Главная » Засолка грибов » «Все волновало нежный ум. «Все волновало нежный ум…

«Все волновало нежный ум. «Все волновало нежный ум…

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Провела: учитель русского языка и литературы

Бакулина Ирина Геннадьевна

с. Панаевск

2009

Мероприятие по литературе

«Все волновало нежный ум…» (Лицейские годы А. С. Пушкина)

Цель внеклассного мероприятия:

Познакомить с лицейским периодом жизни А. С. Пушкина через стихи, воспоминания самого поэта;

Развивать навыки выразительного чтения наизусть, навыки публичных выступлений

Воспитывать любовь к поэзии, патриотизм, гордость за великую литературу.

Оборудование: слайды с изображением А. С. Пушкина, его лицейских друзей, Г. Р. Державина и др.

Эпиграф:

А. С. Пушкин

Ход мероприятия

1 ведущий. Лицейская республика. Тридцать меленьких лицеистов. Один из них исключен из Лицея. Остальные двадцать девять, и среди них – Пушкин.

2 ведущий. Обладая памятью необыкновенной, Пушкин уже на одиннадцатом году был хорошо знаком с французской литературой. Девяти лет он читал «Жизнеописания» Плутарха, «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.

1 ведущий. Императорский Царскосельский лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к важнейшим частям службы государственной». Он должен был воспитывать своих питомцев в духе непримиримом к идеям французской революции. Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников лицея и

лично раздал им через шесть лет награды и дипломы.

Но вышло так, что именно в Царскосельском лицее, где расцветал гений Пушкина, зрели

Свободолюбивые настроения. Из его стен вышли и отправились на каторгу самые близкие друзья Пушкина – Пущин и Кюхельбекер.

2 ведущий . Царю доносили, что в «лицее начали читать все запрещенные книги».

1 ведущий. Среди двадцати восьми лицеистских товарищей Пушкина, как во всяком человеческом обществе, были люди различных взглядов, склонностей и характеров.

2 ведущий. В первые годы самый близкий друг Пушкина – И. Пущин. Их кельи на четвертом этаже – рядом, под номерами 13 и 14, их разделяет лишь дощатая перегородка. До глубокой ночи беседуют друзья:

Чтец 1: Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю милую, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и радость примиренья…

1 ведущий. Такими же друзьями Пушкина были Дельвиг и Кюхельбекер.

Чтец 2: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Взгляни: здесь круг твоих друзей,

Бутыль вина налита,

За здравье нашей Музы пей,

Парнасский волокита.

В лине зародилась дружба двух поэтов. После лицея никто не был Пушкину ближе Дельвига.

2 ведущий. Кюхля «мой брат родной По музе, по судьбе…» Пушкин не забывал его, когда тот находился на каторге.

1 ведущий. Вернемся к жизни в лицее. На лицейских дверях таблички. В комнатах столик, рукомойник, железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, чернильница и подсвечник с щипцами.

Гувернеры и инспекторы внизу. Второй этаж: столовая, больница, канцелярия, конференц-зал (именно здесь читал Пушкин свои стихи Державину). Третий этаж – учебный. Классы, кабинеты, библиотека, место для отдыха и забав. Воспитанники-лицеисты - на четвертом этаже.

2 ведущий. Воспитатели стремились отучить их от изнеженности и роскоши.

1 ведущий. Лицеистам был предложен заранее выработанный режим: подъем по звонку в шесть утра, одевались и шли на молитву. От семи до девяти – учебные занятия. В девять часов - чай с белой булкой. Никаких завтраков. После чая – первая прогулка до десяти часов. С десяти до двенадцати – занятия, с двенадцати до часу дня – вторая прогулка, в час – обед из трех блюд. С двух до трех – чистописание и рисование. С трех до пяти - класс (выполнение домашних заданий), в пять часов – чай, и до шести часов – прогулка. По средам и субботам танцы и фехтование. В субботу - баня.

2 ведущий. Как водилось в дворянском обществе, за лицеистами ходило несколько дядек: они чистили сапоги, платье (разрешено было носить только казенное платье), прибирали в комнатах.

Телесных наказаний никогда не было, а ведь в большинстве учебных заведений били. И было даже рекомендовано педагогам при случае применять силу.

1 ведущий. Вернемся к расписанию. В половине девятого – ужин. После ужина, до десяти часов, отдых, развлечения, спортивные упражнения. В десять часов – вечерняя молитва, сон.

Не пропускают дни рождения лицеистов.

Устраивают соревнования по иностранным языкам. Кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Чтец 3: Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию – и мертвым, и живым, -

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Куницыну дань сердца и ума!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

2 ведущий. У лицеистов были прозвища. У Пушкина – «Француз», «Егоза – Пушкин» иногда ему бросали из Вольтера – «помесь тигра с обезьяной». Сережу Комовского, который приставал и ябедничал, звали «Лисой» и «Смолой». Вольховского (он был похож на дочь великого полководца Суворова) – «Суворочкой». Ивана Пущина – «Жанно», а за длинный рост – «Иван Великий». Антошу Дельвига – «Тося», «Тосенька». Кюхельбеккера – «Кюхля», «Кюхель», «Беккеркюхель». А Мясоедова – «Мясожоров». Федю Матюшкина по-немецки, ласково – «Федернельке». Но было и другое имя, с которого начинается морская карьера будущего адмирала, - «Плыть-хочется». Зато рыжий ленивый Данзас – целая мишень для изощренных прозвищ - «Медведь», «Кабуд»…

1 ведущий. Первые стихи лицеистов попадают в рукописные журналы. Увы, до наших дней сохранилось только название – «Неопытное перо» - да имена авторов-редакторов Пушкин, Дельвиг, Корсаков.

Старик Державин

2 ведущий. Когда стало известно о приезде в лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим старцем.

Чтец 4: «Державин был стар. Экзамен его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Поэт дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали. Он слушал с живостью необыкновенной».

1 ведущий. Давайте послушаем самого Пушкина.

Чтец 5: «Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей. Когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Я убежал. Державин был в восторге, он меня. Требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли».

1 ведущий. Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер».

Чтец 6: чтение отрывка из стихотворения «Воспоминания о Царском Селе».

2 ведущий. Из Петербурга проникают в это время известия о рождении тайного общества. В лицей приезжают Пестель, Муравьев, Глинка. Пушкин знакомится с будущими декабристами.

1 ведущий. А любовь, страдания? Ведь без этого нельзя представить жизнь лицеистов и, конечно, Пушкина!

2 ведущий. Пушкин, Пущин, Малиновский. О любви все они давно толкуют, хвастают, обсуждают.

Чтец 7: Дай бог любви, чтоб ты свой век

Питомцем нежным Эпикура

Провес меж Вакха и Амура.

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон.

Сердце страстное влюбилось,

Признаюсь – и я влюблен.

Чтец 8: «Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее с 18 часов – ах, какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!»

1 ведущий. Шутками, проказами и вздохами начиналась в эти месяцы пушкинская любовная лирика. 630 раз в прозе и в письмах поэта встречаются слова «любовь», «любить» «любимый», «влюбиться».

Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, искателя наслаждений. И вдруг строчки – лучшие из лучших.

Чтец 9: Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть, на мой закат печальный,

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

2 ведущий. 1817 год – последний год пребывания в лицее. Прощаясь с товарищами, Пушкин думает о том, с какими мыслями каждый смотрит на дорогу.

Чтец 10: Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде

Гусарской саблею махнул –

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул.

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей

Покорным плутом зрит себя.

Равны мне писари, уланы,

Равны закон и кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны,

И не ползу в асессора.

1 ведущий. 11 июня 1817 года Пушкин покинул лицей. Его указательный палец украсило надетое директором лицея кольцо как символ вечной неразрывной связи их дружеского лицейского круга.

2 ведущий. «Чугунниками» ласково называли их впоследствии.

Пушкин завещает:

Не разлучайся, милый друг,

С свободою и Фебом!

Из лицейской республики поэт увозит с собой свободолюбивые настроения и враждебный самодержавию лицейский дух.

Чтец 11: Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок!

Тираны мира, трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

1 ведущий. 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через 6 лет 29 юношей закончат обучение и получат аттестаты.

Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и государственные преступники, сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Они уже при жизни и вскоре после смерти стали легендой, преданием.

Чтец 12: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село!

Литература

1. Праздники в средних и старших классах. Автор-составитель О. М. Сухова. – Волгоград, 2001

2. А. С. Пушкин. Лирика. – М.: Детская литература, 2005


Каждому из нас неоднократно приходилось слышать фразу: «Я что, Пушкин что ли?» Конечно, так говорят тогда, когда не знают ответа на вопрос. А отвечают так, возможно, потому, что все понимают, что Пушкиным не быть больше никому. Считается, что Пушкин (ведь он гений!) знал всё. Наша великая страна богата на таланты, но Пушкин и его творчество занимают в сознании каждого из нас совершенно особое место. О жизни и творчестве поэта написано огромное количество монографий, исследовательских работ, статей.

Нет ни одного человека, начиная с трех лет, который бы не знал имя Александра Сергеевича. Его творчество столь обширно, что в своих произведениях он дал ответы почти на все вопросы, которые могут интересовать человека. Его вклад в русскую литературу никто не оспаривает. Однако пушкинский талант так многогранен, что по-прежнему представляет широкое поле для исследований.

А чем еще, кроме писательского труда, увлекался Пушкин? Что составляло круг его интересов? Цель моей работы - исследовать, а возможно, и открыть новые грани таланта великого поэта . Читая его произведения, я понимаю, что, о чем бы ни писал поэт, удивительная глубина его суждений является, на мой взгляд, следствием обстоятельного изучения того или иного предмета.

О полноте, многообразии жизни Пушкина свидетельствует тот факт, что в круг его общения входило по меньшей мере две с половиной тысячи человек. Это лишь немногие из тех, c кем приходилось встречаться Александру Сергеевичу в жизни. И это только те, о ком собраны документальные материалы. Среди пушкинских друзей - выдающиеся люди его времени: декабристы, герои Отечественной войны, крупнейшие писатели и поэты, прославленные актеры, знаменитые художники. Был близок поэт со многими видными учеными, государственными деятелями, дипломатами. За каждым из имен - факты биографии поэта, служившие источником многих его творческих поисков и раздумий. Изучение отношений А. С. Пушкина с современниками, его человеческих привязанностей, характера общения помогло мне лучше понять личность поэта, дало возможность составить более полное представление о круге интересов и увлечений А.С.Пушкина. Мне было небезынтересно узнать о том, что в детстве и юности будущий великий поэт любил физические игры. В Царскосельском лицее был зал для физических упражнений, где лицеисты фехтовали, занимались гимнастикой и т.д. Играли они и в городки, бабки, свайку. П.В. Анненков писал, что «физическая организация молодого Пушкина, крепкая, мускулистая и гибкая, была чрезвычайно развита гимнастическими упражнениями. Он славился как неутомимый ходок пешком, страстный охотник до купанья, до езды верхом и отлично дрался на эспадронах, считаясь чуть ли не первым учеником известного фехтовального учителя Вальвиля». В свидетельстве об окончании лицея значилось, что Пушкин «оказал успехи в фехтовании превосходные». В качестве подтверждения успехов Пушкина в фехтовании можно привести дневниковые записи одного молодого офицера: «...дрался я с Пушкиным на рапирах и получил от него удар очень сильный в грудь », и через несколько дней: «…опять дрались на эспадронах с Пушкиным, он дерется лучше меня и следственно бьет...». Помимо фехтования учили в лицее и верховой езде.

В Кишиневе также «любимым занятием Пушкина была верховая езда; бывали дни, когда он почти не слезал с лошади…». А.Н. Вульф вспоминал: «… чтобы сравняться с Байроном в меткости стрельбы, Пушкин вместе со мною сажал пули в звезду над нашими воротами».

Если мы учтем, что Пушкин любил играть в шахматы и даже имел в своей библиотеке издания по шахматной игре, то получим весьма обширный список его «спортивных» занятий: фехтование, плавание, стрельба, верховая езда, шахматы.

«Спортивная» тема нашла отражение и в его творчестве - в стихотворениях 1833 года «На статую играющего в свайку» и «На статую играющего в бабки».

Находясь в Михайловском, поэт решил всерьез заняться верховой ездой. «Хочу жеребцов выезжать, »- сообщает он в письме к брату, и в библиотеке его появляется манежное наставление Риго. Вяземскому писал о себе: «Упал на льду не с лошади, а с лошадью: большая разница для моего наезднического честолюбия». В самом деле, надо знать на опыте разницу, все оттенки, чтобы так проникновенно и вместе с тем профессионально верно говорить о коне, как Пушкин в «Песне о вещем Олеге». Опыт всадника сказывается в пушкинских строках о той крестьянской лошадке, что «снег почуя, плетется рысью как-нибудь». Снег только что выпал, дорога не устоялась - такова причина осторожности лошадиных движений. Это Пушкин знал, однажды упав на землю вместе с поскользнувшейся лошадью.

Не так давно мне выпало счастье познакомиться с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина. Я обратил внимание, что герои романа в стихах много читают. Но читают, оказывается, не только герои «Евгения Онегина». Наряду с героями читает и сам автор. Для того, чтобы рассказать о книгах, которые помогают нам, как и Татьяне, открыть мир каждого из главных героев романа, Пушкин, конечно, должен был сам прочитать эти книги, составить свое суждение о них. Я знал, что Александр Сергеевич Пушкин с раннего детства любил читать, но я не думал, что он столько времени отдавал чтению. С самого раннего детства, еще до поступления в Лицей, он проводил долгие часы, иногда бессонные ночи у книжных шкафов своего отца или в библиотеке дяди, Василия Львовича, и, по словам брата поэта, «пожирал книги одну за другой». Обладая замечательной памятью, он знал их наизусть целыми страницами, а после собрал и свою личную библиотеку. Известно, что его библиотека, описанная Б. Л. Модзалевским, включала около полутора тысяч томов, что основную её часть составляли произведения русской литературы, а большую часть иностранных изданий- книги на французском языке. Мне было очень любопытно узнать, что же читал Пушкин, ведь выбор книги характеризует человека.

«Книг, ради бога книг», - требует он, запертый в Михайловском. В деревне за два года ссылки, по словам самого поэта, он прочитал «двенадцать телег книг». Много лет спустя михайловский кучер Петр Парфенов подтвердит: для деревенской библиотеки поэта понадобилось 24 ящика, их уложили на 12 подвод. Пушкин получал от своих друзей и знакомых писателей их произведения и издания, которые в довольно большом количестве входили в состав его библиотеки. Известно, что поэт тратил немалые суммы на книги, имел огромную личную библиотеку. Удалось разыскать и собрать четыре тысячи экземпляров, которые находятся сейчас в Санкт-Петербурге. Личная библиотека поэта – часть культурного достояния нации, источник множества исследований и научных открытий. Лишь 527 из этих книг на русском языке, остальные – на французском, немецком и других иностранных языках.

В собрании книг Пушкина можно встретить и неожиданные экземпляры, свидетельствующие о разносторонних интересах поэта. Это, например, издание Корана во французском переводе. На страницах более чем 50 томов сохранились пушкинские пометы: подчеркивания и вопросительные знаки, краткие реплики и развернутые замечания, записанные на отдельных листах.

Пушкин славился блестящим знанием французского языка, острым любопытством, интересом к культурам разных стран – казалось бы, все это предвещало ему полнокровную жизнь и открывало географические горизонты. Однако все ездили, а он сидел в ссылках… Заграницей Пушкина на протяжении всей жизни был круг его чтения. Абсолютная очевидность – литература отечественная и фактически вторая родная по языку – французская (норма для дворянской культуры России 19 века, являвшейся, по существу, двуязычной). А вот еще один круг - англоязычная литература – потребовал от поэта определенных усилий. Английский язык Пушкин выучил самостоятельно в 20-е годы и особенно усердно занимался этим в 1828-1829 гг. До этого английские и американские авторы были доступны ему во французских переводах, но овладение языком как бы открыло их заново, и поэт со страстью бросился в английскую стихию.

Интересно, кого же он читал и с какою целью? В первую очередь, это Байрон. На протяжении всей жизни Пушкин сохранил особую привязанность к яркой личности Байрона.

Английские авторы открывали новые горизонты: свои познания об истории Шотландии и Англии, о средневековом рыцарстве Пушкин, по большей части, черпал из романов Вальтера Скотта. Влияние Вальтера Скотта, который обладал талантом изображать прошедшее время современно и буднично, чувствуется в таких произведениях, как «Арап Петра Великого» и «Дубровский».

Пушкин был чрезвычайно любознательным и жадным на впечатления человеком. И, как я понимаю, чтение было для него едва ли не единственно доступным источником, из которого он пил до дна, до последнего глотка, используя и письма, и прессу, и книги.

Творения других авторов вызывали у него собственные мысли и образы, в итоге рождалось произведение самобытное, ни на какое не похожее. Пушкин радовался всякой новой книге, которую ему удавалось приобрести. Постоянно стесненный в средствах, на книги он не жалел денег. Друг поэта Петр Александрович Плетнев рассказывал: «Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он». Книга для Пушкина – важнейшая часть его вдохновенного труда.

«Чтение – вот лучшее учение» - написал Пушкин еще в молодости. И с этим убеждением прожил всю жизнь.

Изучая личную библиотеку А.С.Пушкина, невольно задумываешься о том значении, которое она имела в формировании его таланта, совершенствовании его гениальности. Благодаря возможности соприкосновения с раннего детства с многовековым книжным наследием поэт сложился как неординарная личность. Несомненно, в этом есть огромная заслуга тех книг, которые Александр Сергеевич читал.

C раннего детства в жизнь Пушкина наряду с книгами вошел и театр. Александр Сергеевич считал театр важнейшей частью национальной культуры. Он страстно проповедовал идеи против подражания иностранным, западным образцам. Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ, рассматривает драму как исследование жизни народа во имя ее совершенствования. Огромен вклад, который внес Пушкин в развитие драматургии. Именно он является создателем русской народной драмы.

Александр Сергеевич Пушкин является одним из замечательных историков нашей родины. Его глубоко интересовало и волновало не только положение России его времени, но и ее историческое прошлое.
К изучению истории своей страны Пушкин подходил с особой любовью. Много и тщательно работал он над своими произведениями на исторические темы. Их созданию предшествовало серьезное изучение поэтом исторических источников. В поисках исторического материала для многих своих сочинений Пушкин читал и перечитывал современных ему историков, изучал летописи, мемуары, работал в архивах, наконец, предпринимал специальные поездки на места исторических событий с целью сбора материала. Опубликование его записок, черновых набросков, конспектов с исключительной ясностью рисует нам Пушкина как кропотливого талантливого исследователя.
Кроме создания произведений на исторические темы Пушкин пишет ряд чисто исторических работ, зачастую (как, например, в "Истории Пугачева") используя весь имевшийся в его руках исторический материал.
Пушкин интересовался не только историей великорусской народности. Он изучал и отражал в своих произведениях историческую жизнь народов Украины, Кавказа. Сибири. Он изучал историю Западной Европы и Америки. Особенно его волновала богатая выдающимися событиями история Франции.
В художественных произведениях и исторических работах Пушкина нашли отражение многие события нашей истории. Мы находим у Пушкина ряд произведений, посвященных далекому прошлому нашей родины: таковы "Песнь о вещем Олеге", "Олегов щит", планы поэмы о древних русских князьях Владимире, Мстиславе и пр.

Особый интерес Пушкин проявлял к так называемому Смутному времени, осложненного борьбой с польской и шведской интервенциями. Пушкин проводит громадную работу над историческими источниками этого периода и создает замечательную трагедию "Борис Годунов". Пушкин считал эту трагедию одним из самых значительных своих произведений.
Крестьянские восстания XVII и XVIII веков находят яркое отображение в произведениях великого поэта. Если учесть ту обстановку, в которой пришлось творить Пушкину, то можно понять, что тема о крестьянских восстаниях была отнюдь не похвальной для поэта, которого хотели сделать придворным песнопевцем. Нужна была мятежная, страстная натура Пушкина, его прямота, смелость и независимость суждений, чтобы в то время писать изумительно музыкальные "Песни о Стеньке Разине", а затем стать историком пугачевского движения XVIII века.
Исключительное богатство своих исторических познаний выявил Пушкин при освещении эпохи Петра I.
"Стансы", "Медный всадник", "Пир Петра Великого", "Полтава", "Арап Петра Великого", "Материалы для истории Петра Великого", высказывания в публикуемых теперь заметках и конспектах Пушкина о Петре I дают громадный материал, позволяющий с полным правом говорить о Пушкине как об историке петровской эпохи.
Пушкин был теснейшим образом связан с движением декабристов; он разделял их взгляды, хотя по целому ряду причин не был формально членом тайного общества. Об этом говорит хотя бы то, что мятежные стихи Пушкина, которые, как он сам говорит, читались им в собраниях декабристов, находили себе широкое распространение о рядах участников декабристского движения. В следственных делах почти каждого из декабристов были приложены свободолюбивые стихи Пушкина.
Пушкин и в "Истории Пугачева" и в "Капитанской дочке" дал замечательные картины крестьянского восстания на основе исторических источников.

Исследователи также отмечают высокую эрудированность А.С.Пушкина в политэкономических вопросах. Отдельные экономические проблемы он изучал столь глубоко, что высказал по целому ряду их оригинальные суждения, а свой литературный журнал «Современник» не мыслил без серьезного экономического раздела. Поэтому среди новых книг «Современник» всегда отмечал издания по экономическим вопросам, рецензировал их. У А.С.Пушкина был широкий круг интересов. Его волновало всё, что способствовало постижению души русского народа: впечатления русской природы, общение с крестьянами, с крепостной крестьянской нянею. «Знаешь ли мои занятия?- писал он брату Льву, - до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Поэта заботило и состояние русской цензуры, и состояние русской критики (об этом, например, читаем в письме Пушкина к П.А.Вяземскому от 7 июня 1824 года из Одессы), и состояние языка художественной литературы. Пушкин отстаивал самобытность русского языка: «Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности…». (Письма к Вяземскому 1-8 декабря 1823 года). Не смею говорить, что постиг всю безграничность поэта и его пристрастий. Но Пушкин стал мне ближе. Пушкин для меня – это ясность и мудрость. Когда в чем-то запутался, растерялся, он приходит на помощь, берет за руку и ведет по прекрасной жизни, которую так знал, так любил. И очень хочется верить, что нынешняя молодежь будет знать поэта не только по фразе «Я вам что – Пушкин, что ли?» Список использованной литературы: 1.А.И.Гессен. «Все волновало нежный ум…» Пушкин среди книг и друзей. 1965 2.Модзалевский Б.Л. Библиотека А.С.Пушкина (Библиографическое описание) 1910 2.Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т.-М.: Худ. лит-ра, 1974-78 гг.

3.Е.Гениева. Круг чтения Пушкина, или Жизнь в литературе, 2008

4. В.Порудоминский. «Мой друг! Весь день я с ними…»

6.Д.Урнов. «На благо лошади», 2011

7. Письма А.С.Пушкина Вяземскому.

1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье — все дышит буйством и войной. (Л.) 2 Ни дерево, ни вода — ничто не шелохнется. (Т.) 3. На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (Т.) 4. И утесы, и море, и горы, и берег — все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску. (Арс.) 5. Футбол, хоккей — этими видами спорта увлекается большинство школьников. 6. И девичье личико, и солнце, и тени и быстрая речка — все было так прелестно в это милое утро. (Бун.) II. 1. Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье. (П.) 2. Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги. (П.) 3. Хочется броситься на траву, отдохнуть: от дум, от дорог, от усталости. (Абр.) 4. В окна проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера. (Яш.) 5. Загорелое его лицо было типично для туземцев: выдающиеся скулы, маленький нос, глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (Арс.) 6. С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы. (Ф.) 7. Вдруг все вокруг стало для меня дорого: и это серое выцветшее небо, и лесистые бугры, и застывшие в вечном поклоне ели, и голодный беркут. (Ф.) 8. Только слышно — на улице где-то одинокая бродит гармонь: то пойдем на поля, за ворота, то обратно вернется опять, словно ищет в потемках кого-то и не может никак отыскать. (Ис.) 9. Тут Соловей являть свое искусство стал: защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался… (Кр.) 10. Небо становилось разноцветным: белесое, розовое, красное, малиновое. (Лип.) 11. Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры. (Гарш.) III. 1. Рядом находились: погреб с просевшей погребицей, бревенчатый амбарчик, сарай с покосившимися воротами, а за ним — десяток низкорослых яблонь. (Богом.) 2. На месте постройки лежали: кучи битой щебенки, цемент, груды плоских камней. (Ф.) 3. Здесь, кроме дубов, растут: черная и белая береза, китайский ясень, орех, клен, пихта, пробковое дерево, тис, акация, осина и липа. (Арс.) IV. 1. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. (Пауст.) 2. Лиственные деревья: осины, ольха, березки — еще голы. (Сол.) 3. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн — зеленели приветливо и свежо. (Ш.) 4. Все, к чему приходилось прикасаться, топор, котелок, ветки,— было ледяное и обжигало пальцы. (Пауст.) V. 1. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах. 2. И по горам и по долам все спит. 3. В лесу и на полях все было занесено снегом. 4. Брали слово и старшие и помоложе, бригадиры и просто колонисты. (Мак.)

Михаил Садовский

Эта волшебная строчка известна всем, а вот книга с таким названием основательно забыта. Ее автор Арнольд Ильич Гессен подзабыт основательно во времена всеобщей поножовщины, безумств накопительства, ограбления и новояза. А в конце1960-х его книга «Все волновало нежный ум» и его имя были широко известны, хотя относились к ним, как и ко всякому явлению, по-разному. Именно явлению…

Плеяда российских пушкиноведов великолепна, и нет нужды доказывать это. Среди этих ученых немало удивительных популяризаторов — известных, любимых, почитаемых, читаемых. И вдруг возникает Арнольд Гессен со своей книгой, посвященной творчеству юного Пушкина. Арнольд Ильич никогда не претендовал на роль пушкиноведа и даже не намекал на это, а, насколько я мог понять из моего общения с ним, писал свои книги... для себя! Как дневник, то есть настолько искренне, насколько это позволяли его мироощущение и душа.

Всякий, пишущий дневник, в глубоком подсознании рассчитывает на прочтение его страниц когда-нибудь, потом. Пусть даже не формулируя этого, не признаваясь себе в горьких раздумьях о неизбежном конце, но это истинно так. Ибо если не для кого писать, то не напишется! Мне представляется, что на закате своей жизни Гессен почувствовал необходимость сформулировать, что для него Пушкин (наверное, чтобы понять, что есть он сам), и он поделился своими мыслями о поэте с друзьями, то есть с нами.

Но главное — его почтенный возраст наложил такой отпечаток достоверности на все его работы, что они изначально, необъяснимо, интонационно как бы подразумевали: это было именно так! Я знаю, я (почти) видел это! Можно придраться к этому «почти», а можно поверить в него, ибо… Представьте себе: когда он родился, еще жива была Анна Петровна Керн! Которой Пушкин написал «Я помню чудное мгновенье, / Передо мной явилась ты…» — один из величайших шедевров мировой лирики.

Когда мальчик Гессен прибавил к своим годам еще восемьдесят два (!), то он написал первую книгу о Пушкине «Набережная Мойки, 12». А в 1965 году — «Все волновало нежный ум». Он как будто сам был удивлен тем, что сделал, и в автографе на титуле подаренного мне экземпляра пишет именно с восклицанием: «Эта книга написана мною на 88-м году жизни!» Что запоминается: автограф поставлен моей авторучкой, заправленной зелеными чернилами.

Многие известные факты можно было почерпнуть не из книг, а из уст человека, видевшего и пережившего глобальные события истории России. Он был корреспондентом газеты «Русское слово» в Государственной думе всех созывов. Достоверность рассказанного распространяется и на другие книги писателя.

Написана книга в то время, когда со дня рождения поэта прошло 170 лет. Разве? Всего 170…

Гессену за девяносто. Вот приглашение на вечер, посвященный такой удивительной дате, в Дом детской книги. Не в шумный зал, а без репортеров и телевидения — скромно, в круг его почитателей, друзей. Прежде он никогда в своей жизни не писал книг. Но сколько повидал! И на закате своего века делится с нами тем, что пронес в душе через десятилетия, что дорого ему. И это остается во мне и дарит мне удивительную возможность: Керн, Пушкин…

«Я слушал Карузо в Египте. «Аиду» Верди ставили на фоне пирамид. Очень красиво!» — это вдруг к случаю вспоминает он в разговоре. Тут действительно трудно не заволноваться, когда собеседник в три раза старше (!), когда у него совершенно светлый ум и острая память и он так доброжелательно и заинтересованно делится своими богатствами.

Арнольд Ильич — плотный, невысокий, удивительно спокойный, с благородной эспаньолкой и широко раскрытыми тебе глазами. Пожатие его руки энергично и скупо. Ведь эта ладонь, как фильера, держит и пропускает сквозь себя ниточку истории. И я каждый раз во время встречи удивляюсь, что нахожусь рядом с ним, с «ходячей историей», понимаю, какое это счастье, и не могу высказать ему свои чувства, потому что они явно будут вразрез с тоном нашей беседы, когда мы идем по Тверской из Гнездниковского переулка или встречаемся в ЦДЛ или где-то случайно в «Детгизе».

Было очень забавно, когда на заседании Детской секции в Союзе писателей вдруг хватились и узнали, что Гессен — не член Союза и не выражает никакого беспокойства по этому поводу. Он существовал как бы сам по себе или благородно не подавал вида. Что рваться в члены СП, зачем? Для престижа? Из-за квартиры, Дома творчества, Бюро пропаганды? Какие еще льготы старались получить многочисленные члены этого творческого союза? Особенно те, кто мало имел отношения к писательству?! Даже для такой огромной страны шесть тысяч или даже больше членов Союза — это многовато было! Дело прошлое. Даже вспоминать об этом не хочется.

Во время моих жизненных передряг, переездов, перемещений кто-то «оставил себе на память» другие книги Гессена, подаренные мне. А эта, «Все волновало нежный ум», и еще одна, тоже о Пушкине — «Рифма, звучная подруга» — со мной, где бы я ни был… И уж буквально всегда со мной в кожаном специальном чехле «Евгений Онегин». Вероятно, с тех пор эта пушкинская энциклопедия — мой советчик, доктор, камертон, духовник. Во всех жизненных ситуациях…

Михаил САДОВСКИЙ, Россия

Контрольный диктант (входной контроль 5 класс).

Через минуту Карлсон сощурился и предложил поразвлечься: побегать по крышам, попрыгать, пошалить. Малыш радостно согласился. Они взялись за руки и вышли на крышу.

Все выглядело удивительно прекрасным под синим вечерним небом. Дома в сумерках казались таинственными. Внизу зеленел парк. От верхушек тополей поднимался чудесный острый запах. Из раскрытых окон доносились смех, детский плач, собачий лай, чья-то игра на рояле, звенела посуда на кухне. Где-то загрохотал мотоцикл и заглушил цокот копыт грустной лошадки. Малыш чувствовал, что голова его кружится от впечатлений. Он забыл об опасности и чуть не свалился в широкую щель.

(По А. Линдгрен в переводе Л. Лунгиной.)

(91 слово.)

Правописание:

    согласных в корне слова,

    гласных после шипящих,

    разделительных Ъ и Ь знаков,

    -ться и –тся в глаголах,

    Падежных окончаний имен существительных,

    Ь на конце существительных,

    Дефисного написания местоимений.

    Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

Задания.

    Выпиши из 1-го предложения:

    глаголы (1-й вариант),

    имена существительные (2-й вариант).

    Разберите по составу слова:

    • вечерним (1-й вариант),

      детский (2-й вариант).

Контрольный диктант (входной контроль 6 класс).

Я возвращался домой и забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени.

(По А.П.Чехову.)

(95 слов.)

Правописание:

    безударных гласных в корне слова,

    приставок,

    гласных после шипящих в разных частях слова.

Задания.

1-го предложения (1-й вариант),

4-го предложения (2-й вариант).

пряталось (1-й вариант),

растянулись (2-й вариант).

изгородь(1-й вариант),

аллею (2-й вариант).

Контрольный диктант (входной контроль 7 класс).

Летом.

Самая большая радость – наши частые прогулки в заливные приокские луга, к небольшим озерам, которые поросли травой в человеческий рост. Ходили мы с удочками в руках, у Константина Георгиевича через плечо всегда висела самодельная холщовая сумка.

Мы шли обычно по узкой тропинке в сторону далекой Оки, через раскинувшиеся на километры луга. Все цвело, издавало неизвестные мне звуки. Было видно, что Константин Георгиевич чувствовал себя среди всего этого как дома. Я тогда была обычной невеждой и часто не знала названий многих растений.

Я напоминала иностранца, жалко бредущего по чужой стране. Но отчаиваться не приходилось: рядом был терпеливый, всезнающий и неназидательный учитель.

(По Г. Арбузовой.)

(100 слов.)

Правописание:

    безударных гласных в корне слова,

    окончаний имен существительных, прилагательных,

    приставок,

    гласных после шипящих, в том числе о-е, в суффиксах и корнях слов,

    суффиксов глаголов,

    слитное и раздельное написание нес именами и глаголами.

    Знаки препинания в сложном и простом осложненном предложении.

Задания.

    Произведите синтаксический разбор:

2-го предложения (1-й вариант),

6-го предложения (2-й вариант).

    Произведите морфемный разбор слов:

издавало, поросли(1-й вариант),

напоминала, тропинке(2-й вариант).

    Произведите фонетический разбор слов:

среди(1-й вариант),

тогда (2-й вариант).

Контрольный диктант (входной контроль 8 класс).

Рассвет.

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чаши, обращенной к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(З. Воскресенская.)

(106 слов.)

Правописание:

    безударных гласных в корне слова,

    корней с чередованием гласных,

    разделительного мягкого знака,

    н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

    Запятая между частями сложного предложения;

    Запятые при причастном обороте.

Задания.

    Произведите синтаксический разбор

словосочетания: «лиловый сумрак» (1-й вариант),

«сдувает осторожно» (2-й вариант).

    Произведите морфемный разбор слов:

на рассвете, бледнеет (1-й вариант),

проглядывает, над водопадом (2-й вариант).

    Произведите фонетический разбор слов:

елей(1-й вариант),

ветер (2-й вариант).

Контрольный диктант (входной контроль 9 класс).

« Все волновало нежный ум».

В раннем детстве Лермонтов был болезненным, но жизнерадостным и веселым мальчиком, неистощимым на выдумки. Признаки одаренности сказывались в нем уже в детские годы. Он удивлял взрослых необыкновенной памятью, впечатлительностью, бурным воображением и фантазией. Он видел картины родной природы, слышал рассказы и песни крестьян. Все это вызывало в нем живой интерес, западало ему в душу, запечатлевалось на всю жизнь. Его волновали устные рассказы и книги о героях, о битвах, о мужественных и смелых людях. Он воображал себя то атаманом разбойников, то отважным мореплавателем, то героем, побеждающим злые и страшные силы…

Юный Лермонтов хорошо рисовал акварелью и особенно любил из крашенного воска лепить людей, животных, а иногда и целые сцены охоты или сражений, о которых он слышал или читал.

(По Г. Бочарову.)

(123 слова.)

Правописание:

    безударных гласных в корне слова,

    гласных и согласных в приставках,

    гласных после шипящих,

    разделительного Ь знака,

    н и нн в в суффиксах разных частей речи.

    Знаки препинания в при однородных и обособленных членах;

в сложных предложениях.

Задания.

    Выпиши из 1-го предложения словосочетание

(способ связи слов – согласование).

    Произведи фонетический разбор слова лепить .

    Произведи морфемный разбор слов

болезненным, мореплавателем .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта