Главная » Засолка грибов » Морское сражение у атолла мидуэй 1942 г. Сражение у атолла мидуэй

Морское сражение у атолла мидуэй 1942 г. Сражение у атолла мидуэй

4 июня 1942 года произошло сражение у атолла Мидуэй. Оно стало поворотной точкой в войне на Тихом океане. Япония потеряла 4 тяжелых авианосца («Акаги», «Хирю», «Кага» и «Сорю»), а японская морская авиация понесла потери, от которых не смогла оправиться до конца войны. Самой невосполнимой потерей оказалась гибель сотен квалифицированных пилотов. Японский флот, до конца лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet , состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.

The extent of Japanese military expansion in the Pacific, April 1942. Createaccount

Японцы намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе , японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.

Сначала предстояло осуществить высадки на Алеутских островах, вынуждая американские войска на севере к переходу в контратаку. По достижении этого предполагалось захватить непосредственно, остров Мидуэй. Угроза потери находящегося всего менее чем в 2000 км от Гавайев опорного пункта создаст проблему, которую американцы не смогут игнорировать. Их ослабленные авианосные ударные группы будут вынуждены повернуть для прикрытия острова, где на них и обрушится японский флот во всей своей красе.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

Недостаток плана крылся в сложности и в неспособности его составителей учесть тот факт, что американцы смогут предугадать их намерения.

Однако расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа криптографов Тихоокеанского флота (HYPO) сумела взломать японский военно-морской код JN-25 и получить сведения, что следующей атакой японской армии будет некая цель «AF» в Тихом океане. Проблема была в том, что американское командование не могло идентифицировать цель «АF». Возможно это был остров Мидуэй или база Пёрл-Харбор на Гавайях. Для проверки было отправлено сообщение о нехватке воды на о. Мидуэй. Вскоре была перехвачена японская шифровка: «Неполадки с водоснабжением на „АF“».

Мидуэй незадолго до битвы. Official U.S. Navy photo

На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия.

Соединения американских авианосцев переживали тогда не самый лучший момент. Из четырех «плавучих аэродромов» на Тихом океане в Перл-Харборе находились только «Энтерпрайз» и «Хорнет» 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая прибыл поврежденный бомбами в Коралловом море «Йорктаун», который удалось принести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок. Вновь отремонтированный «Саратога» по-прежнему находился на западном побережье и не мог прийти вовремя.

Эти авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. «Энтерпрайз» и «Хорнет» (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с «Йорктауном» контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции в около 550 км на северо-восток от острова. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Японцы задействовали в операции 162 корабля, разделенные на 13 отдельных групп. Самолеты с авианосцев «Дзуне» и «Рюдзе» 3 июня развернули атаку на один из Алеутских островов, Атту, но спровоцировать данным шагом американцев на ответные действия и втянуть их в поединок не удалось.

3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».

В 04.30 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val , 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate , 36 истребителей A6M Zero ). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, нанеся значительный ущерб военным объектам.

Американские истребители (7 F4F-3 и 21 F2A-3), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три «Зеро». Но больших успехов добилась зенитная артиллерия: было повреждено около трети атаковавших бомбардировщиков. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта, и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздух.

Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.

Однако Нагумо уже недосчитывался 54 самолетов (было уничтожено, остальные получили повреждения различной степени тяжести). Сведений о перемещениях американских авианосцев по-прежнему не поступало, и технический персонал получил приказ перевооружить оставшиеся на борту самолеты осколочными бомбами для работы по наземным целям.

Между тем в 08.00 с палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» в небо поднялся 151 самолет. Практически одновременно с ними с Мидуэя в воздух поднялись 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес », 11 пикировщиков «Виндикейтор » и 17 Boeing B-17 Flying Fortress . В 9:06 с борта «Йорктауна» к ним присоединились еще 35 самолетов, в том числе, 12 торпедоносцев «Дуглас ».

Они еще находились в пути, когда японский разведывательный поплавковый гидросамолет, наконец, обнаружил американцев. Его рапорт вызвал нечто вроде паники у Нагумо, которому приходилось в спешном порядке опять перевооружать готовые к вылету самолеты. Несмотря ни на что, японское истребительное прикрытие действовало с высокой эффективностью. Многие самолеты «Хорнета» не смогли выйти на цель, а объединенная волна в 41 «Дуглас» TBD, вступившая вдело в 10.18, потеряла 35 самолетов. Между тем, поглощенные этой резней, истребители оказались почти над самой водой, а потому следующий строй из 49 пикирующих бомбардировщиков получил возможность отбомбиться. Находившиеся поблизости друг от друга «Акаги», «Кага» и «Сорю» получили первый - две, второй - четыре и третий - три тяжелые бомбы. На палубах стояли заправленные и вооруженные самолеты, тогда как боеприпасы, предназначенные для налета на остров, еще не убрали. Попадания вызвали сильные пожары, авианосцы сделались непригодными для боевых действий, а позже затонули.

Диорама сражения

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 4 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю». Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

«Хирю» действовал в отдалении от остальных и до времени избежал их печальной участи, отправив, в свою очередь, в бой пикирующие бомбардировщики. Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» и всего шесть истребителей «Зеро» для сопровождения.

Те обнаружили «Йорктаун», который принимал свою победоносную авиагруппу, и, преодолев отчаянное истребительное противодействие, нанесли авианосцу три удара. Горящий, около 12.20 он потерял ход, но оправился и продолжал движение. Противников разделяли теперь лишь 200 км, и в ходе налета второй ударной волны с «Хирю» около 14.45 «раненый» получил две торпеды. Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и буксировался к Пёрл-Харбору. 7 июня 1942 года японская подводная лодка потопила авианосец и находившийся у его борта эсминец.

USS Yorktown (CV-5). U.S. National Archives.

Уже в момент японской атаки на «Йорктаун» пришло сообщение об обнаружении последнего японского авианосца («Хирю»). У американцев уже не осталось ни одного торпедоносца, поэтому на «Энтерпрайзе» была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов. Сразу за ними с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков.В 17.03 японский сигнальщик сообщил об атаке американских самолетов, но времени отреагировать на атаку у японцев уже не оказалось: пикировщики добились четырех попаданий 1000-фунтовыми бомбами, которые вызвали взрывы и многочисленные пожары в трюмах, справиться с которыми командам живучести не удалось. Несколько позже на японский флот сбросили бомбы несколько B-17, но цель поразить им не удалось. Однако это уже не играло никакой роли, изувеченный, он не представлял никакой опасности.

Американские пикировщики SBD Dauntless заходят в атаку на горящий крейсер «Микума». Official U.S. Navy photo .

Ночью японский отряд из 4 тяжёлых крейсеров, направленных для обстрела Мидуэя, сделал резкий поворот из-за обнаруженной американской подводной лодки. При этом замыкающий крейсер «Могами» врезался в идущий перед ним крейсер «Микума» . На «Могами» была разрушена носовая часть, на «Микуме» началась утечка топлива. Оба повреждённые крейсера в сопровождении двух эсминцев стали отходить к ближайшей базе - острову Трук .

Mikuma shortly before sinking. Official U.S. Navy Photograph

По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсера, но добиться серьезных попаданий им не удалось. 58 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрайза» безуспешно искали главные силы японцев, уходивших на запад и находившихся в зоне плохой погоды. 6 июня американские самолёты с авианосцев вновь атаковали японские тяжёлые крейсера. «Микума» был потоплен, «Могами» получил новые повреждения, но добрался до порта.

В битве принимали участие 11 линкоров, но не они решили исход событий, первую скрипку в трагической симфонии сыграли исключительно авианосцы.

Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжелый крейсер, а также более двухсот боевых самолетов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. Кроме того, в бою погибло около 2 500 человек личного состава и было потеряно 248 самолетов морского базирования. Среди погибших в сражении - самые опытные пилоты японской палубной авиации.

После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.

Чересчур самоуверенные японцы получили очень болезненный урок: спустя всего шесть месяцев после Перл-Харбора четыре из шести нанесших по нему удар авианосца лежали на дне Тихого океана, и о планах дальнейшей экспансии пришлось забыть.

Потери США:

  • 307 человек личного состава
  • 150 самолетов наземного и морского базирования
  • эсминец
  • тяжелый авианосец «Йорктаун»

Эта битва стала водоразделом, после которого в стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения. Морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане, а затем и во всей акватории Мирового океана.

Существует довольно распространенное мнение что у Мидуэя неумехи-американцы почти было проиграли битву. Но буквально за пять минут до того как японцы запустили свои ударные самолеты против американских авианосцев, США сказочно повезло. Горсть пикирующих бомбардировщиков -- последние силы американцев -- чудом нашла японское соединение и нанесла по авианосцам противника неприлично удачный удар.

Насколько эта упрощенная точка зрения соответствует реальности? Под катом я разберу многочисленные ошибки японцев -- дабы продемонстрировать что свою неудачу они весьма старательно выковали сами. Ну и опровергну некоторые довольно живучие мифы об этой битве, например миф о том что самим японцам все время не везло. Псто очень длинный, предупреждаю сразу.

Картинка для привлечения внимания. Авианосец Сорю на высокой скорости уклоняется от бомб Б-17.

Ошибки японцев

Честно скажу -- их так много, и многие из них настолько взаимосвязаны, что даже не знаю с чего начать. Но попробуем-с.

Противоречащие цели

Перед японским соединением в операции MI было по сути поставлены две противоречащие друг другу задачи:

  • Захват атолла Мидуэй
  • Выманивание американского флота из базы и его уничтожение

Противоречащие они потому что и то и другое требует одних и тех же самолетов (но с разным вооружением!), и следовательно пока мы бомбим атолл, наш удар по флотскому соединению врага будет куда более слабым. Плюс с тактической точки зрения, поддержка наземных войск отбирает у соединения авианосцев необходимую в морском бою гибкость -- ведь для налетов на Мидуэй нужно быть на определенном расстоянии от атолла, и стало быть враг примерно представляет где вас искать.

И при том при всем вообще непонятно зачем японцам был нужен Мидуэй. Как первый шаг в операции по захвату Гавайских островов? На это не не практически никаких шансов -- оборона Оаху была куда сильней чем в 1941, когда японцы на это не пошли (в октябре 1941 на островах было 30 тысяч солдат, к апрелю 1942 уже 70 тысяч, и скоро кол-во увеличилось бы до 115 тысяч). Использовать его как базу? Снабжать атолл было бы сущим кошмаром из-за американских субмарин (да и не было у японцев свободного транспортного тоннажа для этого, по большому счету). Плюс Б-17 с Гавайев регулярно наносили бы визиты вежливости, а прятаться на двух крошечных островах Мидуэя особо негде.

На деле главной и единственной задачей должно было быть окончательное уничтожение американского тихоокеанского флота. После этого японцы могли захватывать все до чего дотянутся руки, и американцы где-то до второй половины 1943 ничего не смогли бы что-то тому противопоставить. И из этого вытекает ошибка номер два:

Недостаточная концентрация сил

По сути у Мидуэя японцы хотели устроить пресловутый решительный бой американским флотом. Т.е. им надо было иметь максимальную концентрацию сил в месте сражения, и до начала оного беречь основную ударную силу своего флота -- авианосцы -- как зеницу ока.

Однако на деле Ямамото создал план, которые предусматривал два одновременных удара -- по Мидуэю (операция MI), и по Алеутским островам (операция AL). Причем захват Алеутских островов отнюдь не был предназначены для отвлечением внимания. В первоначальных планах нападение на Датч-Харбор и Мидуэй должно было произойти в один и тот же день (потом расписание слегка изменилось, но первоначальные намеренья остались те же). Так что Алеуты это просто совершенно отдельная, самостоятельная операция.

Далее, хоть Ямамото и послал практически все боеготовые корабли что у него были (все линкоры, все авианосцы, все тяжелые крейсера кроме четырех, и так далее), истратив значительное количество драгоценного для Империи топлива, однако силы эти не были собраны в единый ударный кулак. В соединении идущем на Мидуэй линкоры Ямато были так далеко позади авианосцев Нагумо что в случае сражения вряд ли смогли бы оказать хоть какую-нибудь поддержку (это и произошло в реальности). Четыре линкора Такасу также по сути были сами по себе. К тому почему план Ямамото был именно таким мы еще вернемся ниже, но вкратце это было результатом недооценки боевого духа американцев.

Что Ямамото должен был сделать вместо такого "размазывания сил" -- это держать группу линкоров неподалеку от авианосцев (а лучше спереди их, дабы те принимали на себя часть ударов американской авиации, и использовать радары Ise и Hyuga для предупреждения о налетах американцев. Интегрировать линкоры непосредственно с авианосцами Нагумо не получилось бы из-за слишком малой скорости первых. Вообще сам план битвы очень отчетливо демонстрирует что Ямамото еще не вполне осознавал тот факт что век линкоров уже кончился -- в отличии от американцев, которые послали в битву только свои авианосцы, с прикрытием из тяжелых крейсеров, и оставили свои старые медлительные линкоры дома.

Впрочем все несмотря на все эти ошибки, битва все еще могла закончится победой японцев -- ведь у них был козырной туз, шесть ударных авианосцев Кидо Бутай (機動部隊, "Мобильное соединение"). Но за месяц до битвы японцы послали два своих новейших авианосца Сёкаку и Дзуйкаку в Коралловое море, выполнять совершенно второстепенную задачу. Японское командование, очевидно, не понимало что на тот момент на Тихом океане существовало всего два типа задач: те что требовали всех шести авианосец Кидо Бутай, и те что не требовали ни одного. Ведь послав всего часть своих ударных АВ, японцы отказались от локального численного превосходства в том случае если тем придется вступать в бой с авианосцами американцев -- что и произошло. Американцам в той битве очень сильно досталось, но и японцы понесли потери -- Сёкаку был серьезно поврежден, и авиационные группы обеих японских АВ были весьма сильно потрепаны. Так Нагумо внезапно потерял треть своих ударных авианосцев за месяц до атаки атолла Мидуэй.

Более того -- в отличии от американцев, которые проявили чудеса изобретательности, введя потрепанный в упомянутом выше бою Йорктаун в строй всего за 48 часов (при том что по уму ему не мешало бы встать в сухой док месяца так на три), японцы даже не попытались свести две потрепаннык авиационнык группы Сёкаку и Дзуйкаку в одну группу для Дзуйкаку -- дабы тот смог принять участие в запланированной на июнь битве. Да, авианосные группы японских авианосцев были весьма жестко привязаны к своим кораблям -- в отличии от американцев -- но тут явно было весьма подходящее время для импровизаций. Тем более что группы остальных четырех авианосцев были весьма недоукомплектованы после шести месяцев боев -- анемичная военная промышленность японцев была неспособна восполнять даже относительно легкие японские потери, за весь 1942 год было произведено всего 56 авианосных самолетов (!). Вот группы четырех японских АВ, с которыми японцы атаковали бы Мидуэй:

Плюс на борту авианосцев было дополнительные 21 Зеро, которые планировалось разместить на Мидуэе после захвата атолла. Стало быть японцы атаковали бы Мидуэй с 248 самолетами; при налете на Пёрл-Харбор в Кидо Бутай их было 412.

Однако даже несмотря на потерю Сёкаку и Дзуйкаку всего за месяц до операции, японцы не стали менять свои планы нападания. Что, в свою очередь, приводит нас к ошибке номер три.

Недостатки планирования

Японцы в ВМВ вообще отличались чересчур жесткими и сложными планами которые часто предполагали определенные действия врага, и "сыпались" если враг вел себя нестандартно. Однако тут они превзошли самих себя. О двух одновременных и несвязанных между собой операциях против Мидуэя и Алеутских островов уже упомянуто выше, пройдемся по другим недостаткам.

Самый критичный недостаток, пожалуй, это то что Ямамото расчитывал что нападение на Мидуэй будет абсолютно неожиданным для американцев. Корабли США ожидались не ранее чем примерно через три дня после начала налетов на Мидуэй. То что американские авианосцы уже раз неожиданно появлялись там где были японские корабли -- в вышеупомянутой битве в Коралловом море -- совершенно не насторожило японцев. Пусть то что американцы взломали код JN25-B Ямамото знать не мог; но он вполне ответственен за то что данный код поменяли на JN-25V слишком поздно (27 мая, вместо 1 мая), за то что подготовка к нападению велась без надлежащих мер секретности (в отличии от налета на Пёрл-Харбор), и за то что из сражения в Кораллово море не было сделано никаких выводов.

Далее, Ямамото совершенно недооценил боевой дух американцев, и думал что если американцы увидят всю его армаду, то они откажутся от боя. Стало быть флот США надо выманивать на битвы -- оттого и столь странное "размазывание" ударных сил флота, упомянутое выше. Однако Нимица отнюдь не надо было никуда выманивать -- он искал боя, и так как перехваченная японская депеша от 24 мая позволила Нимицу точно оценить силы вторжения, он решил рискнуть.

Яронские штабные игры перед вторжением были форменным фарсом. Два эпизода отлично демонстрируют это. В первом японский офицер, играющий за американцев, смог проскользнуть сквозь наблюдательные кордоны японского игрока, и нанес фланговый удар по японскому соединению, условно повредив три авианосца. Напоминает то что произошло в реальности, не так ли? Однако судья тут же вынес вердикт что подобные действия американцев совершенно невозможны, и отменил американский удар. Во втором эпизоде после броска костей (так симулировали элемент случайности) судья объявил что воздушные силы американцев, базирующиеся на атолле, смогли добиться девяти попаданий по авианосцам японцев, потопив Акаги и Кагу. Угаки персонально вмешался в этот эпизод, и снизил кол-во попаданий до трех, сделав Кагу единственной жертвой налета. А позже в учениях Кага внезапно "воскресла", и наравне с остальными авианосцами участвовала в операциях против Фиджи и Новой Каледонии.

Да, Ямамото отдал Нагумо устные приказ держать половину своих ударных авианосцев наготове, на случай появления американского флота. Но то что Нагумо нарушил этот устный приказ в ходе боя совершенно закономерно следует из логики сражения, и пожалуй не может ставится ему в вину.

Еще отмечу недостатки планирования в области разведки. И тут чрезмерная жесткость планов, и недооценка противника привели к плачевным последствиям для японцев. Операция К -- разведка Оаху с помощью летающей лодки -- потерпела неудачу: лагуна где летающая лодка должна была дозаправиться от японской субмарины оказалась занята америкацами. Два пикета японских субмарин -- южный (А) и северный (Б) -- вышли на позиции несколько позже чем по плану, когда американское флотское соединение уже прошло через это место. Да и расстояние между лодками было слишком велико и не гарантировало того что они что-то смогут заметить. Для поисковых же операций с использованием авиации было выделено совершенно недостаточно сил -- см. ниже, миф о Tone #4, там приведена поисковая схема.

Ну и наконец глупостью был то что Ямамото решил иметь свой штаб на линкоре Ямато. В результате получилась форменная шизофрения, ибо необходимость соблюдать радиомолчание противоречила необходимости отдавать приказы. К тому же у Ямамото возник дополнительные лаг с получением и отдачей приказов. Времена Нельсона давно прошли и командующий флотом должен быть на берегу -- как Нимиц.

Ошибки в бою

В принципе должно быть понятно что с учетом вышеперечисленных недочетов Нагумо уже мало что мог изменить к утру 4 июля, и постигшая Кидо Бутай катастрофа вполне закономерна. Однако мне хочется остановится на одном эпизоде боя, в котором японское командование проявило гигантскую неосмотрительность, предпочтя заведомо малорезультативную агрессивность "потере лица".

После первого налета американских пикирующих бомбардировщиков у японцев все еще оставался один неповрежденный авианосец -- Хирю под началом Ямагути. Логично было бы послать его и небольшой эскорт навстречу Главному Флоту Ямамото сразу после запуска двух волн ударных самолетов против американского флоского подразделения -- с этого момента его ценность в планируемой Нагумо ночной битве была бы небольшой. Так японцы сохранили хотя бы один авианосец из четырех, и так же как и в реальности уничтожили бы американский Йорктаун.

Однако авианосец продолжил упорно идти навстречу американцам вместе с другими кораблями Кидо Бутай. Итог этого был вполне закономерен: следующая же волна самолетов американцев добилась четырех попаданий тысячефунтовых бомб в носовую часть Хирю.

Резюме

Надеюсь теперь ясно что я имел в виду, написав "свою неудачу японцы весьма старательно выковали сами". Нагумо был поставлен в заведомо невыгодное положение задолго до того как он узнал о присутствии американского флота на театре военных действий. И кстати, если внимательно читать, то можно отметить что многие указанные выше недостатки прямо следуют из чересчур большой увлеченности японцев принципом "нападением превыше всего" -- о чем я и в предыдущем посте.

Стоит отметить что американцы со своей стороны сколь-нибудь серьезных ошибок на мой взгляд не допустили. Недостатки в тактике, материальной части и обученности личного состава, которые привели например к разрозненным ударам американских авианосных эскадрилий, я бы к сознательным ошибкам относить не стал -- просто суровая правда жизни.

В общем остается только согласиться с оценкой военно-морского секретаря США Нокса, которую тот дал узнав о японском нападении на Мидуэй: "Japan was either unable to understand modern war or not qualified to take part in it" (Япония либо не была способна понять современную войну, либо не была достаточно компетентна дабы принимать в ней участие").

Мифы

Теперь давайте разберем мифы -- их о Мидуэйском сражении накопилось очень много.

Миф 1: Японцам все время фатально не везло

Не буду повторяться о том что они своему невезению весьма помогли, а вместо этого перечислю енкоторые случаи когда японцам на мой взгляд значительно подфартило.

Во-первых поисковой самолет Tone #4, на который зачастую валят вину за своевременное не обнаружение сил американцев (что само по себе миф, реально за профукивание американских кораблей ответственен пилот Chikuma #1), на деле обнаружил их единственно потому что он а) опоздал с вылетом б) его пилот решил самовольно изменить поисковый план.. Диаграмма для понимания (кликабельно):

Во-вторых японские корабли умудрились не получить ни единого попадания вплоть до атаки пикирующих бомбардировщиков -- хотя близких попаданий и пусков торпед в ходе атак B-26, B-17, VMSB-142, VT-8, VT-6 и VT-3 было навалом. Была даже попытка B-26 таранить рубку Акаги, промахнулся его пилот буквально на несколько метров. У американской подлодки Наутилус которая также атаковала корабли Кидо Бутай одна из торпед при попытке пуска застряла в торпедном аппарате.

На фотографии запечатлены разрывы 500-фунтовых бомб B-17 рядом с Хирю,

В-третьих атаки VT-8 и VT-6 могли бы быть куда более результативны если бы у них было истребительное прикрытие. И оно вполне могло быть, в виде уайлдкэтов VF-6. Однако командир оного подразделения -- Грей -- не заметил момента атаки этих двух подразделений, и по какой-то причине не услышал просьб помощи по радио. В результате японские зеро порвали медлительные американские торпедоносцы как тузик грелку, а Грей какое-то время повыписывал восьмерки над кораблями японцев, и в конце концов полетел назад без боя. Причем те заметили его только когда он начал лететь домой, что очень многое говорит насчет их контроля над воздушной обстановкой

Миф 2: Надо было посылать самолеты двухфазовый поиск

Это появилось с подачи книги Футиды "Мидуэй", в которой он зачем-то написал весьма много откровенной неправды. В японской доктрине на тот момент пуска по двум фазам (т.е. например одна волна поисковых самолетов взлетает задолго до раасвета, а вторая в момент рассвета) не существовало, он появился именно как результат сражений 1942 года. Странно ставить в укор Генде то что он не мог предвидеть будущего. Критиковать тут надо другое, а именно недостаточное кол-во самолетов отправленных на разведку.

Миф 3: Нагумо не была передана информация от разведки

Снова книга Футиды. Там он пишет что мол командование (т.е. Ямамото) не передало некую важную информацию Нагумо, и что авианосец Акаги в любом случае был крайне плохо оборудован для приема той информации.

Последнее отчасти верно, попросту из-за высоты авианосца над морем, но рядом были Haruna, Kirishima, Tone, и Chikuma у которых в данном отношении все было в порядке. План операции предусматривал что каждый корабль настроится на частоту Первого Отдела Связи в Токио, а тот в свою очередь транслировал информацию которая стекалась в Токио с кораблей Объединенного флота. Так что технических проблем получать приказы от командования на Акаги не было.

Теперь касательно якобы отсутствующей информации. На деле на Акаги еще до битвы знали что с 29 мая увеличилось кол-во воздушных патрулей с Мидуэя. Знали они и об увеличении кол-ва патрулей американских подлодок. И даже знали что "согласно генштабу [японского] флота, радиообмен между кораблями противника в районе Гонолулу значительно усилился в последние дни". Причем заведомо известно что информация эта не была получена от других кораблей Кидо Бутай (т.е. передали её из Токио), и что она была получена уже после выхода в море, ибо описывает действия противника на 29-31 мая.

Проблема Нагумо была в том что он не желал анализировать поступающую информацию и соответствующим образом действовать, а не в том что информации у него не было.

Миф 4: Японцы спешно меняли оружие ударных самолетов на летных палубах всех четырех авианосцев, и минут через пять были готовы начать запускать самолеты, когда пикирующие бомбардировщики американцев превратили летные палубы японских АВ в инферно.

Снова книга Футиды, и снова ложь. Перевооружать надо было всего треть самолетов на двух авианосцах из четырех. С пикирующими бомбардировщиками с Хирю и Сорю вообще ничего не надо было делать, ибо обычно японцы вешали их бомбы во время споттинга на летной палубе, и следовательно ОФ бомб для второй атаки Мидуэя на них еще не было. На Акаги и Каге же до приказа перевооружаться обратно для удара по американским кораблям успели заменить торпеды на бомбы только на трети торпедоносцев -- в силу того что для этой процедуры нужны были тележки, а их хватало ровно на треть самолетов.

Причина того что японцы так и не смогли запустить ударную волну против американских кораблей в другом -- у них попросту не было времени для споттинга (т.е. выстраивании на палубе) нормальной ударный волны, из-за продолжающихся налетов американцев, и следовательно необходимости в постоянноых взлетах и посадках троек истребителей. В момент удара пикировщиков ударных самолетов на палубах японских авианосцев вообще не было. Максимум -- небольшие группы истребителей. Судовые журналы японских авианосцев были утеряны вместе с кораблями, но вот журналы авианосных эскадрилий остались. По ним можно реконструировать активность на летных палубах японских АВ (кликабельно):

Как видим на всех палубах японских АВ было очень много запусков/приемов истребителей. Когда на палубе идет споттинг ударной волны посадка самолетов становится невозможной; взлет же истребителей воздушного патруля теоретически возможен, но на практике нет ни одного документированного случая когда японцы это делали бы. Споттинг полновесной ударной волны (пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы, истребители), с учетом прогрева двигателей занимал примерно 45 минут, а то и час. В общем ни о каком ударе в 1025-1030 (т.е. через пять минут после начала атаки пикировщиков) и речи идти не может. Подтверждением тому служит Хирю -- там, вероятно, начали споттинг ударной волны в районе 1015-1025, и сумели запустить самолеты примерно в 1050 -- причем без торпедоносцев Томонаги.

Миф 6: Удар пикировщиков был дикой удачей, ибо они заметили японцев когда топливо почти кончилось. Японские истребители в тот момент все были после около поверхности океана, отражая атаки торпедоносцев. Дополнительных сил у американцев уже не оставалось.

Многие не осознают что на японское соединение независимо друг от друга вышло две группы американских пикировщиков -- VB-3 и VB/VS-6. Топливо начинало кончаться у последних, ну и по следам одинокого эсминца нашли японское соединение именно они. У группы VT/VF/VB-3 всех этих проблем не было.

Но давайте предположим что японцам повезло еще больше чем в реальности, и заблудилось сразу две группы пикировщиков из трех, вместо одной "потеряшки" в реале -- VF/VB/VS-8. Удар бы все равно произошел, пусть и меньшей силы, и как минимум один-два АВ японцы скорее всего потеряли бы. Кстати касательно заблудившейся VF/VB/VS-8 -- стоило бы наверное японцам записать как удачу то что их ударные группы с Хирю оба раза нашли американские корабли без особых проблем;)

Тот факт что японцы не замечали пикирующие бомбардировщики чуть ли не до того момента когда те начали пикировать также не удача, а закономерность -- на это указывает тот факт что ранее они абсолютно так же не заметили барражирующие истребители Грея, и что подобные случаи бывали и ранее -- при действиях в Индийском океане.

То что якобы торпедоносцы заставили японские истребители уйти с высоты также неверно -- достаточно посмотреть на разрыв во времени между атаками VT-6 / VT-8 и атаками пикировщиков, и учесть весьма немалую скороподьемность зеро. Смысл самопожертвования торпедоносцев в другом: их постоянные атаки не дали японцам шанса запустить свою контратаку против американского подразделения.

Наконец силы у американцев вполне оставались. На Йорктауне все еще был резервная эскадрилия пикирующих бомбардировщиков, VS-5. Что даже несколько умелых пикировщиков могут сотворить с авианосцем отлично продемонстрировал лейтенант с "говорящей" фамилией Бест, который одним-единственным попаданием утопил авианосец Акаги (!). В конце концов еще была та самая поетрявшаяся VF/VB/VS-8, были остатки других эскадрилий. Их вполне реально было снова заправить, перевооружить, и отправить в еще один налет против японцев.

Собственно обратите внимание на фотографию горящего Хирю выше. Этот результат был достигнут всего одной авианосной группой американцев -- VB-6/VS-6 с Энтерпрайза. Подразделение Хорнета (VB-8/VS-8), увидев многочисленные попадания по Хирю, предпочло атаковать крейсера Tone и Chikuma. Понятно что если бы у японцев все еще были бы другие авианосцы, VB-8/VS-8 попыталось бы уничтожить их. И кстати японцы опять очень долго не замечали эти бомбардировщики.

Более того. Задним умом вполне понятно что именно пикировщикам было суждено быть основной ударной силой американцев. Торпедоносцы TBD были к тому времени совершенно устаревшими и слишком медлительными машинами, не идущими ни в какое сравнение с японскими Тип 97 (B5N2). Американские торпеды в начале войны страдали кучей проблем -- что в хоже битвы отлично продемонстрировала подводная лодка Наутилус. Её капитан с достаточно близкого расстояния пустила веер из четырех торпед по горящей Каге. Одна торпеда попросту не вышла из торпедного аппарата (второй такой случай за этот день). Вторая и третья сбились с курса и прошли справа и слева от корабля. Взрыватель четвертой торпеды не сработал, и после удара о борт авианосца та просто развалилась на куски.

Миф 7: Японский флот потерял весь цвет своих морских летчиков авиации в сражении у Мидуэя.

Потери летного состава на трех авианосцах из четырех были относительно малы: Кага потеряла 21 летчика, Сорю 10, Акаги 7. Хирю досталось весьма сильно -- 72, более 50% летного состава корабля. Общие потери авианосцев составили 110 человек летного состава, из них 74 было потеряно в воздухе (т.е. даже если бы авианосцы избежали ударов, эти летчики все равно скорее всего умерли). Только 36 человек погибли непосредственно на борту кораблей. Плюс потеряно было 11 летчиков самолетов-амфибий с крейсеров. Последующие за Мидуэем битвы 1942 года были вполне сравнимы по числу потерь: 110 летчиков в сражении у восточных Соломоновых островов , 145 летчиков в сражении у Санта-Крус.

Более ощутима, к слову, была потеря 40% списочного состава техников, ибо в относительно слабо индустриализированной Японии их было очень трудно заменить. Но на деле самые тяжелые потери, которые японцы так и не смогли возместить -- это сами корабли. Настоящее значение битвы -- в уничтожении четырех японских ударных авианосцев, и немедленно последующая за этим потеря стратегической инициативы.

Сражение у атолла Мидуэй стало поворотной точкой в противостоянии между Соединенными Штатами и Японией на Тихом океане. Японский флот, который потерял четыре тяжелых авианосца, почти две с половиной сотни самолетов и лучших пилотов, теперь совершенно лишился возможности эффективно действовать без прикрытия береговой авиации.

Географические данные

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана, более чем в тысяче миль на северо-запад от Гавайских островов. Территория находится под управлением Соединенных Штатов, но не включена в состав ни одного из штатов или округа Колумбия. Атолл состоит из трех небольших островков общей площадью 6,23 км 2 , площадь лагуны составляет 60 км 2 .

С 1941 по 1993 гг. на островах находилась и пункт для подзаправки межконтинентальных перелетов. Сейчас атолл имеет статус заповедника, но в рабочем состоянии сохраняется одна взлетно-посадочная полоса, также на Мидуэй хранится запас авиатоплива - на случай экстренной посадки самолетов.

Островная группа Мидуэй находится на полпути между Японией и Калифорнией (собственно, именно благодаря этому факту территория получила свое название). Велико стратегическое значение атолла. Он расположен в середине треугольника, образованного американскими военными базами Перл-Харбор и Датч-Харбор, а также японской базой на Уэйке. Для Японии захват архипелага открыл бы возможность более успешного планирования и осуществления военных операций императорского флота.

Планы императорской Японии

Считается, что возможность нападения на островную группу Япония предположила еще в феврале 1942 года, более чем за полгода до битвы у острова Мидуэй (1942). До середины апреля, однако, не были разработаны детали плана сражения, да и сам он не был утвержден в целом. Рейд бомбардировщиков американского подполковника Дж. Дулиттла на столицу Японии, который состоялся 18 апреля 1942, поставил точку в спорах вокруг действий в Тихом океане. Императорский штаб уже не сомневался, что выступать следует как можно скорее.

Есть несколько версий того, почему Япония решилась напасть на Мидуэй. Императорскому флоту необходимо было окончательно нейтрализовать США в Тихом океане. Для обеспечения успешности операции даже было предпринято отвлекающее нападение на Алеутские острова. Занятие самого атолла Мидуэй было второстепенной задачей. Атолл пригодился бы Японии для укрепления «защитного периметра» своих территорий. Дальше выступать планировалось на Фиджи и Самоа, затем - (возможно) на Гавайи.

Осуществлять повторное нападение на Перл-Харбор японцы не стали. Командование решило наступать на военно-морскую базу у атолла Мидуэй. Ставка была сделана на внезапность и неготовность США к обороне, как и в случае с атакой на Перл-Харбор практически годом ранее (7 декабря 1941 года).

Информация США

Соединенные Штаты заранее предполагали, что японцы предпримут попытку начать морское сражение в водах Тихого океана. Криптографы в мае 1942 года сумели взломать японскую военно-морскую шифровку и получить ценную информацию, что целью следующей атаки будет некий объект в Тихом океане. В японских переговорах он обозначался кодовым названием AF.

Американское командование, однако, не могло однозначно идентифицировать эту самую цель AF. Предполагалось, что это может быть Перл-Харбор или у атолла Мидуэй. Дата тоже оставалась неизвестной. Для проверки предположений американцы отправили сообщение о том, что на Мидуэй не хватает воды. Удалось перехватить японское «На AF неполадки с водоснабжением».

Характеристика противников

Силы императорской Японии были разделены на две части: ударную группу авианосцев и группу линкоров с сопровождением. Со стороны Японии выступило четыре авианосца, легкий крейсер, два тяжелых крейсера, два линкора, почти две с половиной сотни самолетов и двенадцать эсминцев. Дополнительно были направлены к Мидуэй, но не принимали участия непосредственно в сражении, еще два легких авианосца, пять линкоров, два легких и четыре тяжелых крейсера, более тридцати кораблей поддержки.

Ответные действия на основе информации о готовящемся сражении у атолла Мидуэй планировал адмирал Ч. Нимиц. К северо-западу от Мидуэй были выдвинуты полностью подготовленные к бою «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет». Контр-адмирал Рэймонд А. Спрюэнс возглавил соединение, в ядре которого стали «Хорнет» и «Энтерпрайз», а контр-адмирал Фрэнк Дж. Флетчер принял командование над «Йорктаун».

Первые столкновения

Утром третьего июня пилот американского разведывательного самолета обнаружил группировку японского флота, направляющуюся к Мидуэй. Первый удар нанесли американцы в сражении у атолла Мидуэй. Ход сражения, таким образом, изначально определили именно силы США. Правда, бомба, сброшенная на японские суда, не достигла цели.

К раннему утру четвертого июня японская группировка достигла атолла Мидуэй и нанесла по ней удар. Военно-морской базе были причинены значительные разрушения, но, несмотря на это, американские истребители вступили в ответный бой.

Морское сражение у атолла Мидуэй продолжалось. Многие американские машины были сбиты японцами, но успешно работала зенитная артиллерия. С земли сбили около трети японских бомбардировщиков, атаковавших военно-морскую базу. Японский лейтенант, руководивший атакой, сообщил в императорский штаб, что американцы увели основные силы еще до битвы за Мидуэй, а наземная оборона недостаточно подавлена, так что необходим еще один воздушный удар.

После первого поражения американских сил японское командование было уверено, что теперь удача на их стороне. Разведчики сообщили в императорский штаб, что на военно-морской базе обнаружен только один авианосец (остальные не попали в поле зрения). Но так как имела место нехватка персонала, на палубе оставались торпеды и авиабомбы, которые не успели спрятать в погреба. Это создавало риск возникновения опасной ситуации, ведь одна авиабомба, пробившая палубу, могла бы стать причиной детонации всех боеприпасов.

Битва авианосцев

Американцы просчитали, что самолеты противников вернутся на авианосцы примерно к девяти часа утра. Чтобы атаковать силы императорского флота, когда те будут принимать и заправлять самолеты, был дан приказ о взлете всех американских самолетов в полной боевой готовности. Однако завершив прием нескольких самолетов, сменил курс. Американское командование просчиталось.

Несмотря на, казалось бы, неудачу в сражении у атолла Мидуэй (дата битвы авианосцев - 4 июня 1942 года), американцы произвели более шести атак, а к вечеру два японских авианосца уже затонули.

Атака «Наутилуса»

Через несколько часов после битвы авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, американская подлодка «Наутилус» выпустила несколько торпед по японским силам. В рапорте подлодки говорится, что атаковали японский авианосец «Сорю», но на самом деле торпеды попали в «Кага». При этом две торпеды пролетели мимо, а одна и вовсе не разорвалась. Правда, Билл Брокман - капитан третьего ранга, командир «Наутилуса» - всю жизнь был уверен, что потопил «Сорю». Так подводная лодка «Наутилус» и вошла в американскую историю.

Ответный удар японцев

Для нанесения ответного удара в сражении у атолла Мидуэй (1942) японцам удалось собрать восемнадцать бомбардировщиков на «Хирю». На перехват американцы подняли двенадцать самолетов. Пять японских пикировщиков были сбиты, но семь добились трех попаданий в авианосец. Вернулись обратно только пять пикировщиков и один истребитель.

Сразу же было принято решение о повторной атаке в битве при атолле Мидуэй. Японцы подняли в воздух несколько торпедоносцев и истребителей. На «Йорктауне» о готовящейся атаке узнали сразу же. Живыми из боя вышла только одна группа японских самолетов в полном составе и три истребителя из других группировок. «Йорктаун» был серьезно поврежден и на буксире доставлен к Перл-Харбору.

Атака последнего авианосца

В момент атаки на «Йорктаун» пришла информация об обнаружении последнего авианосца японцев. У американцев уже не осталось торпедоносцев, поэтому было принято решение о создании ударной группы из нескольких пикировщиков.

Повел авиагруппу лейтенант Эрл Галлахер. Японцы уже не успели отреагировать на атаку, когда американцы сбросили четыре бомбы, вызвавшие взрывы и многочисленные пожары в трюмах. Несколько позже на флот империалистической Японии были сброшены еще несколько бомб, но не было ни одного попадания.

Безнадежно поврежденный «Хирю» был затоплен по решению японского адмирала Ямагути на рассвете пятого июня. Самолеты с военно-морской базы Мидуэй продолжали атаковать японцев, но главные силы им обнаружить не удалось. Япония увела флот на запад, кроме того, сопутствовала японцам и плохая погода - их корабли не были видны американцам.

Шестого июня самолеты США вновь атаковали тяжелые крейсера Японии. Один крейсер был потоплен, второму удалось добраться до порта со значительными повреждениями.

Итоги для ВМФ Японии

В сражении у атолла Мидуэй погибли более двух с половиной тысяч человек личного состава, повреждено более двух с половиной сотен самолетов с авианосцев, четыре тяжелых авианосца и тяжелый крейсер. Среди погибших числись лучшие и самые опытные японские пилоты.

Командиры нескольких авианосцев отказались покидать поврежденные корабли и погибли вместе с ними. Вице-адмирал, осуществляющий командование ударной группой, пытался покончить жизнь самоубийством, но его удалось спасти.

Потери Тихоокеанского флота США

Тихоокеанский флот Соединенных Штатов в битве за Мидуэй, крупном морском сражении, потерял более трехсот человек личного состава и полторы сотни самолетов. Также затонул авианосец «Йорктаун» и один эсминец. На островах была сильно повреждена ВПП, уничтожены ангар и склад горючего.

Причины поражения Японии

Причин поражения японских сил много, но все они взаимосвязаны. Во-первых, командованием были поставлены две цели, противоречащие друг другу, а именно захват островной группы и уничтожение американского флота. Эти задачи требуют одних и тех же воздушных сил, но с различным вооружением.

Также у японцев была недостаточная концентрация сил для осуществления успешного нападения. Некоторые исследователи и эксперты считают, что Японии лучше было беречь решающую ударную силу - авианосцы. Сказались на истории сражения у атолла Мидуэй и недостатки планирования. Планы были жесткими и сложными, теряли любой смысл при нестандартном поведении врага.

Свою неудачу японцы заранее спланировали сами. Командование ударной группой было поставлено в невыгодное положение. Американцы же действительно серьезных ошибок в ходе битвы при Мидуэй не допустили. Были, конечно, недостаточность обучения личного состава, недоработки в тактике, но все же это не сознательные ошибки, а нормальная часть любого столкновения.

Стратегические последствия

После поражения в битве при Мидуэй империалистическая Япония была вынуждена перейти к исключительно оборонительной позиции и потеряла всякую инициативу. Необратимые изменения произошли и в тактике, и в стратегии ведения войны на море.

Битва авианосцев, как часть крупного морского сражения при Мидуэй, отчетливо показала, что теперь главенствующую роль в Тихом океане переняли именно авианосцы.

Мифы о сражении

Есть несколько мифов о сражении при Мидуэй. Вот некоторые из них:

  1. Японцы столкнулись с фатальным невезением. На самом деле, этому своему «невезению» они помогли сами.
  2. Штаб вовремя не передавал информацию командованию ударной группы, а один из авианосцев и вовсе не был приспособлен, чтобы принимать На самом деле никаких технических проблем не было.
  3. Японцы потеряли лучших летчиков. Конечно, потери были, но все же они были относительно небольшими. В Японии оставался личный состав для ведения других операций, но так как стратегическая инициатива была потеряна, их знания и опыт уже не понадобились.

Память

Командиру «Хирю», который отказался покинуть поврежденный авианосец, посмертно было присвоено звание вице-адмирала.

Соединенные Штаты в память о победе присвоили названием «Мидуэй» нескольким кораблям - транспортным авианосцам. Также названием «Мидуэй» носит вся серия однотипных авианосцев военно-морских сил США.

7 декабря 1941 года японцы «нокаутировали» тихоокеанскую группировку американских военно-морских сил, нанеся внезапный авиационный удар по базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В результате этой дерзкой атаки флот США лишился четырёх линкоров из восьми, которые в день атаки находились в Пёрл-Харборе. Также были потоплены четыре миноносца, повреждены три крейсера и уничтожено около 188 самолётов. При этом сами японцы потеряли, по разным данным, от 29 до 60 своих самолётов и четыре малых подводных лодки.

Счёт был просто разгромным. Единственным утешением стало то, что в день атаки в гавани не было ни одного американского авианосца, хотя японцы очень на это рассчитывали, намереваясь обескровить военно-морские силы США и завоевать абсолютное преимущество на Тихоокеанском театре военных действий. Но то, что авианосцы уцелели, мало облегчило тяжёлое положение США на момент их вступления в войну против Японии. В течение 1941 года японцы захватили Сингапур, Батаан, Манилу, Гонконг. Медленно, но верно Страна Восходящего Солнца строила пояс обороны, который должен был обеспечить ей доминирующее положение на Тихом океане.

В планах своего наступления на 1942 год Япония отводила немалую роль окончательному разгрому американского флота. Командование японских военно-морских сил разработало план, который предусматривал удар по Алеутским островам и атаку на остров Мидуэй, являвшийся одним из важных стратегических аванпостов США в Тихом океане. Атака на Мидуэй должна была вынудить американцев к использованию своих авианосцев для защиты этого острова. И тут японские морские силы должны были обрушить на противника свои превосходящие силы и окончательно решить вопрос о том, кто сильнее на Тихом Океане.

Ударная группировка японцев включала в себя четыре авианосца, 23 крейсера и 11 линкоров, среди которых был «Ямато» — боевой корабль, считавшийся на тот момент самым мощным в мире в своём классе. Полная численность японских кораблей и судов превышала 150 единиц.

Силы американцев были намного слабее. В Пёрл-Харборе находились авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», 27 мая туда же прибыл повреждённый авианосец «Йорктаун». Общая численность американского флота не превышала 76 единиц.

Японцы делали ставку на внезапность своего нападения. Они предполагали, что, когда американцы получат сообщение о нападении на Алеутские острова, их флот направится на север. В это время японцы нанесут удар по Мидуэю, высадят там десант и захватят остров. А боевые корабли японских ВМФ перехватят и уничтожат американский флот в море. Чтобы обеспечить уверенное обнаружение американских авианосцев, японцы разделили свои силы на две большие группы, в одну из которых вошли авианосные силы с прикрытием, в то время как ядро второй образовали линкоры. Авианосными силами командовал адмирал Нагумо Тюити, а группой линейных кораблей — адмирал Исороку Ямамото, автор плана атаки на Пёрл-Харбор.

Исходя из серьёзного превосходства японских сил, казалось, что победа над американцами — дело решённое. Но, как это часто бывает, планы, выглядевшие красиво на бумаге, с треском разрушились в реальной жизни.

Одним из важнейших факторов японского поражения стало то, что ещё в мае 1942 года дешифровщиками американского Тихоокеанского флота был раскрыт военно-морской код, использовавшийся противником. Таким образом, американцы знали направление вражеского флота и состав сил. Недостаток сил заставил их совершить настоящий подвиг: предполагалось, что время, необходимое на ремонт авианосца «Йорктаун», составляет приблизительно 90 дней, но корабль смогли вернуть в строй всего за два дня!

3 июня японцы начали отвлекающую атаку на Алеутские острова. В это время американские авианосцы уже были в море, но не шли на выручку к островам, как рассчитывало японское командование, а расположились северо-восточнее Мидуэя, вне зоны обнаружения японскими разведывательными самолётами. Сами американцы вели воздушную разведку с применением летающих лодок «Каталина». Эти самолёты имели большой радиус действия и, тем самым, могли охватить большую территорию поиска. Японцы также вели разведку с применением подводных лодок и самолётов, но своевременно найти американские корабли им не удалось.

3 июня корабли японцев были обнаружены, когда находились приблизительно в 600 милях от острова Мидуэй. В середине дня по ним нанесли удар 9 бомбардировщиков B-17, поднявшихся с базы на острове. Атака не принесла результата: ни одна бомба не поразила цель. Однако куда более важным являлось то, что теперь флот США точно знал, где находится одна из группировок противника.

Ранним утром 4 июня в воздух поднялась первая волна японских самолётов. С авианосцев «Хирю» и «Сорю» взлетели 36 торпедоносцев Nakajima B5N. С «Акаги» и «Кагу» отправились в полёт пикирующие бомбардировщики Aichi D3A и истребители прикрытия A6M Zero. Часть машин несла бронебойные бомбы и торпеды на случай, если будут обнаружены американские авианосцы. Всего в первой волне налёта на Мидуэй принимало участие 108 самолётов. Во время воздушной атаки американская база получила серьёзные повреждения, однако японцам тоже пришлось очень тяжело. Бомбардировщики понесли большие потери от зенитного огня, истребители наземного базирования F4F-3 Wildcat и F2A3 Buffalo сбили несколько бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Для того, чтобы подавить оборону сил США, мощи первого удара не хватило, требовалась ещё как минимум одна атака. То, что после первого удара авианосцы флота США не были обнаружены и не приняли участия в бою, заставило Нагумо думать, что опасность воздушной атаки его силам пока не грозит. В 7 утра началось перевооружение самолётов, несущих противокорабельное вооружение, бомбами для удара по береговым целям.

На самом деле, силы Нагумо были обнаружены американским воздушным разведчиком около половины шестого утра. К семи часам, проанализировав поступающие сообщения, американцы уже получили представление о том, в какое время японские самолёты вернутся на авианосцы для пополнения боекомплектов и заправки. Именно на это время контр-адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Фрэнком Флетчером был запланирован ответный удар. Полторы сотни американских самолётов поднялись в воздух в 8:00 утра и взяли курс на вражеские авианосцы.

Американская воздушная армада ещё находилась в пути, когда японцы наконец засекли местоположение авианосцев Спрюэнса и Флетчера. Известие о том, что большое количество вражеских машин движется на флотилию Нагумо, заставили того отменить свой приказ о переоснащении самолётов. Но времени на это уже не хватало.

Первые атаки американских самолётов были успешно отражены истребительным прикрытием. В частности, была полностью уничтожена 8-я торпедоносная эскадрилья капитана 3-го ранга Джона Уолдрона. От неё остался всего один самолёт, который совершил посадку на воду. Всего же силы США совершили около восьми неудачных заходов на цели. Казалось, что все обошлось и авиация Нагумо сумеет нанести ответный удар.

И в этот момент к японскому соединению подошла группа пикирующих бомбардировщиков под командованием капитана 3-го ранга Кларенса Маккласки. Американцы с воздуха видели все четыре японских авианосца. «Акаги», «Сорю» и «Акага» находились недалеко друг от друга, а «Хирю» располагался значительно дальше. Поэтому удар группы Маккласки оказался направленным на первые три корабля. Японские истребители прикрытия, увлёкшиеся отражением атак первых волн американских бомбардировщиков, защитить свои авианосцы не успевали.

Маккласки отдал приказ атаковать ближний корабль. Однако по какой-то причине его приказ был услышан не всеми. Поэтому бомбардировщики обрушились на все три авианосца, хотя и не поровну. Какой из японских кораблей был атакован первым, до сих пор точно не установлено. Однако известно, что «Акаги» получил два бомбовых попадания, «Кага» — четыре, и «Сорю» — три. В этот момент на палубах авианосцев находились не только полностью заправленные горючим японские самолёты, но ещё и большое количество боеприпасов. Из-за этого попадания американских бомб имели катастрофические последствия. Все три авианосца были полностью выведены из строя. «Кага» и «Сорю» были оставлены экипажами и к вечеру затонули. «Акаги» продержался на плаву до утра следующего дня, однако справиться с повреждениями японцы не смогли и были вынуждены торпедировать искалеченные корабли.

Последний уцелевший японский авианосец «Хирю» собрал соединение из 18 пикирующих бомбардировщиков, и в 11 утра самолёты поднялись в воздух, направляясь к американскому кораблю «Йорктаун». В двух налётах авианосец получил в общей сложности три бомбовых и два торпедных попадания. Корабль был выведен из строя, но ещё оставался на плаву. 6 июня «Йорктаун» был торпедирован японской подводной лодкой и затонул 7 июня.

Американские пилоты устали, но снова подняли свои машины в воздух. В 17 часов самолёты были над авианосцем «Хирю». В результате их атаки японский корабль лишился половины взлётной палубы и получил серьёзные повреждения корпуса. «Хирю» был затоплен утром 5 июня.

Четыре потерянных авианосца, без сомнения, являются главной утратой японского флота. А их поражение в битве при атолле Мидуэй стала переломом в войне на Тихом Океане, открыв полосу неудач, приведших Японию к полному поражению во Второй мировой войне.


Вторая мировая война в фото, Ч.8: Американский тыл в цвете
Вторая мировая война в фото, Ч.9: Коварные нападения и жестокие репрессии
Вторая мировая война в фото, Ч.10: Интернирование японцев в США

Через шесть месяцев после нападения на Пёрл-Харбор Япония начала готовить ещё один серьезный удар по ВМС США в Тихом океане. Японские войска намеревались уничтожить американские авианосцы и оккупировать стратегически важный атолл Мидуэй, который находится приблизительно на одинаковом расстоянии от Азии и Северной Америки.

Но американские дешифровшики взломали японские шифры и ВМС США получили возможность подготовиться к атаке. 3 июня 1942 года началась битва за Мидуэй. Самолеты поднялись с бортов авианосцев ВМС двух государств, а также и с атолла Мидуэй, пролетели сотни километров, сбросив торпеды и бомбы, и приняли участие в воздушных сражениях. Битва завершилась решительной победой ВМС США и впоследствии стала считаться одним из самых важных сражений в Тихом океане. За несколько дней военных действий Императорский флот Японии потерял четыре авианосца, 250 самолетов и более 3 тысяч солдат. Потери США составили 307 солдат и 1 авианосец.

В это же время в нескольких тысячах километрах к северу от Мидуэя ударный отряд японского авианосца атаковал Алеутские острова в штате Аляска, провел бомбардировку гавани Датч-Харбор и оккупировал небольшие острова Атту и Киска. Вражеские войска впервые заняли территорию США со времен Англо-американской войны 1812—1815 годов. В середине 1943 года американские и канадские войска освободили острова от японских оккупантов.
1. Пикирующий бомбардировщик SBD-3 из 6-й бомбардировочной эскадрильи стоит на полетной палубе авианосца «Йорктаун». Во время налета на японский авианосец «Акаги» 4 июня 1942 года на борту бомбардировщика находились прапорщик Г.Х. Голдсмит и Дж. У. Паттерсон младший. Обратите внимание на поврежденную хвостовую часть бомбардировщика. (U.S. Navy)


2. Авианосец «Энтерпрайз» у острова Форд в Перл-Харборе, Гавайи, в конце мая 1942 года, готовят к битве у атолла Мидуэй. (U. S. ВМФ)

3. Торпедоносцы TBD-1 стоят на полетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом на бомбардировку четырех японских авианосцев в первый день битвы за Мидуэй. Во время атаки на японский флот, которая началась утром 4 июня 1942 года, эскадрилья потеряла 10 из 14-ти самолетов. (U.S. Navy)

4. Кормовая часть авианосца «Энтерпрайз», который плывет в Тихом океане, 1942 год. (U.S. Navy)

5. Истребитель-бомбардировщик Грумман F4F «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца «Йорктаун», отправляясь на воздушное патрулирование, 4 июня 1942 года. Обратите внимание на 50-калиберный пулемет (справа) и матрацы, вывешенные на спасательных тросах для защиты от осколков. (Photographer Second Class William G. Roy/U.S. Navy)

6. Японский авианосец «Хирю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. (NARA)

7. Командующий бомбардировочной эскадрильей VB-3 Максвелл Ф. Лесли совершает вынужденную посадку на воду возле тяжелого крейсера «Астория» после успешной атаки на японский авианосец «Сорю» во время сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. Лесли и его ведомый П. А. Холмберг были вынуждены приводниться возле «Астории», когда у них закончилось топливо. В это время японские самолеты атаковали авианосец «Йорктаун». Один из вельботов крейсера доставил Лесли и Холмберга на борт. (U.S. Navy)

8. Масляный бак горит и дымится после налета японской авиации на базу «Мидуэй», расположенную на атолле Мидуэй, 4 июня 1942 года. Армия США оборудовала на крошечном острове взлетно-посадочная площадку, которая получила значительные повреждения во время бомбардировки, но осталась пригодна для использования. (AP Photo)

9. Самолет VB-8 SBD приземляется на полетной палубе авианосца «Хорнет», пролетая над головой сигнальщика, во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

10. Японский штурмовик летит среди зенитного огня во время торпедной атаки на авианосец «Йорктаун», 4 июня 1942 года. В кадр попали не менее трех самолетов. Один из них только что сбросил торпеду, а два других (на заднем плане ближе к центру изображения), очевидно, совершают разворот. На горизонте (справа от центра) дымится упавший самолет. (U.S. Navy)

11. Авианосец «Йорктаун», атакованный японским бомбардировщиком, дымится во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (AP Photo/U.S. Navy)

12. Сцена на борту авианосца «Йорктаун» вскоре после попадания трех японских бомб, 4 июня 1942 года. Панорама составлена из двух снимков, сделанных фотографом Уильямом Дж. Роем на полетной палубе со стороны правого борта. Мужчина с молотком (справа), вероятно, ремонтирует палубу после попадания бомбы. (U.S. Navy)

13. Клубы дыма поднимаются от горящего авианосца «Йорктаун», который был атакован японским бомбардировщиком во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

14. Японский штурмовик был сбит при попытке осуществить торпедную атаку авианосца «Йорктаун», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

15. Истребители ВМС США атакуют японский флот у островов Мидуэй, июнь 1942 года. В центре изображения находится горящий японский корабль. (NARA)

16. Японский авианосец «Сорю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

17. Горящий японский авианосец «Хирю» был сфотографирован с борта самолета вскоре после рассвета, 5 июня 1942 года. «Хирю» затонул несколькими часами позже. Обратите внимание на поврежденную полетную палубу судна. (U.S. Navy)

18. Фотограф ВМС США сделал этот снимок, пролетая в опасной близости от японского тяжёлого крейсера типа «Могами», уничтоженного бомбардировкой в битве за Мидуэй, июнь 1942 года. (AP Photo)

19. Авианосец «Йорктаун» сильно накренился после атаки японских бомбардировщиков и штурмовиков во время битвы за Мидуэй, 4 июня 1942 года. Справа стоит эсминец, который помогает экипажу «Йорктауна» ремонтировать поврежденный авианосец. (AP Photo/U.S. Navy)

20. Члены экипажа идут к поврежденным секциям по полетной палубе накренившегося авианосца «Йорктаун», чтобы посмотреть, смогут ли они отремонтировать судно, июнь 1942 года. (AP Photo/U.S. Navy)

21. Члены экипажа авианосца «Йорктаун», поврежденного во время японской торпедной атаки, спускаются в шлюпки, которые доставят их на спасательные корабли, в том числе на эсминец (справа), 4 июня 1942 года. Впоследствии команда вернется на покинутый корабль, который направится в порт и по дороге будет потоплен в результате торпедных попаданий с японской подводной лодки. (AP Photo/US Navy)

22. Американский эсминец «Хэмманн» (на заднем плане), пораженный японской торпедой, опускается на дно Тихого океана во время битвы за Мидуэй, июнь 1942 года. «Хэмманн» участвовал в эвакуации поврежденного авианосца «Йорктаун», который также пострадал во время торпедной атаки и затонул на следующее утро. Экипаж еще одного военного корабля США (на переднем плане) готовится спасать выживших. (AP Photo)

23. Американского моряка, раненного во время битвы за Мидуэй, перемещают с одного военного корабля на другой, июнь 1942 года. (LOC)

24. Конвоиры охраняют японских солдат, которые были захвачены в плен эсминцем «Ballard», когда покидали на шлюпках тонущий авианосец «Хирю», 19 июня 1942 года. Они провели несколько дней на базе «Мидуэй», а затем были отправлены в Пёрл-Харбор на борту военного корабля «Sirius». (U.S. Navy)

25. Перед вторжением Японии население скалистого острова Атту составляло всего 46 человек. 6 июня 1942 года на остров высадились 1100 японских солдат. Один из местных жителей был убит во время вторжения, а 45 других отправлены на корабле в японский лагерь военнопленных близ Отару, о-в Хоккайдо, где шестеро из них погибли в заключении. На фото: поселок Атту, расположенный в бухте Chichagof. (O. J Murie/LOC)

26. 3 июня 1942 года японская авиация атаковала военно-морскую базу «Датч-Харбор» и форт «Mears» в гавани Датч-Харбор, штат Аляска. На фото: бомбы взрываются возле военно-морской базы «Датч-Харбор», 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

27. Американские солдаты наблюдают мощный взрыв после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

28. Оборона гавани Датч-Харбор, штат Аляска, во время японской воздушной атаки, 3-4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

29. Японская палубная авиация бомбит пароход «Northwestern» и нефтяные баки в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 4 июня 1942 года. (U.S. Navy)

30. Американские солдаты тушат пожар после налета японских пикирующих бомбардировщиков на их базу в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (AP Photo)

31. Нефтяные баки, пароход «Northwestern», транспортный корабль и склады горят после налета японской авиации на гавань Датч-Харбор, штат Аляска, июнь 1942 года. (U.S. Navy)

32. Корабль, уничтоженный бомбардировкой в гавани Датч-Харбор, штат Аляска, 5 июня 1942 года. (U.S. Navy)

33. Самолеты-обманки, оставленные японскими оккупантами на берегу острова Киска, 18 июня 1942 года. (U.S. Navy)

34. Самолет ВВС США сбрасывает бомбы на оккупированные японцами Алеутские острова, 1943 год. (LOC)

35. Бомбы, сброшенные американскими самолетами, взрываются на оккупированном японцами острове Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. (USAF)

37. Американский бомбардировщик сбрасывает несколько десятков бомб на оккупированный японцами остров Киска, штат Аляска, 10 августа 1943 года. На фото видны воронки, оставшиеся от предыдущих бомбардировок, и окопы в форме зигзагов. (USAF)

38. Суда американского флота, готовые к отплытию на остров Киска, стоят на якоре в гавани Адак на Алеутских островах, август 1943 года. (NARA)

39. Военный корабль США «Pruitt» ведет экипаж корабля «Heywood» в бухту Massacre в первый день вторжения на остров Атту, 11 мая 1943 года. Радар и прожектор корабля «Pruitt» служили ориентиром для лодок, которые плыли за ним в тумане 14 км. На этом снимке свет прожектора едва различим над рулевой рубкой. Около 15 тысяч американских и канадских солдат успешно высадились на остров. (U.S. Navy)

40. Солдаты высаживаются на берег острова Атту, штат Аляска, 11 мая 1943 года. После двух недель ожесточенных боев с японскими оккупантами американские и канадские силы освободили остров Атту. В боях погибли 549 солдат и 1148 получили ранения. С японской стороны выжили только 29 человек. Американские военнослужащие захоронили тела 2351 японского солдата, и ещё несколько сотен считаются пропавшими без вести. (LOC)

41. Солдат из совместного американо-канадского десанта осматривает окрестности в прицел японского пулемета, найденного в окопе на острове Киска, штат Аляска, 16 августа 1943 года. После кровопролитных боев за остров Атту американские и канадские силы готовились к еще более ожесточенным сражениям за остров Киска. Но двумя неделями ранее Япония тайно вывела свои войска. И хотя наступление не встретило сопротивления, 32 солдата погибли от «дружественного огня» и четверо подорвались на минах. (LOC)

42. Разбитые японские самолеты и нефтяные канистры лежат на острове Киска, который входит в состав Алеутских островов, после бомбардировки силами Антигитлеровской коалиции, 19 августа 1943 года. (NARA)

43. Тела около 40 японских солдат лежат на горном хребте на острове Атту, 29 мая 1943 года. Армия США обнаружила несколько таких групп. Японские солдаты совершили массовое самоубийство, подорвавшись на ручных гранатах, когда осознали, что оказались в ловушке. (U.S. Army Signal Corps)

44. На фото: поврежденная база сверхмалых подводных лодок, построенная японскими оккупантами на острове Киска. Фото было сделано в 1943 году, когда силы Антигитлеровской коалиции освободили остров от японских оккупантов. (U.S. Navy)

45. Силы Антигитлеровской коалиции обнаружили эту могилу на небольшом кладбище когда высадились на остров Киска в августе 1943 года. Табличка была установлена японскими солдатами, которые похоронили здесь американского пилота, потерпевшего крушение на острове. «Здесь покоится тело храброго героя, который положил свою молодость и благополучие на благо своей Родины. 25 июля. Армия Великой Японской империи». (U.S. Navy)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта