зачистке обнажений, здесь были обнаружены четыре культурных горизонта, один из которых датируется эпохой позднего полеолита – древнего каменного века. Он содержал останки древних животных, отщепы – отходы, которые оставались при изготовлении каменных орудий. В трёх других горизонтах, обнаружена масса отщепов, обломков каменных орудий, кострище. Их относят к переходному периоду от древнекаменного к новокаменному векам (неолиту).

Особого внимания заслуживает стоянка, которую посетил едва ли не каждый житель нашего города Нижнеудинска и вряд ли подозревал о том, что ступает по земле наших древнейших предков. Это берег озера, носящего мрачное название «мёртвого» на северной окраине города. Озеро – ничто иное, как старое русло реки Уда. Поэтому и стоянка получило официальное название «старица». Это название она получила в 1976г., когда здесь проводились разведочные работы в долине реки Уды комплексной экспедицией Иркутского Госуниверситета. В то время были зафиксированы фрагменты девяти керамических сосудов. Хотя ещё в 1972г. студентами того же университета здесь были обнаружены 50 фрагментов различных сосудов. Наиболее интересные находятся в Иркутском краеведческом музее. Есть экспонаты и в нашем Нижнеудинском музее – это более десяти фрагментов с различным орнаментом – налепным валиком, наклонным вдавлением, «ёлочкой», растительным орнаментом, кольцевыми вдавливаниями. Найдены наконечники стрел и множество отщепов. Названная стоянка частично уже разрушена в результате выветривания почв, хотя из года в год на песчаном склоне появляются всё новые и новые находки.

В 62 км от г. Нижнеудинска вверх по реке Уде находятся почти всем Нижнеудинцам и гостям города известные Нижнеудинские (Богатырские) пещеры. В пещерах исследователями были найдены останки древних ископаемых животных, обитавших десятки тысяч лет назад в позднеледниковый или послеледниковый периоды. Останков первобытного человека или орудий его труда там не обнаружено, но в 20-х годах 20 столетия там был найден деревянный наконечник гарпуна с привязанным к нему иглами ежа, обёрнутых берёзовой корой. (Более полная информация о Богатырских пещерах будет дана в другой статье). Переходной период от древнекаменного к новокаменному веку носит название – мезолит и это интереснейший период в истории человечества. Именно в этот период 10-12 тысяч лет назад древний охотник приручает собаку, изобрёл лук и стрелы, рыболовные крючки, изобретена острога – два или три костяных острия привязанных к палке. Именно человек мезолита на некотором расстоянии от жилища рыл «хозяйственную яму» для свалки мусора, которые заполняли битыми костями, отщепами, различными обломками.

Люди неолита – нового каменного века рисовали на скалах фигуры животных, сцен охоты. Рисунки древних охотников, обнаружил Нижнеудинский исследователь М. И. Пугачёв в нашем районе, в устье речки Ярмы, впадающий в реку Уду, так называемы петроглифы, а на против находится пещера состоящая из трёх комнат. В феврале 1979г. их исследовала группа учёных под руководством профессора А. П. Окладникова. Так он описывал петроглифы: «Рисунки расположены в 70 км выше от Нижнеудинска в долине реки Уда. Наскальные рисунки находятся на правом берегу реки Уды на невысокой скале. Они располагаются группами на широких плоскостях. Основная масса рисунков изображает животных – лосей. Все рисунки выполнены по одной технике: выбиты мелкой точечной ретушью, образующей узкие желобки шириной 1-1,5 мм. На скалистом невысоком обрыве – рисунок лося. За первым зверем следует целая группа таких же изображений на соседней ярминской скале. За ними – вторая ещё более многочисленная, но более древняя. Вся эта серия была произведением не одного мастера, а к этой скале раз за разом, поколение за поколением приходили древние охотники и оставляли на ней знаки своего пребывания, свои рисунки. Неолитический человек постиг однажды тайну обожженной глины. С появлением глиняных сосудов, появилась и новая сваренная пища.

На территории современного города Нижнеудинска имеется ещё ряд находок, свидетельствующих, что здесь жил древний человек. В 1990г. в районе асфальтового завода, восточная часть города, рабочие копавшие котлован выкопали 2 ножа и бронзовый топор. Бывший ученик школы №10 А. Литяев находясь на своей даче (районе нефтепровода) нашел отщепы, которые остались при изготовлении орудий труда и каменный топор с ушками. По словам исследователей эти находки относятся к эпохе полеалита. Находка передана в Иркутский Краеведческий музей, по отзыву научного сотрудника музея, такой тонкой работы у них ещё не было. В 3 км от Нижнеудинска в районе места называемого Стрелкой, обнаружены остатки керамики и отщепы (экспедиция ЦНС в 1993г. под руководством Дзюбаса).

Богатая по своему содержанию, обнаружена стоянка древнего человека в устье реки Кара-Бурени, в 2км ниже пос. Алыгджер (Тофолария) геологом Молотковым. Беря образцы породы он в шурфе на глубине 30-40 см от поверхности в нём он нашёл обожжённые кости, отщепы, обломки орудий труда. Всё найденное передано в Иркутский краеведческий музей в 1956г. В 1966г. эту стоянку посетил Нижнеудинский исследователь М. И. Пугачёв, где он вновь находит наконечники стрел, отщепы, сосуды, кости. Этнолог академик С. И. Ванштейн определяет эту стоянку как эпохи неолита (5-7 тыс.лет назад). В 1966г. в районе озера Кастарма М. И. Пугачёвым обнаружены отщепы и каменный топор с ушками, датируется эпохами мезолита и неолита. В районе Лисовского озера обнаружены отщепы периода мезолита.

На речках Ипсит и Хангарка – предметы быта, остатки керамики бронзового века. В 2 км. от села Чехово в сторону Нижнеудинска у моста через речку Ут обнаружены отщепы и пластины экспедициями Генералова и Абдулова в 1995г. Этой же экспедицией в этом же году в 8 км. от села Худаелань у моста через речку Мут подтверждены находки керамики и бронзового топора обнаруженные местными жителями (бронзовый век), в 1960г. это было удостоверено экспедицией Свинина. За селом Солонцы в гроте расположенном вниз по течению реки Уды Экспедицией Генералова и Абдулова в этом же 1995г. обнаружены керамика, отщепы, обработанные кости, бронзовая трубка, наконечники стел, а ранее там местные жители обнаружили бронзовый топор. Ими же в районе села Порог в 3 км от него обнаружены керамика, отщепы, кострище периода неолита и бронзового века. В 1 км. от устья речки Ут рядом с мостом на Промысловик обнаружены керамика и отщепы. В 1 км от бывшей деревни Муксут керамика, отщепы, пластины бронзового века. В пос. Камышет обнаружена стоянка древнего человека не исследована и при строительстве моста через реку Замзорка обнаружена такая же стоянка, специалистами осмотрена, но результатов осмотра нет.

Так же мы не располагаем данными о стоянке древнего человека в пос. Геологическом около кафе Фоворит и районе села Шеберта. В устье реки Ипсит стоянка древнего челоека, обнаружены наконечники стрел, костяные фигурки, а в рядом расположенной пещере волосяная сеть и берестяной листок с молитвами на старославянском языке. По реке Уде ближе к Тофаларии в гроте найдены наконечники стрел и стрелы. В городе Алзамае найден каменный топор. На реке Сарыг-Ой в 1984г. при раскопках при снятии верхнего слоя была обнаружена стоянка бронзового века.


В географическом плане Сибирь часто рассматривается без Дальнего Востока, то есть только Западная и Восточная Сибирь, с границей от Уральских гор до водораздела рек, текущих в Северный Ледовитый и Тихий океаны.Дальнего Востока ЗападнаяВосточная Сибирь УральскихводоразделаСеверный Ледовитый Тихий океаны С исторической точки зрения Дальний Восток включается в состав Сибири; ]. ] Имея площадь в км² (исключая Дальний Восток около км²), Сибирь составляет около 73,56 % территории России, её площадь даже без Дальнего Востока больше территории второго по площади после России государства мира Канады.Канады Основные природные области Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Средняя Сибирь, Прибайкалье, Забайкалье, Северо-Восточная Сибирь и горы Южной Сибири (Алтай, Саяны).Западная Сибирь Восточная Сибирь Средняя Сибирь ПрибайкальеЗабайкалье Северо-Восточная Сибирь Южной Сибири АлтайСаяны Крупнейшие реки Сибири Ангара, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.Ангара ЕнисейОбь ИртышЛена АмурБайкал ТаймырУбсу-Нур Крупнейшие города: Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Новокузнецк, Улан-Удэ, Чита, Томск, Кемерово.Новосибирск ОмскКрасноярск ИркутскБарнаул Новокузнецк Улан-Удэ ЧитаТомск Кемерово География


: Версии, связанные с происхождением от какого-либо языка 1. «Сибирь» (сэбэр) дословно можно перевести с тюркского как «мети», «подметай». Возможно, это связано с многочисленными сибирскими метелями и буранами. [ [ 2. «Сибирмак» татарское слово, означающее «очищать». 3. Совмещение татарских слов «сиб» (засыпать) и «ир» (земля) спящая земля. 4. «Шибир» монгольское слово, означающее болотистую местность, поросшую березами, лесную чащу. Предполагается, что так во времена Чингис- хана монголы называли пограничную с лесостепью часть тайги.Чингис- хана 5. Искаженное русское слово «север»


Версии, связанные с какой-либо этнической группой 1. От названия этнической группы «сипыр», языковая принадлежность которой носит спорный характер. Позднее она стало относиться к тюркоязычной группе, жившей по р. Иртыш в районе современного Тобольска.«сипыр»Иртыш Тобольска 2. От тюркоязычной этнической группы, сейчас известной как сибирские татары, самоназвание которых (сыбыр) "рассеяные [живущие] тут люди").сибирские татары 3. «Сыпыр» название одного из племен древних угров. 4. Помимо этого, происхождение слова «Сибирь» также может быть связано с одним из древних названий чабреца «самбер». В Сибири это растение очень распространеночабреца


Сибирь в каменном веке. Климат В ледниковую эпоху климат Сибири был холодным и сухим.климат Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе. По окраинам ледника на сотни километров, простирались обширные тундростепи,Европеледникатундростепи переходящие южнее в лесостепь. В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники, тундра перемещалась на север.лесостепь








Первые люди в Сибири Неандертальский человек Неандертальский человек Homo neandertalensis, первым стал заселять Сибирь более 30 тысяч лет назад. Восстановление облика неандертальца по черепу из грота Фельдгофер (художник Филиппарт по описанию Г. Шафгаузена, 1888 г.


Хозяйство неандертальцев Основой его хозяйства являлась охота, ставшая надежным и главным источником существования. Относительное несовершенство охотничьего вооружения во многом компенсировалось коллективными формами охоты. Охотились преимущественно на мамонтов, носорогов, лошадей, оленей. Наряду с охотой широко распространено было собирательство. Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей.охота


Палеолитические памятники Сибири Мальта́ одна из наиболее известных позднепалеолитических стоянок Сиб ири, находилась у нынешнего села Мальта Усольского района Иркутской области на реке Белой неподалёку от озера Байкал. Стоянка была открыта, когда крестьянин Савельцев откопал из земли огромную кость. 7 февраля 1928 года сотрудник краеведческого музея М. М. Герасимов прибыл в Мальту и летом начал раскопки. Им была изучена территория около м². Она существовала примерно лет назад (XIII тысячелетие до н. э.).палеолитических Сиб ири МальтаУсольского района Иркутской области БелойБайкал 7 февраля 1928 годаМ. Герасимов Изображение мамонта со стоянки в Мальте (хранится в Эрмитаже)


Палеолитические памятники Сибири Буреть - в 1936 году на правом берегу реки Ангары, у села Нижняя Буреть, археологом А.П.Окладниковым открыта стоянка первобытного человека древнекаменного века. Селение у Бурети имеют возраст тысяч лет. В Бурети хорошо сохранились жилища полуземляного типа. Все жилища покрывалось шкурами. Посреди жилища находился очаг. Жители Буретской стоянки занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Резная шкатулка из бивня мамонта


Неолит (новый каменный век) Новая историческая эпоха неолит (новокаменный век), начавшаяся в Сибири 7-6 тыс. лет назад, совпадает с так называемым климатическим оптимумом голоцена. На большей части территории Сибири широко распространились леса, богатые зверем и птицей. Полноводные реки изобиловали рыбой. Климат был значительно теплее и мягче современного. Сибирская природа в эпоху новокаменного века благоприятствовала жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. И не случайно именно в это время человек осваивает самые отдаленные уголки Северной Азии.неолит


Неолит (новый каменный век) Население самых отдаленных сибирских регионов осваивает новые приемы обработки камня: шлифовку, сверление, пиление. Одним из основных орудий становится шлифованный каменный топор для освоения лесных территорий, появляется глиняная посуда. Именно эти хозяйственные и технологические достижения составляют историческое содержание сибирского неолита.сверлениепилениетопор


Неолит (новый каменный век) Хронологические рамки неолитической эпохи различны для отдельных регионов Сибири. Начавшись 7-6 тыс. лет назад, неолит в IIIII тысячелетиях до н. э. почти везде сменяется эпохой раннего металла, но на Чукотке и Камчатке продолжа ется вплоть до I тысячелетия до н. э.Чукотке Камчатке За три тысячелетия неолитической эпохи человек полностью освоил всю территорию Северной Азии. Неолитические поселения обнаружены даже на Арктическом побережье. Арктическомпобережье

Глава первая

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ

§ 1. Эпоха палеолита и мезолита


Палеолит (древний каменный век) получил свое название от греческого слова "палео " - древний и "литос " - камень. Это первый и самый длительный период истории человечества, начавшийся около двух миллионов лет назад.

В природе шли ритмические изменения, вызванные наступлением ледников. Западно-Сибирская равнина, где мы с вами проживаем, стала осваиваться человеком в конце палеолита, примерно 15-20 тыс. лет назад в самом конце ледникового периода. Наука, которая изучает этот древнейший период, называется археологией . Она изучает историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, укреплениям, местам погребения), основным способом открытия которых являются раскопки.

На территории нашей области сохранилось большое количество костей мамонтов, шерстистых носорогов и других животных, которые обитали вблизи ледников.

Процесс оледенения в нашем крае

Важнейшим фактором, влиявшим на смену климата и ландшафта за последние 2 миллиона лет, являлись ледники. Они то наступали, то откатывались назад, меняя климат нашего края. Отступая, ледник оставлял после себя вечную мерзлоту толщиной в несколько десятков, а то и сотен метров.

Этот период, охватывающий все ледниковые и межледниковые отрезки времени, носит название плейстоцена . Для Северной Азии принято деление плейстоцена на 5 периодов оледенения: шайтанское (500-400 тыс. лет от наших дней),самаровское (280-200 тыс. лет), тазовское (160-130 тыс. лет), зырянское (100-55 тыс. лет) и сартанское (25-10 тыс. лет).

Заселение человеком Сибири

Процесс заселения Сибири раннепалеотическим человеком был весьма длительным и сложным. Он осуществлялся из соседних с Сибирью районов Средней, Центральной и Восточной Азии и, возможно, через Южный Урал из Восточной Европы.

Находки, сделанные археологами, дают нам возможность судить о том, какими орудиями труда пользовался древний человек. Это были грубые, примитивные, рубящие орудия, почти необработанные, изготовленные из отщепов больших камней путем оббивки. При этом древний человек уже умел добывать огонь путем трения, сверления, высекания. Это происходит во второй половине раннего палеолита, когда начинаются резкие колебания климата, идет похолодание.

Овладение камнем и огнем позволило человеку перейти к использованию кости и дерева, приобрести некоторую независимость и оседлость. В качестве жилища древним человеком использовались естественные природные укрытия: гроты, скальные навесы, ущелья. А на стоянках, где таких укрытий не было, возможно, сооружались шалаши и навесы из веток деревьев.

О проникновении первых людей на южный и средний Урал свидетельствует стоянка Ельники II (у реки Сылвы), возраст которой около 250-350 тыс. лет.

На территории Тюменской области до настоящего времени не обнаружено стоянок палеолитического периода. Можно предположить: или они не найдены, или человек пришел сюда значительно позднее. Но на примере расположения археологических памятников Казахстана, Средней Азии и Восточной Сибири мы можем воссоздать картину расселения первобытного человека на востоке нашей страны (смотри карту).

Орудия труда древнего человека

Если ранее своими первыми орудиями труда человек пользовался просто захватывая их рукой, то в дальнейшем эти орудия прикреплялись к деревянным рукоятям. В настоящее время археологи применяют специальный метод исследования орудий труда древних людей, называемый трасологией . Он заключается в том, что ученые по изношенности рабочей поверхности орудия, делают вывод для чего оно предназначалось.

Средний палеолит

В то же время, кроме изделий из камня, человек стал широко пользоваться такими материалами как кость, дерево, изготовляя из них: шилья, наконечники, острия. Люди уже не уходят далеко от мест своего проживания, а осваивают близлежащие территории. Археологами обнаружены на местах пребывания человека того времени культурные слои, достигающие глубины до 4-х метров. Это говорит о длительном пребывании людей в данных местах. В этот период начинается продвижение человека на средний и северный Урал.

К эпохе среднего палеолита относятся и первые погребения людей. Факт захоронения умерших вблизи жилья говорит о зарождении первых анимистических представлений. (Анимизм - от латинского анима - душа, донаучное представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет душу. Анимизм лежит в основе религиозных верований).

Поздний палеолит

Неандерталец в эпоху позднего палеолита превращается в человека современного физического типа, почти не отличающегося от нас.

Эпоха позднего палеолита продолжалась от 40 до 10 тыс. лет до новой эры. Это время формирования главных человеческих рас.

Человек совершенствует формы охоты: кроме старой коллективной загонной формы появляются и индивидуальные, об этом свидетельствуют применяемые ими метательные орудия: дротики, гарпуны, копья. Совершенствуется домостроительство, появляются долговременные жилища, углубленные в землю.

Наскальные росписи

Усложняются идеологические представления - появляются первые наскальные росписи в пещерах. Это изображения животных: мамонта, лошади, быка, верблюда; женские фигуры, абстрактные рисунки.

В позднем палеолите возникают формы первобытной религии: анимизм, тотемизм и магия.

Освоение новых территорий

Человек продвигается вслед за отступающим ледником. На Урале для этого времени известны стоянки на западном склоне гор - Островская им. Талицкого, грот Столбовой, Медвежья пещера и другие.

Расширился Алтайский и Южно-Сибирский ареал обитания. Были заселены верховья рек Оби, Енисея, Ангары, Лены, Алдана. К этому же времени относятся стоянки на Камчатке и первые поселения в Северной Америке.

Но Западная Сибирь по-прежнему оставалась безлюдной, поскольку близость ледника не позволяла человеку осваивать просторы нашего края. Однако низменности Западной Сибири продолжают давать приют мамонтам и другим хладостойким животным, что и явилось причиной появления к концу ледникового периода на южных и восточных окраинах единичных археологических памятников в Барабинской степи, на среднем Иртыше, в Курганской области, на нижней Оби. Но отсутствие каких-либо следов жилья заставляет считать их кратковременными охотничьими лагерями. Они содержат огромное количество костей мамонта, единичны находки костей шерстистого носорога, зубра, лошади, сайги, волка, лося, зайца, лисы.

§ 2. Эпоха мезолита (9-6 тыс. до н. э.)

Изменение климата в Сибири

Именно в этот период началось более активное заселение человеком Западной Сибири. Происходит сокращение обводненности Западно-Сибирской низменности. Если посмотреть на карту Западной Сибири, то вся она как бы опутана сетью больших и малых озер и болот. Это следы "работы" ледников, как и вечная мерзлота, южные границы которой и в настоящее время доходят до широты Ханты-Мансийска.

Эпоха мезолита совпадает с наступлением современной климатической обстановки. При этом произошла достаточно резкая смена климата, что повлекло за собой увлажнение и смягчение всего климата Сибири, а так же привело к значительному общему потеплению. Это, в свою очередь, вызвало быстрое исчезновение ледниковой фауны. (Хотя высказываются смелые предположения, что такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, были просто истреблены людьми).

Заселение Западной Сибири шло с Запада (с Урала) и с Юга: Казахстана, Алтая и Верхней Оби. Люди начинают изготовлять лодки, что существенно помогало им освоению таежных просторов.

Орудия труда

Основным материалом для изготовления орудий становится кость и дерево, что неудивительно, так как в таежной Сибири камень большая редкость. Поэтому каменные предметы и просто камни, которые имеют хотя бы немного необычную форму, со временем стали почитаться как священные. Шире стала практиковаться рыбная ловля.

В это время начинают формироваться различные языковые семьи. На нашей территории распространена уральская языковая семья.

В период мезолита распространяется новая микролитическая техника обработки камня: используются тонкие ножевидные пластины, начинают применяться вкладышевые орудия. В связи с этим появляется огромное количество режущих инструментов - резцы, ножи и пр.

§ 3. Эпоха неолита - энеолита (6-3 тыс. до н.э.)


Неолит или новокаменный век, совпадает для Сибири со значительным смягчением климата, который был даже более благоприятен, чем нынешний, как для растительности, так и для животного мира: полноводные реки изобиловали рыбой, леса - птицей и зверем. Сибирская природа была благоприятна для жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. Именно поэтому осваиваются человеком самые отдаленные уголки Северной Азии.

Эпоху неолита называют еще временем неолитической революции , поскольку именно тогда в южных регионах Евразии начало развиваться земледелие и скотоводство - хозяйство производящего типа . Но надо помнить, что переход к производящему хозяйству был процессом длительным, зависящим от множества факторов.

Археологические культуры Западной Сибири

В пределах Западной Сибири археологи выделяют несколько археологических культур: восточноуральскую - в лесном Зауралье и ближайших к нему районах Западной Сибири; среднеиртышскую - по среднему течению Иртыша и верхнеобскую - в лесном Приобье.

Реконструированные археологами жилища людей неолитического периода (полуземлянки) говорят об их оседлом образе жизни местного населения.

Большое количество орудий охоты и обработки добычи говорят о значительной роли охоты для местных жителей. Очень часто встречаются изображения лося в мелкой пластике Зауралья и в каменных гравюрах Томской писаницы. По всей видимости, в основе этих изображений лежала первобытная охотничья магия.

Совершенствовались формы и способы охоты. Широчайшее применение лука и стрел сочеталось с развитием приемов пассивной охоты с помощью петель, силков, различных ловушек.

Большое значение играла и рыбная ловля, поскольку грузила от сетей обычны на всех западно-сибирских стоянках. А находки каменных и костяных крючков, гарпунов говорят о широком распространении индивидуальных способов ловли рыбы.

На всей территории Западной Сибири в этот период велось комплексное присваивающее хозяйство , где преобладали оседлые охотники и рыболовы без явно выраженной специализации в хозяйстве.

Археологические культуры Западной Сибири входят в урало-сибирскую этнокультурную общность, которую в языковом отношении можно связать с восточной или праугро-самодийской ветвью уральской семьи.

Появление керамики

В этот же период вошел в обиход такой новый не использованный раньше материал как глина . Появилась глиняная посуда, что говорит о распространении новых способов приготовления пищи - варке на огне. Появление керамики открыло эру гончарства , быстро превратившегося в одно из самых необходимых домашних производств. Керамика является уникальным археологическим источником, хранящим разнообразную информацию. Изменение форм сосуда и орнамента ученые связывают с демографическими и этническими процессами прошлого. Иногда керамика использовалась в качестве погребальных урн. В керамических сосудах устраивали светильники, использовали их для переноски угля. Смена изобразительных традиций означает изменения в реальной жизни: смену населения, изменения в идеологических представлениях, взаимопроникновение, внутреннее совершенствование, демографическую катастрофу.

Первые металлические изделия

Во второй половине III-го тыс. до нашей эры в южных районах Сибири появляются первые металлические изделия , ознаменовавшие конец каменного века. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Период распространения орудий из меди и ее сплавов (различных видов бронзы) получил название эпохи раннего металла .

Первый период данной эпохи называют энеолитом (медно-каменным веком). Причем, с появлением бронзы продолжают сохраняться и каменные изделия, которые затем постепенно вытесняются более совершенными металлическими орудиями труда из обихода человека.

Появление лыж и нарт

С эпохой энеолита связывают изобретение лыж и нарт, позволяющих существенно повысить отдачу от охотничьего промысла и широкое распространение рыболовства, особенно в низменных, таежных районах Западной Сибири, где оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Об этом говорят многочисленные находки рыболовных грузил, не встречающихся в более ранних памятниках.

На Горбуновском торфянике во время раскопок были найдены грузила в виде заполненных камнями берестяных мешочках, поплавки из бересты и сосновой коры, многочисленные обломки деревянных весел.

Присваивающее и производящее хозяйство

Если в таежной зоне жили племена с присваивающим охотничье-рыболовческим типом хозяйства, то южной лесостепной и особенно степной зоне племена стали применять у себя элементы производящего хозяйства - придомного скотоводства .

Степные племена раньше чем лесные перешли к металлообработке. Как показали анализы, вещи энеолитического времени изготовлялись из чистой меди способом ковки или выплавки в открытых литейных формах.

В позднем неолите-энеолите Уральская языковая общность распадается на протоугров, протосамодийцев и предков финно-пермских народов.

§ 4. Эпоха бронзы


Второй период раннего металла называют бронзовым веком . Бронзу получали путем добавки к меди олова, в результате чего изделия приобретали большую твердость.

Сибирь делится надвое

Но в Западной Сибири залежи медных руд встречаются далеко не везде, а лишь в областях Урала и Алтая. Поэтому эпоха раннего металла не стала универсальной стадией в культурно-историческом развитии всего сибирского населения. Эпохе раннего металла суждено было разделить Сибирь на два мира: степной-лесостепной , населенный скотоводами и земледельцами, и таежный , где обитали охотники и рыболовы.

Во второй половине III-го тыс. до н. э. медные изделия (шилья, ножи) появляются в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири. Хотя в хозяйстве Зауральского населения не произошло принципиальных изменений, археологические источники фиксируют возрастание удельного веса рыболовства, что позволило при оседлости населения значительно увеличить его плотность.

Формирование первых культур

В первой половине II-го тыс. до н. э. формируются такие культуры как кротовская, самусьская - в верхнем Приобье, которые характеризуются производством высококачественных бронзовых изделий: наконечников копий, кельтов , стрел, культовых изделий (изображения птиц, голов лосей, медведя с раскрытой пастью, человеческих ног). Бронзолитейное ремесло, возможно, уже стало делом специалистов.

Андроновская культура

Во второй половине II-го тыс. до н. э. юг Западной Сибири занимали племена самобытной андроновской культуры . Андроновцы вели многоотраслевое хозяйство: кроме животноводства занимались земледелием, может быть даже пашенным; на поселениях и в некоторых могилах встречаются большие каменные зернотерки , бронзовые серпы , секачи . Им была знакома верховая езда и бронзолитейное ремесло. К концу II-го тыс. до н. э. на юге Западной Сибири формируется новое позднебронзовое поколение культур андроновской семьи: бархатовская, сузгунская , в Томско-Нарымском Приобье сформировалась еловская культура.

Появление железа

Появление цветной металлургии неизбежно привело к металлургии железа, которая быстро распространилась по причине доступности сырья. Даже в глубинных таежных районах довольно скоро научились использовать болотную руду.

Время становления черной металлургии обычно называют ранним железным веком (2-я половина I-го тыс. до н. э. -1-я половина I-го тыс. н. э.).

Расслоение в обществе

В степной полосе скотоводство переходит в подвижную кочевую форму, когда хозяева стада вынуждены постоянно менять место выпаса, уходя довольно далеко от своих традиционных мест проживания, иногда покидая их навсегда. Производящие формы хозяйства приводят к имущественному расслоению общества . Об этом говорят материалы, полученные при раскопках могильников. Бедняков хоронили под небольшими курганами в мелких грунтовых ямах. Над могилами богатых людей (князей, старейшин) воздвигались монументальные дерновые пирамиды, достигавшие десятков метров в поперечнике.

В тоже время в глубине тайги, почти полностью изолированной от бурных событий на юге, в начале железного века сохранился прежний уклад жизни.

Рубежом эпохи раннего железа и средневековья считается середина 1-го тысячелетия н.э. - время Великого переселения народов . Это период формирования тех народов, которые до настоящего времени проживают на территории Западной Сибири: обских угров (хантов, манси) и сибирских татар .

С XIII в. начинается активная тюркизация хантыйского населения. Формируются различные группы иртышских татар (тарских, тевризских, тобольских, заболотных ).

§ 5. Наш край в раннем железном веке и средневековье


В районах Приуралья, в сибирских лесостепях, в лесной зоне и тундрах Западной Сибири в эпоху бронзы и в раннем железном веке жили многочисленные племена, - близкие друг другу по культуре, но весьма своеобразные по укладу и ведению хозяйства.

В Нижнем Приобье - это усть-полуйская культура.

В Тобольском Приобье - потчевашская .

В Среднем и Южном Зауралье - гамаюнская , а затем исетская и иткульская .

В лесостепях Прииртышья, Притоболья и Зауралья - саргатская и гороховская .

В Нарымском Приобье - кулайская .

В лесной части Верхнего Приобья - болышереченская .

Если рассматривать население, обитаемое в то время в этих регионах, то в Прииртышье и Нижнем Приобье жили праугорские народы, предки современных манси (вогулов) и хантов (остяков). Племена Среднего и Верхнего Приобья были прасамоедские , т. е. предки ненцев, селькупов, юраков.

Усть-полуйская культура

Наиболее хорошо археологами изучено Усть-Полуйское городище в низовьях Оби, давшее название одноименной культуре. Владения усть-полуйцев простирались от устья Оби и до устья Иртыша (до современного Ханты-Мансийска). На западе они доходили до Северной Сосьвы, Верхней Тавды, Северного Приуралья.

Главным занятием усть-полуйцев была охота на дикого северного оленя. Они пользовались длинными костяными наконечниками на копьях, имеющих длину около 25 см. Древние охотники поджидали животных в местах осенних переправ и там нападали на них большими группами. Существовал и другой способ, когда оленя подманивали с помощью прирученного оленя-манщика, находящегося на привязи. Охотник в это время находился в засаде и поражал приблизившегося смельчака копьем или стрелой из лука.

Добывали соболя, выдру, бобра и разнообразную птицу. Очень интересен был лук усть-полуйцев, который делался из дерева и кости. Очень разнообразны наконечники стрел из кости, рога оленя и бронзовые. Они были трехгранными, ромбическими, с шипами и т. п.

Для добычи рыбы главным орудием была острога с тремя зубцами. Этим орудием удобно было добывать рыбу на многочисленных протоках, на песчаных отмелях. Для задержки рыбы сооружали запоры из жердей, которыми перегораживали небольшие речки. Одежда изготовлялась из оленьих и лосиных шкур, оторачивалась мехом песца. Она очень походит на современную одежду северных народов, которые вместо шапки используют капюшон, отделанный мехом. Мех песца удобен именно тем, что на него не намерзает иней и он хорошо спасает от холода.

В Усть-Полуйском городище найдено множество железных ножей, которыми обрабатывалось дерево и кость. Они были настолько изношены, что выбрасывались за ненадобностью. Вероятно, железо в то время было достаточно дорогим и поэтому ножом старались пользоваться как можно дольше, затачивая его до тех пор, пока это было возможно.

Там же обнаружена и бронзолитейная мастерская , в которой изготовлялись бронзовые наконечники стрел, кельты (топоры), различные украшения, фигурки животных.

При еде усть-полуйцы пользовались костяными ложками, ручки которых украшались фигурками животных и птиц. Вырезали ложки из оленьего рога, моржового и мамонтового бивня, а также из грудных костей крупных водоплавающих птиц.

Усть-полуйцы вели оседлый образ жизни, строили полуземлянки, шалаши, которые зимой присыпались сверху снегом. Возле Салехарда была раскопана землянка площадью около 100 кв. м с очагом и земляными спальными нарами вдоль стен. Крыша поддерживалась вертикальными столбами. В таком жилище могла поместиться довольно большая семья или группа людей от 20 до 50 человек.

Занимались усть-полуйцы и добычей морского зверя на побережье. Соседствуя, с одной стороны, с северными арктическими народностями, а с другой - с южанами, они являлись носителями элементов обеих культур. Южане же принесли к ним железо в I тыс. до н. э. и научили обрабатывать, что позволило усть-полуйцам намного опередить в развитии своих северных соседей, стать могущественными, подчинить себе отдельные племена.

Саргатская и гороховская культуры

Население лесостепного Зауралья и Западной Сибири, проживающее в низовьях рек Исети, Миасса, Синары, среднему Тоболу, относят к саргатской и гороховской культурам.

Они вели полуоседлый образ жизни, занимались преимущественно скотоводством, благодаря обширным пастбищам. Половину стада составляли лошади, которые были значительно крупнее тех, что разводились в лесных районах.

Земледелие было, примерно, на том же уровне, что и у соседних народов. Рыбная ловля играла незначительную роль. Изредка занимались охотой на лося, косулю.

Шкурки пушных зверей шли на украшение одежды, а также для обмена с южными племенами. Хорошо было развито прядение и ткачество, гончарное производство.

Важное место занимала металлургия: изготовлялись наконечники стрел, копий, боевые топоры, мечи, кинжалы.

Эти племена были довольно воинственны, стараясь обогатиться за счет набегов на своих соседей. Из исследования их захоронений следует, что практически каждый мужчина являлся воином. Возле Челябинска у деревни Сапоговой Буринского района найдены литые бронзовые изображения таких воинов. Они имели бронзовый меч, короткий кинжал, который носили на правом боку в ножнах возле бедра. Колчан с луком и стрелами помещался за спиной с левой стороны.

Их племена воевали с народами Средней Азии, но при этом были в дружественных отношениях и вели торговлю с жителями лесных зон Приуралья и Прииртышья. На Урале они добывали руду, а у лесных народов выменивали пушнину.

Потчевашская культура

Потчевашская культура получила свое назначение по довольно хорошо изученному комплексу памятников, находящихся на южной окраине современного Тобольска на берегу Иртыша, в местечке, называемом Подчеваши .

Племена, представляющие эту культуру, жили вверх по Иртышу до низовьев рек Вагая и Иртыша, а также в районах Тары и Саргатки.

Подчевашское городище было устроено на высоком берегу Иртыша, что давало хороший обзор окрестностей, соседствовало с густым лесом, куда можно было скрыться в случае опасности, и одновременно близость воды позволяла заниматься рыбной ловлей.

Перевод слова "чеваши " или в русской интерпретации "потчеваши " имеет несколько толкований. По одному из них (с угорского) - "поселение на склоне горы ".

Чем же занимались потчевашцы , как добывали себе пропитание, что преобладало в их хозяйствах?

Главной пищей для них являлась рыба, которую добывали как летом, так и зимой и в Иртыше, и в ближайших озерах. Об этом свидетельствуют многочисленные рыбные кости, чешуя, найденные в культурных слоях поселения, а также приспособления для рыбной ловли.

Крючки и гарпуны, остроги были как бронзовые, так и костяные. Сети плелись из подсобного растительного волокна: крапивы, конопли.

Разводили они и домашний скот. Лошадь использовалась как тягловое животное. Мотыги из роговых пластин хорошо отполированы от долгого употребления. Следовательно, подчевашцы занимались и земледелием. В курганах обнаружены зерна ячменя.

Очень интересны находки вылепленных из глины фигурок коней и всадников в седле, что говорит о возможных военных столкновениях потчевашцев с соседями.

Разделение общины на семьи

В этот период происходит распад первобытного родового общества, обособление на отдельные семьи, домовые коллективы. Об этом говорит и личный знак, найденный на вещах, - тамга . Он являлся знаком собственности того или иного лица и имел различную форму: круг, стрелу, птичью лапку, рога и т.п. Большинство таких знаков встречается на женских вещах, и они отличаются от знаков данного рода. Значит, женщин брали в семьи из других родов. Возможно на основе этого происходили военные столкновения, заканчивающиеся часто крупными войнами. Об этом же говорят легенды и предания обских угров .

В тот же период возникают и укрепленные городища на севере Западной Сибири. Вероятно, отдельные роды становились более сильными, накапливали богатство, что вызывало противостояние между ними.

Таким образом, к концу I тысячелетия до нашей эры сложились устойчивые племенные союзы, имеющие собственные пути развития. Их культуры были близки одна другой, оказывали влияние друг на друга, находясь в постоянном контакте. Но государственного устройства в привычном для нас смысле этого слова еще не было.

]

Древнейшие поселения людей в долинах Среднего Енисея, Абакана и Чулыма

По новейшим данным, ранние предки человека поселились на просторах Южной Сибири свыше 300 тыс. лет назад (стоянка на р. Улалинке в г. Горно-Алтайск). Обширные материалы (в том числе остатки скелетов) недавно найдены при раскопках пещерных жилищ неандертальцев, или палеоантропов. Такие пещеры обнаружены в Горном Алтае (Усть-Канская) и в его предгорьях (пещера им. Окладникова и Денисова пещера). Стойбища неандертальцев открыты и в Хакасско-Минусинской котловине, в бассейнах рек Енисея (грот Двуглазка) и Чулыма (грот Проскурякова).

Неандерталец занимает в эволюции человечества промежуточное положение между обезьяночеловеком и человеком современного типа. Он имел большой объем мозга, подвижную руку и устойчивую походку в выпрямленном положении. Неандерталец изготовлял разнообразные каменные и костяные орудия, с помощью которых охотился на животных и птиц. Свои жилища он устраивал в пещерах и гротах и обогревал их огнем, из шкур убитых животных сшивал одежду. Судя по остаткам скелетов, неандертальцы имели средний рост, но очень сильное телосложение. Они были чрезвычайно подвижны и жили небольшими группами - праобщинами. У неандертальцев существовало мышление, имелась примитивная речь и, вероятно, сформировались религиозные представления они хоронили своих умерших по определенному обряду.

В гроте Двуглазка найдены каменные орудия, сделанные преимущественно из базальта: остроконечники, скребла, отщепы и зубчатые орудия.

Рис. 1. Каменные орудия неандертальца, найденные в гроте Двуглазка. Свыше 40 тыс. лет назад

Это полный набор основных орудий неандертальцев, с помощью которых они охотились на разнообразных животных, разделывали и обрабатывали туши и шкуры. Эти же орудия употреблялись и для бытовых нужд. Найдены и обломки обработанных костяных орудий. Остатки костей животных, сохранившиеся в гроте, дают возможность узнать, на каких животных охотились жившие здесь люди. Это преимущественно носороги, лошади и ослы. Встречаются также кости зубра, архара, зайца, антилопы и пещерной гиены. Найденные вместе остатки в основном теплолюбивых животных позволяют сделать вывод о том, что 40-100 тыс. лет назад климат в Хакасии был теплый и засушливый, в ландшафте преобладали степные и безлесные горные образования. Расселение неандертальцев, пришедших в Южную Сибирь с юга, пришлось на межледниковый период, когда произошло значительное потепление климата.

Появление в Хакасско-Минусинской котловине первых родовых общин Homo sapiens («человека разумного») относится, по данным ученых, к заключительному этапу ледникового периода, который называется сартанским оледенением. Южная граница сплошной ледяной пустыни проходила севернее устья Подкаменной Тунгуски. Южная Сибирь была свободна от льда. Следовательно, она входила в огромную область расселения неандертальцев, т. е. являлась частью той прародины, на которой сформировался человек современного физического типа. Как полагают большинство ученых, сложение «человека разумного» является закономерным результатом развития неандертальцев.

Наиболее древним поселением «человека разумного» является верхнепалеолитическая стоянка Малая Сыя на берегу р. Белый Июс. Время обитания этой «деревни» каменного века, состоящей из округлых земляных жилищ с куполообразными крышами, определено благодаря радиоуглеродному анализу древесного угля, оставшегося в очагах - 34 тыс. лет назад. В каждом жилище площадью до 50 кв. м обитало несколько малых семейств. Судя по найденным костям животных, жители поселения занимались главным образом облавной охотой на северных оленей, горных баранов, козерогов, сайгаков, бизонов, а также на мелкого пушного зверя. На месте поселка древних сибиряков найдены кости мамонта и шерстистого носорога. В жилищах обнаружены каменные, костяные и роговые орудия труда и оружие для охоты (наконечники копий и дротиков).

Жители поселения в Малой Сые первыми стали добывать в горах руды (гематит, магнетит и малахит), но использовали их только для изготовления красок - растертую в порошок руду смешивали с растопленным жиром. Среди других предметов на стоянке обнаружены музыкальный инструмент свирель и гальки, на которых вырезаны различные изображения. Все это хорошо характеризует высокую культуру сибиряков в эпоху древнего каменного века. Физический тип палеолитических обитателей Среднего Енисея был палеомонголоидным.

По среднему течению Енисея и в долине Абакана археологами открыто свыше 100 более поздних поселений людей, живших в ледниковый период около 10-20 тыс. лет назад. Это были стойбища небольших матриархальных родовых общин. Район, где ныне расположен современный Красноярск, находился в то время в зоне тундры. В Чулымско-Енисейской котловине простиралась зона сухих холодных степей, в Хакасско-Минусинских степях полупустыня.

Енисей, не успевший тогда врезать свою долину, был много шире, чем в настоящее время. Это был могучий и стремительный поток. Его берега привлекали большие стада различных животных и стаи птиц. По холодным просторам бродили мамонты, шерстистые носороги, стада северных оленей, овцебыков, водились во множестве песцы и северные грызуны - лемминги. Южнее в степях жили лошади, сайгаки, бизоны и олени.

Чем выше по Енисею, тем теплолюбивее становились флора и фауна. На участке от села Новоселово до устья Тубы обнаружено около 30 стоянок охотников на северного оленя. Возраст стоянок (по радиоуглеродному методу) - 12-16 тыс. лет. Люди жили в легких наземных жилищах типа чумов. Их ямные очаги были обставлены плитняком, долго сохранявшим тепло. Остатки стойбищ верхнепалеолитического человека обнаружены в долинах рек Тубы, Абакана и на берегах Енисея в Саянских горах. Таким образом, в ту пору Хакасско-Минусинская котловина была заселена родовыми общинами довольно густо.

В связи с постепенным потеплением климата и полным исчезновением мамонтов и носорогов верхнепалеолитический человек стал охотиться на северного оленя зимой, на быков и диких лошадей летом. Большим подспорьем в питании было собирательство съедобных клубней, ягод и стеблей растений. Поздние степные стоянки заселялись сезонно. У бродячих охотников, передвигавшихся за стадами крупных травоядных животных, появилось первое домашнее животное - собака.

Становление «человека разумного» связано со скачком в развитии производительной деятельности. Установление подлинно человеческих правил поведения обеспечило наилучшее использование трудовых навыков для создания дифференцированных и разнообразных орудий труда из камня, рога и кости (рис. 2).

Рис. 2. Каменные и костяные орудия человека современного типа, жившего на Енисее и Абакане в эпоху верхнего палеолита. Около 16-12 тыс. лет назад

Это прежде всего характерные для сибирского верхнего палеолита орудия, сделанные из расколотых пополам речных галек: широкие скребла и «топоры», остроконечники, нуклеусы-скребки, ложи, дрели, резцы, проколки, тесловидные и долотообразные инструменты. Появились копьеметалки, дротики с роговыми наконечниками, костяные копья с двумя лезвиями из острых каменных вкладышей, вделанных в нарезные пазы, роговые гарпуны.

Были выработаны особые приемы охоты на крупного зверя. Люди узнали, что если животное ранить копьем в лопатку, то при беге у раненого зверя усиливалось кровотечение и он быстро погибал. На стоянке у дер. Кокоревой обнаружена лопатка зубра, в которой застрял костяной наконечник метательного дротика.

Сплоченность родового коллектива позволяла людям организовывать массовые облавные охоты на крупных животных заготавливать пищу на долгий зимний период, охранять стойбища от хищников и обороняться от врагов. Родовая община имела общую собственность и совместное потребление. Люди научились шить теплую одежду и обувь, у них появились относительно благоустроенные жилища. Все чаще встречаются памятники высокого искусства. На одной из стоянок близ пос. Майны, при выходе Енисея из Саянских гор, обнаружена древнейшая из известных на территории бывшего СССР уникальная статуэтка человека из обожженной глины (рис. 3).

Рис. 3. Древнейшая скульптура человека из обожженной глины. Изготовлена около 16 тыс. лет назад. Майнская стоянка

Это первая находка древнейшей керамики в Северной Азии. Она создана около 16 тыс. лет назад.

Мезолитический (IX - VI тысячелетия до н. э.) и неолитический (V - IV тысячелетия до н. э.) периоды

С окончанием сартанского оледенения в Сибири началось Общее потепление климата. Тундра отступила к Ледовитому Океану, тайга продвигалась на север, на юге распространялись лесостепи и степи с их особой флорой и фауной. Постепенно складывались современные ландшафты.

Менялись быт и культура людей каменного века, техника обработки камня, изобретались новые по форме и назначению орудия, по древние грубые орудия из крупных речных галек сохранялись. Очевидно, что южно-сибирская мезолитическая культура зарождалась в недрах культуры людей верхнего палеолита и па ее основе. Енисейские охотники еще в эпоху палеолита приручили волка и обзавелись первым домашним животным - собакой. В период мезолита были изобретены лук и стрелы.

Важными достоинствами лука и стрел, получивших широкое распространение в мезолите, являлись:

1) превосходство скорости полета стрелы над скоростью полета копья в три раза;

2) увеличение дистанции полета в три-четыре раза по сравнению с дальностью полета копья, а отсюда и внезапность удара;

3) появление прицельного качества, до того неизвестного ни у одного вида метательного оружия;

4) большая скорострельность лука, т. е. возможность частой прицельной стрельбы.

Наконец, создание лука привело к изобретению лучкового сверла (просуществовавшего от неолита до феодализма) и лучкового способа добычи огня сверлением.

Кроме регулярной охоты, люди в эпоху мезолита занимались рыболовством. В хакасских степях на берегах озер появились стоянки охотников и рыболовов. Они уже пользовались костяными гарпунами, крючками и сетями, сплетенными из растительных волокон. Зародилось ткачество. Люди научились шлифовать камень. Это позволило создавать совершенные каменные топоры и тесла, долота и ножи. Орудия со шлифованными лезвиями были гораздо производительнее прежних. Люди научились делать из дерева долбленые челны, плоты, ловушки и охотничьи снасти из обработанного дерева. Стали лепить и обжигать посуду из глины и варить в ней пищу. Последнее произошло уже в неолитический период.

Полагают, что климат Южной Сибири в период неолита был значительно теплее современного. Широко разрослись леса, боры и рощи. В степях было изобилие кустарниковой растительности и луговых трав. Это способствовало увеличению количества лесных животных и появлению на реках и озерах множества водоплавающей дичи. Основными объектами охоты стали лесные животные: лось, благородный олень и косуля. Это подтверждают материалы неолитической стоянки на р. Малая Сыя в Кузнецком Алатау. В степной части долин Среднего Енисея, Абакана и Чулыма неолитические стоянки почти отсутствуют. Возможно, это связано с исчезновением стадных травоядных животных (северных оленей, бизонов, диких лошадей и т. п.).

В эпоху неолита жизнь людей изменилась, их культура значительно обогатилась многими новыми и важными достижениями в способах ведения хозяйства, новыми отраслями домашнего производства. В разных местах Хакасско-Минусинской котловины найдены отдельные предметы неолитического периода, например шлифованные топоры и тесла. Бесспорно, неолитическими являются каменные скульптуры рыб, обнаруженные на р. Сисим и близ деревень Лепешкиной и Кореловой (рис. 4).

Рис. 4. Каменная скульптура-приманка в виде янусовидного изображения рыбы. Использовалась для подледного лова рыбы. Около 7 тыс. лет назад

Вероятно, к неолиту относятся стоянка Богуртак на р. Тубе и нижний слой поселения у села Батени, в котором оказались каменные орудия, кости диких животных и гладкая посуда со штрихами от протирания пучком травы. Поселения с неолитической керамикой открыты на правом берегу Енисея близ дер. Унюк и на левом - близ деревень

Б. Копёны и Абакано-Перевоз, а также в горах Оглахтах - в 50 км ниже г. Абакана. Унюкское долговременное поселение расположено на пойменной террасе, слои его залегают на глубине около 1,5 м. Здесь обнаружено значительное количество обломков лепных неолитических сосудов, по форме приближающихся к яйцевидным.

Их поверхность сплошь покрыта орнаментом из ямочных вдавлений, елочных узоров (нанесенных зубчатым штампом), резных линий и т. п. Найдены кремневые ножи, скребки, молоты, наконечники копий и стрел, вкладыши, песчаниковые плитки-образивы и нефритовая кирка. Среди каменных орудий выделяются топоры и тесла из зеленого саянского нефрита (рис. 5).

Рис. 5. Топор из зеленого нефрита эпохи неолита, найденный на Верхней Тёе. Изготовлен свыше 6 тыс. лет назад

От наземных жилищ сохранились утоптанные полы и очаги, обложенных галькой.

Кратковременные стоянки неолитических охотников, обнаруженные на вершинах сопок Оглахтинских гор, в безводной местности в 9 км от берега Енисея, носят другой характер. Под дерном на скальном выходе залегали обломки выпуклодонных сосудов, кости животных, наконечники стрел, ножи, скребки, нуклеусы и сколы. Большинство предметов, сделанных из кремня, отличается небольшими размерами. Призматические ядрища нуклеусы, сколы и отщепы свидетельствуют об изготовлении каменных предметов на месте. Сырьем служили принесенные издалека гальки и желваки кремнистых и кварцитовых пород. Здесь же обнаружены фаланги домашней лошади и лопатка овцы. На Оглахтинских сопках находились временные стойбища людей, приходивших сюда для охоты на косуль, лисиц, зайцев, а также для отстрела орлов и ястребов, оперенье которых укреплялось на древках стрел.

Известны два неолитических погребения у дер. Байкаловой и в селе Батени на Енисее. В Черемушном логу близ Байкаловой, на правом берегу Енисея, найдена могила мужчины лет тридцати палеомонголоидного типа. В яме возле скелета находилось много предметов. Из костей оленя изготовлены шило, две иголки, нож для снятия шкур с животных, украшенная нарезками ручка вкладышевого ножа с длинным пазом. Здесь же лежали два шлифованных топора из сланца и темно-зеленого нефрита, два сланцевых тесла и долото, пест, брусок из песчаника, бусина из раковины и клюв журавля.

Погребение в селе Батени обнаружено случайно, и потому положение скелета было нарушено и осталось невыясненным. По черепу не удалось определить пол и точную принадлежность человека. Антропологи предполагают, что это был человек либо со смешанными европеоидными и монголоидными признаками, либо близкий к представителям южной меланезийской расы. При погребении сохранились кинжаловидные орудия из костей лося, роговой фигурный стерженек, три костяные пластинки со следами обработки и отщеп из валуна. Кроме того, здесь же оказались принадлежности игры: четыре астрагала косули и восемь астрагалов баранов. Находки поделок из костей оленя, лося, а также астрагалов косули свидетельствуют о том, что охота в раннем неолите была еще основной отраслью хозяйства, так как эти предметы изготовлялись из костей диких животных.

В поздненеолитических памятниках наряду с костями диких животных находят кости домашних животных (лошади и овцы в Оглахтинской стоянке и астрагалы баранов в Батеневском погребении).

Скотоводство было привнесено в Южную Сибирь пришлыми группами людей. Они явились с юго-запада, скорее всего из Прикаспия, через Южный Урал. Это произошло еще в неолите, в конце IV тысячелетия до и. э., когда в окружающей лесной зоне жили племена охотников и рыболовов. Так, уже в конце каменного века начался в Хакасии переход от древней формы присваивающего хозяйства (охота, рыболовство и собирательство) к более продуктивному производящему хозяйству. Вероятно, к тому времени уже созрела потребность южносибирских степных племен к созданию производящей экономики.

Если древнее неолитическое население Южной Сибири получило домашнюю лошадь, крупный и мелкий рогатый скот извне, то все же развитие форм скотоводства в условиях сурового сибирского климата и ландшафта шло по линии накопления собственного опыта, и этот процесс не может быть объяснен только заимствованием скота со стороны. Данных о проникновении в Хакасско-Минусинскую котловину земледелия в период позднего неолита еще нет. Вероятно, здесь в это время складывается охотническо-скотоводческий вид производящего хозяйства с дополнительными промыслами в виде рыболовства и собирательства. Так началось первое крупное общественное разделение труда - выделение скотоводческих племен Южной Сибири из массы охотников и рыболовов лесостепной и таежной Сибири.

По данным антропологов, в позднем неолите на Среднем Енисее по соседству с древним монголоидным населением впервые появляются люди европеоидного типа, пришедшие с юга пли запада. В образовавшейся контактной зоне, где взаимодействовали разноэтничные группы людей, можно предполагать большую сложность идеологии и верований.

В позднем неолите в бассейне Среднего Енисея возникла яркая тазминская культура (начало III тысячелетия до н.э.) - культура древнейших каменных изваяний Азии, менгиров и личин. Своим названием она обязана улусу Тазмину на р. Бюре, где впервые раскопаны святилища с изваяниями. К ней относятся не только изваяния и менгиры, имеющие форму звериных фаллосов, но и древнейшие святилища, а также нарисованные охрой на скалах личины духов, фигуры лосей и быков. Святилища, скульптурные и живописные изображения божеств и духов связаны с культом производящей природы, с космогоническими представлениями о вертикальной вселенной и трех ее мирах (верхнем, среднем и нижнем) и с культом божеств земной и водной стихии.

На отдельных стелах и на скалах изображены древнейшие четырехколесные повозки, иногда - влекомые быками. Все они снизаны с культом солнца и громовника. На других изваяниях выбиты рисунки солнечных кораблей. Эти сакральные изображения напоминают реальные прообразы, возникшие в Месопотамии в IV - начале III тысячелетия до н. э. Тазминская культуры представляет собой уникальное явление в истории древних племен Сибири и Центральной Азии начала III тысячелетия до н.э. В Северной Азии сложился своеобразный очаг производящего хозяйства. На его основе сформировались яркие культуры южно-сибирского бронзового века.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта