Главная » Засолка грибов » Кто такой доцент, профессор, кандидат наук.

Кто такой доцент, профессор, кандидат наук.

Vivat Academia!
Vivant professores!
Гаудеамус

«Гаудеамус» (лат. gaudeamus возрадуемся) - студенческая песня (гимн) на латинском языке, настоящее название «De brevitate vitae» (На скоротечность жизни). Появилась в XIII или XIV веке, либо в Гейдельбергском, либо в Парижском университете, напечатана в 1776, в гимне упоминается ученое звание - «PROFESSORES». В современном значении «профессор» (преподаватель) - эксперт в определенной отрасли науки и искусства, в разных странах понимание термина имеет свои особенности, в одних профессором называют и школьного учителя, в других – только преподавателя ВУЗа и академии (профессор по кафедре или по специальности).

В исследованиях мы подвергаем критике любое слово, т.к. «официальная» этимология – беспомощна, ничего не объясняет. Абсолютное большинство имен и терминов, сформировано в европейском иудеохристианском обществе, а по утверждению лингвистов они не связаны с ИДЕОЛОГИЕЙ (религией). Как же так, Бог – есть, а языка Бога – нет, возможно, ли такое общественно-культурное явление в действительности? Содержание терминов и имен в истолковании филологов Нового времени не соответствует базовой модели европейского общества?

Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются,
Словам должны мы доверять,
В словах нельзя ни йоты изменять...
Гёте, «Фауст».

Руководствуясь мыслью поэта - мы ищем «систему слов», обнаружив её, мы, станем «доверять словам» - приблизимся к ИСТИНЕ. В иудаизме истина; верность Заповедям, переданным Моисеем человеку от Бога; в христианстве истина; это Свобода во Христе (ибо Закон; есть удел лишь рабов (очень спорная мысль)), освобождение от невежества через познания, принесённые Благой Вестью. Философия утверждает: «аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью». Кто прав, можно ли в слове-понятии ПРОФЕССОР найти приписываемые ему СВОЙСТВА, кто из специалистов способен на это: лингвист, философ, историк, теолог, а может всё это надо совместить при анализе слова?

1) Средневековый университет и его деятели

Считают, что термин профессор (лат. professor - знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима (так называли учителей риторских школ), в средневековых университетах Европы профессорами стали называть преподавателей-магистров (magistri) и докторов (doctores). Титул «профессор» встречается в текстах XIII вв., но чаще в средневековом университете использовали термины: бакалавр, магистр или доктор (академические степени), в 1240 г. для руководителя университета ввели титул РЕКТОР (лат. правитель, руководитель). Современный титул «профессор» подразумевает - учёное звание и должность преподавателя вуза (собственно учителя) или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Исследователи считают, что как научная должность впервые это звание введено в Оксфордском университете с XVI века. Термин, очевидно, связан с выделением на факультете определенных КАФЕДР и имел смысл специализации на какой-то дисциплине (научном направлении), не каждый МАГИСТР-преподаватель был ПРОФЕССОРОМ, узким специалистом.

Первые университеты формировались на основе церковных школ и входили в систему духовного образования, в них готовили специалистов по философии, богословию, праву и медицине. Преподаватели объединялись по факультетам (лат. способность), то есть по группам людей, способных преподавать ту или иную, дисциплину, термин «facultas» был употреблён папой Гонорием III в 1219 г., в его послании Парижскому университету; преподавание в основном сводилось к чтению текстов и комментариям учителя.

Процесс получения разрешения на преподавание был сложен, кандидат должен был продемонстрировать прочные знания и приверженность университетскому духу, после этого ему официально выдавали лицензию. На холме Св. Женевьевы, лиценциат преклонял колени перед вице-канцлером университета, который торжественно провозглашал: «Я, властью данной мне апостолами Петром и Павлом, дарую тебе право учить, читать лекции, участвовать в диспутах, разрешать вопросы и заниматься прочей ученой и магистерской деятельностью в Парижском университете и в иных местах, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

В 1213 г., канцлер (представлявший в университете власть Парижского епископа) издал распоряжение о том, что читать лекции по богословию и церковному праву в университете должен лишь тот, кто получил одобрение всей коллегии преподавателей (в указе они названы ПРОФЕССОРАМИ). В 1219 г. папа Гонорий III, подтверждая эти меру, предписал проводить кандидатам на должность преподавателя строгие экзамены под руководством декана соборной церкви. Слишком большое количество парижских учителей, среди которых требовалось выбрать достойных, вероятно, послужило причиной этого указа.

Источники отмечают, что в развитом средневековье появилась довольно крупная прослойка образованных людей (выпускников университетов), которые находили средства к существованию при дворах мелких и крупных монархов в качестве: учителей, поэтов, алхимиков, исследователей, врачей, богословов. Ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов - признавались, а их носитель получал право на чтение лекций и проведения исследований в какой-либо области науки, однако реализовать это право было сложно, поскольку возникла проблема финансового обеспечения.
Самостоятельно существовать на плату от учеников, в условиях средневековых городов для учителей было невозможно, поэтому римские папы разрешили членам университета – духовным лицам – пользоваться бенефициями, т. е. продолжать получать часть доходов от той церкви, к которой они были приписаны. В пользу университета передавались «синекуры» – должности в церквях, выстроенных на частные пожертвования, служба в которых не была связана с обязанностями приходского священника; в монастырях заранее предусматривались места передаваемых университету, монах монастыря (университетский профессор) пользовался привилегией «штатного места».

Таким образом, преподавание в университете было тесно связано с получением определенных «кафедр» в монастырских или городских церквях; само понятие «кафедра» (греч. место, седалище), закрепилось в университетской терминологии, в качестве «единицы финансирования» - штатного места профессора. Буллой 1231 г. Парижскому университету было установлено, что на освобождавшиеся церковные должности (закрепленные за университетом) коллегия профессоров сама отбирала потенциальные кадры преподавателей.

2) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень: -профессор-. Значение: высшее учёное звание преподавателя высшего учебного заведения либо научного сотрудника исследовательской организации; должность заведующего кафедрой в высшем учебном заведении; лицо, обладающее званием профессора; знаток своего дела.

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от лат. professor «публичный учитель», из profiteri «открыто заявлять, прямо говорить, объявлять», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + fateri «признавать, выказывать», далее из праиндоевр. bha- «говорить». В русском - уже в Уст. морск. 1720 г.; заимств. через лат. Рrоfеssоr из лат.
Термин «professor» применяется практически во всех европейских языках, за исключением греческого - kathigitis.

Б) Onlain etymology dictionary (англ. перевод Гугл)

Профессор, конце 14 в., "тот, кто учит отрасль знания, «от L. профессор "Человек, который исповедует быть экспертом в некоторой искусства или науки, преподаватель высшего ранга, «агент существительное от profitieri "претендовать на, открыто заявляют" (см. исповедовать). В названии приставкой к названию, относится к 1706 году. Короткое «проф» форма записывается с 1838 года.

В) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Профессор Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., в котором Professor < лат. professor «учитель» - суф. производного от profiteor < profateor «преподаю». Исходное слово - fari «говорить, сообщать».

3) Обобщение и вывод

А) Очевидно, что этимология термина «профессор» точно не определена (существуют варианты истолкования).

Б) Слово фиксируется в средневековой письменности в XIII в.; если это слово имеет латинское происхождение, то оно должно быть упомянуто в латинских источниках Древнего Рима (до V в.), однако никто не приводит примеров его употребления в документах.

В) В литературе Древнего Рима термин отмечается только один раз, его применяет историк Гай Светоний Транквил (II в., секретарь имперской канцелярии) в работе «DE GRAMMATICIS».
«9. Librum etiam, cui est titulus Perialogos, edidit continentem querelas de iniuriis, quas PROFESSORES neglegentia aut ambitione parentum acciperent» (профессор в значении – учитель).

Отметим, что в этот период происходит распространение иудеохристианства, Светоний оставил одно из самых ранних упоминаний об Иисусе Христе и о христианах в светской литературе: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима».

Термин «professors» мог быть вставлен в работу Светония поздними переписчиками: «Из обширного сочинения Светония «De viris illustribus», трактовавшего об учёных и художниках, сохранились в неполном виде книги «De illustribus grammaticis» и «De claris rhetoribus»; из сочинения «De vitis poetarum» («О жизни поэтов») уцелели значительно фальсифицированные и испорченные биографии Теренция, Горация, Лукана, Ювенала и Персия» (Википедия).

Деятельность первых «профессоров» была связана с богословием (теология, с XIII в., Парижский университет, кафедра теологии); систематическое изложение и истолкование религии. Университеты входили в систему духовного образования и контролировались Церковью.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой сакрального иврита и библейскими образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни.

PROFESSOR = наоборот ROS + SEFOR + P. У нас моментально выявляются понятия иврита связанные с должностными обязанностями профессора.

* ROS = ивр. РОШ глава (первенствующее лицо), голова, руководитель, начальник.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_435.htm

* SEFOR = ивр. СОФЕР писатель, писец, секретарь, учитель Пятикнижия, переписчик свитков Торы; СЕФЭР книга, грамота, писание (книжник).
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_333.htm

* P = ивр. ПЭ уста; образует с другими словами понятия: устно, наизусть, говорить, из уст в уста, говорить умно и множество других.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm

Таким образом, термин П+РОФЕС+СОР содержит понятия иврита – руководитель, начальник (учитель) + писатель (имеющий опубликованные труды) + наизусть (уста – устно). Книжник-руководитель, преподаватель; что соответствует действительности, функциональным обязанностям профессора.

5) Есть ли подтверждение в еврейской традиции?

Соферим, СОФЕР (ед. число), толкователи Торы, в иудаизме СОФЕРим сыграли важную роль в качестве исследователей и толкователей Торы, они стали продолжателями деятельности пророков. Предание считает последним пророком Малахи (Малахия – «посланник мой», ок. 400 г. до н.э.), современник Эзры и Нехемии, а они начинают ряд КНИЖНИКОВ, сведущих в законе людей, занявших место пророков.

В эпоху пророков иудаизм ещё не закрепился прочно в еврейском обществе, в эпоху СОФЕРИМ признание обязательности Торы было установлено. Религиозная жизнь поддерживалась не пророческим откровением, a интерпретацией Святого Писания, для комментариев требовалось ЗНАНИЕ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность. При «соферим» Тора перестала быть в исключительном обладании священнического сословия, после Эзры (его называют "опытным софером"), начинается деятельность СОФЕРИМ не принадлежавших обязательно к священническому сословию, изучение Торы стало их профессией.

Одни исследователи считают, что на библейском языке «Софер» это лицо, которое пишет книги (Иерем., 8, 8,), a также должностное лицо - архивариус (Вавилонский Талмуд придерживается этого смысла). Предполагают, что в период Вавилонского пленения в диаспоре имелись люди, занимавшиеся переписыванием священных книг с целью распространения; семьи писцов, соферов, упоминаются в I Хрон. 2:55. Другие - производят слово софер от сефер (книга), и "софер" означает, по их мнению, ученого, сведущего человека, исследователя и интерпретатора Святого Писания (в Иерусалимском Талмуде, Эзра назван сведущим не только в Торе, но и в учениях мудрецов (Иер. Шекалим, 48с)).

Христианские источники признают за СОФЕРИМ выдающуюся роль до начала 2-го века н.э., «книжники» упоминаются с первосвященниками (Матф., 2, 4; 16, 21; 20, 18; 21, 15; 27, 41; Марк, 8, 31; 10, 33; 11, 18 и 27; 14, 1, 53; 15, 1 и 31), и с фарисеями (Матф., 5, 20; 12, 38; 15, 1; 23, 2, 13; Марк, 2, 16; 7, 1 и 5; Деяния Апостолов, 23, 9). Судя по Евангелиям «соферим» занимали видное положение в эпоху первоначального христианства, пользовались большим влиянием в синедрионе и были ближайшими помощниками первосвященника.

Итак, СОФЕРИМ представляли собой группу еврейских интеллектуалов сделавших своей профессией изучение Святого Писания: проводили корректировку статей (внесли 18 изменений, занимали должности высших судей), интерпретировали его положения и вели общеобразовательную (просветительскую) деятельность. Их деятельность подобна (такая же) занятиям средневековых профессоров, и поэтому мы можем считать понятия – тождественными (таким же); они имеют одинаковое содержание, значение.

Судя по частым упоминаниям КНИЖНИКОВ в Евангелиях, термин получил распространение в иудеохристианской среде в I-II веке, в это же время появляется и термин P+ROFES+SOR+ES у Гая Светония Транквила.

Таким образом, термин профессор составлен из нескольких слов-понятий иврита и принадлежит еврейскому языку.

Профессор - это преподаватель высокого уровня компетентности, который является экспертом в определённой области науки или искусства. В большинстве «англоязычных» стран профессор - это титул, предназначенный для учёного, занимающего руководящую должность (как правило, для заведующего кафедрой, лабораторией, отделом, отделением и т. п.), или персональная должность, которая представляется (за заслуги в науке) специально определённому человеку. Однако, в США и Канаде титул профессора даётся и довольно большой группе преподавателей в колледжах (где обучаются два или четыре года) и университетах. В США должности (званию) доцента соответствует титул «ассистент-профессор».

В Российской Федерации должность «профессор» и учёное звание «профессор» не идентичны и порядок их получения (присвоения) существенно отличается.

Профессор в различных странах является термином с различными словами-приставками к нему, которое обозначает должности в учебных заведениях или почетные звания. Должность «профессор» можно рассматривать как звание, которое присваиваются при назначении на эту должность. В большинстве стран на европейском материке, таких как Франция, Польша, Испания, Италия, Нидерланды и скандинавские страны, а также в странах Содружества наций , в частности, в Великобритании использование титула (звания) «профессор» предназначено, как правило, для заведующего кафедрой (отделом, лабораторией). Однако, должность профессора может быть создана и для конкретного человека, например, профессор психологии (Affiliate Professor of Psychology) Университета Тилбурга (Тилбург , Нидерланды Кеннет Дж. Герген (Джерджен) (американский психолог; англ. Kenneth J. Gergen ).

Университеты во многих странах могут присваивать звание «почетный профессор» известным художникам, спортсменам, иностранным чиновникам, у которых нет научной или педагогической подготовки, необходимой для получения титула (звания) «профессор». При этом университеты и не предполагают, что такие «профессора» будут выполнять какую-либо научную работу.

Для каждой страны определение термина «профессор» имеет свои особенности. В англоязычных странах термин "профессор" синонимичен термину "преподаватель" (например, "профессор колледжа", профессор русского языка", "профессор археологии"). Это иногда не позволяет избежать смешения понятий "звание профессор" и "преподавательская должность профессор", особенно при международном общении. В англоязычных странах в связи с этим пользуются понятиями "full professor" (звание) и "professor" (должность, род занятий и др.).

Российская Федерация

Учёное звание профессора по кафедре присваиваются научно-педагогическим работникам, обладающим высоким педагогическим мастерством, имеющим научные достижения, ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также на кафедрах государственных академий наук по аттестационным документам, представленным учёными советами этих учреждений . Учёное звание профессора может быть присвоено гражданам иностранных государств, приглашенным на педагогическую и научную работу в соответствующие учреждения Российской Федерации, при соблюдении установленных в Российской Федерации требований .

Присвоение учёного звания профессора по кафедре и выдача соответствующего аттестата осуществлялось Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В 2011 году эта функция перешла к Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) . Учёное звание профессора по специальности присваивается Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации .

Учёное звание профессора по кафедре может быть присвоено, в виде исключения, кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим учёную степень кандидата наук и замещающим должности профессора, начальника кафедры, начальника факультета и пр. В медицине подобная практика практически отсутствует.

Учёное звание «профессор» присваивается пожизненно (существует порядок лишения звания). Обладатель его остается профессором при переходе на любую должность, увольнении, выходе на пенсию. Не следует путать звание профессора с должностью профессора, назначение на которую не обязательно связана с присуждением соответствующего звания.

Существует должность научно-педагогического работника и военнослужащего в военных учебных заведениях - «профессор кафедры» высшего учебного заведения , существуют также административные должности высшего учебного заведения, которые могут быть по должностному штату (административному подчинению) выше должности «профессор кафедры», этих должностей много (например, заведущий кафедрой, декан, проректор, ректор и т.д.). Лицам, занимающим эти должности при соблюдении определённых требований может быть присуждено учёное звание профессора в соответствии с Законом об образовании Российской федерации . При увольнении, выходе на пенсию, после перехода (перевода) на должность, которая не носит названия «профессор кафедры», научно-педагогического работника и военнослужащего-преподавателя, находившегося на должности «профессора кафедры», этим званием (профессором) не называют (так как учёным званием «профессор» данный научно-педагогический работник не обладал). Следует отметить, что на должность профессора кафедры решением учёного совета высшего учебного заведения и/или приказом ректора (начальника военного высшего учебного заведения) может быть назначен научно-педагогический работник (преподаватель-военнослужащий), не обладающий учёной степенью (кандидата, доктора наук).

Лица, не имеющие учёной степени кандидата наук, которым присвоено учёное звание доцента по кафедре, кроме деятелей искусств, специалистов физической культуры и спорта, не могут быть представлены к присвоению учёного звания профессора по кафедре без защиты диссертации на соискание учёной степени доктора наук .

Таким образом, учёное звание «профессор» по кафедре или по специальности присваивается научно-педагогическому работнику (как правило, доктору наук) соответственно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации . Специальные требования для присвоения учёного звания профессора по кафедре установлены для работников искусств, а также для специалистов физической культуры и спорта .

Одинаковое название должности и учёного звания словом «профессор» создает ложное впечатление их идентичности. Получение учёного звания «профессор» в Российской Федерации предполагает наличие у обладателя этого звания (формально) больших педагогических (определенный стаж педагогической работы, учебно-методические работы и учебные пособия) и научных заслуг (публикации в научных журналах, определенное число защит кандидатских диссертаций под его руководством, научное консультирование соискателей степени доктора наук), чем у носителей аналогичного звания (например, «полный профессор», full professor в США и «профессор доктор», Prof. Dr. в Германии) в других странах. Принципиальное отличие учёного звания (именно учёного звания, а не должности) «профессор» в Российской Федерации от этого звания в других странах состоит в том, что в Российской Федерации - это только учёное звание (на его получение может претендовать преподаватель или научный сотрудник, как правило, доктора наук, занимающие должности соответственно профессора, начальника научного отдела и более высокие), присваиваемое органом Министерства образования и науки Российской Федерации. В других странах, за исключением титулов «заслуженный профессор», «почетный профессор», «профессор в отставке», профессор (с различными определениями к этому слову) - это и должность, и звание, присваиваемое учебными заведениями. В СССР и Российской Федерации звание «профессор» преподаватель (научный сотрудник) редко получал (получает) до 40 лет. Профессор кафедры, имеющий учёное звание «профессор», подписывается в документах учебного заведения с указанием должности, учёной степени и учёного звания (при этом слово «профессор» пишется два раза, с уточнением - должность это или звание).

Великобритания

Япония

В Японии существуют различные должности с титулом (словом) «профессор» (яп. 教授 ). При этом следует учитывать, что в японском языке сло́ва, которое произносится как «профессор» (professor) на Западе, нет. Поэтому можно говорить только о титулах, соответствующих должностям (званиям) со словом «профессор» в других странах. Самое высокое звание «Профессор» (講座教授 , Professor или Discipline Chair/Chair Professor) соответствует начальнику кафедры (отдела и т. п.). Затем следуют титулы адъюнкт-профессора (教授 , дзюнкё: дзю, Associate Professor или Reader Professor), главного (ведущего) лектора (副教授 , Principal Lecturer/Senior Lecturer/ Associate Professor), ассистент-профессора , читающего лекции (講師 , ко: си, Assistant Professor/(Full-time), лектора (助理教授 , Lecturer/Assistant Professor) и две должности (преподаватель , ассистент преподавателя ), которые в англоязычных странах называются без использования слова «профессор» (Associate Lecturer/Instructor, Teaching Assistant). Существует также должность «ассистент-профессор» для учёного, проводящего научные исследования (助教 , дзёкё:, Assistant Professor/Research Associate /Principal Investigator).

Названия основных должностей с титулом «профессор» сходны с таковыми в США. Например, ассистент-профессор (Assistent Professor) в университете Осаки; профессор (Professor) Масаюки Тадокоро, известный профессор Международной политики в университете Кэйо, Токио; профессор Синъити Уэ (Professor Shin-ichi Uye), профессор Кунихико Такэда, доктор философии (Professor Kunihiko Takeda, Ph.D.) - проректор (vice-chancellor) Института научных и технологических исследований университета Тюбу (Institute of Science and Technology Research at Chubu University).

Ряд профессорских должностей в системе образования может занять только преподаватель со степенью доктора, полученной в Японии (Japanese Doctorate, хакусиго: 博士号 ) или других странах.

Должность (звание) помощник профессора или адъюнкт-профессор (Associate Professor, дзюнкё: дзю 准教授 ) соответствует должности (учёному званию) доцента в Российской Федерации, а профессор (講座教授 , Professor) соответствует должности «профессор» в Российской федерации или должности (званию) «полный профессор» (full professor) в США.

Учёное звание профессор в Японии пишется с заглавной буквы (Professor). Профессором позволяет стать высшая учёная степень, как и в США, - доктор философии (Ph.D.) Эта степень, соответствующая кандидату наук в России, может быть получена в США и других странах. В Японии доктору философии соответствует степень Japanese Doctorate (博士号 , хакусиго:).

Испания, Португалия, Франция и Латинская Америка

В Германии существуют несколько профессорских должностей, отличающихся по рангу и заработной плате.

  • Ординарный профессор (нем. Professor ordinarius, ordentlicher Professor, o. Prof., Univ. Prof. ) - это профессор с должностью, представляющую определенную область знаний. В Германии принято называть эту должность в разговорном языке, как «C4» (или профессорство «C3»).
  • Экстраординарный профессор (außerordentlicher Professor", ao. Prof., außerplanmäßiger Professor, apl. Prof.) - профессор без должности, как правило, в смежной области или подчинённый профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой и т. п.). Часто успешные начинающие исследователи сначала получают положение экстраординарного профессора, чтобы в последующем получить должность ординарного профессора в другом университете.
  • Самый высокий профессорский ранг - профессор (Prof.).

В дополнение к традиционным университетам существуют также учреждения высшего образования, чаще всего называемые университетами прикладной науки (нем. Fachhochschulen, FH ). С 2005 года формальные различия между этими учебными заведениями и «старыми» (традиционными) университетами отсутствуют. Профессор в университетах прикладной науки не прошёл процесс хабилитации или подготовку в системе младшей профессуры, поэтому он может претендовать на должность профессора после докторантуры и, по меньшей мере, через три года работы в промышленности. Он не имеет права участвовать в присуждении степени доктора наук.

  • Заслуженный профессор (нем. em Prof. ). Титул, как в США и Канаде, присуждается ординарным и экстраординарным профессорам, хотя, строго говоря, так называют профессора, заслужившего это звание в процессе своей деятельности. Хотя заслуженному профессору выплачивают пенсию вместо зарплаты, он может заниматься преподаванием и принимать экзамены, часто он имеет свой офис.
  • Младший профессор (нем. Jun.-Prof. ). Институт младших профессоров (младшей профессуры) введен в Германии в 2002 году. Это ограниченный шестью годами период, предоставляемый молодым преподавателям, не прошедшим хабилитацию. Предполагается, что это самый быстрый и лучший способ «омоложения» профессорско-преподавательского состава, связанный с присвоением звания ординарного профессора. Этот институт введен в качестве замены хабилитации, которая теперь рассматривается скорее как препона, чем проверка качества подготовки преподавателя. Этот новый подход активно обсуждается и критикуется, так как отсутствует необходимый опыт для его объективной оценки.

Недавние исследования показали, что и интерес к институту младшей профессуры, и готовность высших учебных заведений создавать данные должности (звания) значительно уменьшились (de:Juniorprofessur).

См. также

Примечания

Продолжая тему, поднятую в статье "Профессия, специальность, специализация... Давайте разберемся! ", предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень - титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина - в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете - сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться "не выходя из дома". Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый "инкубатор" по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук - самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине - порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и "заочно" - просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук - значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно "расклад" по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде "переходной", когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда - доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность - для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется "в наличии". В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук - доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за "место под солнцем" среди научно-педагогических работников - обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически "открывается" должность доцента. Обычно это - прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания "доцент".

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент

Ученое звание "доцент" - это не должность доцента. Ученого звания "доцент" удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небо льшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15...25%).

Профессор

Ученое звание "профессор" - это не должность профессора. Как правило, ученого звания "профессор" удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания "профессор" повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много "промежуточных" понятий, должностей, титулов. По мере возможности, Dystlab будет стараться объяснять их в новых публикациях.

ПРОФЕССОР происхождение, этимология

профессор

профе́ссор

уже в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 247. Через нем. Рrоfеssоr из лат. рrоfеssоr "публичный учитель": рrоfitеоr "открыто объявлять, заявлять (о предмете своих занятий, о своей специальности)".

+ ПРОФЕССОР - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ ПРОФЕССОР - Малый академический словарь русского языка

ПРОФЕССОР это

профессор

А, мн. профессора, м.

Ученое звание, присваиваемое наиболее квалифицированным преподавателям высших учебных заведений и научным сотрудникам научно-исследовательских учреждений, руководящим научно-исследовательской работой, а также лицо, носящее это звание.

Лиза снова пошла в университет, радостно встретилась с подругами, переписала у них конспекты лекций, которые успели прочитать профессора. Емельянова, Сестра.

В вузе также должность лица, имеющего это ученое звание.

Ему еще не было двадцати восьми лет, когда он был избран профессором Политехнического института. Каверин, Перед зеркалом.

+ ПРОФЕССОР - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ПРОФЕССОР это

профессор

ПРОФЕССОР

(лат.). Читающий лекции по какому-либо предмету в высшем учебном заведении.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта