Главная » 3 Как собирать » Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза? Кессонная болезнь.

Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза? Кессонная болезнь.

Кессонная болезнь

Особую, своеобразную опасность для ныряльщика представляет не само по себе повышение давления, увеличивающееся вокруг него. Выше уже говорилось о том, что при погружении в воду на каждые следующие 10 м давление увеличивается на одну атмосферу. Это означает, таким образом, что каждый квадратный сантиметр поверхности испытывает нагрузку, возрастающую на один килограмм. Площадь поверхности человеческого тела составляет в среднем около 2 м 2 , т. е. 20 000 см. Значит, с возрастанием глубины погружения на 10 м давление воды на ныряльщика возрастает на 20 т.

Человеческое тело состоит в основном из костей и мышечных тканей, последние в значительной мере пронизаны жидкостью. Увеличивающееся давление действует на человеческое тело не только как на нечто целое; преимущественно его влияние сказывается на газах, находящихся в замкнутых клетках тканей тела. Основная опасность увеличения давления для человека заключена прежде всего в том воздухе, которым он дышит, независимо от того, пользуется ли он поверхностным воздухом, поступающим через шланг, или дышит через дыхательный аппарат. Дело в том, что условия дыхания совершенно особым образом изменяются с возрастанием давления. Вдыхаемый человеком атмосферный воздух (по объему) состоит приблизительно из следующих частей: кислород ‑ 21%, азот ‑ 78, инертные газы ‑ 0,97, углекислота ‑ 0,03%.

Поскольку речь идет о воздухе как о смеси газов, мы должны помнить, что в соответствии с законом Дальтона каждая отдельная составляющая смеси испытывает давление, прямо пропорциональное ее объемному процентному содержанию в смеси.

Пребывание человека ниже уровня поверхности воды возможно только благодаря дополнительной подаче воздуха. Наши собственные дыхательные мышцы могут преодолеть лишь незначительное превышение давления (около 0,15 атм) и то в течение лишь очень краткого времени.

Раньше ошибочно считалось, что человек может вполне удобно дышать воздухом через довольно длинный шланг. Это, как уже говорилось выше, действительно возможно, но, во‑первых, на глубине не более 0,5 м, во‑вторых, очень недолго. Входящий в легкие воздух должен преодолевать при этом внутреннее давление дыхательных органов ныряльщика, испытывающего действие слоя воды. Постоянное потребление кислорода и выдыхание углекислого газа обусловливают необходимость продолжительного снабжения подводника свежим воздухом. Азот (78% атмосферного воздуха), несмотря на свою химическую инертность, вследствие своих физических свойств становится очень опасным для тканевой жидкости тела находящегося под давлением пловца. Он в некотором количестве постоянно растворен в тканевой жидкости, причем это количество увеличивается с ростом давления, испытываемого ныряльщиком.

Подобным образом из обычной минеральной воды готовят газированную воду, под большим давлением насыщая ее углекислым газом. Пока сохраняется высокое давление, газ растворен в воде. Однако стоит открыть бутылку и вернуть таким образом ее содержимое к нормальному атмосферному давлению, вода освобождается от избытка давления. Теперь уже избыточный газ не в состоянии удерживаться в воде. Образуя массу пузырьков, бурно пеня жидкость, он вырывается из бутылки.

В теле ныряльщика происходят те же процессы.

При увеличении давления в крови и тканевой жидкости растворяется все большее количество азота. Через легкие он проникает в кровь и разносится по всему телу. Через некоторое время все тело ныряльщика, все его внутренние органы и мышечные ткани оказываются насыщенными азотом.

Когда водолаз быстро возвращается на поверхность после длительного пребывания на большой глубине, особенно если он там не просто находился, а работал, в человеческом теле происходит процесс, подобный тому, что происходит в бутылке с газированной водой. В виде больших или малых пузырьков газ стремится выйти из крови и тканевой жидкости. А один лишь газовый пузырек величиной с горошину, проникший в сердце, вызывает немедленную смерть человека (эмболию сердца). Двигаясь по артериальной системе, пузырьки газа могут закупорить сосуды головного и спинного мозга. В результате прекращается нормальное снабжение кислородом, и даже если дело не кончается смертью, наступает паралич. Пузырьки освободившегося азота нарушают нормальную деятельность нервной системы и циркуляцию крови. Вследствие этого происходит нарушение функционирования, парализация органов речи, головокружение, тошнота и т.д.

Бывает иногда, что эта разрушительная деятельность газовых пузырьков в течение нескольких часов происходит почти незаметно. Впервые с этим явлением столкнулись водолазы, работавшие под давлением в кессонах, отсюда и название, бытующее до сих пор, ‑ "кессонная болезнь".

Прежде всего, при излишне быстром подъеме одновременно с нервной системой и мышцами болезнь поражает суставы. Многие водолазы, работавшие под водой в прежнее время, становились пожизненными инвалидами.

К счастью, существует очень простое средство совсем избежать или по крайней мере сравнительно быстро избавиться от заболеваний ныряльщиков, вызываемых освобождением азота. Это средство ‑ медленное всплывание, при котором пузырьки газа не образуются. Уже в "Инструкции для водолазов" немецких военно‑морских сил (1872 г.) в главе "Советы водолазу" сказано: "Медленный подъем вообще, и в особенности с большой глубины, более чем настоятельно рекомендуется, так как быстрая смена давления опасна. Часто при подъеме следует делать даже неоднократные остановки. Пренебрежение этим правилом может кончиться для водолаза плачевно и даже стоить ему жизни".

Кровь не только медленно насыщается азотом, но так же медленно и освобождается от него. Ныряльщик должен так рассчитать свое погружение, чтобы оставить себе на всплытие время, достаточное для того, чтобы азот успел проделать обратно по организму весь тот путь, по которому он в него проник. Организм водолаза, работавшего под водой, независимо от глубины и времени сильнее насыщается азотом, чем того, кто просто спокойно погружался.

Для правильного проведения полного "обезгаживания" тела выпускаются различные руководства и таблицы. Первые такие указатели составил Холден. Он установил, что глубина в 13 м, характеризуемая прибавкой давления в 56% от атмосферного, является предельной глубиной, подъем с которой безопасен. Образование пузырьков после погружения на эту глубину еще не происходит. В таком состоянии азот выходит из организма (так же как и на меньших глубинах) через легкие и кожу.



Аналогично можно безостановочно подниматься с 50 до 20 м и со 100 до 55 м.

При подъеме с 50 м Холден предписывает медленно подойти к уровню 15 м и сделать здесь остановку на пять минут, во время которой должна выйти большая часть азота, подняться до 10 м и сделать более длинную паузу, в 10 мин, затем подняться до 6 м и задержаться на 15 мин. Самая длительная остановка должна быть сделана в трех метрах от поверхности, где происходит полное освобождение крови от проникшего в нее азота, "декомпрессия".

Если по какой‑нибудь причине невозможно соблюсти такой порядок выхода на поверхность с декомпрессионными паузами, вернувшийся с глубины должен быть помещен в камеру с искусственным давлением. Искусственное давление должно быть таким же высоким, как на тех глубинах, где находился ныряльщик. Давление в камере должно медленно меняться, имитируя обычный возврат с глубины при соблюдении всех правил безопасности. Если такой камеры нет, нужно попытаться, сменив акваланг, вновь погрузиться и пройти правильную декомпрессию при повторном подъеме.

Для отсчета времени при подъеме выпускаются специальные подводные часы, на которых отмечается время декомпрессионных остановок.

В процессе модернизации подводной техники велись поиски средств и путей, позволивших бы ускорить подъем с глубины. Исследования показали, что хороший результат дает замена азота дыхательной смеси на гелий или водород.

Склонные к полноте ныряльщики должны помнить, что их ткани медленнее насыщаются избыточным азотом, и при подъеме, в свою очередь, медленнее от него освобождаются. Жировые ткани поглощают в 2 раза больше азота, чем кровь.

В Англии произошла забавная история, непосредственно связанная с описанными выше процессами. Под одним из каналов при искусственно созданном давлении пробивали тоннель. По окончании строительства представители местной администрации и другие высокие гости спустились вниз, чтобы на месте отпраздновать соединение встречных стволов.

При этом знаменательном событии была откупорена "добрая бутыль" шампанского. Однако при повышенном давлении в штольне в вине не было ни игры, ни шипучести. Зато когда после празднования гости оказались опять на поверхности, при нормальном давлении, вино, не оказавшее никакого действия внизу, зашумело в их желудках и брызнуло наружу буквально "через рот и уши". Не оставалось ничего другого, как отправить посетителей обратно в штольню, откуда затем выводить через шлюзы, подвергая декомпрессии.

Продолжение:

Мысли известных исторических личностей О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

О МОРАЛЬНОМ ДУХЕ, ДИСЦИПЛИНЕ

И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ

Вверять умным и храбрым войска, энергичным и распорядительным - обозы, вялым и неповоротливым - гурты скота.

Петр I, (о кадровой политике).

Впредь матрозов из рекрут никогда не комплектовать, а набирать их из салдат,

Которые были в службе года по два, а в полки ис которых в матрозы возмутца салдат

Комплектовать из рекрут

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

Адмирал Ф.И. Соимонов.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков.

Новый добротный корабль с плохой командой в море куда хуже, чем старый разболтанный ящик с доброй наученной командой.

(приписывается французскому адмиралу Роберу Сюркуфу, известному корсару и.моряку).

(\"Воинское дело есть дело трудное, скорбное и трагическое. Но необходимое и служащее благой цели. Средства его жестокие и неправедные. Но именно поэтому, дух, коему вручаются эти средства, должен быть крепок и непоколебим в своем искреннем хрестолюбии\".

Иван Ильин, русский философ

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.

Адмирал Д. Н.Сенявин

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Адмирал И. Ф.Крузенштерн.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.

Адмирал С. О..Макаров.

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения,

Ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от \"спасования\" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!

Адмирал И. Ф.Лихачев.

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей.

Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Командиру приходится действовать круто, говорить резко, но... не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям.

Адмирал Н.Г. Кузнецов

Риск и храбрость. Бояться несчастья - не видать и счастья.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

О кораблях и морской службе.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении.

Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому, что чем же, как не любовью, можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой \"Константин\", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.

Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

Адмирал И.Е.Шестаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.

Адмирал П.С.Нахимов.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.

Адмирал С.О.Макаров.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.

Адмирал Н.С.Мордвинов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск.

Адмирал Н.Г.Кузиецов.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход.

А дмирал И. Ф. Лихачев

Почему быстрый подъем на поверхность очень опасен для водолаза?

Развивается декомпрессионная (кессонная) болезнь вследствие перехода газов крови и тканей организма из растворенного состояния в свободное. Образующиеся при этом газовые пузырьки нарушают нормальное кровообращение, раздражают нервные окончания, деформируют и повреждают ткани организма. При нормальном атмосферном давлении между парциальным давлением газов в легких и напряжением их в крови и тканях организма существует динамическое равновесие. Основная часть общего давления газов в легких, а следовательно, в крови и тканях приходится на долю азота, физиологически инертного газа, не участвующего в газообмене. В то время, как поступающий в организм под повышенным давлением кислород, растворяясь в жидкостях и тканях, в значительной мере усваивается, азот лишь физически растворяется в тканях и постепенно насыщает их. Насыщение жидкостей и тканей происходит до тех пор, пока не наступит равновесия и давление азота в них не будет равно парциальному давлению его в окружающей среде. Разные ткани организма насыщаются азотом с неодинаковой скоростью. Азот плохо растворяется в крови, но очень хорошо в липоидной ткани, которой богаты нервная ткань, подкожная клетчатка. Степень насыщения тканей азотом возрастает с повышением давления. При декомпрессии в организме происходит обратный процесс выведение из тканей растворенного в них азота. В зависимости от скорости его избыточное количество азота в тканях поступает в кровь в растворенном состоянии либо в виде пузырьков. Они являются причиной газовой эмболии и развития кессонной болезни.

Что проявляется в виде чрезвычайно сильных болей в области какого-либо сустава или нескольких суставов. Чаще всего возникают упорные боли в одном ил нескольких суставах конечностей, особенно в коленных и плечевых, а также в лучезапястных, локтевых и голеностопных. Боль не имеет точной локализации. Зуд обычно ощущается на туловище или на проксимальных частях конечностей, Характер зуда напоминает кожный зуд при укусе насекомых. Определенные участки кожи имеют «мраморный» рисунок вследствие эмболии кожных сосудов. Скопление газа в подкожной клетчатке дает начало развитию подкожной эмфиземы.. Лечебная рекомпрессия снимает болевой синдром и ведет к быстрому выздоровлению Заболевание средней тяжести характеризуется поражением внутреннего уха, желудочно-кишечного тракта и органа зрения..В клинической картине можно отметить небольшой скрытый период, после которого появляются резкая слабость, тяжесть и боль в голове. Эти симптомы усиливаются и сочетаются с резким головокружением, рвотой, шумом и звоном в ушах, снижением слуха. Появляются сильная бледность, потоотделение, слабость. Головокружение беспокоит даже в положении лежа. Прогноз при кессонной болезни средней тяжести, как правило, благоприятный при условии своевременной и правильной лечебной рекомпрессии. Тяжелая форма кессонной болезни в настоящее время наблюдается крайне редко. Она характеризуется образованием эмболов в сосудах ЦНС, сердца и легких.

Когда на страницах журнала «Октябрь» начали одна за другой появляться главы воспоминаний Николая Герасимовича Кузнецова, человека, прошедшего большой, пожалуй, только в нашей стране возможный путь от краснофлотца до Народного Комиссара Военно-Морского Флота, эти главы сразу привлекли внимание читателей и значительностью фактов и явно выраженным стремлением автора к исторически объективному изложению событий прошлых лет. Они воспринимались как правдивый человеческий документ, а правда у читателей в цене.

Наверное, так же как и другие читатели, я с нетерпением ждал выхода этой книги целиком и был рад увидеть её выпущенной Военным издательством Министерства Обороны СССР в полюбившейся читателю, серии «Военные мемуары», которая уже порадовала нас за последние годы целым рядом интересных и правдивых книг, принадлежавших перу участников гражданской и Великой Отечественной войн.

Особенность книги Н.Г. Кузнецова в том, что она охватывает период нашей жизни и военного строительства как раз между этими двумя войнами. Последовательное изложение событий кончается в ней 22 июня 1941 года.

Название книги «Накануне» отвечает её содержанию. В самом деле, если вспомнить всю нашу жизнь в 20–30-е годы, всю цепь событий, тянущуюся от ультиматума Керзона к налету китайских милитаристов на КВЖД, от событий на КВЖД к событиям на Хасане и на Халкин-Голе, то можно сказать, что мы все эти годы действительно жили «накануне» того часа, когда нас вынудят вооруженной рукой защищать завоевания Октябрьской революции.

Именно этой атмосферой определялось наше отношение к Красной Армии и Флоту, наша неизменная готовность служить в их рядах и столь же неизменная решимость идти на лишения и жертвы во имя того, что было у Красной Армии было все, что необходимо для отпора врагу.

Книга Кузнецова дает, на мой взгляд, очень убедительное представление о том, какое место занимали армия и флот в жизни всей страны, в умах и сердцах людей. Книга не просто летопись военной службы автора. Скорее, это гражданская исповедь коммуниста, который пожизненно избрал для себя профессию моряка, а шире говоря – солдата революции.

Несколько глав книги Кузнецова посвящены событиям гражданской

войны в Испании, тому, как советские люди понимали свой интернациональный долг по отношению к испанскому народу и как они выполняли этот долг не на словах, а на деле. На деле. Хочу особо подчеркнуть это сейчас, когда в Китае нашлись люди, имеющие бесстыдство обвинять нас, советских людей, в недостатке интернационализма.



Эти главы книги полны горечей и действенной любви к народу Испании, любви, которая не остыла и не притупилась за тридцать минувших с тех пор лет, переполненных событиями огромной важности.

В некоторых из этих событий повествует последняя часть книги Кузнецова, начинающаяся с рассказа о том, как автор книги на протяжении двух месяцев был назначен сначала заместителем Наркома, а затем Наркомом Военно-Морского Флота. Меньше чем за три года до этого, перед поездкой в Испанию, он ещё командовал крейсером. Теперь на его плечи ложилась огромная ответственность. И он, рассказывает об этом в своей книге с большой прямотой и откровенностью.

«...Со смешанным чувством радости и тревоги читал я этот документ. Быстрый подъем опасен не только для водолазов. Столь быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей. Я это хорошо понимал ещё в молодые годы, поэтому и просил после академии назначить меня на корабль старпомом, чтобы двигаться по службе последовательно. Мечтал, конечно, командовать кораблем. О большем не думал. Но за последние годы продвижение стало уж очень стремительным. Его можно было объяснить в то время лишь бурной волной вынужденных перемещений...

Однако время не ждало, следовало приступить к выполнению своих обязанностей и не рассчитывать на скидки. А что новые мои обязанности были нелегки, я понимал это хорошо».

Н.Г. Кузнецов был одним из военачальников, которых «бурная волна вынужденных перемещений» перед войной в очень короткие сроки подняла на очень высокие посты. Он принадлежал к тем из них, а их было немало, которые не смотря на трагическое для нас начало войны, в конечном итоге оправдали возложенные на них надежды и с честью вынесли ту безмерную тяжесть ответственности, которая легла на их плечи.



О том, что означала эта тяжесть ответственности не только в дни войны, но ин накануне её, повествуют самые сильные страницы книги Кузнецова.

Приведенная мною цитата дает представление о характере всей книги. Прямота, мужественное признание наших предвоенных ошибок, в том числе своих собственных, решимость, не подмалевывая прошлое и не причесывая его то в ту, то в другую сторону, не уклоняясь, сказать свое слово о самых сложных проблемах – таков пафос этих воспоминаний.

«Говоря о просчетах и ошибках Сталина в предвоенный период и в начале войны, не следует забывать и ту положительную роль, которую сыграл его личный авторитет в критические для нашей страны дни», – пишет Кузнецов. И впоследствии развивает это высказывание следующими соображениями, которые мне хочется здесь привести: «Кто не знает, какое внимание партия и правительство уделяли нашим Вооруженным силам, как занимался ими лично Сталин в течение многих лет?! Все это было. Многое, очень многое делалось. И все же нечто весьма важное было упущено: не хватило постоянной, повседневной готовности к войне... Огромный авторитет Сталина, как мне думается, сыграл двоякую роль. С одной стороны, у всех была твердая уверенность, Сталину, мол, известно больше, и, когда потребуется, он примет необходимые решения. В то же время эта уверенность мешала его ближайшему окружению иметь собственное мнение, прямо и решительно высказать его. А на флотах люди были твердо убеждены: коль нет надлежащих указаний, значит, война маловероятна».

Автор книги, резко отвергая злобное – по его выражению – утверждение будто бы Сталин оценивал обстановку и принимал решения по глобусу, в то же время на богатом фактическом материале анализирует меру ответственности Сталина за неудачное для нас начало войны.

Стремление восстановить истину во всей её сложности подкрепляется в книге готовностью автора сочетать критику с самокритикой.

Завершая свои воспоминания, Кузнецов говорит о том, что все описанное им всего лишь этап в невиданном вооруженном столкновении которое было выиграно советским народом под руководством Коммунистической партии.

«Однако, – пишет он, – мне хочется, чтобы не забывали и другое: более серьезно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны...Эти ошибки лежат в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их следует не замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них, ибо повторение прошлого будет называться уже преступлением».

Собственно говоря, этими словами самого Кузнецова, которые являются как бы душою всей кийки его книги, можно было бы закончить мой отзыв на неё.

Мне хочется добавить лишь одно: книга Н.Г. Кузнецова «Накануне» – одна из тех книг, которые особенно нужны сейчас...

Такие книги, как эта, заставляют нас лишний раз подумать о мере нашей общей ответственности каждого, за повышение боеспособности нашей страны, за нашу не только материальную, но и моральную готовность с честью и во всеоружии встретить любые испытания.

МЫСЛИ АДМИРАЛОВ О ФЛОТЕ И МОРСКОЙ СЛУЖБЕ

Беда тому флоту, в котором заведется и укоренится зараза равнодушия. Ни громадные сооружения, ни новейшие изобретения, ни миллионы, отпускаемые государством, не избавят его от "спасования" перед соперником, в котором господствует более живой, более горячий и более морской дух!
Адмирал И.Ф.Лихачев.
(Дело о гибели броненосца "Гангут" 12 июня 1897 г. около Транзунда.)

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может. Адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровья. Ему надобно дух, дух и дух. Пока будут делать все для глаза (т.е. для смотров. - Сост.), пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ни чего хорошего и полезного.
Адмирал Д.Н.Сенявин.

Без методы и терпения нельзя ожидать успеха ни в каком учении. Вице-адмирал В.А.Корнилов.

Без сомнения, можно ли не любить то, что любит вас, что сочувствует всякому вашему желанию? Нужно быть бесчувственным, чтобы не отвечать на любовь, - а что судно любит своего капитана, в этом не может быть никакого сомнения! Я в этом уверен, потому что чем же, как не любовью можно объяснить себе эту всегдашнюю послушность и эту всегдашнюю покорность (корабля. - Сост.)? Я, по крайней мере, горячо люблю свой "Константин", и мне дорого все, что на нем есть... Я не в силах передать... что такое для меня мой пароход! Нужно быть командиром, нужно столько же раз быть в опасности, чтобы понять всю глубину этих чувств.
Адмирал С.О.Макаров.

Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка. Адмирал С.О.Макаров.

Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
Адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Береги язык, на котором говоришь, каюту, в которой живешь, и мундир, который носишь.
Адмирал П.С.Нахимов.

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.
Адмирал И.Ф.Крузенштерн.

Больше побеждает разум и искусство, нежели множество. Петр I.

Бояться несчастья - не видать и счастья. Петр I.

Бойтесь, чтобы будущее не застало вас врасплох. Не следуйте примеру тех евангельских дев, у которых не хватило масла в светильниках, когда пришел жених. Бдите, потому что кто знает, когда настанет момент, когда вам скажут: "час близок". Бдите и тщательно сохраняйте ваши великие учреждения.
Адмирал Журьен-де-ла-Гравьер.

Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.
Адмирал С.О.Макаров.

Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое. Адмирал И.Е.Шестаков.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу. Петр I.

Будем гоняться не за тем, чтоб в отчетных ведомостях о пальбе у нас стояли высокие проценты попавших ядер, а употребим все старания, чтоб пальба наша подходила возможно более к тем условиям, которые предстоят в действительном бою, т.е. будем стрелять с неопределенных заранее расстояний и в движущиеся предметы. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

Будущим морякам предстоит плавать не с теми кораблями и не с теми средствами, но можно пожелать, чтобы в них была та же любовь к изучению природы, чтобы они были создателями рукотворного мира освоенных человеком океанских просторов, которые сделали людей еще богаче, еще счастливее.
Адмирал С.О.Макаров.

Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что те то кто одну руку имеют, а имеющие и флот - обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда. Петр I.

Был бы флот, а гавани найдутся. Петр I.

Было время, что я жаждал флотской службы, и совсем тем предпочел коня кораблю: с первого скорее соскочив. А.А.Бестужев-Марлинский. (исьма к Н.А.Полевому).

Быстрый подъем опасен не только для водолазов... Быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей. Адмирал Н.Г.Кузнецов.

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами... Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом. Амирал Н.С.Мордвинов.

В большинстве случаев при решении технических вопросов приходится опираться на законы не вполне точные, делать допущения, не вполне согласные с истиной, почему все ответы, получаемые этим путем, не отличаются тою категоричность, которая характеризует метод чисто академический. Поэтому здесь весьма важно предварительно взвесить, какое влияния оказывают на окончательный результат допущенные гипотезы, какую погрешность в результате введут отброшенные нами факторы и пр., помятуя, что всякому результату должно придавать ценность лишь в той мере, в какой сделанные при выводе допущения соответствуют истине. И.Г.Бубнов.

В бою чрезмерная осторожность куда хуже, чем отчаянный риск. Адмирал Н.Г.Кузнецов.

В бою размышлять некогда. Выворачивайте смело весь свой запас знаний, опытности, предприимчивости. Старайтесь сделать все, что можете. Невозможное останется невозможным, но все возможное должно быть сделано. Главное, чтобы все... прониклись сознанием всей огромности возложенной на нас задачи, сознали всю тяжесть ответственности, которую самый маленький чин несет перед Родиной.
Адмирал С.О.Макаров.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В военном деле нет мелочей, которыми можно было бы пренебречь, и, разрабатывая стратегический план военных действий, необходимо обращать внимание на все, что может иметь хоть какое-нибудь влияние на их исход. Адмирал И.Ф.Лихачев.

В заключении я выскажу свою мысль, что все предварительные наставления, при переменившихся обстоятельствах, могут затруднять командира, знающего свое дело, и потому я представляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг... Россия ожидает славных подвигов от Черноморского флота, от них зависит оправдать ожидание.
Адмирал П.С.Нахимов.
(Перед Синопским боем.)

В море - дома, на берегу - в гостях. Адмирал С.О.Макаров.

В море все зависит от капитана; от него зависит здоровье и дух команды, которая всегда бодра, когда видит о себе постоянную заботливость и перед глазами знание своего дела, начиная от командира и кончая последним гардемарином. Адмирал С.О.Макаров.

В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии. Там обыкновенно дело начинается исподволь, люди умеют осмотреться: тут же при современных огромных скоростях, счет времени надо делать не часами, а секундами. Пять секунд раньше положил руль на борт, вы тараните, пять секунд позже - вас таранят. Адмирал С.О.Макаров.

В морской службе человек не кусок, не пешка; от него требуется знание тысячи технических терминов и без того уже очень затруднительных, требуется на каждом шагу личное, быстрое соображение; от одного слова, не понятного матросам, часто зависит неудача важного маневра... Адмирал Д.В.Григорович.

В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии.
Адмирал С.О.Макаров.

В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.
Адмирал П.С.Нахимов.

В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы. Вице-адмирал Г.И.Бутаков.

В морских делах не следует жертвовать удобствами, даже малейшими, для красы. Адмирал Ф.Л.Литке.

В науке всякий метод (т.е. путь к истине) хорош, если он ведет к цели. Если помогает математика, наука обращается к ней, если нет - пользуется другими методами. Адмирал-инженер Л.С.Берг.

В наш век нескончаемых усовершенствований и преобразований в морском искусстве единственное средство не быть позади других - это стремиться быть впереди всех. Адмирал И.Ф.Лихачев.

В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершено уверен, что каждый из нас сделает свое дело... Адмирал П.С.Нахимов.

В случаю бою, должен капитан или командующий кораблем не токмо сам мужественно против неприятеля битца, но и людей тому судами... Многие суда неприятельские загнаны на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве побиты и потоплены...
Адмирал Ф.Ф.Ушаков. (Из донесения о сражении с турецким флотом при мысе Калиакрия 31 июля 1791 г.)

В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены.
Петр I.

Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: "не только за страх, но и за совесть". Адмирал С.О.Макаров.

Вечное существовать будет препинание просвещению в России, доколе чинам, а не уму и способностям присваиваться будут места и почести, сопряженные с оными... Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными к занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин. Адмирал Н.С.Мордвинов.

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия. Адмирал Ф.И. Соймонов.

В каждом морском бою наступает психологический момент, когда одна сторона приходит к выводу, что "враги тонут, а мы нет, враги горят, а мы нет", после чего эта сторона больше не несет потерь, а противник теряет все. Адмирал А.фон Тирпиц.

В молодцеватой внешности кроется залог бодрости духа, а, следовательно, и успеха в бою.
Адмирал Дж.Джервис.

Во всех... случаях иметь добрый распорядок и заранее пушкарям о всем внушать и стрелять как возможно скоро, однако ж с доброго прицельного, дабы действительны были выстрелы, а не один гром. Петр I.

Во время аварии происходят такие события, которые большинству случается видеть в первый раз. От выбора того или другого решения, от отдания того или другого приказания зависит судьба судна, а между тем распоряжения эти приходится каждому участнику делать в первый раз; в действительности же можно рассчитывать на искусство распорядителя лишь тогда, когда он делает привычное ему дело.
Адмирал С.О.Макаров.

Военный человек в любой обстановке должен уметь и поесть и поспать. Это тоже искусство, которое нужно в себе воспитать. Какой толк, что иной от усердия три ночи не смыкает глаз; ну, он тогда никуда и не годится. Тот хорош кто при самом спешном деле сумеет выспаться. Адмирал С.О.Макаров.

Военный корабль, подобно дамским часам, никак еще не доводился до степени совершенной исправности.
Вице-адмирал И.И.Шанц.

Военный флот существует для войны, и сопряженные с большими расходами плавания судов в мирное время свершаются для того, чтобы подготовить к войне личный состав... Если во время плавания условие это не соблюдается, то плавание не приносит желаемой пользы. Адмирал С.О.Макаров.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта