Главная » 3 Как собирать » Конспект урока литературы на тему А. А

Конспект урока литературы на тему А. А

Не то, что мните вы, природа˸

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев

1. Проникновенный лирик.

2. Жизненная сила в изображении природы.

3. Новаторство в стихотворении Фета ʼʼШепот, робкое дыханье…ʼʼ.

4. Бессмертная стихия жизни.

Афасаний Фет – проникновенный лирик, принесший в литературу свежесть и новизну в изображении чувств. Его манера писать необычна по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Неточные слова и выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему приходят. Он как бы импровизирует˸

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно‑красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

Изображение природы наполнено такой жизненной силой, такой жизнерадостностью, что хочется воскликнуть вслед за другим, современным нам поэтом˸ ʼʼИ жизнь хороша, и жить хорошо!ʼʼ.

Еще одна отличительная особенность лирики Фета – она вызывает самые разнообразные ассоциации. Этим Фет близок к Пастернаку, который в одном из стихотворений писал˸

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд…

Подлинно новаторское произведение Фета ʼʼШепот, робкое дыханье…ʼʼ. Это стихотворение необычно и нетрадиционно, это один из лучших образцов ᴇᴦο лирики. Все стихотворение – это одно назывное предложение, глаголов нет, есть только предметы и явления, которые нанизываются одни за другими˸

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря.

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

В стихотворении слиты воедино природа и любовь, что тоже характерно для лирики Фета. Любовь разлита во всей природе, природа дышит, как живое существо. Пробуждение природы в творчестве поэта связано с пробуждением жизненных сил человека. Природа в поэзии Фета помогает понять и ощутить бессмертную стихию жизни, которая олицетворена в образе вечно юной весны.

ʼʼБессмертной веснеʼʼ поэт будет приносить поэтические дары на протяжении всего своего творчества. Каждую весну ᴇᴦο будет волновать чувство весеннего возрождения. Торжество весны приносит веру, что ʼʼкак мир, бесконечна любовьʼʼ.

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты.

ЦЕЛИ:

Обучающие: показать особенности поэтики А.А.Фета; обучить интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы; ввести термин импрессионизм, напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у студентов чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: - запись на доске: А.А. Фет 1820 – 1892

поэт, прозаик, публицист, переводчик);

Мультимeдийная установка;

Раздаточный материал.

Ход урока

Из живущих в Москве поэтов всех

даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский 1840

…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов 1859

1. Вступительное слово учителя.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Фет – поэт лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. При наличии самой развитой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о высокоразвитом вкусе читающей публики.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять… чтобы проведать - как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Обратимся к стихотворениям Фета (раздаточный материал – стихотворения Фета)

Задумаемся над тем, чем же Афанасий Афанасьевич Фет отличается от своих предшественников и что нового внёс в литературу?

2. Чтение и анализ стихотворений.

Фет - представитель так называемой «чистой» поэзии . В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым - представителем социальной поэзии .

Самый термин «поэзия чистого искусства» достаточно условен. Так, человек у Фета погружен в природу, а не в историю, однако предметом его поэзии всегда была сама реальная действительность в предельной полноте и насыщенности каждого мига. Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы».

В его стихах не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических проблем. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача - дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.

Именно это живое чувство красоты и меры подсказывало Фету стихи, о которых Л. Толстой говорил: «Это вполне прекрасно. Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек... то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учиться».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и

красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

Чтение стихотворения "Я пришёл к тебе с приветом..."

В 1843 году Фет уже известный поэт. Но именно с этого стихотворения можно говорить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой. Были поэты классицисты, сентименталисты, романтики, реалисты.

К какому направлению можно отнести Фета?

Фет - поэт-романтик . И этим объясняются особенности его поэтики. С первой строчки - поэтическая дерзость: слова приближены к разговорной речи . У Пушкина и поэтов его окружения такая фраза была бы невозможна. Фет называл свои стихи стихами в "растрёпанном роде". Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует.

Последние строчки – программные для Фета. Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка. Пишет, как поёт птица. Обратите внимание на повторы в стихотворении. «Рассказать» - слово-скрепа.

Использование анафор, рефренов.

Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Повторы ритмически организуют стихотворения. Можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах

картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда.

Чтение стихотворения «Бабочка»

Как будто сама бабочка, отвечая на восхищенный возглас поэта, рассказывает о себе, и перед нами возникает вполне конкретный образ, с явственно обозначенными чертами внешнего облика и характера. Даже «дыхание» бабочки в « живом мигании» ее крыльев передает поэт, сочетал длинную строку стиха с короткой как будто складывающиеся и раскладывающиеся бархатные крылья.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….

Чтение стихотворения "Шёпот, робкое дыханье..."

Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Это яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек. Стихотворение стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Самое необычное и нетрадиционное. Его называют «самым фетовским стихотворением», своеобразным «автопортретом».

Что необычного в стихотворении?

Одно предложение, грамматические основы – назывные, нет ни одного глагола. Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. На первый взгляд стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем при ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Обладающий абсолютным художественным вкусом поэт выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма, когда строго выдерживается соответствие между миром природы и миром человека. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении!

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны. Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно: цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность . Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это. Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись . Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод : В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":

    Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?

    Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?

    Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?

    Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.

    Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?

    Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?

    Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?

    Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

3. Рассказ учителя.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении, иногда называют импрессионистской

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам . Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

5. Работа по группам.

Группа 1. Стихотворение " Это утро, радость эта ".

Чтение стихотворения «Это утро, радость эта».

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его " безглагольность "?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает " ночь без сна "?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...” , “На заре ты ее не буди...” , “Заря прощается с землей...” .

1. О какой " двойной жизни " говорит поэт в последнем четверостишии?

    Какие образы-символы есть в стихотворении?

    Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.

    Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской

С первых строк природа и человек слиты у Фета. У других поэтов, до него – сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о человеке. Поэту дано почувствовать всю цельную неделимую жизнь природы в ее единстве, «ее самое». Неточно было бы сказать, что природа у Фета «одушевлена», «очеловечена». Правильней говорить о ее «одухотворенности». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.

Подведение итогов « Особенности поэтики А.А. Фета»

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

    Фет - поэт-романтик

    C лова приближены к разговорной речи

    Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует

    Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка

    Метафоричность

    Использование приемов импрессионизма

    Ассоциативность

    Для Фета очень важен финал стихотворения

    Музыкальность, мелодичность.

    Лирика Фета называется натурфилософской

    Психологический параллелизм

    «Напевный стиль»

    Звукопись

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Лирика Фета даёт и природу, и воспринимающего её человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Может быть, и лунный свет, и трепет тайный, которые воспевает Фет, для человека куда важнее и нужнее тех политических и социальных страстей, которые наваливает на него время? И подлинное назначение настоящей поэзии как раз и состоит в том, чтобы пробуждать в человеке Человека, делать его тоньше, чище, добрее. По-моему, стихи Фета такие, от которых сжимается сердце и перехватывает горло.

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская

Тема: Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская ночь»)

Имя урока: «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия».

Цель: рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

Задачи урока: введение учащихся в сложный мир фетовского стиха;

выявление выразительных средств; анализ изобразительных приёмов;

создание основы для слайдовой презентации.

Ход урока.

Оргмомент. Поэтическая пятиминутка.

Задание. Прослушайте стихотворение «Еще майская ночь» (фонохрестоматия); На фоне чтения идут слайды.

Запишите в тетрадь 3 -4 ключевых слова стихотворения, передающие состояние лирического героя.

Опорный словарь: Слайд №

Лирический герой – субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики; это

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживании поэта.

(Дети называют свои ключевые слова) Вступительное слово учителя.

Каждый из нас сейчас вошел в мир поэзии со своим ключевым словом. И каждый из нас совершенно прав, именно этим и жива, и нужна человеку поэзия, чтобы находить в ней каждому отклик на свои образы, мысли, чувства. Давайте придумаем имя нашему уроку, пусть это будет словесная цепочка, которую мы сейчас составим из ключевых слов.(дети называют варианты) Имя урока - «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия». Слайд №

Определение задач урока. Учебник с. 211. последний абзац читаем.

Учитель: Великий писатель испытал огромное душевное волнение. Можем ли сразу ответить на вопрос, почему? Наверное, нет. Поэтому посвятив урок тайнам поэзии Фета, возможно, мы и найдем ответ. (Откуда у этого, как пишет о Фете, «добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»)

Невозможно понять человека, а поэта тем более, не зная его биографии. Работаем со статьей учебника с.207-209.

Первые 3 абзаца читаем вместе, затем работа по группам (вариантам).

Задание для групп.

Инструктаж. Внимательно читаем абзац, карандашом подчеркиваем нужную информацию.

Формулируем повествовательные предложения для записи на слайд. (у каждой группы ноутбук); Время на работу 10-15 минут.

2 группа - 5 абзац, хронологическая таблица, записать информацию на слайде.

3 группа – 6 абзац, выписать на слайд черты одаренности поэта.

4 группа – 7 абзац, выписать на слайд свойства лирики Фета. (для сильных детей).

5 группа – технические редакторы, сводят в одно целое презентацию.

Итог работы. Просмотр слайдовой презентации, созданной детьми. Оценка учителем работы групп. Работа над анализом стихотворения «Еще майская ночь», по памятке. Слайд №

План анализа стихотворения.

О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором? Какое настроение передает нам поэт? Какие образы стихотворения вам особенно запомнились и понравились? Какие приемы использует автор для создания образов?

Почему именно эти приемы?

вам в этом стихотворении?

6. Попытайтесь передать мысли и чувства

Обращаем внимание на синтаксис. Какие по интонации предложения в 1 строфе? (восклицательные). Передают восторг.

Метафоры: царство льдов, царство вьюг и снега.

Эпитеты: свеж и чист май, тепло и кротко смотрят, лист полупрозрачный, застенчиво. Убор радостен и чужд;

Олицетворение: манит и тешит, ждут, дрожат.

Выслушиваем ответы, комментируем. Слушаем в актерском исполнении стихи Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Слово учителя: Читая и слушая стихи Фета, мы с вами убедились, что они удивительно музыкальны, мелодичны. Чувства, переживания, настроения все в развитии, движении.

Вероятно, поэтому к поэзии Фета обращались многие композиторы. Слушаем романс на слова поэта «Я тебе ничего не скажу». (фонохрестоматия).

Делаем вывод, обратившись к имени урока. Первые два слова как связаны с лирикой поэта? (прием допиши предложение)

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы…(природы и любви).

Первое слово и третье в цепочке как связаны?

Природа как воплощение …(как естественный мир красоты).

Первое и четвертое слово

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта… (восторгом).

Осталось последнее слово - поэзия. Как рождается она? Фет в стихотворении какое слово повторяет дважды? (невольно).

Закончим последнее предложение: Природа, Любовь, Красота. Восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Зачитаем полностью вывод. Слайд №

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы природы и любви. Природа как воплощение, как естественный мир красоты.

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта восторгом.

Природа, любовь, красота восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Дома: наизусть одно из стихотворений русских поэтов с.;

Доработать каждой группе презентацию.

Тема: Жизнеутверждающее начало в лирике А.А Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа.

Цели урока:

    Образовательные

    Углубить знания о творчестве А.А. Фета как поэте «чистого искусства».

    Показать своеобразие поэзии А.А. Фета.

    Познакомить с новыми понятиями в русском стихосложении.

    Развивающие

    Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.

    Развивать творческое мышление.

    Воспитательные

    Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.

    Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

    Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

    воспитывать любовь к прекрасному – поэзии, музыке, живописи.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии обучения : информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая

Оборудование : проектор, презентация запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена. раздаточный материал группам для исследовательской работы.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной

Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел:

Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.

Ф. И. Тютчев

в поэзии, в искусстве, в мысли.

В. Я. Брюсов

Ход урока

I .Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний.

1)Повторение сведений:

Ребята, скажите, в каком состоянии находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? (Ответ детей)

Учитель .

Верно, ребята. В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого

искусства”, которая имела еще одно название-лозунг. Какое? (Искусство для искусства).

А что, на ваш взгляд, сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства? (Красота).

Верно, красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Прочитайте строки пушкинских стихотворений и скажите, на какие из них могли ссылаться чистые лирики. (Стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”).

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья

Для звуков сладких и молитв,-

так писал А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» о поэтическом творчестве, провозглашая требования независимости поэзии от власти и народа. Представление о поэзии как Богом вдохновленном творце было подхвачено романтиками второй волны под именем искусства для искусства, среди которых был Афанасий Афанасьевич Фет.

В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор».

Но что же такое – поэзия А.А.Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»? Эту проблему нам и предстоит разрешить на уроке.

    Работа над темой урока.

1. Чтение и анализ лирики Фета.

1)Слово учителя.

Обратимся к портрету. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.

Это сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.

«...Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место... принадлежит Фету...» - так сказал о Фете, тончайшем лирике, создавшем неповторимые стихи о красоте в природе, любви, искусстве, Владимир Соловьев.
Фет был убеждён:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

Альбер Камю заявлял: «Красота – это вечность, длящаяся мгновение»?

2) Беседа

А как вы понимаете слова Камю?

Что такое мгновение?

Мгновение – очень короткий промежуток времени; миг, момент.

Подберите и запишите как можно больше эпитетов к слову мгновение.

Что в них отражено? (быстрое, беглое, волшебное, горестное, горькое, дивное, желанное, чудное, изумительное…)

Фет-философ, определявший красоту как вечность, ценил каждое её мгновение. Мы убедимся в этом, читая стихотворения А.А.Фета.

3)В 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

Учитель.

Каким вы видите поэта в этом стихотворении?

Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.

Для чего же Фет пришел в поэзию?О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)

Каким настроением, какими чувствами проникнуто стихотворение?

Чего достигает поэт, используя приём анафоры?

Выводы учителя

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Ещё майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Это утро, радость эта»

4) «Это утро, радость эта» (аудиозапись стихотворения)

    В чём вы видите необычность стихотворения Фета?

    Какие мысли и чувства оно рождает?

    Какие картины представляете, читая стихотворение?

    Как достигает Фет выразительности? Что помогает поэту передать чувства и нарисовать картины?

    Каковы временные границы фетовской миниатюры?

Выводы учителя

В стихотворении Фет радуется приходу весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна. Как волнуется и блаженствует его душа! За "благоуханной свежестью" фетовских строчек подлинное духовное откровение - откровение непостижимой бессмертной стихии жизни, которая олицетворяется для него в образе вечно юной Весны. "Торжество весны" приносит поэту веру, что «как мир, бесконечна любовь».

6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич

5)Учитель. Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает ученик

(Чтение стихотворения под музыку Шопена).

Давно забытые, под легким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые,
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, -
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.

Учитель. Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.

Творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.

6)(Сообщение ученика)

Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”.

Послушайте его в исполнении мастера слова Царева.

Звучит запись стихотворения.

Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

Чтение стихотворения наизусть учителем .

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

7) Основные темы и мотивы фетовской поэзии .

Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта. Слово … (Сообщение ученика).

8) ( Чтение стихотворения)

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 1887

9)Учитель.

Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет.

Музыка живет внутри человеческих слов, которые есть не только "смысл", но и "звук". Стихи Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 г. стихотворение "На заре ты ее не буди..." стало первым стихотворением А. Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас с вами есть возможность послушать его.(прослушивание романса в записи)

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билась больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит! 1842

Учитель:

Вы послушали стихи Фета разных лет. О чем они? Какие чувства вызвали у вас? Расскажите.

    Стихотворения Фета красивы, мелодичны. Они вызывают светлые, радостные чувства. В них воспевается красота природы, человеческих чувств – «прелесть русской природы» и «внутренний мир души» идут параллельно.

2.Своеобразие поэзии А.А.Фета.

Учитель:

Попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.

    Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали,

Конный или пеший –

Не видать не зги!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Ответьте на вопросы:

1.Какая картина рисуется в вашем воображении?

(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)

2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?

(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)

3.Какие строчки самые важные в стихотворении?

(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!»)

Учитель:

Но давайте сопоставим маленькое стихотворение Фета со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?

    Тема свободы внешней и внутренней

    Развитие творческого начала в человеке

    Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».

Вывод: стихотворение А.С.Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?

Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?

Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».

Учитель:

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?

Вывод: стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.

Учитель:

Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу. 1885

(Прозвучало признание в любви.)

Можно ли какое-то из стихотворений А.С.Пушкина сравнить со стихотворением Фета?

(«Я вас любил…»)

Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?

(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)

Что заметили особенного в построении стихотворения?

(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность –создает впечатление полной завершенности.)

Учитель:

В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.

В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.

«Я тебе ничего не скажу» (выразительное чтение и анализ стихотворения, заранее подготовленные учащимся совместно с учителем).

Учитель:

То, с чем мы соприкасаемся в стихотворении «Я тебе ничего не скажу»: неуловимые движения души, мгновения в природе,- лежит на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки. Сколько философской глубины в этой маленькой миниатюре, проникнутой пониманием единства мироздания, природы и человека! Волны человеческой тревоги успокаиваются в океане «божьего мира». Сердце наше, полное смятения и боли», способно смягчиться, расцвести только в слиянии с природой. Поэтому в лирике Фета неразрывное единство – природа вокруг нас, и вместе с ней – природа души человеческой.

Скажите, до сих пор мы больше говорили о мгновенном или вечном в

стихотворениях А.Фета?

Побудьте в роли лингвиста. Запишите толкование слова «вечность» . (Чтение и обсуждение записанного)

Если мы обратимся к различным словарям, прочитаем: (сообщение учащегося, работавшего со словарями)

Вечность – очень долгое время, бесконечность.

Непостижимость и неудержимость ускользающего человеческих рук времени, невозможность распоряжаться им приводила к обожествлению времени. В историческом словаре читаем: «Вечность - это одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога…»

Как А.Фету удалось соединить мгновенное и вечное? Нераздельность мгновения и бесконечности - особенность стихотворения «Ещё майская ночь…» (аудиозапись стихотворения).

Какие картины рисует поэт? Какими чувствами они пронизаны?

Какие средства художественной изобразительности помогают поэту в первой строфе создать картины и передать чувства?

Стихотворение начинается восклицаниями, передающими восхищение прекрасной ночью, рождающей в душе блаженство и слова благодарности земле за красоту и щедрость.

Фет олицетворяет мир природы. Зима для него – «царство льдов», «вьюг и снега», а май из него выпархивает, вылетает, подобно волшебной птице. И мы чувствуем: тепло, наступающее после зимнего холода, долгожданно, но в то же время кажется невероятным.

Какие мысли и чувства рождает у вас вторая строфа стихотворения?

Вторая строфа начинается анафорой. Всматриваясь в космическую беспредельность, поэт поражён одухотворённостью природы, её прелестью. Земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой, - это частица мироздания, поэтому «звёзды …тепло и кротко в душу смотрят», дарят вдохновение и гармонию. Тревогу и волнение перед новизной, хрупкостью прекрасного весеннего мира Фет ощущает в берёзах-невестах, которые, как чуда, ждут полноты пробуждения жизненных сил и понимают, что в подвенечном уборе распустившихся листьев они будут особенно нежны и привлекательны.

Как вы понимаете четвёртую строфу? Можем ли мы назвать Фета философом?

Четвёртая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передаёт силу и уникальность переживаемого чувства. Звёзды – глаза ночи, небо – её лик, вызывающий чувство сладкого ожидания чего-то неизведанного, но прекрасного. Нежность поэта вызвана восторгом перед великим и необъятным, к чему оказался причастным земной человек, осознавший гармонию звёзд и полупрозрачного берёзового листа, гармонию того, что живёт миллионы лет, и того, что живёт несколько месяцев. Поэт по-новому чувствует краткость жизни человека, от этого песня ему самому кажется «невольной» и, возможно, последней. Так заканчивается стихотворение, гимн весне –торжеству жизни и гимн ночи, рождающей ощущение великой общности человека и космоса.

3.Исследовательская работа по группам.

Учитель:

Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построении строфы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.

Задание 1 группе

Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальность стихотворения?

На черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок.

Я не влеку могучей силой

Очей твоих,

Но приманю я взор твой милый

На краткий миг.

И точка трепетного света

Моих очей –

Тебе печальная примета

Моих страстей.

Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.

Задание 2 группе

Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?

Ветер. Кругом все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.

Задание 3 группе

Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?

Не еду в город: «смесь одежд и лиц»

Так бестолкова! Лучше у камина

Засну – и черт мне кучу небылиц

Представит. Пусть прекрасная Алина

Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц

Потянется по небу паутина,

И буду вновь глядеть на небеса:

Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!

«Хандра»

Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.

Задание 4 группе

Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени, Усыпленья

Легким роем преходящие …

«Сны и тени» 1859

Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.

Задание 5 группе

Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.

Учитель:

Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму.) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметныйпоэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумнойпародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:

Звуки музыки и трели,

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо,

Небо и она.

На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?

(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастьяи расставанья.)

Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.

Топот, радостное ржанье,

Стройный эскадрон,

Трель горниста, колыханье

Вьющихся знамен...

Амуниция в порядке,

Отблеск серебра,-

И марш-марш во все лопатки,

И ура, ура!

IV .Подведение итогов проведенной работы. Рефлексия.

Учитель:

Какую роль играет красота в жизни человека?

Вернёмся к стихотворению А.Фета «Целый мир от красоты…»

Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?

Убедили ли вас стихи Фета, что красота – это сочетание мгновенного и вечного?

Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.

Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь,-

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась.

Я думал… не помню, что думал;

И слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор…

Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…

Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?

(Нет)

Фет удивительно современен. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту отчего края и благозвучность русского слова. Поэт учит нас замечать красоту каждого мгновения и ценить, понимая, что из мгновений рождается вечность.

Пленительные стихи Фета вечны, как «говор звёзд на небесах», как трели соловья, как робкое дыхание любви…

Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»

Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии.

Тест

1. Кого Фет считал своим наставником в литературе?

А. М. Ю. Лермонтова;

Б. А. С. Пушкина; +

В. Ф. И. Тютчева.

2. Первое стихотворение А. Фета, положенное на музыку

А. "Шепот, робкое дыханье...";

Б. "Я пришел к тебе с приветом...";

В. "На заре ты ее не буди...". +

3. Как называется первый поэтический сборник А. Фета?

А. "Лирический пантеон"; +

Б. "Вечерние огни";

В. "Весна".

4. В чем видел А. Фет назначение поэзии?

А. воспевать прекрасное; +

Б. просвещать;

В. наставлять.

5. Почему А. Фет использует в своих стихах неправильные грамматические конструкции?

А. чтобы шокировать читателей;

Б. для привнесения новизны; +

В. по другой причине.

Самопроверка. С обратной стороны доски - ключ к тесту:

1. Б 2. В 3. А 4. А 5. Б

Творчеством А. Фета восхищались и его современники, восхищаемся и мы. Вот несколько примеров, подтверждающих это.

П. И. Чайковский

"Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."

Н. А. Некрасов

"Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет".

Ф. И. Тютчев посвятил А. Фету стихотворение:

А. А. Фету

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой -

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной...

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел -

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел...

апрель 1862 г.

V . Домашнее задание :

Выучить понравившееся стихотворение А. А. Фет наизусть.

Индивидуальные задания

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев

1. Проникновенный лирик.

2. Жизненная сила в изображении природы.

3. Новаторство в стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…».

4. Бессмертная стихия жизни.

Афасаний Фет – проникновенный лирик, принесший в литературу свежесть и новизну в изображении чувств. Его манера писать необычна по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Неточные слова и выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему приходят. Он как бы импровизирует:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползет лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несется рысью.

Изображение природы наполнено такой жизненной силой, такой жизнерадостностью, что хочется воскликнуть вслед за другим, современным нам поэтом: «И жизнь хороша, и жить хорошо!».

Еще одна отличительная особенность лирики Фета – она вызывает самые разнообразные ассоциации. Этим Фет близок к Пастернаку, который в одном из стихотворений писал:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд…

Подлинно новаторское произведение Фета «Шепот, робкое дыханье…». Это стихотворение необычно и нетрадиционно, это один из лучших образцов его лирики. Все стихотворение – это одно назывное предложение, глаголов нет, есть только предметы и явления, которые нанизываются одни за другими:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря.

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

В стихотворении слиты воедино природа и любовь, что тоже характерно для лирики Фета. Любовь разлита во всей природе, природа дышит, как живое существо. Пробуждение природы в творчестве поэта связано с пробуждением жизненных сил человека. Природа в поэзии Фета помогает понять и ощутить бессмертную стихию жизни, которая олицетворена в образе вечно юной весны.

«Бессмертной весне» поэт будет приносить поэтические дары на протяжении всего своего творчества. Каждую весну его будет волновать чувство весеннего возрождения. Торжество весны приносит веру, что «как мир, бесконечна любовь».



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта