Главная » Засолка грибов » Краткое содержание пленный рыцарь. «Пленный рыцарь», Лермонтов

Краткое содержание пленный рыцарь. «Пленный рыцарь», Лермонтов

"Пленный рыцарь" «ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ» , стих. зрелого Л. (1840?). Тематически связано с более ранними стих. тюремного цикла - «Желаньем», «Узником». Принято считать, что это стих., как и «Соседка», написано Л. во время ареста за дуэль с Э. Барантом. В стих. использована образность, фразеология и ритмико-интонац. структура т. н. «рыцарской баллады». Однако ее традиции получают здесь своеобразное преломление. В отличие от баллады, «Пленный рыцарь» лишен сюжетного развития, реалии же стих. становятся символами: «Быстрое время - мой конь неизменный, / Шлема забрало - решетка бойницы, / Каменный панцирь - высокие стены, / Щит мой - чугунные двери темницы». Осознание рыцарем, облаченным в подобные «доспехи», своего бессилия, абсолютной несвободы вносит в его монолог оттенок горькой самоиронии, к-рая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этич. кодексом рыцаря герой выражает стоическую готовность принять смерть, встретить ее лицом к лицу: «Смерть, как приедем, подержит мне стремя; / Слезу и сдерну с лица я забрало». Если в др. стихах тюремного цикла выход из заточения герой видел в свободе, то неразрешимость трагич. ситуации «пленного рыцаря» в том, что единств. выходом из темницы оказывается смерть, только к ней мчится «летучее время» и к ней устремлено сознание героя стихотворения. Вольная жизнь и в этом стих. выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутр. связь с нею прервана (2-я строфа). Именно поэтому герою «больно и стыдно» наблюдать из своей тюрьмы, как «в небе играют все вольные птицы» (1-я строфа). Их свобода, с одной стороны, противопоставлена абсолютной неподвижности закованного в каменные доспехи рыцаря, а с другой - движению «коня-времени» к смерти в конце стих., что создает скрытую кольцевую композицию (свобода-воля и свобода-смерть) и усиливает ощущение герметич. замкнутости самой мысли лирич. героя, движущейся в кругу трагич. парадоксов, безысходности его жизн. ситуации. «Пленный рыцарь» - заключительный и вершинный этап эволюции «тюремной темы» в лирике Л. Как в «Узнике» и др. стихах тюремного цикла, стих. представляет собой монолог героя, но в отличие от них включенного в историч. время: строй его чувств и мышление опирается на систему представлений зап.-европ. средневековья, хотя и слабо конкретизированную: ей принадлежат и упоминание о «молитве», и «песня во славу любезной» в устах рыцаря, вплоть до образа смерти в виде оруженосца, держащего стремя. Символико-аллегорич. природа стих., однако, прежде всего выражена самой худож. структурой: в строфах 2-4-й происходит постепенная метафоризация реалий: рыцарское вооружение (шлем, панцирь, щит) превращается в 3-м четверостишии в аллегорич. описание тюрьмы, к-рое в последней строфе перерастает в аллегорию смерти. Связь между последовательными ступенями метафоризации подчеркнута анафорич. подхватами, внутр. параллелизмом образов: центр. образы стих. (панцирь, щит, конь) повторяются в последующих четверостишиях, получая худож. развитие и толкование. Четырехстопный дактиль со сплошной женской рифмой, без переносов, с повторяющимися синтаксич. структурами придает стих. монотонную напевность, во многом определяющую его эмоциональный колорит. Стих. иллюстрировали М. А. Зичи, В. М. Конашевич. Положили на музыку: Ц. А. Кюи, С. Д. Волков-Давыдов, А. А. Дерфельдт и др. Автограф неизв. Копия - ИРЛИ (тетрадь XV). Впервые - «ОЗ», 1841, № 8, отд. III, с. 268. Э. Герштейн относит стих. к 1841 - по связи со стихами этого времени, объединенными темой смерти («Любовь мертвеца», «Сон» и др.).

Лит.: Здобнов , с. 260; Гинзбург (1), с. 71; Шувалов (4), с. 291; Усок (1), с. 164-65; Герштейн (8), с. 342-43; Пейсахович (1), с. 443; Коровин (4), с. 74-75.

К. М. Черный Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Пленный рыцарь"" в других словарях:

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

    СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

    1) дую, дуешь; прич. страд. прош. заколдованный, ван, а, о; сов., перех. (несов. заколдовывать). По суеверным представлениям, подчинить колдовской, волшебной силе; зачаровать, заворожить. Щит мой от стрел и меча заколдован. Лермонтов, Пленный… … Малый академический словарь

    Ая, ее; туч, а, е. 1. Носящийся по воздуху, летящий. Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий. Пушкин, Бесы. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись как тучи. Лермонтов, Бородино. Сквозь летучие пороховые… … Малый академический словарь

    Мчусь, мчишься; несов. Передвигаться с большой скоростью; нестись. Лошади мчатся. □ Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Пушкин, Бесы. Тихон Павлович сидел в вагоне и мчался степью, следя… … Малый академический словарь

    - (1876 1945), рус. композитор, пианист и муз. писатель. Ученик М.А.Балакирева и Н.А.Римского Корсакова. В 1923 выехал во Францию. Романсы на стихи Л. занимают видное место в раннем творчестве А. С поэмой «Измаил Бей» связан первый из них «Песня… … Лермонтовская энциклопедия

    ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    - «ЖЕЛАНЬЕ» («Отворите мне темницу»), стих. Л. (1832), одно из наиболее ярких произв. ранней лирики. Вместе с более поздними стих. «Узник», «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Соседка», «Пленный рыцарь» образует «тюремный цикл» в… … Лермонтовская энциклопедия

«Пленный рыцарь» Михаил Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

  1. Какие мысли и настроения владеют лириче-ским героем? С помощью каких приемов они пере-даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При-ведите конкретные примеры из текста.
  2. Настроение грусти, тоска и стыд владе-ют лирическим героем, который остро пе-реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло-жения и вольной птицы (прием антите-зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото-рые стали основными в его жизни. По-нятие плена, несвободы, в том числе и духовной, отражено в метафорах камен-ный панцирь, каменный шлем. Тако-го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро-вать со стенами тюрьмы (в этом отно-шении метафора развертывается), с дру-гой — воспринимать как отражение ду-ховного плена.

  3. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд-но? Испытывает ли герой чувство вины?
  4. Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ-но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте-ны темницы? Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать-ся свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов-ной. Стыдно за свое бессилие. Литературо-вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири-ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко-дексом рыцаря герой выражает стоиче-скую готовность принять смерть…».

  5. В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот-ман считает, что в нем заложено определенное про-тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин-ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня-тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия? Мотивируйте свое мнение.
  6. С мнением Ю. М. Лотмана следует со-гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос-тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо-лютно лишен такой возможности. И если в других стихах Лермонтова на тему уз-ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры-царе» свободы достичь поможет только смерть.

  7. Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю-щей его действительности отражены в этом стихо-творении?
  8. Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си-дел под арестом за дуэль с де Барантом.

    Время реакции после декабристского вос-стания, ограничение свободы в общест-ве — это реалии действительности, ко-торые могли отразиться в стихотворе-нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей-ствия молодого поколения в этих усло-виях нашли отражение в таких стихо-творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

  9. Во многих стихотворениях Пушкина и Лер-монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?
  10. Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4). Материал с сайта

  11. Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?
  12. Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав-лены друг другу. Рыцарю всегда полага-лось иметь даму сердца и посвящать ей се-ренады. Однако плен заслоняет эту сторо-ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие. Боль и стыд за его сегодняшнее положение за-ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз-ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока-зываются в прошлом. В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос-тается пленному рыцарю.

  13. Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.
  14. Смысл метафоры в том, что детали тем-ницы, изображенной Лермонтовым, пре-вращаются в части рыцарского воору-жения. Метафора эта помогает воспри-нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про-тивопоставление тюрьмы и боя — антите-за камня и железа. Железо вызывает ассо-циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта