Анализ стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии" следует начать с рассмотрения истории создания произведения. Произведение «Разговор с фининспектором» создано Владимиром Владимировичем в 1926 году. Следует отметить, что большинство его произведений посвящено политике, социальным проблемам. Это обусловлено революцией и сложной ситуацией того времени.
Основная тема рассматриваемого стихотворения - общественное значение творца и поэзии. В стихотворении лирический герой беседует, делится своими мыслями со слушателем, непосвященным. Поэт в красках рассказывает инспектору о своей работе, пытается погрузить его в атмосферу, ранее ему не знакомую. Именно поэтому он применяет в своем разговоре наиболее доступные для слушателя приземленные слова и сравнения с тем, что известно фининспектору, о чем он имеет представление.
Стихотворение показывает серьезное отношение лирического героя к своей деятельности, создание великого произведения - долгий кропотливый труд.
Маяковский, действительно, творил в нелегкое время для поэтической деятельности, поэты должны были платить высокие налоги, их труд не ценился должным образом. В своем стихотворении герой старается доказать фининспектору несправедливость этого. По его словам, труд поэта ничуть не легче труда работника завода. Он говорит, что написание стихов сравнимо с добычей радия. Труд поэта - непростой, и далеко не каждый может добиться истинных успехов на творческой арене. Герой осуждающе говорит о таких поэтах, называя их ворами чужого слова.
Тема поэта и поэзии, их места и роли в обществе волновала многих авторов, и каждый по-своему рисовал читателю свое видение, но, несомненно, поэт способен вести за собой, изменять мировоззрение людей и обличать пороки общества.
Анализ стихотворения "Разговор с фининспектором о поэзии" позволяет глубже понять смысл произведения и научиться по достоинству оценивать труд истинных творцов. Мы понимаем и сущность Маяковского, как поэта, открываем для себя мир поэзии "с изнанки". Это творение подтверждает способность Маяковского удивить своего читателя, его неординарность и истинный талант творца.
.“Разговор с фининспектором о поэзии” был написан в середине двадцатых годов. Форма “разговора”, привычная для поэта, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Растолковывая непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие из которых стали афоризмами, формулами поэзии. Обращает внимание сравнение процесса творчества с невероятно трудным процессом добычи радия:
Та же добыча радия.
В грамм добыча,
В год труды.
Изводишь
Единого слова ради тысячи тонн
Испепеляюще
Слов этих жжение рядом
С тлением
Слова-сырца. Эти слова
Приводят в движение тысячи лет
Миллионов сердца.
Именно здесь Маяковский говорит о неразрывной связи поэта эпохи социализма со своим народом.
Народа водитель и одновременно -
Народный слуга?
Здесь, как ни парадоксально это звучит, четко просматривается преемственная связь гражданской поэзии Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
В 1930 году поэт начинает работу над поэмой “Во весь голос”, посвященной первой пятилетке. Поэму Маяковский написать не успел, было написано вступление. Оно глубоко лирично по своему содержанию, поэтому рассматривается как составная часть лирического наследия поэта. Маяковский говорил, что сам хочет поговорить со своими потомками, без “посредников”.
Уважаемые
Товарищи потомки!..
Это горячий, полемический разговор поэта-трибуна с будущими читателями. Новая эпоха явилась началом революционного переворота и в поэзии. Свое место в этой преобразующей деятельности поэт определяет решительно и резко:
Я, ассенизатор
И водовоз,
Революцией
Мобилизованный и призванный,
Ушел на фронт
Из барских садаводетл поэзии -
Бабы капризной.
Маяковский отрицает буржуазно-мещанскую поэзию, голос поэта-агитатора полон такой силы, что дойдет до далеких потомков живым, не потерявшим теплоты. Его поэзия, “как старое, но грозное оружие”, всегда будет помогать людям в борьбе за счастливую жизнь. Маяковский подводит итог двадцатилетней поэтической деятельности, он отдает свое могучее оружие трудящимся:
Поверх зубов вооруженные войска,
Что двадцать лет в победах
Пролетали, до самого
Последнего листка я отдаю тебе,
Планеты пролетарий.
Неразрывная связь поэта с трудящимися основана на общности классовых взглядов и интересов, на ясном понимании целей и задач борьбы, на общности судьбы, на практическом освоении революционной теории, поэтому связь эта нерушима.
Пускай нам
Общим памятником будет
Построенный
Социализм.
Поэт просит потомков мысленно переселиться в его эпоху, чтобы понять всю важность и трудность его работы, приближающей грядущее счастье.
Здоровы и ловки, поэт
Вылизывал
Чахоткины плевки
Шершавым языком плаката.
Жизнь поэта тяжела и беспокойна, но все его существо направлено на построение нового общества. Этой цели служит его поэзия:
Товарищ жизнь,
Быстрей протопаем,
Протопаем
По пятилетке
Дней остаток.
Бескорыстное служение Отчизне - залог бессмертия поэта:
Явившись
Светлых лет,
Над бандой
Поэтических
Рвачей и выжиг
Я подыму,
Как большевистский партбилет,
Все сто томов
Партийных книжек.
Страстность и определенность в решении темы, яркость и ясность образов, простота и меткость речи-отличительные черты Маяковского-поэта. Он горд своей причастностью к созданию нового государства.
Маяковский - поэт далеко не однозначный. Это одна из самых противоречивых фигур в русской литературе XX века. Он вмещал в себя все - и эпохальные события своего времени, и малозначительные детали сегодняшнего дня, ораторскую речь, обращенную к массам, и проникновенный лиризм, жесткий реализм и самый возвышенный романтизм. Он все делал «до конца», доходя и в жизни и в искусстве до верхнего предела, до высшей точки. Он к любой поэтической работе относился крайне добросовестно, даже если это были «окна РОСТА» или примитивные агитки. Один из современников Маяковского рассказывал, как поэт в его присутствии отбросил 60 вариантов начала одной из агиток, в которой надо было зарифмовать слова «Всероссийская», «сельскохозяйственная», «выставка».
Маяковский искренне полагал, что поэзия - это эффективный способ общения с массами, возможность донести до большого количества людей идеалы социализма, в которые он свято верил, путь воспитания и просвещения рабочих и крестьян.
Поэзия Маяковского была поэзией восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой». Это была поэзия вытянутой вперед, указывающей руки, как ответа на вопрос - что делать человеку сегодня, сейчас, немедленно, если он - с пролетарской революцией.
В творчестве Маяковского имеется множество стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, повествующие «о месте поэта в рабочем строю». К их числу относится и стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
Основу сюжета составляет полемика поэта с фининспектором, пришедшим подсчитать, сколько налогов следует платить тому, кто занимается сочинением стихов (в то время писательство было приравнено к индивидуальному предпринимательству и облагалось соответствующим налогом).
Маяковский довольно часто избирает для своих стихотворений подобную форму - диспут, столкновение мнений, соревнование различных точек зрения. С одной стороны, это несет на себе отпечаток публичности, напоминает открытую дискуссию, к участию в которой приглашаются читатели. С другой - позволяет автору высказать свою точку зрения (что не исключает лирического начала в повествовании). С третьей - снимает излишний Дидактизм, «нравоучительность» и даже занудство, которые были бы неизбежны, если бы те же самые идеи изла-
гались напрямую, а не при помощи соответствующего приема. Примечательно, что в стихотворении реплики фининспектора опущены, они лишь подразумеваются. По существу, стихотворение представляет собой лирический монолог.
В этом стихотворении Маяковский сформулировал свой взгляд на роль и значение поэзии в новом, советском обществе. По его мнению, поэзия - «политическое искусство», поэт - «народа водитель» и одновременно - «народный слуга», а произведение искусства - «оружие класса». Поэтический труд сродни груду рабочего. Эта основная мысль Маяковского проходит через многие его стихи.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните -
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Маяковский сравнивает поэтический труд с трудом рабочего и любого другого труженика, вносящего свой вклад в строительство новой жизни. Кроме того, затраты, физические и душевные, у поэта гораздо выше, чем в других профессиях, если он, конечно, не халтурщик, ворующий чужие достижения.
«Радость, мастером кованная»,- вот очень точное определение, данное Маяковским поэзии. Маяковский работал над поэтическим словом много и терпеливо: «норма моей выработки 8-10 строк в день». Извлекая «драгоценное слово из артезианских людских глубин», поэт, по мнению Маяковского, должен найти среди «тысячи тонн словесной руды» и тлеющего «слова-сырца» единственно нужные, «испепеляющие» страстным накалом, обладающие колоссальной энергией слова. «Поэзия, - утверждает Маяковский, - та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Позднее он писал: «не то что восьмичасовой рабочий день, а шестнадцати-восемнадцати - часовой рабочий день характерен для поэта...»
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Однако вместе с огромными затратами эффективность работы поэта, общественный резонанс, вызываемый его творчеством, чрезвычайно велики. Огромен и его вклад в перестройку жизни и людских душ, в пробуждении того, что пригодится обществу при строительстве нового уклада и новых взаимоотношений.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Маяковский считает поэта выразителем народных чаяний и стремлений, из его слова «класс гласит», поэтому он является «пролетарием, двигателем пера».
Растрачивая себя всего на работе, отдавая все силы творчеству, поэт очень быстро сгорает, «машина души с годами изнашивается»
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизации -
амортизация
сердца и души.
Однако поэт не жалеет об этом. Он видит в том свое призвание. Фининспектора же (а вместе с ним и остальных людей) он призывает с уважением относиться к труду поэта, понять суть поэтической работы и не приравнивать ее к любой другой работе, основная функция которой лишь заработать деньги.
«Строка - патрон. Статья - обойма» - такие сравнения поэта утверждают прежде всего боевой, наступательный характер его поэзии. Писать - значит сражаться за человечество и человека.
Несмотря на серьезное общественное звучание темы, Маяковский говорит об искусстве языком искусства. Его мысли о поэзии афористичны, они прочно вошли в обиходную речь советской поры, стали крылатыми выражениями. Например, «Марксизм - оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!», «Поэзия - вся! - езда в незнаемое. Поэзия - та же добыча радия», «Поэт всегда должник вселенной», «Рифма поэта - ласка и лозунг, и штык и кнут», «Слово - полководец человечьей силы» и т. д.
Итак, стихотворение Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» нашли свое ярчайшее воплощение мысли поэта о предназначении поэта и поэзии, «о месте поэта в рабочем строю». Поэзия приравнивается Маяковским к труду рабочего, ее вклад в строительство новой жизни чрезвычайно велик. Поэт должен всегда находиться на острие общественной жизни, а порой и быть впереди.
Творчество Маяковского было существенной вехой в развитии русской литературы, в нем она раскрыла новые, до того неведомые грани, породив целое направление, создав мощную школу, из которой вышли многие русские поэты XX века.
Многие классики русской литературы в своем творчестве пытались дать ответ на вопрос – какова же роль поэта в современном обществе? Владимир Маяковский в этом отношении не является исключением. Отвергая многие литературные приемы, так удачно используемые предшественниками, он был согласен с ними в одном: поэт в России – это человек, который способен вскрыть любые пороки общества и изменить мировоззрение людей, которые не осознают, что жизнь может быть совсем иной. Именно поэтому Маяковского, который был ярым сторонником революционных идей, возмущала та уравниловка, которую пыталась навязать советская власть. Поэт понимал, что каждый человек индивидуален, но при этом отчетливо видел, что затертый до дыр марксистский лозунг “От каждого по способностям, каждому – по труду” в советском обществе превращается в фарс.
В 1926 году Владимир Маяковский в присущей ему ироничной манере написал стихотворение под названием “Разговор с фининспектором о поэзии” , в котором не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Поводом для создания этого произведения стало изменение налогового законодательств, согласно которому творческая интеллигенция должна была наравне с рабочими и нэпманами отдавать часть своего дохода в пользу государства. К примеру, литераторам предлагалось платить по фиксированной ставке или же с учетом каждого полученного гонорара, который в те времена начислялся построчно. Маяковского возмутил не столько тот факт, что его вынуждают делиться и без того скромными доходами с государством, сколько сам подход к учету этих доходов – банальный, приземленный и подчеркивающий, что поэт ничем не лучше обычного крестьянина, который ежегодно должен платить налог с каждого фруктового дерева и с каждой курицы, даже если она давно сварена в борще.
Обращаясь в своем стихотворении к фининспектору, поэт подчеркивает, что “труд мой любому труду родствен”. Поэтому и у него, как у автора многочисленных произведений, есть свои издержки. Однако они заключаются не в количестве исписанной бумаги и изведенных чернил, а в растрате своих душевных сил, которые непременно расходуются при создании каждого стихотворения. И если на них экономить, то толку от поэзии не будет никакого, а роль поэта в обществе сведется к обычному коммерсанту, который “тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя, и у других”.
Маяковский Отмечает, что в анкете фининспектора слишком много вопросов, которые призваны конкретизировать расходы людей, зарабатывающих себе на жизнь литературным творчеством. Но как при этом учесть то количество выкуренных папирос и те пуды соли, которые, по мнению Маяковского, приходится съедать поэтам прежде, чем на свет появится хотя бы одна достойная строчка. Кроме всего прочего, автор отмечает, что “машину души с годами изнашиваешь”, после чего “приходит страшнейшая из амортизаций – амортизация сердца и души”. Как посчитать при этом затраты душевных сил, необходимых для того, чтобы создать хотя бы одно стихотворение?
Маяковский убежден, что когда придет время подводить посмертный баланс, он один будет “в непролазном долгу”. И речь идет не столько о деньгах и каких-то материальных благах. Автор утверждает, что он не сможет выплатить свой долг перед вселенной, так как вместо работы над новыми произведениями вынужден подсчитывать, сколько ему нужно заплатить в казну. При этом совершенно никого не интересует, какая судьба уготована его произведениям, и вспомнит ли кто-нибудь Маяковского через триста лет.
Поэтому поэт с определенной долей сарказма просит зачислить его в ряды “беднейших рабочих и крестьян”, которые отдают стране больше, чем получают взамен. Финальная же строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – “А если вам кажется, что всего делов – это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!”.
(No Ratings Yet)
22 795 0
Многие классики русской литературы в своем творчестве пытались дать ответ на вопрос – какова же роль поэта в современном обществе? Владимир Маяковский в этом отношении не является исключением. Отвергая многие литературные приемы, так удачно используемые предшественниками, он был согласен с ними в одном: поэт в России – это человек, который способен вскрыть любые пороки общества и изменить мировоззрение людей, которые не осознают, что жизнь может быть совсем иной. Именно поэтому Маяковского, который был ярым сторонником революционных идей, возмущала та уравниловка, которую пыталась навязать советская власть. Поэт понимал, что каждый человек индивидуален, но при этом отчетливо видел, что затертый до дыр марксистский лозунг «От каждого по способностям, каждому – по труду» в советском обществе превращается в фарс.
В 1926 году Владимир Маяковский в присущей ему ироничной манере написал стихотворение под названием , в котором не только в очередной раз попытался определить роль поэта, но и доказать, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку. Поводом для создания этого произведения стало изменение налогового законодательств, согласно которому творческая интеллигенция должна была наравне с рабочими и нэпманами отдавать часть своего дохода в пользу государства. К примеру, литераторам предлагалось платить по фиксированной ставке или же с учетом каждого полученного гонорара, который в те времена начислялся построчно. Маяковского возмутил не столько тот факт, что его вынуждают делиться и без того скромными доходами с государством, сколько сам подход к учету этих доходов – банальный, приземленный и подчеркивающий, что поэт ничем не лучше обычного крестьянина, который ежегодно должен платить налог с каждого фруктового дерева и с каждой курицы, даже если она давно сварена в борще.
Обращаясь в своем стихотворении к фининспектору, поэт подчеркивает, что «труд мой любому труду родствен». Поэтому и у него, как у автора многочисленных произведений, есть свои издержки. Однако они заключаются не в количестве исписанной бумаги и изведенных чернил, а в растрате своих душевных сил, которые непременно расходуются при создании каждого стихотворения. И если на них экономить, то толку от поэзии не будет никакого, а роль поэта в обществе сведется к обычному коммерсанту, который «тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя, и у других».
Отмечает, что в анкете фининспектора слишком много вопросов, которые призваны конкретизировать расходы людей, зарабатывающих себе на жизнь литературным творчеством. Но как при этом учесть то количество выкуренных папирос и те пуды соли, которые, по мнению Маяковского, приходится съедать поэтам прежде, чем на свет появится хотя бы одна достойная строчка. Кроме всего прочего, автор отмечает, что «машину души с годами изнашиваешь», после чего «приходит страшнейшая из амортизаций – амортизация сердца и души». Как посчитать при этом затраты душевных сил, необходимых для того, чтобы создать хотя бы одно стихотворение?
Маяковский убежден, что когда придет время подводить посмертный баланс, он один будет «в непролазном долгу». И речь идет не столько о деньгах и каких-то материальных благах. Автор утверждает, что он не сможет выплатить свой долг перед вселенной, так как вместо работы над новыми произведениями вынужден подсчитывать, сколько ему нужно заплатить в казну. При этом совершенно никого не интересует, какая судьба уготована его произведениям, и вспомнит ли кто-нибудь Маяковского через триста лет.
Поэтому поэт с определенной долей сарказма просит зачислить его в ряды «беднейших рабочих и крестьян», которые отдают стране больше, чем получают взамен. Финальная же строчка стихотворения и вовсе звучит, как вызов бюрократической государственной машине – «А если вам кажется, что всего делов - это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило, и можете писать сами!».