Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.- Л., 1951; Орбели Л. А., Избр. труды, т. 3, М.- Л., 1964.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
первая сигнальная система - см. сигнальные системы. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Система отражения действительности в форме ощущений и восприятий, общая для животных и человека; составляет основу высшей нервной деятельности и сводится к совокупности многообразных (вплоть до весьма сложных) условных и безусловных рефлексов на… … Биологический энциклопедический словарь
Система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.). Форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений и … Большой Энциклопедический словарь
Понятие, введенное И.П. Павловым для обозначения системы ориентировки животных на непосредственные раздражители, в качестве которых могут выступать зрительные, слуховые, тактильные сигналы, связанные с приспособительными условнорефлекторными… … Психологический словарь
Система условно рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.). Форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений… … Энциклопедический словарь
Первая сигнальная система - термин И.П.Павлова, обозначает чувственное познание, систему анализаторов, органов чувств. * * * система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Естествознание. Энциклопедический словарь
См. Сигнальные системы. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 … Философская энциклопедия
И.П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности. По этому поводу Павлов писал: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».
В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая форма передачи информации. Человек стал воспринимать словесную информацию через понимание значения слов, произносимых им самим или окружающими, видимых – написанных или напечатанных. Это привело к появлению второй сигнальной системы, свойственной исключительно человеку. Она значительно расширила и качественно изменила высшую нервную деятельность человека, так как внесла новый принцип в работу больших полушарий головного мозга (взаимосвязь коры с подкорковыми образованиями). По этому поводу Павлов писал: «Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет... специально человеческое мышление, и науку – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».
Вторая сигнальная система является результатом социальности человека как вида. Однако следует помнить, что вторая сигнальная система находится в зависимости от первой сигнальной системы. Дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми.
Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.
Физиологический механизм поведения человека является результатом сложного взаимодействия обеих сигнальных систем с подкорковыми образованиями больших полушарий. Павлов считал вторую сигнальную систему «высшим регулятором человеческого поведения», преобладающим над первой сигнальной системой. Но и последняя в известной степени контролирует деятельность второй сигнальной системы. Это позволяет человеку управлять своими безусловными рефлексами, сдерживать значительную часть инстинктивных проявлений организма и эмоций. Человек может сознательно подавлять оборонительные (даже в ответ на болевые раздражения), пищевые и половые рефлексы. В то же время подкорковые образования и ядра мозгового ствола, особенно ретикулярная формация, являются источниками (генераторами) импульсов, поддерживающих в норме мозговой тонус.
Первая сигнальная система
Замечание 1
Впервые понятие сигнальные системы ввел И. П. Павлов, для различения ВНД человека и животных.
Первая сигнальная система присуща человеку и животному. Характеризуется, первая сигнальная система, проявлением в рефлексах, которые формируются на раздражении внешней и внутренней среды, кроме смыслового слова.
Сигналы первой сигнальной системы:
Поступление таких сигналов, от рецепторов поступают в головной мозг нервные импульсы животного и человека поддаются анализу и синтезу
Характерные черты первой сигнальной системы:
В процессе социального развития человеческий организм приобрел вторую сигнальную систему, которая стала обеспечивать формирование общего представления об окружающей реальности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система взаимосвязана с сознанием и абстрактным мышлением человека.
Сигналы второй сигнальной системы:
Сигнальное значение слова для человека заключается в его смысловом содержании.
Вторая сигнальная система способна заменить раздражители первой сигнальной системы. Поскольку, сигналы 1-й системы постоянно и непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й системы. Таким образом, возникает условный рефлекс второго и последующих высших порядков.
Благодаря второй сигнальной системе человек способен к абстрактному речевому мышлению.
Для функционирования второй сигнально системы оба полушария головного мозга принимают участие.
Замечание 2
При 2-й сигнальной системы возникло, в нервной деятельности, отвлечение и обобщение сигналов, который непосредственно поступают в головной мозг. Вследствие, обусловливается адаптационная функция человека к внешней среде. Так, вторая сигнальная система регулирует различные формы поведения человека.
Характерные черты второй сигнальной системы:
Взаимодействие между системами, заключается в проявлении избирательной иррадиации нервных процессов между ними. Такое взаимодействие характеризуется наличием связей сенсорных зон коры больших полушарий между собой, которые воспринимают стимулы и нервные структуры. Также существует, между сигнальными системами, иррадиация торможения.
Стадии взаимодействия сигнальных систем в процессе онтогенеза:
буждения подавляет все остальные и определяет характер ответной реакции организма.
Различают несколько видов внутреннего торможения: угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз. Если животному с выработанным рефлексом на свет долгое время предъявлять условный раздражитель, не подкрепляя его безусловным (пищей), - через какое-то время слюно- и сокоотделения на свет происходить уже не будет. Это так называемоеугасательное внут реннее торможение условного рефлекса. Временные связи при этом между центрами анализаторов и безусловных рефлексов ослабляют ся или даже исчезают совсем.Дифференцировочное торможение
развивается при неподкреплении раздражителей, близких по пара метрам к условному раздражителю. Например, у животного вырабо тался слюноотделительный рефлекс на определенный звуковой сиг нал. Предъявление же другого звукового сигнала, не сильно отлича ющегося от первого, без подкрепления пищей приведет к тому, что животное перестанет реагировать на изначальный условный раздра житель. Запаздывательное торможение возникает при постепен ном увеличении интервала между условным раздражителем и под креплением пищей.Условный тормоз вырабатывается при попере менном предъявлении подкрепляемого и неподкрепляемого условно го раздражителя. При этом последнему предшествует добавочное раз дражение. Через некоторое время добавочное раздражение вызыва ет прекращение слюно- и сокоотделения на условный раздражитель.
Высшая нервная деятельность человека отличается от таковой у животных. Поведение животных значительно проще поведения лю дей. Опираясь на это, И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первая сигнальная система имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений внеш него мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств.
Вторая сигнальная система имеется только у человека. Ее воз никновение связано с развитием речи. При восприятии произноси мых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с ка ким-либо предметом или действием, которое обозначает данное сло во. Таким образом, слово является символом. Вторая сигнальная система связана с усвоением информации, поступающей именно в виде символов, в первую очередь - слов. Она делает возможным существование абстрактного мышления. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном и постоянном взаимодей
ствии. Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже пер вой. Развитие ее связано с обучением речи и письму.
Речь - уникальная способность человека к знаково-символичес- кому отражению предметов окружающего мира. Именно речь фор мирует, по выражению И. П. Павлова, «специально человеческое высшее мышление». Именно слово является «сигналом сигналов», т.е. тем, что может вызвать представление о предмете без его предъявления. Речь делает возможным обучение без непосред ственного обращения к изучаемым предметам. Она является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий головного мозга.
Речь подразделяется на устную и письменную. Каждая из них имеет собственные корковые центры. Под устной речью понима ют произношение определенных слов или других звуковых сигна лов, имеющих определенное предметное значение.Письменная речь заключается в передаче какой-либо информации в виде за печатленных символов (букв, иероглифов и других знаков) на опре деленном носителе (бумаге, пергаменте, магнитном носителе и др.). Развитие речи у ребенка - сложный и длительный процесс. В воз расте от 1 до 5 лет ребенок учится общаться с помощью слов. К 5 - 7-летнему возрасту возможно овладение навыками письма и счета.
Таким образом, первая сигнальная система подразумевает под собой получение определенных жизненных навыков при непо средственном взаимодействии с окружающей средой без сознатель ной передачи полученного жизненного опыта от одного поколения к другому. Вторая сигнальная система заключается в восприятии окружающего мира как в непосредственном контакте с ним, так и при помощи осмысления различной информации, получаемой о нем. Эта информация может передаваться от одного индивидуума к дру гому, из поколения в поколение.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - метод регистрации биоэлек трической активности головного мозга. При выполнении данно го исследования на кожу головы накладывают электроды, которые воспринимают колебания электрических потенциалов в головном мозге. В дальнейшем эти изменения усиливаются в 1 - 2 млн раз
и регистрируются с помощью специальных устройств на носите ле (например, бумаге). Записанная с помощью ЭЭГ биоэлектриче ская активность головного мозга, как правило, имеет волновой характер (рис. 16.1). Эти волны имеют различную форму, частоту
и амплитуду. У здорового человека преобладают α-волны (альфаволны). Частота их колеблется в пределах 8-12 колебаний в се кунду, амплитуда 10 - 50 мкВ (до 100 мкВ). β-Волны (бета-волны)
Рис. 16.1. Электроэнцефалограмма человека в периоды бодрствования и сна:
а - ЭЭГ в состоянии бодрствования; б - ЭЭГ в состоянии медленноволнового сна;
в - ЭЭГ в состоянии быстроволнового сна
имеют частоту 15 - 32 колебания в секунду, но их амплитуда в не сколько раз меньше, чем у a-волн. В состоянии покоя α-волны преобладают в задних участках мозга, в то время как P-волны ло кализуются преимущественно в лобных отделах. Медленные δ-вол- ны (дельта-волны) и θ-волны (тета-волны) появляются у здоровых взрослых людей в момент засыпания. Частота их составляет 0,5 - 3 колебания в секунду для 8-волн и 4-7 колебаний в секунду для θ-волн. Амплитуда медленных ритмов - 100 - 300 мкВ.
Метод электроэнцефалографии широко используется в клини ческой практике. С его помощью можно установить сторону пора жения головного мозга, предположительную локализацию патоло гического очага, отличить разлитой патологический процесс от очагового. Неоценимо значение метода в диагностике эпилепсии.
Каждый человек индивидуален. Все люди различаются между со бой не только физическими качествами, но и особенностями психи ки. Психика - отражение внутреннего мира человека. Основа ее су ществования - головной мозг. Именно он обеспечивает ту совокуп ность процессов, которые и формируют психику. Результат психичес кой деятельности - поведение человека, его реакции на те или иные ситуации.
Еще Гиппократ отметил различие между людьми в их поведении. Он связывал это с преобладанием в организме той или иной «жид
кости»: крови, слизи, желчи и черной желчи. В настоящее время ус тановлено, что данные различия в поведении обусловлены типами высшей нервной деятельности. Однако нельзя не отметить, что функ ционирование нервной системы, а следовательно, и тип высшей не рвной деятельности зависят и от гуморальных факторов - уровня гормонов и биологически активных веществ в крови.
Тип высшей нервной деятельности - преимущественно врож денные индивидуальные свойства функционирования центральной нервной системы. Не следует смешивать данное понятие с поняти ем темперамента, который представляет собой проявление в пове дении человека типа его высшей нервной деятельности. Причем первое понятие является понятием физиологическим, а второе - в большей степени психологическим. И. П. Павлов считал, что основ ные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя ти пами темперамента, установленными еще Гиппократом.
Особенности нервных процессов, свойства высшей нервной дея тельности определяют такие понятия, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила определяется интенсивностью процессов возбуж дения и торможения в головном мозге.Уравновешенность характе ризуется их соотношением между собой.Подвижность - это воз можность смены процессов возбуждения процессами торможения.
По силе высшая нервная деятельность подразделяется на сильные
и слабые типы, по уравновешенности - на уравновешенные и не уравновешенные, по подвижности - на подвижные и инертные.
В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности и четыре вида темперамента.
Как соотносятся различные типы высшей нервной деятельности
и темпераменты видно из табл. 16.2.
Какие черты характеризуют каждый из обозначенных здесь видов темперамента? Холерики - это взрывчатые, очень эмоциональные люди с легкой сменой настроения, чрезвычайно активны, энергичны, характеризуются быстротой реакции на различные стимулы. Сангви-
Т а б л и ц а 16.2 |
|||||
Характеристика типов высшей нервной деятельности |
|||||
Свойства | |||||
высшей нервной | Типы высшей нервной деятельности |
||||
деятельности | |||||
Уравновешен | Неуравно | Уравнове | Уравнове |
||
вешенный | |||||
Подвижность | Инертный | Подвижный |
|||
Темперамент | Меланхолик | Флегматик | Сангвиник |
||
1.1.Первая сигнальная система 3
1.2. Вторая сигнальная система 4
1.3Взаимодействие первой и второй сигнальной системы 7
Список литературы 10
Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью мозга, так как раздражители внешней среды дают организму сигналы о том, что имеет для него значение в окружающем мире. Поступающие в мозг сигналы, которые вызываются предметами и явлениями, действующими на органы чувств (в результате чего возникают ощущения, восприятия, представления), Павлов назвал первой сигнальной системой; она имеется у человека и у животных. Но у человека произошла, как пишет Павлов, чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности в процессе трудовой деятельности и социальной жизни. Эта прибавка - человеческая речь, она и является по теории Павлова второй сигнальной системой – словесной.
Согласно точки зрения Павлова, регуляция отношений организма со средой осуществляется у высших животных, включая человека, посредством двух взаимосвязанных инстанций головного мозга: в подкорке сосредоточен нервный аппарат безусловных рефлексов, вызываемых немногими безусловными (действующими с рождения) внешними раздражителями; этот аппарат, составляющий первую инстанцию, обеспечивает ограниченную ориентировку в среде и слабое приспособление. Вторая инстанция образуется большими полушариями, в которых сосредоточен нервный аппарат условных рефлексов, обеспечивающий сигнализацию немногих безусловных раздражителей бесчисленным количеством других раздражителей, анализируемых и синтезируемых; этот аппарат резко расширяет возможности ориентировки организма и повышает его приспособительность.
В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции на натуральные раздражители. Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения - восприятия. И только с возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений.
В отличие от условных рефлексов животных, отражающих окружающую действительность с помощью конкретных слуховых, зрительных и других сенсорных сигналов, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе непосредственно воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека.
Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира. Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему, которая имеется у животных и человека.
Первая сигнальная система, система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды. Она основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий.
Термин первая сигнальная система введён в 1932 И. П. Павловым при исследовании физиологического механизма речи. По Павлову, для животного действительность сигнализируется главным образом раздражениями (и следами их в больших полушариях), которые воспринимаются непосредственно клетками зрительных, слуховых и других рецепторов организма. «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».
Первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств, предметов, явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями. На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, на их основе возникают другие, более сложные формы отражения - восприятия. И только с возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений.