Главная » Условно-съедобные грибы » Какое событие произошло раньше других? Что из названного относится к мероприятиям НЭПа. Прогрессивный блок был создан в

Какое событие произошло раньше других? Что из названного относится к мероприятиям НЭПа. Прогрессивный блок был создан в

Проверочная работа за курс «История России ХХ – начало XXI в"

Вариант 1.

Часть 1.

    Какое событие произошло раньше других?

А) Цусимское сражение Б) вступление Николая II на престол

В) Первая Российская революция Г) начало Первой мировой войны

2. Что из названного относится к результатам русско-японской войны?

А) потеря Россией Южного Сахалина

Б) строительство российской военной базы на острове Хоккайдо

В) потеря Россией Камчатки

Г) установление полного контроля России над Маньчжурией

3. Какое из названных событий произошло позже остальных?

А) героическая оборона Брестской крепости

Б) выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

В) приход большевиков к власти Г) Ялтинская конференция

4. Какое событие произошло раньше других?

А) освобождение советскими войсками Праги

Б) назначение А.Ф. Керенского главой правительства

В) контрнаступление Красной армии под Москвой

Г) принятие первой советской конституции

5. Когда в состав СССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская союзные республики?

А) в декабре 1935 г. Б) в январе 1939 В) в августе 1940 Г) в январе 1944

6. Какое событие произошло в 1980 г.?

А) Первый Московский кинофестиваль Б) Олимпийские игры в Москве

В) Первый конкурс пианистов им. П.И. Чайковского

Г) выставка художников – авангардистов в Манеже

7. В каком году М.С. Горбачев был избран Президентом СССР?

А) в 1985 г. Б) в 1988 г. В) в 1990 г. Г) в 1991 г.

8. Какое событие относится к периоду 1953 – 1964 гг?

А) ХХ съезд КПСС Б) фабрикация «ленинградского дела»

В) Х I Х Всесоюзная партийная конференция

Г) создание в СССР ядерного оружия

9. Первый состав Временного правительства начал работу в

А) марте 1917 г. Б) мае 1917 г. В) июне 1917 г. Г) октябре 1917 г.

10. Какое событие произошло в России в период 1991 – 2000 гг?

А) создание совнархозов Б) начало выплат пенсий колхозникам

В) провозглашение курса на ускорение социально-экономического развития страны

Г) проведение «ваучерной» приватизации

11. Какие термины имеют отношение к Столыпинской аграрной реформе?

А) хутор, отруб Б) листовка, демонстрация

В) трест, синдикат Г) модернизм, абстракционизм

12. Как называлось международное объединение коммунистических партий?

А) социалистический интернационал

Б) Коммунистический интернационал

В) Ленинский интернационал Г) Союз коммунистов

13. Что явилось одним из итогов коллективизации?

А) массовый голод в первой половине 1930-х гг.

Б) значительное увеличение производства продуктов питания

В) принятие декрета о земле

Г) введение продразверстки

14. Укажите имя героя Великой Отечественной войны, который 23 февраля 1943 года во время наступления бросился на амбразуру вражеского дота и прикрыл ее своим телом:

А) Я.Ф. Павлов Б) А.М. Матросов В) М.С. Шумилов Г) Н.Ф. Гастелло

15. Как назывался художественный стиль, который был объявлен единственно правильным для советской литературы и искусства?

А) диалектический материализм Б) коммунистический реализм

В) социалистический реализм Г) сталинизм

16. Как называлось ведомство, руководившее системой тюрем и лагерей в Советском Союзе?

А) Осоавиахим Б) ГУЛАГ В) ВЛКСМ Г) КИМ

17. Кто из названных ученых был выдающимся генетиком?

А) П.Л. Капица б) А.В. Чаянов В) Н.И. Вавилов Г) Н.Д. Кондратьев

18. Какое событие явилось причиной обострения международной обстановки в конце 1970-х гг.?

А) военная помощь Советского Союза Анголе Б) создание НАТО

В) ввод советских войск в Афганистан Г) корейская война

19. Какое событие связано с ХХ съездом КПСС?

А) снятие с руководящих постов членов «антипартийной группы»

Б) назначение А.Н. Косыгина председателем Совета министров

В) присоединение к СССР Восточной Пруссии (Калининградской области)

Г) доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях»

20. Кто из названных полководцев прославился в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг? Укажите два верных ответа.

А) А.А. Брусилов Б) К.К. Рокоссовский В) И.С. Конев Г) М.Д. Скобелев Д) М.В. Фрунзе

Часть 2.

    Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события. «…17 октября…под угрозой забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции»

А) 1905 Б) 1914 В) 1917 Г) 1918

2. Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК от 21 марта 1921 г. и укажите название политики, о которой идет речь в документе . «Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, натуральным налогом. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения».

А) «военный коммунизм» Б) новая экономическая политика

В) индустриализация Г) коллективизация

3.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите понятие, с которым он связан. «Мы идем на всех парах к социализму, оставляя позади нашу вековую «рассейскую отсталость». Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации. И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор, пусть попробуют догнать нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей цивилизацией»

А) мировая революция Б) индустриализация В) коллективизация

Г) красногвардейская атака на капитал

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите событие, с которым он связан. «В шествии 9 января участвовало много женщин, девушек и мальчиков; семейные рабочие отправлялись со своими сыновьями и дочерьми. Настроение было торжественное, религиозное…Шли с чистой душой, с чистым намерением, с надеждой увидеть государя, чтобы, по выражению одного из потерпевших, «как дети выплакать на груди отца свое горе».

Ответ:

5. Прочтите отрывок из указа Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 19 августа 1991 г. и укажите сокращенное название комитета, упоминаемое в указе. «1. Считать объявление комитета антиконституционным и квалифицировать действия его организаторов как государственный переворот, являющийся ничем иным, как государственным преступлением.

2. Действия должностных лиц, исполняющих решения указанного комитета попадают под действие Уголовного кодекса РСФСР и подлежат преследованию по закону».

6 . Прочтите отрывок из исторического документа и укажите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в источнике события и процессы . «История страны и партии продолжала искажаться и умалчиваться…Сотни тысяч, а может быть, и миллионы людей оставались оболганными и не реабилитированными; Сталин и его сподвижники пребывали, в сущности под защитой партии и государства как некий ценный исторический памятник; правда о жизни – сегодняшней и вчерашней – с трудом пробиралась в средства массовой информации…».

Ответ:_______________________________________

Часть III

Проверочная работа за курс «История России ХХ – XXI вв.

Вариант 2.

Часть 1.

    Принятие новой Конституции РФ и первые выборы в Государственную Думу состоялись в:

А) 1985 г Б) 1991 г. В) 1993 г. Г) 2002 г.

2. Какое событие произошло раньше других:

А) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

Б) отречение от престола Николая Второго В) установление двоевластия

Г) вступление России в Первую мировую войну

3. Атомная бомба в СССР была создана в:

А) 1939 г. Б) 1945 г. В) 1949 г. Г) 1985 г.

4. Какая наступательная операция советских войск относится к 1944 году?

А) Керченско-Феодосийская Б) Ясско-Кишиневская

В) Северо-Кавказская Г) Тихвинская

5. Организация Варшавского договора существовала:

А) 1919-1946 гг. Б) 1939 – 1945 гг. В) 1955 – 1991 гг. Г) 1949 – 1991 гг.

6. К периоду 1917 – 1930-х гг. относится:

А) запуск первого искусственного спутника Земли

Б) спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин»

В) создание Союза советских писателей

Г) проведение XXII Олимпийских игр в Москве

7. Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991?

А) Содружества Независимых Государств

Б) Содружества Наций В) Европейского Союза

Г) Союза Суверенных Государств

8. Преодоление какого кризиса связано с началом деятельности В.В. Путина на посту Председателя Правительства РФ в 1999 году?

А) вторжения исламских боевиков в Дагестан с целью его отторжения от России

Б) вооруженного конфликта в Москве между сторонниками Президента и Верховного Совета РФ

В) обрушения национальной валюты в результате финансового кризиса – «дефолта»

Г) вторжения грузинских вооруженных сил в Южную Осетию

9. К какому периоду относится создание театра «Современник»?

А) 1945-1953 Б) 1953-1964 В) 1964-1985 Г) 1985-1991

10. Разгон Учредительного собрания в России произошел в:

А) 1905 г. Б) 1907 г. В) 1917 г. Г) 1918 г.

11. Главной особенностью индустриализации в СССР являлось(-ись):

А) комплексное развитие народного хозяйства

Б) высокие темпы развития тяжелой промышленности

В) интенсивное развитие легкой промышленности

Г) установка на приоритетное развитие сферы быта и услуг

12. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в конце 1950-х- начале 1960-х гг?

А) отход от признания руководящей роли КПСС

Б) начало процесса реабилитации жертв политических репрессий

В) сокращение численности партийного аппарата

Г) падение партийной дисциплины

13. Причиной исключения СССР из Лиги Наций стало(-а):

А) введение советских войск в Польшу

Б) война СССР с Финляндией

В) заключение СССР договора с Германией

Г) присоединение к СССР Бессарабии

14. Партизанка, красноармеец диверсионно-разведывательной группы, повешенная фашистами в деревне Петрищево

А) Зина Портнова Б) Лиза Чайкина В) Ульяна Громова

Г) Зоя Космодемьянская

15. Укажите одну из причин распада СССР:

А) экологическая катастрофа на значительной территории страны

Б) сознательно взятый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию своего подчинения центру

В) последовательность и полнота проводимых реформ

Г) макроэкономическая стабилизация

16. Как назывались органы центрального государственного управления в 1917 – 1946 гг.?

А) совнархозы Б) обкомы В) министерства Г) наркоматы

17. Кто из указанных ниже политических деятелей был Председателем Правительства РФ в 1990-е гг?

А) Д.А. Медведев Б) С.В. Степашин В) Р.И. Хасбулатов Г) М.Е. Фрадков

18. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР эпохи «застоя»?

А) начало массовой реабилитации жертв политических репрессий

Б) сокращение численности управленческого аппарата

В) появление многопартийности

Г) постепенное смягчение культа личности Сталина И.В.

19. Инициатором экономической реформы 1965 года был:

А) Г.М. Маленков Б) Ю.В. Андропов В) А.Н. Косыгин Г) Л.И. Брежнев

20. Понятие «развитой социализм» содержалось в Конституции:

А) 1918 г. Б) 1924 г. В) 1936 г. Г) 1977 г. Д) 1993 г.

Часть 2.

    Прочитайте отрывок из указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» и укажите его фамилию . «В соответствии с постановлением съезда народных депутатов РСФСР… постановляю:

    Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных рыночных цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

    Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам…»

Ответ:____________________________

2. Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите, о ком идет речь. «Этого выдающегося ученого-естествоиспытателя называют создателем водородной бомбы. Но всю свою жизнь он выступал против испытаний ядерного оружия, был одним из лидеров зарождавшегося в стране правозащитного движения. За свою деятельность в 1980 г., уже будучи лауреатом Нобелевской премии мира, (он) был выслан без суда в Горький. И лишен звания трижды Героя Труда. Только с началом перестройки он смог вернуться в Москву».

Ответ:______________________________

    Прочтите отрывок из манифеста и укажите период, к которому относится данный документ. «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов…Установить незыблемые правила, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей».

А) 1861 – 1881 гг. Б) 1881 – 1894 гг. В) 1894 – 1905 гг.

Г) 1905 – 1917 гг.

4. Прочтите отрывок из манифеста и укажите о каком событии идет речь. «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования. Презрев уступчивый и миролюбивый ответ сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооруженное нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда».

Ответ:___________________________________________

5. Прочтите отрывок из выступления советского композитора и укажите его фамилию . «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».

А) А.В. Александров Б) С.С. Прокофьев В) Д.Д. Шостакович

Г) Д.Б. Кабалевский

6. Кому принадлежат слова: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

Ответ:_____________________________

Часть III

Напишите исторический портрет исторического деятеля ХХ века, по плану:

    Годы жизни / время осуществления деятельности

    Основные направления его деятельности (не менее 2-х)

    Характеристика основных направлений деятельности

    Вывод (отразить роль, значение деятельности этого человека в истории.

Примеры исторических и государственных деятелей: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, Николай Второй, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.И. Вавилов, М.Н. Тухачевский, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев, Г.К. Жуков, Косыгин А.Н., Алексей Стаханов, В.М. Молотов, Л.И. Брежнев, Ю.А. Гагарин, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин…….

ответы:

Вариант 1.

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Б

А

Г

Б

В

Б

В

А

А

Г

А

Б

А

Б

В

Б

В

В

Г

бв

Часть 2

1

2

3

4

5

6

А

Б

Б

Кровавое воскресенье

ГКЧП

Л.И. Брежнев

Вариант 2.

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В

А

В

Б

В

В

А

А

Б

Г

Б

Б

Б

Г

Б

Г

Б

Г

В

Г

Часть 2.

1

2

3

4

5

6

Б.Н. Ельцын

А.Д. Сахаров

Г

Начало 1 Мировой войны

В

В.М. Молотов

Какое событие произошло раньше остальных? Завоевание персами Египта Фермопильское сражение Саламинское

сражение

Марафонское сражение

Какое событие произошло раньше остальных?

Установление единоличной власти Цезаря в Риме

Законы царя Хаммурапи

Законы Солона в Афинах

Первые олимпийские игры в древности

В какой стране первыми научились производить сахар из сахарного тростника?

1. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) княжение Ольги
2) объединение Новгорода и Киева
3) съезд князей в Любече
4) княжение Ярослава Мудрого
2. Какое из названных событий произошло позже других?
1) призвание Рюрика в Новгород
2) поход Олега на Константинополь
3) княжение Святослава
4) договор Игоря с греками
3. Что из названного относилось к причинам принятия Русью христианства?
1) тесные связи с Византийской империей
2) поиск союзника в борьбе с Хазарским каганатом
3) влияние Западной Европы
4) княжеские усобицы

1. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение патриаршества

3) созыв Земского собора

4) перенос в Москву резиденции митрополита

2.Князь Иван Данилович Калита вошел в историю как
1) победитель монголо-татар

2) «собиратель земли русской»

3.Какое из названных событий произошло раньше других?
1) стояние на реке Угре

2) вступление на престол Ивана III

3) создание стрелецкого войска

4) присоединение Пскова к Москве

4.Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

1) Владимира Мономаха

2) Всеволода Большое Гнездо

3) Ивана Калиты

4) Владимира Красное Солнышко

5.Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIV в.
1) избавляло его княжество от уплаты дани Орде

2) давало ему право на сбор дани с русских земель в пользу Орды

3) закрепляло за князем право назначать русского митрополита

4) позволяло князю формировать общерусское войско

6.Кто из названых правителей первым принял титул «Государя всея Руси»?
1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Василий II Темный

7.Одним из последствий принятия Судебника 1497 г. было
1) введение срока сыска и возвращения беглых крестьян

2) появление новых органов центрального управления - приказов

3) введения единого срока крестьянского перехода от одного землевладельца к другому

4) введение денежного налога - подушной подати

8.Что из названного было следствием события, вошедшего в историю как «стояние на Угре»?
1) установление независимости русского государства от Орды

2) присоединение к Москве Тверского княжества

3) вторжение в русские земли польско-литовских войск

4) разорение ордынским войском Рязани

Какое из данных событийКакое из данных событий произошлоКакое из данных событий произошло раньше других?

1)Создание Союза благодействия
2)Создание организации "Черный передел"
3)Создание организации "Священная дружина"
4)Создание Кирилло-Мефодиевского общества

Какое из указанных событий произошло во время правления Александра III?
1)Создание мировых судов
2)Издание цензурного устава, названного современниками "чугунным"
3)Издание циркуля "о кухаркиных детях"
4)Создание военных поселений

Как назывались исполнительные органы, создание в ходе Земской реформы?
1)Земские участковые начальники
2)Мировые посредники
3)Земские управы
4)Земские собрания

Что явилось последствием Крымской войны?
1)"Нейтрализация" Черного моря
2)Потеря Россией Севастополя
3)Независимость Сербии
4)Присоединение к России части польских земель

Какое положение содержала "Русская правда" П.Пестеля?
1)Сохранение всей земли в руках помещиков
2)Объявление России федерации
3)Провозглашение в России конституционной монархии
4)Провозглашение России республикой

Надо выбрать ответ помогите плиз оч надо!!! 1) Главным противоречием политической системы России в нач. XX века являлось: 1. противоречие между

исполнительной и законодательной властью 2. противоречие между тенденцией к формированию гражданского общества и неограниченной самодержавной властью 3. противоречие между либеральной и консервативной партиями 4. наличие разногласий между царем и патриархом

2) В вопросах государственности для Николая II было характерно: 1. поддержка идеи конституционной монархии 2. приверженность к неограниченной самодержавной власти 3. приверженность к популизму 4. приверженность к либеральным реформам

3) Основным решением Гаагской конференции было: 1. запрещение применения химического оружия 2. создание экономического союза европейских государств 3. создание военного союза против Германии 4. ограничение вмешательства европейский держав в дела балканских территорий Османской империи

4) Определите предмет противоречия России и Японии на Дальнем Востоке: 1. борьба за сферы влияния в Корее и Китае 2. вопрос рыбного промысла в Охотском море 3. вопрос строительства Транссибирской магистрали 4. экономическая экспансия в Среднюю Азию

5) Какое событие произошло раньше других? 1. поражение под Мукденом 2. Цусимское сражение 3. сдача Порт-Артура 4. затопление "Варяга" и "Корейца"

6) По условиям Портсмутского мирного договора: А. Россия признала Корею сферой влияния Японии Б. Россия уступила Японии остров Сахалин 1. верны и А, и Б 2. верно только Б 3. верно только А 4. оба суждения неверны

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 49 заданий.


Часть 1 состоит из 27 заданий (А1–А27). К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, только один из которых верный.


Часть 2 состоит из 15 заданий (В1–В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).


Часть 3 состоит из 7 заданий с развёрнутым ответом (С1–С7).


Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.


A1 Какое из названных событий произошло раньше других?
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород


A2 Кто из князей вошёл в историю под именем первого «собирателя русских
земель»?
1) Иван Калита
2) Александр Невский
3) Владимир Мономах
4) Дмитрий Донской


A3 Полюдьем в Древней Руси называли
1) собрание мужчин-общинников
2) военное формирование, находящееся на службе у князя
3) сбор князем дани с подвластных земель
4) пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца


A4 Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной Радой в середине XVI в.?
1) создание стрелецкого войска
2) создание регулярной армии
3) создание гвардейских полков
4) формирование полков иноземного строя


A5 Кто из названных лиц был архитектором?
1) Матвей Казаков
2) Симеон Полоцкий
3) Фёдор Волков
4) Михаил Щепкин

A6 Политика «просвещённого абсолютизма» связана с царствованием
1) Петра III
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича


A7 В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол

A8 Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»
1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке


A9 Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других?
1) петрашевцы
2) народники
3) эсеры
4) декабристы


A10 М.М. Сперанский подготовил «Свод законов Российской империи» в годы царствования
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра III
4) Николая II

A11 Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.?
1) классицизм
2) романтизм
3) академизм
4) передвижники


A12 Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II?
1) отмена крепостного права
2) основание военных поселений
3) проведение П.Д. Киселёвым реформы управления государственными крестьянами
4) перевод крестьян на обязательный выкуп


A13 В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино русская армия:
1) получила свежие регулярные части, вооружение
2) разгромила французскую армию на подступах к Смоленску
3) добилась назначения М.И. Кутузова главнокомандующим
4) задержала захват Москвы армией Наполеона


A14 Прочтите отрывок из сочинения Н.К. Шильдера и укажите императора, о правлении которого идёт речь.
«Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись… Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев… Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император<…> в течение всей остальной своей жизни».
1) Павел I
2) Александр I
3) Николай I
4) Александр III


A15 Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в

A16 Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство?
1) Съезд Советов
2) Учредительное собрание
3) Государственное совещание
4) Государственная Дума


A17 При проведении Столыпинской аграрной реформы
1) поощрялся рост хуторов и отрубов
2) принудительно отчуждались помещичьи земли
3) развивалось общинное землевладение
4) вводилось уравнительное землепользование «по трудовым нормам»


A18 Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?
1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры


A19 Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано.
«Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц.суточной добычи шахты».
1) 1918 г.
2) 1926 г.
3) 1935 г.
4) 1941 г.


A20 Операция «Багратион» – это операция советских войск по
1) штурму Кёнигсберга
2) контрнаступлению под Сталинградом
3) освобождению Белоруссии
4) штурму Берлина

A21 Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.


«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте…
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С.С. Прокофьев
2) А.В. Александров
3) А.И. Хачатурян
4) Д.Д. Шостакович


A22 Какое из названных событий произошло позже, чем все другие?
1) ввод войск стран ОВД в Чехословакию
2) размещение советских ракет на Кубе
3) начало Корейской войны
4) вступление СССР в войну с Японией


A23 Какое событие произошло в период «оттепели» в СССР?
1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности в Европе
2) вывод советских войск из Германии
3) первый визит руководителя СССР в США
4) заключение пакта Молотова – Риббентропа


A24 Главной задачей внутренней политики СССР во второй половине 1940-х гг. сталинское руководство считало
1) смягчение цензуры, проведение политики гласности
2) форсированное восстановление тяжёлой промышленности
3) переход от отраслевого к территориальному управлению народным
хозяйством
4) реабилитацию жертв репрессий 1930-х гг.


A25 Что было одним из последствий участия советских войск в афганской войне?
1) исключение СССР из ООН
2) укрепление авторитета СССР в мировом коммунистическом движении
3) усиление противоречий между СССР и многими странами мира
4) переход к политике «разрядки» в международных отношениях

A26 Прочтите отрывок из указа Президиума Верховного Совета СССР и укажите, в каком году был издан этот указ.


«Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Установить, что совместные предприятия, создаваемые на территории СССР с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления, уплачивают налог на прибыль в размере и порядке, определяемом Советом Министров СССР. Налог подлежит перечислению в доход союзного бюджета. Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых двух лет их деятельности».
1) 1953 г. 2) 1962 г. 3) 1978 г. 4) 1987 г.


A27 Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены
1) макроэкономической стабилизацией
2) падением объёмов производства
3) ростом доходов государства
4) увеличением доходов большинства населения


Часть 2


Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В1 Расположите имена деятелей культуры в хронологической последовательности их жизни. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
А) Аристотель Фиораванти
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Василий Баженов

В2 Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Г.А. Спиридов
2) М.Д. Скобелев
3) С.И. Дежнёв
4) П.А. Румянцев
5) Ф.Ф. Ушаков
6) М.Б. Шеин


В3 Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь.


«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои.
Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

В5 Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены органы власти, в хронологической последовательности в таблицу.
А) III отделение императорской канцелярии
Б) первые министерства
В) Верховная распорядительная комиссия
Г) Государственный совет

В6 Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) создание Н.М. Карамзиным «Истории государства Российского»
2) создание высших женских курсов
3) основание Александром I Царскосельского лицея
4) первый показ фильмов в России
5) основание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра (МХТ)
6) создание М.И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»

В7 Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В8 Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX в. императора, о внутренней политике которого идёт речь.


«Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…> Профессор Вышнеградский – министр финансов – пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны <…> Адмирал Шестаков, высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван <Императором> в Петербург и назначен морским министром <…> С.Ю. Витте… обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…> который, назначив его товарищем министра, сразу же признал его талант».

В9 Какие три художественных произведения из перечисленных относятся к первой половине XX в.?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) фильм С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»
2) роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
3) картина В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»
4) роман М.И. Шолохова «Тихий Дон»
5) фильм Э.А. Рязанова «Берегись автомобиля!»
6) картина К.С. Малевича «Чёрный квадрат»

В10 Установите соответствие между событиями советской истории и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В11 Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь.
«Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования <...>
Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав».

В12 Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1945–1953 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
2) Карибский кризис
3) разрыв отношений с Югославией
4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)
5) ввод войск в Венгрию
6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)

В13 Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В14 Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь.
«Набирал кажущуюся силу новый культ личности <…> Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».

В15 Расположите следующие события второй половины ХХ в. в хронологической последовательности.
Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ
В) устранение «антипартийной группы» Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, В.М. Молотова
Г) принятие Декларации о государственном суверенитете России

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.


Часть 3


Для записи ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.



<...> <...>
<...> <…> разгромить <...> <...> <...> <...>

C1 Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.


C2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.


Задания C4–C7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщённой характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.


C4 Назовите не менее двух основных проблем экономического развития СССР к середине 1980-х гг. Приведите не менее трёх примеров конкретных мер, предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. для решения этих проблем.


C5 Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:
1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего стабильного развития России по пути умеренного реформирования («Союз 17 октября»).
2. Первая российская революция осталась незавершённой (РСДРП).


Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
Реформы 50-х гг. XVI в., проведённые Иваном IV вместе с Избранной Радой, способствовали укреплению Российского государства. Однако в начале 60-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной Радой и избрал другую политику. Укажите, как она называлась, в чём заключались причины её введения (не менее двух причин) и каковы были её последствия (не менее трёх последствий).

C7 Сравните последствия (итоги, результаты) Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецкой войны 1877–1878 гг. для внутреннего и внешнеполитического положения России.
Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Система оценивания экзаменационной работы по истории


ЧАСТЬ 1


За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

N o задания Ответ N o задания Ответ N o задания Ответ
А1 4 А10 1 А19 3
А2 1 А11 4 А20 3
А3 3 А12 1 А21 4
А4 1 А13 1 А22 1
А5 1 А14 2 А23 3
А6 3 А15 3 А24 2
А7 4 А16 2 А25 3
А8 2 А17 1 А26 4
А9 4 А28 2 А27 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

N o задания Ответ
В1 ВАБГ
В2 145
В3 1235
В4 Годуновы
В5 БГАВ
В6 136
В7 2145
В8 АлександрТретий
В9 146
В10 2145
В11 перваямировая; ПерваяМировая
В12 136
В13 3521
В14 Брежнев; ЛеонидБрежнев; ЛИБрежнев; БрежневЛИ
В15 ВАГБ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ


Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».


ЧАСТЬ 3


Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.
«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью <...> Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня <...> слёзы радости текли из глаз...
Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что <...> выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях <…> разгромить <...> В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы <...> бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов <...> В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев <...> Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

Баллы

Может быть указано, что:

Война – Великая Отечественная;
- битва – Московская;
- воспоминания относятся к декабрю 1941 г.

Указаны война, битва и дата воспоминаний. 2
Указаны 2 любых элемента ответа. 1
Указан 1 любой элемент ответа.
ИЛИ
0
Максимальный балл 2
C2

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития:


- антиалкогольная кампания;








Указаны 3 причины. 2
Указаны 1–2 причины. 1
Все элементы ответа названы неверно. 0
Максимальный балл 2
C3
Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения о значении победы под Москвой с точки зрения, выраженной в воспоминаниях:

Это была первая крупная победа Красной Армии с начала войны;
- враг был отброшен от столицы;
- были освобождены от врага первые населенные пункты;
- враг понёс значительные потери;
- возродилась (укрепилась) надежда на победу в войне.

Приведены 3 положения. 2
Приведены 2 положения. 1
Приведено 1 положение.
ИЛИ
Все элементы ответа названы неверно.
0
Максимальный балл 2
C4

1. Могут быть названы следующие проблемы экономического развития СССР к середине 1980-х гг.:

Снижение темпов экономического роста;
- хронический дефицит продовольствия и товаров народного потребления;
- растущее научно-техническое отставание СССР от западных стран;
- исчерпание возможностей экстенсивной экономики;
- зависимость экономики от экспорта энергоносителей и цен на них на мировом рынке;
- чрезмерная милитаризация экономики;
- низкое качество и дефицит товаров на потребительском рынке;
- низкая производительность труда и слабая трудовая дисциплина;
- чрезмерная централизация экономики;
- отставание ряда важных отраслей (сельское хозяйство и др.);
- рост теневой экономики.

2. Могут быть приведены следующие примеры предпринимавшихся во второй половине 1980-х гг. конкретных мер для решения проблем экономического развития:

Провозглашение курса на ускорение;
- антиалкогольная кампания;
- введение государственной приёмки;
- принятие закона «О государственном предприятии»;
- борьба с коррупцией и нетрудовыми доходами;
- борьба за повышение трудовой дисциплины, внимание к материальному стимулированию труда;
- предоставление бόльшей хозяйственной самостоятельности предприятиям;
- принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности;
- поощрение подсобных хозяйств, аренды и т.п.;
- создание совместных предприятий;
- принятие закона «О кооперации в СССР», развитие кооперативного сектора экономики.

Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 проблемы в экономике СССР середины 1980-х гг. и приведены 3 примера действий, предпринятых для решения этих проблем во второй половине 1980-х гг. 4
Названы 2 проблемы и 2 примера.
ИЛИ
Названы 1 проблема и 3 примера.
3
Названы 2 проблемы, приведён 1 пример.
ИЛИ
Названы 1 проблема и 2 примера.
ИЛИ
Проблемы не названы, приведены 3 примера.
2
Названы 2 проблемы, примеры не приведены.
ИЛИ
Названа 1 проблема, приведён 1 пример.
ИЛИ
Проблемы не названы, приведены 2 примера.
1
Назван 1 любой элемент ответа.
ИЛИ
Все элементы названы неверно.
0
Максимальный балл 4

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

В ходе революции было создано народное представительство – Государственная Дума;
- законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом;
- было создано объединённое правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;
- были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения;
- населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
- были отменены выкупные платежи;
- с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
- рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращён рабочий день.


При выборе второй точки зрения:

Сохранилась монархия;
- за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;
- за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;
- император имел право распускать Государственную Думу;
- император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
- все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;

В Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной;
- власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников;
- 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот);
- не был решён аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки);
- рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
- сохранялось национальное неравенство;
- не произошло значительного расширения прав самоуправления.

1. Может быть указано, что:

Политика называлась «опричнина»;
- переход к опричнине был обусловлен объективными противоречиями и личными мотивами Ивана IV;
- отношения монарха и боярской аристократии были очень напряжёнными;
- активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.
Личные мотивы Ивана IV:
- в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к удельному князю Владимиру Андреевичу Старицкому, проявившихся во время тяжёлой болезни царя в 1553 г.

Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру;
- в 1557–1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашёл он поддержки в этом вопросе и у Избранной рады;
- в 1560 г. произошёл его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности, ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем отправлены в ссылку;
- после побега князя Андрея Курбского в Литву (в 1564 г.) гонения на бояр были ужесточены.


2. Могут быть названы последствия опричной политики:

Кризис власти, ослабление государства, угроза распада России;
- кризис хозяйственной жизни, гибель массы людей, бегство населения из центра страны на окраины);
- усиление возможностей для установления крепостнических отношений (конец XVI в. – прикрепление крестьян к земле).

Указания к оцениванию Баллы
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку
зрения.
3
Приведены 2 аргумента.
Указания к оцениванию Баллы
Дано определение политики, названы 2 причины и 3 последствия. 4
Дано определение политики, названа 1 причина и 3 последствия
ИЛИ
Название политики не дано, названы 2 причины и 2 последствия.
3
Названы только 2 причины и 1 последствие.
ИЛИ
Названы 1 причина и 2 последствия.
2
Названы только 1 причина и 1 последствие.
ИЛИ

Часть А

А1. К церковной реформе патриарха Никона относится

1) изменение церковных обрядов

2) созыв Стоглавого собора

3) учреждение Святейшего Синода

4) отделение церкви от государства

1) изменение церковных обрядов

А2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) стояние на реке Угре

А3. Что из названного относится к результатам похода князя Ивана III на Великий Новгород в 1478 года?

1) предоставление новгородскому купечеству особых льгот

2) расширение полномочий новгородского веча

3) передача большей части Новгородских земель Вели­кому княжеству Литовскому

4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

4) получение московским князем в своё распоряжение больших земельных владений

А4. Кто из князей повелел возвести стены Московского Кремля из красного кирпича и пригласил в Москву итальянских мастеров: Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового и др.?

1) Иван Калита

2) Иван Грозный

3) Дмитрий Донской

4) Иван III

А5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.

«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы».

3) Святославе

3) Святославе

А6. Из перечисленных лиц композитором был

1) Н.М. Карамзин

2) В.И. Даль

3) Ф.И. Шаляпин

4) М.П. Мусоргский

А7. Участие России в Континентальной блокаде Анг­лии относится к годам правления

1) Александра I

2) Николая I

3) Александра II

1) Александра I

А8. Целью России в Северной войне было

1) присоединение Финляндии

2) получение выхода к Чёрному морю

3) получение выхода к Балтийскому морю

4)отражение притязаний Польши на Левобережную Украину

3) получение выхода к Балтийскому морю

А9. Прочтите отрывок из сочинения историка и ука­жите имя брата императора, наследника престола, о кото­ром идёт речь в отрывке.

«Для него не было секретом, что Константин … стра­шился престола. Значит, едва ли разговор с (Александром) был для него неожиданностью. Но бояться власти в его по­ложении, даже тайно о ней мечтая, было естественно. (На­следник престола) … понимал, что не готов… к управле­нию государством. А между тем, после примечательного разговора в 1819 году Александр, неоднократно возвращаясь к этой теме, ничего, однако, не делал, чтобы подготовить брата к престолу».

1) Павел Петрович

2) Николай Павлович

3) Александр Николаевич

4) Александр Александрович

2) Николай Павлович

А10. Какое событие относится к войне 1877-1878 годов?

1) Цусимский бой

2) Тарутинский марш-манёвр

3) оборона Севастополя

4) оборона Шипки

А11. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте

1) основой денежной системы стал золотой рубль

2) основой денежной системы стал серебряный рубль

3) из обращения были изъяты бумажные деньги

4) было восстановлено обращение бумажных денег

1) основой денежной системы стал золотой рубль

А12. Прочтите отрывок из работы историка С.Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.

«Страстная оппозиция классическому, академическо­му стилю оперного искусства исходила от [этого объедине­ния]. Пианист М.А. Балакирев стал вдохновителем и вож­дём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объеди­нение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М.П. Мусоргский, учёный-химик А.П. Бородин и морской офицер Н.А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающи­мися композиторами. Они стремились к реализму и на­родности в музыке».

1) «Могучая кучка»

2) «Левый фронт»

3) «Арзамас»

1) «Могучая кучка»

А13. Какое понятие возникло в связи с процессом де­мократизации культуры в 1870-1890-х годах?

1) классицизм

2) романтизм

3) академизм

4) передвижники

А14. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 года было принято решение о

1) провозглашении советской власти

2) заключении сепаратного мира с немцами

3) провозглашении России конституционной монархией

4) создании Временного правительства

1) провозглашении советской власти

А15. Что из названного было одной из причин быст­рых темпов коллективизации сельского хозяйства в конце 1920-х годах?

1) материальная заинтересованность зажиточных кре­стьян в создании колхозов

2) успех деятельности крестьянских кооперативов в предыдущие годы

3) насильственные действия со стороны властей в от­ношении крестьян

4) массовое разорение индивидуальных крестьянских хозяйств в результате падения цен на продоволь­ствие

3) насильственные действия со стороны властей в от­ношении крестьян

А16. Как назывался созданный фашистами один из крупнейших «лагерей смерти», в котором погибло мно­жество советских военнопленных и евреев?

1) Эрфурт

2) Освенцим

3) Нюрнберг

2) Освенцим

А17. Прочтите отрывок из межгосударственного дого­вора, подписанного СССР в июле 1941 года, и определите, с какой страной он был заключён.

«1. Оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в настоящей войне против гитлеровской Германии.

1) Франция

2) Великобритания

2) Великобритания

А18. Активное освоение целинных земель во второй половине XX века происходило при

1) И.В. Сталине

2) Н.С. Хрущёве

3) Л.И. Брежневе

2) Н.С. Хрущёве

А19. Что из названного относится к последствиям на­чала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х годов?

1) широкое развитие диссидентского движения

2) репрессии против видных военачальников времён Великой Отечественной войны

3) установление армейского контроля над партийным и государственным аппаратом

4) кампания по борьбе с космополитизмом

4) кампания по борьбе с космополитизмом

А20. Как звали советского писателя, удостоенного в 1958 году Нобелевской премии по литературе, но вынужден­ного от неё отказаться в условиях организованной властя­ми травли?

1) Б.Л. Пастернак

2) М.А. Шолохов

3) А.А. Фадеев

1) Б.Л. Пастернак

А21. Членом какого объединения государств стала Россия в декабре 1991 года?

1) Содружества Независимых Государств

2) Содружества наций

3) Союза Суверенных Государств

1) Содружества Независимых Государств (СНГ)

Часть В

В1. Расположите имена деятелей культуры в хроноло­гической последовательности их жизни. Запищите циф­ры, которыми обозначены имена, в правильной последова­тельности в таблицу.

1) Марко Руффо

2) Симеон Полоцкий

3) Андрей Рублёв

4) Василий Баженов

В3. Установите соответствие между терминами и вре­менем их появления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Термины

А) Верховный тайный совет

Б) Земский собор

В) Дворец и Казна

Г) Приказ тайных дел

Время появления

В5. Установите соответствие между событиями второй половины XIX века и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

События

А) принятие закона о земских начальниках

Б) земская реформа

В) Берлинский конгресс

Г) воцарение Александра III

Даты

В7. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х годах?

2) резолюция «О единстве партии»

3) первая Конституция СССР

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) первый пятилетний план развития народного хо­зяйства СССР

В8. Установите соответствие между фамилиями руко­водителей СССР и периодами их пребывания у власти: к каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию второго столбца.

Руководители

А) Ю.В. Андропов

Б) Н.С. Хрущёв

В) М.С. Горбачёв

Г) К.У. Черненко

Периоды

1) 1953-1964 гг.

2) 1964-1982 гг.

3) 1982-1984 гг.

4) 1984-1985 гг.

В9. Прочтите отрывок из воспоминаний председателя Госплана СССР Н. Байбакова и напишите название перио­да отечественной истории, к которому они относятся.

«Разговор происходил за чашкой чая, как говорится, в доверительной обстановке. Брежнев рассказывал о труд­ном положении в стране, о том, что необходимо усилить централизацию управления и планирования, так как предстоит ликвидация совнархозов и восстановление ми­нистерств…

«Чёрное золото» и газ из Сибири становились основ­ной базой топливно-энергетического комплекса страны, крупным источником валюты. Тогда и развернулась ост­рая борьба за выбор наиболее эффективного направления прокладки газопровода из Западной Сибири. Косыгин сам вылетел на место - в Тюменскую область, чтобы убе­диться, какой вариант выгоднее: северный - по малоос­военной территории или южный - по густонаселённым районам».

Период застоя

В10. Ниже приведён перечень терминов. Появление всех их, за исключением одного, относится к XIX веку. Найдите и запишите термин, появление которого отно­сится к другому историческому периоду.

Декабристы, народники, петрашевцы, троцкисты, марксисты, первомартовцы.

троцкисты

В11. Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в резуль­тате «Великого перелома» форма хозяйствования, при ко­торой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называ­ется

колхозы

В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

1) царь Алексей Михайлович

2) император Александр I

3) А.Д. Меншиков

4) М.М. Сперанский

5) 1645-1676 гг.

6) 1741-1761 гг.

7) 1762-1796 гг.

8) Андрей Желябов

Часть С

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.

Из воспоминаний советского партийного деятеля В.А. Медведева

«11 июня… прошло совещание в ЦК КПСС по вопро­сам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реа­лизованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-тех­нического прогресса, а значит и социально-экономическо­го развития страны, упирается в хозяйственный меха­низм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая прак­тика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки и техники, модер­низации отечественного машиностроения… не могут рас­считывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потяну­лась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

С1. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

1) период – перестройка; 2) фамилия Генерального секретаря – М.С. Горбачёв

С2. Назовите не менее трёх характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

1) отсутствие частной собственности на средства производства; 2) плановый характер хозяйства; 3) командные (бюрократические) методы руко­водства экономикой; 4) отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда; 5) бесхозяйственность, нерациональное потреб­ление ресурсов; 6) государственный контроль за ценообразова­нием; 7) государственная монополия на внешнюю тор­говлю.
Могут быть названы другие характерные черты.

С3. Назовите не менее трёх экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществлённых в период, к которому относятся воспоминания.

1) введение системы госприёмки; 2) расширение самостоятельности предприятий, 3) внедрение хозрасчёта; 4) развитие кооперативного движения; 5) разрешение индивидуального предпринима­тельства; 6) создание фермерских хозяйств (признание пя­ти основных форм хозяйствования на селе); 7) создание коммерческих банков.
Могут быть названы другие реформы.

С4. Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII века и продолжаются до сих пор. Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяс­нения).

1) сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варя­гами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; 2) противники норманнской теории считали, что государство сла­вян возникло в результате развития восточнославян­ского общества (к моменту призвания варягов у сла­вян уже были свои княжения); 3) сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, про­тивники норманнской теории - слово Русь имеет славянское происхождение; 4) сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) - жители Скандинавии, а про­тивники - варяги (норманны) - славяне с южного берега Балтийского моря.
Могут быть даны другие объяснения.

С5. Ниже указаны две точки зрения на политику П.А. Столыпина:

1. Политика П.А. Столыпина была направлена на за­щиту интересов дворян-помещиков.
2. От политики П.А. Столыпина выигрывала лучшая часть русского крестьянства.

Какая из точек зрения представляется вам более пред­почтительной? Используя исторические знания, приведи­те три аргумента, подтверждающие избранную вами точ­ку зрения.

При выборе первой точки зрения может быть ска­зано, что: 1) аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков; 2) аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель; 3) благодаря столыпинским реформам бедняки, продавшие свою землю, пополняли число сельско­хозяйственных рабочих, труд которых использовал­ся в помещичьих хозяйствах; 4) изменённый 3 июня 1907 года избирательный за­кон предоставил больше преимуществ дворянам-по­мещикам (в том числе в ущерб крестьянским пра­вам); 5) при П.А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кре­диты помещикам.

При выборе второй точки зрения может быть ска­зано, что: 1) реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превраще­нию крестьян в собственников земли); 2) Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины; 3) при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам; 4) реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу; 5) переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в Центральном ре­гионе; 6) столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель; 7) в ходе реформ получила значительное разви­тие крестьянская кооперация; 8) выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств; 9) при реформировании системы местного само­управления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам.

С6. Ниже названы три исторических деятеля различ­ных эпох. Выберите из них одного и выполните зада­ния.

1) князь Святослав Игоревич 2) Николай II 3) Е.Т. Гайдар

Укажите время жизни исторического деятеля (с точ­ностью до десятилетия или части века). Назовите основ­ные направления его деятельности и дайте их краткую ха­рактеристику. Укажите результаты его деятельности.

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни ис­торического деятеля или указание времени жизни отсутствует, а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности, существен­но искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником (абитуриентом) эпохи, в которую жил исторический деятель, от­вет оценивается 0 баллов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта