Главная » Засолка грибов » Сущность развития личности по к хорни. Подробно – социокультурная теория личности к.хорни:основные положения

Сущность развития личности по к хорни. Подробно – социокультурная теория личности к.хорни:основные положения

Карен Хорни (1885-1952)

«Реальное “Я” - это то, на что мы ссылаемся, когда говорим, что хотим найти себя... Это возможное “Я” - в противоположность идеальному “Я”, недостижимому в принципе».

К. Хорни

Основные положения теории личности К. Хорни отражены на рис. 5.

Ключевые понятия

Базальная враждебность. Чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.

Базальная тревога. Всепроникающее чувство одиночества и изоляции во враждебном мире.

Ориентация к людям (уступчивый тин). Стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей.


Рис. 5

Это способ завоевать любовь и доверие. Можно получить многое от судьбы и от других людей, если не стремиться к собственной выгоде и славе, быть добрым, скромным и любящим.

Ориентация от людей (обособленный тип). Стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей. Другие не будут трогать людей, выбравших такой способ уменьшения тревоги, если они ничего нс попросят; они нс потерпят неудачу, если ничего не будут пытаться сделать; не разочаруются, если не будут ожидать от жизни многого.

Ориентация против людей (враждебный тип). Стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленная на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей. Таких людей привлекает не любовь, а господство. К. Хорни выделяет три типа ориентации против людей:

  • - надменно-мстительное решение. Люди, использующие эту стратегию, стремятся к мщению и победам. Они считают, что жизнь - это жестокая борьба, в которой можно добиться поставленных целей, если не поддаваться на ненужные чувства и не следовать традиционной морали;
  • - нарциссическое решение. Нарциссичсский тип стремится достичь своих целей в жизни с помощью обаяния и восхищения собой;
  • -перфекционистское решение. Высокие интеллектуальные и моральные стандарты дают перфекционистам преимущество, из-за которого они презирают остальных. Если они будут справедливыми, честными и обязательными, это должно обеспечить им справедливое отношение других людей.

Я-идеальпое (идеализированный образ). Образ, созданный нашим воображением, чтобы компенсировать чувство неадекватности, никчемности и слабости, наделенный силой и преувеличенными возможностями. Его формирование ведет к поиску славы, невротическим притязаниям, невротической гордости, тираническим долженствованиям и ненависти к себе.

Невротическая гордость. Гордость чертами нашего идеализированного образа. Она замещает реалистическую уверенность и самоуважение.

Невротические требования. Наши требования, основанные на нашей гордости. Согласно им, с нами должны обходиться в соответствии с нашей возвеличенной концепцией нас самих, что усиливает нашу ранимость.

Ненависть к себе. Это гнев, который идеализированное «Я» чувствует к реальному «Я» за то, что мы не те, кем должны быть.

Реальное «Я». В отличие от идеализированного «Я», это наше возможное «Я». Это наш врожденный потенциал. Для его дальнейшего развития необходима благоприятная окружающая среда. Реальное «Я» реализуется во взаимодействии с внешним миром и подвержено его влиянию.

Система гордости. Продукт нашего идеализированного образа. Состоит из невротической гордости, тирании, долженствований и ненависти к себе.

Тирания долженствования . Это наше побуждение жить согласно нашей грандиозной концепции самих себя. Саморазрушительная по природе, эта тирания стремится полностью уничтожить нашу индивидуальность.

  • 1. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с.
  • 2. Хорни К. Женская психология / К. Хорни. - М.: Директ-Мсдиа, 2008.-475 с.
  • 3. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2007. - 224 с.
  • 4. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни; под ред. проф. М.М. Решетникова. - Изд. 2-е, стереотипное. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 2000. - 316 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib. org.ua/books/homk03/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2009. - 208 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/homk02/index.htm. - Загл. с экрана.
  • 6. Хорни К. Новые пути в психоанализе / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2009. - 240 с.
  • 7. Хорни К. Самоанализ / К. Хорни. - М.: ЭКСМО-Прссс, 2002 . - 448 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylib.org. ua/books/homkO 1 /index.htm. - Загл. с экрана.
  • 8. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

Теория личности Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Она значительно отходит от ортодоксального психоанализа в нескольких аспектах: отказываясь от конструкта либидо, отвергая предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность, и подчеркивая в большей степени соц., чем биолог. детерминанты личности.

Причины невроза по Хорни. У каждого человека есть способности и желание творчески развить свой потенциал и занять достойное место среди себе подобных. Психопатология возникает лишь в том случае, если это врожденное стремление к положительному росту и самореализации блокируется внешними соц. воздействиями.

В то время как у здорового ребенка развивается чувство принадлежности к безопасной и обеспечивающей питание семье, ребенок, воспитанный невротичными родителями, испытывает глубокие сомнения, сильные страхи и воспринимает окружающий мир как враждебный и пугающий. Снижение этой интенсивной базисной тревоги становится теперь главной целью ребенка, доминирующей над его врожденными здоровыми желаниями и потребностями. В силу этого он отвергает теплые и спонтанные отношения с др. людьми и манипулирует ими в целях собственной выгоды. Так здоровый поиск самореализации замещается общим стремлением к защищенности и безопасности - признак невроза.

Движение к, против и прочь от людей. Невротическое стремление к безопасности реализуется путем преувеличения одной из трех главных характеристик базисной тревоги: беспомощности, агрессивности и отстраненности.

При невротической беспомощности человек испытывает чрезмерно сильное желание оказаться под чьей-либо защитой и преувеличенно, лицемерно уступает желаниям др. людей (движение к людям).

При невротической агрессивности человек уверен, что жизнь представляет собой дарвиновские джунгли, в которых выживают лишь самые приспособленные (движение против людей). Людям с невротической агрессивностью большинство окружающих кажутся враждебно настроенными и лицемерными; они полагают, что истинные чувства недостижимы или даже не существуют.

При невротической отстраненности человек избегает близких или даже случайных контактов с другими (движение прочь от людей).

В то время как здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, три невротических решения непроизвольны и ригидны. Они, однако, не являются взаимоисключающими. В каждом случае две ориентации, значение которых сознательно преуменьшается, остаются действующими на бессознательном уровне и конфликтуют с доминирующей ориентацией.

Социокультурная теория личности Карен Хорни

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания 3. Фрейда относительно женщин, и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Когда 3. Фрейд , анализируя развитие и формирование женственности, утверждал, что основной движущей силой в развитии женщин является желание стать мужчиной, вне всякого сомнения, при этом речь шла об эмансипированных женщинах, у которых действительно присутствует внутреннее желание сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы. Но женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. И поэтому, когда американский психоаналитик К. Хорни отвергает взгляд 3. Фрейда на психологию женщины, на ее стремление приобрести атрибуты мужского пола, стать мужчиной, то она говорит, что женщина, физически созданная для специфически женских функций, в психологическом аспекте не может быть детерминирована желанием иметь атрибуты другого пола. Можно предположить, что при этом она говорит об истинной женщине, имеющей небольшой процент мужественности или вообще не проявляющей таковую. Желание взрослых женщин быть мужчиной, утверждает К. Хорни , характерно лишь для невротичных женщин. Такие проявления, как склонность к диктаторской власти, честолюбию, к тому, чтобы завидовать другим и бранить их, – это элемент неврозов нашего времени как у женщин, так и у мужчин.

Равным образом А. Адлер полагает, что желание женщины быть мужчиной может быть связано с желанием иметь все привилегии, которые в нашей культуре считаются мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.

И если во время Фрейда считалось, что женщине свойственны также мазохизм и боязнь потерять любовь, то К. Хорни отрицает подобный взгляд на женщину, она говорит, что мазохизм не является изначально женским феноменом. К. Хорни считает, что причины не в биологии, а в культуре.

Мазохизм, утверждает она, это проявление попытки достичь безопасности и удовлетворения в жизни благодаря собственной незаметности и зависимости, такой способ помогает достичь господства над другими через слабость и страдание. Боязнь потерять любовь также заложена в культуре. На протяжении веков труд женщин ограничивался семейным кругом. Любовь и преданность стали рассматривать как специфические женские добродетели. К. Хорни считает, что существуют две причины недовольства женщины своей женской ролью: в обществе, где нарушены человеческие взаимоотношения, трудно достичь счастья в жизни; подобная ситуация и порождает чувство неполноценности, а значит, недовольство собой как женщиной. Пока ведение домашнего хозяйства считалось серьезным делом, количество детей не ограничивалось, женщина чувствовала себя конструктивным фактором экономического процесса. Эта основа исчезла, и женщина утратила свой фундамент. Любой человек чувствует себя недостойным, если его не любят и не очень ценят. Подобное обесценивание изначальной женской роли мы наблюдаем в настоящее время и в нашей культуре. У женщин, выброшенных из социума по различным причинам, появляется чувство ненужности, снижается самооценка, развиваются депрессивные состояния.

Во-вторых, Хорни была убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над ее пациентами показали глубокие различия в их личностной динамике в зависимости от культурной среды, в которой они жили (Европа, США), что было подтверждением культурных факторов в развитии личности. Отмечая, как и 3. Фрейд, значение детских переживаний в формировании структуры личности взрослого человека, Хорни утверждала, что детству характерны две потребности:

Потребность в удовлетворении;

Потребность в безопасности.

Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. И хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной, по ее мнению, в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив при этом – быть любимым, желанным, защищенным. Если родители и ближайшее окружение не удовлетворяют эти потребности, то подавленные чувства обиды, негодования, враждебности проявляются во взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем (базальная тревога – «ощущение беспомощности перед лицом потенциально опасного мира») .

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности, беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует эти потребности негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый же человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни впоследствии разделяет все потребности на три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип личности. Эта ориентация предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали, руководили им.

Такие люди завязывают отношения с единственной целью – избежать чувства одиночества, беспомощности, ненужности.

Ориентация от людей: обособленный тип. Эта ориентация обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки «мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для такого типа личности характерна установка – никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для них характерны стремления к уединенности, независимости, самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Для этого стиля поведения характерны доминирование, враждебность, эксплуатация. Этот человек действует исходя из иллюзорного убеждения «у меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции «что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что этот тип личности способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все его потребности вращаются вокруг желания повысить собственный престиж, статус, удовлетворить личные амбиции. То есть основная потребность этого типа – эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Социокультурная теория личности (Карен Хорни)

Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:

1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.

2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.

На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.

По Хорни, в детстве у человека существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка: еда, сон и т.п. Хорни считала, что эти потребности не играют основной роли в формировании зрелой личности.

Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности. Для маленького человека главное - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего мира. В удовлетворении этих потребностей ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинное тепло и любовь в отношении к ребенку, то его потребность в безопасности будет удовлетворена. Если у ребенка происходит фрустрирование этой потребности по разной причине, то главным результатом будет формирование патологической личности - у ребенка появляется установка базальной враждебности . Ребенок как бы психологически разрывается - он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и враждебности.

Такой конфликт приводит к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины. Эти мотивы играют роль психологической защиты, цель которой - выживание через подавление враждебных чувств по отношению к родителям.

Подавление чувства негодования и враждебности, изначально направленные на родителей, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка наблюдается базальная тревога , т.е. ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира. Хорни считала, что именно базальная тревога является главной причиной формирования неврозов.

Невротические потребности

Чтобы справиться с базальной тревогой человек может использовать особые защитные механизмы, причем бессознательно. Эти механизмы получили название невротических потребностей.

1. В любви и одобрении - ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к любой критике.

2. В руководящем партнере . Чрезмерная зависимость от окружения и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве. Переоценка любви - уверенность в том, что любовь может решить все.

3. В четких ограничениях . Человек предпочитает такой жизненный стиль, когда главное значение имеют ограничения и запреты.

4. Во власти . Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других . Человек боится, что его «кто-то» использует, поэтому боится выглядеть «тупым» в глазах других. При этом не желает предпринять что-то, чтобы их перехитрить.

6. В общественном признании . Человек хочет быть объектом восхищения со стороны других, формирует свое мнение о себе в зависимости от социального статуса.

7. В восхищении собой . Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплементах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии . Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Очень сильный страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости . Человек избегает любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцируется от всех и всего.

10. В безупречности и неопровержимости . Человек пытается поддерживать впечатление совершенства и добродетели, пытается быть непогрешимым и безупречным во всех отношениях.

Хорни считала, что перечисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают нам справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

ПЛАН ЛЕКЦИИ. 1. Краткая биография. 2. Основные концепции и принципы социокультурной теории. 2. 1. Развитие личности. 2. 2. Базальная тревога: этиология неврозов. 2. 3. Невротические потребности 2. 4. Ориентация на людей, от людей и против людей 2. 5. Психология женщины. 3. Выводы.

ЛИТЕРАТУРА: Фэйдимен Дж. , Фрейгер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб. : прайм. ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с. Хьелл Л. , Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – 608 с. Хорни К. Невроз и развитие личности/ Пер. с англ. - М. : Смысл, 1998. - 375 с.

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ. Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной»

Карен чувствовала себя в семье одинокой, лишенной поддержки родителей. Чтобы компенсировать это, она пыталась сблизиться с братом, с которым, когда ей было пять, а ему девять лет, была по-видимому вовлечена в какие-то сексуальные игры. Возмужав, брат отдалился от Карен, она почувствовала себя отвергнутой и старалась обрести ощущение собственной значимости, став в школе одной из первых учениц. В детстве Карен была злой и непослушной, но в подростковом возрасте не могла больше выносить изолированность и нашла в своей семье «экологическую нишу» , начав поклоняться собственной матери. В возрасте 13 лет она начала вести дневник, в котором описывала, как обожает мать и брата.

Ее скрытая враждебность к ним выплеснулась наружу, когда Карен был 21 год, и семейные отношения с тех пор были испорчены. Дневники, написанные в период, когда Карен подавляла свою злость, создают ложную картину отношений Карен с ее семьей, их следует рассматривать в свете случая Клэр, описанного в автобиографической работе Хорни «Самоанализ» (1942), которая и объясняет поведение автора в юности. Дневники Карен главным образом посвящены ее отношениям с мужчинами, во внимании которых она отчаянно нуждалась. Типичная модель ее отношений была такова: идеализировать мужчину, а затем разочароваться в нем, потом следовала депрессия и попытки понять, почему же отношения расстроились.

В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. В 1906 году она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства

Карен надеялась найти в муже особенного человека, который отвечал бы ее противоречивым потребностям в доминировании и покорности, грубой силе и утонченной чувствительности, но она постоянно оказывалась разочарована. Вечно несчастная, она пыталась понять источники своего страдания - сначала в дневниках, а затем в психоаналитических трудах, многие из которых являются ее завуалированной автобиографией. Безуспешность этого анализа послужила одной из причин, из-за которых Карен Хорни подвергла сомнению ортодоксальную теорию психоанализа, а особенно ее аспекты, касающиеся психологии женщины.

Сама Хорни была блестящим клиницистом, но всю свою жизнь она страдала оттого, что не могла найти аналитика, который бы действительно ей помог. Попробовав пройти курс психоанализа сначала с Карлом Абрахамом, а затем в начале 20 -х годов с Гансом Заксом, она разочаровалась и, чтобы как-то облегчить свою эмоциональную жизнь, обратилась к самоанализу. Опыт клинического анализа и самоанализ послужили источником ее психоаналитических идей. В постоянной борьбе с личными проблемами и эмоциональными трудностями Хорни развивала собственную теорию и понимание психоанализа.

К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году, в возрасте 67 лет.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТЕОРИИ КАРЕН ХОРНИ. Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью. Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

2. 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Однако, Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.

Родители могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

2. 2. БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА: ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

2. 3. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: СТРАТЕГИИ КОМПЕНСАЦИИ БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций

ДЕСЯТЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОПИСАННЫХ ХОРНИ Избыточная потребность 1. В любви одобрении Проявления в поведении и Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию 2. В руководящем Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить партнере отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все 3. В четких Предпочтение такого жизненного стиля, при котором ограничениях первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим 4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании Боязнь быть используемым другими или боязнь других выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их 6. В общественном Желание быть объектом восхищения со стороны признании других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса 7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих 8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи 9. В самодостаточности Избегание любых отношений, предполагающих взятие и независимости на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся 10. В безупречности и Попытки быть морально непогрешимым и неопровержимости безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви» . Потребность имеет характер невротической, если человек пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

2. 4. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ, ОТ ЛЮДЕЙ И ПРОТИВ ЛЮДЕЙ В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ: УСТУПЧИВЫЙ ТИП. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» . Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

ОРИЕНТАЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ: ОБОСОБЛЕННЫЙ ТИП. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно» . Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» . Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

ОРИЕНТАЦИЯ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ: ВРАЖДЕБНЫЙ ТИП. Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» . Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех.

Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь? » , независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

2. 5. ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами»

Оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство» .

Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» . Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту. К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений.

ВЫВОДЫ: Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога - ощущение беспомощности во враждебном мире - является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей» , «против людей» и «к людям» . У невротической личности обычно преобладает одна из них. Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин. Хорни уделяла особое внимание социокультурным влияниям, особенно мужскому доминированию и дискриминации женщин, в объяснении развития личности женщины.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта