Главная » Засолка грибов » Сочинение сатирические образы лирике маяковского. Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты

Сочинение сатирические образы лирике маяковского. Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты

И в наши дни считается, что сатира Маяковского - одна из его самых ярких поэтических сторон. Он считался непревзойденным мастером этого жанра. В его произведениях часто встречался волнующий гражданский пафос, который органично уживался с проникновенным лиризмом. А также беспощадной сатирой, который были наполнены многие его стихи.

Особенности сатирического творчества Маяковского

Говоря о сатире Маяковского, многие сравнивают ее с издевательским свифтовским смехом. Также шокировал своих современников этот английских писатель в едких памфлетах.

Многими исследователями давно замечено, что чем чище и выше поэту представлялся идеал нового советского человека, о котором так мечтали власти, тем безжалостнее он обрушивался со всей силой на окружающую его пошлость и безвкусие. А также низменное хищничество и жадность.

Критики тех лет утверждали, что мещанство встретило в лице поэта Маяковского слишком сильного и кусачего врага. Сатира в произведениях Маяковского также часто обрушивается на неповоротливых и вороватых чиновников, на всеобщее хамство и подхалимство. Поэт категорически не переносил душевную заскорузлость в человеке, ее он называл "мыслительным лежанием на печи".

Грозный смех

Сатира в поэзии Маяковского занимала важное место. Сам он называл ее "грозным смехом". Поэт был уверен, что его стихи помогают выжигать из жизни всяческую ерунду и дрянь.

При этом он уделял большое значение точной и яркой рифме. Он считал, что она может быть не только лозунгом и лаской, но и кнутом, и штыком. От него сильно доставалось всевозможным бюрократам и лодырям, а также мерзавцам и расхитителям народной собственности. Объекты, на которые была направлена сатира Маяковского, были самые разнообразные. Практически как и окружающая его действительность.

Сатирический кнут поэта был настолько изощрен, что врагу доставалось, где бы он ни находился, под какой бы личиной ни скрывался. Маяковский обличал подхалимов, интервентов, врагов советского народа, чиновников, которые получили партбилет только ради наживы и собственной выгоды.

"О дряни"

Говоря о сатире Маяковского, можно привести в качестве яркого примера стихотворение "О дряни". В нем автор описывает классического мещанина, который как будто высовывается из-за спины РСФСР. Неподражаемый и запоминающийся образ товарища Нади.

Ее Маяковский описывает как женщину, у которой на платье эмблемы, а без серпа и молота нельзя показаться в свете.

Неприятие Маяковским мещанства похоже на то, как относится к этому классу Горький. Он его также ненавидит и высмеивает, разоблачает по любому поводу. Это происходит и в быту, и в искусстве, а также среди большого количества современной ему молодежи.

Подобные темы можно встретить в стихотворениях Маяковского "Даешь изящную жизнь", "Любовь", "Маруся отравилась", "Пиво и социализм", "Письмо к любимой Молчанова".

Сатирические темы Маяковского

Актуальность сатиры Маяковского в то время ощущалась, пожалуй, всеми. Он не чурался касаться самых острых и проблемных вопросов. Примечательно, что сатирическими были не только его стихи, но и драматические произведения. Например, популярные до сих пор комедии "Баня" и "Клоп".

В центре повествования пьесы "Клоп" - персонаж по фамилии Присыпкин. Ему не нравится эта фамилия, он хочет изящности и переименовывается в Пьера Скрипкина. Автор его характеризует как бывшего рабочего, который сегодня стал женихом. Он женится на девушке по имени Эльзевира Ренессанс. Изящества ей тоже не занимать. Она работает маникюршей.

Присыпкин в будущем

Присыпкин тщательно готовится к предстоящему бракосочетанию. Для этого он покупает красную ветчину и красноголовые бутылки, ведь предстоит красное бракосочетание. Далее происходит целый перечень фантастических и невероятных событий, в результате которых Присыпкину удается дожить в замороженном виде до светлого будущего коммунистического общества.

Люди, которые встречают его в будущем, размораживают героя и с удивлением рассматривают человеческое существо, которое питается водкой, как отмечают они. Вокруг себя Присыпкин начинает распространять зловонные бациллы алкоголизма, начинает заражать всех окружающих худшими человеческими качествами, которые были присущи многим его современникам. Так, в сатирической форме Маяковский высмеивает подхалимство, а также излишнюю чувствительность, которую автор называет "гитарно-романсовой".

В этом обществе будущего Присыпкин становится уникальным экземпляром, для которого самое место в зоологическом саду. Его туда помещают вместе с клопом, который все это время был его неизменным спутником. Теперь он экспонат, на который специально ходят поглазеть.

Пьеса "Баня"

В качестве примеры сатиры в творчестве В. Маяковского многие приводят еще одну его пьесу "Баня". В ней поэт остро высмеивает бюрократический советский институт.

Маяковский писал, что баня моет или попросту стирает бюрократов всех мастей. Главный герой этого произведения - главный начальник по управлению согласованием. Сокращенно его должность звучит как главначпупс. Этой деталью автор едко подмечает страсть советским властей к подобным сокращениям и аббревиатурам. Фамилия этого персонажа Победоносиков.

Комсомольцы, которые окружают его, изобретают удивительную машину времени. На ней главный герой стремится уехать в светлое будущее. В так называемый коммунистический век. Готовясь к путешествию, он даже готовит мандаты и соответствующие командировочные удостоверения, выписывает сам себе суточные.

Но весь план в результате проваливается. Машина отправляется в путь, перемещаясь по пятилеткам, она носит за собой трудолюбивых и честных рабочих, выплевывая на ходу и самого Победоносикова, и подобных ему бесполезных чиновников.

Набор сатирических средств

Сатира в творчестве Маяковского - один из популярных и распространенных приемов. Работая с ним, поэт использует широкий набор разнообразных средств. Любимейшим грозным оружием сатиру Маяковский сам называл неоднократно. У него была собственная кавалерия острот, героические рейды которой отразить не мог практически никто.

Одним из самых любимых приемов поэта был крайний гиперболизм. Гиперболизируя все вокруг себя, Маяковский создавал в своих стихах поистине фантастические явления. Этими гротескными приемами он пользовался еще в своих ранних творениях, которые называются "Гимны".

Еще он очень любил литературный шарж. В нем он сатирически подчеркивал недостатки описываемого субъекта, сгущал обличаемые им черты. Примером использования такой сатиры в стихах Маяковского являются "Монахини".

Ненависть к религиозному ханжеству

Маяковский как никто другой поднимал на смех религиозное ханжество. Также важную роль в его творчестве играли всевозможные литературные пародии. Например, в поэме "Хорошо!" он блестяще спародировал текст самого Пушкина.

Остроумная пародия, которую представляет на наш суд Маяковский, многократно усиливает эффект сатирического разоблачения, которого он добивается всеми способами. Сатира поэта всегда остра, она безупречно жалит и всегда остается оригинальной и неповторимой.

"Прозаседавшиеся"

Одним из классических примеров сатиры этого поэта являются "Прозаседавшиеся". Это стихотворение было впервые опубликовано в 1922 году в газете "Известия". Маяковский начинает со спокойной и даже легкой иронии, постепенно усиливая свой праведный гнев к бюрократическому аппарату.

В завязке он рассказывает, как начинается рабочий день "прозаседавшихся". На рассвете они спешат в свои учреждения, стремясь отдаться там во власть "бумажных дел".

Уже во второй строфе появляется проситель, который обивает пороги в надежде получить аудиенцию у руководства и решить свою застарелую проблему. Попасть он уже давно мечтает к неуловимому "Ивану Ванычу", как его тут все называют. Он же не может снизойти до простого человека, постоянно пропадая на заседаниях.

Маяковский с издевкой пишет о мнимости якобы важных дел, которыми занят такой Иван Ваныч. А после этого сразу прибегает к гиперболе. Оказывается, что их заботы, над которыми они корпят, - это объединение театрального отдела Наркомпроса с Главным управлением коннозаводства, а также вопрос о покупке чернил и прочей канцелярии. Такие задачи они решают вместо того, чтобы реально помогать людям.

Многие произведения В. В. Маяковского обращены к сатирической теме. Одним из таких произведений является пьеса «Клоп».

Сюжет пьесы и прост, и необычен одновременно. «Бывший партиец» Петр Скрипкин, используя выгоды своего социального положения, намеревается выгодно жениться. Его будущая теща, парикмахерша Розалия Павловна, согласна на такого зятя ради «социальной реабилитации» своей семьи – снятия «клейма» буржуазного элемента, причем Скрипкин бросает свою возлюбленную, работницу Зою Березкину. На первый взгляд, перед читателем достаточно заурядный сатирический сюжет, но В.В. Маяковский вносит в пьесу элементы социальной фантастики – и тем самым резко расширяет сюжетное «поле» пьесы. На свадьбе Скрипкина случается драка, потом пожар. Но герой пьесы не погибает. Его воскрешают в отдаленном коммунистическом будущем.

И во здесь начинаются странности. С одной стороны, бескультурный, грубый, эгоистичный Скрипкин выглядит настоящим «ископаемым» среди «идеальных» людей коммунистического общества. Пьянство, резкие выражения, подхалимство давно уже стали здесь забытыми, неизвестными явлениями. Героя пьесы отказываются даже признать за человека – он «человекообразное» существо, «млекопитающее». Его изолируют от общества, поселяют вместе с «прибывшим» с ним клопом. Скрипкин никак не походит на роль «высшего вида» человека – пролетария. Он обыватель, представитель тех людей, которые лишь притворялись пролетариями. Именно в мещанство, своего дальнего врага, направил сатиру В. Маяковский. Скрипкин и его приятели бескультурны, их невежество агрессивно, всегда готово привести к социальной ненависти. Такова позиция автора. Все это интересно сейчас не само по себе, так как драматургия пьесы прямолинейна, лишена художественной изобретательности. Но есть другое – та неоднозначность, которую В.В. Маяковский, вопреки своему замыслу, допустил в пьесе.

Общество, представленное в пьесе идеальным, устроено предельно разумно. Оно, по сути, безлично. Голосование его членов происходит с помощью машины. Массовость, автоматизм стали принципом существования. Уничтожена любовь – самое человеческое, самое личное из всех чувств. Сам идеал, изображенный в пьесе, настолько нелеп и страшен, что независимо от авторской воли вызывает у современного читателя чувство протеста. И Петр Скрипкин, при всех его недостатках, невольно выглядит единственным живым человеком среди безличных автоматизированных «счастливцев» победившего коммунизма. А самое странное то, что это идеальное общество оказывается в пьесе крайне неустойчивым, внутренне податливым к давно, казалось бы, искорененным чувствам и привычкам. Пятьсот рабочих медицинской лаборатории начинают пить. Под воздействием «душераздирающих» романсов Скрипкина в людях просыпается чувство любви. Десятки девушек вдруг начинают танцевать – невероятное событие, возвращение к буржуазным удовольствиям. Именно это и привело к изоляции Скрипкина. Один - единственный человек оказывается смертельной угрозой для целого общества. Чего же стоит весь духовный потенциал коммунизма, если достаточно одного человека, чтобы поставить под угрозу завоевания десятилетий? Конечно, Маяковский хотел живучесть мещанства, опасность его возрождения, но как же слаба идеология, готовая рухнуть едва ли не в несколько дней.

Разумеется, В.В. Маяковский не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры сознательно. Цель автора была прямо противоположной. Элементы «с обратным знаком» возникли невольно. Но сейчас, в наше время, эта пьеса открывается с неожиданной стороны. В финале пьесы незадачливый, прямо приравненный автором к клопу Скрипкин кричит: «Братцы! Свои! Родные!.. Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?..» И этот крик, независимо от воли автора, дает нам право посчитать «Клопа» вполне современным произведением. Победа коммунизма в сознании людей может быть только иллюзией, внешним привыканием к спущенным сверху «нормам». А если приглядеться, то миллионы скрипкиных вдруг покажут свое истинное лицо.

Сатирические мотивы в творчестве Владимира Владимировича Маяковского

Многие произведения В. В. Маяковского обращены к сатирической теме. Одним из таких произведений является пьеса «Клоп».

Сюжет пьесы и прост, и необычен одновременно. «Бывший партиец» Петр Скрипкин, используя выгоды своего социального положения, намеревается выгодно жениться. Его будущая теща, парикмахерша Розалия Павловна, согласна на такого зятя ради «социальной реабилитации» своей семьи - снятия «клейма» буржуазного элемента, причем Скрипкин бросает свою возлюбленную, работницу Зою Березкину. На первый взгляд, перед читателем достаточно заурядный сатирический сюжет, но В.В. Маяковский вносит в пьесу элементы социальной фантастики - и тем самым резко расширяет сюжетное «поле» пьесы. На свадьбе Скрипкина случается драка, потом пожар. Но герой пьесы не погибает. Его воскрешают в отдаленном коммунистическом будущем.

И во здесь начинаются странности. С одной стороны, бескультурный, грубый, эгоистичный Скрипкин выглядит настоящим «ископаемым» среди «идеальных» людей коммунистического общества. Пьянство, резкие выражения, подхалимство давно уже стали здесь забытыми, неизвестными явлениями. Героя пьесы отказываются даже признать за человека - он «человекообразное» существо, «млекопитающее». Его изолируют от общества, поселяют вместе с «прибывшим» с ним клопом. Скрипкин никак не походит на роль «высшего вида» человека - пролетария. Он обыватель, представитель тех людей, которые лишь притворялись пролетариями. Именно в мещанство, своего дальнего врага, направил сатиру В. Маяковский. Скрипкин и его приятели бескультурны, их невежество агрессивно, всегда готово привести к социальной ненависти. Такова позиция автора. Все это интересно сейчас не само по себе, так как драматургия пьесы прямолинейна, лишена художественной изобретательности. Но есть другое - та неоднозначность, которую В.В. Маяковский, вопреки своему замыслу, допустил в пьесе.

Общество, представленное в пьесе идеальным, устроено предельно разумно. Оно, по сути, безлично. Голосование его членов происходит с помощью машины. Массовость, автоматизм стали принципом существования. Уничтожена любовь - самое человеческое, самое личное из всех чувств. Сам идеал, изображенный в пьесе, настолько нелеп и страшен, что независимо от авторской воли вызывает у современного читателя чувство протеста. И Петр Скрипкин, при всех его недостатках, невольно выглядит единственным живым человеком среди безличных автоматизированных «счастливцев» победившего коммунизма. А самое странное то, что это идеальное общество оказывается в пьесе крайне неустойчивым, внутренне податливым к давно, казалось бы, искорененным чувствам и привычкам. Пятьсот рабочих медицинской лаборатории начинают пить. Под воздействием «душераздирающих» романсов Скрипкина в людях просыпается чувство любви. Десятки девушек вдруг начинают танцевать - невероятное событие, возвращение к буржуазным удовольствиям. Именно это и привело к изоляции Скрипкина. Один - единственный человек оказывается смертельной угрозой для целого общества. Чего же стоит весь духовный потенциал коммунизма, если достаточно одного человека, чтобы поставить под угрозу завоевания десятилетий? Конечно, Маяковский хотел живучесть мещанства, опасность его возрождения, но как же слаба идеология, готовая рухнуть едва ли не в несколько дней.

Разумеется, В.В. Маяковский не мог ввести в свою пьесу элементы антикоммунистической сатиры сознательно. Цель автора была прямо противоположной. Элементы «с обратным знаком» возникли невольно. Но сейчас, в наше время, эта пьеса открывается с неожиданной стороны. В финале пьесы незадачливый, прямо приравненный автором к клопу Скрипкин кричит: «Братцы! Свои! Родные!.. Сколько вас?! Когда же вас всех разморозили? Чего же я один в клетке?..» И этот крик, независимо от воли автора, дает нам право посчитать «Клопа» вполне современным произведением. Победа коммунизма в сознании людей может быть только иллюзией, внешним привыканием к спущенным сверху «нормам». А если приглядеться, то миллионы скрипкиных вдруг покажут свое истинное лицо.

Сочинение

Мне кажется, что мы живем в необычное и очень интересное время. Жизнь вокруг нас кипит и перестраивается. Изменяется все: города и машины, люди и их образ жизни, политика и мышление. Изменяется даже то, что измениться не может - история нашей страны. Мою маму учили в школе совсем не той истории, что изучаю я. Изменилось и отношение людей к событиям, происходившим в нашей стране. В первую очередь, к одному из главнейших событий ушедшего века - Великой октябрьской революции. Многие склонны сейчас видеть в революции лишь зло и корень всех сегодняшних бед нашей страны. И почему-то мы забываем, сколько по-настоящему честных, умных, порядочных и талантливых людей поддерживали революцию, верили в нее. Конечно, многие «прогибались» под новую власть, приспосабливались. Но многие и очень многие были преданы революционной идее.

Одним из таких людей был Владимир Владимирович Маяковский. Его стихи, такие необычные, резкие, наполнены Революцией, они дышат и существуют ею. Даже в свете сегодняшних событий революционный пафос Маяковского не кажется смешным и неуместным, столько веры и преданности вложил поэт в свои произведения. Своим пером Маяковский защищал революционные завоевания, создавая сатирические произведения.

Вспомним его дореволюционные «гимны», его язвительные «Стихи о красной шапочке», «Окна РОСТА», созданные в годы гражданской войны, меткие и злободневные стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся». А полные веселого смеха «Клоп» и «Баня» по праву можно назвать сатирическими шедеврами. Сатира проходит через все творчество поэта. Две основные темы преобладают в этих произведениях: борьба с мещанством в различных его формах и отвращение к бюрократизму во всех его проявлениях. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением «Прозаседавшиеся».
И заканчивается оно прочным убедительным выводом:

О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!

Еще одной проблемой, душащей революционный дух, Маяковский считал мещанство. В стихотворении «О дряни» поэт рисует мелкую мещанскую «мразь», противопоставляя ее настоящим героям революции. Завершает поэт свое произведение фантастической картиной: будто сам Маркс с портрета подал возмущенный голос против обывательского быта:

«Опутали революцию обывательские нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

И, естественно, в творчестве В. Маяковского четко вырисовывается и третья тема - ненависть к врагам революции. Поэт считал для себя эту тему чрезвычайно важной и искренне полагал, что борьба с любыми выступлениями против молодой Советской страны и ее революционных завоеваний является долгом подлинного советского поэта, каковым был он сам. В поэме «Хорошо», посвященной подготовке Октябрьской революции и ее последующим достижениям, Маяковский отстаивает это утверждение. Тем не менее и в этом произведении сатира заняла важное место. И это не случайно, ведь всю свою задачу поэт видит в том, чтобы читатель

С тою
книгою побыв
из квартирного
мирка
шел опять
на плечах
пулеметной пальбы,
как штыком
строкой
просверкав.

И этим поэтическим штыком Маяковский разит политиков Временного правительства, министров и Керенского.

На шее
кучей
Гучковы,
черти,
мать их за ноги!
Министры,
Родзянки…

Поэт жестоко высмеивает предателей дела революции.

Можно принимать и не принимать его нестандартные рифмы, можно смеяться над его фантастической преданностью идее, но нельзя не уважать этого человека хотя бы за то, что он силой своего таланта искоренял пороки общества. Возможно, настоящая поэзия служит не для этого, может быть, свежие формы и рубленые рифмы не делают поэзию гениальной, но все же Маяковский - великий поэт, ведь:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.

Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов

На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.

В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны — злая сатира. Герои его — унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:

Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.

Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.

Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех — это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи — обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.

Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:

На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину — образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:

Опутали революцию обывательщины нити —
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:

Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!

И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —
еще обидится правительство!

В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов — «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта