Главная » Засолка грибов » Классификация и характеристика эмоций. Снятие эмоционального напряжения

Классификация и характеристика эмоций. Снятие эмоционального напряжения

Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций

      Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

      Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

      Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

      Моральные (нравственно-этические).

      Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

      «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

      «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

      Круг Папеса и теории активации . Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций . Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

      Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

      Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

      Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

      Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

    Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

    Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного периживания субъктом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.(словарь)

1. Ч.Дарвин (1872 Выражение эмоций у животных и человека). Доказал, что эволюционный подход применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека нет непроходимой пропасти. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспресивно-телесных движениях много общего у антропоидов и новорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котоорая получила название эволюционной. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть ничто иное, как рудименты приспособительных реакций организма.

2. У.Джемс К.Ламе . Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для развитых эмоций – любопытство, восторг, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ламе являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала, под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения, возникает сама эмоция.

3. У.Кеннон . отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недоста…. для того, чтобы объяснить качество различия в высших эмоциональных переживаниях. Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются достаточно быстро.

П.Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания – один хрен… связанные с ними возникают почти одновременно.

4. Активационная теория Линдсея – Хабба – Бабба . Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Основные положения: ЭЭГ-кая картина коры головного мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с действием ретикулярной формации. Бессмысленно, но красиво… Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний – их силу, продолжительность, изменчивость.

5. Теория конитивного диссонанса Л.Фестингера . положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным есть значительная разница, несоответствие, диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживаются человеком как дискомфорт – он стремится от этого избавиться – двойной выход: изменить когнитивные ожидания так, чтобы они соответствовали результату. Или попытаться получить новый результат, который бы все-таки совпал с ожиданиями.

6. С.Шехтер – когнитивно-физиологическая теория. На возникновение эмоциональных состояний помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений влияет прошлый опыт человека и оценка ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и понятий.

Чувства – высшая форма эмоционального отношения чел. к предмету и явлениям действительности, отлич. относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии.

Чувства отличаются от эмоций глубиной, устойчивостью, постоянством. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание рефлексии. Чувства же носят предметный характер, связыватся с представлением или идее о некотором объекте. Другая особенность чувств – они совершенствуются, развиваются, образуют ряд уровней от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Чувства выполняют мотивирующую роль в жизи и деятельности человека, в индивидуальном развитии социализирующую роль. Общее между эмоциями и чувствами – регулятивная функция, ориентирую человека, поддерживают деятельность. Поддерживают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеоторный характер и находятся как бы вначале его. Они пвоспринимаются человеком в качестве своих внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства – личностные образования, они характеризуют человека социалльно-психологически.

Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности . Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.

Свойства эмоций :

  1. выражет состояние сб и его отношение к объекту

    полярность (связано с древностью)

    субъективность

    участие в побуждении деятельности

Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

    природные смыслы (полезно/вредно)

    социальный

    личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)

1.2 Классификация эмоций

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсти – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство к чему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности . Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает и временные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всего тела – пантомимике, и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие между людьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляет своё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, и даже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации в процессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшой процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга .

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Что это такое: понятие

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

Классификация: основные виды

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию , то можно представить ее следующим образом:

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:


Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие . Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:


  1. Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие . В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его , облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  6. Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  7. . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  8. Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.
  9. . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  10. Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

Внимательность

Концентрированность

Собранность

Наслаждение

Счастливый

Радостный

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

Сломленность

Возбуждение

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

Застенчивость

Стыдливость

Сожаление

Раскаяние

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C 1 + C 2 + C 3 + C 9 + C 10) / (C 4 + C 5 + C 6 + C 7 + C 8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

Шкала отклика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций:

В зависимости от условий и внешних обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и многих особенностей личности у нее возникают самые различные эмоции, которые классифицируются и описываются разными авторами, в различной терминологии и но различным основаниям. В психологии нет (и вряд ли возможно наличие) единой и общепринятой классификации эмоций (как и многих других высших психологических образований). Поэтому обозначим лишь некоторые общеизвестные подходы и теоретические позиции.

С. Л. Рубинштейн выделил три основных уровня проявлений и развития эмоциональной сферы личности:

  • органическая аффективно-эмоциональная чувствительность (беспредметные физиологические или органические чувствования, эмоциональный фон, общая окраска, чувственный тон);
  • предметные чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные);
  • обобщенные мировоззренческие чувства.

Кроме того, С. Л. Рубинштейн дополнительно выделял аффекты, страсти и настроения.

Согласно классификации П. А. Рудика существуют следующие эмоции: настроение, чувство и аффект. Они характеризуются по четырем шкалам: интенсивность, длительность, осознанность, диффузность.

П. М. Якобсон выделял такие выражения чувств: настроение, эмоции, аффекты, чувственный тон и стрессы.

Достаточно распространенным основанием классификации и описания качества эмоций является (как указывалось ранее) их модальность , которая обычно сводится к трем базовым качествам: удовольствие (или радость), страх (фобии) и ярость (или гнев, агрессивность).

Однако в реальной жизни происходит слитие, перекрещивание таких модальностей, а потому часто имеет место одновременное существование и взаимодействие формально противоположных по знаку переживаний, например, любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность (полимодальность) реальных эмоций как следствие сложного, многомерного, переменчивого и, как правило, неоднозначного отношения человека к объекту или субъекту, вызывающему переживание.

пример

При всем многообразии переживаний практически во всяком присутствует своеобразное выражение одной из трех классических эмоций либо их сложное сочетание. Положим, чувство ностальгии является одновременно светлым и грустным, тревожным и спокойным, острым и нежным и т.п. Возникает непередаваемое словами авторское, индивидуальное переживание прошлого, и такая эмоция не может быть чисто следовой, т.е. повторением, воспроизведением пережитого ранее. Человек отчетливо помнит, к примеру, как факт, что был счастлив или несчастлив когда-то и где-то, он осознает прошедшие события и предметы своих былых эмоций, но вряд ли сможет также глубоко прочувствовать, повторно пережить свое ушедшее состояние.

В русском языке нет синонима емкого слова "любовь", но есть обильное множество прилагательных для обозначения оттенков этого многогранного чувства: безответная, сердечная, коварная, нежная, несчастная, жалостливая и т.д. В подобных определениях ищут своего выражения самые разнообразные соединения качеств этого полимодального чувства.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью.

  • Диапазон различий по силе внутреннего переживания и выразительности внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Возможно, к примеру, есенинское "буйство глаз и половодье чувств", а возможно вялое, невыраженное настроение. Радость может проявляться как слабая, неострая эмоция, например, когда человек испытывает спокойное чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы, яркости и выразительности. Гнев проявляется в диапазоне от мелочной раздражительности и сдержанного негодования до лютой ненависти и неприкрытой агрессии и ярости; страх – от легкого беспокойства и размытой, слабо опредмечениой тревоги до выраженных фобий, паники и острого переживания ужаса.
  • По продолжительности существования эмоции разделяются на кратковременные, неожиданные и, как правило, острые (длятся несколько секунд или минут) и на относительно продолжительные, или хронические (длятся многие часы, дни и даже годы).
  • Степень осознанности эмоций также может быть различной и переменчивой. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Случается, что в нашем сознании актуализируются особые эмоциональные вопросы и проблемы, которые не всегда легко или однозначно решаемы личностью.

Основные формы или виды эмоций. Качества, характеризующие каждую конкретную эмоцию, могут сочетаться различным образом, что создает неисчислимое многообразие форм их возможного существования и выражения. Для удобства и краткости изложения этого огромного (и дискуссионного) материала воспользуемся общей логикой А. Н. Леонтьева, который подразделял все эмоции на три больших подкласса (по реализуемым функциям и в направлении развития от простого и низшего к высшему и сложному): аффекты, собственно эмоции, чувства.

1. Аффекты как подкласс эмоциональных явлений относятся к наиболее древним (филогенетически) переживаниям, неподвластным сознательному управлению и чрезвычайно сильным в смысле своего неадекватного, зачастую деструктивного, воздействия па общее психическое состояние и поведение человека.

Аффект – это острое, взрывное, бурное переживание, которое возникает по завершению какого-либо эмоциогенного события и не зависит от сознания человека.

Эволюционист К. Бюлер предполагал, что по ходу развития поведения и психики животных психологический феномен удовольствия перемещался от конца, от завершения действия (на уровне врожденных инстинктов) на сам процесс действования (стадия навыков или индивидуально изменчивого поведения) и далее – на эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результата (стадия интеллектуального поведения животных) (см. гл. 3).

Заметим, что термин "аффект" до сего времени имеет и более широкое значение, когда употребляется как синоним любых эмоций, переживаний вообще, например, в обозначении аффективной сферы личности, в названии аффективной речи и т.п.

Аффекты возникают в остроконфликтных ситуациях, зачастую связанных с неудовлетворением витальных потребностей человека, хотя в современном напряженном социуме аффект может иметь и сугубо социогенное происхождение, если события затрагивают нечто глубоко значимое для личности, нечто социально важное, остро необходимое либо неприемлемое или даже запрещенное.

В отличие от эмоций и чувств, аффект возникает лишь после завершения некоего события. Поэтому нужно различать, например, неуправляемый аффект страха (положим, после выхода солдата из боя) от предваряющей эмоции или чувства страха перед возможным аффектом (предстоящим боем). Аффект не поддается прямому управлению сознанием. Его можно "обмануть", отвлечься от аффекта, смягчить аффективные экспрессии, но нельзя полностью подчинить собственному сознанию или воле. Пребывание обвиняемого человека во время совершения преступления в состоянии аффекта является для судебной практики смягчающим вину обстоятельством. Обычно аффекты разрушающе, дезорганизующе действуют на поведение, сознание и деятельность человека, хотя индивид иногда не может этого ни осознавать, ни помнить впоследствии. Однако возможно и положительное влияние аффекта, приводящее к сверхмобилизации психики и поведения человека.

В экспериментальной психологии выявлены некоторые законы динамики аффекта:

  • фиксация аффективного состояния на вызвавшей его ситуации, следообразование, которое создает для личности некий аффективный барьер (комплекс), оставляет сильный эмоциональный след в психике, косвенно (не всегда осознанно) предостерегающий человека от аффектогенной для него ситуации. В этом состоит психологическая функция аффекта (регулирующая, защитная, сигнальная и оценочная одновременно);
  • навязчивость аффективного следа, тенденция к его восстановлению, всплыванию;
  • торможение как процесс, обратный восстановлению, препятствующий прорыву, незамедлительному выходу аффекта;
  • вытеснение как возможность подавления, изгнания аффекта из памяти и психики по типу ее самозащиты;
  • "канализация" аффекта как возможность его разрядки, выхода, изживания;
  • аккумуляция, т.е. накопление, суммация аффектов, к которым у человека нет привыкания, а потому необходим адекватный аффекту психологический выход как разрядка, чреватая негативными для психики и личности последствиями.

пример

В обширном экспериментальном исследовании А. Р. Лурия (1931) установлено, что на фоне аффективного переживания или его следов (из прошлого) наблюдаются объективные, неустранимые, неосознаваемые двигательные и вегетативные реакции организма, по наличию которых можно с высокой достоверностью судить о присутствии личностно значимых эмоций, даже если человек их скрывает. На этом принципе построен так называемый детектор лжи (или полиграф), который широко используется в США для диагностики правдивости или "надежности" человека (судебная и управленческая практика).

В последние годы эта психофизиологическая методика получает распространение и в отечественной психодиагностике.

2. Подкласс собственно эмоций является самым обширным, распространенным и разнообразным в структуре целостной эмоциональной сферы личности, так как включает в себя неисчислимый перечень видов, форм и оттенков человеческих переживаний.

Чувственный тон характеризуется тем, что имеет неопредмеченный характер и проявляется в том, что многие психические образы (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мечты и т.д.) имеют не всегда определенную, но субъективно подчеркнутую эмоциональную окраску. Это размытое, широкое, фоновое эмоциональное состояние, не оформившееся в четкое и конкретное предметное переживание. Мы не просто ощущаем какой-либо звук, запах или вкус, а принимаем, оцениваем его как субъективно приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем некое удовольствие или неудовольствие, и т.д. Эмоциональный фон не имеет конкретного предметного носителя, он как бы окружает выделяемую "фигуру" (в терминологии гештальтпсихологии), которой в данном случае выступает эмоция как переживание, отнесенное к более или менее оформленному, дискретному предмету, явлению или событию.

Эмоции – это обширный вид (подкласс) человеческих переживаний, которые непосредственно связаны с повседневными предметами, ситуациями, явлениями и обстоятельствами жизни и бытия личности. Характерной особенностью наших эмоций является их непременная социальность, т.е. наличие не только (и не столько) физиологической, но и социальной, культурной, традиционной и личностной обусловленности.

пример

Люди разных национальностей, вероисповеданий, культур одинаково тяжело переживают смерть близкого человека, но объективные проявления, выражения, эмоциональные нюансы такой скорби немало различны. Кто-то нанимает на похороны плакальщиц, кто-то организует оркестры, салюты и банкеты, кто-то отпевает в церкви, кто-то гордится уходом усопшего в иной бесконечный и светлый мир и т.д. Также по-разному празднуют свадьбы, рождение детей, всевозможные праздники и юбилеи. Следует подчеркнуть, что средства экспрессии эмоций непременно видоизменяют (усиливают либо ослабляют) само переживание.

Подклассу эмоций свойственны также следующие особенности :

  • переживание сдвигается на течение самого деятельного процесса (явления, события) и на предвосхищение, предвидение его начала (идеоторные процессы);
  • эмоции способны к обобщению, т.е. к образованию особого эмоционального опыта личности как одной из важнейших ее психологических особенностей;
  • эмоции сигнифицируются, т.е. выражаются посредством специфических объективных знаков, символов, слов, жестов, мимики и пантомимики, в результате чего существует объективный, читаемый язык человеческих эмоций;
  • переживание может быть передано другим людям и принято ими, эмоции коммуникабельны: возможны соэмоции, эмпатии, на которых построено все искусство и очень многое в межличностном общении и взаимодействии людей;
  • эмоции воспитуемы, т.е. являются результатом принятия и усвоения общественного опыта, результатом онтогенеза и беспрерывной социализации личности;
  • эмоции предметны, но в той или иной мере ситуативны, т.е. отнесены к определенным, конкретным и текущим обстоятельствам, а потому переменчивы, подвижны в соответствии с изменяющимися ситуациями (внешними и внутренними).

пример

Одна и та же музыка, собственная одежда, внешность, комната, картина или стихи могут вызывать у индивида очень разные переживания в зависимости от ситуации слушания или видения, от особенностей окружающей обстановки, от собственного физического или внутреннего состояния. Положим, человек куда-то опаздывает, а потому возбужден, встревожен, озабочен, и все вокруг представляется ему помехами к необходимо быст рому передвижению. Но вот он добрался до нужного места, не опоздав. Напряжение и тревога ушли, человек расслабился, а окружающий мир преобразился, снова став приветливым и спокойным.

Термин "настроение" широко употребляется в обыденной разговорной практике и дает некую качественную оценку общего наличного эмоционального состояния человека. Настроение отнесено не к отдельному предмету или объекту, а к некой целостной, относительно продолжительной и устоявшейся для человека ситуации. Настроение бывает плохим и хорошим, тяжелым, нормальным, испорченным, приподнятым и т.д. Настроение относительно устойчиво, но при этом у каждого человека оно обязательно переменчиво, так как зависит от множества внешних и внутренних факторов, образующих ситуацию. Возможно и преобладание в личности тех или иных качеств настроения, возможен характерный индивидуальный поток или "строй" настроений. Тогда настроение переходит в разряд хронических эмоций и немаловажных личностных особенностей.

Настроение – это обобщенное ситуативное эмоциональное состояние личности, не имеющее конкретного и определенного предмета.

Обобщенный характер настроения проявляется и в широте его влияний на поведение человека, на все текущее мировосприятие. Настроение осуществляет эмоциональную подготовку и сопровождение деятельности, создает настрой, эмоциональную установку человека па восприятие всего происходящего.

пример

Если у вас хорошее настроение, все вокруг и сама жизнь воспринимается светло и радостно, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При поникшем, угрюмом настроении все представляется человеку мрачным, ненужным и грустным, а та же работа воспринимается тяжелой, принудительной и неинтересной. Возможна, к примеру, и такая суточная динамика настроения: "Порядочный человек к вечеру становится меланхоличным" (Э. М. Ремарк). "И в нем ничто – ни близкое, ни даль – не может утолить грызущую печаль" (Гете).

Настроение человека складывается из множества разнообразных и зачастую полярных эмоций. В нем принимают участие не только другие переживания, но и вся человеческая психика: потребности и мотивы, темперамент и характер, интеллект, деятельность, сознание и самосознание. В связи с этим сила выраженности и длительность настроения могут быть очень различающимися как у разных людей, так и у одной и той же личности. Настроение относится к конкретному времени, но несет в себе проекции прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Поэтому человеку бывает нелегко разобраться в причинах собственного настроения, которыми могут быть события или дела крупные и мелкие, вчерашние или нынешние, приятные и неприятные, осознанные и неосознанные. Главное, что такие события в чем-то очень значимы для субъекта, а потому вызывают подчеркнутое личностное отношение и его переживание.

В особо трудных, напряженных условиях, в конфликтных или экстремальных ситуациях эмоции могут приобрести форму стресса.

Стресс – это общая неспецифическая (эмоциональная и физиологическая) реакция организма на интенсивное внешнее эмоциогенное воздействие.

Понимание стресса как неизбежного адаптационного синдрома в жизнедеятельности человека и его основные стадии – болезни адаптации – впервые описал канадский врач и биолог Ганс Селье (1907–1982). С помощью стресса организм максимально мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными (специфическими) средствами. Жить – значит находиться в постоянной опасности. Опасные ситуации становятся все более характерными, повседневными для современного социума: образ жизни в гигантском мегаполисе, острая социальная конкуренция, жизненные неурядицы, природные и техногенные катастрофы, террористические акты, военные действия, социальные переустройства, революции, реформы и экономические кризисы – все эти явления выступают для нашей психики как мощные и неустранимые, порой даже хронические, стрессоры. Современный человек живет в условиях затяжной, растянутой во времени "экстремальности", адекватное приспособление (адаптация) к которой сопряжено со значительными психологическими усилиями и перегрузкам.

Стадии развития стресса

На первой стадии адаптации (оптимальная активизация симпатической нервной системы) изменения, происходящие в организме, оказывают в целом положительное, тонизирующее воздействие на психику и поведение. Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в повышении уровня работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. На второй стадии (стадии борьбы) мобилизуются все системы организма и функционируют на предельном уровне, превышающем обычные возможности. Но такая сверхактивированная борьба не может длиться бесконечно, и если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия – истощение или дистресс, который приводит к дисбалансу и нарушениям всей психической активности, к деструктивным изменениям личности, к нередким нервным и соматическим заболеваниям.

Состояние стресса может быть связано не только с реальными, но и с предполагаемыми, мысленными обстоятельствами. Например, тяжелое негативное переживание возникает при выраженной боязни лишиться работы, в тревожном ожидании вынужденного разрыва брачных отношений, в преддверии серьезного экзамена, при воображении возможных трагических последствий полета на авиалайнере, предсказываемого глобального потепления, гибели планеты, ядерной войны, нашествия пришельцев и т.д.

Эмоции, возникающие в связи с расстройством планов человека, в связи с потерями, лишениями, конфликтами, с непреодолимыми трудностями, при отсутствии возможностей или при наличии угрозы реализации личных замыслов, принято называть также фрустрациями . Формально их можно относить к идеоторным эмоциональным явлениям, возникающим до свершения, в преддверии реальных событий, но в реальной жизни эмоций четкое разделение прошлого, настоящего и будущего крайне затруднительно.

Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного, так как человек может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Однако если проблема нс разрешается слишком долго, стресс может серьезно отразиться не только на поведении, но и на физическом и психологическом здоровье личности.

Никому не удается жить и работать, не переживая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, конфликты, повышенное напряжение при выполнении ответственной работы и т.п. время от времени приходят к каждому. Если человек справляется со стрессами легче и удачнее, чем другие, он считается стрессоустойчивым. Это психологическое качество необходимо для многих профессий, в том числе для учителей, руководителей всех уровней, преподавателей, врачей, военнослужащих, спасателей, спортсменов и многих других специальностей, связанных с работой с людьми, со сложной техникой, с экстремальными происшествиями.

Поведение человека в стрессовой ситуации может изменяться но двум направлениям (Л. А. Китаев-Смык): пассивно-эмоциональное (по тину "переждать", "перетерпеть") и активно-эмоциональное (стремление к преодолению ситуации, к удалению стрессора). Считается, что психологически предпочтительнее второй путь – преодоление негативных последствий стресса. Хотя и в данном случае необходимо обеспечение некоторого оптимального для каждой личности сочетания внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного), наличие гармонии, динамического равновесия ее устремлений, идеалов, ценностей и реальных возможностей (физических и психологических) их достижения.

Состояние стресса может быть вызвано и чрезмерным развитием позитивных переживаний личности (вступление в брак, рождение ребенка, нежданный крупный успех и т.п.), в чем находит свое очередное подтверждение ранее описанный закон Йеркса-Додсона, согласно которому любая эмоция может стать разрушающе сверхсильной.

Эмоциональным состоянием, аналогичным стрессу (в его третьей разрушающей стадии), является "эмоциональное выгорание" . Оно возникает в ситуации длительного психического или физического напряжения и постоянного наличия сильных эмоций (не обязательно отрицательных). Человеку все вокруг надоедает (на работе, на людях и дома), он быстро устает на привычной работе, ставшей ему неинтересной, принудительной. Упрощается, притупляется общий эмоциональный фон, искажается самоотношение, самооценка и саморегуляция, снижается уровень эмпатии, возрастают равнодушие и чувство одиночества, проявления эгоизма, агрессивности, опустошенности, депрессии, иногда – циничности человека. Деформируется нс только эмоциональная сфера, но и вся психология, поведение личности. Эмоциональное выгорание особенно свойственно людям творческих и напряженных профессий, а также всем, кто постоянно работает с людьми. При значительном развитии этого эмоционального явления человек может стать профессионально непригодным.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное переживание, которое захватывает всю личность и подчиняет ее поведение исключительно достижению желаемой цели.

Предметом страсти может стать другой человек или социальная группа (статус в ней), материальные объекты или действования (деньги, вещи, рыбалка, накопительство, охота, футбол, компьютер, коллекционирование и т.д.), всевозможные идеальные или этические, нравственные или моральные представления и ценности (революция, победа, свобода, карьера, вероисповедание, независимость, власть и т.п.).

Качество предмета (т.е. направленность) страсти, форма ее проявления, мера подчинения ей человека, средства, используемые для ее удовлетворения, зависят от целостного психического облика личности. В страсти и страстном поведении личности задействованы мотивация и смыслообразование, сознание, воля, характер, интеллект, нравственность. Одних людей страсть делает самоотверженными, щедрыми, воодушевленными, способными к достижению больших и гуманных целей, других разрушает и слепо подчиняет, побуждает к асоциальным, аморальным, а иногда и преступным действиям.

пример

Несомненно страстными, хотя и немало различающимися чувствами любви и ненависти заполнена вся мировая художественная литература: "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Руслан н Людмила", "Собор Парижской Богоматери", "Анна Каренина" и др. Но и в реальной жизни наличие и функционирование человеческих страстей не требует особых доказательств. Страстные увлечения и желания выступают причиной множества открытий, выдающихся достижений в науке, искусстве, во всякой созидательной деятельности. Страстные люди одержимы своей целью, идеей и делают для их реализации то, чего не сделают личности социально и эмоционально умеренные, спокойно и прагматически рассудительные. Страсть рождает не простые, общепринятые и рутинные действия, а нестандартные поступки, решения и жизненные ходы. Можно считать, что "миром правят страсти". Широко известно и негативное влияние страстей на поведение и общее состояние личности. Убежденным противником страстей (плотских) и сторонником смиренного спокойствия является православие. "Не деньги виноваты, а пристрастие к ним", – писал преподобный оптинский старец Иосиф (1837–1911). В реальности все зависит от предмета страстного (мощного, всеохватного) переживания человека и от его психологических, более всего нравственных, особенностей. Развитая личность может в определенной мере управлять своими страстями (в отличие от аффектов), подвергать их сознательному анализу, соизмерять свои действия и поступки (особенно в сфере межличностных отношений) с существующими социальными нормами и правилами.

3. Третий подкласс эмоций составляют чувства , являющиеся высшей формой человеческих переживаний, когда они объединяются, обобщаются, психологически сливаются, перекрещиваются с направленностью личности, с ее идеалами и ценностями, с мышлением и сознанием, со всей целостной психикой.

Чувство – это высший вид переживания, результат психологического обобщения, фиксирования (кристаллизации) ситуативных эмоций на определенном предмете.

Один и тот же предмет (положим, это ребенок) в зависимости от конкретных обстоятельств может вызывать в человеке самые различные ситуативные эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, недоумение, восхищение и т.д. С течением времени в ходе всевозможных взаимодействий и общений между людьми эти ситуативные переживания обобщаются, из них "испаряется" преходящее, случайное и формируется сложное, многомерное чувство. Оно есть результат оседания, кристаллизации переменчивых переживаний ("эмоционального раствора") на конкретном предмете, а потому более устойчиво и стабильно, чем эмоции. Степень и качество обобщения переживаний, заключенные в чувстве, могут значительно варьироваться. В действительности связи чувств и эмоций не линейны, а кольцеобразны. Сформировавшееся чувство меняет ситуативные эмоции, но и само меняется от обобщения новых и новых частных переживаний. Чувства рождаются, видоизменяются, развиваются или исчезают, гибнут.

По данным экспериментальной психологии человек способен уверенно различать такие переживания (эмоциональные зоны): радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида. В действительности перечень человеческих чувств и их оттенков поистине неисчерпаемо разнообразен, динамичен, богат и является основным предметом всех видов искусства.

Классификация видов чувств может производиться по разным (и несхожим) основаниям, поэтому приведем лишь наиболее известные, обобщенные и распространенные.

В зависимости от происхождения, от связи с потребностями чувства подразделяют обычно на высшие и низшие.

Высшими чувствами называют те, которые сопряжены с так называемыми высшими, т.е. социально обусловленными (социогенными) потребностями. Заметим, что такое деление человеческих потребностей является не вполне обоснованным и корректным, поскольку все человеческие потребности в той или иной мере социализированы (см. гл. 5). Это полностью относится и к чувствам, хотя уровень социализации человеческих переживаний может (и должен) у разных людей (и культур) значительно различаться. Личность есть (по определению) существо биосоциальное (см. гл. 4), и поэтому во всей человеческой психике существует и функционирует органическое единство, целостный и нерасторжимый сплав биологического и социального (см. гл. 1), телесного и духовного. Многочисленные (порой утонченно скрытые) попытки принизить, материализовать человеческие чувства, приравнивая их к чисто биологическим или физиологическим переживаниям животных, всегда существовали не только в психологии. Но такие модели и теоретические построения всегда ошибочны и даже ущербны методологически, поскольку вовсе не доказывают равенства чувств человека и животных. Они лишь иллюстрируют тот факт, что чувства (да и всю человеческую психику) можно "расчеловечить", лишить научно неуловимой души и духовности, если поставить субъекта в ненормальные, античеловеческие условия существования. Да и это "расчеловечивание" возможно не всегда и не для всякого человека.

Интеллектуальные чувства имеют своим предметом знание о мире и возникают в процессе человеческого познания, особенно в ходе его высшей формы – мышления и творчества. В этих чувствах сливается предмет мысли (вопрос, проблема, неизвестное) и субъективное переживание, которое потому и способно к особой, эмоциональной регуляции человеческого мышления, сознания и осмысления.

пример

Платон полагал, что всякое познание начинается с удивления, любопытства и любознательности. Архимед, по легенде, вскричал: "Эврика!" при открытии своего закона, а великий Ньютон, вероятно, был рассержен яблоком, упавшим на голову, что способствовало открытию закона всемирного тяготения.

Чувства и интеллект не противопоставлены в нашей психике, а существуют и функционируют только в многомерном единстве. Радость познания известна всякому человеку и особенно выразительна в детском возрасте, когда мир эмоций захлестывает, переполняет психику ребенка. Нескончаемые детские "почему?" и радостные открытия мира беспрерывны и эмоционально заразительны. Да и начинается собственно человеческая психика в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения, с образования эмоциональной связи и контактов ребенка с познаваемым миром (см. гл. 28).

Праксические чувства возникают в связи с активностью человека, с ходом и результативностью его практического действования и деятельности.

пример

Общеизвестно самовосклицание великого классика: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"

Детская игра, в которой формируются основные психологические особенности (новообразования) дошкольника, мотивируется не результатом, а самим процессом (см. гл. 30). В психологии труда рекомендуется при отборе людей на работу отдавать предпочтение тому претенденту, которому интересно само содержание работы, ее предмет и процесс. В зависимости от мотивации, содержания и результатов проделанной работы чувство усталости от нее может быть обыденным, даже приятным, пли, напротив, тяжелым и беспросветным.

Эстетические чувства направлены на осознание, принятие личностью многоликой красоты мира, самого человека, всего мироздания.

пример

Красиво есенинское небо, когда "синь сосет глаза"; по-другому красивы скульптуры Родена, музыка Верди или Рахманинова, иные красоты в абстрактных математических или химических формулах, в теоретических научных конструкциях, в обычной сосновой шишке, в живописных полотнах великих художников и т.д. Человек, не чувствующий красоты, не переживающий наличие прекрасного либо имеющий о нем неадекватные, превратные представления, существенно обедняет свою психику, жизнь и бытие.

Нравственные (или моральные) чувства имеют предметом межличностные отношения людей, когда моральные (ситуативные) и нравственные (общечеловеческие) нормы, ценности, идеалы, категории и принципы не только принимаются разумом и внешне соблюдаются, но глубоко переживаются личностно.

пример

Чувство чести, которое привело А. С. Пушкина на трагическую дуэль, в современном обществе представляется неуместным, реликтовым и даже вредоносным. Нравственные категории совести, стыда и т.п. становятся все более инородными для множества людей XXI века, а потому не входят в их сознание, в жизненный и эмоциональный опыт. Наличие у человека совести означает присутствие ее как личностного переживания, которое при любых жизненных обстоятельствах не позволит человеку поступить иначе, "не по совести". "Да, жалок тот, в ком совесть нс чиста" (А. С. Пушкин). Совесть у человека либо есть, либо ее нет. Половинки совести не бывает. Для честного человека психологически невыносим обман, лицемерие, кража, предательство, мздоимство, взяточничество и многое другое, "греховное". При отсутствии у человека чувств чести и совести все для него становится возможным и дозволенным, стираются всякие грани между добром и злом, когда, например, "цель оправдывает средства". Сообщество таких людей обречено на нравственную деградацию и вырождение.

Чувство патриотизма, т.е. осознанное переживание человеком своей индивидуальной принадлежности к стране как к единственной Родине или Отчизне включает в себя все выделяемые компоненты: интеллектуальные, эстетические, праксические, моральные и др. Это чувство должно взвешенно сочетаться в человеке с наличием толерантности как спокойной, сдержанной терпимости к другим государствам и нациям, к другим взглядам и идеологиям. Крайние, гротескные полюса этой связки – патриотизм (как национализм) и толерантность (как космополитизм) – одинаково неприемлемы для культурной личности и цивилизованного общества. Здесь, как и во всем мироздании, необходима динамическая устойчивость (остойчивость), оптимальное взаимодействие всех функционирующих качеств и факторов. Еще Овидий писал: "Невредим серединой проедешь".

Особое положение в эмоциональной сфере личности занимает чувство любви. Сложность и многоликость этого чувства поистине поразительны. Ребенок, к примеру, "любит маму, папу и мороженое". Важнейшим качеством учителя педагогика часто называет любовь к детям. Христос призывает с каждой иконы: "Да любите друг друга". Любовь к Родине вела и ведет воинов на подвиги и геройскую смерть. Возможна любовь к природе, профессии, приключениям и т.д. Велика роль любви в межличностных отношениях, в институте семьи, в извечном эмоциональном поиске каждым человеком своей второй половины. Вот, к примеру, размышления С. А. Есенина: "Этот пыл не называй судьбою. Легкодумна вспыльчивая связь". Ясно, что общим и расхожим словом "любовь" обозначаются очень яркие, личностно значимые, глубокие и тонкие, но самые различные переживания, которые давно заслуживают систематического психологического исследования.

С. Л. Рубинштейн отдельно выделял мировоззренческие чувства, которые можно считать и составной частью нравственных, поскольку широкие мировоззренческие категории (человек, мир, добро, зло, идеал и др.) включены в содержание человеческой нравственности, в состав той или иной идеологии.

пример

Чувство любви к Родине, например, относится не просто к географическому месту рождения или взросления человека, а к переживанию всех сложных взаимоотношений с земляками, с моральными, культурными и историческими обычаями и традициями как страны в целом, так и многочисленных, более тесных и узких социальных образований: родственников и друзей, двора, соседей, школы, улицы, места работы, района, села или города и т.п. Здесь пересекаются в едином эмоциональном образовании (по-разному для всякой личности) все возможные виды и оттенки чувств и переживаний: от эмоционального фона до мировоззрения.

В живой человеческой психике все чувства и эмоции существуют, конечно, не по отдельности, а в иском единстве, в личностной целостности. Интеллектуальные, эстетические и другие переживания в реальности неотделимы одно от другого, а их искусственное деление в научных схемах призвано только тому, чтобы по возможности полнее описать пестрый, живой, динамичный и многоуровневый мир человеческих эмоций.

Таким образом, развитие и усложнение эмоций и эмоциональной сферы личности осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, происходит все более топкое опредмечивание, дифференциация человеческих переживаний: от разлитого эмоционального тона до чувств, обобщенных, кристаллизованных на своем предмете. Возрастает количество и меняется, усложняется качество этих предметов, в сферу которых включаются социальные явления, абстрактные понятия, этические категории, принципы, ценности. С другой стороны, происходит все более тесное взаимодействие (опосредствование, расширение межфункциональных связей) переживаний со всеми другими психологическими феноменами, с мышлением, сознанием, самосознанием и личностью в целом.

Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается давно.

Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев.

Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти.

Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Как видим, отделение мотивационных образований (желаний) от чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, как и разделение чувств и эмоций.

Американский психолог Э. Титченер - существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. Он различал эмоции, настроение и сложные чувства (sentimentes), в которых существенную роль играют состояния удовольствия и неудовольствия.

Сложность классификации эмоций состоит и в том, что, с одной стороны, трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени ее выраженности (например, тревога - страх - ужас).

Классификация И. Додонова : основой этой классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат те или иные эмоции.

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.


4. Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая эти эмоции, - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции (Кубланов, 1966; Шингаров, 1971; Юлдашев, 1969). Вторая: эстетическая эмоция есть не что иное, как чувство красоты (Молчанова, 1966). По Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом.

9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой лени»), в легкой эйфории, в сладострастии.

10.Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих накоплений и т. д. Мне эта классификация представляется несколько надуманной. Смысл классификации эмоций должен быть не в том, чтобы соотнести их с конкретными видами потребностей (для этого нужно еще иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих потребностей, чего до сих пор нет), а в том, чтобы выявить группы эмоций, различающиеся по качеству переживаний и их роли для человека и животных. Трудно согласиться, что удовольствие, получаемое от любимого дела, слушания музыки или поедания пищи будет качественно различным как отношение к воспринимаемому и ощущаемому. Другое дело, что к этому отношению примешиваются различные специфические ощущения, которые и могут создавать иллюзию различных испытываемых человеком эмоций.

Классификация Р. Плутчик (Plutchik, 1966) – он выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:

1) разрушение (гнев) - защита (страх);

2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);

3) воспроизведение (радость) - лишение (горе);

4) исследование (ожидание) - ориентация (испуг).

К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

Л. В. Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Очевидно, что речь может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений, а об их классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-нибудь признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками могут быть механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта