Глава II .
В данной главе нашего исследования будет представлен анализ нарративных голосов в повести «Собачье сердце».
Булгаков считал, что в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется инакомыслие, сто свидетельствует о формировании в стране системы насилия.
Повесть «Собачье сердце» сложная и многозначная по своему идейно-художественному смыслу. В произведении переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, легкая ирония и сарказм. Подобное сочетание не дает возможности однозначно трактовать образы персонажей и их поступки.
Можно разделить повесть на 2 части: I - от начала до 5-й главы, II – с 5-й главы до конца.
1 глава. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени. | 5 глава. Дневник доктора Борменталя, превращение. |
2 глава. Шарик в доме профессора: «перевязка», прием пациентов, визит домкома . | 6 глава. Шариков в доме Преображенского: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота. |
3 глава. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, кухня, подготовка к операции. | 7 глава. Обед, размышления профессора. 8 глава. Прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение» на Зину. |
4 глава. Операция. | 9 глава. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция. |
Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой. |
Данная таблица позволяет увидеть, что композиция «Собачьего сердца» симметрична. Видна повторяемость событий в первой и во второй частях: выбор имени, сова – кот, обед, размышления профессора перед операциями, разговоры с доктором Борменталем, операция.
Такая «зеркальная» композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, населяющих этот дом. Но самое главное – видно от чьего лица и в какой главе ведется повествование.
Проанализировав повесть, мы обнаружили четыре нарративных голоса: Шарика-собаки, доктора Борменталя, профессора Преображенского и «бесстрастного комментатора».
Т. е., можно сделать вывод, что образ рассказчика непостоянен. Повествование ведется то от имени Шарика-собаки (до операции). То доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за состоянием Шарика после операции), то профессора Преображенского и т. д. Автор старается занять позицию «беспристрастного» комментатора, но его голос иногда сливается с голосами других персонажей и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале произведения дается повествование от лица собаки.
«Собачий монолог» соединяется с голосом «всеведущего» автора, говорящего от третьего лица. Поэтому не случайно в повествовании Шарика содержится информация, которая может быть известна только «третьему лицу» - имя и отчество Профессора Преображенского, то, что он величина мирового значения и т. п.
Положение Шарика-рассказчика в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение человека в обществе в те времена. История превращений Шарикова – это история общества, развивающегося по абсурдным , иррациональным законам.
А профессор Преображенский, наоборот, представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий фантастическими знаниями в области науки. Филипп Филиппович критически относится ко всему, что происходит в стране. Он отвергает революционную теорию. А комнаты свои профессор отстаивает только потому, что он рассматривает покушение на них как покушение на свои права в обществе.
Профессор заявляет: «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!»- я смеюсь.… Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И, вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой».
М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане. Писатель идет не от общего к частному, а наоборот: от частной истории, отдельного эпизода - к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский к всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шариком. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский, занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство.
Итак, в повествовательной структуре повести “Собачье сердце” образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за изменением состояния Шарика после операции), то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Автор старается занять позицию “беспристрастного” комментатора событий, его голос иногда сливается с голосом Преображенского, Борменталя и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале повести дается не столько повествование собаки, сколько как бы под видом собаки.
В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Шарика, как и начиналась.
Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было отобразить самые различные пласты реальности.
Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, - мир людей. Мир людей, с точки зрения пса, - это та правда, которую трудно выразить человеческим языком, не впадая в цинизм. Кроме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был ещё собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.
После надо было продемонстрировать момент превращения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журнала, который вёл ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динамику превращений, а эмоции в таком журнале только подчёркивают всю необычайность происходящего.
Дальше идёт основное повествование, написанное от имени нейтрального рассказчика (не автора!). Это было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. Последние предложения закольцовывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это необходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возможности внутренних перемен у Шарика после возврата ему его собственного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен не произошло, и история получила удовлетворительное разрешение.
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество....
Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе «Дни Турбиных» и ранних рассказах мы видим человека, попавшего...
Велика истина, и она восторжествует. Книга Ездры, III:12 По жанровым признакам «Собачье сердце» является социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики. Такое жанровое своеобразие показывает, насколько глубоко по содержанию это...
В повести, написанной в 1925 г., воссоздается современная писателю действительность - советская реальность начала 1920-х гг. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина (с точным указанием зарплаты «машинисточки IX разряда» - четыре с половиной...
Михаил Афанасьевич Булгаков мистический писатель, как он сам себя называл, а чем еще, кроме мистики и волшебства, можно объяснить прозорливость писателя, его необыкновенную способность увидеть наше будущее, предсказать, а может быть, и предостеречь от...
В формулировке вопроса учебника допущена фактическая ошибка: повесть завершается не от имени автора, а от имени Шарика, как и начиналась.
Суть же столь разнопланового повествования в том, что надо было отобразить самые различные пласты реальности.
Рассказ начинается от имени Шарика, потому что надо было показать мир, в который он должен вскоре попасть, - мир людей. Мир людей, с точки зрения пса, - это та правда, которую трудно выразить человеческим языком, не впадая в цинизм. Кроме этого, необходимо было показать внутренний мир главного персонажа, то есть самого Шарика, когда он был ещё собакой, чтобы после разительнее был контраст с ним же в человеческом облике.
После надо было продемонстрировать момент превращения собаки в человека. Ничто лучше врачебного журнала, который вёл ассистент профессора Преображенского доктор Борменталь, не могло бы помочь отследить динамику превращений, а эмоции в таком журнале только подчёркивают всю необычайность происходящего.
было желательно для наиболее бесстрастного рассмотрения всего происходящего. Последние предложения закольцовывают композицию, возвращая нас в мир собаки; это необходимо для финального завершения, чтобы у читателей не возникало вопросов относительно возможности внутренних перемен у Шарика после возврата ему его собственного гипофиза. Как нетрудно убедиться, перемен не произошло, и история получила удовлетворительное разрешение.
(Пока оценок нет)