Главная » Засолка грибов » Сформулировать правила как уберечься от осуждения. Тема

Сформулировать правила как уберечься от осуждения. Тема

«Прежде чем осуждать других, обратите внимание на себя.
У того, кто бросается грязью, не могут быть чистые руки.»

Осуждение других людей

В этой статье я бы хотел затронуть тему осуждения других людей. Тема, с одной стороны, простая и понятная, но, как показывает практика, далеко не всегда, она правильно понимается.

Итак, простой пример.

Еду я на велосипеде. Не по дороге, а по тротуару. Подъезжаю к пешеходному переходу через дорогу. Горит красный свет. Вполне естественно, стою, жду, пока загорится зелёный.

Мимо меня, бодрым шагом, проходит мамаша с ребёнком, и, практически без остановки, начинает переходить улицу на красный свет. Движение не слишком оживлённое, в принципе, можно спокойно перейти без аварийной ситуации.

Знакомая ситуация, можно частенько наблюдать подобное на наших улицах. И с колясками, и с детьми, и самостоятельно, наши люди спокойно переходят дороги на запрещающий сигнал светофора.

Нарушение, неправильное действие? Естественно, мы-то с вами хорошо знаем, что Законы надо соблюдать даже в самых незначительных ситуациях. А они, видимо, пока ещё не усвоили эту простую истину. Вот и шагают, не задумываясь о последствиях.

Но, не будем, пока, обсуждать этих людей, посмотрим, что возникает у нас в голове, во время наблюдения такой картины.

Лично у меня, в своё время, подобные действия вызывали «праведное негодование» и, так сказать, законное осуждение . Из серии: «Ну что они делают! Дети же с ними! Чему они их учат!» и так далее. Это я, естественно, озвучиваю самые мягкие варианты. Думаю, каждый может дополнить этот список своими «боевыми» выражениями.

Возвращаемся к нашему светофору. Время ещё есть, и вот стою я перед зеброй, поглядываю, свысока своей правильности, на эту мамашу, а в голове фонтанируют «негодующие выражения», осуждение работает на полную катушку.

И тут, вдруг, в голове появляется, эдакий лёгенький, ехидненький вопросик: «Молодой человек, а что вы в данный момент делаете?» .

Вопросик-то простенький, а задуматься заставил. И ответ-то получился не самый радостный:

А в этот момент я так хорошо, качественно, мощно, от всей души, занимался тем, что выделял негатив в спину, ничего не подозревающей женщины.

Хорошо, хоть, честности хватило, суметь остановиться и взглянуть на свои действия без эмоций. Да и формулировочка сразу появилась – элементарное осуждение другого человека .

Не самый лучший вариант, что и говорить. Думаю, нет смысла объяснять и о последствиях, и о внутреннем состоянии, и о наличии Любви в сердце в этот момент.

Вот так работает механизм ОСУЖДЕНИЯ других людей. Банальный, рядовой, простейший случай, вдруг, становится «веским доводом» для того, чтобы человек сам, без внешних воздействий переключился на состояние нелюбви. И себя наполнил негативной энергией, и другому человеку послал хорошую, добротную порцию.

Естественно, необходимые выводы мною были сделаны, но, довольно часто приходится наблюдать подобное на улицах города. Типичная автоматическая реакция. Вот поэтому и решил озвучить, глядишь, кто-то и переосмыслит эту свою внутреннюю установку.

Да, и тут, желательно учитывать такой маленький, но, достаточно важный момент. Если вы думаете, что поступаете абсолютно правильно в какой-то ситуации. Как я со светофором, к примеру. Решил для себя переходить улицу только на зелёный свет. Имеет смысл не возводить это своё знание в абсолют, вот только так, всё остальное неправильно. Всегда возможны варианты, жизнь достаточно разнообразна и многогранна.

И то, что вам сегодня кажется совершенно правильным, может, через некоторое время подвергнутся определённым корректировкам. Узнаете, что-то новое и важное, естественно, будете менять и свои установки и своё поведение в определённых ситуациях. Не надо ограничивать, прежде всего, самого себя, оставляйте место для этих изменений и новых знаний. И, тем более, не желательно навязывать это своё понимание другим людям, как единственно правильное на все времена.

Такой подход ещё гибкостью называется, любой процесс, как и человек, должен иметь необходимый запас этой самой гибкости.

Причина осуждения других

В чем причина возникновения осуждения других людей?

Человек видит неправильные действия другого. Вполне естественно, хочется помочь, дать понять этому человеку о совершённой ошибке.

Если есть умение делать это с любовью и светом – отлично. Если, пока, нет, получается стандартный вариант умножения негатива. Включается схема осуждения других людей. И о какой вашей правильности может идти разговор?

У многих сразу возникает вопрос: «И что же, просто смотреть, как нарушают правила? А если хулиган к девушке пристаёт? А если ещё, что похлеще происходит?»

А вот тут, имеет смысл увидеть разницу между двумя подходами.

Первый – это привычное выделение негатива. Сказать что-то позначительнее, посмотреть попрезрительнее, в крайнем случае, и по физиономии съездить, если уж совсем не понимает.

Тут, всё понятно, на внешний негатив, выдаём свой негатив. Умножение налицо, ситуация, редко когда разрешается в хорошую сторону. Подход большинства. Осуждение работает.

Второй – это подход СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА . Вы, естественно, понимаете, что это не о физической силе идёт речь, а о силе и умении человека управлять процессами. Тут, механизму осуждения других людей включиться не удалось.

Как это может выглядеть?

К примеру, с теми же хулиганами. Если уж такое случилось, можно спокойно подойти, и сделать так, то у них пропадёт всякое желание продолжать свои действия. Без рукоприкладства, без давления, без грубости, без негатива. Кто-то умеет это делать даже без прямого контакта.

На том же светофоре. Можно просто стоять и показывать пример. Кому не надо, проскочит и не заметит, кто созрел, обратит внимание, и сделает нужный, прежде всего, для себя, вывод. Если один из ста обратит внимание, уже будет лучше, чем давить осуждением с непредсказуемыми последствиями и для себя и для мира.

Если уж совсем «безбашенная» мамаша продолжает свои действия. Можно направить в её сторону внутренний посыл с доброй, правильной, нужной информацией. Есть шансы, что услышит, или в подсознании отложится. А ещё есть шанс, что этот посыл может и от аварии прикрыть. Глядишь, в следующий раз и одумается. А может, именно эта информация и будет той капелькой в общей чаше, которой так не хватало для формирования этого умения. Кто знает?

При желании, можно нафантазировать подобный подход в разных ситуациях. Как вы уже догадались, для этого умения необходимо, много чего и знать и уметь. Это не сказки, и не отрывки из сериалов, это, те самые возможности, которые открывает перед человеком УМЕНИЕ ЛЮБИТЬ .

Выбирать, естественно, вам. Тренироваться по отключению механизма осуждения других людей можно где угодно, ситуаций вокруг каждого из нас предостаточно.

А для более правильного вывода, рекомендую взглянуть на себя со стороны. Каждый из нас, что-то уже знает, умеет, осознал, отработал. Но, есть же масса того, о чём мы не имеем ни малейшего представления. Вспомните схему из статьи о . Так или иначе, мы действуем, так или иначе, мы совершаем неправильные поступки, так или иначе, нарушаем Законы. Это нормально, нам ещё, много чего предстоит узнать и освоить.

Думаю, каждому из нас, было бы не очень приятно, за каждое такое действие, пока не осознанное, получать мощные негативные энергетические удары со стороны тех, кто уже эту тему проработал. Корректировка – да, поддержка – да, подсказка – да, пример – обязательно. Но никак не давление, не осуждение, не манипуляция, не насильственное внедрение правильных истин. Долбить и осуждать человека не правильно, не по Законам. Хороший уровень подразумевает умение правильно взаимодействовать.

Так что, есть над чем поразмышлять. Имеет смысл прочувствовать то, как работает механизм осуждения других людей. Опять же, если желание есть, конечно.

P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:

Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter

Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ :

Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе… кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если ребенок, да и взрослый человек, не понимает, зачем это надо, не знает цели. И тогда мораль, нравственные правила, вместо того, чтобы приносить удовлетворение и мир в душе, становятся тем, что мешает получать удовольствие.

Именно на сегодняшнем уроке стоит четче обозначить цель христианской жизни. И, думается, образ плывущего корабля для этого подходит лучше всего.

Урок православной этики

Тема: «Золотое правило нравственности»

Слайд 1. Название урока.

Вы узнаете:

- Главное правило человеческих отношений

- Что такое неосуждение

Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. Прилагается для распечатки лист с заданием.

Слайд 2. Корабли в море.

Цель - зародить в детях понимание необходимости соблюдения правил и что эта жизнь на земле временная и мы в ней лишь странники, идущие в Вечность.

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю. (щелчок)

Второе условие: исправность кораблей (щелчок) Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. (щелчок по второму условию – Айвазовский, корабль «Меркурий») А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма. (повторный щелчок по второму условию – картина исчезает)

Третье условие для успешного плавания: цель следования . (щелчок) Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

Давайте запишем эти условия успеха в ступеньках с корабликом.

Слайд 3. Житейское море.

Цель - дать детям понимание, что нельзя прожить эту жизнь попусту, гоняясь за временными удовольствиями. Что в этой жизни приобретем из непреходящих духовных ценностей, с тем и предстанем пред Богом.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают)

(щелчок) Первое условие: Правила поведения . Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку. Давайте запишем это условие на первой ступеньке с человечком.

(щелчок по первому условию – переход на скрытый слайд 4)

Слайд 4. Этикет - этика – золотое правило.

Даем определение золотого правила общечеловеческой этики. По первому пункту у светской и христианской этик - об отношении человека к человеку – разногласий нет. Разногласия начинаются со второго пункта – о внутреннем состоянии человека. И становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего пункта - об отношениях между человеком и его Творцом. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью.

Внешние правила поведения где-либо называются этикетом . Например, правила поведения в школе – это школьный этикет, правила общения между дипломатами разных стран – дипломатический этикет. Поведение человека по правилам этикета называют этичным поведением.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

(щелчок) Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой .

Правила различных разделов этикета часто повторяются. (щелчок) И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть « золотым правилом этики ». Звучит оно так: (щелчок) Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя .

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это? (щелчок)

Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. (щелчок)

Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние, нужно обязательно соблюдать второе условие: порядок в душе . (щелчок) Давайте запишем это условие на второй ступеньке с человечком.

(щелчок по второму условию – переход на скрытый слайд 5)

Слайд 5. Нагорная проповедь.

Чтобы нам было понятнее, как соблюдать эти два условия правильно, Господь Иисус Христос во время своей Нагорной проповеди уточнил золотое правило этики. Давайте посмотрим во врезке, что Он сказал нам о том, как нужно вести себя с ближними.

Работа с текстом

ВРЕЗКА

Слова Христа из Евангелия:

Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

(щелчок) «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

(щелчком по стрелке переходим на скрытый слайд 6)

Слайд 6. Нагорная проповедь.

Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Не судите , да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

(щелчок) « Будьте милосерды , как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте , и прощены будете».

(щелчком по стрелке возвращаемся на слайд 3)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения ? (дети отвечают) цель следования . Чтобы определить общую цель человеческой жизни, нужно знать, для чего человек создан. Человек сотворен, чтобы соединиться с Богом в вечном Царстве Божием , Царстве Небесном (щелчок) . Бог – это Любовь, значит, чему в своей земной жизни должен научиться человек? (дети отвечают)

Мы должны научиться любить Бога и любить ближних.

Давайте запишем третье условие на третьей ступеньке с человечком.

Слайд 7. «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправые дела» исчезают по щелку на них, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. Функция перехода на следующий слайд по щелчку отключена, переход – щелчок по стрелке.

Обидел друга попросить прощения .

Обиделся на друга - простить .

Самостоятельное чтение

Слайд 8. Фоновый слайд «Буря сплетен».

При чтении обратите внимание!

С чем сравниваются сплетни?

О чем нужно помнить, чтобы не осуждать других?

Как избежать осуждения человека?

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит : Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись.

Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Футболист проваливает один эпизод или матч – но, тем не менее, блестяще играет в других встречах.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо.

Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.

Анализ текста

Слайд 9. «Буря сплетен».

С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором .

Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло. Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! (щелчок) А теперь? (дети отвечают) Да! (щелчок) А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. (щелчок) Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику, (щелчок) а мучают его.

(если дети знают о подвиге Александра Матросова, то можно привести его как пример: бывший хулиган жертвует жизнью ради жизни других)

Слушаем притчу

Слайд 10. Чужие грехи.

ВРЕЗКА

Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди (из 1-й врезки): « И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего » (Мф.7,3-5).

О чем иносказательно говорится в обоих случаях? (дети отвечают)

Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.

Что помогает нам уберечь себя от осуждения других? (дети отвечают)

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, - потому, что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).

(щелчок)

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

Слайд 11. «Христос и грешница». Поленов В.Д.

(дети отвечают)

(щелчок по «лупе» - переход на скрытый слайд 12 – увеличенный фрагмент картины, возврат на слайд 10 по стрелке)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

А какие оценки ставятся поступкам? (дети отвечают)

Поступкам мы ставим оценки «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правда» или «неправда».

Слайд 13. Грешник и грех.

Помните, мы говорили о мальчике, который сказал друзьям неправду про игрушку.

Как вы думаете, всегда ли этот мальчик говорит неправду? (дети отвечают)

(щелчок) Правильным ли будет поставить на нем клеймо лжеца? (дети отвечают)

(щелчок) Нет. Потому что указать надо на грех, оценить поступок мальчика, а не его самого. (щелчок)

Слайд 14. Прощение.

Что должен сделать мальчик, чтобы исправить свой поступок? (дети отвечают)

(щелчок) Покаяться, попросить прощение.

А что должны сделать ребята? (дети отвечают)

(щелчок) Пожалеть и простить.

Слушаем и поем песню

Слайд 15. Быть человеком.

(песня начинает звучать автоматически после перехода на слайд)

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

1. Нам от самого порога

Жизнь раскинула пути;

Выбирай свою дорогу

И по ней смелей иди.

Пусть к тебе придёт удача,

Если честно ты прожил.

Пусть судьба тебе назначит

То, чего ты заслужил!

Припев : Только помни, только помни

В грохоте-ритме века:

Самая главная в жизни профессия -

Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

Очень уж порой круты.

Мы к себе бываем строги,

За собою жжём мосты,

Ненавидим мы и любим,

Разрушаем и творим;

И в жару и в холод лютый

Мы друг другу говорим.

Припев .

ВРЕЗКА Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

ВРЕЗКА

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи.

ВРЕЗКА

Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину?

_____________________________________________________________________________

Евангелие от Иоанна (8, 3-11) : «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

________________________________________________________________

Рефлексия

Вопросы и задания

1. Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Тема. «Золотое правило этики».

Учитель: Здравствуйте!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнаете о нравственных идеалах, моральных нормах наших предков.
Сейчас командам предстоит проверить себя в знании предмета, как можно быстрее и без ошибок пройти испытания на 4-х станциях. Справившись с заданием на каждой станции, команда получает фрагмент пароля. Собрав воедино пароль, команда имеет возможность узнать главное правило христианской этики.

Капитаны получают «Маршрутные листы»! (Приложение1 )

По моей команде начинаем свой маршрут. Раз! Два! Три!

II. Практическая работа на станциях

Станция 1 «Нравственность».

Тест (Выбор правильного ответа)

1: Выберите тот поступок человека, который можно назвать нравственным:

А) Не обращать внимания на чужие беды и горести.

Б) Помогать людям, которые в этом нуждаются.

В) Помогать людям, надеясь получить награду.

2. Если кто-то из приятелей сплетничает, то надо:

А) Осудить осуждающих;

Б) Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;

В) Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

3. Закончите предложение. Чтобы нас любили люди, мы должны…

А) Льстить им;

Б) Требовать любви;

В) Любить их.

4. Закончите предложение. Добрым человека можно назвать, если:

А) Он делает добро, чтобы стать популярным;

Б) Он делает добро, чтобы получить взамен награду;

В) Он делает добро по велению сердца.

5. Кто указывает человеку на его плохие мысли и поступки?

А) Милиционер.

Б) Товарищи.

В) Совесть.

6. Закончите предложение. Нравственный человек помогает…

А) Тем, кто помогал ему;

Б) Тем, кто может оплатить за оказанную помощь:

В) Тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает тебе зло.

Молодцы! Отметка в Маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

Вывод . Мы узнали, что нравственный человек умеет:

А) помогать людям, которые в этом нуждаются, даже если они делают тебе зло;

Б) не осуждать,

В) любить.

Мы выяснили, что мы понимаем под понятием нравственность или этика.

Станция 2 Христианская этика

А теперь нам предстоит ответить на вопрос:

Что такое христианская этика? В чём её отличие от светской этики?

Как уберечься от осуждения других?

Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, что Иисус Христос заповедовал иметь своим ученикам, чтобы их отличали от других людей.

1.То, что надо обличать и ненавидеть. (Зло)

2.Те, кто несут ответственность за совершаемое на земле зло. (Люди)

3.То, что Господь велел человеку вынуть из своего глаза для того, чтобы увидеть, как вынуть сучок из глаза брата. (Бревно)

4.Различение оценки поступка и оценки самого человека. (Неосуждение)

5.Тот, кого нужно любить в любых обстоятельствах. (Человек)

6.То, что нужно не делать, чтобы не быть судимыми. (Судить)

Прочитайте ключевое слово: любовь . Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

Что особенного есть в христианской любви? На этот вопрос вам поможет ответить буклет . Разверните его. Давайте прочтём первое послание к Коринфянам святого апостола Павла гл.13

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Станция 3 Притча.(Фильм)

Старец вывел учеников на мороз и молча, встал перед ними.
Прошло пять минут, десять… Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца.
Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: "Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь.
Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло.
В этом и есть суть христианской любви”.

Обсуждение: что лежит в основе христианской любви?

А) доброта

Б) любовь к ближнему

В) сострадание

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля.

Станция 4 Познание

Любовь
Мы у Бога о многом просим,
А просить об одном лишь надо,
О любви, что все переносит,
Что чужому успеху рада.

Когда любишь, легко прощаешь,
Когда любишь - не мыслишь злого,
На обиды не отвечаешь
Злобным взглядом и едким словом.

В милосердии границ не знаешь,
Сердце к жертве всегда готово,
Недостатков не замечаешь,
Не сквернишь себя клеветою,

И напрасно просить о многом,
Мне по сути одно лишь нужно.
Я любви прошу у Бога,
О других не заботясь нуждах.

Вера Сергеевна Кушнир

Вывод: главное содержание христианского учения выражают слова закона:

"Возлюби ближнего твоего, как самого себя"

Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила.

Запишите вывод в маршрутном листе. Вручение фрагмента пароля

III. Подведение итогов

1Соберите воедино пароль, объяснив, что он означает (Золотое правило христианской этики)
Отметка в Маршрутном листе. Руководители групп читают золотое правило нравственности.
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», (Мф.7:12)

Молодцы!

Д. З Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.

хотите, чтобы с вами

Вы не задавались вопросом: с какой целью колесят по многим монастырям и другим святым местам автобусы с паломниками? Что заставляет людей претерпевать немалые неудобства и даже лишения в пути? Конечно, каждый преследует свою, только ему ведомую цель, решает свою задачу. Но после очередного визита очередной группы паломников в Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь мне вдруг стала понятна и некая общая цель, которая движет этими людьми — поиск Благодати Божьей!

Потому что именно с обсуждения этой темы началась беседа настоятеля монастыря игумена Агафона с группой паломников, прибывших в монастырь из Москвы в минувшие выходные. Каковы верные признаки Благодати?, — таков был первый вопрос во время беседы с батюшкой.

— Это очистительные слезы во время исповеди, необычайно радостное, приподнятое состояние после святого Причастия, — был ответ. И, как тут же выяснилось после эмоциональных отзывов и восклицаний многих участников беседы, такое состояние во время пребывания в Тихоновой обители ощутили многие.

— А как быть, если не ощутил Благодати после Исповеди и Причастия?

— Значит, не был до конца искренен и откровенен во время исповеди. Истинное покаяние дается от Бога и его надо заслужить, — ответствовал игумен Агафон.

Задавались вопросы и о том, как преодолеть один из главных пороков человеческих — чрезмерную гордость, а точнее гордыню?

— Смирением, — отвечал батюшка. Надо постоянно внушать себе, что я — самый последний и самый ничтожный из всех людей. Поверьте, это самый верный и прямой путь к избавлению от всяческих скорбей. Вспомните советы подвижников церкви держать душу свою во аде. Влекут ангелы святого человека в Рай, а он говорит им: вы ошиблись, мне по моим грехам прямая дорога в ад. Это пример из высших сфер. А возьмите ту же Золушку из сказки. Ведь она совершенно искренне считала себя хуже всех. И именно по этой причине только ей одной и подошел хрустальный башмачок.

Многих паломников интересовало, как молиться за своих близких и вообще можно ли молиться сразу за многих людей? На что отец Агафон отвечал:

— Если у вас сто рублей, как лучше сделать: разделить по пятачку на многих или дать кому-то одному всю сотню? Чтобы молиться за многих с пользой, надо иметь много духовных «денег». Эти «деньги» зарабатываются прежде всего постоянной молитвой, постоянным обращением к Богу. Но не только молитвой: чтением духовных книг, Библии прежде всего, добрыми делами также пополняется духовная «копилка».

Был задан и такой вопрос: надо ли подавать нищим, если в газетах пишут, что такие «нищие» чуть ли не на мерседесах разъезжают?

— В газетах много чего пишут,- ответствовал батюшка. А нищим лучше скромно, но все же подавать.

— Как уберечься от осуждения других людей, как выработать чутье на злых людей?, — последовали вопросы.

— Осуждать и укорять самого себя. Чем строже вы себя оцениваете, тем меньше возникает соблазн судить других людей. А чутье на плохих, злых людей придет вместе с молитвой. Надо больше молиться и уметь себя слышать. И Господь вам подскажет, какой перед вами человек — добрый или злой.

Здесь приведена лишь малая часть вопросов, которыми паломники буквально засыпали отца Агафона. По ходу беседы явственно ощущалось, что люди нашли здесь, в Свято-Николо-Тихоновой обители то, к чему они стремились, то, что они искали, совершая паломнические поездки по разным обителям и святым местам.

Почти двое суток провела эта группа из 46 паломников-москвичей в монастыре. Все они были размещены, устроены на ночлег, накормлены. Но гораздо важнее другое: они от души помолились. В субботу прошло таинство Соборования, его приняли все без исключения паломники. Затем были всенощное бдение и исповедь. На утро воскресного дня — праздничная литургия в память апостола Андрея Первозванного. Соприкосновение с духовными монастырскими святынями благотворно сказалось на многих. Во время беседы люди радостно сообщали, что кто-то исцелился от сильного бронхита, у кого-то прошла сильная головная боль...

Выяснилось, что многие из этой группы уже не первый раз в монастыре. Когда я спросил у организатора поездки Е. Е. Супрун, почему они снова выбрали для визита именно Свято-Николо-Тихонову обитель, она ответила:

— Здешний монастырь такое место, что стоит здесь один раз побывать, и душа сама вновь и вновь будет звать вас снова вернуться сюда. Сюда ведут любовь к Богу и к насельникам монастыря, которые так искренне и преданно Ему служат.

Я попросил игумена Агафона дать оценку этому визиту паломников.

— Было приятно иметь дело с воцерковленными людьми, — сказал он, — отвечать на интересные, живые вопросы, видеть их горящие глаза, ощущать открытые Богу сердца и души.

Записал В. Субботин

Независимо от расы, национальности и менталитета, многих из нас действительно объединяет одна пагубная привычка – осуждение других людей. Часто это свойство настигает даже вполне приличных и добрых людей, глядя на которых никогда не скажешь, что они на это способны. Как правило, скрытый механизм осуждения других людей даже у самых приличных и добрых из нас запускается неосознанно и даже спонтанно. Однако, этот процесс необходимо контролировать, для этого полезно узнать про правила, изучив которые, станет понятно, как уберечься от осуждения других людей.

Оценивать окружающий мир и общество – это вполне естественно, без критического взгляда на жизнь человечество не выжило бы. Однако, наше сознание так устроено, что не видит границ осуждения. Осуждая глобальные мировые процессы, политиков, службы правопорядка, человек переходит на конкретные личности: знакомых и малознакомых людей, осуждая их внешность, характер, поступки. Не успеваешь оглянуться, как осуждение других людей становится одной из главных линий в общении человека.
В любом коллективе найдутся те, кто, осуждая, распускают вокруг себя массу сплетен. Иногда образуется «кружок сплетников», которые в обществе держаться обособленно. Мир вокруг них пропитан негативом и осуждением всего и всех. Так почему их мнение и сплетни очень часто портят жизнь нормальным людям?

Есть такой тип любителей осуждать, мозг которых не омрачен темными мыслями, но язык живет, словно сам по себе. Помочь таким легко. Главное в их поведении – суметь удержать язык в самый нужный момент. Первое время, насильно останавливая себя от соблазна обсудить кого-то за обедом. Дальше будет легче. Мозг будет продолжать культивировать добро, язык будет с ним в ладу.
Вторая группа людей – это те, чей мозг и чья речь полностью пропитаны негативом. Они недовольны всем, готовы обсуждать даже самых положительных коллег. С такими предстоит наиболее сложная работа. Главное, чтобы человек сам захотел исправиться.

Правила, как уберечься от осуждения других людей

  • Сосредоточиться и поискать в себе основу того яда, которая не дает спокойно жить ни окружающим, ни себе. Копать нужно как можно глубже. Найдя проблему, можно быстро ее решить.
  • Нужно отпустить несбывшиеся мечты. Плохо, что они не исполнились, так много планировалось и ничего не сбылось. Но эта шелуха тоже не нужна в жизни. Ее нужно проработать: простить, поблагодарить и отпустить.
  • Усмирение гордыни. Работа не из легких, но ее необходимо выполнить. Нужно перестать заниматься самолюбованием. Любить себя нужно, но нельзя быть самовлюбленным.
  • Пересмотреть круг общения. Возможно, есть те, с которыми общаться некомфортно, но, в силу разных обстоятельств, приходится это делать. Это насилие над собой. Если совсем прекратить общение не получается, то нужно снизить его до минимума.
  • Сократить поток негативной информации из телевизора и интернета. Не читать неприятные новости, не смотреть злые фильмы, не пререкаться в соцсетях.
  • Наконец, после всей этой очистки своего внутреннего мира от негатива, нужно найти красоту в окружающих людях и в окружающем мире.
Таким образом, можно отметить, что по большому счету правила о том, как уберечься от осуждения других людей довольно просты, как и все в нашем мире. Они требует их осознания и ежедневного применения. Все, что применяется системно более 21 дня входит в привычку. Данный период необходим для формирования новых нейронных связей. Получается, чтобы осуждение других людей вас больше никогда не беспокоило, нужно приложить немного своих собственных усилий, и результат не заставит вас ждать. Согласитесь, ведь люди не только состоят из раздражающих моментов, их можно не только обсуждать и осуждать, но и хвалить, любоваться ими.

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта