Главная » Засолка грибов » Статьи воспоминания о любимых после окончания школы. Школьные годы чудесные: воспоминания черкасщан о школе

Статьи воспоминания о любимых после окончания школы. Школьные годы чудесные: воспоминания черкасщан о школе

Мы предложили общественным деятелям, политикам, артистам, художникам вспомнить школьные годы. Или пам’помнят они день, когда пошли в 1 класс. Что больше всего нравилось в школьных буднях, а что было совсем не по душе. Имеем возможность узнать, кто был главным школьным хулиганом, а кто приносил домой дневник с одними пятерками.

"Геометрия была для меня пыткой"

Свое первое сентября я запомнила навсегда из-за спадающего гольфика на ноге – поправляла его всю линейку и постоянно попадала в кадр фотоаппарата в самые неподходящие моменты: то гольф подтягивала, то ногу чесала. Это был замечательный и очень волнительный день. Помню огромные белые банты на двух длинных хвостах, белый фартушек и колючую школьную форму. В школу меня вели сразу во второй класс, первый класс мы прошли еще в детском саду. Именно там мне привили любовь к английскому языку.

Первосентябрьская линейка мне тогда казалась просто огромной, проходила она во во дворе школы № 26. Многие дети были знакомыми – мы все росли в одном дворе, ходили в один детсад... Все с огромными букетами цветов и ожиданием чуда в глазах. Помню, что мне очень хотелось быть на месте той девочки, которую нес на руках старшеклассник со звонком. В школу ходить я любила. Мама не даст соврать, я летела туда, едва раскрыв глаза, и часто приходила в школу чуть ли не вместе с уборщицами. Не знаю, чего меня несло туда так рано, но остановить меня было нереально.

В младших классах у меня был один любимый предмет – английский язык. Нам очень интересно его преподавали, по индивидуальным учебникам, с картинками и карточками, в игровой форме. Заниматься было одно удовольствие, а когда предмет тебе в кайф, то и дается всё легко! А вот математику я не любила ни в младших классах, ни в старших... Геометрия была для меня пыткой. Представить в пространстве срез пирамиды с каким-то углом – это было скучно и никак не получалось. В старших классах я удивила всех и себя. Недолюбливая алгебру и геометрию, я открыла в себе огромный интерес к физике. Даже в областной олимпиаде участвовала...

Один из самых ярких моментов младшей школьной жизни был открытый урок – "Проводы осени". Все наряжались по тематике – кто с гроздьями калины в волосах, кто в платке на плечах, кто в новых башмачках. А мне захотелось юбку. Шили ее вместе с мамой. И так как опыта великих швей у нас не было, мы эту юбку крутили-вертели, резали-подрезали, в итоге, в моей жизни появилась первая мини-юбка. Весь класс был в шоке. И мама тоже!

Но была во мне и организаторско-хулиганистая жилка. В 7-ом классе мы дружной толпой девчонок побили мальчишку-обидчика. А потом недели 2 ходили домой группками, чтобы нас не выловили по одной. Школьные дискотеки, вечеринки, друзей, экскурсии – всё это хотелось бы повторить заново… Но экзамены, зубрежку, юношеские прыщики – нет, не надо...

руководитель пресс-офиса "Приватбанк" в Черкассах

"Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты"

Первое сентября помню по фото. Это было интересно – я давно хотела в школу, родители говорили, что меня было трудно держать дома – сильно умная была. В школу ходить любила, там у меня была подружка и мальчик, который нравился. Любила чтение – у меня хорошо получалось читать на скорость, а я любила работать на результат. А вот по математике была тройка. Наверное, одна за всю школу...

Одно из самых ярких школьных воспоминаний – мой 6 класс – самый старший в школе (тогда я училась в военном поселке Оршанец). У младших классов уроки уже заканчивались, а у нас впереди было еще 1-2, и мы оставались одни во всей школе. Тогда мы устраивали такое развлечение: девушки писали что-то про каждого парня в классе, потом мы кодировали эти послания и бегали по всей школе, пока они у нас их не заберут, а тогда самый умный одноклассник их расшифровывал.

Сейчас хотелось бы вернуться разве что в некоторые школьные моменты: когда было много друзей и много игр, развлечений на свежем воздухе. Насыщенная жизнь. Не то, что сейчас – за компьютером. Те эмоции, когда мы разворачивали "ресторанную" кухню из песка и листьев на полдвора, или когда 20 детей играет в "казаки-разбойники"... У меня было замечательное детство...

общественный деятель

"Мне очень нравились все "несерьезные" предметы"

Мое первое сентября запомнилось дождем, из-за которого праздничная часть проходила в спортзале школы. Помню, что всех ставили парами мальчик-девочка, а мой "избранник" был в зеленке, поэтому я боялась брать его за руку. В общем, я была счастлива, что наконец буду ходить в школу и узнаю много нового.

Школьные годы у меня вызывают только хорошие эмоции и воспоминания. Трудно было в первом классе, потому что я не ходила на подготовительные курсы и никогда до этого не была в таком большом коллективе (детский сад я не посещала). Также тяжеловато дался и переход в средние классы. Несмотря на способности к гуманитарным предметам, я училась в физико-математическом классе. Точные науки мне давались непросто, но спасала общая эрудиция и умение договариваться с одноклассниками о бартере: я тебе сочинение, ты мне – тематическое задание по алгебре. Обожала уроки русского, украинского и английского языков и литературы. Всегда с воодушевлением подходила к творческим задачам, часто писала их в стихах. Вообще, мне очень нравились все "несерьезные" предметы – пение, рисование, трудовое обучение. Любила писать в школьную газету, выступать на концертах и участвовать в конкурсах.

Самое яркое воспоминание со школы – победа в национальном конкурсе научных работ. Для меня, девочки из физмата, было изумительно пройти три этапа большого соревнования и победить в категории украинской литературы. Это была моя первая в жизни поездка в Киев и первый масштабный проект, которому я посвятила несколько месяцев. Там, в Киеве, я впервые серьезно влюбилась в парня, талантливого отличника, который поразил меня игрой на сопилке.

Не знаю, хотела ли бы я сейчас вернуться в школьные годы – я люблю жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом здесь и сейчас. Впрочем, я бы охотно посмотрела какие-то яркие мгновения с тех времен на кинопленке вместе с одноклассниками. Уверена, это был бы чрезвычайно душевный кинопросмотр.

лайф-коуч, тренер

"Возвращаться в школьные годы совсем не хочется"

Первый класс и, собственно, первое сентября в памяти не остались. Больше всего запомнилось, как нас в пионеры принимали. Это один из самых интересных моментов школьной жизни. Хотя в школу я ходить совсем не любил, были предметы, которые мне очень нравились: английский язык и физкультура. Видимо потому, что преподавали их хорошие учителя. А вот возвращаться в школьные годы совсем не хочется. Потому что взрослым быть хорошо: ты ничего и никому не должен.

фотограф

"Уроки в 8 утра для меня – пытки"

Свое 1 сентября не помню. Весь первый класс уроки у меня проходили в детском садике, в школу я пошла уже во 2-й. Но эти торжественные линейки, если честно, мне никогда не нравились – вот стоишь, чешешься на солнце или мокнешь под дождем, пока дяди и тети произносят какие-то речи...

Самым трудным в школьных буднях было рано проснуться. Я 100% сова, всю жизнь такой была, и уроки в 8 утра для меня – пытки. Поэтому единственный год в моей жизни, когда я ходила на вторую смену был просто счастьем! Сами уроки давались легко, особенно гуманитарные дисциплины. Очень любила писать сочинения – все время получала хорошие оценки, по крайней мере, за творческую составляющую. Я не была отличницей, хотя и училась неплохо, школу закончила с серебряной медалью. Мне очень помогала хорошая память – обычно устные домашние задания я успевала выучить на перемене перед уроком. Потому что дома было интереснее гулять, чем сидеть за уроками.

Наиболее ярко помню всякие внеурочные мероприятия: КВН, театральные постановки и тому подобное. Я это всегда любила и принимала в таком участие. Кроме того, что это была возможность выступать и проявлять актерские таланты, можно было еще и законно прогуливать уроки. Поэтому мы с подругами говорили учителям, что идем на репетицию, а сами шли к кому-то домой и там себе вволю болтали, смотрели телевизор, играли в игры. А еще очень ярко помню, что когда был период всеобщего увлечения сериалами, мы смотрели их на уроках школьного труда вместе с учительницей. Весь урок сидели и страдали вместе с Марианной и Луисом Альберто.

В каждом возрасте есть свои плюсы, мне хорошо там, где я сейчас, поэтому возвращать свои школьные годы сейчас не хотелось бы. Поскольку я человек очень независимый, то детсадовское и школьное детство меня "напрягало" тем, что ты постоянно зависишь от взрослых: туда не ходи, то не делай, вот учи, тут выступай. Я более комфортно себя чувствую, когда сама управляю собственной жизнью.

глава ОО "Молодая Черкасщина"

"Школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде"

Первого сентября, когда шел в первый класс, был очень расстроен тем, что завтра снова придется туда идти. Мне понравилось, но одного дня было бы достаточно. Со временем привык. Втянулся. Но школу все-равно не полюбил. Ходил, как на каторгу. Был, правда, свой вкус в первых классах. Группы продленного дня и прочее. Но вся эта романтика не от школы, а от того юного возраста, когда все появляется впервые. Любил гулять или оставаться дома и читать то, что было интересным. Читал очень много. Фантастику, приключения, научно-популярные издания, поэзию. А школа – это принуждение, не терплю принуждения ни в каком виде. Из предметов любил больше всего литературу, физкультуру, трудовое обучение, потом, в старших классах, пришла любовь к физике. Еще был интерес к английскому языку, потому что хотел понимать, о чем поют любимые группы. Все остальное было непонятным и малоинтересным. Как-то не находил я себя ни среди одноклассников, ни среди большинства учителей.

Самый яркий момент, связанный со школой, помню до сих пор! Девочка, в которую я был влюблен в детском садике, пошла в школу на год раньше меня, и мы пришли на ее первый звонок. Тогда я пережил первую грусть расставания. Мне же впереди еще "светил" год детского сада. Привет тебе, Саша Фокина!

А из собственной школьной жизни наиболее запомнилась, вероятно, встреча "выпускного" рассвета: все известное позади и неизвестно, что ждет впереди. В школьные годы хотелось бы снова вернуться для того, чтобы больше заниматься музыкой, а не для того чтобы ходить в школу. Читать я научился в детском саду. Остальному учусь сейчас. Эх, где мои 17 лет?..

Были уроки, которых я ждал с нетерпением, например, пение, НВП, труд, информатика, химия. По этим предметам всегда были отличные оценки. Также были уроки, которые не очень нравились, их не хотелось посещать, бывало, очень ждал, когда закончится академический час. Возможно, просто к каким-то дисциплинам была склонность, но, скорее всего, заинтересованность в своей дисциплине пробуждал сам преподаватель. Прекрасно помню всех учителей любимых предметов. Они полностью выкладывались на уроках, делали их незабываемыми и яркими. Благодарен им и поныне.

Примерно в 7-м классе я "подсел" на информационные технологии. На то время у нас в школе уже появился компьютерный класс, где было с десяток компьютеров Atari и один учительский, персональный компьютер на базе 286 процессора. В девятом классе я уже, по поручению преподавателя, проводил уроки информатики для своего класса, а на дне самоуправления – и для других классов. Тогда же я написал свою первую компьютерную программу –лабиринт, где нужно было найти выход, используя логику. В день, когда завершил программировать игру, так увлекся кодированием, что домой пришел почти в полночь. Поэтому такой яркий и счастливый день закончился наказанием от родителей, которые очень за меня переживали. Напомню, в то время мобильных телефонов еще не было, а бандитизм был – не сравнить с сегодняшним.

экс-директор КП "Дирекция парков"

Лияскина (Травкина) Елена Анатольевна

Год окончания школы: 1980

В первый классяи 40 моих одноклассников (такие большие были классы) пришли 1 сентября 1970 года. В это время школа №1 была единственной средней школой в нашем городе. Первыми нашими педагогами были Мария Андреевна Тихомирова (учитель) и Лидия Федоровна Тихомирова (воспитатель). Для Марии Андреевны мы стали последним ее выпуском. Она была нашим наставником в течение нескольких лет: в 1-3 классах обучала, а в четвёртом и пятомработалавоспитателемв группе продленного дня. Кстати сказать, ГПД была обязательной для всех учащихся до пятого класса.

Мария Андреевна была очень строгим учителем. Частенько прогулку нам заменяли дополнительными занятиями по математике, русскому языку или чтению. Но зато отстающих в классе не было и оставшихся на второй год тоже. Лидия Федоровна не только готовила с нами домашние задания, но придумывала и проводила много разных мероприятийи интересных праздников. В первом классе мы все вместе вступили в октябрята (а это был самый главный праздник в учебном году) и начали посещать кружки в Домепионеров. А в третьем самых достойных приняли в пионеры. Это было очень важным событием в нашей жизни, к нему мы долго готовились: знакомились с законамипионеров, училигимн пионерской организации, изучали жизнь пионеров-героев.

Выпустив наш класс,Лидия Федоровна Тихомирова уехала из Пудожа.

Учились мы 6 дней в неделю, и неизменно каждый день в начальной школе у нас было по 4 урока.

Начальная школа располагалась в одноэтажном здании рядом с новым, основным. И во время уроков, отвлекаясь от рассказов учителя, мы с завистью смотрели в окно на счастливчиков, проводивших целый учебный день вкомфортных условиях с паровым отоплением, столовой, спортивным залом… В наших же классах в старом деревянном зданиив углустоялипечки, которые почему-то почти всегда топилисьзаснеженными и обледенелыми дровами, и поэтому осенью и зимой в классах стоял жуткий холод. А вместо столовой был буфет, куда в термосах приносилиеду из основного здания. На завтрак неизменно давали бутерброд с котлетой и чай. Стоил завтрак 10 копеек.

Самымпамятным событием начальной школы стал не сбор металлолома, макулатуры или золы, не соревнования октябрятских звездочек, не летняя отработка на пришкольном участке, а строительство в нашем городе моста через реку Водла вместо старого, деревянного. Для закрытия отверстий железобетонных плит строителям нужны были стеклянные баночки из-под яблочного пюре «Неженка», которые поручили собирать младшим школьникам. Соревнование посбору этих баночек получилось очень увлекательнымивкусным. А мостслужит пудожанам уже около 30 лет.

Состав класса от первого до десятого часто менялся. В пятом классе к нам добавились ученики из закрывшейся к тому времени Новзимской восьмилетней школы, а также ребята из близлежащих поселков Чернореченский и Рагнукса, где были только начальные школы.Классным руководителемс 4 по 9 класс была математик Зинаида Григорьевна Бедонина . А любимым учителем для всего класса, без преувеличения, стала учитель русского языка и литературы Нина Афанасьевна Павлова . Нина Афанасьевна часто оставалась с нами на классные вечера, которые мы готовили самостоятельно. Для проведения классного вечера нужно было получить разрешение у завучей, поэтому, кроме чаепития и дискотеки, обязательной была «официальная» тематическая часть. Классные вечера мы проводилиежемесячно, а то и чаще, и поэтому, благодаря подготовке официальной части, узнавали много нового помимо школьной программы.Темы вечеров мы также чаще всего придумывали сами: «Потомки Пушкина», «Занимательная физика (химия, математика и т.д.)»,«Дом Романовых», и конечно, особенно популярными были, как и сейчас, дни именинников, новогодние, февральские и мартовские праздники.

Географию вела очень строгая (на ее уроках слышен был не только полет мухи, но и маленького комарика), и в то же времяоченьинтересная и, как сейчас говорят, компетентная Горшкова Антонина Александровна.

С историком нам тоже повезло. Галина Васильевна Богданова была удивительно доброжелательным, демократичным и простым в общении человеком, преподавателем «от бога».Мы все ее очень любили. Она также занимала должность организатора по воспитательной работе, и свободное время мы проводили в ее маленьком кабинетике, с удовольствием выполняя различные порученияпо подготовке общешкольных мероприятий.

Немецкому языку нас учил Евгений Александрович Струнин , а английскую группу – Надежда Борисовна Васильева . После нескольких лет работы она переехала в город Петрозаводски стала известной карельской писательницей, до сих пор поддерживает тесную связь с нашей школой, часто приезжает в Пудож на творческие встречи. Кроме уроков, были популярны и так называемые КИДы (клубы интернациональной дружбы), которые помогали найти друзей по переписке среди зарубежных сверстников, углублять знания по английскому языку и расширятькругозор.

Шить, вязать, вышивать, готовить, а также ремонтировать простейшие электроприборы девочек научила Тамара Ефимовна Рудакова. За что мы ей очень благодарны. Магазины были почти пусты, купить обновки было проблематично. Но зато в продаже было огромное количество тканей. Поэтомуюбочки, блузочки, брюки, в которых мы потом «форсили» на школьных вечерах, мы, в большинстве, шили сами. Заказать обновки в ателье могли позволить себе немногие.

Ну, и конечно же, любимую всеми физкультуру, вели Виталий Николаевич Митрофанов и Анатолий Венедиктович Старков. Осенью – кросс «Золотая осень», зимой – лыжи, в межсезонье – волейбол, баскетбол, гимнастика. Наверно, именно на уроках физкультуры ничего не изменилось и сейчас. Но! В нашей школе был известный на всю республику турклуб. И большинство учеников, даже те, кто небыл его участником, любили туристические походы.

Самым ярким событием средней школы стала победа команды нашего класса в районной военно-спортивной игре «Зарница», которая проводилась в военном городке в деревне Уржаково.В результате чего всем классом (в то время мы окончили седьмой),мы поехали защищать честь района на республиканских соревнованиях. Многие из одноклассников впервые побывали в Петрозаводске. (Теперь, когда во время каникул школьники со своими родителями свободно разъезжают по всему миру, это кажется нереальным. Во времена же нашей школьной учебы люди, даже в пределах республики, путешествовали реже. И поездка в Петрозаводск для многих была большим событием). Соревнования мы, к сожалению, проиграли, заняв место недалеко от конца. Зато как весело провели время! Дни проходили в конкурсах и соревнованияхв военном гарнизоне: разбирали настоящее оружие, обедали из полевой кухни, ходили строем подсобственный крик строевых песен, участвовали вкроссах,рисовали стенгазету по итогам каждого дня, представляли свою агитбригаду. Оценивали соревнования и во всем помогали нам солдаты срочной службы. А по вечерамв школе, где мы жили, сами себе устраивали танцы. Причем, никакого музыкального сопровождения у нас не было, поэтому популярные танцевальные мелодии,под которые мы чинно танцевали парами, исполняли наши педагогиНиколай Митрофанов, Татьяна Бардинова иТатьяна Воеводина.В последнюю ночь мы с подругами решили измазать мальчишек зубной пастой. В темноте, торопясь, чтобы никого не разбудить, замирая от каждого шороха, мы вымазали не только лица своих одноклассников, но и постельные принадлежности.Было страшно, потому что темно и ничего не видно, и очень смешно. Не до смеха стало утром, когда пришлось оттирать от зубной пасты измазанные одеяла. Но обиженных, на удивление,не было. Беззлобно подсмеиваясь над нами,мальчишки, а также и девчонки, не участвовавшие в акции, помогали наводить порядок в спальнях.

В девятомклассе у нассильно изменилсясостав учеников. Почти половина из нашего класса была переведена в 9 «Б» к ученикам, приезжающимиз посёлка Попорожье, где была только восьмилетка. Можно сказать, всех девятиклассников «перетасовали», создав три параллельных класса. Яосталась в 9 «А». На освободившиеся места опять добавились ребята из поселков. Это была «вселенская трагедия» - слезы, истерики, походы к директору. Но решение руководства школы не изменилось.

Очень быстро мы все подружились, причем не только внутри класса, но и в параллели, и даже между школами – все девяти-, а потом идесятиклассники дружили между собой. В 1978 году была построена и открыта средняя школа № 2, где мы стали частыми гостями на школьных вечерах. Считаем, наше тесноеобщение - это заслуга наших классных руководителей.

В старших классах нашим классным руководителем была Галина Ивановна Игнашова , преподававшая у нас физику и астрономию. Изменился и состав учителей-предметников: алгебру преподавала Любовь Михайловна Купцова (классный руководитель параллельного 9 »Б» класса), литературу и русский язык – Нина Васильевна Минеева, биологию – Тамара Михайловна Коренева, экономическую географию – Альбина Николаевна Щекинова . Они готовили наск экзаменам за курс средней школы, которые мы сдавали по всем основным предметам целый месяц. Всего 7 экзаменов, 2 из которых письменные: алгебра и сочинение, остальные 5 – устные, перед учительской комиссией из4 - 5 преподавателей.

Нашему классу очень повезло - нас учили самые «классные!» учителя. Учителя-легенды. Учителя, которые не только сами были очень эрудированными, но и умели передать разнообразные знания своим ученикам, то есть нам.

Старшие классы – лучшее время жизни. С нашим классным руководителем мы ходили в походы, ездили на экскурсии, проводили вечера. Галина Ивановна впервые познакомила нас, к примеру, с тестами на разные темы, гороскопами изодиакальными созвездиями, о которых в то время мало кто знал, делилась своими впечатлениями о поездках в Болгарию и Германию, много беседовала с нами на самые разнообразные темы. Наш класс был очень дружным: мы вместе ходили на дискотеки в городской ДК, катались на лыжах и санках, гуляли по улицам города, в теплое время года уезжали ловить рыбу на мотоциклах за город – на Велмуксу или Рагнуксу. Лучшими воспоминаниями о старших классах остаются трёхдневный поход на Онежское озеро (Пудож-Каршево-Бесов Нос-Шала-Пудож), пятидневная поездка в Петрозаводск с экскурсиями на остров Кижи, курорт «Марциальные воды», водопад Кивач, а также недельная поездка в Латвию. Сейчас от таких масштабных событий осталась бы масса фотоснимков. А в то время, в основном –впечатления и 2-3 блеклых самодельных фотографии.

Большую роль в нашей школьной жизни играл комсомол. Комсомольские собрания, изучение и конспектирование трудов Ленина и материалов съездов КПСС к Ленинским зачетам, исполнение какого-то поручения, сборы макулатуры и металлолома, осенние выезды на уборку урожая картофеля и моркови,посадки деревьев, обязательное ежегодное оформление классного уголка. Большинство из перечисленного - формальные мероприятия. Но было интересно и очень весело. В старших классах я была членом общешкольного комитета комсомола, которым руководилаСветлана Мелешко. Именно комитет комсомола был инициатором всех интересных дел в школе.

Несмотря на нашу очень дружную школьную жизнь, послеокончания школы наш класс, к сожалению, в полном составе ни разу не встречался. Только небольшими группами. Хотя многие продолжают жить в родном городе. Судьба моих одноклассников сложилась по-разному, некоторых уже нетвживых.

Елена Анатольевна Лияскина (Травкина)

Воспоминания о школе

Зеленова Дарья, выпускница 2010г .

С любовью вспоминаю школьные годы и своих одноклассников. Многие уже живут семейной жизнью, растят детей, и, к сожалению, связь со многими потеряна. Но знаю, что практически все получили образование и работают, кто в Пудоже, кто в Петрозаводске или Петербурге. Некоторые, как, например, Саша Захарова, открыли себя совсем с неожиданной стороны. Саша родила дочку и не теряет времени зря, занимается рукоделием, вышивает на заказ.

Поскольку со дня окончания школы прошло ещё не так уж и много времени, кто-то до сих пор учится на выпускном курсе, так что их дальнейшая жизнь полна неопределённостей.

Про себя могу сказать, что закончила Петрозаводский государственный университет, работала по специальности, но сейчас снова нахожусь в поисках работы, подрабатываю репетитором по английскому языку и переводчиком. В нашем классе преподавали учителя: Злобина Елена Николаевна, Димитрова Галина Васильевна, Яцкова Галина Александровна, Минина Александра Александровна и другие.
Из событий школьной жизни запомнился праздник 9 Мая в школе. Каждый год мы старались провести его достойно. В классе ежегодно проходили уроки-концерты в честь Дня Победы, на которые приглашали ветеранов.

В 7 или 8 классе у нас началось дежурство по школе. Это нравилось всем, может, потому, что было приятно впервые осознавать ответственность. Особенно всем нравилось дежурить в столовой, так как дежурные на весь день освобождались от уроков.
Ещё приятно вспомнить свои любимые уроки. Любила литературу, особенно учить стихи наизусть, технологию, МХК, физику.

Я рада, что училась в этой школе, которая была для нас большим и уютным домом, в котором каждому из нас было интересно учиться и узнавать что- то новое. Школьные двери и сейчас распахнуты для нас, и мы всегда рады встрече с любимыми учителями.

Выпускница 10 В класса 1980 г. Пудожской средней шк. № 1
Кузнецова (Крутинская) Людмила

Как быстро бегут годы...Кажется, вчера еще звучал для нас последний звонок…Но незаметно пролетели эти 35 лет, и уже за плечами остался большой трудовой путь... И сейчас особенно понимаешь, какую огромную роль в нашей жизни сыграли ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ. Моя первая учительница - Любовь Петровна Зверева.Удивительной души человек. Всегда вспоминаю ее добрый взгляд, наряду с требовательным отношением к нам. С 5-А по 8й- А класс моим классным руководителем была Зинаида Григорьевна Бедонина. Она же преподавала и математику. Это был учитель от Бога!

Но самые для меня незабываемые школьные годы - это 9 - 10 В классы. Директором школы у нас была А.Н.Щекинова, завучем - Л.К.Ионова. Дисциплине и порядку в школе можно было позавидовать!

В нашем классе учились ребята как городские, так и из поселков Подпорожье и Рагнукса. Класс был очень дружный, активный! Немалая заслуга в этом нашей классной мамы Любови Михайловны Купцовой, которая принимала участие во всех наших классных и внеклассных мероприятиях, горой стояла за каждого из нас! Разве можно забыть наши походы, песни под гитару у ночного костра, прогулки на лыжах?! Мы проводили классные, (в полном смысле этого слова) вечера:«А ну-ка, парни!», « А ну-ка, девушки!» Да разве все перечислишь?! Но не забывали и про учебу: ведь перед нами стоял главный вопрос: кем быть? И тут я с огромной благодарностью вспоминаю наших учителей, которые преподавали нам не только свои предметы, но и дали первые уроки жизни... Л.М.Купцова вела математику. Думаю, нет смысла рассказывать об этом учителе!

Педагог с большой буквы! Именно благодаря ей, я и многие мои одноклассники связали свою жизнь, прямо или косвенно, с этим предметом. Я закончила ПетрГУ экономический факультет, работаю по специальности. Никогда не забуду и захватывающие уроки литературы в 9 классе у Н. И. Гришиной, которая не только знакомила нас с программными произведениями, но и учила мыслить, рассуждать и применять полученные знания в жизни. В десятом литературу преподавала Н.В.Минеева. С легкой руки этих педагогов мы все успешно написали сочинения и сдали устный экзамен.

С гордостью вспоминаю нашего преподавателя физики и электротехники А.Ф. Пчелина, преподавателя немецкого языка Е.А. Струнина, учителя физкультуры А.В. Старкова, нашего любимого историка и директора школы Г.В. Богданову. Низкий им поклон и светлая память!

Но годы неудержимо бегут, вот уже наши дети окончили школу и начали трудовую деятельность, а за парты сели наши внуки. Очень хочется, чтобы школьные годы стали для них интересными, познавательными и незабываемыми.
Дорогие учителя и ученики, милые мои одноклассники!!!

Поздравляю вас с замечательным событием - с 80-летним юбилеем нашей школы!

Творческих вам успехов, процветания и прекрасного праздничного настроения!!!

У нашей школы большая, замечательная история, желаю ей долгого, прекрасного будущего!!!

Воспоминания о школе

Выпуск 2010 года. 11 Б класс. Борейко Мария
Классный руководитель: Минеева Нина Васильевна

В нашем классе работали замечательные учителя: Минеева Нина Васильевна, Лашинина Любовь Васильевна, Злобина Елена Николаевна, Калушевская Мария Михайловна, Яцкова Галина Александровна, Захарина Наталья Петровна, Минина Александра Александровна, Печкин Николай Владимирович, Матисов Олег Анатольевич, Обухова Юлия Анатольевна, Колыхалова Любовь Николаевна, Красная Ольга Владимировна. Мы очень благодарны им за полученные знания.
Две девочки –Линдунен Вика и Миронова Света тоже выбрали профессию учителя. Вика заканчивает филологический факультет Петрозаводского университета и одновременно преподаёт в школе №12 г. Петрозаводска. Света уже закончила университет и работает учителем начальных классов в одной из школ Петрозаводска. Свою работу они любят и не жалеют, что выбрали именно эту профессию.

Несколько девочек (Красимова Саша, Агафонова Ксения, Патук Лиза, Тишкова Ира) вышли замуж, стали мамами и уже воспитывают своих детей. Провоторов Коля, Сыроежин Юра, Соколова Алёна заканчивают учебные заведения, станут хорошими специалистами. Маша Красиченок, Саша Кантаева, Вика Чуркина, Оля Крайняя, Анжелика Булат и я уже закончили техникумы и колледжи и работаем по специальности. В настоящее время продолжаем учёбу в высших учебных заведениях (заочно).
К нашему большому сожалению, среди нас уже нет в живых двух наших замечательных одноклассников, которые погибли трагически. Это Саша Захаров и Саша Мягкий. Мы всегда будем помнить о них.

Надо сказать, что у нас был очень дружный класс, и в этом несомненная заслуга нашего классного руководителя. Состав класса поменялся после выпуска в девятом. Некоторые ребята продолжили учёбу в училищах, а в десятый прибыли ученики из посёлков Колово, Бочилово и Подпорожье. Новеньких мы принимали радушно в свою классную семью, старались сразу с ними подружиться, чтобы они чувствовали себя как дома. И это нам удавалось.

Конечно, случалось разное, бывали и ссоры, но в основном вспоминаются радостные моменты. Это новогодние общешкольные и классные вечера, когда за праздничным столом собиралась наша дружная классная семья, включая и тех, кто закончил 9 классов, но продолжал поддерживать и до сих пор поддерживает с нами связь. Мы всегда всем были рады. Это и «Девичники», и «Мальчишники», и различные спортивные соревнования и конкурсы. Это и наши вечерние прогулки всем классом, когда мальчики обязательно провожали девочек домой. Было очень весело, придумывали разные игры и шутки. Делились друг с другом радостями и печалями, знали, что можно положиться на друзей, что тебе обязательно помогут.
Я рада, что училась именно с этими ребятами. Мне очень повезло!

После окончания школы мы создали группу «Одноклассники», продолжаем встречаться и общаться. «Бывших одноклассников не бывает»!

Воспоминания о школе

Титкова(Даньшина) Светлана Анатольевна,

выпускница 1985г.

Школа…Как много воспоминаний и открытий связано с этим словом…Как много людей, которые были рядом с нами в это « школьное время».
В первую очередь хочу сказать большое спасибо учителям за их нелёгкий, но благородный труд, за всё то, что они сделали для нас. Сказать большое спасибо первой учительнице, Лукиной Галине Михайловне.В нашей школьной жизни было много хороших и добрых учителей.Они вкладывали всю душу, все свои знания, чтобы мы росли добрыми, честными, справедливыми. На всю жизнь мы сохраним память о своём классном руководителе Тамаре Ефимовне Рудаковой. Она всегда была справедлива к нам, переживала за нас. На всю жизнь мы запомним интересные уроки истории Копосовой Светланы Владимировны, физики- Анатолия Фёдоровича Пчёлина, иностранного языка- Струнина Евгения Александровича, физкультуры- Старкова Анатолия Венедиктовича.
Школьная жизнь была богата разными событиями. Запомнилась экскурсия в Москву после 7 класса, классные и школьные вечера, работа в лесхозе.
Много добрых, хороших слов хочется сказать о школе, юбилей которой отмечается в этом году.
Мы, выпускники прошлых лет, рады, что школа и сегодня сохраняет традиции, развивается.
Учатся здесь и наши дети, значит, у школы есть будущее.

Мои воспоминания о работе

в Пудожской средней школе №1. Амозова Г.В

Школу нашу я окончила в 1973 году. Вернулась сюда в качестве учителя в сентябре 1985-го и проработала 5 лет до августа 1990г. Вернулась к своим же учителям и уже училась у них педагогическому мастерству. Назову всех моих учителей, с которыми довелось мне работать – и тех, кто есть – пусть живут долго, здоровья им, и тех, кого уже нет – светлая им память. Евгений Александрович Струнин- мой классный руководитель. У нас, когда я училась он вёл черчение и немецкий язык, а также был папой моей подруги Ирины.

А в моёмклассе, где я была классным руководителем, он вел немецкий язык. Я посещала уроки своих учеников и было так интересно и занимательно. Однажды на урок Евгений Александрович принёс куклу Буратино и от его имени вёл с ребятами диалог на немецком языке. Все были в восторге и отлично общались. С Евгением Александровичем мне было легко и приятно общаться. Он очень много всего знал и любил делиться своими знаниями, обсуждать, спорить… Альбина Николаевна Щербакова – моя учительница географии. Сколько хороших советов она мне дала! Педагог с большой буквы – грамотный, тактичный, строгий и добрый. Каждый посещаемый ею урок превращался в урок для меня – спасибо ей большое.

Довелось работатьи с Тамарой Михайловной Кореневой, Анатолием Фёдоровичем Пчёлиным, Валентиной Ивановной Пименовой, Галиной Ивановной Игнашовой –мои школьные учителя и мои наставники в педагогической деятельности. В эти же годы в школе работалии молодые педагоги – Бардинова Татьяна Геннадьевна и Богданова Надежда Викторовна. С Татьяной мы учились в одном классе, а Надежда из параллельного.На год младше нас была Лашинина Любовь Васильевна.

Присутствие знакомых молодых учителейтоже вселяло уверенность. Вспоминаю свои классы, в которых у меня было классное руководство. В одном четыре года – до выпуска из 8-го класса, в другом один год. Выпускники89-го в ноябре пригласили меня на встречу, прошло 25 лет как они окончили школу. Много вспоминали из школьной жизни. За эту нелёгкую работу – собрать всех вместе – взялась СветланаЛегостова. Получилось всё отлично и мы все были очень ей благодарны. Кстати, перед этой встречей я решила сделать список своих бывших учеников, и на удивление самой себе вспомнила почти всех, кроме двух девочек, которые учились с нами недолго.

В параллели было три класса и мы активно сотрудничали сТатьяной Ивановной Савиной и Антониной Николаевной Обуховой. Классв котором проработала один год был сильным в учёбе и активным в жизни школы. А как они любили устраивать праздники. Ведущими часто были Оля Пугачева и Аня Залбекова. Сами готовили сценарий, проводили конкурсы, вручали призы…Я была зрителем.Этот класс (ребята и их родители) пригласили меня провести выпускной после 8 класса и я с удовольствиемэто сделала. А ещё помню что в классах было более 30 учеников, что школа работала в 2 смены.

Помню как вела урокисельскохозяйственного труда на пришкольном участке. Он “достался “мне после ТамарыМихайловны и нельзя было её подвести.Выращивали пять сортов картофеля, овощи, помидоры просто на грядке. Помню в лаборантской до середины зимы лежали две огромные оранжевые тыквы. За технической помощью обращались к шефам ПМК-116 – трактор для вспашки, воду для полива выводили на улицу.Совхоз Пудожский помогал семенами и советами.

В те годы в одной группе старшеклассников я вела ещё профиль Лесное дело. Самой приходилось составить программу, искать материал – училась вместе с учениками. Помню поездку в Шалу на лесозавод. Какая славная была у него история, какая мощь. Бывали с ребятами и на лесопосадке. Можетбыло что-то и негативное, но наша память избираеттолько хорошее и это здорово!

Я люблю нашу ПЕРВУЮ школу и всех поздравляю с Юбилеем!!!

Амозова Г.В

Школа - время, о котором все мы вспоминаем с улыбкой. Вычеркнуть из памяти эти веселые годы, проведенные в окружении одноклассников, никак нельзя. Мы собрали школьные истории, которые точно взбудоражат ваши воспоминания.

История из школы. Перемена была. Зима. Снег сильный и ветер. Один парень прямо у двери прикуривал. Я так понимаю, что на выходе из помещения это было легче сделать. И вот мама моего друга, увидев это, подошла и дала ему подзатыльник. Удар был несильный. Но точно помню, что сигарета вылетела из зубов. Это был наш учитель истории. Новый. Молодой.

В 1-м классе проводили конкурс талантов. Ну все дети выходили, пели, танцевали, стишки рассказывали, садились на шпагат, карате показывали. Я вышла и засунула кулак в рот. Вот. Маму вызвали в школу.

В младших классах говорил, что мне нравится девочка, и мама давала мне с собой шоколадку для нее. Но шоколадку я отдавал бомжу, а он за это провожал меня в школу, и я всем хвастался, что живу с бомжами. Не знаю, о чем я тогда думал, но все мне завидовали.

Оказывается, чем старше ребенок, тем проще собрать его в школу. Сын в 9-м классе заявил, что ему не надо ничего покупать, у него к школе все есть: полкарандаша с того года и пара тетрадок, а ручку, сказал, на полу в классе найдет.

Сестренка сейчас учится в 1-м классе. На второй день обучения она встала из-за парты на середине 3-го урока и начала собираться на выход. Классный руководитель, видя все происходящее, сделал ей замечание:
- Анжела, а куда это ты собралась?
- Ой, Елена Владимировна, что-то я устала тут с вами, пойду-ка я домой. Посидела и хватит!
Только потом ребенку объяснили, и она полностью осознала, что ее ждут впереди еще целых 11 «счастливых» лет обучения.

Помню, как после окончания первой четверти в 1-м классе я, уходя на каникулы, спросила у мамы:
- Мам, а сколько мне еще учиться в школе?
Мама беззаботно ответила:
- 11 лет, котенок, чуть больше, чем ты живешь.
Я села на пол и разрыдалась: детство кончилось.

В школьные годы я частенько прогуливала уроки. Знал об этом только папа, который уверял, что рот у него на замке. Как водится, мама, несмотря на все клятвы отца, вскоре все равно узнавала о нарушении.
Через пару таких «совпадений» я решила проверить честность папы. Пошла в школу, а когда на перемене он мне позвонил, то я сказала, что дома осталась. Вечером, когда вся семья была в сборе, то мама спросила, почему я отсутствовала на уроках. На что я сделала удивленное лицо и показала дневник с оценками. Вот так я вычислила маминого шпиона.
P. S.: мне все-таки прилетело, потому что обманывать взрослых нехорошо.

Как-то знакомая заявила, что в их классе все родились в год Обезьяны и что это невероятное совпадение. Не знаю, как она вообще окончила школу.

В 10–11-м классах в моей школе проводились дискотеки для учеников, во время которых я успешно сидел на скамейке (не умею я танцевать) с такими же неумехами. Был у меня одноклассник, вечно тихий и спокойный на таких мероприятиях. Но однажды он стал танцевать как в последний раз, да и движения были неплохие. Он легко вписался и собрал народ вокруг себя. Мне стало интересно, откуда такое преображение и где он так научился. Все оказалось очень просто: он стал приходить на дискотеки пьяным.

Родители моей подруги пообещали подарить ей новый айпад за то, что она перейдет из 6-го класса в 7-й. Мне пообещали дать по шее, если я не стану отличницей.

Сегодня произошло с моей подругой. Она уже пару месяцев крутит виртуальный роман с симпатичным молодым человеком. Все у них было хорошо, а сегодня он ее попросил, чтобы с этого дня она с ним переписывалась только во второй половине дня: до 13:30 он всегда будет «жутко занят». Подруга (которой, кстати, 28 лет) в шутку спросила, не на уроках ли он будет теперь в это время сидеть. Та-дам! Милый юноша, оказывается, десятиклассник! А подруга уже мысленно подбирала свадебное платье.

В школе меня дразнили «черепашкой» (от фамилии Черепанова). Мне очень не нравилось. И в какой-то момент я начала лупить тех, кто так дразнился. После этого меня стали звать «черепашка-ниндзя».

Из всех членов моей семьи 1 сентября я не люблю больше всех. Кончилось лето и то время, когда можно поспать вдоволь, никуда не спешить, тусить на даче с друзьями, ложиться за полночь. Но нет, надо опять рано вставать и тащиться в эту дурацкую школу, а потом делать уроки, таскаться на всякие кружки, бассейны. Ну почему опять?!
Лена, 35 лет, мама второклассника.

Эссе на тему :

« Мои воспоминания о школе»

Наша школа...

А что это значит

Для того, кто связал

С ней всю жизнь?

Для кого-то потёртый задачник

Для кого-то школьный дневник.

И уж дома никак не сидится,

Так и тянет в родной кабинет,

Где листает судьба как страницы,

Дни счастливых и хлопотных лет.

Детство- счастливая пора жизни, когда сказка становится былью, мечты чудесным образом сбываются, а волшебство всегда рядом. Вспоминая своё школьное детство, я как-будто заново проживаю те минуты, когда шла с мамой в 1 класс, такая маленькая и немного растерянная. Как там тебя встретят ?

Для меня школа началась в 1982 году. Первой учительницей была Сатинская Галина Николаевна. Совсем ещё молодой приехала она в наше село, где проучила нас всего один год. Начиная с первого класса, помню то, что мы учились почти всё время с каким-нибудь классом, т.е. были сдвоенные классы. И кто только нас не учил в начальных классах: и Доропеева Екатерина Анатольевна, и Пересыпко Клавдия Алексеевна, и Головачёва Нина Андреевна...

Было такое время, когда учась в средних и старших классах, мы не успевали ещё привыкнуть к одному преподавателю, как приезжал другой. Был такой наплыв математиков, биологов, что всех и не перечислить! Математику у нас вели такие учителя, как Парфенович Георгий Александрович, Пауль Александр Васильевич, Гуренков Виктор Владимирович, Просекова Светлана Анатольевна, Жук Елена Николаевна, Жимирдееев Олег Николаевич. И у каждого своя методика работы. Сейчас такого нет, коллектив учителей сложился стабильный. Класс у нас на протяжении всей учебной деятельности был небольшой: 4 девочки и 3 мальчика, первые всегда старались покомандовать над мужским полом. Класс наш всегда отличался спокойствием, уравновешанностью как на уроке, так и во внеурочное время.

Навсегда остались в памяте Ленинская комната и пионерская, где всегда была открыта дверь и было шумно от детворы. Работала пионерская дружина, все было серьезно, каждый ощущал свое место, востребованность. Как торжественно проходили сборы, линейки: «Знамя внести!» «Знамя вынести». Под звуки барабана и горна все классы строились в актовом зале. Было за честь нести знамя. Вокруг все нарядные, в парадной форме! А когда принимали в пионеры, то нужно было выучить пионерскую клятву наизусть, рассказать ее перед большим количеством народа и при этом еще хорошо учиться. Как это все было трогательно и волнительно! А когда повяжут галстук, чувствуешь, что все стали смотреть на тебя как-то по-другому, по-взрослому. Все эти и пионерские, и комсомольские собрания воспитывали в нас чувства патриотизма, ответственности, коллективизма, умения общаться. В наше школьное время были уроки НВП, где разбирали и собирали автомат и учились стрелять, был урок машиноведения, где Колосов Н.И. учил вождению на тракторе. Как было здорово, нам, девчатам, сесть за руль и мчаться от такого счастья и по кочкам, и по ямкам. Всё хотелось испытать. А каким праздником для нас была копка школьной картошки! Уезжали в поле, заранее договариваясь, кто что возьмет с собой в сумку на обед. После работы рассаживались кто где : кто около березки, кто около телеги и с удовольствием уплетали все, что было из еды.

Классного руководителя постоянного у нас тоже не было. В 6 классе — это был Парфенович Г.А. Помню, как мы еще глупые, несмышлённые решили без него уйти в поход, и когда мы были уже около тока, то кто-то из нас оглянувшись, крикнул : «Георгий Александрович, смотрите он нас догоняет! Мы побежали вперёд, а он за нами. Конечно, потом было стыдно. Очень был он добрый и терпеливый человек. Затем классной мамой некоторое время была Горемыкина Надежда Владимировна, чуть позже Сеничкин Иван Михайлович. А в выпускном классе накануне последнего звонка мы вообще остались без классного руководителя.

Когда говорят у нас в селе о школе, то часто добавляют : «Старая школа, новая школа». Нашей новой двухэтажной школе -40 лет. Возраст солидный, есть что вспомнить, есть, что рассказать. Около 400 ребят выпустила она из своих стен, открыв двери в неизведанный мир. Вспоминая свою школу, нельзя не сказать добрых слов в адрес нашего директора Трухмановой Лидии Сергеевны. Своим строгим, но в то же время добрым взглядом, она учила нас понимать и видеть хорошее, её справедливые замечания воспитывали в нас честность, порядочность, ответственность во всём. Помню, начиная с младших классов мы с раннего утра спешили в школу, чтобы не опоздать на зарядку, которую делали и малыши и старшеклассники вместе. А помогал нам не лениться её делать очень подвижный Башков Н.Ф., который мог и пошутить и пошерстить кого следует. На уроках труда мы с ним часто ходили за лозой, делали и девчонки, и мальчишки мётлы, различные предметы для дома. А ещё он очень любил говорить о присходящей в то время в стране перестройке. И мы посмеивались украдкой, когда он нас пытался немного поругать, если мы что-нибудь ни так сделали : «В стране перестройка и надо каждому перестраиваться и не валять дурака».

Помнится то, как мы будучи младшеклассниками, после уроков, на колясках собирали по деревне макулатуру. Это были соревнования- кто больше. У всех был такой азарт набрать побольше бумаги и все как шальные бегали из двора в двор в поисках старых газет и журналов. Навсегда останутся в памяти старейшие учителя русского языка и литературы Чудина Фаина Александровна, Погорельцева Мария Павловна, труд учителей, которые столько лет изо дня в день вкладывали в нас не только огромное количество информации, но частичку своей души. Не могу не сказать об Ольге Васильевне Колосовой, которая учила нас в старших классах. По -новому стали изучать литературу (записывать анализ изученных произведений в тетрадях), до неё такого у нас не было. С её приходом оживилась внеклассная школьная жизнь. Почему то больше всего запомнила вечер, который она проводила, посвящённый памяти В. Высоцкого (впервые проходил в клубе) и праздник, на котором соревновались команды, а Ольга Васильевна в качестве призов испекла сама торты, и нам достался торт с ягодами. Учась тогда в школе, работая сейчас в ней, я могу сказать, что Ольга Васильевна -человек огромного трудолюбия и оптимизма. Большая эрудиция и гуманное отношение к людям, помогли ей завоевать авторитет талантливого руководителя не только в селе, но и далеко за его пределами. Она любит детей и не скрывает этого. Никогда не видела её ругающей кого-то. Быть хорошим учителем не просто, надо быть и профессионалом в своём деле, и владеть искусством общения с детьми, и надо быть личностью.

Человек живёт на земле, пока о нём помнят. А нам есть чем и кем гордиться, есть кого помнить. Жизнь не стоит на месте, но школьные годы- это всегда самые лучшие годы. Самая прекрасная пора! И пусть позади детство, школьные шалости, шумные перемены, невыученные иногда уроки, но всегда с тобой будут твои самые счастливые школьные годы.

Выпускница 1992 года Чумакина Ирина (2010 г.)

11 июля 2009 года через 30 лет после окончания школы № 6 гор.Бежецка встретились мои одноклассники. Глядя на веселые лица своих одноклассников, слушая их воспоминания о школьных годах, мне захотелось систематизировать эти воспоминания. Вспомнить все запомнившиеся моменты школьной жизни, впечатления, врезавшиеся в мою память. Записываю это только для себя и моих одноклассников, кому это будет интересно читать и вспоминать самим. Ключевые моменты школьной жизни будут опираться на обращение – Помните? …

Помните? Самое первое школьное 1-е сентября – 1-й раз в 1-й класс восьмилетней школы №2 . Свою первую учительницу. Свой 1-й класс. Своего первого соседа по парте.


Свое 1-е сентября я помню смутно. Помню только серый школьный костюм мышиного цвета, вроде очень не удобный, но общепринятый для мальчиков в то время. Помню букет цветов, нести который я очень стеснялся, считал почему то это не мужским делом. (Кстати тот букет был единственным, который я принес в школу за все годы). Сейчас увидев школьника любого возраста с букетом цветов по любому поводу – 1-е сентября, экзамен, праздник вспоминаю себя, стыдившегося этого. Помню свою первую учительницу – Анну Ивановну, которая мне показалась очень старой. Кстати через 10 с лишним лет, увидев ее, мне она показалось такой же старой, не изменившейся внешне. Помню своего первого соседа по парте – Вадика Пономаренко. По совету мамы я постарался сесть поближе к доске и учителю, т.к. собирался учиться очень хорошо. Но нас в класс заводили строем по 2-е, мне не удалось сесть за первую парту и я оказался на второй с Вадиком. Который мне он не понравился тем, что очень вертелся и приставал ко мне с вопросами, разговорами, а я старался сидеть правильно, примерно, рука на руку и внимательно слушать, что говорит наша первая учительница. Кстати расположения своего 1-го класса в школе я не помню. И еще я жалел, что мой друг по детскому саду Толя Белкин оказался в параллельном классе «а», а я в «б», а так же, что среди моих одноклассников не оказалось дворовых друзей.

Помните? Наши грубые неподъемные парты на двоих, исцарапанные прежними поколениями школьников и свежевыкрашенные поверх этих царапин и вырезанных надписей зеленым цветом, с поднимающимися крышками, с канавками сверху для ручек и карандашей, и выемкой для чернильницы по центру.

Помните? Наши первые чернильные ручки. Шариковых вроде тогда еще не было.

Я очень плохо помню свой первый школьный год. Почему то наша школа мне казалось очень мрачной. В памяти остались только утренняя темнота, когда невыспавшемуся приходилось тащиться через наш поселок к мрачному школьному зданию. Помню детскую опаску при виде шумных, быстрых, взрослых, рослых старшеклассников, чувствующих себя комфортно в школьных коридорах. Помню, что интерес к школе вскоре пропал, а появилось отвращение к этой нудной ежедневной обязанности – ходить в школу, учиться, делать домашние задания, что отнимало практически все время. Помню, что первое время меня даже тянуло снова в детский сад, с его беззаботной жизнью и ничегонеделанием. Помню тяжеленные мощные входные двери в школу, такие же побитые, поцарапанные многими поколениями учеников, как и парты. Помню стеснительность при посещении школьного туалета из-за тех же старшеклассников. Помню удивление отца, увидевшего, что мы задачи с иксами начали изучать с первого класса, а он начинал только с пятого.

Помните? На 2-м или 3-м году начальной школы к зданию нашей школы сделали пристройку, и классы начальной школы перевели туда.

Помню, что класс мне понравился, да и к школьной жизни я привык, и на переменах в коридоре мы чувствовали себя намного вольготнее, ведь кругом были ровесники.

Помните? Мы были октябрятами. Носили значок с изображением Вовы Ульянова. Вроде были звенья и вожатые из старшеклассников.

К сожалению, об этом разделе нашей школьной жизни у меня в памяти ничего не осталось. Зато остались воспоминания о моих драках в начальных классах из-за великой войны между бараками (а я в них жил) и поселком. Почему то в классе я оказался один из этих бараков и многие мальчишки нашего класса и других ополчились против меня и мне приходилось защищать на переменах честь свою и бараков.

Помните? Тогда вроде дневников у нас не было, а оценки за четверть и за год нам выставляли в табеле. Такая серая бумажка в половину стандартного листа из плотной бумаги.

Кстати первый и последующие классы я закончил преимущественно на тройки.

Помните? Мы закончили начальную школу – первые 3 класса, перешли в 4-й и классной руководительницей у нас стала… Я не помню кто. Кроме того вроде нас перевели и в другое помещение.

Помните? В каких-то классах мы учились во вторую смену.

Помните? В магазинах появились в продаже шариковые ручки и вроде многие стремились иметь их, но учителя вроде противились их введению, т.к. считалось, что из-за этих ручек испортится почерк. Но вскоре все их заимели и ими писали.

Помните? Для мальчиков отменили обязательное ношение школьных серых костюмов. А кто из мальчиков их носил, то на них косо смотрели. Эта отмена вроде была после 1-го класса.

Помните? Как нас принимали в пионеры. Вроде 22 апреля (в день рождения В.И.Ленина) наши три класса «а,б,в» нас привели в сквер им. того же Ленина, построили. Мы повторили за школьной пионервожатой хором, заученную накануне, пионерскую клятву (Я, (Ф.И.О.), вступая в ряды пионерской организации, торжественно обещаю…), и нам повязали пионерский галстук и дали пионерский значок(?).

Помню учились потом друг у друга правильно повязывать этот галстук.




Помните? Как нас заставляли носить в школу сменную обувь. И все носили помимо портфелей матерчатые мешочки, сшитые нашими мамами, со сменной обувью. Часто при входе в школу дежурные с повязками на рукаве из старшеклассников проверяли наличие сменной обуви.

Помните? Наши школьные тетрадки. В начальных классах для правописания в косую линейку. (Сейчас такими пользуются?) Потом обычные в линеечку и в клеточку. На тетрадях в линейку на последней странице текст пионерской клятвы, на тетрадях в клеточку таблица умножения.

Я удивлялся и сердился, глядя на своих маленьких дочерей-школьниц, пользующихся калькулятором при вычислении элементарных математических действий. И сейчас с удивлением узнаю, что в западных школах таблицу умножения не знают даже школьники старших классов.

Помните? Чернову Галину Ивановну. Нашу классную руководительницу с 5-го (вроде) класса и выпускавшую нас из 10-го. Учительницу географии. Наш новый класс – кабинет географии, на 2-м этаже старого здания школы.

Кстати сказать, мне она сначала очень не понравилась, не красивая, не молодая, с кривыми ногами, громким крикливым голосом, властная, требовательная. Меня удивило, что она сказала при более тесном начальном знакомстве, что у меня красивая фамилия, хотя мне фамилия не нравилась, т.к. позволяла друзьям и знакомым ее всячески коверкать на предмет прозвищ и кличек. А потом я стал к ней относится нормально, но без особой привязанности, хотя она меня почему то и выделяла (как мне казалось) среди одноклассников.

Помните? Мероприятия, связанные с пионерской деятельностью. Сборы макулатуры, металлолома, игры Зарница. В классе был организован пионерский отряд имени какого-то героя-пионера (не помню). Мы как тимуровцы даже ходили к какой-то бабушке-пенсионерке для какой то помощи.

Я сходил к этой бабушке только один раз. Помню, поковырялись в ее старом мусоре, скопившемся за несколько лет, как и в любой семье, вроде и не нужен уже, а выкинуть жалко или руки не доходят. Она еле нашла желающего вынести мусорное ведро (тимуровцы!) и сходить за хлебом. Правда она даже кого-то из нас хвалила за усердие и желание добросовестно оказывать ей помощь по хозяйству (вроде Толю Яшкина и еще кого то) Кто то из нас до и после ходил к ней. Меня и многих других хватило, только на один раз.

Помните? Трагедию, случившуюся в нашем классе с нашим одноклассником Андреем Костиным. Вроде в пятницу на уроках труда (мы, мальчишки занимались тогда в столярной мастерской) он пожаловался на головную боль и его отпустили с уроков домой. А потом мы узнали, что он умер. Как наш класс участвовал вместо уроков в его похоронах, мы стояли в карауле возле его гроба, несли венки.

До сих пор помню то чувство непонятной необратимости судьбы, неосознанного непонятного страха перед смертью, которая оказалась не где то там, а рядом. Вот только недавно мы играли, разговаривали с нашим одноклассником, и вот внезапно его уже нет и никогда не будет. Впервые я видел так близко неподдельное горе родителей.

Помните? Летний пионерский лагерь и беззаботную лагерную жизнь. Лагерные мероприятия, костры, походы, всякие шалости.

Я три раза был в пионерском лагере «Лесная сказка» в Максатихе. Кто не был, много потерял. Незабываемые впечатления. В том числе и одна из первых детских влюбленностей в девочку из другой школы. Это случалось практически в мою каждую лагерную смену.

Помните? Группы продленного дня после уроков.

Помню, что мы не столько там делали домашнее задание, сколько баловались, шалили и проводили время как могли.

Помните? Школьные дневники.

Моя и некоторых других головная боль за плохие оценки и записи учителей про мое плохое поведение на и вне урока. Помню я, как и некоторые мои знакомые пытались переправить плохие оценки, стереть двойки, вырывал и переписывал страницы.

Помните? Школьные мероприятия, конкурсы песни, спортивные соревнования. В начале летних каникул городской турнир по футболу между школьными командами «Кожаный мяч», в зимние каникулы «Золотая шайба». Кроме этого некоторые из нашего класса и я, в том числе посещали внешкольные спортивные секции, кружки при доме пионеров и прочее.

Я, помнится, занимался в секции гандбола (тр. Воробьев), штанги (тр. Жданов) при спортзале з-да «Бежецксельмаш». С одноклассником, другом, соседом по двору и по жизни (и сейчас соседи по квартире) Юркой Беляковым ходил в кружок авиамоделирования при Доме пионеров, но не долго. Участвовал в соревнованиях по футболу за школу, а потом в команде юношей за город.

Помните? Свою первую школьную любовь или симпатию. Свой первый поцелуй. Я уже не говорю о большем. Как собирали деньги и выбирали подарки девочкам к 8 марта, а они нам к 23 февраля. Кто-то помимо общих подарков дарил однокласснице персональный подарок (под общие насмешки одноклассников).

Я стеснялся проявить свои чувства к одноклассницам, боялся показаться смешным, опасался насмешек одноклассников, опасался быть отвергнутым и тем самым опять же вызвать насмешки. И вообще мне казалось, что те девочки, которые нравились мне, предпочитали других, а те, которые проявляли симпатию ко мне, мне не нравились. К тому же среди моих первых симпатий одноклассниц не было. Мы с другом по двору Вовкой Серовым (он учился в параллельном классе) встречались с двумя его одноклассницами. Смешно рассказывать, но эти девочки приходили вечером к бараку, в котором мы жили. Свистели нам под окнами, и мы шли гулять.

Помните? Свои стремления проявить себя взрослыми, в том числе и во вредных привычках, употреблении спиртного, курении. Как тайком покупали и пили вино перед школьными вечерами. Как покуривали на перемене в школьном туалете.

Помните? Выпускной вечер по окончании 8-го класса.

Помню с одноклассниками, как уже повелось у нас перед выпускным вечером выпили с друзьями тайком. Мои поселковые друзья пытались проникнуть к нам на вечер, но на входе дежурили наши родители и возник конфликт, в результате которого досталось отцу Сашки Дрожжина. Я не удержался, вступился за него и подрался со своими поселковыми друзьями. В результате этой драки и неважных выпускных оценок в Свидетельстве о 8-летнем образовании вопрос о получении среднего образования в этой школе оказался под угрозой. Стыдно признаться, но матери пришлось плакать перед директором школы Новосадовым П.В., чтобы меня зачислили в 9-й класс. Помню после танцевального вечера вроде всем классом ходили гулять по Краснохолмскому шоссе, а потом почему-то, несмотря на желание некоторых посидеть у костра на природе многие заторопились домой и так скомкано закончился выпускной вечер.

Помните? В начале учебы в 9-м классе ребята, собранные из 3-х 8-х классов в один сошлись сразу, а у девчонок были кое какие конфликты, непонятные нам ребятам.

Помните? Ежегодную уборку картофеля в соседних с городом колхозах. В начале 9-го класса мы убирали картошку во Фралеве.

Мне помимо самой уборки запомнилось, что кормили нас там отменно. На класс бидон 40литровый с наваристыми щами и такой же бидон с молоком, а так же как дурачились на каком-то сеновале.

Помните? Комсомол. Многие из нас вступили в него после достижения 14тилетнего возраста.

Я вступил в эту организацию только в 9-м классе. Помню накануне посещения райкома комсомола добросовестно учил Устав члена ВЛКСМ и ордена комсомола. Очень сильно волновался перед комиссией райкома, которая заслушивала каждого кандидата в члены ВЛКСМ. Сразу после вступления в комсомол меня избрали секретарем комсомольской организации школы со всеми последствиями: планами работ комс.орг-ции, отчетами, заседаниями комитета комсомола, посещениями райкома, сбором взносов и т.д.

Помню в 9-м классе я решил взяться за учебу и мне пришлось наверстывать все то, что мы, когда то изучали в предыдущих классах. Даже заново учил программы 6-8 класса, особенно по математике и физике. А над задачами по математике порой засиживался до 2-х часов ночи. Усилия не прошли даром и я уже не был тем, кому натягивали тройки. Но меня обижало то, что некоторые учителя не верили, что я мог самостоятельно решать многие задачи, тем более я сидел за партой со своим школьным другом Юркой Флотским, который был силен в точных науках. За полугодие я уже не имел ни одной тройки и оказался среди лучших учеников.

Помните? Городские вечера старшеклассников. Сначала какое-то тематическое мероприятие, а затем танцы для старшеклассников.

Помните? Общегородские спортивные соревнования, в которых некоторые из нас выступали за школу.


Впечатлений было так много, что в памяти практически ничего не осталось. В Историческом музее меня поразило много тесных и небольших (по сравнению с громадой музея) помещений с низкими потолками и множество переходов. Помню, хотели искупаться в то зимнее время в открытом бассейне «Москва». Билет вроде туда тогда стоил 50 коп. Помню удивило тогда покрытие Красной площади – брусчатка. Раньше я думал, что площадь заасфальтирована. Помню как в московских магазинах мы, так же как и наши родители закупали дефицитные тогда колбасу, кур, экзотические фрукты (типа апельсинов).

Помните? Участие в демонстрациях 7 ноября и 1-е мая добровольно-принудительно в составе школьной колонны.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта