Главная » Засолка грибов » Работа в книжном уголке детьми. Книжный уголок, центр

Работа в книжном уголке детьми. Книжный уголок, центр

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя ».

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребёнка от сосредоточенного общения с книгой. Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.Важно, чтобы каждый мог сам, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть её.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Книжный уголок в детском саду Презентацию подготовила воспитатель МАДОУ «Сказка» Шайгарданова Г.Р.

«Сказка, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи » Сухомлинский В. А.

Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность. Основные требования к оформлению книжных уголков:

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; Книги с динамичными элементами Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками); Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.); Книжки-раскладушки Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения Воспитатель знакомит детей с Уголком книги, Его устройством и назначением, Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке Сообщает правила, которые нужно соблюдать: брать книги только чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др. I Младшая группа

Книжный уголок в I младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг. Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; Книги с обычной листовой структурой; Эстампы на темы русских народных сказок. Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка; Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги. Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ. В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником 2 Младшая группа

Книжный уголок в 2 младшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; Открытки для рассматривания по произведениям; Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин; Оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней. Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций. Средняя группа

Книжный уголок в средней группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); Портреты писателей и художников – иллюстраторов Книги, рекомендованные программой; Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми; Энциклопедии («умные» книжки), словари; Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; Знакомит с миром природы, ее тайнами и Старшая группа

Книжный уголок в старшей группе

Оснащение уголка Воспитательно-образовательная работа с детьми Количество книг в уголке не регламентировано. 2-3 сказочных произведения стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью); 2-3 книги о животных и растениях; книги, с которыми детей знакомят на занятиях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.); «Толстые» книги; книги, которые дети приносят из дома. Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг. -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой; - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер; - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства; - Закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам; - Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства; - Знакомит с миром природы, ее тайнами и Подготовительная группа

Книжный уголок в подготовительной группе

«Произведения С. Михалкова»

Тематические выставки Книги о животных Книги о космосе

привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Главной задачей педагогов является

литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражать­ся в учете особенностей пси­хики ребенка, в конкретности мышления, впечатли­тельности, ранимости; книга должна быть занимательной. Занимательность опреде­ляется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом; в книге должна быть четко выражена позиция автора. книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или сис­тема образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Педагогические принципы:

произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки); произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушки­на, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тют­чева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.); произведения современ­ной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша­ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча­рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.). произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы); произведения народов других стран. Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие. Л. Выготский

Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков. А.И. Княжицкий

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Белинский В. Г.

Спасибо за внимание

Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с. Материал с сайта: http://сайт/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu Использованные материалы.


Творческая группа

воспитателей подготовительных

К школе групп

Оформление и содержание

книжного уголка

подготовительной к школе группы

Гарина Валентина Юрьевна,

воспитатель МБДОУ –

детский сад №6 «Тополёк»

Оформление и содержание книжного уголка в дошкольном учреждении

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а оформление и содержание зависит от возраста детей. Уголок должен быть не парадным, а рабочим.

Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя» через книжный уголок группы.

Основные требования к оформлению книжных уголков в группах старшего дошкольного возраста:

1. Рациональное размещение в группе.

Выберите подходящее место. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Основным критерием при выборе книг служит учет педагогом литературных интересов малышей, их возрастных особенностей.

2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы.

При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям и особенностям детей
3. Соответствие интересам детей.

Правильно расставьте книги. В книжном уголке располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы малышей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу.
По-прежнему одними из самых любимых остаются произведения С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир.

4. Постоянная сменяемость . Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.

5. Эстетическое оформление.

Книжный уголок должен быть оформлен в соответствии с требованиями санпина.

6. Востребованность.

Каждый ребёнок в книжном уголке должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • тематические альбомы для рассматривания . Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам;
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя.

Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно.

Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка.

Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке.

Также в книжном уголке воспитатель с детьми организует тематические выставки .

Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).

Основная тематика:
1. Важные события, даты:
- День флага
- День города
- День защитника Отечества
- Военные праздники (День пограничника, День воздушного флота и др.)
- День 8 марта
- День космонавтики
- День победы
- Народные праздники «Масленица» и др.


2. Социокультурные связи:
Дни рождения, юбилеи писателей, поэтов.
Дни детской книги (в каникулярный период).

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими.

Требования к организации выставки:
- тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
- в год планируется 5-6 и более.
- тема выставки должна быть значимой, актуальной для детей:

Предстоящий праздник;
юбилей писателя, художника - иллюстратора;
предстоящий утренник.
- тщательный подбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.

Выставка не должна быть длительной по времени.

Продолжительность приблизительно 3-4 дня, т.к. далее интерес будет снижаться.

Педагогическая работа с детьми во время выставок:

Беседы с детьми, занятия;
Подбор различных материалов:

Книг,
иллюстраций художников, открыток,
значков,
скульптуры малой формы, фотографий,
детских рисунков
и др. экспонаты.
Ребята привлекаются к расположению материалов, обращается умение на эстетику.
Приглашение гостей (ребят соседней группы, родителей).
Формирование диалогического общения: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.
Формирование культуры поведения (этикет).
Посещение выставок в других группах.

В нашем детском саду прошла «Книжкина неделя» А.С.Пушкина. В течение недели мы с ребятами читали произведения этого замечательного автора, познакомили детей с биографией, обыграли запомнившиеся произведения.

Дети и родители получили незабываемые впечатления, которыми потом делились ещё в течение недели.

Завершением недели стал досуг, на котором дети отгадывали загадки, читали стихи, (причем постарались выбрать не очень известные), участвовали в викторине и помогали ученому коту.

Такие недели можно посвящать любым авторам и художникам. Не имея подчас возможности ещё раз вернуться на занятиях к тому или иному прочитанному произведению, воспитатель в свободные часы доставляет удовольствие от новой встречи с полюбившей книгой.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности:

Инсценирования любимых книг;

Игры – драматизации;

Творческие ролевые игры на основе литературной темы;

Просмотр кукольного и теневого театра;

Диафильмы;

Литературные утренники и развлечения.
Принципы отбора литературных произведений для детей :
Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
- необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Книга должна быть занимательной.
- в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

В книжном уголке подготовительных групп появляется сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Необходимо подготовить атрибуты для этой игры (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) Книжный уголок не должен быть недоступной зоной для детей. Дети должны активно пользоваться и знать ту литературу, которая в нём помещена. Помним, что книги – это наши друзья!


Пьянкова Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №489
Населённый пункт: г.Екатеринбург с.Горный Щит
Наименование материала: Сценарий "Круглого стола"
Тема: "Оформление книжного уголка"
Дата публикации: 05.07.2017
Раздел: дошкольное образование

Данный сценарий «Круглого стола» будет интересен для педагогов с целью консультаций об

оформлении и организации «Книжного уголка» в группах для детей старшего возраста, с

последующем проведением конкурса –смотра «Книжных уголков» в старших и

подготовительных группах.

План работы «Круглого стола» с педагогами МБДОУ № 489 г. Екатеринбурга

в рамках проекта учителя –логопеда Пьянковой М.А. «В мире книг»

Тема: «Оформление книжного уголка»

Цель: Выявить знания и повысить профессиональный уровень педагогов по

организации развивающей среды в группе и организации книжного уголка.

Форма проведения: «Круглый стол»

Вступление: Тема «Круглого стола» «Оформление книжного уголка»

Что такое книжный уголок в ДОУ?

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой

комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их

возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

Чтобы правильно организовать книжный уголок, необходимо уточнить некоторые понятия,

для этого мы разделимся на группы, в которых обсудим следующие вопросы:

Какая периодичность книжного обмена в уголке?

Периодичность книжного обмена зависит от конкретных задач приобщения детей к

чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда,

когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг детям

надо указать на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, какую

книгу им захотелось прочесть.

Цель тематической выставки и правила организации?

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников

особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с

предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием

планируемого утренника и т.п.)

Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления,

внешнего состояния

Выставка должна быть непродолжительной по времени, она не должна длиться более 3-4-х

Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не

только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя

путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на

выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать.

Что нового появляется в наполнении уголка в подготовительной группе?

Появляется периодическая печать (детские журналы).

Оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки).

Какие принципы отбора литературных произведений для детей?

Отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей,

Раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать

правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам.

Учитывать возрастные особенности детей, с учётом особенностей психики ребенка, в

конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.

Занимательность книги определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового

в знакомом и знакомого в новом.

Иметь одну сюжетную линию, раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть

подчинены передаче этой мысли. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей

Виды произведений в книжном уголке?

Произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы,

перевертыши, сказки);

Произведения русской и зарубежной классики согласно требованиям программы;

Произведения современной отечественной литературы согласно требованиям программы;

Произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах,

лирические и шуточные стихи, загадки),

Произведения разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события

общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);

Произведения народов других стран.

Какие формы работы в книжном уголке?

Чтения, рассказывания.

Беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках,

литературные утренники, для детей старшего возраста.

Беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем

писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы,

Беседы об оформлении разными художниками.

Беседы о правилах пользования книгой.

Беседы о том, как делают книги.

Беседа о писателяхи их книгах.

Какие литературные игры способствуют расширению знаний детей по литературе?

-«Собери картинку».

-«Что сначала, что потом», какой эпизод «исчез».

Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить

«театр картинок».

Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого

начитанного среди детей.

- «Домино», «Лото».

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения

литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

Читается отрывок.

Вопросы.

Игра «Закончи фразу».

Взрослый читает отрывок не до конца, а дети по памяти продолжают.

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-

викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки,

чистоговорки.

Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только

«да» и «нет», отгадать, кто задуман.

Заключение: Сегодня мы обсудили, как методически правильно организовать «Книжный

уголок». Как итогом «Круглого стола» будет проведен конкурс –смотр «Книжных уголков», с

Пьянкова Марина Александровна

МБДОУ № 489

Г.Екатеринбург

Памятка для воспитателей по организации

книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Формировать умение самостоятельному сосредоточенному общению с книгой.

2.Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению.

3.Закрепить интерес дошкольников к сказкам.

4.Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства.

5.Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями

Наполнения уголка

Художественная литература.

1.Сказки 2-3.

3.Рассказы об истории нашей Родины, о

современной жизни.

4.Книги о животных и растениях 2-3.

5.Книги, с которыми детей знакомят на

занятиях.

6.Книги для расширения сюжета детских игр.

7.Юмористические книги с яркими

смешными картинками.

8. Книги, которые дети приносят из дома.

Книга остается в уголке до тех пор, пока у

детей сохраняется интерес к ней.

Одновременное размещение 10-12 разных

Альбомы с иллюстрациями к различным

лексическим тематикам:

2. Труд людей.

3.Родная природа.

4.Игры детей.

5.Предметные картинки.

6.Иллюстрации к прочитанным

произведениям.

7.Книги по программе.

Альбомы для рассматривания.

1.Специально созданные художниками,

альбомы на разные темы («Разные звери» Н.

Чарушина и др.)

2.Альбомы, составленные воспитателем

вместе с детьми.

Детские журналы.

В подготовительной группе. Выделяется

место для периодической печати (детские

журналы «Веселые картинки» и др.)

Библиотека.

В подготовительной группе оформляется

небольшая библиотека (желательно книжки-

Требования к оформлению «Книжного уголка» в смотре-конкурсе.

1.Размещение уголка.

Удобство месторасположения и доступность для детей;

2.Оформление уголка.

Внешний вид, эстетика оформления книжного центра

Проявление творчества воспитателей: тематика, сюжет, оригинальность оформления

материалов.

Соответствие содержания книжного уголка возрасту детей

Наличие иллюстраций по ознакомлению с художественной литературой.

Подборка портретов писателей.

Дидактические игры для речевого развития детей (наличие, разнообразие, соответствие

возрасту)

Материалы для театрализованной и самостоятельной художественно-речевой деятельности

(уголок «ряжения», разнообразные виды театра)

Разнообразие литературы по жанру (произведения малого фольклора, поэзии, проза,

энциклопедии, произведения классиков и современников)

Наличие каталога детских книг в группе (подготовительная группа)

Тематическая выставка.

Книги из «книжной мастерской».

Книжки-самоделки.

Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры).

Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о родном городе.

Тематическая папка «Мой край»: карта и Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет

президента страны, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края

(история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

Тематические папки с иллюстрациями: «Богатыри земли русской », «Великая Отечественная

война», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме.

Материал по приобщению детей к истокам народной культуры.

4.Работа с родителями: Подбор статей, рекомендаций для просвещения родителей по

пропаганде чтения и любви к книге.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Ласточка» р.п.Приютово

Муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Консультация для воспитателей

«Основные требования к оформлению книжных уголков.

Подготовила: Туйдина А.И.

Старший воспитатель

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание - великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество - главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников - И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

Его устройством и назначением,

Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

1. брать книги только чистыми руками,

2. перелистывать осторожно,

3. не рвать, не мять, не использовать для игр.

4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

Иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим

образом учесть разные вкусы и интересы детей?

2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

- Каким образом происходит замена книг?

- Как долго стоит каждая книга на витрине?

- Нужны ли тематические выставки книг?

Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать

при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе,

начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием - выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой - Буратино его друзья - Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги - Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители - папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка - на французском, Дюймовочка - на датском, Карлсон - на шведском, Старик Хотабыч - на русском, три поросенка - на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.

1. 1.Читается отрывок.

2. 2.Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня - лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Закончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков - скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

«Основные требования к оформлению книжных уголков»

1.Рациональное размещение в группе.

2.Соответствие возрасту, индивидуальным

особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей.

4. Постоянная сменяемость.

5. Эстетическое оформление.

6. Востребованность .

Консультация для воспитателей

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Младшие группы.

– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

– Его устройством и назначением,

– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Средние группы.

– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности

– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).

Старшие группы.

Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.

Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг?

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

– В старших группах устраивают тематические выставки книг.

Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.

На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.

  • В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
    1. 1. Читается отрывок.
    2. 2. Вопросы

Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.

  • Игра «Докончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

Использованные материалы:

Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта