Главная » Засолка грибов » Семья левиных в романе анна каренина. Анна Каренина, Лев Толстой - «"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".»

Семья левиных в романе анна каренина. Анна Каренина, Лев Толстой - «"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".»

Анна Каренина

После окончания работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич Толстой «увлекся» проблемами семьи и брака. Окружающая действительность того времени давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом «Анна Каренина».

Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла. «Анна Каренина» - энциклопедический роман. Целая эпоха с её надеждами, страстями, тревогами. Настоящая жизнь для Толстого -- это страстное желание и умение человека жить жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей.

Автор романа рисует свою героиню как замужнюю женщину, мать восьмилетнего сына, довольно прелестной и очаровательной. Анна Каренина замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. В её движениях присутствует решительность и грация поражающая собою. Анна, человек сильный и жизнелюбивый. Она наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и сочувствования в буквальном смысле слова, то есть умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир Анны. В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее.

Анна произвела впечатление непохожей, на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на её лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляде, если бы не серьезное, иногда грустное выражение её глаз, которое поражало и притягивало Кити.

Она казалась многим, и даже самой себе хотела казаться, вполне счастливой, в действительности она была глубоко несчастна.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - гибель сторожа под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство.

С Вронским у нее связано представление о себе, как о любящей женщине, с Карениным -- как о безупречной матери их сына, и, о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

Встреча с Вронским решила судьбу Анны. Как не старалась Анна по возвращению домой, жить по прежнему, этому уже не дано было сбыться. Любовь к Вронскому заставила пересмотреть все её взгляды на свою супружескую жизнь: «…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить». Неумение обманывать других людей, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Алексеем Александровичем Карениным и светским обществом. Судьба Каренина - несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно. Он пытается «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падение», и продолжает идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни. Он живет умом, а не сердцем. Его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым ею сыном Сережей. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: -- «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь -- она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся…» Героине приходится выбирать, и она делает свой выбор в сторону Вронского, но это губительный путь, который только сможет привести её к пропасти. Она идет по уготовленному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к любимому сыну, страсть к Вронскому, протест против нее светским обществом. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Она хочет жить счастливо: любить и быть любимой. Но для нее не достижимо простое человеческое счастье!

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна познает Вронского, тем сильнее она начинает его любить. Несмотря на полное осуществление того, чего он желал так долго, не был вполне счастлив… Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Связь между Анной и Вронским прощалось ему, но не Анне. Дома и общества, в которых раньше она была желанной гостью, стали для нее закрытыми. Бывшие её знакомые отвернулись от нее. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: “Не нам судить, графиня”.

Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Она ради него и его честолюбивых планов пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения, конфликты, споры. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. При каждом отъезде Алексея Вронского, Анна Каренина терзалась в сомнения о его верности.

Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Разговаривая с Долли, Анна признается: «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно…» Судьба двух героинь как два противоположных варианта судьбы русских женщин. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

Она потеряла все, к чему стремилась и что обрела, окружающая действительность предстала пред ней во всем своем страшном безжалостном облике, заставив шагнуть на перрон вокзала. Своей смертью она хотела наказать Вронского за свои мучения, переживания, страдания: «Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, - туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Начать отзыв об этом романе хотелось бы с того, что до него нужно дорасти. Мне кажется, изучая в школе по программе «Анну Каренину» Л.Н.Толстого , ученики многое не понимают, а очень часто даже не осиливают такой объем книги. Как это произошло со мной В школе я бралась за него несколько раз, но чтение никак не шло, в результате я так и ограничилась теми отрывками, которые требовались к уроку и на которых учительница особенно заостряла внимание.

По прошествии лет эдак 6 со школьных времен, когда за спиной уже накопился определенный жизненный опыт и понимание отношений между людьми, роман снова попал ко мне в руки, и тут уже я не могла от него оторваться! Читала взахлеб, а некоторые отрывки даже перечитывала – настолько они поражали меня…

Собственно о романе.

(Написать все то, что крутиться в своей голове будет сложно – объем романа немаленький, хочется сказать так много, а спойлерить нельзя, поэтому постараюсь хоть какую-то часть своих мыслей собрать в кучу и высказать)

Сюжет наверняка известен даже тем, кто книгу и в руки не брал. Процитирую аннотацию:

«Известный роман, который вызвал множество споров. Автор начинает с проблем одного дома одной семьи и плавно переходит ко всей России. Роман о женщине, которая запуталась в жизни и чувствах. У нее есть все: муж, сын, дом, деньги, имя. Но она бросает все… не смотря ни на что! Она погружается в омут любовных отношений и тем самым усложняет сама себе жизнь.Образ Анны Карениной очень противоречив. Читатель испытывает к ней жалость и омерзение.»

Это роман в первую очередь о жизни, читаешь и в некоторых персонажах периодически узнаешь себя и своих знакомых и понимаешь, как стоило бы себя вести в той или иной ситуации, а как нет. А ведь если бы люди понимали друг друга, думали не только о себе и своих чувствах, но и о близких людях, сколько трагедий можно было бы избежать!

Психология семейной жизни раскрыта сполна и показана со всех сторон. А еще это прекрасный язык, глубочайший смысл и целый мир в одной книге! Каждый здесь любит, но эта любовь у каждого своя. И все в своих поступках руководствуются именно ею и ею же все объясняют.

Выделю несколько персонажей .

Хоть роман и носит название «Анна Каренина», главным персонажем мне здесь видится Константин Левин и никто другой. Мне кажется, именно в его уста автор вложил свои мысли, рассуждения и мировоззрение. Это человек, находящийся в постоянном поиске, он не понимает в чем смысл жизни, для чего вообще люди живут на свете, и, в конце концов, он все-таки находит то, что так долго искал и осознает, что в жизни действительно важно. Очень интересно было читать именно его размышления.

Анна Каренина . В течение романа можно проследить, как меняется ее характер, и Анна с первых страниц книги, можно сказать, является противоположностью Анны в конце. Если вначале она мне импонировала, была вся такая красивая, мягкая, цветущая, то к концу хотелось только встряхнуть ее хорошенько и сказать «да достала ты уже! Не ной! Хватит мужика мучить!». Многие критики наперебой говорят о том, какая Анна сильная женщина и достойна она только восхищения. Чего-чего, а восхищения она уж точно у меня не вызвала. Уйти от мужа, бросить одного ребенка и не любить второго хотя, как по мне, так она и первого не любит, ну "шозамать"? И ей нужно сочувствовать??

Возможно, я просто живу не в то время и в полной мере не могу осознать, как оно было тогда и как ей было сложно идти против всего света. Сейчас же подобные ситуации встречаются сплошь и рядом, это так обыденно и просто, никто не осудит разведенную женщину, даже если она оставит ребенка отцу, а не станет за него бороться, изменами тоже, пожалуй, мало кого удивишь… К сожалению... Тогда было другое отношение к таким ситуациям, но я вижу во всем этом только эгоизм, из-за которого Анна погубила не только себя, но и самых близких ей людей... она жертвует всем не ради любви… хотя нет, именно ради любви, но только к самой себе и никому другому!

Алексей Вронский , напротив, сначала мне совершенно не симпатизировал, но с каждой страницей он мне казался все более мудрым и благородным. Его можно винить только в том, что он не смог понять, что нужно женщине, которая сама-то в своих чувствах разобраться не могла.

И во всей этой ситуации почему-то мне безумно жалко Алексея Александровича Каренина . Ведь он действительно простил ее, действительно думал, как можно устроить развод. Я вижу его благородным человеком, который пытался спасти Анну. А она что?? «Хочу. Нет, не хочу, ничего мне от тебя не надо. А, нет, опять надо…». И даже ребенком готова пожертвовать ради вспыхнувшей страсти.

Все персонажи описаны очень четко, они настолько живые, что буквально видишь всех этих людей перед собой и чувствуешь характер каждого. Помимо тех, которых мне захотелось выделить, есть, конечно, еще довольно большое количество других персонажей как играющих важную роль в романе, так и совсем эпизодических, и о каждом из них есть что сказать, но я этого делать не буду) Чтобы действительно все понять и осознать, нужно прочесть книгу самому, прочувствовать все написанное.

Сюжетные линии в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина »

Слайд 2

Семья всегда была и будет "онтологическим" центром любых общественных и личных потрясений и катаклизмов: войн, революций, измен, ссор, вражды так же, как и мира, любви, блага, радости и т.п. Семейную модель человеческих отношений Толстой рассматривал в качестве универсальной, общезначимой основы братства, любви, прощения, так как именно родным людям мы склонны прежде всего прощать, терпеть от них обиды. И вместе с тем только в рамках семейной жизни, родственных связей могут возникать явные отклонения от "закона любви", вопиющие нарушения принципов человечности и нравственности, которые в других ситуациях не выглядят столь, когда с полным основанием можно сказать, что "враги человеку домашние его". И Толстой глубоко переживал все эти ситуации, познав и агрессивность, и лукавство, и многообразие такого зла.

Слайд 3

Толстой был убежден, что "род человеческий развивается только в семье". Следовательно, ее разрушение в его глазах было чревато самыми страшными последствиями для всего человечества. Семья есть основание, исток и рода, и личности. Она необходима для существования как "общего", так и "личного". Если "общее" - человеческий род, народ, общество, государство - не может обойтись без семьи, то и отдельный человек, согласно Толстому, только в семье живет полноценной, серьезной жизнью. Общая необходимость в форме глубокой личной потребности. А у современников писателя исчезло должное понимание семьи, ее глубочайшего значения в жизни отдельного человека и общества.

Слайд 4

Роман “Анна Каренина ” вначале был задуман как большое эпическое произведение на тему семейной жизни. Но постепенно, по мере вхождения героев в рамки описываемой эпохи, роман стал наполняться широким социальным содержанием. В результате Толстой не только показал кризис старой семьи, покоившейся на лживой общественной морали, но и, противопоставив искусственной жизни в семье естественные отношения между супругами, попытался наметить пути выхода из этого кризиса.

Слайд 5

В романе Толстого соединены три сюжетные линии - истории трех семей. Эти три истории одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена ее брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей, примиряется с изменившим ей мужем. Константин Левин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. На этом пути его подстерегают искушения и трудности. Левин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.

Слайд 6

“Анна Каренина ” начинается словами: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. И дальше: “Все смешалось в доме Облонских ”. Потом мы видим еще более несчастливую семью - Карениных. На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

Слайд 7

Истории героев, очевидно, развиваются параллельно и разнонаправленно: Кити и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному и спокойному семейному счастью. Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. Связь Кити и Левина, есть жизнь, отношения Анны и Вронского развиваются под знаком смерти. "Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, - сказала Долли, - и как несчастливо для нее, Вот именно наоборот, - прибавила она, пораженная своею мыслью. - Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливою. Как совсем наоборот!". Наоборот чему? Наоборот представлениям о счастье и благе, которые царят в обществе.

Слайд 8

Причина противоположности судеб героев - в различном отношении их к семье и браку. Эти взгляды не сталкиваются на публичной арене споров и диспутов, поэтому и невозможна, принципиально невозможна событийная, сюжетная связь двух линий. Но суть воззрений героев вполне раскрывается их жизнью, их судьбой.

Слайд 9

Семья Стивы Облонского

Уже в самом начале произведения дается краткая, но емкая характеристика этой семьи: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожитель­стве и что на каждом постоялом дворе случайно сошед­шиеся люди более связаны между собой, чем они». Для самого Стивы семья - чисто внешняя оболочка, необ­ходимая часть общественного устройства. Показательные его рассуждения о том, что не может же он в самом деле быть верным своей жене. Он «раскаивался только, что не умел лучше скрыть от жены...»

Слайд 10

Однако Облонский не лишен положительных качеств, добр, честен, «он чувствовал тяжесть своего положения и жалел жену, детей и себя самого». Когда жена прощает его, Степан Аркадьевич испытывает счастье и радость, его мир вновь обрел устойчивость. Но, вероятнее всего, потом все будет по-прежнему, разве что он, действительно, будет тщательнее скрывать свои увлечения. Очень точно характеризует понимание семьи такими, как Стива, его сестра Анна в беседе с Долли Облонской: «как-то у них эти женщины остаются в презрении и не мешают семье. Они какую-то черту проводят не­проходимую между семьей и этим.

Слайд 11

Семья Карениных

Семья Карениных раскрывает уже иной тип отношений. Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейно­го быта». Хотя Каренин - совершенно иной тип человека, чем Стива, но их понимание семьи во многом близко. Для Алексея Александровича Каренина семья - не более чем узаконенная форма отношений. Каренин все же понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным».

Слайд 12

Мнение света, традиции общества оказываются для него более значимы, ведь человек этот живет, руководствуясь, прежде всего, рассудком, разумом. За ним стоит целый мир, чуждый человечности. Можно сказать, что Каренин - один из элементов государственного механизма. Таким образом, семейная драма Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении живой человеческой души с системой общественных установлений. Трагедия героини становится не только личной, но приобретает и социальную окраску.

Слайд 13

Анна и Вронский

Попытка Анны и Вронского создать семью терпит крах. Для него семья это дело - вещи абсолютно разные, он лишен единства и слитности всех интересов, что является отличительной чертой любимых героев Толстого, тех, кому он доверяет выражение собственных взглядов. По мнению автора, кроме истинной любви людей должны связывать и другие интересы. Вронский, хотя и любит Анну неподдельно, но приоткрывает ей лишь часть своей души. А в этом случае невозможно создать счастливую семью. Для большинства героинь Л.Н.Толстого идеальная семья - истинное и единственное счастье. Идеал Анна Карениной - любовь бескомпромиссная, убедившись, что для нее нет надежды на такое чувство, не видя смысла в жизни, она покончила с собой.

Слайд 14

Семья Константина Левина

Иной путь выхода из подобной ситуации пытается найти в романе Константин Левин. Именно этот герой осуществил свой семейный идеал. Но, сделавшись счастливым семьянином, Левин и переживает трагедию, которая заставляет его не раз думать о самоубийстве. Для него семья - главное условие духовно содержатель­ной, истинно нравственной и трудовой жизни. В конце романа Левин все же выражает искреннюю надежду, что его жизнь «не бессмысленна, как была прежде, но име­ет несомненный смысл добра, который я властен вло­жить в нее!». Таков выход, найденный для себя персонажем. Для него, как и для автора, строить свою семью - это строить жизнь и наоборот. Два этих процесса связаны неразрывно.

Слайд 15

Проблема семьи - одна из определяющих в духовных исканиях Л.Н.Толстого. В романе «Анна Каренина» автор показал новый аспект в теме, которая интересовала его и в других произведениях, например в «Войне и мире». В романе-эпопее герои связывали решение личных проблем с участием в деле общенациональном, в войне 1812 года. В «Анне Карениной» отражено иное время, новые обстоятельства. В этих условиях каждый из героев, в первую очередь, занят собой, своими проблемами, своим домом, то есть своей семьей.

Слайд 16

Л.Н.Толстой писал: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную...». Автор остался верен своим взглядам на взаимосвязь личного, семейного и «мысли народной». Так, Левин, пытаясь разрешить личные проблемы, размышляет о судьбе всей русской нации и даже человечества в целом. Он идет по пути нравственных исканий, как Болконский или Безухов. То, что проявляются результаты его духовного развития, в первую очередь, в «мысли семейной», характерно для нового периода в творчестве Л.Н.Толстого.

Посмотреть все слайды


Герои семейного романа
В 1877 году, заканчивая работу над романом, Толстой говорил Софье Андреевне: «... в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».
Эту фразу я видела во многих прочитанных мною критических статьях, эссе, рецензиях и других работах, посвященных «Анне Карениной». Практически все авторы разбирали и сравнивали 2 семьи, описанные в романе, – Карениных и Левиных. Позволю себе не согласиться с таким подходом. По сути, Толстой описал и подробно осветил жизнь 4-х семейных пар и каждого ее члена: 3 из них освящены узами брака – это семьи Облонских, Карениных и Левиных и внебрачный семейный союз, который сегодня называется «гражданским браком», - Карениной и Вронского. 4 супружеские пары – 4 вида семей.
Семья Облонских.
Стива
Обычно 34-летнего князя Степана Аркадьича Облонского (Стиву) видят добрым, простодушным, любвеобильным бодрячком, этаким неунывающим, славным эпикурейцем, любящим жизнь во всех ее проявлениях. И на первый взгляд, он, действительно, таков. Как я уже говорила, Толстой наградил Стиву собственной любвеобильностью. Жена Стивы, Долли, замученная хозяйством и детьми, погрязшая в быте, вечно беременная и рожающая, уже не представляет для мужа никакого интереса. Стива порхает от одной «любви» к другой, искренне веря, что жена знает о его похождениях и смотрит на них сквозь пальцы.

Известно, что и сам Л. Толстой имел многочисленные добрачные связи с многочисленными знакомыми барышнями, юными крестьянками, женской прислугой в доме и даже одной цыганкой. Во время супружества он также не соблюдал клятвы верности своей беременной или только что родившей жене, которая не могла делить с ним супружеское ложе (а у Толстых родилось 13 (!) детей, пять из которых умерли в детстве). В эти периоды Толстой увлекался очередной горничной или кухаркой, а то и посылал, по старой своей барской привычке, в деревню за солдаткой... Во всех этих отношениях не усматривается никакого серьезного чувства писателя к женщинам, лишь плотское влечение, из-за которого он вечно испытывал угрызения совести и с которым постоянно боролся. Всякий раз Лев Николаевич раскаивался, что опять «подпал чувственному соблазну». Но дух не мог устоять перед «искусом плоти».

Стива же, в отличие от своего прототипа, со своими влечениями не боролся, а, напротив, искал им всяческие оправдания. Минутное искреннее раскаяние сменялось очередным увлечением. Оправдывая своего героя (а быть может, частично и себя), Лев Толстой признаётся устами Стивы: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»
Разумеется, что ни Софья Андреевна, ни ее литературный образ – Долли, не могли спокойно относиться к постоянным изменам супругов. Ссоры заканчивались истериками, любовь постепенно уходила из этих отношений.

Тон, которым Толстой описывает этого героя, с самого начала ироничен. По мере же продвижения романа, в нем явно прослеживаются саркастические нотки.
Облонский, как и все персонажи книги, показан со всех сторон: семейной, социальной, психологической. И постепенно с этого образа слетает налет игривости, и обнажается, в общем-то, неприятная сущность недалекого, поверхностного, достаточно пронырливого и эгоистичного человека.

Семейные дела и проблемы Стиву не заботят – ими, как и воспитанием детей, занимается только Долли. Хозяйственными вопросами Стива не утруждается – это тоже на плечах его жены. Заботы Стивы составляют организация хороших обедов для друзей и близких, содержание любовниц, ставки на скачках и прочие мелкие радости.

Стива Облонский придерживался либерального направления, как и многие из его круга. Кроме того, либерализм был «ближе к его образу жизни». «Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре. Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело» - великий Толстой актуален во все времена!

«Трудится» Стива в «одном из московских присутствий» в должности председателя с хорошим жалованьем. Это место он получил через своих многочисленных родственников и знакомых, т.е. «по блату». Делом своим занимается он с «совершенным равнодушием», не особенно утруждаясь. Но, несмотря на хорошее жалованье и "достаточное состояние жены", Стива погряз в долгах настолько, что его жена с многочисленными детьми, княгиня (!), считает каждую копейку, выискивая товары подешевле, штопает одежду и ищет способы, как выплатить мелкие долги дровянику, рыбнику, башмачнику…
Показательна одна сцена в романе – житье Долли с детьми в деревне, в старом, гнилом флигеле с протекающей крышей, без достаточного пропитания. Стива же, оставшийся в городе, в письмах на все жалобы жены обещал приехать при первой же возможности, прося прощение за свою нераспорядительность и не подготовку условий проживания. Не дождавшись помощи от мужа, Долли сама, как могла, налаживала свой быт. Муж ехал к ней долго…

Чтобы вылезти из долгов, Стива постепенно распродает женино наследство. Он задарма продает лес богатому купцу Рябинину, не отвлекаясь на «мелкие» подсчеты, не торгуясь, отмахиваясь от слов Левина: «У детей Рябинина будут средства к жизни и образованию, а у твоих, пожалуй, не будет!».
Какая судьба ждет детей разоряющегося Облонского, на что они будут жить в дальнейшем? Эти вопросы отца семейства мало интересуют.

Скорее всего, до полной распродажи имений Облонских осталось не так много времени. Жить многочисленное семейство будет только на жалованье Стивы, но, зная его мотовство, затянуть пояса придется еще туже. Средств к существованию своих детей в дальнейшем безалаберный глава семьи не оставит, и выросшие дети, вынужденные зарабатывать на жизнь своим трудом, вольются в слой городских разночинцев. Смогут ли они получить хорошее образование и протекции для получения денежных мест? Кто знает, кто знает, жизнь в пореформенной России менялась стремительно, при зарождении капитализма на сцену выходили люди нового типа, тесня дворян с насиженных мест.

Своим образом жизни Стива мне очень напоминает еще одного прожигателя жизни, демагога и бесплодного мечтателя, все свое состояние «проевшего на леденцах» - безответственного Гаева, героя чеховского «Вишневого сада». Вот уж Чехов на сарказм в отношении этого персонажа не поскупился, выпукло и ярко показав всю его деградацию и пошлость. По сути, Гаев – это типаж Стивы Облонского через 30 лет («Вишневый сад» был написан в 1903г.). Несомненно, Чехов прекрасно знал роман «Анна Каренина», уж очень некоторые персонажи и коллизии «Вишневого сада» напоминают и как бы продолжают некоторые линии «Анны Карениной».

После продажи вишневого сада Гаев устраивается служащим в банке, на что купец и предприниматель Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень...».
Почти разоренный Стива устроился получше: помимо имеющегося места начальника в московском присутствии, он выхлопатывает себе еще одну синекуру с очень хорошим доходом – место члена от комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений. Стиву не смущает то, что должность эта требовала от претендента больших знаний и деловитости, чего у Облонского никогда не было, он вовсе не мучается сознанием того, что хочет занять чужое место. Мало этого, Стиве отказывает в протекции Каренин, прямо заявив, что «…жалованье есть плата за товар, и оно должно подлежать закону требованья и предложенья. Если же … в директоры банков общества определяют с огромным жалованьем правоведов, гусаров, не имеющих никаких особенных специальных сведений, я заключаю, что жалованье назначается не по закону требования и предложения, а прямо по лицеприятию. И тут есть злоупотребление, важное само по себе и вредно отзывающееся на государственной службе …».
До этого разговора Стива, «потомок Рюрика, князь Облонский», униженно сидел два часа в приемной у «жида» – банкира-еврея, вместе с другими посетителями, чтобы и у этого банкира испросить протекцию, в которой Облонскому так же было отказано.
Но Стива не брезглив и неутомим: оббегав других родственников и знакомых, он все-таки выбил себе вожделенное теплое местечко.
Усидит ли? Ведь тоже ленив и мало образован, как и Гаев. Впрочем, пока у Стивы есть связи, они его выручают.

При таком супруге Долли безропотно несет свой крест: занимается хозяйством, растит детей; с тревогой глядя в будущее, пытается спасти от продажи остатки своего наследства. Безоглядная любовь к мужу проходит, сменяется трезвым взглядом и пониманием его безалаберности. И при этом… она продолжает рожать! После жуткой ссоры со Стивой из-за открывшейся его измены и последующего затем примирения Долли забеременела очередным, шестым по счету, ребенком. Высказывание Анны о своем нежелании больше иметь детей повергает Долли в ужас. Этого она понять просто не может, а посему семья Облонских будет с каждым годом увеличиваться.

Вот так неторопливо, по течению, идет жизнь вполне традиционной патриархальной семьи.

P.S . То, что Стива Облонский стремится занять теплое местечко именно в комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений и резкая отповедь Каренина по поводу «правоведов» и «гусаров» в «директорах банков» вовсе не случайно.
Историческая справка
Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало развитие молодой российской промышленности. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Также железные дороги должны были выполнять и важную стратегическую функцию - быструю доставку войск из центра к западным границам.

Еще в 1857 г. было создано Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупные банкиры А. Л. Штиглиц, С. А. Френкель и др. Общество ставило задачей с помощью международного банковского капитала ускорить строительство железнодорожных веток. К 1862 г. им были построены стратегическая Петербургско-Варшавская дорога и Московско-Нижегородская, связывающая два главных торговых центра России.

В 1860-е гг. правительство учредило специальное акционерное общество, выдававшее концессии(1) на строительство железных дорог. Железнодорожные концессии утверждались лично императором.
Концессии на постройку и эксплуатацию железных дорог выдавались частным лицам и земствам. Кроме того, в частные руки передавались и железные дороги, построенные на средства казны.
Россия вступила в период активного железнодорожного предпринимательства и учреждения акционерных обществ («железнодорожная лихорадка», «концессионная горячка»). В этот период железнодорожного бума была создана сеть железных дорог, которая включала 4 основных узла: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Было учреждено свыше полусотни обществ, благодаря которым протяженность железных дорог увеличилась в 5 раз.
К 1871 г. почти все железные дороги находились в частных руках.
К середине 70-х гг. XIX в. из 17,7 тысяч верст только 63 версты принадлежали казне, остальные – частным обществам.

Начало железнодорожному буму положила предпринимательская активность П.Г. фон Дервиза по строительству Рязанско-Козловской железной дороги. Это предприятие принесло Дервизу огромную прибыль. Его предпринимательский успех (по мнению современников, инспирированный правительством с целью раскручивания частного предпринимательства), дающий надежду быстрого обогащения, способствовал тому, что в железнодорожный бизнес ринулись представители дворянства, чиновничества, военных, купечества.

Именно в этот период в России появляется группа «железнодорожных королей». В их руках оказались главные железные дороги, коммерческие банки и промышленные предприятия. Им служили путейские и строительные инженеры, адвокаты, чиновники, журналисты. Эти «короли» имели серьезное влияние на общество и на правительство.
К числу «железнодорожных королей» относились П.Г. фон Дервиз, К.К. фон Мекк, С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокорев, И.С. Блиох, Л.Л. Кроненберг.

В период «концессионной лихорадки» правительство предоставляло концессионерам широкую свободу действий и льготные кредиты, выдавало им ссуды, субсидии, премии, разработало систему льготного страхования доходов по железнодорожным ценным бумагам. Казна гарантировала железнодорожным дельцам ежегодную 5-процентную прибыль.

Строительство железных дорог, так необходимых России, оказалось «золотым дном» для взяточников всех мастей. В мемуарной литературе есть множество свидетельств тому, что выдача концессий, продажа земель под железнодорожное строительство были напрямую сопряжены с вымогательством и взяточничеством.
Продажа земли по ценам значительно выше рыночных была важным источником дохода, как земских учреждений, так и представителей сановной аристократии. Разрешения на продажу выдавались высшими государственными сановниками и лицами, близкими к Александру II, за крупные взятки. Крупным владельцем акций на 7 млн. рублей нескольких железнодорожных обществ являлся и сам Александр II. По слухам, император также не гнушался взяток. Под влиянием министра двора графа Адлерберга Александр II утверждал передачу концессий на самых невыгодных для казны условиях.

Железнодорожные концессионеры очень быстро становились миллионерами с помощью массового расхищения государственных средств. По некоторым сведениям, 30–50% стоимости сооружения железных дорог составляли издержки по добыванию капитала, значительная часть этих издержек уходила на взятки.
По подсчетам исследователей, «фон Дервиз и К°» при реализации концессии Рязанско-Козловской железной дороги присвоили 49% основного капитала – 7,3 млн рублей. С.С. Поляков с помощью «верхов» добился подряда на строительство Козловско-Воронежской железной дороги длиной в 170 верст. Благодаря протекции графа И. М. Толстого стоимость каждой версты превысила реальную цену в 8,5 раз. На этом Поляков сколотил капитал, а граф И. М. Толстой за свое содействие получил крупный пакет акций.
Также строились железнодорожные ветки, не имевшие ни экономического, ни иного значения. И т.д. и т.п.

Железнодорожные «короли», тесно связанные с правительственным аппаратом и придворными кругами, строили быстро и много дешевле, чем казна, постоянно и грубо нарушали правила производства работ, не соблюдали технические условия, возводили дешевые деревянные мосты и укладывали рельсы, которые могли выдержать только легкие составы. Большинство железных дорог России не были оснащены необходимым для безопасного движения оборудованием, следствием чего были частые катастрофы. Скорость движения составов, как товарных, так и пассажирских, была много ниже расчетной.

В 1873 г. министр путей сообщения А. П. Бобринский (потомок Екатерины II и Г. Г. Орлова) так определил состояние железнодорожного дела в стране: «Существование многих наших железнодорожных обществ - мнимо; фирмы их - фальшивы; правления их - неправильны; акционеры их - подставные; акции их - не реализованы, а Министерство путей сообщения вынуждено оставаться безвластным свидетелем действий, прикрытых законными формами, но противных целям правительства, предприятия и казны». В канун русско-турецкой войны (1877-1878) военный министр Д. А. Милютин констатировал, что железные дороги страны находятся в кризисном состоянии и «при введении армии на военное положение они окажутся решительно несостоятельными и поставят государство и армию в весьма большие затруднения». Министр усматривал в этом «большую национальную опасность».

К концу 70-х гг. XIX в. железнодорожное хозяйство России оказалось в глубоком кризисе.
Несмотря на рост железнодорожной сети, железные дороги России слабо удовлетворяли экономические и военно-стратегические потребности страны. Из-за махинаций и продажности железнодорожных дельцов, дороги в техническом отношении были в неудовлетворительном состоянии и обходились государству чрезвычайно дорого (например, почти в 2 раза дороже, чем лучшие магистрали Германии). К 1880г. была построена железнодорожная сеть протяженностью 23 тыс. км, которая охватила около половины территории Европейской России, но эксплуатировалась она крайне небрежно, и ее долг казне превысил один миллиард рублей.

Финансовая несостоятельность частных фирм и неудовлетворительная эксплуатация ими железнодорожного хозяйства заставили правительство выкупить дороги в казну (за астрономическую для того времени сумму – 1150 млн рублей), провести реорганизацию и централизацию железнодорожной сети, решить проблему снабжения и бесперебойного функционирования железных дорог.
В 1880 г. императором был утвержден Общий Устав российских железных дорог, который упорядочил технико-эксплуатационные условия железнодорожного дела и поставил его под жесткий правительственный контроль. При Александре III в 1889 г. в Министерстве финансов был создан Департамент железнодорожных дел, среди функций которого был финансовый надзор за деятельностью всех частных железных дорог.

Таким образом, с 1880г. правительство вновь вернулась к казенной постройке железных дорог, а затем и к постепенному выкупу частных железных дорог: к 1895 г. 60% железнодорожной сети было уже в казенном ведении, и жесткий правительственный контроль был установлен над железными дорогами, остававшимися в частном владении. Мероприятия государства в 80–90-е гг. XIX в. не означали запрещения железнодорожного грюндерства(2) и деятельности акционерных обществ. В ходе выкупа в казну частных железных дорог выделились общества, на которые этот выкуп не распространялся. Они были укрупнены за счет поглощения мелких железных дорог.

О быстром росте железнодорожной сети в пореформенной России говорят следующие показатели: если к 1861 г. протяженность железных дорог составляла 1,5 тыс. верст, то к 1871 г. - свыше 11 тыс.; к 1881 г. - более 22 тыс., к 1891 г. - 30 тыс.; а к 1901 г. - уже 58 тыс. верст.
В конце 60-х - начале 70-х годов были введены в строй такие важные линии, как Москва - Курск, Курск - Киев, Курск - Харьков, Харьков - Одесса, Харьков - Ростов, Москва - Ярославль, Ярославль - Вологда, Москва - Тамбов, Тамбов - Саратов, Москва - Брест, Брест - Киев. Таким образом, в начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны.

В железнодорожном бизнесе ярко проявилась особенность российского предпринимательства – его зависимость от казенной поддержки. Это отличает российских предпринимателей от самодеятельных и предприимчивых западных бизнесменов. Однако следует принимать во внимание и тот факт, что в России, в отличие от стран Запада, был острый недостаток капиталов. Поэтому быстрое сооружение железных дорог на российских просторах было возможно только при государственной гарантии доходности вложенных в дело частных капиталов.
_________________________________________________________
(1) Концессия, концессионное соглашение - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.
(2) Грюндерство (от нем. Gründer - основатель, учредитель) – «учредительская горячка», массовая лихорадочная организация промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта