ЛАКУНА
лаку на
1. ж.
1) Пропуск, пробел, недостающее место в тексте (в лингвистике и литературоведении).
2) Пробел в комплектовании, отсутствие книги (в библиотечном деле).
2. ж.
Заполненный лимфой промежуток между элементами ткани и органами у животных (в анатомии).
Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012
Миндалины являются скоплением лимфоидных тканей в полости рта и области носоглотки. Выполняют они кроветворную и защитную функции. Именно миндалины препятствуют развитию множества заболеваний инфекционного и респираторного характера.
Лакуна - это специфическое углубление, не имеющее перегородок.
Очень часто именно здесь скапливаются болезнетворные бактерии. В случае, когда нарушен процесс естественной очистки, в лакунах начинают образовываться казеозные или гнойные пробки.
Такое явление не только причиняет дискомфорт и боль, но представляет собой серьезный инфекционный очаг. Что это - лакуна, теперь понятно.
По своему анатомическому строению гланды представляют объемное тело с пористой структурой. В их извилистых ходах и канальцах могут задерживаться болезнетворные микроорганизмы, частицы пыли, остатки еды. Сложнее всего устроены небные миндалины - в них присутствуют особые структуры - это лакуны, а также фолликулы, которые продуцируют протекторные клетки.
Казеозные пробки возникают, как правило, в небных миндалинах. В их составе присутствуют микроорганизмы, частицы пыли, кровяные тельца, омертвевшие клетки. По внешнему виду они выглядят как небольшого размера комочки, имеющие гнилостный запах и желтый, серый или белый цвет.
Специалисты склонны выделять несколько факторов, способствующих образованию казеозных пробок в лакунах миндалин:
Как правило, развитие казеозных пробок происходит под влиянием сразу нескольких факторов. В группе риска находятся пожилые люди и дети.
Казеозные пробки в лакунах самостоятельной патологией не являются и представляют собой комплексный симптом, указывающий на нарушение микрофлоры в горле, присутствие в организме инфекции. В связи с этим не рекомендовано заниматься самостоятельной терапией патологии, следует обращаться к врачу.
Лечить казеозные пробки в домашних условиях можно только в том случае, если их появлению не сопутствует повышение температуры и сильная интоксикация.
Категорически запрещается выдавливать гнойные образования на миндалинах, так как это может спровоцировать ухудшение состояния и серьезные осложнения. Терапия должна быть комплексной, а определять подход должен врач с учетом диагностических результатов.
Для устранения казеозных пробок используются эффективные антибактериальные препараты. Назначать их следует исключительно после определения переносимости конкретным пациентом. Чаще всего применяются таблетированные формы медикаментов, обладающих широким спектром воздействия. Наиболее популярными препаратами являются:
Кроме того, пациентам рекомендован прием препаратов группы пребиотиков и пробиотиков. Если патология сопровождается гипертермией, следует использовать жаропонижающие препараты, при наличии дискомфорта назначаются таблетированные анальгетики, или анестетики в форме спрея. Терапия казеозных пробок занимает обычно около 2 недель.
В течение терапии следует принимать витамины и биодобавки, способствующие укреплению иммунитета. Такой подход позволяет сократить время выздоровления.
Чтобы устранить явления отечности и очистить слизистые от патогенов, используются лечебные спреи. Как правило, врачи рекомендуют «Люголя раствор», «Гексорал», «Ингалипт», «Каметон». Если у пациента отсутствуют патологии щитовидной железы, то применять данные медикаменты можно с 3 лет.
Для пациента такой способ борьбы с казеозными пробками является наиболее эффективным, кроме того, вероятность развития осложнений в этом случае минимальна, так как нет необходимости в применении сильных антибиотических средств. Промывать лакуны можно аппаратным или ручным способом:
Подходящую методику определяет врач с учетом особенностей течения тонзиллита и его клинической симптоматики. В отдельных случаях указанные техники противопоказаны.
Такой способ является наиболее доступным и щадящим при терапии казеозных пробок. В ходе процедуры устраняется налет на стенках горла, удаляется гной из лакун. Наибольшую эффективность можно получить, если сочетать промывания с применением антибиотических медикаментов. Наиболее известными препаратами для полоскания лакун являются:
Среди народных средств можно выделить йодно-солевой раствор, отвары аптечной ромашки, календулы, шалфея. На начальных стадиях заболевания осуществлять полоскания необходимо минимум пятикратно в сутки. Кроме того, специалисты рекомендуют продолжать полоскания на протяжении нескольких недель после выздоровления. Это способствует полной очистке миндалин от образований гнойного характера.
Казеозные пробки влакунах миндалин небольшого размера можно устранить с помощью ингаляций. Использовать для их проведения желательно небулайзер или специальный ингалятор. Наибольшую эффективность показывают ингаляции солевым раствором, водой с добавлением эфирных масел, лекарственными препаратами.
Однако врачи настоятельно рекомендуют не заниматься самолечением, а проходить процедуры в стационарных условиях, так как некоторые действия могут спровоцировать осложнения. К примеру, ингаляции запрещены, если у пациента отмечена ангина в острой форме.
Мы рассмотрели, что это - лакуна, а также способы промывания миндалин.
Есть множество определений лакуны. Понятие лакуны рассматривается в Большом иллюстрированном словаре иностранных слов как «пробел, пропуск, недостающее место в тексте». По мнению Солововой Е.Н, лакуна - пробел в коммуникации. В.Л. Муравьев определяет лакуну как пробел в лексике языка, который можно объяснить социально-культурными причинами. С.Н. Мечковская приводит следующее определение лакуны: «Лакуна является отсутствием в языке слов, соответствующих безэквивалентной лексике другого языка». Сходный взгляд на лакуну предлагают Е.Н Цейтлин и В.А Погосян. А.Г. Медведева приводит наиболее яркое определение лакуны и отмечает, что термин «лакуна» употребляется для обозначения семантики фрагментов иноязычного текста, представляющих трудность для реципиента; под лакунами понимаются «темные места» в сообщении, возникающие при его восприятии.
В отечественной лингвистике была выработана теория лакун, значительный вклад в развитие которой внесли ученые Н. В. Уфимцева, Ю.А Сорокин, И.Ю Марковина, Г.А.Антипов. В ней рассматриваются лакуны как различия между лингвокультурными общностями, свидетельствующие об избыточности или недостаточности опыта одной лингвокультурной общности относительно другой. Подобные лакуны ярко проявляются в том случае, когда текст и реципиент принадлежат различным историческим эпохам или социальным группам. Особенно велико количество лакун в случае, если коммуниканты относятся к разным лингвокультурным сообществам и реципиент слабо знаком с реалиями, хорошо известными носителю той культуры, которой принадлежит текст или какое-либо высказывание.
Лакуну можно определить как фоновую информацию, лингвокультурему. Фоновая информация - знания о предметах и явлениях национальной культуры. По Л.Г. Ведениной, лингвокультуремы - лингвокультурологические реалии, которые наличествуют в одной культуре и отсутствуют в другой. . Незнание культурно-специфических по своей семантике языковых единиц или лингвокультурем является основной причиной непонимания в процессе взаимодействия различных культур. Лингвокультурема рассматривается как комплексная межуровневая единица, включающая в себя сегменты не только языка, но и культуры. . А.Вежбицкая предлагает понятие «ключевых» или лингвоспецифичных слов, в которых заключены концепты, отражающие образ жизни, характерный для некоторой общности. По мнению Леонтович О, концепты, отражаюшие особенности менталитета, когнитивный и ценностный подходы к материальному миру, способы освоения действительности и ее моральные оценки, называются лакунарными. Г.А. Антипов понимает под лакуной то, что есть в одной локальной культуре и чего нет в другой. Понятие «лакуна» интерпретируется в терминах «инвариант» и «вариант» некоторого вербального и невербального поведения, присущего той или иной локальной культуре. Отсюда, лакуна, на наш взгляд, является лексикой с культурным компонентом значения. Эту мысль подтверждает высказывание Г.Д. Томахина о том, что культурный компонент слова любого языка с точки зрения своего генезиса и представленности бывает общечеловеческим или региональным.
Культурный компонент семантики лакун связан с национальной культурой соответствующего народа, неотделим от нее, поэтому он своеобразен, специфичен по своему происхождению, и ограничен рамками известной культурно-языковой общности.
Введение таких понятий, как фоновая информация, лингвокультурема дает исследователю методологическое основание. Наиболее обобщающим является такое понимание лакуны, при котором подчеркивается знание множества повседневно-бытовых аспектов, традиций, принятых в той или иной культуре.
Остановимся на лакунах культурного фонда. Этнографические лакуны не столько раскрывают, толкуют чужую культуру, сколько символизируют ее. Признаком этнографических лакун следует считать, по мнению В.Л. Муравьева, отсутствие вещи в быту данного народа при наличии ее в другой цивилизации и вытекающее из этого отсутствие лексически зафиксированного бытового понятия у носителей данного языка. Такие лексемы в языке обозначают реалии быта, специфичные для какого-либо народа. Этнографизмы указывают на своеобразие бытового уклада в разных культурах. Развивает эту идею Ю.В.Скугарова. Она считает, что фоновые знания представляют целый пласт знаний о традициях в обществе от старинных национальных обычаев, праздников и ритуалов до традиций повседневных.
Дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане школ с 2012 года. Правда, как показывает практика, вопросы о том, что, как и с привлечением каких специалистов преподавать в ее рамках, остаются открытыми. Ясно пока одно – предмет этот реализует культурологическую, а не миссионерскую функцию. С остальными функциями разбиралась Ольга Мохова.
Репетиторство – привычное явление. Правда, далеко не всегда инициаторами дополнительных занятий выступают обеспокоенные родители. Например, ребенок переходит в другую школу. Независимо от того, какие у него оценки, родителям могут... приказать нанять репетиторов из числа будущих учителей. Основания? Другие учебники, другая программа, более престижная школа. Неужели это единственное, что может помочь ребенку адаптироваться? Кандидат филологических наук Нина Коптюг уверена, что нет, и в своей статье доказывает, почему.
«Важно, чтобы радость творчества уравновешивалась муками творчества. На одной чистой радости долго не протянешь. Про пишущего человека часто говорят: «Исписался». Исписаться невозможно. Талант либо есть, либо его нет. Другое дело, что когда человек начинает, то это носит характер игры, человек сам открывает в себе талант. А дальше надо работать, искать, культивировать в себе чувство восторга», - из интервью композитора Игоря Корнелюка.
ЛАКУНЫ ЛАКУНЫ
(от лат. lacuna - углубление, впадина), у животных - пространства между органами, не имеющие собственной стенки, заполненные гемолимфой или лимфой; у человека - также разветвлённые углубления на поверхности органа (напр., в миндалинах); у растений (листовая лакуна, листовая щель) - прорыв в центр, цилиндре стебля в месте отхождения в лист проводящих пучков.
.(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. - 2-е изд., исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986.)
- (от лат. lacuna углубление впадина), 1) у животных и человека пространства между органами, не имеющие собственной стенки; заполнены гемолимфой или лимфой.2) У человека разветвленные углубления на поверхности органа (напр., в миндалинах).3) У… … Большой Энциклопедический словарь
- (от лат. lacuna углубление, впадина), 1) у животных и человека пространства между органами, не имеющие собственной стенки; заполнены гемолимфой или лимфой. 2) У человека разветвлённые углубления на поверхности органа (например, в миндалинах).… … Энциклопедический словарь
- (от лат. lacuna углубление, впадина) 1) у животных и человека промежутки между элементами тканей и между органами, не имеющие собственной стенки. У животных с замкнутой кровеносной системой Л. обычно заполнены лимфой (См. Лимфа), с… … Большая советская энциклопедия
- (от лат. lacuna углубление, впадина), 1) у животных и человека пространства между органами, не имеющие собств. стенки; заполнены гемолимфой или лимфой. 2) У человека разветвлённые углубления на поверхности органа (напр., в миндалинах). 3) У… … Естествознание. Энциклопедический словарь
лакуны - отсутствие лексических эквивалентов в одном языке обозначениям, преимущественно национальных реалий, в другом … Толковый переводоведческий словарь
Лакуны Супер-Эго - в психоанализе – провалы в нравственности пациента … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЛАКУНЫ - СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЛАКУНЫ. Затруднения, возникающие при общении по причине недостаточного знакомства участников общения с реалиями, понятиями, явлениями культуры и др. В лингвистике для обозначения лакун на лексическом уровне используется термин… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
- (lacunae laterales) см. Парасинусные лакуны … Большой медицинский словарь
- (J. Howship, 1781 1841, англ. хирург и анатом) см. Разъеденные лакуны … Большой медицинский словарь
- (lacunae laterales, PNA, BNA; син.: боковые лакуны, кровяные озера) щелевидные полости между листками твердой мозговой оболочки, расположенные по бокам верхнего сагиттального синуса и сообщающиеся с его просветом … Большой медицинский словарь