Главная » Засолка грибов » Шемякинский суд краткое содержание. Шемякин суд

Шемякинский суд краткое содержание. Шемякин суд

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

«Золотой век русской литературы» - Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Детские годы. А. С. Пушкин родился в Москве в семье потомка знатного дворянского рода. Каюм Насыри. «Золотой век» русской культуры. Поэты и писатели XIX века. Каюм Насыри (1825 - 1902) - ученый - энциклопедист, историк - этнограф, языковед, писатель, просветитель.

«Русская литература в 18 веке» - Гаврил Романович Державин (1743-1816) родился в семье бедного офицера. В 1804 г. - вышел сборник Державина «Анакреонтические песни». Г. р. Державин. М. в. Ломоносов. С 1804 г. - Карамзин целиком отдался работе над «Историей государства Российского». В 1745 г. - Ломоносов стал профессором. Восьмисотые годы отмечены необыкновенной творческой активностью поэта.

«Литература XX века» - Актуальные проблемы литературы ХХ века и современной литературы. Двадцатый век… А.Блок «Возмедие». Проблема преподавания литературы. Остро возникшие проблемы в литературе. Исторические события. Проблема периодизации литературы. Периодизация литературы ХХ века. Проблема существования Союза писателей.

«Литературные направления» - Н.М. Карамзин. В.А. Жуковский. Тест по теме: «Литературные направления». Кто является основателем русского сентиментализма? Кто является основателем русского классицизма? М.В. Ломоносов. Кто является основателем русского романтизма?

«Литература эпохи Возрождения» - Но определенные литературные формы преобладали. Литература. Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Синонимом Возрождения является термин "Ренессанс", французского происхождения. Выполнил: Шахнович Егор. Новое понимание. Идеалы. Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы.

«Литература 20 годов» - I. Реализм. ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка. 1925-1932 гг. РАПП ЛЕФ Имажинисты «Перевал» ОБЕРИУ Конструктивисты «Серапионовы братья» ОПОЯЗ. Представители – Маяковский В., Б. Пастернак, О. Брик. «Перевал». Фурманов, Ал. Литературные направления. литературная группа. 1921 г. представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский.

Всего в теме 13 презентаций

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока : показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки

  • анализа текста,
  • навыки монологической речи,
  • выразительного чтения,
  • описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2 . Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)

  • Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (Создавалась в народ. Среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)
  • Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является « Повесть о Шемякином суде ». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.

Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.

Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д . Русские народные картинки.- СПб., 1881.- Кн. 1.- С. 189-192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.).

На протяжении XVIII-XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести - “Шемякин суд” - стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника.

V. Дополнительные задания :

  1. План Слайд 4

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный
2. Лошадь без хвоста
3. Сорвался с полатей
4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья
6. Камень, завернутый в платок
7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки - как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, - говорит истцу Шемяка, - а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки - прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи - Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

VІІ. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

  • «Ш. суд» определён как сатирическая повесть ,
  • но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку : герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.
  • «Ш. суд» носит некоторые черты притчи : назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.
  • Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

ІΧ . Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: - Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: - Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

(«Шемякин суд»)

Тест по «Повести о Шемякином суде»

А1 . Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение

А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

  1. открывает повествование
  2. завершает повествование
  3. является кульминацией сюжета
  4. является одним из этапов развития сюжета

А3 . Главной темой данного фрагмента является:

  1. тема долга
  2. тема внутренней свободы человека
  3. тема труда
  4. тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

  1. желание разбогатеть
  2. забота о богатом брате
  3. стремление взять побольше у богатого брата
  4. стремление помогать всем людям
  1. выявляет отсутствие в герое человеческого начала
  2. показывает небрежение к добру брата
  3. характеризует психологическое состояние героя
  4. подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд» ? кто из двух братьев оказался не прав? Почему? Предварительный просмотр:

2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5

Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул - мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. 6

Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского. « Взыди ты на мост, - говорит истцу Шемяка, - а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7

Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный. НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный." НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8

Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9

Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение « шемякин суд » как поговорку. 3. Прочитать « Недоросль » . 10

Ресурсы http://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg http://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg http://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg 11


Интересующее нас произведение является едва ли не самым популярным памятником XVII века. Его название впоследствии даже стало поговоркой: «шемякин суд» обозначает несправедливое судебное разбирательство, пародию на него. Известны поэтические и драматические переложения «Повести о Шемякином суде», а также ее лубочное воспроизведение. Кроме того, она породила известную сказку о бедном и богатом брате.

Проблемы авторства, источники

Автор «Повести о Шемякином суде» неизвестен, ведь она является по происхождению народной. Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской литературах. Известно также, что с аналогичным сюжетом работал известный писатель Миколай Рей, живший в XVII веке и получивший почетный титул «отец литературы Польши». В некоторых списках прямо утверждается: «из польских книг» была выписана «Повесть о Шемякином суде». Вопросы ее источников, однако, остались нерешенными. Нет никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.

«Повесть о Шемякином суде»: содержание

Первая часть повести рассказывает о происшествиях (одновременно уморительных и грустных), которые произошли с убогим крестьянином. Все начинается с того, что его богатый братец дает ему лошадь, однако забывает о хомуте. Главный герой привязывает дровни к хвосту, и тот рвется. Следующая беда приключилась с крестьянином, когда он ночевал у попа на полатях (то есть на лежаке). Ужинать его, естественно, жадный поп не позвал. Заглядевшись на ломившийся от кушаний стол, главный герой случайно зашибает младенца, сына попа. Теперь за эти правонарушения бедняге предстоит суд. От отчаянья он хочет свести счеты с жизнью и бросается с моста. И снова - неудача. Сам крестьянин остается целехоньким, но зато старик, на которого приземлился главный герой, отправился к праотцам.

Итак, крестьянину предстоит отвечать уже за три преступления. Читателя ожидает кульминация - хитрый и несправедливый судья Шемяка, приняв завернутый в платок камень за щедрый посул, решает дело в пользу бедного крестьянина. Так, первому потерпевшему предстояло ждать, пока у лошади вырастит новый хвост. Попу предложили отдать свою жену крестьянину, от которого та должна понести ребенка. А сын погибшего старика в качестве компенсации должен сам упасть с моста и зашибить бедного крестьянина. Естественно, от таких решений все потерпевшие решают откупиться.

Специфика композиции

«Повесть о Шемякином суде» делится на две части. Первая часть состоит из трех эпизодов, описанных выше. Сами по себе они воспринимаются как обычные забавные анекдоты, которые выполняют функцию завязки. Здесь они как бы вынесены за рамки основного повествования, хотя в классических образцах повествований о судах подобного не наблюдается. Кроме того, обо всех излагаемых событиях там повествуется в А не в настоящем, чем отличается «Повесть о Шемякином суде». Эта особенность придает динамизма сюжету древнерусского памятника.

Вторая составляющая композиции более сложна: собственно приговорам Шемяки, которые являются приключений бедняги-крестьянина, предшествует обрамление - сцена, как ответчик показывает судье «вознаграждение».

Традиции сатиры

Сатира была очень популярной в литературе XVII века. Факт ее востребованности можно объяснить, исходя из специфики общественной жизни того времени. Наблюдалось усиление роли торгово-ремесленного населения, однако это не способствовало развитию его гражданских прав. В сатире подвергались осуждению и обличению многие стороны жизни общества тех времен - несправедливый суд, ханжество и лицемерие монашества, крайнее

«Повесть о Шемякином суде» вполне вписывается в сложившуюся традицию. Читатель того времени несомненно понял бы, что повесть пародирует «Уложение» 1649 года - свод законов, которые предлагали избирать меру наказания в зависимости от того, каким было преступление провинившегося. Так, за убийство полагалась казнь, а изготовление наказывали, заливая горло свинцом. То есть «Повесть о Шемякином суде» можно определить как пародию на древнерусское судопроизводство.

Идейный уровень

История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола. «Правда» оказывается сильнее «кривды». Что же касается самого судьи, он вынес из произошедшего ценный урок: «Повесть о Шемякином суде» заканчивается тем, что крючкотвор узнает правду о «посыле». Но тем не менее он даже радуется собственным приговорам, ведь в противном случае, этим булыжником из него бы вышибли дух.

Художественные особенности

«Повесть о Шемякином суде» отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.

Сегодня еще одно произведение под названием Шемякин суд попало в мой читательский дневник. С повестью Шемякин суд мы познакомились в 8 классе на уроке литературы.

повесть о Шемякином суде

Повесть о Шемякином суде рассказывает о бедности и знакомит с несправедливым судом, показывая нам маленького человечка с его смекалкой. Произведение Шемякин суд написано неизвестным автором, а датируется данная сатира семнадцатым веком.

Шемякин Суд краткое содержание

Чтобы познакомиться с сюжетом произведения Шумякин суд, предлагаем , что позволит в дальнейшем работать с произведением и сделать его . В древнерусском произведении второй половины семнадцатого века рассказывается о двух братьях: бедном и богатом. Бедный постоянно просил у богатого коня и однажды, взяв коня и не получив от брата хомут в пользование, у лошади отрывается хвост, ведь бедняку пришлось дровни прицеплять именно к лошадиному хвосту. Брат теперь не хочет брать коня и идет в суд. Чтобы не платить налог за вызов на суд, бедный брат идет следом.

По пути в город брат останавливается у своего друга попа, где тот приглашает за стол, бедному же не дают ужин и тому приходится лишь выглядывать с полатей. И вот бедный случайно падает и как раз на люльку с ребенком. Ребенок погибает. Теперь и поп идет в суд.

По дроге бедный брат решается на самоубийство и бросается с моста, да как раз падает на сани с человеком. Своим падением он убивает отца одного из горожан, который в это время везет отца на санях в баню.

И вот уже трое пострадавших пошли в суд, где бедняк проявил смекалку. Во время обвинений во всех свалившихся на неудачника преступлениях, тот показывал судье камень. Судья же, думая о деньгах и о том, что в свертке лежит золото, выносил приговор в пользу обвиняемого, так бедняку была оставлена лошадь, к нему была направлена жена попа, которая должна была жить ним, пока не родится ребенок. И в конце концов, бедняка должен был убить пострадавший горожанин так же, как тот убил его отца.

В итоге все заплатили бедному брату деньги, чтобы судебный приговор не был исполнен. Мало того, когда и судья узнал, что у бедняка вместо золота был обычный камень, тот также боказался рад своим решениям, что присудил в пользу бедного, ведь в противном случае, бедняк бы убил его камнем.

Если анализировать произведение, то мы прекрасно видим, кого и что высмеивает повесть Шемякин суд. Это и взяточничество, и несправедливость в судебных решениях во времена феодализма. Читая сатирическое произведение Шемякин суд, невольно задаешься вопросом, а на чьей же стороне стоит автор? И здесь, как раз тот случай, когда автор не поддерживает никого, он просто показывает всю горечь происходящего, где каждый герой заслуживает сочувствия, хотя, как раз вот на сторону судьи вряд ли кто станет. Судью можно осуждать, ведь именно он выносил несправедливые решения, которые доходили до нелепости.

Шемякин Суд главные герои

В Шемякином суде главными героями являются бедный и богатый братья, поп, горожанин и судья Шемякин. Именно по его фамилии и был назван суд.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта