Главная » Засолка грибов » Уровни культурного развития общества грейвза. Теория спиральной динамки развития личности и человечества от клэра грэйвза

Уровни культурного развития общества грейвза. Теория спиральной динамки развития личности и человечества от клэра грэйвза

Спиральная динамика компании анализирует текущий и определяет дальнейший уровни ее развития. Читайте в статье о том, как, зная уровень развития, определить лидера, способного вывести компанию на следующий уровень.

Из статьи вы узнаете:

Теория спиральной динамики Грейвза и ее применение в практике HR-менеджмента

Основоположник теории спиральной динамики (spiral dynamics) - американский психолог Клер Уильям Грейвз. Он также называл ее теорией развития человеческих биопсихосоциальных систем. Сущность теории в том, что взрослые человеческие системы, будь то отдельная личность или коллектив, в том числе производственный, развиваются одинаково. При этом развитие происходит снизу вверх, поступательно. Каждый уровень основан на знаниях, ценностях и принципах более низких уровней. Визуально процесс развития можно представить в виде спирали.

Последователи Дон Бек и Кристофер Кован развили теорию спиральной динамики Грейвза, добавив уровни, определяющие уже не бытие, а сознание. Авторы присвоили каждому уровню свой цветовой код. При этом каждый уровень отображает отдельную парадигму сознания и мировосприятия. На рисунке изображена концепция спиральной динамики и уровни развития человеческих систем.

Модель спиральной динамики можно рассматривать с точки зрения психологии отдельной личности, фазы развития компании и востребованности лидерских качеств на каждом этапе. Результаты представлены в таблице.

Таблица. Уровни спиральной динамики в разрезе отдельной личности, предприятия, востребованных лидерских качеств .

Уровень

Отдельная личность

Компания

Необходимые лидерские качества

«Выживание»

Фокусировка на выживании

Подготовительный этап, когда учредители только обдумывают бизнес-идею, ищут пути выживания на рынке

Лидеров нет – есть только основатель

Фиолетовый

«Принадлежность»

Желание стать частью коллектива, группы, обеспечить безопасность

Набор персонала, создание команды единомышленников

Высокий уровень коллективизма исключает потребность в лидерах

Утверждение своей самостоятельности, подавление окружающих, жажда власти и денег

Конкурентная борьба, завоевание новых рынков, внутри компании - конкуренция между группами и лидерами

«Правила»

Подчинение иерархии, дисциплине и закону

Установление четких внутрикорпоративных регламентов, интересы компании в приоритете

Ответственность, дисциплина, строгое соблюдение установленных правил, абсолютистский тип мышления

Оранжевый

«Результат»

Достигнуты цели, энергия направляется на расширение кругозора, исповедуется научно-материальная система ценностей

Сформирован коллектив, правила и законы. Компания приносит стабильную прибыль, целью становится эффективность

Уверенность в собственной успешности и эффективности, желание научить других, как добиться успеха

«Согласие»

Уважение к чужому мнению, толерантность, гармоничное отношения с собой и окружающими

Общие ценности и единая команда. Сотрудники понимают и разделяют стратегические цели компании, мотивированы, вовлечены, лояльны

Коллегиальный стиль руководства, желание соблюсти интересы каждого, стремление обеспечить комфортную обстановку и защиту коллективу

«Развитие»

Поиск баланса между своими и чужими потребностями, компетентность, повышенная адаптивность. Самореализация как способ существования.

Ценностями компании становятся опыт и знания ее сотрудников. И руководство, и коллектив стремятся соблюдать баланс между собственными потребностями и целями компании

Гибкая интеграция всех лидерских качеств, умение применять их широкий спектр в конкретных ситуациях, руководствуясь исключительно интересами системы. При этом демократичность и гуманность при отсутствии децентрализации в управлении.

Бирюзовый

«Эволюционное равновесие»

Достижение дифференциального и холистического мышления, понимание законов и общности всех процессов

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу»

Отвечает Анна Никулина

Одна торгово-промышленная компания заняла новый сегмент рынка, поэтому предстояло открыть сервисные центры другого уровня, работать с более требовательными клиентами. Словом, требовалось перенастроить бизнес -процессы, обучить сотрудников трудиться не так, как прежде , иначе взаимодействовать с покупателями, то есть, перейти на новый уровень развития…

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания исходя из наблюдаемых, эмпирических данных. Пиаже (Piaget) наблюдал за когнитивной линией развития, Кольберг (Kohlberg) – за моральным развитием, Левингер (Loevinger) – за развитием самосознания, Маслоу (Maslow), автор знаменитой «пирамиды Маслоу» - за развитием потребностей, Грэйвс (Graves) – за развитием системы ценностей.

Было замечено, что большинство людей в своем развитии проходят через определенные стадии, причем некоторые проходят дальше, а некоторые «застревают». Исследования в культурах, отличных от культуры Запада показали, что для людей в них характерны те же стадии, с той лишь разницей, что в менее развитых культурах большая часть населения находится на более ранних стадиях развития (хотя это не исключает появления в этих культурах отдельных мыслителей более высокого порядка).

Каков критерий более высокого порядка? Основным критерием является относительная сложность системы. По мере эволюционного развития системам свойственно усложняться. История общества сама по себе сопровождалась ростом сложности примерно в миллион раз. Если примитивные общества могут состоять из сотен или тысяч человек, то современное общество не может существовать при числе членов менее 100 миллионов, причем в последнее время и этого количества становится явно недостаточно для реализации наиболее сложных технологий.

Стоит особенно отметить, что в системах накапливается не произвольная сложность, а сложность, которая позволяет системе более эффективно функционировать в рамках внешней системы. Для животного это будет экосфера, для человека – общество, а для страны – совокупность других стран, с которыми налажены культурные связи.

Что дает основания провести аналогию между стадиями индивидуального развития и общественными стадиями? Дело в том, что сознание человека является культурно-обусловленным, в обществе действуют механизмы наследования уровня мышления, вертикальной передачи идей. Каждое следующее поколение наследует идеи предыдущего, что дает ему возможность легче перейти на следующий уровень своего развития. Таким образом, если сегодня мы видим, как отдельные индивиды развиваются в то, что нам кажется более сложными и высокими стадиями, мы можем предположить, что все общество в дальнейшем последует за ними.

В 1970-90-х годах американский психолог Клер Грэйвс*, а затем его последователи, Крис Коуэн (Chris Cowan), Дон Бек (Don Beck) и Кен Уилбер (Ken Wilber) разработали новую социально-эволюционную теорию, названную впоследствии теорией спиральной динамики. Эта эволюционная теория была выбрана среди многих других, так как, по моему мнению, она наиболее полно описывает возможные ступени эволюции развития как человека, так и общества**. Уровни развития в теории Грэйвса описываются через парадигмы сознания (которые для удобства кодируются различными цветами от бежевого до желтого). Эти парадигмы сознания, или ценностные комплексы, включающие в себя духовные верования, культурные идеи, моральные принципы, модели обучения и т.д. возникают по мере возникновения потребности в них в процессе социокультурной эволюции.

Каждая очередная стадия развития удовлетворяет потребности, которые не были удовлетворены (или подавлялись) предыдущей ступенью развития цивилизации. Принципиальное отличие от социального дарвинизма здесь заключается в холическом подходе – каждый следующий уровень развития общества в ней рассматривается как очередной уровень холархии, включающий в себя предыдущий. В итоге, высшие уровни развития общества не отрицают, а включают в себя предыдущие.

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.


1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.


2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.


3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.


4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.


5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.


6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.


7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.


8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.

Важной особенностью данной модели является то, что каждый нечетный уровень является ориентированным преимущественно на индивидуальные ценности, а четный – на коллективные (кроме последнего, где коллективные и индивидуальные ценности находятся в гармонии). Таким образом, значение культуры, коллективного субъективного будет особенно велико на «фиолетовом», «синем», «зеленом» уровне. Наоборот, на «красном» будет наблюдаться отчетливый приоритет силы, на «оранжевом» – денег и индивидуальных свобод, на «желтом» будет присутствовать вера в способность общества к самоорганизации, к урегулированию конфликта между интерсубъективным и интеробъективным ненасильственными способами.

Как правило, общества неоднородны по меметическому составу, причем, чем более развитое, сложное общество – тем большее в нем существует разнообразие уровней. Уровни не сменяются за одну ночь, и не представляют собой ступеньки лестницы, они ведут себя скорее как накатывающиеся волны, каждая следующая волна сложнее предыдущей.

По оценке Бека и Коуэна, 10% населения Земли находится на «фиолетовом» уровне, 20% - на «красном» и 40% - в «синем». Остальные 30% населения рассредоточены по «оранжевому» и «зеленому», с редким заходом в «желтый» и выше.

Процесс перехода на новый уровень не является чем-то необратимым или неизбежным. Корпорация, например, может застрять на «синем», в то время как «оранжевые» экономические условия подталкивают ее к совершенно другому стилю ведения дел. Обычно, это заканчивается банкротством. Для государства, застрявшего на низком уровне развития, в то время как соседи ушли далеко вперед эта ситуация чревата нищетой, попаданием в колониальную зависимость или жесткой «шоковой терапией». При переходных фазах, когда два цвета смешиваются, доминантный цвет записывается большими буквами, а рецессивный – маленькими, например «СИНИЙ/оранжевый» или «оранжевый/ЗЕЛЕНЫЙ».

Особый интерес в рамках теории Грэйвса представляет как раз факторы перехода (transitional factors), условия, которые обеспечивают плавный переход от одного ценностного уровня к другому.

Алексей Каптерев

Спиральная динамика

Клер Грейвз использовал термин "двойной спирали" т.к. считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.

Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?

В подходе Клера Грейвза , для того, чтобы понять "что это за человек (организация)" и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: "как этот человек думает о реальности, в которой он находится?"

Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.

Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов - неких психических "магнитов", которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.

Первый ярус

БЕЖЕВЫЙ (A-N)

  • Характеризуется : выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
  • Условия для жизни : выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.

ПУРПУРНЫЙ (B-O)

  • Характеризуется : безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой;
  • Условия для жизни : безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.

КРАСНЫЙ (C-P)

  • Характеризуется : силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
  • Условия для жизни : сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль

СИНИЙ (D-Q)

  • Характеризуется : наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
  • Условия для жизни : стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)

  • Характеризуется : компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
  • Условия для жизни : возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)

  • Характеризуется : чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
  • Условия для жизни : гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;

Второй ярус

ЖЕЛТЫЙ (A"-N")

  • Характеризуется : существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью;
  • Условия для жизни : независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание;

БИРЮЗОВЫЙ (B"-O")

  • Характеризуется : глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий;

Движения и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в любом из направлений – или вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же Ценностные Мимы, разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние-состояния). В целом эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.

Любая система (человек) стремится к более сложной организации, тем не менее никто не дает гарантий, что она так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все "реальные" (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть Спиральная Динамика.

Развитие Модели в России

В России теория популяризируется командой Российского Института Спиральной Динамики, а так же консультантами Мариной Пуха, Евдокимовым Петром, Алексеем Каптеревым, Анатолием Баляевым и др.

Ссылки

  • Видеозапись презентации Алексея Каптерева по Спиральной Динамике, сделанной в Институте Неокода.
  • Видеозапись лекции Алексея Каптерева по спиральной динамике, прочитанной в ГУ-ВШЭ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Спиральная динамика" в других словарях:

    Динамика - (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора

    спиральная устойчивость Энциклопедия «Авиация»

    спиральная устойчивость - спиральная устойчивость — стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. С. у. — составная часть боковой устойчивости — определяется малым действительным корнем (так называемым спиральным… … Энциклопедия «Авиация»

    В физике, Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) гипотеза, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик. Когда постоянная скорость обращения галактик была впервые обнаружена, это было неожиданно,… … Википедия

    Область астрономии, изучающая строение, устойчивость и эволюцию звёздных систем. Осн. объектами изучения 3. д. являются шаровые и рассеянные звёздные скопления внутри галактик, галактики в целом, а также скопления галактик.3. д. зародилась в нач … Физическая энциклопедия

    - (англ. Don Beck) американский бизнес консультант и один из создателей интегральной спиральной динамики. В 80 х Дон Бек свыше 60 раз посещал Южною Африку, с целью оказания влияния на политических руководителей, промышленников и религиозных лидеров … Википедия

    Такая система моделей, паттернов и инструментов, которую человек построил для себя, с целью сделать жизнь намного проще в своем восприятия (при этом, не ухудшая её качества). Главное в Life management прозрачность (автоматизм) и простота… … Википедия

    Интегральный подход Интегральные мыслители: Кен Уилбер Жан Гебсер Шри Ауробиндо Клэр Грейвз Эрвин Ласло Джордж Леонард Майкл Мёрфи Уильям Ирвин Томпсон Харидас Чаудури Георг Фейерштейн Интегральные области: Интегральное искусство Интегральное… … Википедия

В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.

Клэр Грейвз - кто он?

Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.

Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.

Спиральная динамика

Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».

Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.

Тест

Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.

На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.

Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.

Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание - бежевый цвет.
  2. Племенное мышление - фиолетовый.
  3. Боги силы - красный цвет.
  4. Сила правды - синий.
  5. Жажда успеха - оранжевый цвет.
  6. Круговой - зеленый.
  7. Интригующий - желтый.
  8. Модернизаторский - бирюзовый.

Бежевый

В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.

На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Оранжевый

Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.

Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.

Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.

Зеленый и желтый

Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.

Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.

Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.

Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.

Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.

Бирюзовый

Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.

По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.

Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.

Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.

Книги

Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта